Тропа Хо Ши Мина
Тропа Хо Ши Мина | |
---|---|
Труонг Сон Роуд | |
Юго-Восточный Лаос | |
![]() Тропа Хо Ши Мина, 1967 год. | |
Тип | Логистическая система |
Информация о сайте | |
Контролируется | ПАВН |
История сайта | |
Построен | 1959–1975 |
В использовании | 1959–1975 |
Битвы/войны |
|
Информация о гарнизоне | |
Прошлое командиры |
|
Гарнизон | 5,000–60,000 |
Тропа Хо Ши Мина ( вьетнамский : Đường mòn Hồ Chí Minh ), также называемая Тропой Аннамитского хребта ( вьетнамский : Đường Trường Sơn ), представляла собой логистическую сеть дорог и троп, которые проходили из Северного Вьетнама в Южный Вьетнам через королевства Лаос и Камбоджа. . Система обеспечивала поддержку в виде живой силы и техники Вьетконгу Вьетнаме (или «ВК») и Народной армии Вьетнама (ПАВН) во время войны во . Строительство сети началось после вторжения Северного Вьетнама в Лаос в июле 1959 года. В то время считалось, что это основной маршрут снабжения, однако позже выяснилось, что по тропе Сианук , проходящей через Камбоджу, переправлялось значительно больше техники. [1]
Он был назван в США в честь лидера Северного Вьетнама Хо Ши Мина . Предполагается, что название произошло от Первой Индокитайской войны , когда существовала морская логистическая линия Вьетминя, названная «Маршрут Хо Ши Мина». [2] : 126 и вскоре после конца 1960 года, когда нынешняя тропа развивалась, Agence France-Presse (AFP) объявило, что открылась тропа с севера на юг, и они назвали коридор La Piste de Hồ Chí Minh , «Тропа Хо Ши Мина». [2] : 202 Тропа пролегала в основном через Лаос, и коммунисты называли ее Стратегическим маршрутом снабжения Чонг Сон (Đường Trường Sơn) , в честь вьетнамского названия хребта Аннамит , крупного горного хребта центрального Вьетнама. [3] : 28 Далее они определили, что это либо Западный Чыонг Сон (Лаос), либо Восточный Чыонг Сон (Вьетнам). [2] : 202 Согласно национальной безопасности США, система троп была «одним из величайших достижений военной техники 20-го века». официальной истории войны Агентства [4] Эта тропа могла эффективно снабжать войска, сражавшиеся на юге, что является беспрецедентным военным достижением, учитывая, что это было место самой интенсивной воздушной кампании по перехвату в истории.
Происхождение (1959–1965)
[ редактировать ]Части того, что стало тропой, веками существовали как примитивные пешеходные тропы, которые способствовали торговле. Район, по которому извивалась система, был одним из самых сложных в Юго-Восточной Азии: малонаселенный регион с суровыми горами высотой 500–2400 метров (1500–8000 футов), джунглями с тройным пологом и густыми тропическими лесами . До Первой Индокитайской войны маршруты были известны как «Марш на юг», «Марш на восток», «Марш на запад» и «Марш на север». [2] : 74 Во время Первой войны в Индокитае Вьетминь поддерживал связь и логистику между севером и югом, расширяя эту систему троп и путей, и называл маршруты «Транс-западной линией снабжения» (проходящей через юг Вьетнама, Камбоджи и Таиланда) и «Транс-Индокитайская связь» (работает в северном Вьетнаме, Лаосе и Таиланде). [2] : 108, 133

В мае 1958 года силы ПАВН и Патет Лао захватили транспортный узел в Чепоне , на лаосском шоссе 9. [5] : 24 Лаосские выборы в мае привели к власти в Лаосе правое правительство, увеличив зависимость от военной и экономической помощи США и усилив антагонистическое отношение к Северному Вьетнаму. [6] : 8–70
Силы PAVN вместе с Патет Лао вторглись в Лаос 28 июля 1959 года, ведя боевые действия вдоль границы с Северным Вьетнамом против Королевской лаосской армии (RLA). В сентябре 1959 года Ханой создал 559-ю транспортную группу со штаб-квартирой в Накае, провинция Хуапхан на северо-востоке Лаоса, недалеко от границы. Он находился под командованием полковника (впоследствии генерала) Вы Бома и был создан для улучшения и поддержания транспортной системы для снабжения повстанцев ВК против правительства Южного Вьетнама. [7] : 26 Первоначально усилия Северного Вьетнама были сосредоточены на проникновении через вьетнамскую демилитаризованную зону (ДМЗ), разделяющую два Вьетнама, и непосредственно под ней. [8] : 3–4 559-я группа «перевернула» свою линию коммуникаций на западную сторону гор Чынг Сон. [5] : 15
К 1959 году только в двух полках — 70-м и 71-м — 559-я имела 6000 личного состава. [3] : 88 не считая боевых подразделений, выполняющих функции безопасности, или гражданских рабочих из Северного Вьетнама и Лаоса. В первые дни конфликта тропа использовалась исключительно для проникновения живой силы. В то время Ханой мог гораздо эффективнее снабжать своих южных союзников морским путем. В 1959 году Северный Вьетнам создал транспортную группу 759, оснащенную 20 судами со стальными корпусами для проведения такого проникновения. [3] : 88
