Jump to content

Lockheed EC-121 Предупреждающая звезда

(Перенаправлено с Lockheed EC-121 )
Предупреждающая звезда EC-121
Предупреждающая звезда EC-121T
Роль Воздушное раннее предупреждение и контроль
Национальное происхождение Соединенные Штаты
Производитель Корпорация Локхид
Первый полет 9 июня 1949 г.
Введение 1954
Ушедший на пенсию 1978 (ВВС США)
1982 (УСН)
Основной пользователь ВМС США , ВВС США
Произведено 1953–1958
Количество построенных 232
Разработано на основе L-749 Созвездие
L-1049 Супер Созвездие
Созвездие С-121
Второй прототип PO-1W на авиабазе NAS Barbers Point, 1952 г.
Третий серийный WV-2 в полете 1954 г.

Lockheed EC-121 Warning Star — американский самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления, использовавшийся в 1950-х годах как в ВМС США (USN), так и в ВВС США (USAF).

Военная версия Lockheed L-1049 Super Constellation использовалась в качестве бортовой системы раннего предупреждения в дополнение к линии дальнего раннего предупреждения с использованием двух больших обтекателей (вертикальный купол над фюзеляжем и горизонтальный под фюзеляжем). Он заменил TBM-3W, используемый ВМС США. Некоторые EC-121 также использовались для сбора разведывательной информации . EC-121 был представлен на вооружение в 1954 году и снят с производства в 1978 году, хотя единственный специально модифицированный самолет РЭБ оставался на вооружении ВМС США до 1982 года.

Первоначально закупленные версии USN имели обозначения WV-1 (PO-1W), WV-2 и WV-3. Предупреждающие звезды ВВС США служили во время войны во Вьетнаме как электронные сенсорные мониторы, так и предшественники системы Boeing E-3 Sentry АВАКС . Экипажи ВВС США приняли гражданское прозвище «Конни» (уменьшительное от «Созвездие») в качестве ссылки, экипажи ВМС США использовали прозвище «Вилли Виктор».

Разработка

[ редактировать ]

С 1943 года Lockheed Constellation находился на вооружении USAAF под обозначением C-69 . Использование Constellation ВМС США для патрулирования и воздушного раннего предупреждения было впервые исследовано в 1949 году, когда ВМС США приобрели два Lockheed L-749 Constellations . Впервые поднявшись в воздух 9 июня 1949 года, PO-1W нес большие радары дальнего действия в массивных обтекателях над и под фюзеляжем. Поскольку обтекатели имели значительно большую боковую площадь, вертикальные стабилизаторы ПО-1W пришлось увеличить. После того, как PO-1W (переименованный в WV-1 в 1952 году) доказал возможность использования больших радаров на самолетах, ВМС США заказали WV-2 на базе L-1049 Super Constellation. ВВ-1 были переданы Федеральному авиационному агентству в 1958–1959 годах. [ 1 ] [ 2 ]

WV-2/EC-121D изначально был оснащен спинным высотомером AN/APS-45 и подфюзеляжным поисковым радаром AN/APS-20 . Позже они были модернизированы до радаров AN/APS-103 и AN/APS-95, хотя и не одновременно. [ 3 ] Экипаж обычно насчитывал 18 человек, шесть офицеров (два пилота, два штурмана и два диспетчера вооружения) и 12 рядовых (два бортинженера, один радист, два командира экипажа, пять операторов радиолокационной станции и два радиолокационных техника). [ 4 ] Однако, когда в 1969 году Северная Корея сбила военно-морской самолет EC-121 , на борту находился экипаж из 31 человека. [ 5 ]

Всего было размещено заказов на 142 самолета PO-2W Constellation на базе Lockheed L-1049 Super Constellation, поставки начались в 1953 году. PO-2W был переименован в WV-2 в 1954 году. В 1962 году в результате стандартизации обозначений самолетов в Министерстве обороны. , WV-2 затем стал EC-121K. Всего 13 из них были переоборудованы в самолеты электронной разведки (ELINT) WV-2Q (в 1962 году ставшие EC-121M). Девять были переоборудованы в самолеты-разведчики погоды WV-3 (WC-121N в 1962 г.). [ 6 ] EC-121K также эксплуатировался 86-й учебной эскадрильей (VT-86) в NAS Glynco , Джорджия , для обучения студентов- летных офицеров ВМФ, которым предстояло летать как на EC-121, так и на Grumman E-2 Hawkeye . После закрытия NAS Glynco VT-86 был переведен в NAS Pensacola , Флорида, в 1973 году, последний EC-121 эскадрильи также был доставлен в NAS Pensacola и хранился в коллекции Национального музея военно-морской авиации , где он остается до сих пор. [ 7 ] Единственным самолетом стал NC-121K, вариант радиоэлектронной борьбы, закрепленный за 33-й тактической эскадрильей радиоэлектронной борьбы (VAQ-33) в авиабазе NAS Ки-Уэст , Флорида. Самолет был последним EC-121, находившимся в эксплуатации, летавшим до 25 июня 1982 года. [ 8 ]

ВВС США получили 10 RC-121C и 74 EC-121D Предупреждающие звезды, также основанные на L-1049, начиная с отклонения от контрактов ВМФ в октябре 1953 года. [ 9 ] 10 RC-121C стали учебно-тренировочными, получив обозначение TC-121C. В период с 1966 по 1969 год 30 снятых с вооружения USN EC-121 были переданы ВВС США и переоборудованы в EC-121R в качестве самолетов сенсорного мониторинга. Из 74 EC-121 42 были переоборудованы в модернизированный EC-121H, начиная с 1962 года, а в 1969 году 15 оставшихся EC-121D и семь EC-121H были дополнительно модернизированы до окончательного эксплуатационного варианта EC-121H. 121T, служивший прототипом системы АВАКС в Юго-Восточной Азии в 1972 году. [ 6 ] Пять EC-121D были модифицированы в качестве самолетов-трансляторов для операций психологической войны , предшественников EC-130 Commando Solo . [ 10 ]

Оперативное обслуживание

[ редактировать ]
BARLANT WV-2 из VW-15 пролетает над военным кораблем USS Sellstrom у берегов Ньюфаундленда в 1957 году.
Последняя «Конни» в составе ВМС США во время последнего полета на авиабазу Дэвис-Монтан для выхода на пенсию в апреле 1982 года, VAQ-33 (GD 12) NC-121K (BuNo 141292).

WV-2, переименованные в EC-121 в 1962 году, служили с 1954 по 1965 год в составе двух «заградительных» сил, по одному у каждого побережья североамериканского континента. Заградительные силы состояли из пяти надводных постов пикетирования, каждый из которых был укомплектован эскортом радиолокационных эсминцев , и воздушного крыла WV-2/EC-121, которое патрулировало линии пикетов на высоте 1000–4000 м (3000–12 000 футов) на высоте от 6 до 20 метров. часовые миссии. Их цель заключалась в расширении зоны раннего предупреждения о внезапных советских бомбардировочных и ракетных атаках в качестве продолжения линии DEW . [ 11 ]

В апреле 1954 года появился первый Lockheed Super Constellation (модель 1049C), WV-2 BuNo. № 128323, был получен в NAS Barbers Point Первой эскадрильей воздушного раннего предупреждения (VW-1).

