Буддийское восстание
Буддийское восстание | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть войны во Вьетнаме | |||||||
![]() Буддийская демонстрация, Сайгон, 22 мая 1966 г. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() | |||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Нгуен Ван Тьеу Нгуен Цао Ки Нгуен Нгок Кредит Цао Ван Вьен | Тич Три Куанг Нгуен Чан Тхи Тит Там Чау | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Около 150 убитых и более 700 раненых (в том числе 23 раненых американца) |
Буддийское восстание 1966 года ( вьетнамский : Nổi dậy Phật giáo 1966 ), или более широко известное во Вьетнаме как Кризис в Центральном Вьетнаме ( вьетнамский : Biến động Miền Trung ), было периодом гражданских и военных беспорядков в Южном Вьетнаме , в основном сосредоточенных в районе I корпуса на севере страны в центральном Вьетнаме. Этот район является сердцем вьетнамского буддизма , и в то время буддийские монахи-активисты и гражданские лица находились в авангарде оппозиции ряду военных хунт , которые управляли страной, а также активно ставили под сомнение эскалацию войны во Вьетнаме .
Во время правления католика Нго Динь Дима дискриминация большинства буддийского населения привела к росту буддийских институтов, поскольку они стремились участвовать в национальной политике и добиться лучшего обращения. В 1965 году, после серии военных переворотов, последовавших за падением режима Дьема в 1963 году, маршал авиации Нгуен Као Ко и генерал Нгуен Ван Тиу наконец создали стабильную хунту, заняв должности премьер-министра и номинального главы государства соответственно. Режим Ко-Тхиу изначально представлял собой почти феодальную систему , являясь скорее союзом военачальников, чем государством, поскольку каждый командир корпуса управлял своей территорией как своей вотчиной, передавая часть собранных налогов правительству в Сайгоне и сохраняя отдых для себя. [1] В течение этого времени между буддистской и католической фракциями во вьетнамском обществе сохранялись подозрения и напряженность.
Религиозный фактор в сочетании с борьбой за власть между Ко и генералом Нгуен Чан Тхи , командиром I корпуса, буддистом, местным жителем этого региона и популярным в этом районе. Ти был волевым офицером, которого считали способным командиром, и Ко видел в нем угрозу, как и другие члены хунты. В феврале 1966 года Ко посетил саммит в Гонолулу , где убедился, что теперь у него есть поддержка Америки, чтобы выступить против Тхи, самого сильного и способного из командиров корпусов. [1] В марте 1966 года Ко уволил Ти и приказал ему покинуть страну в США под ложным предлогом лечения. Это побудило как мирных жителей, так и некоторые подразделения I корпуса начать массовые гражданские протесты против режима Ко и прекратить военные операции против Вьетконга . Ко сделал ставку, позволив Ти вернуться в I корпус перед отъездом в США, но прибытие генерала в его родной район только усилило настроения против Ко. Буддийские активисты, студенты и сторонники Тхи в вооруженных силах объединились в «Движение борьбы», призывая к возвращению к гражданскому правлению и выборам. Тем временем Тхи остался в I корпусе и не ушел; забастовки и протесты остановили гражданскую активность в этом районе, правительственные радиостанции были захвачены и использовались для кампании против Ко, а военные операции прекратились. Беспорядки также распространились на столицу Сайгон и другие города южнее.
В начале апреля Ко решил переехать. Он заявил, что Дананг , главный центр I корпуса, находится под контролем коммунистов, и публично поклялся убить мэра, который выразил поддержку Движению борьбы. Ко ввел в город военные силы и отправился туда, чтобы подготовиться к нападению, но ему пришлось отступить, а затем начать переговоры с буддийскими лидерами, поскольку было очевидно, что он недостаточно силен, чтобы сокрушить оппозицию. Тем временем он уволил преемника Тхи Нгуена Ван Чуана, потому что он хотел более решительной попытки восстановить контроль, и назначил Тон Тхот Дина на его место . Динь утверждал, что успокоил ситуацию, но Ко рассматривал ситуацию как умиротворение, и 15 мая его войска отогнали Динь и захватили власть. В течение предыдущего месяца американские войска также были вовлечены в противостояние, и Движение борьбы сочло их участие предвзятым по отношению к Ко, что привело к некоторой напряженной конфронтации.
Во второй половине мая силы Ко начали форсировать проблему и постепенно истощили Движение борьбы, поскольку силы повстанческого I корпуса были измотаны, несмотря на некоторые возражения американцев о том, что его агрессивные атаки могли нанести слишком большой побочный ущерб. На каком-то этапе силы Ко оказались в стычке с американскими войсками, а позже американцы оказались в центре противостояния между вьетнамскими группировками из-за заминированного моста. Когда силы Ко отбили Дананг и Хуэ в уличных боях, сторонники Движения борьбы считали американское вмешательство проко, а антиамериканские беспорядки привели к сожжению некоторых американских зданий. Триумф Ко положил конец влиянию буддийского движения на политику, и после этого он заключил их лидера Тхич Три Куанга под домашний арест, а Тхи уехал в Соединенные Штаты .
Фон
[ редактировать ]Буддийское активистское движение в Южном Вьетнаме возникло в результате администрации президента Нго Динь Зьема , который правил страной с 1955 по 1963 год. [2]
В стране, где буддийское большинство, по оценкам, составляет от 70 до 90 процентов, [3] [4] [5] [6] [7] Дим правил с сильными религиозными предубеждениями. Как член католического вьетнамского меньшинства, он проводил прокатолическую политику, вызывавшую недовольство многих буддистов; правительство склоняется к католикам на государственной службе и в военном продвижении, а также в распределении земли, деловых льготах и налоговых льготах. [8] Многие офицеры перешли в другую веру, полагая, что от этого зависят их военные перспективы. [9] Забыв, что он разговаривал с буддистом, Дим однажды сказал высокопоставленному офицеру: «Поставьте своих католических офицеров в уязвимые места. Им можно доверять». [9] Кроме того, раздача огнестрельного оружия деревенским ополченцам самообороны, предназначенным для отражения партизан Вьетконга, привела к тому, что оружие выдавалось только католикам. [10] Некоторые католические священники управляли собственными армиями. [11] а в некоторых районах имели место насильственное обращение в другую веру, грабежи, обстрелы и снос буддийских пагод . [12] Некоторые буддийские деревни массово перешли в другую веру , чтобы получить помощь или избежать насильственного переселения со стороны режима Дима. [13]
Католическая церковь была крупнейшим землевладельцем в стране, а «частный» статус, навязанный буддизму французскими колониальными властями, требовавший официального разрешения на ведение общественной буддийской деятельности и ограничивавший строительство буддийских храмов, не был отменен Димом. . [14] Кроме того, земля, принадлежащая католической церкви, была освобождена от перераспределения в рамках программ земельной реформы . [15] Католики также были де-факто освобождены от барщинного труда, который правительство обязывало выполнять всех граждан, и правительство непропорционально выделяло финансирование деревням с католическим большинством. При Дьеме католическая церковь пользовалась особыми льготами при приобретении собственности, и в 1959 году он посвятил страну Деве Марии . [16] Флаг Ватикана регулярно развевался на крупных общественных мероприятиях в Южном Вьетнаме. [17]