После начала усилий ВМС США по пресечению прибрежных вод, известных как операция «Время рынка» , тропе пришлось выполнять двойную функцию. Материальная часть, отправленная с севера, хранилась в тайниках в приграничных регионах, которые вскоре были переименованы в «Базовые районы» (BA), которые, в свою очередь, стали убежищами для сил ВК и ПАВН, ищущих передышки и пополнения запасов после проведения операций в Южном Вьетнаме. [9]
Базовые территории
[ редактировать ]На территории Лаоса было пять крупных базовых территорий (см. карту). БА 604 был основным логистическим центром во время войны. Отсюда была осуществлена координация и распределение людей и припасов в Военный округ (MR) I и BA Южного Вьетнама дальше на юг. [9]
- БА 611 обеспечивал транспортировку с БА 604 на БА 609. Конвои снабжения двигались в обоих направлениях. в Южном Вьетнаме Он также подавал топливо и боеприпасы на BA 607 и далее в долину А Шау . [9]
- BA 612 использовался для поддержки фронта B-3 в Центральном нагорье Южного Вьетнама. [9]
- BA 614, между Саваннакхетом, Лаосом и Кхам Дуком, Южный Вьетнам, использовался в основном для переброски людей и техники в MR 2 и на фронт B-3. [9]
- BA 609 был важен из-за прекрасной дорожной сети, которая позволяла доставлять припасы в сезон дождей. [9]
Человеческий труд, толкающий тяжело нагруженные велосипеды, управляющий повозками или действующий в качестве вьючных животных, перевозящий сотни тонн таким образом грузов, был быстро вытеснен грузовым транспортом — с использованием моделей Советского Союза, Китая или стран Восточного блока — который быстро стал основным средством передвижения. переброски грузов и войск. Еще в декабре 1961 года 3-я группа грузовых перевозок Управления тыла ПАВН стала первым автотранспортным подразделением, выставленным северными вьетнамцами для работы на этом маршруте, и использование автотранспорта возросло. [3] : 127
В составе 559-й группы служили два типа подразделений: «Биньские трамваи» (БТ) и подразделения связи. «Биньский трамвай» был эквивалентом полкового штаба тылового обеспечения и отвечал за безопасность определенного участка сети. В то время как на отдельные подразделения возлагались функции безопасности, инженерии и связи, «Трамвай Бинь» обеспечивал логистические потребности. Обычно расположенные на расстоянии одного дня пути друг от друга, подразделения связи и связи отвечали за обеспечение продовольствием, жильем, медицинской помощью и проводниками до следующей промежуточной станции. К апрелю 1965 года командование 559-й группой перешло к генералу Фан Чынг Туу, который принял на себя командование 24 000 человек в шести батальонах грузовых автомобилей, двух батальонах перевозки велосипедов, батальоне перевозки лодок, восьми инженерных батальонах и 45 станциях связи. Девизом 559-го полка стало «Строй дороги, чтобы продвигаться вперед, сражайся с врагом, чтобы путешествовать». [3] : 170
В период с засушливого сезона 1967 года по август 1968 года было девять трамваев Бинь. Примером может служить трамвай Бинь 31:
Они взяли на себя ответственность от перевала Му Гиа до Лум Бума (Маршрут 128) и всех дорог от Маршрута 12 до Контума , Маршрута 129 от Ка Вата до На Пхи Ланга. В составе этого БТ имелись: 25-й и 27-й инженерные батальоны; 101-й и 53-й автотранспортные батальоны; 14-й зенитно-ракетный батальон; две пехотные роты; 8-й батальон гида (солдаты перебрасывают войска и грузовики с одной станции на другую); три магазина компании; коммуникационная компания; медицинский пункт; три бригады хирургов; карантинный блок; и мастерская по ремонту грузовых автомобилей. [10] : 164

Система превратилась в сложный лабиринт грунтовых дорог шириной 5,5 метров (18 футов) (вымощенных гравием и с вельветовым покрытием в некоторых местах ), пешеходных и велосипедных дорожек и парковок для грузовиков. Существовали многочисленные бункеры снабжения, складские помещения, казармы, госпитали и пункты управления, все они были скрыты от наблюдения с воздуха сложной системой естественного и искусственного камуфляжа, которая постоянно совершенствовалась. К 1973 году грузовики могли проезжать по всей длине тропы, не выходя из-под навеса, за исключением того, что они пересекали ручьи вброд или пересекали их по грубым мостам, построенным под поверхностью воды. [8] : 295
Погода на юго-востоке Лаоса стала играть большую роль как в усилиях по поставкам, так и в попытках США и Южного Вьетнама воспрепятствовать этому. Юго-западный муссон (обычно называемый сезоном дождей) с середины мая до середины сентября принес обильные осадки (70% от 3800 мм (150 дюймов) в год). Небо обычно было пасмурным, температура была высокой. Северо-западный муссон (сухой сезон) с середины октября до середины марта был относительно сухим с более низкими температурами. Поскольку дорожная сеть в системе троп в основном была грунтовой, основная часть транспортных средств снабжения и военные усилия, которые они поддерживали, проводились в засушливый сезон. В конце концов, большая часть дороги была либо заасфальтирована, либо плотно утрамбована, что позволило перевозить большое количество припасов даже в сезон дождей. [ нужна ссылка ]