Атлантический барьер (BARLANT) состоял из двух сменяющихся эскадрилий, полученных из тринадцатой эскадрильи AEW (VW-13) и пятнадцатой эскадрильи AEW (VW-15) из NAS Patuxent River , штат Мэриленд , и одной эскадрильи, одиннадцатой эскадрильи AEW (VW-11). постоянно базируется на военно-морской базе Арджентия , Ньюфаундленд . Их миссия заключалась в облете орбиты до Азорских островов и обратно. Дополнительное учебное подразделение AEW базировалось на авиабазе NAS Patuxent River для обучения летных экипажей и обслуживающего персонала.

BARLANT вступил в строй 1 июля 1956 года и непрерывно летал до начала 1965 года. В июне 1961 года барьер был перенесен, чтобы прикрыть подходы между Гренландией , Исландией и барьером Соединенного Королевства ( GIUK ). Самолеты из Аргентины перебрасывались через NAS Keflavik , Исландия , чтобы продлить время покрытия. [ 11 ]

Тихоокеанский барьер (BARPAC) получил первую оперативную эскадрилью ДРЛО, первую эскадрилью воздушного дальнего обнаружения (VW-1) и первый самолет EC-121K. За третьей эскадрильей AEW последовали двенадцатая, четырнадцатая и шестнадцатая эскадрильи AEW. В январе 1958 года VW-1 и VW-3 были переведены в NAS Agana, Гуам, Мичиган, где VW-1 продолжал выполнять свои обязательства по ДРЛО, а эксплуатационные обязательства VW-3 были разделены между ДРЛО и погодой. BARPAC вступил в строй с двенадцатой эскадрильей AEW (VW-12), базирующейся в NAS Barbers Point , Гавайи , действовавшей с базы развертывания в NAS Midway 1 июля 1958 года, а затем расширенной за счет четырнадцатой и шестнадцатой эскадрилий AEW (VW-14) и шестнадцати (VW-12). 16). Их орбиты перекрывали радиолокационные станции кораблей седьмой эскортной эскадрильи примерно от острова Адак до Мидуэя. Обычно для обеспечения покрытия всей линии одновременно требовалось пять WV-2/EC-121.

К сентябрю 1965 года действия гавайских заградительных сил были прекращены, а их самолеты ЕС-121К были поставлены на хранение. Тем не менее, VW-1 продолжал работать до 1972 года, выполняя метеорологические операции и снабжая ДРЛО военно-морские силы в Тонкинском заливе. Эксплуатация USN C-121, EC-121, WC-12,1 и NC-121 продолжалась до 1975 года в семи других эскадрильях и до 1982 года в восьмой. Некоторые EC-121 использовались во Вьетнаме, повторяя миссии ВВС США EC-121, но вращались вокруг Тонкинского залива, поскольку это была зона, закрепленная за ВМС США.

Первая эскадрилья воздушной разведки флота ( VQ-1 ) и Вторая эскадрилья воздушной разведки флота ( VQ-2 ) эксплуатировали сборные самолеты EC-121M ELINT на ВВС Ацуги , Япония , и на военно-морской базе Рота , Испания , соответственно, пока они не перешли на EP- Самолеты 3Б «Орион» и ЭП-3Е «Овен».

Четвертая эскадрилья метеорологической разведки (VW-4) эксплуатировала WV-3- cum -WC-121 в период с 1954 по 1975 год как Hurricane Hunters , со своей основной базой в NAS Джексонвилле , Флорида , и передовой базой на военно-морской базе Рузвельт-Роудс , Пуэрто-Рико . Ее тихоокеанский аналог, третья эскадрилья метеорологической разведки (VW-3) Typhoon Trackers, была оперативной метеорологической эскадрильей в Тихом океане, летавшей с авиабазы ​​NAS Agana , Гуам , и отслеживавшей тайфуны с 1955 по 1960 год. [ 11 ] 30 июня 1960 года третья эскадрилья метеорологической разведки, VW-3, была расформирована, и многие ее самолеты (8 - серия BuNo. 145) и экипажи были поглощены VW-1, который сохранил обозначение AEW и взял на себя метеорологические обязательства и название. «Тайфун-трекеров» VW-3. Позже VW-4 перешел на WP-3A Orion .

Самолеты C-121 и EC-121 также эксплуатировала восьмая эскадрилья океанографических разработок (VXN-8) авиабазы ​​NAS Патаксент-Ривер , штат Мэриленд, которая использовала эти самолеты для конкретных проектов (например, проекта BIRDSEYE, MAGNET, ASWEPS и т. д.) для Управления ВМФ, пока их не заменили самолеты РП-3А и РП-3Д «Орион». VXN-8 также эксплуатировал четыре дополнительных самолета NC-121 под названием «Blue Eagles». Эти специально модифицированные самолеты были оснащены полным радио- и телепередающим оборудованием и студиями для одновременной трансляции американских и вьетнамских теле- и радиопрограмм до установки наземных станций во время войны во Вьетнаме. Самолет летал каждую ночь 7 дней в неделю, транслируя такие американские телепрограммы, как Combat , Have Gun-Will Travel и Gunsmoke , а также другие популярные программы того времени в дополнение к вьетнамским программам, записанным перед каждым полетом. Вечерние американские новостные передачи транслировались в прямом эфире с использованием бортовой телестудии и диктора ВВС, доносившего последние новости из дома и со всего мира. «Голубые орлы» действовали на авиабазах Сайгон и Дананг около 5 лет, начиная с 1965 года.

Шестая авиационная эскадрилья ( VX-6 , базирующаяся в NAS Quonset Point , Род-Айленд) также эксплуатировала самолеты R7V , переименованные в C-121J, для поддержки Антарктической программы США операций , пока не были заменены самолетами LC-130F Hercules .

EC-121 также эксплуатировался 86-й учебной эскадрильей (VT-86) в NAS Glynco , Джорджия, для обучения студентов-офицеров военно-морских сил, предназначенных для использования на E-2 Hawkeye , а также 33-й эскадрильей тактической радиоэлектронной борьбы ( VAQ-33 ) для флота. Группа систем радиоэлектронной борьбы ( FEWSG ) в ВМС Норфолк , Вирджиния, а позже, после смены порта приписки эскадрильи, в ВМС Ки-Уэст, Флорида. На момент вывода из эксплуатации 25 июня 1982 года самолет NC-121K VAQ-33, Buno 141292, был последним NC-121K и последним самолетом такого типа, эксплуатируемым ВМС США.