8 мая 1963 года чиновники Дима применили редко соблюдаемый закон, запрещающий вывешивание религиозных флагов, запрещающий буддистам поднимать свой флаг в Весак , день рождения Гаутамы Будды . Это вызвало возмущение буддистов, поскольку неделей ранее на праздновании в честь брата Дима, архиепископа Нго Динь Тхук , были подняты флаги Ватикана . [18] [19] 8 мая в Хуэй толпа буддистов протестовала против запрета на буддийский флаг. Полиция и армия открыли огонь и забросали демонстрантов гранатами, в результате чего девять человек погибли. [20] [21]
Отказ Дима от ответственности за инцидент - он обвинил в нем коммунистический Вьетконг - привел к еще большему недовольству среди буддийского большинства. Инцидент спровоцировал движение протеста против религиозной дискриминации режима Дима, в котором доминируют католики. Этот спор стал известен как буддийский кризис и спровоцировал широкомасштабное гражданское неповиновение. Целью протестов было добиться отмены Указа № 10 и добиться религиозного равенства. [22] [23] Однако противостояние продолжалось, и в августе спецназ АРВН под командованием полковника Ле Куанг Тунга , верного брату Дима и главному советнику Нго Динь Нху , совершил набеги на храмы по всей стране, убив, по оценкам, сотни и арестовав тысячи буддийских мирян и монахов. После этого американское правительство начало восставать против Дима и тайно поощряло переворот. 1 ноября Дим был свергнут, а на следующий день он и Нху были убиты. [24]
После Дима Южный Вьетнам пережил период стойкой и серьезной нестабильности, поскольку в течение 18 месяцев происходили многочисленные перевороты, а также другие неудавшиеся восстания. [25] Помимо личного соперничества между старшими офицерами, распри также подогревались конфликтом между движениями религиозного давления. Буддисты лоббировали отмену прокатолической политики Дима, а также тех офицеров, которые быстро поднялись по служебной лестнице, потому что обратились в католицизм и энергично проводили политику Дима. С другой стороны, католики, чьи привилегии были отменены после Дима, обвинили режим генерала Нгуен Хана в преследовании их от имени буддистов. Иногда в этот период вспыхивали религиозные бунты. [26] [27]
В сентябре 1964 года католические генералы Лам Ван Пхат и Донг Ван Док попытались свергнуть Кхана после того, как он сверг их под давлением буддистов. Это не удалось, [28] [29] но в феврале 1965 года Фат предпринял еще одну попытку с помощью своего товарища-католика, полковника Фум Нгок Тхо , публично ссылаясь на память о Диме при организации переворота. Вторая попытка Фата также провалилась, и пара обратилась в бегство, но неспособность Хана добиться решающей победы вынудила его покинуть страну. [30] В середине 1965 года маршал авиации Нгуен Као Ко и генерал Нгуен Ван Тиу заняли посты премьер-министра и номинального президента соответственно, и преемственность начала возникать. [25]
Из-за нестабильного характера вьетнамской политики в период после свержения Дьема ни один офицер не мог решительно править, не принимая во внимание мнение своих коллег, не будучи свергнутым. [25] Генералы, командовавшие четырьмя корпусами Южного Вьетнама, курировали отдельные географические регионы и получили широкие полномочия. В отсутствие гражданского правительства они были фактически полевыми командирами в своих регионах. Командиры корпусов были довольны такой федеративной организацией; Ко был приемлем для США, и он передавал им американскую военную помощь, одновременно предоставляя им существенную региональную автономию. [25]
Несмотря на устойчивый контроль над Ко и Тиу, религиозная напряженность сохранялась. Через месяц Тич Три Куанг начал призывать к смещению Тиу, поскольку он был членом католической партии Дима Кон Лао , осуждая его «фашистские наклонности». [31] и утверждая, что члены Кон Лао подрывают Ко. [31] Для Тич Три Куанга Тиу был символом эпохи католического господства Дима, когда прогресс был основан на религии. Он желал, чтобы генерал Тхи, известный своей пробуддийской позицией, возглавил страну, и осудил Тиу за его предполагаемые прошлые преступления против буддистов. [32] Буддийский лидер Тич Три Куанг сказал, что «номинально Тхи буддист, но на самом деле его не волнует религия». [33]
Буддийские активисты хотели положить конец войне путем переговоров с коммунистами и ухода американцев. [25] ставя их в противоречие с провоенными, проамериканскими генералами. Было ясно, что буддисты устроят своего рода протест против Ко и Тиу, и премьер-министр считал буддийских активистов предателями, поэтому он приветствовал конфронтацию как возможность сломить их влияние. [25]
Соперничество между Ко и Тхи
[ редактировать ]В правительстве Южного Вьетнама генерал Нгуен Чан Тхи был буддистом и компетентным командиром, которого Ко считал угрозой. [25] Многие политические обозреватели в Сайгоне считали, что Тхи хотел свергнуть Ко, и считали его самой большой угрозой для других офицеров и стабильности хунты. [34] Согласно мемуарам Ко, Ти был «прирожденным интриганом», имевшим «левые наклонности». [25] Time В феврале 1966 года журнал опубликовал статью, в которой утверждалось, что Ти был более динамичным, чем Ко, и мог захватить власть в любой момент. [35] Историк Роберт Топмиллер подумал, что Ко, возможно, счел статью дестабилизирующей, и поэтому решил выступить против Тхи. [35]
Уроженец центрального Вьетнама, [36] Он был командиром I корпуса , который курировал пять самых северных провинций Южного Вьетнама, а также 1-ю и 2-ю дивизии . [36] Он был известен своей «глубоко укоренившейся» преданностью своих солдат. [25] Большую часть южновьетнамских вооруженных сил составляли Региональные и Народные силы , которые представляли собой ополченцев, служивших в своих родных районах, и они ценили командира с регионалистским подходом. [25] Поддержка со стороны буддистов, его войск и региональных тенденций дала Тхи сильную базу власти и затруднила действия других генералов и американцев против него. [25]
Ти был высокопоставленным членом правящей хунты из десяти человек, которая выступала против буддийских активистов. Тхи балансировал и приспосабливался к буддистам, желая, чтобы они видели в нем друга. Он позволил студентам издавать журнал, резко критиковавший военное правление. [36] Тхи также добился назначения доверенного подчиненного главой национальной полиции, что увеличило его политическую власть. [34] Историк Стэнли Карноу сказал о Ко и Ти: «Эти два молодых офицера, яркие персонажи, носившие яркую форму и зловещие усы, были друзьями, и их соперничество, казалось, олицетворяло личную борьбу за власть, которая хронически поразила Южный Вьетнам. спор отражает нечто большее, чем просто индивидуальные амбиции». [37] Оба были также известны своими яркими красными беретами. [38]
Поступали сообщения о том, что Ти проявлял неподчинение Ко. Военный командующий США во Вьетнаме генерал Уильям Уэстморленд заявил, что Тхи однажды отказался явиться к Ко в Сайгон, когда его об этом попросили. [35] Однажды Ко пришел в I корпус, чтобы выразить ему протест в начале марта. Тхи обратился к своим сотрудникам и насмешливо спросил: «Должны ли мы обратить внимание на этого забавного человечка из Сайгона или нам следует его игнорировать?» [34] Ти сделал этот комментарий довольно громко, в пределах слышимости Ко, и вьетнамский политик Бой Дьем подумал, что премьер-министр расценил комментарий Ти как прямой вызов его авторитету. [35] Во Вьетнаме газеты, критиковавшие тогдашнее правительство, регулярно закрывались, так что говорили только рупоры, и многие политические лидеры ошибочно полагали, что США действуют таким же образом. В результате они часто интерпретировали негативные сообщения американских СМИ как официальную позицию Вашингтона и, таким образом, поощряли государственный переворот.
