Операция Боло
Операция Боло | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть войны во Вьетнаме | |||||||
![]() 8-й TFW F-4C Phantom II , около 1967 г. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() | ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Робин Олдс Дэниел Джеймс-младший | Чан Мань | ||||||
Сила | |||||||
56 F-4C Phantom II (28 приняли участие) | 16 МиГ-21 «Фишбедс» (8 или 9 заняты) | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Никто | США утверждают: Потеряно 5 МиГ-21ПФЛ (б/н 1812, 1908, 1909, 2106, 2206) |
Операция «Боло» — миссия ВВС США во время войны во Вьетнаме , считавшаяся успешной боевой уловкой. [1]
Эта миссия стала ответом на тяжелые потери, понесенные во время Раскаты грома» операции воздушных бомбардировок « ВВС Вьетнама в 1966 году, во время которой истребители уклонялись от американских истребителей сопровождения и атаковали американские бомбардировщики, летевшие по предсказуемым маршрутам. ВВС США 2 января 1967 года многоцелевые истребители F-4 Phantom II выполнили миссию по траекториям полета, обычно используемым бомбардировщиками во время Rolling Thunder. Уловка повлекла за собой атаку вьетнамских МиГ-21 Микояна-Гуревича перехватчиков , пилоты которых ожидали обнаружить тяжелонагруженные истребители-бомбардировщики . Вместо этого их встретили гораздо более маневренные F-4, сбившие семь МиГов.
Бой побудил пилотов и стратегов ВПАФ, а также советских тактиков пересмотреть тактику и применение МиГ-21.
Фон
[ редактировать ]Противостоящий самолет
[ редактировать ]F-4 Phantom II находился на вооружении ВВС США с 1964 года. Последний истребитель на вооружении Америки F-4 имел мощные двигатели, отличную управляемость и систему воздух-воздух из восьми самолетов. ракеты «воздух» . Однако «Фантом» страдал от недостаточной маневренности, поскольку его первоначальная концепция как перехватчика обороны флота требовала, чтобы воздушный бой происходил за пределами видимости с использованием ракет с радиолокационным наведением. У него также были двигатели, производившие большое количество дыма, что делало его очень заметным в бою. [2]
Ракетное вооружение F-4 состояло из AIM-7 Sparrow и AIM-9 Sidewinder . Хотя AIM-9 ближнего действия считалась эффективным оружием, использование AIM-7 за пределами видимости было ограничено Правилами ведения боя , которые в большинстве случаев требовали визуального подтверждения цели перед стрельбой, что, по сути, сводило на нет любое преимущество, которое ракету передали бы американским пилотам. Обе ракеты продемонстрировали проблемы с надежностью в бою 1966 года, усугубленные проблемами с обслуживанием, вызванными тропическими условиями Юго-Восточной Азии, при этом большинство из них не смогли зажечься, сгореть или направиться к цели.
Основным противником F-4 в этом бою был советский МиГ-21 «Fishbed») , (по классификации НАТО небольшой истребитель, спроектированный как перехватчик ближнего действия, и эта роль идеально подходила для его использования ВВС США. Вооруженный двумя ракетами «Вымпел К-13» (известными американским пилотам под обозначением НАТО «Атолл»), МиГ-21 имел быстрое ускорение, был маневренным на сверхзвуковых скоростях и на больших высотах и значительно превосходил свою основную цель – истребитель F-13. 105 Thunderchief – на всех режимах полета. [3]
Небольшой и легкий истребитель с низкой нагрузкой на крыло отлично подходил для маневрирования в воздушном бою, а из-за небольшого размера его было трудно обнаружить, даже когда противник был предупрежден о его присутствии. Обычно МиГ-21 использовался в тактике наезда и бегства; (GCI) он направляется с помощью наземного управления перехватом на позицию перехвата в уязвимый тыл американского ударного формирования, затем выполняет ракетную атаку и ныряет прочь, прежде чем сможет вмешаться прикрытие истребителей. Совершив свое первое убийство 5 октября 1966 года, [4] в декабре перехват МиГ-21 сбил два F-105 и вынудил 20% всех ударных вылетов сбросить бомбовые нагрузки. [3]
Угроза МиГа
[ редактировать ]Маневренность МиГ-21 и тактика VPAF, заключающаяся в высокоскоростных рубящих атаках с кормы под контролем GCI, стала проблемой для американских пилотов, которые стали предсказуемыми, нанося удары крупными группировками из Таиланда, летая примерно по одним и тем же маршрутам и в одно и то же время суток, позволяя ВВС США бросят им вызов сравнительно небольшими силами из 15 или 16 истребителей МиГ-21, используемых в качестве перехватчиков точечной обороны.