ВВС США эксплуатировали EC-121 в период с 1954 по 1978 год, имея три крыла при максимальной нагрузке и три независимых эскадрильи после свертывания операций. До войны во Вьетнаме их основной задачей было обеспечение дополнительного радиолокационного покрытия раннего предупреждения тихоокеанских и атлантических барьеров путем полета на орбитах в 300 милях (480 км) от берега от континентальной части Соединенных Штатов в так называемых «смежных барьерах». Орбиты покрытия перекрывали орбиты наземных радаров раннего предупреждения.

552-й AEWCW EC-121D на авиабазе Макклеллан

Первоначальное развертывание EC-121C началось с 551-го воздушно-десантного крыла раннего предупреждения и управления , базирующегося на базе ВВС Отис , штат Массачусетс . Вступивший в строй 21 декабря 1954 года 551-й AEWCW впоследствии был модернизирован до EC-121D, а затем до EC-121H Предупреждающие звезды.

Его тихоокеанским аналогом было 552-е воздушно-десантное крыло раннего предупреждения и управления (AEWCW) , базировавшееся на базе ВВС Макклеллан в Калифорнии и вступившее в строй 1 июля 1955 года. После кубинского ракетного кризиса в 1962 году 552-е AEWCW также осуществляло административный контроль над 966-м AEWCS . базируется на базе ВВС Маккой во Флориде. У 966-го полка была двойная задача - наблюдение за деятельностью в воздушном пространстве Кубы и выполнение миссий Gold Digger (непрерывное отслеживание миссий наблюдения U-2). [ 12 ]

Третьим авиационным крылом, эксплуатирувшим EC-121, было 553-е разведывательное крыло , военная организация во Вьетнаме, созданная в 1967 году и базировавшаяся в Таиланде до дезактивации в 1970 году (см. BatCat ниже). В 1966 году компания Lockheed модифицировала 30 самолетов бывшей USN Super Constellations (два EC-121P/WV-3 и 28 EC-121K/WV-2) в EC-121R для специализированных разведывательных миссий, выполняемых 553-м дивизионом. Самолеты были поставлены в течение 1967 года. 553-й RW летал над сушей и у берегов Вьетнама, над Лаосом и Камбоджей , отслеживая и ретранслируя сигналы малой мощности. Обычно они совершали обход Тропы Хо Ши Мина по 8 часов. Поскольку его эксплуатация была дорогостоящей и он подвергал огню противника большой экипаж, в декабре 1970 года он был заменен гораздо меньшим (и в конечном итоге беспилотным дроном) сенсорным монитором QU-22 Pave Eagle . [ 13 ]

551-й AEWCW был дезактивирован в 1969 году, а 552d был сокращен на эскадрилью в 1971 году. В июле 1974 года ВВС США переименовали 552d воздушное крыло раннего предупреждения и управления в 552d воздушно-десантную группу предупреждения и управления, когда оно было сокращено до одной эскадрильи. Он дезактивирован в апреле 1976 года.

Поскольку ВВС США готовились к развертыванию E-3 Sentry в конце 1970-х годов, к концу 1975 года они прекратили эксплуатацию EC-121. Все оставшиеся EC-121 были переведены в резерв ВВС , который сформировал 79-й AEWCS на базе ВВС Хомстед. , Флорида, в начале 1976 года. Действующие силы продолжали предоставлять персонал для круглосуточной эксплуатации самолетов EC-121, направив 1-й отряд 20-й эскадрильи ПВО на авиабазу Хомстед в качестве помощников действующих экипажей для управления самолетами, принадлежащими AFRES. . Помимо наблюдения за кубинскими водами, эти последние «предупреждающие звезды» также работали с авиабазы ​​NAS «Кеблавик». Последние операции EC-121 завершились в сентябре 1978 года. 1-й отряд расформирован, а 1 октября 1978 года 79-я AEWCS была переименована в истребительную эскадрилью.

В 1967 году пять EC-121 поступили на вооружение 193-й тактической эскадрильи радиоэлектронной борьбы Пенсильванской воздушной национальной гвардии , отвечавшей за психологические операции в рамках проекта Coronet Solo . С июля 1970 года по январь 1971 года они находились на временной службе от 30 до 90 дней на базе Королевских ВВС Таиланда Корат в Таиланде под названием Commando Buzz . [ 10 ]

Вьетнамская война

[ редактировать ]

EC-121 широко использовались в Юго-Восточной Азии в период с 16 апреля 1965 года по 1 июня 1974 года, особенно для поддержки операций Rolling Thunder и Operation Linebacker / Linebacker II , обеспечивая радиолокационное раннее предупреждение и ограниченный контроль с воздуха над истребительными силами ВВС США, атакующими перехватчики МиГ. [ 4 ] [ 14 ] Пролетая по орбитам над Тонкинским заливом, а затем и над Лаосом, они были предшественниками самолетов АВАКС. ВМС США использовали вариант NC-121 в своем подразделении Blue Eagle в 1965–1972 годах. Blue Eagles были самолетами теле- и радиовещания. «Голубые орлы» базировались на авиабазе NAS Patuxent River и входили в состав океанографической эскадрильи VXN-8.

Большой глаз

[ редактировать ]
Операторы в ВВС США EC-121D/T

В начале «Раскаты грома» у северных вьетнамцев было преимущество в том, что их радиолокационная зона могла обнаружить большинство американских ударных самолетов, летающих на высоте 5000 футов (1500 м) или выше, практически в любой точке страны, используя систему, которую было трудно заглушить. Американские силы ответили радиолокационными кораблями ( Crown ) в Тонкинском заливе и наземной базой RTAFB в Накхон Фаноме , Таиланд, но обе системы находились в прямой видимости и имели пробелы в зоне покрытия.

Чтобы увеличить зону покрытия, Седьмая воздушная армия (7 AF) запросила воздушную радиолокационную поддержку, а Командованию ПВО (переименованному в Командование аэрокосмической обороны в 1968 году) было поручено создать оперативную группу «Большой глаз» . Пять EC-121D и 100 человек вспомогательного персонала 552-го AEWCW на авиабазе Макклеллан были переброшены на авиабазу Тайнань , Тайвань , а четыре EC-121 были отправлены в передовой оперативный пункт на авиабазе Таншоннят , недалеко от Сайгона , Южный Вьетнам. . [ 15 ]

EC-121 были разработаны для обнаружения самолетов, летящих над водой, поэтому помехи от земли (паразитный сигнал, отраженный от особенностей местности, таких как горы) вызывали помехи в их радиолокационных изображениях. Экипажи, однако, имели опыт слежения за советскими самолетами над Кубой и разработали технику, с помощью которой EC-121, летящий на высоте от 50 футов (15 м) до 300 футов (91 м) над водой, мог отражать сигнал от своего нижнего АПС. -95 Поисковый радар у поверхности воды и обнаружение самолетов на средних высотах до 150 миль (240 км). Работая парами, один Big Eye EC-121 пролетел по гоночной трассе длиной 50 миль (80 км) примерно в 30 милях (48 км) от берега (орбита Альфа) с центром орбиты в точке 19 ° 25' с.ш., 107 ° 25' в.д.  /  19,417 ° с.ш., 107,417 ° в.д.  / 19,417; 107.417 . Второй пролетел по трассе на высоте 10 000 футов (3 000 м) (орбита Браво) дальше от побережья, выступая в качестве запасного для Alpha EC-121. [ 4 ]