Журнал Time сообщил, что Ти «управлял им [первым корпусом] как военачальник былых времен, подчиняясь тем указам центрального правительства, которые его устраивали, и беспечно игнорируя все остальное». [34] Историк Джордж МакТернан Кахин сказал, что Ко, возможно, опасался, что Тхи отделится от Сайгона и превратит центральный Вьетнам в независимое государство. Аналитик ЦРУ Дуглас Пайк , работавший во Вьетнаме, предположил, что это было значительной частью мышления Ко, поскольку у вьетнамцев часто были сильные региональные тенденции. [35] В феврале 1966 года Ко присутствовал на саммите в Гонолулу , где президент Линдон Б. Джонсон неоднократно хвалил его как сильного лидера. [39] Эго Ко было усилено похвалой Джонсона, и он покинул Гонолулу, полагая, что Соединенные Штаты поддержат его, если он уволит Ти. [39]
Увольнение Тхи
[ редактировать ]Сочетание этих факторов привело к увольнению Ти. [38] Ко заручился поддержкой восьми генералов хунты из 10 человек, а это означает, что наряду с его голосом девять офицеров высказались за отстранение Тхи. [36] Поскольку Ти был единственным, кто не поддерживал, Ко и его коллеги удалили Ти из хунты и командования его корпусом 10 марта 1966 года. [38] Ко пригрозил уйти в отставку, если решение не будет единогласным, заявив, что хунте нужна демонстрация силы, поэтому Тхи решил проголосовать за его увольнение. [40]
Тхи утверждал, что во время этой встречи, зная, что другие генералы не были к нему благосклонны, он раздражал их, наказывая за их преданность стране. Он сказал, что население никогда не поддержит военные усилия генералов, пока они живут так комфортно, и высмеял их за то, что они демонстративно отправляют своих партнерш в Гонконг для походов по магазинам. [40] Хунта поместила Тхи под домашний арест до его отъезда из страны, а затем назначила генерала Нгуена Ван Чуана , бывшего командира 1-й дивизии и подчиненного Тхи, новым командующим 1-м корпусом. [40] Генерал Фан Суан Нхуан затем был назначен командиром 1-й дивизии. [41]
Сначала Ко сказал, что Ти уезжает из страны, чтобы пройти курс лечения носовых ходов. [38] В официальном сообщении говорилось, что хунта «рассмотрела и приняла заявление генерала Тхи об отпуске». [34] Тхи возразил: «Единственное, что у меня болит носовые пазухи, - это запах разложения». [38] Ко привел ряд причин для увольнения Тхи, обвинив его в том, что он слишком левый, в том, что он управляет центральными регионами как военачальник, в том, что у него есть любовница, которую подозревали в том, что он коммунист, и в слишком заговорщическом подходе. [35] Ко не сказал, что Тхи поддерживал переговоры как средство прекращения войны, но у него был опыт увольнения чиновников и военных деятелей, которые продвигали такую политику. [35]
Несмотря на хорошие отношения Тхи с буддистами в его районе, в первую очередь с ведущим монахом-активистом Тхич Три Куангом, Ко, как сообщается, поддержал монаха в смещении Тхи. Если Ко думал, что Тич Три Куанг не будет организовывать демонстрации против увольнения Тхи, он оказался неправ, поскольку монах использовал кризис, чтобы подчеркнуть призывы буддистов к гражданскому правлению. [42] Были утверждения, что Куанг всегда намеревался бросить вызов Ко, независимо от того, был ли Тхи отвергнут. [43]
Генерал Уэстморленд, посол США Генри Кэбот Лодж-младший и министр обороны Роберт Макнамара поддерживали режим Ко-Тхиу и его ведение войны против коммунистов и выступали против Тхи, считая его недостаточно твердым в отношении коммунизма. [25] Американцы хотели вывести Ти из коридоров власти в Южном Вьетнаме, предложив ему экономическое будущее в Соединенных Штатах и образование для его детей. [25] С другой стороны, Ти пользовался поддержкой генерал-лейтенанта морской пехоты Льюиса Уолта , который командовал американскими войсками в I корпусе и был старшим советником сил АРВН Тхи. [25] Уолт высоко оценил способности Тхи как офицера. [25]
Увольнение вызвало массовые демонстрации в северных провинциях. [38] Первоначально пробуддийские демонстрации в I корпусе и Сайгоне носили умеренный и организованный характер. Однако волнения неуклонно росли, поскольку к антиправительственным демонстрациям присоединились государственные служащие, недовольные военные и рабочий класс, частично расстроенный экономическими проблемами. [42] Сначала Ко пытался игнорировать демонстрации и ждать, пока они утихнут, и не бороться с диссидентами, чтобы «не создавать мучеников». [42] Ти был чрезвычайно популярен в буддийской крепости Хуэ. Всеобщая забастовка вывела из строя 90% Дананга, крупнейшего города центрального Вьетнама и второго по величине во всей стране. [38] В Сайгоне 10 000 человек приняли участие в митинге буддистов с призывом к выборам и установлению гражданского правления, и монахи использовали увольнение Тхи, чтобы привлечь внимание к правлению хунты. [44]
Тем временем в столице в середине-конце марта Ко взял на себя инициативу, пытаясь ослабить недовольство, встретившись с буддийскими лидерами и пообещав выборы и социальные реформы; однако он также предупредил, что уличные демонстрации будут подавлены. [44] Демонстрируя обеспокоенность американцев тем, что ситуация может ухудшиться, Лодж встретился с Куангом, чтобы предостеречь его от агрессивных действий. [44] Хотя Куанг обвинил Ко в «культе личности», [44] Большинство буддийских баннеров были направлены против католического номинального главы государства Тиу. [44]
Затем Ко решил позволить Тхи вернуться в Дананг, крупнейший город в регионе и второй по величине в стране, 16 марта, якобы для восстановления порядка. [45] Ко утверждал, что он позволил Тхи вернуться в свою старую зону подчинения в качестве жеста доброй воли, чтобы сделать жителей Центрального Вьетнама счастливыми, а также потому, что он пообещал Тхи прощальный визит перед отправкой в изгнание. [45] Учитывая популярность Тхи, жест Ко был расценен как политическая авантюра. В любом случае, Ти произнес ироничную речь, полную саркастических упоминаний о том, что ему нужно поехать в США для лечения. [45]
На следующий день Тхи со своим корпусом отправился в бывшую столицу империи Хуэ. Около 20 000 сторонников в городе с населением около 130 000 окружили его, крича и пытаясь прикоснуться к нему. [36] Лидер студентов-буддистов воскликнул: «Вы хотите, чтобы генерал остался с нами?» на что студенты и другие протестующие ответили: «Да! Да!» [36] Нил Шиэн из The New York Times сказал, что толпа «не оставляет сомнений в том, что правящая хунта Сайгона находится в беде». [45] Ти сказал большой толпе: «Думайте о нашей стране, а не обо мне». [38] Он сказал журналисту, что примет «любую позицию, которая будет полезна для страны», что заставило некоторых подумать, что он хочет работу Ко или Тиу. [38] По данным журнала Time , выступления Ти показали, что он «явно разрывался между желанием заручиться поддержкой своего возвращения и отвращением своего солдата к разжиганию разногласий». [44] За речью Тхи последовали выступления студентов и буддийских лидеров, которые призвали к смещению Тиу и министра обороны Нгуена Хоу Ко . Оба были католическими генералами, известными своей безудержной коррупцией. [45] Однако, несмотря на крупномасштабные демонстрации и поддержку Тхи, в то время не было никаких столкновений или сильной напряженности. Один видный буддийский лидер сказал: «Мы очень благодарны генералам... Ко обеспечил некоторую стабильность за последние восемь месяцев» после того, как он стал лидером Южного Вьетнама. [44]