Пилоты ВВС США были ограничены своими правилами ведения боя , и им мешал мимолетный противник, который вступал в бой только тогда, когда ситуация была идеальной. Если МиГ-21 представлял собой серьезную угрозу для «Фантомов», то он представлял еще большую угрозу для их главной цели — сравнительно неповоротливых, нагруженных бомбами истребителей-бомбардировщиков F-105 «Тандерчиф» , которые выполняли основную часть атак и бомбардировок в внутренние районы Северного Вьетнама во время операции Rolling Thunder.
«Операция Боло» была создана для борьбы с новой угрозой МиГов. С октября F-105 были оснащены блоками радиолокационных помех QRC-160 , которые практически положили конец их собственным потерям от ракет класса «земля-воздух» , но перенесли атаки ЗРК на «Фантомы», незащищенные из-за нехватки блоков. Правила ведения боевых действий, которые ранее позволяли F-4 MiGCAP сопровождать F-105 в целевой район и из него, были пересмотрены в декабре, чтобы ограничить проникновение MiGCAP на границу зоны действия ЗРК. [5]
В результате количество перехватов МиГ увеличилось, в первую очередь из-за того, что МиГ-21 использовали тактику высокоскоростного удара и бегства против нагруженных бомбами группировок F-105, и хотя было потеряно только два бомбардировщика, угроза для сил воспринималась как серьезная. В начале 1967 года бомбардировки аэродромов Северного Вьетнама все еще были запрещены, и командир 8-го крыла TFW полковник Робин Олдс предложил воздушную засаду как лучший способ уменьшить угрозу. [6]
Робин Олдс
[ редактировать ]Полковник Робин Олдс был командиром 8-го тактического истребительного авиаполка и опытным летчиком-истребителем, ставшим двойным асом в двух турах по Европе во время Второй мировой войны. Его отправили в Юго-Восточную Азию, чтобы возобновить выступления 8-го TFW, и он сделал это из кабины. Через пять дней после его прибытия в Убон 8-я дивизия TFW потеряла F-4C в результате выстрела ракеты воздух-воздух с МиГ-21, что стало первой такой потерей в войне. [7] Это последовало за двумя другими потерями F-4 от МиГов за две недели до того, как Олдс принял командование. Олдс был расстроен, но также был убежден, что его пилоты смогут одолеть МиГ-21 и одержать победу, если МиГи удастся поднять в воздух на равных условиях. Его идея операции «Боло» была относительно простой: сделать маневренный «Фантом II» похожим на громоздкий, нагруженный бомбами F-105, и вовлечь МиГи в продолжительный воздушный бой , который лишит МиГ-21 их относительно небольшого запаса топлива и времени полета.
Планирование операции Боло
[ редактировать ]
Олдс поручил планирование операции «Боло» квартету младших офицеров-ветеранов своего крыла: офицеру по тактике капитану Джону Б. Стоуну, 1-му лейтенанту Джозефу Хиксу, 1-му лейтенанту Ральфу Ф. Веттерхану и майору Джеймсу Д. Ковингтону. . Работая под строжайшей охраной, пилоты, назначенные для выполнения миссии, не будут проинструктированы до 30 декабря. [8]
Группа планировала провести скоординированную миссию «западного отряда» из семи звеньев F-4C из 8-го TFW в Убоне и «восточного отряда» из семи звеньев F-4C из 366-го тактического истребительного авиаполка, базирующегося в Дананг Эйр. База , Южный Вьетнам . Западные силы будут имитировать ударные силы F-105, в то время как восточные силы будут прикрывать альтернативные аэродромы и обеспечивать барьер против МиГов, пытающихся бежать в Китай . В состав оперативной группы также входили 6 звеньев F-105 для защиты от ЗРК, бортовая радиолокационная поддержка самолетов College Eye EC-121 и поддержка радиолокационных помех EB-66 в сопровождении четырех звеньев F-104 435-го TFS в Убоне. .