Это обеспечило практическую дальность обнаружения в 100 миль (160 км), чего достаточно для покрытия городской территории Ханоя и главной базы МиГов в ФукЙене . Однако основным недостатком этой схемы было то, что большинство контактов с МиГами находились за пределами дальности действия радара APS-45 Height Finder компании Big Eye, поэтому они не могли предоставить эти данные ударным силам ВВС США. Кроме того, технические недостатки систем EC-121D не позволяли ни управлять перехватом истребителя, ни идентифицировать конкретный самолет, подвергшийся атаке. [ 16 ]

Миссии с авиабазы ​​Таншоннят начались 21 апреля 1965 года с использованием позывных Итан Альфа и Итан Браво, которые стали стандартными. После дозаправки на авиабазе Дананг «Итан Альфа» совершил заход на вершину волны к своей орбитальной станции, где оставался в течение пяти часов. Из-за угрозы перехвата МиГов EC-121 были защищены истребителем Lockheed F-104 Starfighter MiGCAP . Если по какой-либо причине MiGCAP не мог встретиться, EC-121 отменяли свою миссию. Системы кондиционирования воздуха на борту EC-121 были практически бесполезны в этом режиме, а тепло, выделяемое электроникой, в сочетании с угрозой быть сбитым, делало полеты на орбиту Альфа особенно напряженными. [ 17 ] 10 июля 1965 года в ходе своего первого управляемого с воздуха перехвата EC-121 предупредил пару истребителей F-4C ВВС США , в результате чего были сбиты два МиГ-17 . [ 4 ]

Оперативная группа «Большой глаз» оставалась в Таншонняте до февраля 1967 года, когда угроза наземных атак Вьетконга побудила перебраться в Таиланд.

Колледж Глаз

[ редактировать ]

В марте 1967 года Big Eye была переименована в College Eye Task Force (CETF) и переехала на базу Королевских ВВС Таиланда Убон . Из-за сложности самолета и его систем, а также необходимой большой группы поддержки CETF не могла иметь поддержку на относительно небольших базах в Таиланде. Он переехал в Удон RTAFB в июле и на свою последнюю станцию ​​​​в Корате RTAFB в октябре 1967 года. [ 18 ] Семь из 26 EC-121 были переброшены с авиабазы ​​Отис и прибыли в Корат 19-го числа. [ 19 ]

С апреля 1965 по начало 1966 года и снова с конца 1967 года EC-121D также контролировали звено истребителей MiGCAP для невооруженной авиации поддержки, действовавшей над Тонкинским заливом. EC-121D также служил ретрансляционным центром воздушной связи для ударных самолетов для передачи результатов миссии и отчетов о местоположении в Центр управления воздушным движением Дананга; руководил действиями истребителей сопровождения, МиГКАП, Lockheed C-130 Hercules сигнальных кораблей и ударных самолетов А-26 вдоль границы между Северным Вьетнамом и Лаосом; обеспечивал радиолокационное и навигационное обеспечение боевых поисково-спасательных операций; и помогали бойцам находить танкеры для экстренной дозаправки.

College Eye EC-121D взлетает с авиабазы ​​Корат RTAFB

В мае 1966 года правительство Китая официально опротестовало вторжение республиканского F-105 Thunderchief, преследовавшего северовьетнамский МиГ, который впоследствии был сбит в 25 милях (40 км) внутри территории Китая. Комиссия по расследованию США рекомендовала компании College Eye также следить за « бесполетной зоной » на границе Северного Вьетнама с Китаем, предупреждать американские самолеты, приближающиеся к буферной зоне, и сообщать о нарушениях пересечения границы американскими самолетами. [ 4 ] Из залива это сделать было невозможно, поэтому в Лаосе была создана третья орбита — «Итан Чарли». После испытаний в июне и августе 24 августа начались регулярные миссии. Недостаточно EC-121 или экипажей для поддержки трех витков дважды в день, поэтому на лаосскую орбиту совершались полеты только раз в три дня, а миссии Итана Браво в эти дни были отменены. После 13 октября 1966 года полеты по орбите Чарли совершались каждый день, а орбита Браво была полностью приостановлена. В апреле 1967 года еще четыре EC-121 были переброшены в Таиланд 29 мая, в результате чего общая численность составила три College Eyes на Тайване и шесть в Таиланде. [ 4 ]

В апреле 1967 года ВВС США начали оснащать весь свой парк EC-121 транспондерами QRC- IFF 248 . QRC-248 был разработан на базе советских экспортных самолетов кубинских ВВС . Транспондеры СРО-2, установленные на советских экспортных МиГах, позволяли кубинским радарам наземного перехвата (GCI) идентифицировать свои истребители и контролировать их. Испытательный стенд EC-121 под названием Quick Look прилетел вместе с College Eye в январе 1967 года для испытаний QRC-248 и обнаружил, что северовьетнамские МиГи используют тот же транспондер. QRC-248 точно отличал сигналы радара МиГа от множества сигналов, полученных во время миссии, и расширил дальность обнаружения на малых высотах до более чем 175 миль (282 км), охватывая практически все важные целевые районы Северного Вьетнама. [ 20 ]

К маю все College Eyes были оснащены QRC-248. Миссия Итана Браво была изменена с резервного для Итана Альфы на роль основного слушателя QRC-248, но Объединенный комитет начальников штабов запретил College Eye активно «опрашивать» транспондеры МиГов в соответствии с политикой безопасности Агентства национальной безопасности, защищающей его. Таким образом, «источники разведки» (одним из которых был QRC-248) были ограничены ожиданием, пока GCI Северного Вьетнама допросит свой самолет. QRC-248 начал регулярное применение в июле 1967 года, но к тому времени МиГ-силы Северного Вьетнама, понесшие серьезные потери в мае, приостановили боевые действия. [ 20 ]

Однако в последнюю неделю августа, после периода интенсивной подготовки и пересмотра тактики, МиГи снова начали вступать в бой с ударными силами США, совершив несколько сбитых самолетов. Затем 6 октября Седьмые воздушные силы наконец получили разрешение на проведение новой миссии Итана Браво EC-121 для активного допроса с помощью QRC-248. К 4 декабря его успех перевесил любую ценность полета на орбиту Этана Альфа, который был прекращен до июля 1972 года. [ 4 ] [ 21 ]

1 марта 1968 года позывные College Eye были изменены на Ethan 01, 02, 03 и 04. Ethan 03 (лаосская орбита) начал «позитивный контроль» (направление с воздуха) полетов сигнальных кораблей C-130 и ночных миссий по перехвату A-26 Invader вдоль побережья. Тропа Хо Ши Мина в Лаосе, 19 апреля 1968 года. [ 4 ]

В июле 1968 года оперативная группа была сокращена до четырех самолетов EC-121D и испытательного самолета Rivet Top , чтобы обеспечить возможность базирования еще одного отряда College Eye на авиабазе Итазуке в Японии. [ 4 ] Название оперативной группы было прекращено в октябре 1968 года, когда она была в последний раз переименована в Отряд 1 (ротационный) 552-го AEWCW. Развертывание EC-121 в Юго-Восточной Азии было прекращено в июне 1970 года в расчете на то, что они больше не будут использоваться. [ 22 ]

Заклепка Топ

[ редактировать ]
EC-121K "Rivet Top" (серийный номер ВВС 57-143184) на авиабазе Корат, 1967–1968 гг. Это был бывший USN EC-121K, BuNo 143184, переданный ВВС США и модифицированный.