Запрет и расширение (1965–1968)
[ редактировать ]В 1961 году аналитики американской разведки подсчитали, что 5843 вражеских лазутчика (на самом деле 4000) двинулись на юг по этому следу; в 1962 г. — 12 675 (фактически 5 300); в 1963 г. — 7693 (фактически 4700); а в 1964 году - 12 424. [11] : 45 В 1964 году пропускная способность маршрута достигла 20–30 тонн в день, и, по оценкам США, в том году 12 000 (на самом деле 9 000) солдат ПАВН достигли Южного Вьетнама. [3] : 88 К 1965 году командование США в Сайгоне подсчитало, что коммунистические потребности в снабжении их южных войск составляли 234 тонны всех припасов в день, а через Лаос проходило 195 тонн. [11] : 97
США Аналитики Управления военной разведки (DIA) пришли к выводу, что во время засушливого сезона в Лаосе 1965 года противник перемещал по этой дороге 30 грузовиков в день (90 тонн), что намного превышает оценку Сайгона. [11] : 104
Официальные лица США имели лишь оценки возможностей противника; Агентства по сбору разведывательной информации часто конфликтовали друг с другом. Благодаря усовершенствованиям системы троп (включая открытие новых маршрутов, которые соединялись бы с тропой Сианук в Камбодже), количество грузов, перевезенных в 1965 году, почти сравнялось с общим объемом за предыдущие пять лет. В течение года пресечение этой системы стало одним из главных американских приоритетов, но операции против нее осложнялись ограниченностью имеющихся в то время сил и мнимым нейтралитетом Лаоса. [12] [13]
Сложности лаосских дел и вмешательство в них США и Северного Вьетнама привели к взаимной политике игнорирования друг друга, по крайней мере, в глазах общественности. Это не помешало северным вьетнамцам нарушить нейтралитет Лаоса, защищая и расширяя свои каналы снабжения, а также поддерживая своих союзников Патет Лао в их войне против центрального правительства. Вмешательство США выражалось в создании и поддержке подпольной армии, поддерживаемой ЦРУ, в ее борьбе с коммунистами и постоянных бомбардировках дорог. Они также оказали поддержку правительству Лаоса. [14] [15]
Воздушные операции против следа
[ редактировать ]
» ВВС США (USAF) 14 декабря 1964 года в рамках операции «Бочка провели первую систематическую бомбардировку тропы Хо Ши Мина в Лаосе. [11] : 44 20 марта 1965 года, после начала операции Rolling Thunder против Северного Вьетнама, президент Линдон Б. Джонсон одобрил соответствующую эскалацию против системы следов. [7] : 27 «Бочка» продолжалась на северо-востоке Лаоса, в то время как южная часть подверглась бомбардировке в рамках « Операции Стальной Тигр ». [11] : 59
К середине года количество самолето-вылетов выросло с 20 до 1000 в месяц. В январе 1965 года командование США в Сайгоне запросило контроль над бомбардировками районов Лаоса, прилегающих к пяти самым северным провинциям Южного Вьетнама, утверждая, что этот район является частью «расширенного поля боя». [11] : 100 Запрос был удовлетворен Объединенным комитетом начальников штабов . Этот район попал под эгиду операции «Тигровая гончая ». [7] : 27–28
Политические соображения усложняли воздушные операции. Но сезонные муссоны, которые препятствовали коммунистическим операциям по снабжению в Лаосе, также препятствовали усилиям по пресечению. Этим усилиям препятствовали утренний туман и пасмурность, а также дым и мгла, образующиеся в результате подсечно-огневого земледелия, практикуемого коренным населением. В 1968 году ВВС США провели две экспериментальные операции, которые, как они надеялись, усугубят муссоны. «Проект Попай» представлял собой попытку продлить сезон дождей на юго-востоке Лаоса на неопределенный срок путем засева облаков . Испытания проекта начались в сентябре над водоразделом реки Конг , протекающей через районы Steel Tiger и Tiger Hound. Облака были засеяны воздухом дымом из йодистого серебра, а затем активированы путем запуска взрывателя, выпущенного из ракетницы. К октябрю было проведено пятьдесят шесть испытаний; 85% были признаны успешными. Затем президент Джонсон дал разрешение на программу, которая продлилась до июля 1972 года. [11] : 226–228
Испытания второй операции, «Проект Коммандос Лава», начались 17 мая: ученые из Dow Chemical создали химическую смесь, которая при смешивании с дождевой водой дестабилизировала почву и образовывала грязь. Программа вызвала энтузиазм у ее военных и гражданских участников, которые утверждали, что пришли «создать грязь, а не войну». В некоторых районах это сработало, в зависимости от состава почвы. Химические вещества были сброшены самолетом C-130A , но общий эффект от перехвата со стороны Северного Вьетнама был минимальным, и эксперимент был отменен. [11] : 236–239
дефолиация