Различные диссиденты сформировали проти и антико организацию под названием «Комитет военно-гражданской борьбы», более известную как «Движение борьбы». [25] Их послание и влияние быстро распространились. Некоторые из них захватили правительственную радиостанцию в Дананге и вели передачи против хунты, к ним присоединились студенты университетов. [25] Первоначально к этой диссидентской болтовне не относились с особой тревогой, и считалось, что режим решил дождаться, пока протесты утихнут, вместо того, чтобы рисковать эскалацией, пытаясь их подавить. Администратор радиостанции Дананга позволил сторонникам Тхи создать вещательную станцию, когда появилось всего десять протестующих студентов, что является ничтожным давлением со стороны населения. [46] Оппозиционные группы в то время не были хорошо организованы и, казалось, не были уверены в своих целях. В этот момент они также вели себя спокойно. [46]
Вызов Сайгону усилился, когда «Движение борьбы» заявило о своих правах на власть над вооруженными силами провинции Куангнам , включая Дананг и расположенные там военные базы. Буддисты в Хуэ присоединились к нему, взяли под свой контроль радиостанцию и присоединились к Движению борьбы. Четыреста студентов взяли под свой контроль радиостанцию на два дня, распространяя речи с критикой хунты Ко. Несмотря на нападки на американцев за поддержку хунты, по иронии судьбы, в перерывах между речами Джона Филипа Соузы « Звезды и полосы навсегда ». звучала песня [46]
К концу марта ситуация ухудшилась. [25] Движение стало как антиамериканским, так и антисайгонским правительством, и его влияние росло до тех пор, пока большая часть I корпуса не стала действовать независимо от контроля центрального правительства Вьетнама. Вашингтон встревожился, и Ко решил действовать. [25] Затем мэр Дананга начал открыто поддерживать восставших солдат I корпуса АРВН, которые отказались подчиняться Ко. [25]
Затем Ко уволил начальника полиции Хуэ, сторонника Тхи. В ответ местные полицейские объявили забастовку и провели демонстрацию против смещения своего начальника. На выходных 20 000 мирных жителей вместе с некоторыми военнослужащими в форме прибыли в имперскую столицу. Они несли транспаранты с надписью «Долой [главу государства] Тиу и Ко». [47] Движение борьбы объявило двухдневную всеобщую забастовку, которую поддержали государственные служащие. [47] Это сократило движение и затруднило стивидорную деятельность в порту Дананг . [46] Большая явка была частично объяснена экономическим недовольством быстрыми темпами инфляции, а не строго религиозными или демократическими стремлениями. [42] Ко отреагировал на это по всей стране, предупредив, что хунта будет «решительно действовать», чтобы подавить волнения. Однако он смягчил свои слова, пообещав принять новую конституцию не позднее ноября и что национальные выборы могут состояться в конце года, что перенесет их на год вперед. [46]
Однако сторонники Куанга, похоже, не желали ждать графика Ко, призывая к тому, чтобы Учредительное собрание, которое разработает проект новой конституции, было выбрано из провинциальных и городских советов, где буддисты преуспели на выборах, но Ко отказался. [47] В то время как Куанг, казалось, вряд ли мог прийти к единому мнению с Ко, буддийский лидер из Сайгона Тит Там Чау, похоже, был готов пойти на компромисс с Ко. [47]
Военные угрозы со стороны Ко и продолжающиеся беспорядки
[ редактировать ]1 апреля Ко отправил генерала Фам Суан Чиу в I корпус, пытаясь убедить Тхи объединиться с сайгонской хунтой. Однако, когда Чиу вошел в Хюэ, он попал в засаду, устроенную группой студентов, выступающих против Ко, которые схватили его и возили по городу на велосипеде, прежде чем отпустить. [48]
В государственный праздник, посвящённый памяти императора Хунг Выонга , легендарного основателя Вьетнама, буддисты Сайгона использовали уловку, чтобы организовать протесты против хунты Ко и Тиу. Они попросили разрешения на проведение публичного собрания по этому случаю на рынке и получили одобрение на том основании, что в нем приняли участие не более 600 человек и не было выражено никаких антиправительственных настроений. Однако на мероприятие пришло несколько тысяч человек, а затем установили фотографии Ко и старших генералов хунты на столбах, используемых для публичных казней, добавив плакат, на котором было написано: «Это площадь демагогии. Ко, Тиу и компания. должен быть казнен». [47] Затем гражданские протестующие использовали мегафоны, чтобы превратить мероприятие в антихунтовую, антиамериканскую и антивоенную демонстрацию по столице с заранее подготовленными транспарантами. [47]
Ко также отозвал начальника полиции Хуэ, союзника Тхи, в Сайгон, что побудило его людей выразить протест. В выходные около 20 000 человек, в основном гражданские лица, но также и некоторые военнослужащие в форме, устроили демонстрацию, неся большие транспаранты с надписью «Долой Тиу и Ко». [47] в 12 футов. баннеры. Еще одна двухдневная всеобщая забастовка государственных служащих была объявлена с большим успехом в Хуэ. [47]
3 апреля Ко провел пресс-конференцию, на которой заявил, что Дананг находится под контролем коммунистов, и пообещал провести военную операцию по возвращению территории. Таким образом, он подразумевал, что буддисты были коммунистическими агентами. [25] Затем он поклялся убить мэра Дананга, сказав: «Либо мэр Дананга будет застрелен, либо правительство падет». [47] На следующий вечер Ко перебросил три батальона морской пехоты, в Дананг используя американские военно-транспортные самолеты. Морские пехотинцы остались на авиабазе Дананг и не предприняли никаких действий против повстанцев в городе. [25] Вскоре к ним присоединились два батальона вьетнамских рейнджеров . [48] а также некоторые ОМОН и десантники . [49]
5 апреля Кай прилетел в Дананг, чтобы взять на себя командование операцией в попытке запугать диссидентские силы и заставить их подчиниться. Однако его присутствие спровоцировало дальнейшую местную оппозицию как среди военных, так и среди гражданских элементов города. Генерал Чуан развернул свои силы, чтобы заблокировать все маршруты, выходящие из авиабазы Дананг, и сообщил Кюю, что его силы не будут размещаться за пределами базы и что если они попытаются это сделать, произойдет насилие. [50] Чуан сказал, что политические проблемы не могут быть решены военными действиями. Генерал Нхуан из 1-й дивизии в Хюэ затем выступил в поддержку Движения борьбы и поклялся сражаться с сторонниками Кая, если они придут в бывшую столицу империи. [50] Затем Кай был вынужден сделать неловкое заявление о том, что он отводит свои войска в Сайгон, и извинился перед жителями Дананга за то, что обвинил их в том, что они коммунисты. [51]