В августе 1967 года, когда оперативная группа колледжа все еще базировалась на базе Удонской авиабазы, другой прототип EC-121 начал испытания нового оборудования в качестве отряда 2 Центра тактической воздушной войны. Известный как Rivet Top , [ № 1 ] этот модифицированный EC-121K (позже переименованный в EC-121M) нес QRC-248, недавно установленный на самолете College Eye, а также имел электронные запросчики, способные считывать два дополнительных советских транспондера, СРО-1 и СОД-57. Его электроника была изготовлена ​​на заказ, а не в готовом виде. [ 23 ] Самым важным его обновлением стала сверхсекретная установка Rivet Gym . Это заключалось в добавлении к экипажу специалистов разведки, владеющих вьетнамским языком, которые укомплектовали четыре станции перехвата голосовой связи, способные контролировать всю связь между МиГами и их диспетчерами GCI.

Несмотря на это преимущество, у Rivet Top возникли две проблемы, снижающие его эффективность. У его операторов не было радиолокационных прицелов, позволяющих сопоставлять перехваченные разговоры с конкретными полетами МиГов, поэтому они не могли определить, какой самолет США может подвергнуться атаке. Во-вторых, как и QRC-248, Rivet Gym был активом SIGINT АНБ и подчинялся еще более строгим правилам, защищающим информацию о его существовании. Даже когда в середине 1972 года наконец было разрешено подавать предупреждения американским самолетам в режиме реального времени, экипажи истребителей не были проинформированы об источнике предупреждений, а также из-за плохой радиосвязи EC-121, что требовало использования самолета-радиоретранслятора, который часто выходил из строя. , они имели тенденцию игнорировать достоверность источника. [ 24 ]

Прототип Rivet Top был переведен в RTAFB Корат вместе с оперативной группой College Eye в октябре 1967 года. Первоначально планировалось вернуться в США в феврале 1968 года, из-за своей ценности он оставался в Корате до 1969 года. В период испытаний он выполнял ежедневные вылеты. он начал выполнять ежедневные полеты над Тонкинским заливом после 31 марта 1968 года, когда операции Rolling Thunder были резко сокращены. К концу мая 1968 года установки Rivet Gym были установлены на все модели College Eye EC-121.

Операция Кингпин

[ редактировать ]

Два EC-121D, недавно модифицированные с учетом комплекта электроники Юго-Восточной Азии Operational Requirement 62 (SEAOR-62), но еще не работавшие как EC-121T, были заказаны RTAFB Корат в октябре 1970 года. Под видом полевых испытаний они были в сопровождении C-121G с дополнительными членами экипажа, самыми опытными техническими специалистами 552-го AEWCW и оборудованием, необходимым для обслуживания новой электроники. Комплект SEAOR-62 поддерживался наземным терминалом приема цифровых данных и радиорелейным оборудованием, перегружаемым отдельным секретным воздушным транспортом. EC-121T прибыли в Таиланд с авиабазы ​​​​Макклеллан 12 ноября. [ 25 ]

Целью развертывания было обеспечение интегрированного отображения тактических данных с вводом в реальном времени (аналогично воздушно-десантной системе тактических данных ВМС, оснащенной E-1B Tracer платформами оперативной группы 77 ) в поддержку операции Kingpin — миссии по спасению американских пленных. войны в тюрьме Шон Тай . [ 26 ] В Корате некоторое оборудование было испытано впервые из-за ограничений на выбросы в воздушном пространстве США, и единственными доступными руководствами и контрольными списками были записи ранних летных испытаний. Несмотря на это, к 17 ноября оба самолета были в рабочем состоянии. [ 27 ]

20 ноября 1970 года две предупреждающие звезды с позывными Frog 01 и 02 соответственно вылетели с разницей в 10 минут в 22:00 из Кората и заняли станцию ​​на маловысотной орбите Альфа над Тонкинским заливом, при этом Frog 02 был резервная копия. Экипажи из 17 человек были проинформированы в воздухе о характере спасательной операции и их роли, обеспечивая предупреждение МиГов и управление перехватом F-4 Phantom CAP ВВС США. Когда Frog 01 начал подъем на более высокую орбиту Браво, у него произошел разрыв маслопровода, что привело к остановке одного двигателя. Как и планировалось, Frog 02 стал основным самолетом, когда Frog 01 совершил вынужденную посадку в Дананге. [ 28 ]

Новое оборудование на борту Frog 02 не работало должным образом. Наземные приемники на командном пункте в Дананге не принимали данные, а процессоры IFF APX-83 не отображали изображение на борту самолета, несмотря на неоднократные ремонты. Их собственные радиолокационные мониторы испытывали чрезмерный электронный шум, а помехи радарам Северного Вьетнама близлежащими EKA-3B Skywarriors препятствовали усилиям радиолокационных техников по устранению проблем. Не имея возможности предоставить информацию о векторе F-4, сопровождающим миссию, Frog 02 оставался на станции и полагался на свою возможность перехвата голоса Rivet Top для предоставления дополнительных данных. [ 29 ]

Дискотека

[ редактировать ]
EC-121D, сер. ВФ. Нет. 53-0555 в Корате RTAFB, сентябрь 1970 г.

В октябре 1971 года северовьетнамские МиГи, действовавшие с передовых баз, открытых после окончания Rolling Thunder, начали кампанию по перехвату миссий Boeing B-52 Stratofortress над южным Лаосом. 20 ноября МиГ-21 выпустил ракеты «воздух-воздух» по B-52, который уклонился, сбросив сигнальные ракеты. В результате «Warning Stars of Det. 1 вернулся в RTAFB Корат, чтобы обеспечить радиолокационную поддержку, снова пролетев над лаосской орбитой, используя позывной Disco . [ 22 ] Семь самолетов EC-121T, заменяющих предыдущие серии, базировались в Таиланде и содержали электронные комплексы QRC-248 и Rivet Top.