[ редактировать ]В декабре 1965 года ВВС США начали свою первую миссию по дефолиации в рамках операции Ranch Hand против тропы в Лаосе с использованием дефолиантов Agent Blue и Agent Orange . Более 210были проведены миссии, в результате которых было распылено около 1,8 миллиона литров дефолиантов. В отличие от Лаоса, тропа в Камбодже не подвергалась систематической дефолиации, хотя в районе Клюва Попугая было проведено более десяти миссий , в результате которых было распылено около 155 000 литров агента Orange. [16]
Наземные операции против тропы
[ редактировать ]
На местах на ЦРУ и RLA изначально была возложена ответственность за остановку, замедление или, по крайней мере, наблюдение за попытками проникновения противника. агентство начало операцию «Подушка для иголок» в 1962 году. В Лаосе для достижения этой цели [14] : 85–91 Операция переросла в операцию «Твердый нос» , в ходе которой при поддержке ЦРУ проводились операции нерегулярной лаосской разведывательной группы. [14] : 115–122
В октябре 1965 года генерал Уэстморленд получил разрешение начать трансграничную разведку США. 18 октября 1965 года первая миссия была запущена «через забор» в Лаос Командованием военной помощи Группы вьетнамских исследований и наблюдений (MACV-SOG). [17] Это было началом постоянно расширяющейся разведывательной деятельности MACV-SOG, которая продолжалась до тех пор, пока операция не была расформирована в 1972 году. Еще одно оружие в арсенале США было выпущено на тропу 10 декабря 1965 года, когда первый B-52 Stratofortress бомбардировщик Забастовка прошла в Лаосе. [5] : 158
Общая историческая перспектива подтверждает эффективность кампаний (несмотря на то, что они не смогли остановить или замедлить проникновение), поскольку они действительно ограничивали вражескую технику и рабочую силу в Лаосе и Камбодже. Эта точка зрения пронизана некоторыми официальными историями конфликта правительства США. Джон Шлайт сказал о логистическом аппарате ПАВН: «Эти постоянные усилия, требующие постоянной работы десятков тысяч солдат, которые в противном случае могли бы сражаться в Южном Вьетнаме, кажутся убедительным доказательством того, что бомбардировка «Тропы Хо Ши Мина» имела сорвали военные действия Северного Вьетнама». [18]
Несмотря на усилия США по борьбе с проникновением, предполагаемое количество проникших в ПАВН в 1966 году составляло от 58 000 до 90 000 военнослужащих, включая пять полных вражеских полков. [5] : 182 По оценкам DIA за июнь 1966 года, у Северного Вьетнама было 1000 км (600 миль) проходимых дорог в пределах коридора, по крайней мере 300 км (200 миль) из которых были достаточно хороши для круглогодичного использования. [19] В 1967 году старший полковник (впоследствии генерал) Онг Су Нгуен принял командование 559-й группой. По сравнению с приведенной выше оценкой АСВ, к концу года Северный Вьетнам построил 2959 км дорог, пригодных для транспортных средств, включая 275 км основных дорог, 576 км объездных дорог и 450 подъездных дорог и складских площадей. [20]
Американской разведке стало известно, что противник использовал реки Конг и Банг Фай для перевозки продовольствия, топлива и боеприпасов, загружая материальные средства в наполовину заполненные стальные бочки, а затем спуская их в реки. Позже их собирали сетями и бонами ниже по течению. Неизвестно США, что Северный Вьетнам также начал транспортировать и хранить более 81 000 тонн припасов, «чтобы использовать их в будущем наступлении ». [3] : 208 Это будущее наступление было начато во время лунного новогоднего праздника Тот в 1968 году, и для подготовки к нему 200 000 военнослужащих ПАВН, включая семь пехотных полков и 20 отдельных батальонов, отправились на юг. [19]
На протяжении всей войны наземные операции обычных частей ограничивались краткими вторжениями в приграничные убежища. Одной из примечательных операций был Каньон Дьюи , который проходил с 22 января по 18 марта 1969 года в I корпусе. В ходе операции 9-й полк морской пехоты попытался пресечь деятельность ПАВН в реках Да Кронг и долинах А Шау. Сухопутные подразделения ненадолго вошли в приграничные районы Лаоса во время боев с частями 9-го полка ПАВН. [21] [22]
Операция «Охота на коммандос» (1968–1970)
[ редактировать ]
После Тетского наступления северный Вьетнам расширил и модернизировал свои логистические усилия. Численность обслуживающего и обслуживающего персонала сократилась, главным образом, за счет увеличения использования автомобильного и речного транспорта, а также механизированной строительной техники. По оценкам ЦРУ, в течение года 559-я группа использовала 20 бульдозеров, 11 автогрейдеров, три камнедробилки и два паровых катка для ремонта и строительства новых дорог. [5] : 193
Около 43 000 жителей Северного Вьетнама или Лаоса были задействованы в эксплуатации, совершенствовании или расширении системы. [8] : 37 В 1969 году на Лаос упало 433 000 тонн боеприпасов. [5] : 303 Это стало возможным благодаря завершению операции «Раскаты грома» и началу операции «Охота на коммандос» в ноябре 1968 года. Американские самолеты были освобождены для миссий по перехвату, и над Лаосом пролетало до 500 самолетов в день. К концу 1968 года количество бомбардировок южного Лаоса возросло на 300 процентов: с 4700 самолето-вылетов в октябре до 12 800 в ноябре. [23]