Планировщики определили, что, если МиГи отреагируют, их запас топлива от взлета до посадки увеличится максимум до 55 минут. Время прибытия полетов F-4 над намеченными аэродромами было установлено с интервалом в пять минут, чтобы обеспечить непрерывное прикрытие и максимальные возможности для поражения в районе цели, а также попытаться израсходовать топливо у выживших МиГов, не дав им приземлиться. Миссия также была спланирована таким образом, чтобы не было других самолетов США, что позволило провести первые три полета F-4 «безракетного» поражения без необходимости предварительного определения цели, как того требуют Седьмых ВВС правила ведения боя . [9] [10]
Все зависело от того, как МиГи поднимутся в воздух; если они не проглотят наживку, то план не осуществится. Чтобы обмануть северных вьетнамцев, западным силам пришлось летать по тем же маршрутам входа, высотам и скоростям, что и F-105, использовать те же траектории и высоты для дозаправки в воздухе , а также использовать жаргон F-105 в голосовой связи. (Однако, к ужасу Олдса, на протяжении всей войны самолетам по-прежнему присваивались позывные MiGCAP, которые представляли собой названия автомобилей американского производства: Olds , Ford , Rambler , Lincoln , Tempest , Plymouth и Vespa.) [10]
F-4 были оснащены блоками постановки помех QRC-160, которые обычно имеются только на F-105, так что их электронная сигнатура была бы такой же, и F-4 также могли летать на негибких конструкциях блоков, расположенных в ряд, используемых ВВС США. F-105 для максимизации эффективности капсул. Гондолы пришлось устанавливать на одном из пилонов крыла топливного бака, что вынуждало F-4 нести центральный бак и один крыльевой бак, создавая асимметричный дисбаланс, который затруднял взлет (самолет при взлете пытался перекатиться в сторону, неся крыльевой бак). [11]
План операции был представлен генералу Уильяму Момьеру командующему Седьмыми воздушными силами, 22 декабря 1966 , . года художественное оружие. Острое и смертоносное филиппинское боло не выглядит оружием до тех пор, пока противник не окажется слишком близко, чтобы увернуться. В этом и заключалась цель плана — привлечь МиГи в зону поражения «Фантомов» и нанести удар, пока северные вьетнамцы все еще ожидали обнаружить менее опасные F-105.
Полковник Олдс также поручил своим обслуживающим бригадам проверять, очищать и ремонтировать все оборудование на самолетах, назначенных для выполнения миссии, - задача, которая заняла несколько дней. Как только F-4 были оснащены блоками электронного противодействия QRC-160, дата атаки была назначена на 1 января 1967 года. [8] [10]
Выполнение миссии
[ редактировать ]Миссия была отложена из-за плохой погоды и перенесена на 2 января. Миссия стартовала из Убона в тот же день после еще одной часовой задержки, и Олдс, возглавлявший первый рейс, прибыл на авиабазу Фук Йен в 15:00 по местному времени. Пролетая на юго-восток по маршруту входа, используемому F-105, миссия не вызвала защитной реакции, и Олдс обнаружил, что густые облака покрыли территорию внизу, скрывая любой вид взлетающих МиГов. [10]
Олдсу неизвестно, что диспетчеры GCI Северного Вьетнама задержали взлет примерно на 15 минут из-за пасмурности. Он изменил курс и полетел на северо-запад. Когда прошло три минуты без контакта и самолет Форда был почти в этом районе, он отменил вариант без ракет. [10] Как только самолет «Форда» прибыл в целевой район, из облаков внизу появились первые МиГи.