Когда 10 мая 1972 года началась операция «Полузащитник», «Диско» была одним из двух основных радаров GCI, используемых войсками США. [ Н 2 ] хотя ему по-прежнему мешала плохая радиосвязь. Кроме того, его радар с медленным поворотом ограничивал его ценность в качестве диспетчера истребителей во время боев с МиГами, в то время как размер налетов ВВС США во время Linebacker почти полностью исчерпал его возможности. [ 31 ] Усовершенствования, внесенные в системы с 1968 года, позволили эксплуатантам различать типы МиГов, и система цветового кодирования для них вошла в обиход воздушных операций: «Красные бандиты» (МиГ-17); «Белые бандиты» ( МиГ-19 ); «Синие бандиты» (МиГ-21) и «Черные бандиты» (МиГи с низким уровнем топлива). [ 32 ]

6 июля 1972 года, в результате того, что за две недели было сбито семь F-4 Phantom, был запущен второй трек Disco. Он совершил полет вблизи бывшей орбиты Альфа над Тонкинским заливом с целью улучшить покрытие на малых высотах в районе Ханоя. В конце месяца Disco была также интегрирована в центр управления Teaball , строго засекреченную систему, созданную для сопоставления всей разведывательной информации о воздушной активности Северного Вьетнама, собранной из всех источников, включая невоенные. Диско использовалась в качестве канала, через который передавались предупреждения и векторы управления, но Тиболл получал информацию и передавал ее через Диско с задержкой (часто с использованием ненадежного радиорелейного самолета KC-135A Combat Lightning, работающего под позывным Лусон). [ Н 3 ] свел на нет его ценность для использования в «реальном времени», а тот факт, что о его существовании скрывали от экипажей США, подорвал доверие к нему. [ Н 4 ] Тибол получил возможность прямой связи, но с разочаровывающей частотой случались сбои передачи. Диско оставался основным резервным контроллером, но его полезность оставалась ограниченной, поскольку он напрямую контролировал только миссии MiGCAP и мог предоставлять свою информацию ударным, раздражающим и сопровождающим силам только через частоту « Гвардии ». [ 34 ]

15 августа 1973 года Disco EC-121 выполнили свой последний боевой вылет, а 1 июня 1974 года Det.1 был окончательно выведен из Юго-Восточной Азии. С 1965 по 1973 год ЕС-121 совершили 13 921 боевой вылет, налетали более 98 000 безаварийных часов, помогли сбить 25 МиГов и помогли спасти 80 сбитых самолетов. Ни один самолет Big Eye, College Eye или Disco не был потерян. [ 14 ]

EC-121R Бэткэт

Во время войны во Вьетнаме около 40 EC-121 были модифицированы из группировок раннего предупреждения USN WV-2 и WV-3 для использования с наземными датчиками для обнаружения передвижения войск противника по тропе Хо Ши Мина, а 25 были развернуты в RTAFB Корат в составе операции «Иглу Белый» . [ 13 ] Получившаяся конфигурация EC-121R получила прозвище Batcat . [ 35 ] Два Batcat были потеряны во время войны, при этом погибло 22 члена экипажа: один в результате аварии при взлете во время грозы в апреле 1969 года, другой в сентябре 1969 года в результате аварии при приземлении, в результате которой также погибли четыре тайских мирных жителя.

Batcat EC-121 были замаскированы в стандартную древесную схему Юго-Восточной Азии, а самолеты дальнего обнаружения College Eye/Disco - нет. Миссии BatCat длились 18 часов, из них 8 часов находились на одной из 11 орбит с цветовой кодировкой, использованных за их пятилетнюю историю, три из которых были над Южным Вьетнамом, шесть над Лаосом, одна над Камбоджей и одна над Персидским заливом. из Тонкина.

EC-121R эксплуатировались 553-й и 554-й разведывательными эскадрильями 553-го разведывательного крыла с октября 1967 года по декабрь 1970 года, имея под рукой около 20 Batcats в любое время. Крыло активировалось в декабре 1970 года, и 554-й РС был переведен в RTAFB Накхон Фаном для управления сенсорными мониторами QU-22 , прозванными «Летучими мышами». Первоначально имея в своем составе 11 самолетов, 553-я РС продолжала действовать еще год, постепенно возвращая самолеты и экипажи в США. Последняя миссия Batcat состоялась в декабре 1971 года. Последний оставшийся административный и вспомогательный персонал вернулся на авиабазу Отис в январе 1972 года.

Варианты

[ редактировать ]
VAQ-33 NC-121K в 1973 году в окружении F-4B Phantom и EA-4F Skyhawk.
Экспериментальный самолет WV-2E с роторным куполом

Варианты УСН

[ редактировать ]
  • ВВ-1. 2 прототипа L-749A Constellation, обозначавшиеся PO-1W. до 1952 г.
  • ИС-121К (ВВ-2). Основной вариант ВМС США, обозначавшийся PO-2W до 1952 г. ; 244 заказано, 142 произведено (остальное - ВВС США).
  • JC-121К. Один модифицированный EC-121K использовался в качестве испытательного стенда авионики армии США.
  • НК-121К. Неизвестный номер модифицирован как самолет специального назначения.
  • YEC-121К. Один модифицированный испытательный стенд авионики
  • ЕС-121Л (WV-2E). Один модифицированный WV-2, испытательный стенд для вращающегося купола радиолокационной станции с радаром AN / APS-70.
  • ЕС-121М (WV-2Q). Вариант коллекции ELINT, 13 модифицированных WV-2
  • WC-121N (WV-3. Вариант разведки погоды, 8 модифицированных WV-2
  • ЕС-121П. Неизвестный номер, модифицированный из ЕС-121К как противолодочный вариант.
  • ДЖЭК-121П. 3 EC-121P используются ВВС США

Варианты ВВС США

[ редактировать ]
Первый ВВС США RC-121C, 1955 год.
ВВС США RC-121D 53-0128 с истребителями F-104.
Формованный EC-121R Batcat на базе AMARC , авиабаза Дэвис-Монтан , Аризона .
  • RC-121C: произведено 10 штук, первоначальный вариант ВВС США.
  • JC-121C: 2 переоборудованы из C-121C и 1 TC-121C в качестве испытательных стендов авионики.
  • TC-121C: 9 RC-121C, модифицированных до 1962 года в качестве тренажеров экипажа.
  • EC-121D: 73 произведенных в 1953–55 годах как основной вариант ВВС США и 1 переоборудованный из C-121C, первоначально обозначенный как RC-121D.
  • EC-121D Quick Look: 1 испытательный стенд для запросчика транспондера IFF QRC-248
  • EC-121H: 42 модернизации ВВС США в 1962 году, 35 EC-121D и 7 WV-2 переданы из ВМФ.
  • EC-121J: 2 ВВС США EC-121D, модифицированные модернизированной электроникой.
  • EC-121M Rivet Top: 1 испытательный стенд EC-121D для комплекта криптологической лингвистической электроники Rivet Gym , первоначально обозначенный EC-121K.
  • EC-121Q: 4 EC-121D, модифицированных модернизированной электроникой для миссий ВВС США Gold Digger.
  • EC-121R: 30 EC-121K / EC-121P переданы ВВС США в 1966–1967 годах и преобразованы в процессор сигналов датчиков Batcat.
  • EC-121S: 5 переоборудованы для ВВС Национальной гвардии Пенсильвании из транспортных самолетов C-121 ВВС США.
  • EC-121T: окончательный вариант ВВС США. Всего из 15 EC-121D и 7 EC-121H было переоборудовано 22 Т.
  • XW2V-1: предлагаемая военно-морская разработка с новыми функциями, такими как 4 турбовинтовых двигателя Allison T56 -A8, крылья L-1649A Starliner и ракеты Bomarc для обороны. Ничего не построено; получил обозначение L-084 из-за больших отличий от своих предшественников. [ 36 ]