Эта круглосуточная воздушная операция была организована в рамках операции «Белое Иглу», проводимой в Накхон Фаноме , Таиланд. Он состоял из трех частей: цепочки сбрасываемых с воздуха акустических и сейсмических датчиков, собирающих разведданные на маршруте; компьютеры в Центре сбора разведывательной информации (ICS) в Таиланде сопоставили информацию и спрогнозировали пути и скорости конвоев; и бортовой самолет-ретранслятор и управление, который принимал сигналы от датчиков и направлял самолеты к целям по указанию ИСУ. [11] : 255–283
Эти усилия были поддержаны разведывательными группами MACV-SOG, которые, помимо проведения разведки, прослушивания телефонных разговоров и оценки ущерба от бомб для «Охоты на коммандос», также вручную установили датчики для «Иглу Уайт». К началу 1969 года от кадрового запрета отказались. Сенсорная система не была достаточно сложной для обнаружения личного состава противника, поэтому от работ пришлось отказаться до операции «Дерево острова» в конце 1971 года. Откровением для аналитиков американской разведки в конце 1968 года стало открытие нефтепровода, идущего на юго-запад от северного порта Винь . [5] : 339–340
Топливопровод
[ редактировать ]Первоначально топливо перевозили носильщики, но это было неэффективно и отнимало много времени, что подчеркивало необходимость расширения трубопровода гораздо более быстрыми темпами. Ответственность за строительство трубопровода легла на подполковника Фан Ту Куанга, который стал первым начальником отдела снабжения топливом, и майора Май Тронг Фуока, который был командиром 18-й бригады дорожных работ (секретное имя рабочих, строивших трубопровод). трубопровод. [10] : 92
В начале 1969 года трубопровод пересек границу Лаоса через перевал Му Зиа , а к 1970 году достиг подступов к долине А Шау в Южном Вьетнаме. Пластиковый трубопровод, оснащенный многочисленными небольшими насосными станциями, позволял перекачивать дизельное топливо, бензин и керосин по одной и той же трубе. Благодаря усилиям 592-го трубоукладочного полка ПАВН количество трубопроводов, входящих в Лаос, в этом году увеличилось до шести. [3] : 392
559-я группа, все еще находившаяся под командованием генерала Онг Су Нгуена, в 1970 году была преобразована в эквивалент военного округа, и группе было присвоено дополнительное название «Армия Чыонг Сон». В ее состав входили четыре части, одна дивизия и три эквивалентных ей части: 968-я пехотная дивизия; 470-я группа; 565-й МАГ; и 571-я тыловая группа. [10] : 59 Подразделения контролировали батальоны топливопроводов. [10] : 168
В июле 1971 года армия Чыонг Сон была реорганизована в пять штабов дивизий: 470-ю, 471-ю, 472-ю, 473-ю и 571-ю. [10] : 168 В состав группы входили четыре автомобильно-транспортных полка, два полка нефтепроводов, три полка зенитной артиллерии (ЗАА), восемь инженерных полков и 968-я стрелковая дивизия. К концу 1970 года на 559-м трамвае было 27 трамваев Бинь, которые перевезли 40 000 тонн грузов с уровнем потерь 3,4% за год. [3] : 261
Полковник Куанг и майор Фуок в конечном итоге построят 5000 км трубопровода и отправят более 270 000 тонн бензина. Участки трубопровода еще использовались в 1990-е годы. [10] : 92
Реле для грузовых автомобилей
[ редактировать ]Припасы на грузовиках доставлялись колоннами из Северного Вьетнама эстафетами, причем грузовики курсировали с одной промежуточной станции на другую. Затем на каждой станции автомобили разгружались и перегружались в «свежие» грузовики. Если грузовик был выведен из строя или уничтожен, его заменяли из активов следующей северной станции и так до тех пор, пока он не был заменен новым в Северном Вьетнаме. В конце концов, была достигнута последняя станция связи в Лаосе или Камбодже, и машины были разгружены. Затем припасы были спрятаны, погружены на плавсредства или доставлены людьми в Южный Вьетнам. [8] : 218
Из-за возросшей эффективности «Охоты коммандос» транспортные подразделения Северного Вьетнама обычно выходили на дороги только в сумерках, а пик движения приходился на ранние утренние часы. Когда американские самолеты прибывали на базу, движение прекращалось до самого рассвета, когда боевые корабли и ночные бомбардировщики возвращались на свои базы. Затем грузовики снова начали катиться, достигнув нового пика трафика около 06:00, поскольку водители спешили попасть на стоянки грузовиков до восхода солнца и прибытия утренних волн американских истребителей-бомбардировщиков. [8] : 218 К последнему этапу «Охоты на коммандос» (октябрь 1970 г. - апрель 1972 г.) среднесуточное количество самолетов США, выполняющих миссии по перехвату, включало 182 штурмовика, 13 боевых кораблей и 21 B-52. [24] : 21