Олдс полет
[ редактировать ]Первая атака произошла, когда в этот район также входил второй полет F-4. Полет Олдса немедленно сбросил топливные баки и зажег форсажные камеры, чтобы поразить три МиГа, которые, хотя и появились случайно, на самом деле получили указание так, чтобы первый появился на «шестерке» (сзади), а следующие два мгновения спустя на «десятке». (слева спереди), демонстрируя один МиГ с решением для стрельбы с хвоста и тактической неожиданностью. Все три рейса, в которых использовались МиГи, позже сообщили, что столкнулись с такой тактикой.
Olds 02, которым пилотировал планировщик миссии Ральф Веттерхан, первым сбил МиГ из AIM-7 Sparrow, а Olds 01, которым пилотировал полковник Олдс, выпустил три ракеты, которые не удалось ни запустить, ни направить. Олдс заявил:
Бой начался, когда МиГи начали выходить из-за облачности. К моему несчастью, первый появился у меня в «шести часах». Я думаю, что это была скорее случайность, чем спланированная тактика. Собственно говоря, в следующие несколько минут из облаков с разных позиций начали выходить многие другие МиГи.
Мне повезло. Летающий позади меня увидел МиГи и попытался отвлечь его внимание. Я рванул влево достаточно резко, чтобы уйти с линии огня, надеясь, что мой ведомый о нем позаботится. Тем временем из облаков вышел еще один МиГ, широко развернувшись около моих «11 часов» на расстоянии 2000 ярдов. Он снова ушел в облака, и я попытался последовать за ним.
В моих «10 часах» появился третий вражеский самолет, справа налево: проще говоря, почти в противоположном направлении. Первый МиГ улетел, и я включил форсаж, чтобы занять позицию для атаки на этого нового врага. Я поднял свой самолет под углом 45 градусов, внутри его поворота. Он поворачивал налево, поэтому я потянул палку и покатился вправо. Благодаря этому маневру я оказался над ним, полувверх ногами. Я держал его до тех пор, пока МиГ не завершит разворот, рассчитывая время так, чтобы, если я смогу продолжать разворот за ним, попасть ему на хвост, с углом отклонения 20 градусов, на расстоянии 1500 ярдов. Именно это и произошло. Он никогда не видел меня. Позади и ниже него я мог ясно видеть его силуэт на фоне солнца, когда запустил два Сайдвиндера. Один из них врезался и разорвал ему правое крыло. [12]
В результате вертикального маневра, известного как «векторный разворот», его «Фантом» расположился над более крутым МиГ-21, а затем, когда он завершил поворот, Олдс подошел к нему сзади и выпустил две ракеты AIM-9 Sidewinder. Один попал в правое крыло МиГа и оторвал его. МиГ пошел по спирали и исчез в облаках внизу, второй сбитый в бою. Почти в то же время «Олдс-04», пилотируемый капитаном Уолтером С. Радекером III, заметил МиГ, следивший за его элементом, и маневрировал, чтобы поразить его. Радекеру не удалось добиться стабильно хорошего тона (что указывало бы на захват ракеты ), но он запустил. Однако его «Сайдвиндер» вел себя превосходно и ударил МиГ прямо перед хвостом, отправив его во вращение . Рейс Олдса уничтожил три МиГ-21 без потерь и, достигнув предела расхода топлива, покинул этот район.