Тем временем в городах Южного Вьетнама продолжались гражданские волнения. Около 5000 человек вышли на демонстрацию в Хюэ, а еще 10 000 вышли на улицы Дананга. Толпа из 10 000 человек разграбила правительственные здания в южно-центральном прибрежном городе Куинён , в то время как около 2000 солдат, а также несколько старших офицеров провели демонстрацию. [47]
Протесты были наиболее жестокими в столице страны Сайгоне, где бунтовали пробуддийские студенты, используя велосипедные цепи и палки в качестве оружия, разрушая автомобили, бросая камни и выкрикивая антиамериканские лозунги. [47] Между полицией и войсками, верными Ко, вспыхнули уличные бои, диссиденты боролись со слезоточивым газом с помощью камней, самодельных копий, стеклянных бутылок, а иногда и ручных гранат. [42] Полиция часто теряла контроль над бунтовщиками, которые разгоняли их и заставляли бежать. В какой-то момент военный мэр Сайгона вышел на улицу, пытаясь убедить бунтовщиков остановиться, но его тоже забросали снарядами. Часто протестующие носили импровизированные маски, сделанные из пластиковых пакетов, и бросали баллончики со слезоточивым газом в полицию и военных, и независимо от того, кто был объектом нападения, это часто приводило к необходимости кратковременного отступления из-за раздражения глаз. [42] Около 300 буддистов устроили сидячую акцию протеста у национальной радиостанции в столице, после чего полиция применила дубинки, чтобы их разогнать. [47] Беспорядки повторились в в Центральном нагорье городах Далат , Плейку и Бан Ме Туот . [42]
Ко взял на себя личное командование и обнаружил, что дороги, ведущие в город, заблокированы гражданскими буддистами и протийскими частями I корпуса. [49] После противостояния Ко понял, что не сможет одержать решающую победу, и потерял лицо. Он организовал встречу и мероприятие для СМИ с Чуаном и различными сторонниками Движения борьбы. [49]
Во время беспорядков в начале апреля буддисты призвали принять конституцию, согласно которой хунта передала власть избранному гражданскому исполнительному и законодательному органу, которую Ко неоднократно обещал соблюдать в будущем. Буддисты хотели, чтобы Учредительное собрание, которое разработает конституцию, было выбрано из региональных и городских советов, в которых доминировали буддисты, против чего Ко возражал. [47] Просчитавшись с отправкой морской пехоты и десантников в Дананг для демонстрации силы, униженный Ко вернулся в Сайгон, где встретился с буддийскими лидерами для переговоров. Буддисты потребовали амнистии мятежникам и мятежным солдатам, а также потребовали, чтобы Ко отвел морских пехотинцев из Дананга обратно в Сайгон, где они составляли часть стратегического резерва. [42] Монахи заявили, что прикажут Движению борьбы «временно приостановить все формы борьбы, чтобы доказать нашу добрую волю». [42] Чау занял умеренную позицию по вопросу конституции, однако Куанг отказался, и протесты продолжились. [47]
Уолт оказался между двумя вьетнамскими военными группировками. [25] 9 апреля напряжение обострилось. Полковник Движения в защиту борьбы АРВН Дам Куанг Ю приказал колонне пехоты, танков и артиллерии проследовать на север из Хойана в Дананг. Американцы, наконец, вмешались в спор, когда генерал-майор Вуд Б. Кайл , командир 3-й дивизии морской пехоты , приказал 9-му полку морской пехоты заблокировать Маршрут 1 и остановить конвой. [25] Взвод 2-го батальона 9-го полка морской пехоты при поддержке двух противотанковых машин заблокировал грузовик на мосту за пределами города и занял позиции на северном берегу. Группа истребителей ВНАФ пролетела над конвоем повстанцев, угрожая разбомбить его. [25] Полковник Ю в ответ нацелил 155-мм гаубицы на авиабазу Дананг, где располагались силы Ко. [25]
Уолт отправил полковника Джона Чессона в противостояние на мосту. Чессон предупредил Ю, чтобы он не поднимал ставки еще выше. группа штурмовиков F-8E Чтобы придать вес его аргументам, над мостом пролетела с ракетами и бомбами. Далее Уолт приказал своим морским пехотинцам нацелить 155-мм и 8-дюймовые орудия на позиции повстанцев. [25]
Ю сказал Чессону, что он друг морской пехоты, но что «он пришел сражаться с правительственными войсками Сайгона, которые угрожали местному населению. Он пришел, чтобы отдать свою жизнь, если это необходимо». [25] Люди Ю распаковали и расплавили артиллерийские снаряды. Чессон предупредил Ю, что его повстанцы будут уничтожены, если они будут стрелять по его людям, затем вернулся в свой вертолет и улетел. [25] Напряженность снизилась на следующей неделе. [25] Вьетнамская морская пехота вернулась в столицу, и силы I корпуса возобновили боевые действия против коммунистов. Тхи публично отмежевался от буддистов. [25] Однако он остался в I корпусе и по-прежнему считался человеком, имеющим значительное политическое влияние. Позже Ко утверждал, что его не беспокоит очевидный вызов его власти со стороны протестующих и военных I корпуса, утверждая, что они представляют небольшую часть вьетнамского общества. [52]
В то время как администрация Джонсона придерживалась сдержанного подхода в этот период тупика и напряженности, многие американские комментаторы и карикатуристы обвиняли Джонсона в ситуации, заявляя, что его явный энтузиазм и поддержка Ко заставили народ Южного Вьетнама рассматривать его как американскую марионетку. [52] притворялись непричастными к вьетнамскому спору Там американцы публично . военное правительство двигаться к конституционной системе». [52] Джонсон был очень встревожен тем фактом, что союзники Америки в Южном Вьетнаме воюют друг с другом, тем более что возможность того, что войска, лояльные Тхи, могут использовать свое поставленное американцами оружие против американских войск, приведет к внутренней критике его администрации. [53] Джонсон пожаловался, что замечание Ко прессе о том, что он расстрелял мэра Дананга за поддержку Тхи, показало «неверное суждение», и хотел знать, были ли какие-либо другие примеры «неверного суждения Ко». [54] Генерал Максвелл Тейлор сказал Джонсону, что, когда он служил послом в Южном Вьетнаме в 1964 году, Ко выразил «огромное восхищение» Адольфом Гитлером , «но я думал, что с тех пор он повзрослел». [54]
Движение борьбы пользовалось широкой поддержкой в Южном Вьетнаме: в демонстрации в Сайгоне приняли участие тысячи людей, в том числе многие католические лидеры и солдаты 1-й дивизии АРВН. [53] Лодж написал в депеше в Вашингтон, что «большая часть населения» Южного Вьетнама поддерживает Движение борьбы, и если свободные выборы, которых требовало Движение борьбы, будут проведены, то кандидаты, поддержанные Движением борьбы, победят с подавляющим большинством голосов. [53] «Движение борьбы» было антикоммунистическим массовым движением, подчеркивавшим свою оппозицию коммунистическому правительству (не в последнюю очередь из-за преследований буддистов в Китае, Северной Корее и Северном Вьетнаме), но в то же время «Движение борьбы» требовало, чтобы Юг Нейтральность Вьетнама в холодной войне считалась неприемлемой для американцев, которые были готовы принять только правительство в Сайгоне, союзное Соединенным Штатам. [53] Американский историк Мэрилин Б. Янг писала, что то, что утверждение Лоджа о том, что демократический, но нейтральный Южный Вьетнам станет катастрофой для США, не подвергается сомнению, является признаком группового мышления, преобладавшего в администрации Джонсона. [53] Движение борьбы проповедовало смесь буддизма, пацифизма, вьетнамского национализма и нейтрализма, а люди на его митингах несли плакаты с надписями «Хватит убивать наших людей» и «Иностранные страны не имеют права создавать военные базы на вьетнамской земле». [53] Отражая гнев на Соединенные Штаты за поддержку Ко, Движение борьбы провело демонстрацию возле посольства США в Сайгоне, где люди скандировали « Да Дао Ми! » («Долой американцев!»). [53]