Операторы

[ редактировать ]
 Соединенные Штаты

Действительная служба

[ редактировать ]
WC-121N из VW-4 Hurricane Hunters, 1967 г.
  • AEW Wing Atlantic - NAS Patuxent River , Мэриленд
    • VXN-8 - авианосец Патаксент-Ривер, Мэриленд
    • VW-2 (БарЛант) - авианосец Патаксент-Ривер, Мэриленд
    • VW-4 («Охотники за ураганами») – ВМС Джексонвилл , Флорида
    • VW-11 (BarLant) – NS Argentia, Ньюфаундленд / NAS Patuxent River, Мэриленд
    • VW-13 (BarLant) – ВМС Патаксент-Ривер, Мэриленд / NS Argentia , Ньюфаундленд
    • VW-15 (BarLant) – NAS Argentia, Ньюфаундленд / NAS Patuxent River, Мэриленд
    • AEWTULANT - ВМС Патаксент-Ривер, Мэриленд
    • Школа офицеров CIC ВМС, позже учебная эскадрилья EIGHTSIX (VT-86) - NAS Glynco , Джорджия
  • AEW Wing Pacific – NAS Barbers Point , Гавайи
    • VW-1 («Трекеры тайфунов») – NAS Agana , Гуам
    • VW-3 («Охотники за тайфунами») – ВМС Агана, Гуам
    • VW-12 (BarPac) – авиабаза ВМС Барберс-Пойнт, Гавайи
    • VW-14 (BarPac) – ВМС Барберс-Пойнт, Гавайи
    • VW-16 (BarPac) – авиабаза ВМС Барберс-Пойнт, Гавайи
    • AewBarsRon 2 (Обслуживание/поддержка) – NAS Barbers Point, Гавайи
    • MatRon 1 (Поддержка) – NAS Barbers Point, Гавайи
    • AewBarRonPac (объединение VW-12, VW-14 и AEWBarRon 2) - NAS Barbers Point, Гавайи
  • VQ-1 ВВС Ацуги , Япония
  • VQ-2 NS Rota, Испания
  • VAQ-33 ВМС Норфолк , Вирджиния / ВМС Ки-Уэст , Флорида
  • VX-6 - NAS Quonset Point , Род-Айленд

Аварии и происшествия

[ редактировать ]

Всего в результате аварий было уничтожено 20 самолетов EC-121 ВМФ, погибло 113 членов экипажа: [ 37 ]

  • 15x WV-2/EC-121K; 3x WV-2Q/EC-121M и 2x WV-3/WC-121N

Еще один невооруженный ЕС-121М был уничтожен в одностороннем бою. В апреле 1969 года ВВС Северной Кореи МиГ-21 истребители-перехватчики сбили EC-121 в международном воздушном пространстве у восточного побережья страны, в результате чего погиб весь экипаж из 31 человека, находившийся на борту. [ 5 ]

Всего в результате аварий у ВВС США было уничтожено 11 предупреждающих звезд, в результате чего погибло 66 членов экипажа: [ 37 ]

  • 2x RC-121C/TC-121C; 2x RC-121D; 3x ЕС-121Н; 3х ЕС-121Р и 1х ЕС-121Т

3 EC-121H из 551-го AEWCW были потеряны 11 июля 1965 года , 11 ноября 1966 года и 25 апреля 1967 года соответственно, в результате чего погибло 50 человек, в том числе командир крыла 551-го AEWCW полковник Джеймс П. Лайл. В результате двух аварий Batcat EC-121R погибло 22 человека. [ 37 ]

Выживший самолет

[ редактировать ]
ЕС-121Т
На дисплее
N4257U (серийный номер AF 52-3418) на выставке в Музее боевой авиации Топика, Канзас
EC-121T AF Серийный номер 52-3425 на выставке авиабазы ​​Петерсон в Колорадо
College Eye EC-121D (серийный номер AF 53-0555) Национальный музей ВВС США
ЕС-121К
На дисплее

Технические характеристики (WV-2/EC-121D)

[ редактировать ]
Чертеж Lockheed RC-121C Предупреждающая звезда в трех проекциях
3-view line drawing of the Lockheed RC-121C Warning Star

Данные из [ 44 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: обычно шесть летного экипажа, 11–25 членов радиолокационного экипажа.
  • Длина: 116 футов 2 дюйма (35,40 м)
  • Размах крыльев: 126 футов 2 дюйма (38,45 м)
  • Высота: 24 фута 9 дюймов (7,54 м)
  • Площадь крыла: 1650 кв. футов (153,27 м ). 2 )
  • Пустой вес: 69 210 фунтов (31 387 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 143 000 фунтов (65 000 кг)
  • Силовая установка: 4 Wright R-3350-34 с наддувом мощностью турбокомпозитных 18-цилиндровых по радиальных двигателя 3400 л.с. (2536 кВт) каждый.

Производительность

  • Максимальная скорость: 299 миль в час (481 км/ч, 260 узлов)
  • Крейсерская скорость: 255 миль в час (410 км/ч, 222 узла)
  • Диапазон: 4250 миль (6843 км, 3700 миль)
  • Практический потолок: 25 000 футов (7620 м)
  • Скорость набора высоты: 960 футов/мин (4,87 м/с)

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

  • Lockheed Constellation - семейство американских авиалайнеров с 4 поршневыми двигателями, 1943 год.
  • L-049 Constellation - американский авиалайнер с 4 поршневыми двигателями, 1943 г.
  • C-69 Constellation - ранняя военная версия Constellation.
  • L-649 Constellation - американский авиалайнер с 4 поршневыми двигателями, 1946 г.
  • L-749 Constellation - первая версия Constellation с возможностью безостановочного пересечения Атлантики.
  • L-1049 Super Constellation — американский авиалайнер с 4 поршневыми двигателями, 1951 г.
  • C-121/R7V Constellation - Военно-транспортная версия Constellation.
  • L-1649A Starliner — американский авиалайнер с 4 поршневыми двигателями, 1956 г.

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

  • Boeing E-3 Sentry - самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления на базе планера Boeing 707.
  • Fairey Gannet AEW.3 - британский самолет дальнего радиолокационного обнаружения
  • Туполев Ту-126 - российский самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления.