Форд рейс
[ редактировать ]Отряд Форда под командованием заместителя командующего 8-го полка TFW полковника Дэниела «Чэппи» Джеймса-младшего вошел в целевой район в 15:05, как раз в тот момент, когда МиГи начали вступать в бой, и Джеймс передал Олдсу предупреждение по радио. [10] Хотя сам он не одержал победу, Джеймс стал свидетелем победы, одержанной его ведомым, капитаном Эвереттом Т. Малиной:
В 15:04 мой рейс атаковали три МиГа, два с «10 часов» и один с «6 часов». Сначала я не увидел этого последнего, потому что сосредоточился на тех, кто приближался в лоб. Мой WSO взволнованно предупредил меня об этом быстро приближающемся МиГе, который находился в пределах досягаемости моих №3 и №4. Я некоторое время колебался, прежде чем прервать атаку на два идущих впереди МиГа, потому что несколько секунд назад видел, как под нами пролетал самолет «Олдс». Я подумал, что самолет, увиденный моим WSO, мог быть одним из них. Несмотря на это, я вдруг повернул налево, потом направо и увидел третий МиГ. Я приказал своим номерам 3 и 4 прорваться вправо. При этом МиГ по какой-то загадочной причине свернул влево, и на долю секунды мы оказались рядом. Мы были так близко, что, помимо красных звезд на его крыльях, я мог ясно видеть лицо пилота. Я начал горизонтальный разворот ствола, чтобы уйти от него и занять атакующую позицию, а оказавшись на позиции, я запустил Сайдвиндер. Ракета промахнулась, потому что уклоняющийся МиГ на полном газу повернул влево. Но когда он это сделал, он оказался на линии огня моего второго номера, капитана Эверетта Т. Малины. Я приказал ему следовать за добычей, потому что два самолета, которые я изначально видел, находились в моем переднем секторе. Я находился в выгодной позиции, поэтому я быстро выпустил по ним два AIM-9 и развернулся, чтобы стать ведомым моего №2, капитана Малины. [...] Я продолжал снижаться рядом с капитаном Малиной и помню, что думал, что он все еще находится за пределами оптимального стартового диапазона. Но он выполнил перекат бочки, который снова поставил его в идеальное положение, и выпустил AIM-9, которая попала в хвостовую часть МиГ-21. Его сильно встряхнуло, а затем он упал в медленном, почти плоском вращении. [12]
Джеймс, озабоченный двумя МиГами, приближавшимися к самолету Форда в лоб, был атакован с тыла МиГ-21. Он выполнил горизонтальный разворот ствола, оказался позади нападавшего и выстрелил из AIM-9, от которой МиГ уклонился. Однако в результате маневра МиГ оказался перед Малиновым, который сбил его попаданием ракеты за кабину. После того, как Ford 02 сбил свой победный самолет, самолет Ford покинул место происшествия без потерь, и его успех частично объясняется высокой скоростной маневренностью F-4 на высоте 17 000 футов (5 200 м). [13]
Рамблер рейс
[ редактировать ]Рейс «Рамблер», третий в этом районе, возглавил капитан Джон Б. Стоун, офицер по тактике крыла и один из архитекторов операции «Боло». Когда «Рамблер» вступил в бой, Стоун заметил пару МиГов, вынырнувших из просвета в облаках, нырнул и запустил AIM-7 «Спэрроу», который не загорелся. Стоун снова выпустил второй «Спэрроу», который успешно навелся на один из МиГов. Наблюдая за собой третий МиГ, он скоординировал свои маневры со своим ведомым и направил МиГ на линию огня майора Филипа П. Комби (Рамблер 04). Он видел битву так:
Мы летели на высоте 13 440 футов (4 100 метров) над уровнем моря, а наша скорость составляла 540 узлов [1 000 км/ч]. Немного завершив разворот на северо-запад, мы обнаружили патруль из четырех МиГ-21, стоящих в растянутом строю, на расстоянии 5 миль – около 8 км – в точке «2 часа» и ниже нас. Еще два МиГа появились в 2 милях - примерно в 3 км - позади... Когда МиГи пересеклись перед Стоуном, он погнался за ним, срываясь влево и теряя высоту. Благодаря этому полет развернулся вправо, и я оказался выше и несколько правее остальных. На первой фазе боя я держал газ на минимуме. Итак, когда МиГи прорвались влево, и начался бой. Я выбрал один из МиГов и проследил за ним с помощью радара. Я не думаю, что мы когда-либо превышали уровень 4G за все время сотрудничества. Я решил последовать тактике пилотов ВМФ – с близкого расстояния, не следя за радаром, а вместо этого глядя в прицельную сетку. Когда я понял, что нахожусь в правильном положении, я нажал кнопку огня, отпустил ее, нажал еще раз и стал ждать. Я даже не видел первого Воробья. Однако я проследил всю траекторию второго, от старта до удара. Я выпустил ракеты на расстояние менее 2000 ярдов от хвоста МиГа, на высоте 9800 футов (3000 метров), поворачивая влево. Второй попал в хвостовую часть самолета противника. Секунду спустя я увидел огромный оранжевый огненный шар. [12]
Через несколько секунд перед «Рамблером 02» пролетел еще один МиГ-21, который, судя по всему, был уничтожен «Спэрроу», выпущенным его пилотом Лоуренсом Глинном. МиГ, попавший за хвостовое оперение, взорвался огненным шаром. Это третий МиГ-21, сбитый рейсом Рамблера, поднял итоговый счет дня до 7:0 в пользу F-4. Запуски ракет SA-2 (всего пять) стали угрожать полету Рамблера, который также вышел из боя. Весь бой длился двенадцать минут.