Заявления Ко заключались в том, что Движение борьбы было всего лишь прикрытием Вьетконга, а буддийские священнослужители, возглавлявшие Движение, были марионетками коммунистов, и были одобрены как Лоджем, так и Уэстморлендом. [55] Советник Джонсона по национальной безопасности Уолт Уитмен Ростоу привел Джонсона аналогию из российской истории, заявив, что Движение борьбы было вьетнамским эквивалентом правого эсера Александра Керенского, в то время как Вьетконг был эквивалентом большевиков Владимира Ленина; Ростоу утверждал, что точно так же, как Керенский не смог предотвратить свержение Временного правительства в 1917 году большевиками, так и Движение борьбы не сможет помешать Вьетконгу свергнуть их, если они придут к власти. [54] Таким образом, Ростоу пришел к выводу, что Соединенным Штатам пришлось поддержать усилия правого Ко по подавлению Движения борьбы, поскольку это был единственный способ предотвратить приход коммунистов к власти, несмотря на сообщения о том, что Ко был крайне непопулярен среди южновьетнамского народа. [55] Поскольку Ростоу был любимым советником Джонсона по внешней политике, его совет поддержать Ко был решающим. [54]
Дин принимает командование I корпусом
[ редактировать ]Когда генерал Чуан, командующий I корпусом, попросил вывести морскую пехоту из Дананга, остальные члены хунты из десяти человек единогласно удалили его; он также проголосовал за свое увольнение. Ко заменил его генералом Тон Тхот Динем . [42] Ко чувствовал, что агрессивное отношение генерала Тон Тхот Дина после рейдов на пагоду Ха Лоу , организованных при режиме Дима в 1963 году, свидетельствует о готовности подавлять буддийских диссидентов. Динь прибыл в Хюэ 15 апреля. [56]
Буддисты с тревогой отреагировали на назначение Дина. Они открыто взяли на себя ответственность за организацию всех будущих демонстраций, опубликовав соответствующее заявление через Вьен Хоа Дао. [42] Они объявили в стране «чрезвычайное положение» и потребовали немедленного установления гражданского правления, призывая к эскалации протестов. [42]
Через неделю Динь объявил, что восстановил власть Сайгона над регионом. Он заявил, что восстановил контроль над радиостанциями в Дананге и Хуэ у диссидентов и убедил мэра Дананга оставаться верным Сайгону. Дин объявил о соглашении, согласно которому буддисты будут иметь регулярное эфирное время в обмен на отказ от контроля над радиостанцией. Этот шаг интерпретировался по-разному. Некоторые считали, что Динь пытался завоевать расположение буддистов в ожидании падения Ко от власти, в то время как Фрэнсис Фицджеральд считала, что это было единственное разумное действие правительства во время кризиса. [56] 19 апреля в Куанг Нгае вспыхнули столкновения между буддистами и Вьетнамской Куок Дан Донгом (VNQDĐ, Вьетнамской националистической партией), которая поддерживала продолжение антикоммунистической войны, что побудило Диня принудительно сдержать обе группы. [57]
Однако ослабление напряженности длилось недолго. Ко все еще хотел продемонстрировать силу. [25] Не сказав об этом номинальному президенту Тиу или Уэстморленду, Ко приказал генералу Цао Ван Вьену возглавить войска в Дананг. 15 мая правительственная вьетнамская морская пехота и воздушно-десантные подразделения были переброшены по воздуху из столицы в Дананг. Приземлившись на рассвете, они проследовали в центр города и захватили местный штаб АРВН. [25]
Вашингтон позвонил Уолту, чтобы узнать обновленную информацию о ситуации. По словам Ко, американский генерал был «в ярости из-за нападения без предупреждения на то, что он считал своей территорией». [25] Ко приказал самолету пролететь над позициями пробуддийских сил и передать сообщения с угрозами их ликвидации, если они будут стрелять в его людей. В то время вьетконговцы вели себя тихо и не воспользовались ситуацией. [25]
Удивленный Динь покинул свой пост и сбежал в штаб Уолта . Динь попросил Уолта о помощи и был доставлен самолетом в Хуэ, где все еще контролировали протийские и пробуддийские элементы. Внезапная атака Ко привела к конфликту между повстанцами и лоялистами АРВН, в центре которого оказались американские сухопутные войска, что фактически создало гражданскую войну внутри гражданской войны. [58] Ко в конце концов подавил восстание и ненадолго заключил Динь в тюрьму. [59]
Военная кульминация
[ редактировать ]Позже утром 15 мая два самолета ВНАФ, верные Ко, обстреляли повстанческие подразделения АРВН, расположенные недалеко от позиций морской пехоты США к северу от Дананга. [25] Желая избежать кровопролития, Уолт попросил хунту Ко вывести его лоялистские силы из города. [25]
16 мая Ко отклонил просьбу Уолта и официально заменил Дина на посту командира I корпуса генералом Хуэн Ван Цао , еще одним католиком. [25] и сторонник Дима. [60] На следующий день Цао в сопровождении полковника Архелауса Л. Хэмблена , старшего советника армии США в I корпусе, и бригадного генерала Джонаса М. Платта , начальника штаба III MAF, вылетел в Хуэ, чтобы посетить штаб 1-й дивизии ARVN. Враждебно настроенная пробуддийская толпа взбунтовалась и ворвалась на командный пункт дивизии, когда Цао готовился отправиться на юг, в Дананг. Когда американский вертолет взлетел, пробуддийский лейтенант АРВН ударил его двумя выстрелами из пистолета. В ответ наводчик армии США произвел очередь, в результате которой лейтенант погиб, а двое солдат, стоявших рядом, были ранены. Сторонники Движения борьбы выступили против американцев за то, что они считали неуместным вмешательством во внутренние споры в Южном Вьетнаме. [25]
Все еще не желая выводить свои войска и искать мирное решение, Ко наслаждался возможностью конфронтации с американскими военными. Согласно его мемуарам, Ко сказал своим лоялистским офицерам в Дананге обучать свою самую тяжелую артиллерию на базе американской морской пехоты. Если американцы предпримут действия, чтобы помешать агрессивным самолетам сторонников Ко, командиры должны «уничтожить базу морской пехоты. Это приказ». [25] Затем Ко заявил, что прилетел в город, чтобы отчитать Уолта за ненадлежащее вмешательство в домашние дела. [25]
В ходе последовавших за этим спорадических боев морские пехотинцы Ко постепенно оттеснили солдат повстанцев к востоку от реки Туран . К тому времени правительственные солдаты уже отбили мэрию Дананга и радиостанцию. [25] Затем солдаты-повстанцы захватили мост через реку Туран, активно используемый американскими военными. Они заминировали мост и склад боеприпасов, в котором находилось 6000 тонн, чтобы не допустить перехода правительственных солдат на другой берег. [25]