Северный Вьетнам также отреагировал на американскую воздушную угрозу увеличением концентрации зенитной артиллерии. К 1968 году в его состав в основном входили 37-мм и 57-мм вооружения с радиолокационным управлением. В следующем году появились 85-мм и 100-мм орудия, и к концу « Охоты на коммандос» систему защищало более 1500 орудий. [5] : 313
Из всех систем вооружения, использованных против следа, согласно официальной истории конфликта в Северном Вьетнаме, AC-130 Spectre боевой корабль был самым грозным противником. Призраки «установили контроль и успешно подавили, по крайней мере, в определенной степени, наши ночные операции по снабжению». [3] : 261 История утверждает, что авиация союзников уничтожила около 4000 грузовиков в засушливый сезон 1970–71 годов, из которых только С-130 уничтожили 2432 грузовика. [3] : 261
Меры противодействия «Спектру» были обнародованы 29 марта 1972 года, когда «Спектр» был сбит во время ночного вылета ракетой класса «земля-воздух» SA-7 недалеко от Чепоне. [5] : 369 Это был первый американский самолет, сбитый ЗРК так далеко на юге во время конфликта. PAVN отреагировала на ночные бомбардировки США строительством дороги K («Зеленая дорога») длиной 1000 километров от севера Лум-Бума до нижнего Лаоса. Во время «Охоты на коммандос IV» (30 апреля – 9 октября 1971 г.) силы США, Южного Вьетнама и Лаоса начали ощущать реакцию Северного Вьетнама на переворот генерала Лон Нола в Камбодже и последующее закрытие порта Сиануквиль для снабжения. поставки. [25] Еще в 1969 году PAVN начала крупнейшую логистическую операцию за весь конфликт. [24] : 20
Лаосские города Аттапеу и Салаван , расположенные у подножия плато Болавен, были захвачены ПАВН в 1970 году, открыв путь по всей системе реки Конг в Камбоджу. Ханой также создал 470-ю транспортную группу для управления потоком людей и припасов на новые поля сражений в Камбодже. [5] : 191 Этот новый «Путь освобождения» поворачивал на запад от тропы в Муонг-Мае, на южной оконечности Лаоса, и шел параллельно реке Конг в Камбоджу. В конце концов этот новый маршрут прошел мимо Сием Пранга и достиг реки Меконг возле Стунг Тренга . [3] : 382
В 1971 году PAVN взяла Паксонг и продвинулась к Паксе , в самом сердце региона плато Болавен в Лаосе. В следующем году Кхонг Седоне пал перед северными вьетнамцами. PAVN продолжила кампанию по расчистке восточного фланга тропы, начатую в 1968 году. К 1968 году лагеря спецназа США в Кхесане и Кхамдыке, оба из которых использовались MACV-SOG в качестве передовых баз для своей разведки. усилия были либо заброшены, либо захвачены. В 1970 году та же участь постигла еще один лагерь в Дак-Санге . То, что когда-то было коридором снабжения шириной 30 километров (20 миль), теперь простиралось на 140 км (90 миль) с востока на запад. [ нужна ссылка ]
Дорога к победе ПАВН (1971–1975)
[ редактировать ]В начале февраля 1971 года 16 000 (позже 20 000) военнослужащих АРВН пересекли лаосскую границу по шоссе 9 и направились к логистическому центру ПАВН в Чепоне. « Операция Лам Сон 719 », долгожданная атака на «Тропу Хо Ши Мина» и окончательное испытание американской политики вьетнамизации . Началась [26] [5] : 317–361 К несчастью для южновьетнамцев, сухопутным войскам США по закону было запрещено участвовать во вторжении, а США были ограничены предоставлением воздушной поддержки, артиллерийского огня и вертолетной авиации. [27]
Поначалу операция прошла успешно, при небольшом сопротивлении со стороны северных вьетнамцев. К началу марта 1971 года ситуация изменилась. Ханой принял решение стоять и сражаться. Он начал собирать силы, которые в конечном итоге насчитывали 60 000 военнослужащих ПАВН, а также несколько тысяч союзных войск Патет Лао и лаосских нерегулярных формирований, превосходя численность АРВН почти в три раза. [28] : 75
Боевые действия на юго-востоке Лаоса были непохожи ни на какие из тех, что когда-либо наблюдались во время войны во Вьетнаме, поскольку ПАВН отказалась от своей старой тактики «нападай и беги» и перешла в обычную контратаку. ПАВН сначала предприняла массированные атаки пехоты при поддержке бронетехники и тяжелой артиллерии, чтобы сокрушить позиции АРВН на флангах основного наступления. Скоординированный зенитный огонь сделал тактическую воздушную поддержку и пополнение запасов трудными и дорогостоящими: 108 вертолетов были сбиты и еще 618 повреждены. [27] : 358
Силы ПАВН начали протискиваться на главную линию наступления АРВН. Хотя в результате воздушного десанта Чепоне удалось захватить, это была бесполезная победа, поскольку южновьетнамцы смогли удерживать город лишь в течение короткого периода времени, прежде чем были отозваны из-за атак на основную колонну. Единственным способом выбраться из Лаоса силам вторжения была массированная поддержка с воздуха США. К 25 марта 1971 года последние войска АРВН повторно пересекли границу, преследуемые противником. Испытание вьетнамизации «Лам Сон 719» провалилось; половина сил вторжения была потеряна в ходе операции. [27] : 359