Последние четыре звена самолетов 8-го полка TFW прибыли, чтобы обнаружить место боя, и покинули этот район из-за угрозы ЗРК, в то время как базирующиеся в Дананге Восточные силы оценили погодные условия и не проникли в воздушное пространство Северного Вьетнама. Двое из базирующихся в Убоне Западных сил прервали миссию из-за проблем с техническим обслуживанием, и в конечном итоге только 26 из 56 назначенных истребителей вошли в целевой район и только 12 из них вступили в бой.
Было резюме
[ редактировать ]В следующей таблице суммированы семь побед МиГ-21 8-го TFW: [12]
Эскадрилья | Позывной | Командир самолета 1 | Пилот 1 | Ракета |
---|---|---|---|---|
555 ТФС | Олдс 02 | 1-й лейтенант Ральф Ф. Веттерхан | 1-й лейтенант Джерри К. Шарп | АИМ-7 |
555 ТФС | Олдс 04 | Капитан Уолтер С. Радекер III | 1-й лейтенант Джеймс Э. Мюррей III | АИМ-9 |
555 ТФС | Олдс 01 | Полковник Робин Олдс | 1-й лейтенант Чарльз К. Клифтон | АИМ-9 |
555 ТФС | Форд 02 | Капитан Эверетт Т. Малина-младший. | 1-й лейтенант Роберт В. Вестерн | АИМ-9 |
433 ТФС | Рамблер 04 | Майор. Филип П. Комби | 1-й лейтенант Ли Р. Даттон | АИМ-7 |
433 ТФС | Рамблер 01 | Капитан Джон Б. Стоун | 1-й лейтенант Клифтон П. Даннеган-младший. | АИМ-7 |
433 ТФС | Рамблер 02 | 1-й лейтенант Лоуренс Дж. Глинн-младший. | 1-й лейтенант Лоуренс Э. Кэри | АИМ-7 |
- 1 В 1967 году все F-4 ВВС США были укомплектованы двумя опытными пилотами , причем более опытный летал на переднем сиденье в качестве «командира самолета». Использование рейтинговых штурманов в качестве офицеров систем вооружения началось в 1969 году.