18 мая правительственные солдаты готовились перейти мост, и артиллеристы повстанцев открыли по ним огонь. Затем повстанцы предупредили правительственные силы об обвинениях. [25] Стремясь предотвратить разрушение моста, Уолт попытался ослабить боевые действия между двумя сторонами, отправив Чессона обратно на место происшествия. [25] Чессон уговорил морских пехотинцев Ко отступить и сменил их ротой своих морских пехотинцев на западном берегу моста. Затем он попросил у офицера повстанцев разрешения разместить своих морских пехотинцев на другой стороне моста, но получил отказ. Чессон проигнорировал офицера повстанцев и приказал своим людям в любом случае развернуться на позиции Движения борьбы. Американцы просто сели на дороге среди повстанцев, не применяя никакой силы. Затем прибыл Уолт, и они с Чессоном перешли мост. Они так и не достигли другой стороны, так как прапорщик повстанцев приказал им остановиться, угрожая взорвать мост. [25] Тем временем повстанцы обстреляли американцев из пулеметов, ненадолго заставив их пригнуться. [25] Уолт начал спор с прапорщиком, заминировавшим мост, но безрезультатно; Вьетнамский повстанец сказал ему: «Генерал, мы умрем вместе» и опустил руку. [25] Другой офицер повстанцев, военный инженер, взорвал детонатор. Уолт вспоминал, что «он не сомневался, что по его сигналу мост взорвется». [25] Однако американцы отправили военных инженеров обезвредить взрывчатку на мосту и на складе боеприпасов. [25] прекращение противостояния. [25]
Движение борьбы, которое все еще контролировалось, занимало несколько ключевых стратегических позиций в Дананге. Между двумя вьетнамскими группировками произошла спорадическая пулеметная перестрелка. 21 мая Уолт услышал, что Ко решил нанести авиаудары по повстанцам, и опасался, что боеприпасы приведут к жертвам среди гражданского населения; в то время в городе проживало более 1000 американских мирных жителей. Уолт рассказал Цао о своих опасениях. Однако Цао боялся, что его убьют собственные люди, и сбежал в штаб Уолта в поисках защиты от авиаударов Ко. [25] Уолт отправился поговорить с командующим ВНАФ на авиабазе Дананг, но не смог его отговорить. Вместо этого с базы взлетели самолеты ВНАФ, нагруженные ракетами и бомбами. В результате Уолт приказал 1-му авиационному авиакрылу морской пехоты вооружить четыре реактивных истребителя для подготовки к бою воздух-воздух. [25] Пулеметчики повстанцев, расположенные вблизи позиций США, открыли огонь по войскам лоялистов, в результате чего два самолета ВНАФ выпустили ракеты, но они промахнулись, и вместо этого три снаряда попали в американские позиции, ранив восемь морских пехотинцев. [25] Уолт приказал двум американским самолетам подняться в воздух, преследовать пилотов Ко и стрелять в них, если они будут стрелять по Данангу. ВНАФ ответили, отправив в воздух больше самолетов, чтобы преследовать американцев, и ответили контругрозой, на что Уолт отреагировал, отправив в воздух еще больше самолетов. Через два часа вьетнамские самолеты вернулись на землю. [25] Вашингтон получил жалобу из Сайгона на вмешательство Уолта, но после того, как генерал объяснил свою позицию, ему было разрешено действовать так, как он считал нужным. [25]
Ти встретился с Уэстморлендом 24 мая, а три дня спустя с Ко в Чу Лае. [25] после того, как американцы организовали встречу, пытаясь заставить Ти поддержать Ко или положить конец его оппозиции, надеясь, что это положит конец беспорядкам без необходимости Ко нападать на Хуэ. [61] По итогам встречи свергнутый генерал согласился покинуть регион ради блага страны. Перед отъездом в ссылку Тхи пытался убедить Цао вернуть командование корпусом. Цао отказался, опасаясь за безопасность своей семьи, и попросил Уэстморленда о предоставлении убежища в Америке, заявив, что он хочет «стать американским гражданином, вступить в морскую пехоту или армию, чтобы сражаться против коммунистов» после возвращения во Вьетнам. [25]
Затем хунта Ко назначила генерала Хоанг Сюань Лама вместо Цао. Затем новые командиры корпусов сосредоточились на борьбе с коммунистами, а не с другими подразделениями АРВН и американцами. [25]
Победа Кая
[ редактировать ]
К концу мая морские пехотинцы под командованием Ко наконец прорвали оставшиеся очаги солдат-повстанцев и буддийских боевиков в Дананге, буддистским бойцам удалось продержаться четыре часа от наземных атак правительства на пагоду Тан Нинь.
26 мая большая пробуддийская толпа присутствовала на похоронах повстанческого лейтенанта АРВН, который был убит после обстрела улетающего вертолета генерала Цао. После этого протестующие устроили беспорядки и сожгли Библиотеку информационной службы США. [25] На следующей неделе трое буддийских священнослужителей совершили самосожжение в знак протеста против политики США. Лидер буддийских активистов Тич Три Куанг объявил голодовку, осуждая американскую поддержку хунты Ко-Тхиу, которую он рассматривает как неуместное вмешательство во внутренние дела. [25] 1-я дивизия ARVN послала охрану для защиты консульства США в Хуэ, но они бежали, когда толпа противников Ко подняла бунт и захватила миссию, поджег ее. При содействии американцев Ко отправил вьетнамские батальоны морской пехоты и воздушно-десантных войск на боевую базу Фубай к югу от Хуэ. К 19 июня старая имперская столица оказалась под контролем правительства. Лодж публично похвалил режим Ко за подавление Движения борьбы, назвав это «солидной политической победой». [25]
В середине июня базирующийся в Сайгоне буддийский лидер Тит Там Чау, считающийся более умеренным, чем Куанг, призвал к пассивному сопротивлению вместо беспорядков и осудил любые мирные переговоры с коммунистами как «капитуляцию». [62] Однако затем он призвал к отставке Ко и Тиу в течение 48 часов, пригрозив, что в противном случае все буддийские монахи будут выдвинуты кандидатуры на «добровольное заключение». [62] Куанг отреагировал на ситуацию, призвав буддистов в Хуэ разместить свои алтари на улице, чтобы заблокировать войска хунты. Тысячи людей подчинились, и полиция их не остановила. В течение двух дней алтари останавливали все дорожное движение и не позволяли колоннам двигаться к северу от города для наращивания военной мощи. [62] Позже он уступил и выделил на такое движение несколько часов в день. [62] Затем он написал письмо, в котором обвинил США в «империализме», и объявил голодовку. [62] Ко проигнорировал протесты буддистов и послал 400 боевых полицейских для обеспечения безопасности города. Они вошли без сопротивления, арестовали полицейских-диссидентов и снесли алтари. [62] Куанг был арестован и доставлен в местный военный госпиталь. [62] Позже его доставили в Сайгон и поместили под домашний арест. [63]
Около 150 вьетнамцев из обеих фракций были убиты в ходе восстания; еще 700 были ранены. У американцев было 23 раненых, из них 18 морских пехотинцев. [25] Крах буддийского восстания фактически положил конец буддистам как политической силе. [64] [65]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Карнов (1997), с. 459-460.