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Программы, разработанные под эгидой офиса «быстрых закупок» Big Safari, имеют идентификаторы из двух слов, начинающиеся со слова «Заклепка».
  2. Другой и предпочтительной системой была Red Crown , корабль ВМС США в Тонкинском заливе. [ 30 ]
  3. ^ Лусон , вероятно, был заблокирован дружественными системами ECM . [ 33 ]
  4. Teaball, как и Rivet Top, был активом АНБ, существование которого было тщательно изолировано, чтобы не поставить под угрозу его полезность в миссии ядерного сдерживания пилотируемых бомбардировщиков.
  1. ^ Суонборо и Бауэрс 1990, с. 299.
  2. ^ Мальчики, Дин. «Рождение предупреждающей звезды Локхид». dean-boys.com . Проверено: 13 марта 2009 г.
  3. ^ "Предупреждающая звезда EC-121". АЕВА. Проверено: 19 сентября 2009 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Мальчики. Дин. «Выдержка из студенческого глаза из отчета CHeco». dean-boys.com . Проверено: 13 марта 2009 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б «Северная Корея в предупреждении о «самолете-шпионе США». BBC News, 11 июня 2006 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Ребята, Дин. «Локхид EC-121 Созвездие». dean-boys.com . Проверено: 13 марта 2009 г.
  7. ^ "ЭК-121." Архивировано 27 июля 2011 г. в Wayback Machine Национальном музее морской авиации . Проверено: 23 декабря 2010 г.
  8. ^ "Конни". Архивировано 6 сентября 2011 г. в Wayback Machine VAQ-33 Firebirds. Проверено: 22 мая 2007 г.
  9. ^ Хайэм 2005, с. 318.
  10. ^ Перейти обратно: а б «193-я группа специального назначения». Архивировано 30 июня 2007 г. в Wayback Machine Pennsylvania ANG. Проверено: 23 мая 2007 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Бушар, капитан Джозеф Ф. (USN). «На страже бастионов холодной войны». dean-boys.com . Проверено: 13 марта 2009 г.
  12. ^ Мерриман, Джордж. «966-я миссия золотоискателей AEW&C». dean-boys.com . Проверено: 13 марта 2009 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б Корелл, Джон Т. «Белое Иглу». Журнал ВВС, Том. 87, № 11, ноябрь 2004 г., сайт web.archive.org . Проверено: 23 декабря 2010 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б «Двенадцатилетняя боевая эра Big Eye College Eye заканчивается». Дин Бойз . Проверено: 13 марта 2009 г.
  15. ^ Мишель 1997 стр. 46.
  16. ^ Мишель 1997, стр. 47, 49.
  17. ^ Мишель 1997, стр. 48.
  18. ^ Мишель 1997, стр. 51.
  19. ^ Документ USAFHRA 00470754.
  20. ^ Перейти обратно: а б Мишель 1997, стр. 100.
  21. ^ Мишель 1997, стр. 132.
  22. ^ Перейти обратно: а б Мишель 1997, стр. 193.
  23. ^ Мишель 1997, стр. 114.
  24. ^ Мишель 1997, стр. 115, 252, 284.
  25. ^ Гаргус 2007, стр. 87–89.
  26. ^ Гаргус 2007, стр. 87, 90.
  27. ^ Гаргус, стр. 124–125.
  28. ^ Гаргус 2007, с. 161.
  29. ^ Гаргус 2007, стр. 181–182.
  30. ^ Мишель 1997, стр. 284.
  31. ^ Мишель 1997, стр. 225.
  32. ^ Мишель 1997, стр. 227.
  33. ^ Мишель 1997, стр. 252.
  34. ^ Мишель 1997, стр. 253.
  35. ^ "История Бэткэта". Архивировано 22 августа 2004 г. на Wayback Machine tdstelme.net. Проверено: 23 декабря 2010 г.
  36. ^ Бреффорт 2006, с. 174.
  37. ^ Перейти обратно: а б с Ребята, Дин. «Потери Конни (всего)». dean-boys.com, 22 мая 2007 г.
  38. ^ "EC-121T." Архивировано 28 ноября 2010 г. в Wayback Machine Фонде Музея авиации и космонавтики Peterson. Проверено: 23 декабря 2010 г.
  39. ^ Lockheed EC-121 Super Constellation вылетает из Камарильо 14 января 2012 г., на YouTube
  40. ^ "Lockheed EC-121D Constellation". Национальный музей ВВС США. Проверено: 5 сентября 2015 г.
  41. ^ "ЭК-12К." Архивировано 11 августа 2007 г. в Wayback Machine Музее авиации . Проверено: 23 декабря 2010 г.
  42. ^ «Поиск номера бюро USN (141311)» . Проверено 14 февраля 2018 г.
  43. ^ «Проект спасения предупреждающей звезды» . Архивировано из оригинала 23 марта 2018 г. Проверено 28 февраля 2018 г.
  44. ^ "Предупреждающая звезда Вилли Виктора Локхида EC-121". Архивировано 3 марта 2016 г. на Wayback Machine willyvictor.com. Проверено: 26 апреля 2007 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бойн, Уолтер Дж. За горизонтами: история Lockheed . Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина, 1998. ISBN   0-312-24438-X .
  • Брефор, Доминик. Lockheed Constellation: от Экскалибура до Старлайнера, гражданского и военного вариантов. Париж: История и коллекции, 2006. ISBN   2-915239-62-2 .
  • Какатт, Лен, изд. «Локхид Созвездие». Великий самолет мира . Лондон: Маршалл Кавендиш, 1989. ISBN   1-85435-250-4 .
  • Гаргус, Джон. Рейд на Шон Тай: американские военнопленные во Вьетнаме не были забыты . Колледж-Стейшн, Техас: Texas A&M Press, 2007. ISBN   1-58544-622-X .
  • Жермен, Скотт Э. Локхид Созвездие и Супер Созвездие . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press, 1998. ISBN   1-58007-000-0 .
  • Хайэм, Робин, изд. Летающие американские боевые самолеты: Холодная война . Механиксбург, Пенсильвания: Stackpole Press, 2005. ISBN   0-8117-3238-X .
  • Марсон, Питер Дж. Серия Lockheed Constellation . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain (Историки), 1982. ISBN   0-85130-100-2 .
  • Мишель, Маршалл Л. Столкновения: воздушные бои над Северным Вьетнамом, 1965–1972 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1997. ISBN   1-55750-585-3 .
  • Стрингфеллоу, Кертис К. и Питер М. Бауэрс. Lockheed Constellation: иллюстрированная история . Сент-Пол, Миннесота: Motorbooks, 1992. ISBN   0-87938-379-8 .
  • Суонборо, Гордон и Питер М. Бауэрс. Самолеты ВМС США с 1911 года. Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института, 1990. ISBN   978-0-87021-792-0 .
  • Тейлор, Майкл Дж. Х., изд. «Локхид Созвездие» и «Супер Созвездие». Энциклопедия авиации Джейн . Нью-Йорк: Полумесяц, 1993. ISBN   0-517-10316-8 .
  • Йенн, Билл, Локхид . Гринвич, Коннектикут: Bison Books, 1987. ISBN   0-517-60471-X .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 07e67ddf55d998b6f397834d89e7cf6a__1721874720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/07/6a/07e67ddf55d998b6f397834d89e7cf6a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lockheed EC-121 Warning Star - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)