Южновьетнамские войска плохо управлялись, а элитные подразделения рейнджеров и воздушно-десантных войск были уничтожены. «Лам Сон 719» все же сумел отложить запланированное наступление ПАВН на северные провинции Южного Вьетнама на один год. К весне 1972 года американцы и южновьетнамцы поняли, что противник планирует крупное наступление, но не знали, где и когда. Ответ пришел 30 марта 1972 года, когда 30 000 военнослужащих ПАВН при поддержке более чем 300 танков пересекли границу и вторглись в провинцию Куанг Тро . «Наступление Нгуен Хюэ», более известное как « Пасхальное наступление ». Продолжалось [29]
Когда силы Южного Вьетнама оказались на грани краха, президент Ричард М. Никсон отреагировал увеличением масштабов воздушной поддержки США. В связи с выводом авиационных частей США из Юго-Восточной Азии в Южный Вьетнам были переброшены эскадрильи из Японии и самих США. Усилия не смогли остановить падение города Куанг Тро 2 мая, что, по-видимому, решило судьбу четырех самых северных провинций. Затем северные вьетнамцы предприняли еще две атаки со своих баз в Камбодже, первая была направлена на захват Контума в Центральном нагорье и разделение Южного Вьетнама на две части; второй спровоцировал серию сражений в Анлоке , столице провинции Биньлонг, и его окрестностях. Всего в наступление было переброшено 14 дивизий ПАВН. 13 мая 1972 года Южный Вьетнам начал контрнаступление с участием четырех дивизий при массовой поддержке авиации США. К 17 мая город Куанг Тро был отбит, но южновьетнамская армия выдохлась. Удары ПАВН против Кон Тума и Ан Лука были сдержаны. Из-за перехода к обычному наступлению и логистических усилий, необходимых для его поддержания, авиация США была особенно эффективной, а потери ПАВН были высокими. Северный Вьетнам потерял около 100 000 человек, а Южный Вьетнам - 30 000 человек во время боевых действий. [28] : 183
Захват территории внутри самого Южного Вьетнама позволил Ханою продлить путь через границу с Лаосом в эту страну. Подписание Парижских мирных соглашений , казалось, положило конец конфликту в Юго-Восточной Азии. Последние американские войска ушли в марте 1973 года. И Северный, и Южный Вьетнам должны были сохранять контроль над территориями, находящимися под их влиянием, и между двумя странами должны были состояться переговоры, которые, возможно, привели к созданию коалиционного правительства и объединению. [30] : 6–32 В борьбе за контроль над большей территорией обе стороны грубо нарушили режим прекращения огня, и открытые боевые действия возобновились. [30] : 106–24
К 1973 году логистическая система ПАВН представляла собой двухполосное шоссе с твердым покрытием (щебнем и гравием), которое шло от горных перевалов Северного Вьетнама до массива Чу-Понг в Южном Вьетнаме. К 1974 году стало возможным проехать по полностью асфальтированному четырехполосному маршруту от Центрального нагорья до провинции Тайнинь , к северо-западу от Сайгона. Единый нефтепровод, который когда-то заканчивался возле долины А Шау, теперь состоял из четырех ниток (самая большая диаметром 20 см [восемь дюймов]) и простирался на юг до Люк Нинь . [5] : 371 В июле 1973 года 259-я группа была переименована в командование Чыонг Сон, полковые сектора были преобразованы в дивизии, а трамваи Бинь были обозначены как полки. К концу 1974 года силы под новым командованием включали 377-ю дивизию ПВО, 571-ю транспортную дивизию, 473-ю инженерную дивизию, 968-ю пехотную дивизию и 470-ю, 471-ю и 472-ю отраслевые дивизии. [31]
Затем командование перешло к генерал-майору PAVN Хоанг Тхо Тьену. В декабре 1974 года начался первый этап ограниченного наступления ПАВН в Южном Вьетнаме . [32] [33] Его успех вдохновил Ханой попытаться провести расширенное, но все же ограниченное наступление, чтобы улучшить свои позиции на переговорах с Сайгоном. В марте генерал Ван Тьен Дунг начал «Кампанию 275» , успех которой побудил генерала подтолкнуть Ханой к последнему полномасштабному наступлению с целью захватить весь Южный Вьетнам. [32] : 225 После неэффективной попытки остановить наступление 30 апреля 1975 года Сайгон пал перед войсками Северного Вьетнама. [32] : 133–135
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хорошие вопросы, неправильные ответы , Томас Л. Ахерн-младший, февраль 2004 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Моррис, Вирджиния; Хиллз, Клайв А. (2018). План революции Хо Ши Мина: словами вьетнамских стратегов и оперативников . МакФарланд. ISBN 9781476665634 . Проверено 26 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Победа во Вьетнаме: Официальная история Народной армии Вьетнама, 1954–1975 гг . Перевод Приббеноу, Мерла Л. Лоуренса: Университетское издательство Канзаса. 2002. ISBN 9780700621873 . Проверено 26 мая 2020 г.
- ^ Роберт Дж. Ханьок, Спартанцы во тьме . Вашингтон, округ Колумбия: Центр истории криптографии, АНБ, 2002, стр. 94.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Прадос, Джон (1999). Кровавая дорога: Тропа Хо Ши Мина и война во Вьетнаме . Уайли. ISBN 9780471254652 . Проверено 26 мая 2020 г.