- ^ Такер, стр. 288–290.
- ^ Мойар (2006), стр. 215–216.
- ^ «Религиозный кризис» . Время . 14 июня 1963 г. Архивировано из оригинала 4 декабря 2012 года . Проверено 21 августа 2007 г.
- ^ Такер, стр. 49, 291, 293.
- ^ Маклер, с. 63.
- ^ «Ситуация в Южном Вьетнаме - SNIE 53–2–63» . Документы Пентагона (изд. Гравия). 10 июля 1963 г. стр. 729–733. Архивировано из оригинала 09.11.2017 . Проверено 21 августа 2007 г.
- ^ Такер, с. 291.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Геттлман, стр. 280–282.
- ^ «Южный Вьетнам: Чей погребальный костер?». Новая Республика . 29 июня 1963 г. п. 9.
- ^ Уорнер, с. 210.
- ^ Осень, с. 199.
- ^ Баттингер, с. 993.
- ^ Карнов, с. 294.
- ^ Баттингер, с. 933.
- ^ Джейкобс, с. 91.
- ^ «Другой крестовый поход Дима». Новая Республика . 22 июня 1963 г. стр. 5–6.
- ^ Хаммер, стр. 103–105.
- ^ Джейкобс, с. 142.
- ^ Джейкобс, с. 143.
- ^ Хаммер, стр. 113–114.
- ^ Джейкобс, стр. 144–147.
- ^ Джонс, стр. 252–260.
- ^ Такер, стр. 288–292.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК Браш, Питер (апрель 2005 г.). «Буддийский кризис 1966 года в Южном Вьетнаме» . Историянет. Архивировано из оригинала 17 июля 2011 г. Проверено 16 июля 2010 г.
- ^ Карнов, с. 395.
- ^ Карнов, стр. 348–352.
- ^ Кахин, стр. 230–232.
- ^ Мойар (2006), с. 327.
- ^ Кахин, стр. 297–302.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мойар (2004), с. 779.
- ^ Макаллистер, с. 777.
- ^ Мойар (2004), с. 781.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «Вечеринка Сайгон Тхи» . Время . 25 марта 1966 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 11 октября 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Топмиллер, с. 34.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Мартин, Дуглас (26 июня 2007 г.). «Некрологи: 84-летний Нгуен Чан Тхи был отстранен от должности генерала Южного Вьетнама» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 11 октября 2009 г.
- ^ Карнов, с. 460.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Салливан, Патрисия (26 июня 2007 г.). «Южно-вьетнамский генерал Нгуен Чан Тхи» . Вашингтон Пост . Проверено 11 октября 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Карнов, с. 459.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Топмиллер, с. 35.
- ^ Вест, с. 58.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л «Южный Вьетнам: Надвигается буря». Время . 15 апреля 1966 г.
- ^ «Мир: Политик из пагоды». Время . 22 апреля 1966 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г «Южный Вьетнам: дым, огонь и благополучие». Время . 25 марта 1966 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Топмиллер, с. 38.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «Южный Вьетнам: политический климат». Время . 1 апреля 1966 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н «Южный Вьетнам: столица недовольства». Время . 8 апреля 1966 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Оса. 59.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Топмиллер, с. 53.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кахин, с. 423.
- ^ Кахин, с. 424.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Война: В эпицентре бури». Время . 15 апреля 1966 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Янг (1991) с. 168.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Янг (1991) с. 169.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Янг (1991) с. 168-169.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Топмиллер, стр. 57–58.
- ^ Топмиллер, с. 71.
- ^ Топмиллер, стр. 82–89.
- ^ Топмиллер, с. 140.
- ^ Карнов, с. 276.
- ^ «Мир: Незаконченное дело». Время . 3 июня 1966 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г «Южный Вьетнам: Оппозиция у алтаря». Время . 17 июня 1966 г.
- ^ Карнов, стр. 463–465.
- ^ Кахин, стр. 431–432.
- ^ Карнов, с. 465.
Источники
[ редактировать ]- Баттингер, Джозеф (1967). Вьетнам: Дракон в бою . Нью-Йорк: Издательство Praeger.
- Фолл, Бернард Б. (1963). Два Вьетнама . Лондон: Издательство Praeger.
- Геттлман, Марвин Э. (1966). Вьетнам: История, документы и мнения о крупном мировом кризисе . Хармондсворт, Миддлсекс: Penguin Books.
- Хаммер, Эллен Дж. (1987). Смерть в ноябре: Америка во Вьетнаме, 1963 год . Нью-Йорк: EP Даттон. ISBN 0-525-24210-4 .
- Джейкобс, Сет (2006). Мандаринский язык холодной войны: Нго Динь Зьем и истоки войны Америки во Вьетнаме, 1950–1963 гг . Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд. ISBN 0-7425-4447-8 .
- Джонс, Ховард (2003). Смерть поколения: как убийства Дьема и Джона Кеннеди продлили войну во Вьетнаме . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-505286-2 .
- Кахин, Джордж МакТ. (1986). Интервенция: как Америка оказалась вовлеченной во Вьетнам . Нью-Йорк: Кнопф. ISBN 0-394-54367-Х .
- Карноу, Стэнли (1997). Вьетнам: История . Нью-Йорк: Книги Пингвина. ISBN 0-670-84218-4 .
- Ланггут, Эй Джей (2000). Наш Вьетнам: война, 1954–1975 гг . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 0-684-81202-9 .
- Макаллистер, Джеймс (2008). « Во Вьетнаме имеют значение только религии»: Тич Чи Куанг и война во Вьетнаме» . Современные азиатские исследования . 42 (4). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета: 751–782. дои : 10.1017/s0026749x07002855 . S2CID 145595067 .
- Маклер, Майкл (1981). Вьетнам: Десятитысячная война . Нью-Йорк: Издательство Метуэн. ISBN 0-423-00580-4 .
- Мойар, Марк (2004). «Политические монахи: воинствующее буддийское движение во время войны во Вьетнаме». Современные азиатские исследования . 38 (4). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета: 749–784. дои : 10.1017/S0026749X04001295 . S2CID 145723264 .
- Мойар, Марк (2006). Триумф Отрекшихся: Война во Вьетнаме, 1954–1965 гг . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-86911-0 .
- Топмиллер, Роберт Дж. (2006). Лотос на свободе: буддийское движение за мир в Южном Вьетнаме, 1964–1966 гг . Лексингтон, Кентукки: Университетское издательство Кентукки. ISBN 0-8131-9166-1 .
- Такер, Спенсер К. (2000). Энциклопедия войны во Вьетнаме: политическая, социальная и военная история . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN 1-57607-040-9 .
- Уорнер, Денис (1963). Последний конфуцианец . Нью-Йорк: Макмиллан.
- Янг, Мэрилин (1990). Вьетнамские войны . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Харпер. ISBN 0060921072 .
- Уист, Эндрю А. (2008). Забытая армия Вьетнама: героизм и предательство в АРВН . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 978-0-8147-9410-4 .