- ^ Айзекс, Арнольд; Харди, Гордон (1987). Пешки войны: Камбоджа и Лаос . Опыт Вьетнама, Том 22. Бостонская издательская компания. ISBN 9780939526246 . Проверено 27 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Марокко, Джон (1985). Огненный дождь: Воздушная война, 1969–1973 гг . Том 14 опыта Вьетнама. Бостонская издательская компания. ISBN 9780939526147 . Проверено 26 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Налти, Бернард (2005). Война против грузовиков: воздушный запрет на юге Лаоса, 1968–1972 гг. (PDF) . Программа истории и музеев ВВС.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Вонгсаван, Саутчай (1980). Индокитайские монографии «Операции и деятельность RLG в лаосской провинции» (PDF) . Центр военной истории армии США. п. 12. Архивировано (PDF) из оригинала 25 января 2022 года.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Моррис, Вирджиния; Хиллз, Клайв А. (2006). История Тропы Хо Ши Мина, Дорога к свободе . Орхидея Пресс. ISBN 9789745240766 . Проверено 26 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ван Стааверен, Джейкоб (1992). Запрет в Южном Лаосе, 1960–1968: ВВС США в Юго-Восточной Азии (PDF) . Типография правительства США. ISBN 9789992745076 .
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Адамс, Нина; Маккой, Альфред (1970). Лаос: Война и революция . Харпер Колофон. ISBN 9780060902216 .
- ^ Доммен, Артур (1971). Конфликт в Лаосе: политика нейтрализации . Прегер.
- ^ Jump up to: а б с Конбой, Кеннет Дж.; Моррисон, Джеймс (1995). Теневая война: Секретная война ЦРУ в Лаосе . Паладин Пресс. ISBN 9780873648257 . Проверено 27 мая 2020 г.
- ^ Уорнер, Роджер (1996). Стрельба по Луне: история тайной войны Америки в Лаосе . Стирфорт Пресс. ISBN 9781883642365 . Проверено 27 мая 2020 г.
- ^ Жанна Стеллман; Стивен Стеллман (17 апреля 2003 г.). «Масштаб и характер использования агента Orange и других гербицидов во Вьетнаме» (PDF) . Природа . 422 (6933): 685. Бибкод : 2003Natur.422..681S . дои : 10.1038/nature01537 . ПМИД 12700752 . S2CID 4419223 .
- ^ Мейтленд, Терренс; Макинерни, Питер (1983). Вьетнамский опыт: заражение войны . Бостонская издательская компания. стр. 123–4. ISBN 0939526050 .
- ^ Шлайт, Джон (1996). Слишком долгая война: ВВС США в Юго-Восточной Азии, 1961–1975 гг. (PDF) . Программа истории и музеев ВВС. п. 56.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Jump up to: а б Дойл, Эдвард; Липсман, Сэмюэл; Мейтленд, Терренс (1986). Вьетнамский опыт Севера . Бостонская издательская компания. п. 46.
- ^ Объединенный комитет начальников штабов, Исследование документации MACSOG , Приложение D, стр. 293–294.
- ^ Пайк, Томас (1969). Операции и разведка, отчетность I корпуса: февраль 1969 г. Армия США. п. 193. ИСБН 9781519486301 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Смит, Чарльз (1988). Морские пехотинцы США во Вьетнаме: высокая мобильность и остановка, 1969 г. (PDF) . Отдел истории и музеев штаб-квартиры Корпуса морской пехоты США. стр. 30–50. ISBN 9781494287627 .
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Тилфорд, Эрл (1991). Установка: Что ВВС сделали во Вьетнаме и почему (PDF) . Издательство Воздушного университета. п. 173. Архивировано (PDF) из оригинала 14 мая 2021 года.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Jump up to: а б Глистер, Герман (1993). Воздушная война в Юго-Восточной Азии: тематические исследования избранных кампаний (PDF) . Издательство Воздушного университета. Архивировано (PDF) из оригинала 25 января 2022 года.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Шокросс, Уильям (1979). Интермедийное шоу: Киссинджер, Никсон и разрушение Камбоджи . Саймон и Шустер. стр. 112–127. ISBN 9780671230708 .
- ^ Нгуен, Дуй Хин (1979). Монографии Индокитая Операция Лам Сон 719 (PDF) . Центр военной истории армии США. п. ISBN против 978-1984054463 . Архивировано (PDF) из оригинала 25 января 2022 года.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Jump up to: а б с Нолан, Кейт Уильям (1986). В Лаос: История каньона Дьюи II / Лам Сон 719, Вьетнам, 1971 г. Президио Пресс. ISBN 9780891412472 . Проверено 26 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Фулгам, Дэвид; Мейтленд, Терренс (1984). Южный Вьетнам под судом, середина 1970–1972 годов . Опыт Вьетнама, Том 10. Бостонская издательская компания. ISBN 9780939526109 . Проверено 27 мая 2020 г.
- ^ Андраде, Дейл (1995). Испытание огнем; Пасхальное наступление 1972 года, Последняя битва Америки во Вьетнаме (1-е изд.). Гиппокреновые книги. ISBN 978-0781802864 .
- ^ Jump up to: а б Липсман, Сэмюэл; Вайс, Стивен Вайс (1985). Вьетнамский опыт ложного мира . Бостонская издательская компания. ISBN 9780939526154 .
- ^ Липсон, Марк (1999). Новый мировой словарь Вебстера о войне во Вьетнаме . Саймон и Шустер Макмиллан. п. 508.
- ^ Jump up to: а б с Снепп, Фрэнк (1977). Достойный интервал: рассказ инсайдера о неприличном конце Сайгона . Случайный дом. ISBN 9780394407432 . Проверено 26 мая 2020 г.
- ^ Дуган, Кларк; Фулгам, Дэвид (1985). Вьетнам переживает падение Юга . Бостонская издательская компания.