Источник в Северном Вьетнаме подтверждает потерю только пяти МиГ-21 в ходе операции «Боло» и утверждает, что все пять пилотов благополучно спаслись: [14]
Единица | Имя пилота | Пилотная судьба | Тип кондиционера | Серийный |
---|---|---|---|---|
921 ФР | Ву Нгок Динь | сбит, благополучно катапультирован | МиГ-21ПФЛ | 4228 |
921 ФР | Нгуен Дык Туан | сбит, благополучно катапультирован | МиГ-21ПФЛ | 4125 |
921 ФР | Нгуен Данг Кинь | сбит, благополучно катапультирован | МиГ-21ПФЛ | 4126 |
921 ФР | Буй Дык Нху | сбит, благополучно катапультирован | МиГ-21ПФЛ | 4224 |
921 ФР | Нгуен Нгок До | сбит, благополучно катапультирован | МиГ-21ПФЛ | 4029 |
Влияние миссии и последующие действия
[ редактировать ]Когда F-4 приземлились в Убоне , их наземные команды выстроились вдоль рулежной дорожки. Когда каждый «Фантом» пролетал мимо, кабины пилотов открывались, пилоты показывали поднятыми пальцами количество совершенных ими убийств. Из 16 МиГ-21, которые, как известно, находились на вооружении ВПАФ, в тот день было задействовано от 11 до 14 (в зависимости от источника), семь из которых были уничтожены, а два других, вероятно, сбиты (Комби и майор Герман Л. Кнапп, Рамблер 03). Спустя годы источники в правительстве Вьетнама признали, что операция «Боло» 2 января была одним из худших дней для ВПАФ во время войны. ВВС заявили, что потеряли пять МиГ-21 без каких-либо потерь противника. [ нужна ссылка ]
Успех операции «Боло» побудил Седьмые воздушные силы запланировать аналогичную миссию, имитирующую миссию по фоторазведке RF-4C. Непосредственной реакцией VPAF на Боло было прекращение ежедневной « разведывательной » миссии в течение двух дней сразу после Боло, что в каждом случае приводило к отмене миссии. И 5, и 6 января пара 555-го TFS F-4C Phantom, летевшая сомкнутым строем и представлявшаяся единственной целью на радарах Северного Вьетнама, пролетела по высокоскоростному профилю. На второй день, перехваченные четырьмя МиГами, они снова застали врасплох и сбили два во время боя: Crab 01 (капитан Ричард М. Паско и 1-й лейтенант Норман Э. Уэллс) и Crab 02 (майор Томас М. Хирш). и 1-й лейтенант Роджер Дж. Страссвиммер), каждый из которых совершил убийство. [15]
Для Северного Вьетнама (и его советских союзников, поставивших самолеты МиГ-21 и помогших создать единую сеть ПВО), две неудачи 2 и 5–6 января вынудили их расформировать свои активы, остановив МиГи на четыре года. месяцев на переподготовку и разработку новой тактики.
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Фатрелл, Р. Франк; Гринхал, Уильям Х.; Грабб, Карл; Хассельвандер, Джерард Э.; Джейкоб, Роберт Ф.; Равенштейн, Чарльз А. (январь 1976 г.). Истман, Джеймс Н.; Ханак, Уолтер; Пашек, Лоуренс Дж. (ред.). ВВС США в Юго-Восточной Азии 1965-1973 гг. Асы и воздушные победы . Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС. OCLC 18844042 – через Центр технической информации Министерства обороны. https://apps.dtic.mil/sti/citations/tr/ADA476450 .
- ^ Самолет. Архивировано 4 сентября 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шервуд, Джон Даррелл (1999). «Старое Львиное Сердце». Быстрые двигатели: пилоты реактивных самолетов и опыт Вьетнама . Свободная пресса. п. 73. ИСБН 0-312-97962-2 .
- ^ Tempest 03 из 433-го TFS 8-го TFW. Спасение одного члена экипажа капитаном. о Леланде Т. Кеннеди . В этой статье рассказывается
- ^ Маршалл Л. Мишель (1997). Столкновения: воздушные бои над Северным Вьетнамом 1965-1972 гг . Издательство Военно-морского института. п. 66. ИСБН 1-55750-585-3 .
- ^ Шервуд, 31 год.
- ^ Мишель, Столкновения: воздушные бои над Северным Вьетнамом 1965–1972 гг. , стр. 63.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шервуд, 33 года
- ^ Лу Дрендел (1984). ...И убивать МиГи . Публикации эскадрильи / сигнала. п. 11, цитируем 1LT Dunnegan. ISBN 0-89747-056-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Уолтер Дж. Бойн . «Мигская зачистка» . Журнал ВВС. Архивировано из оригинала 27 января 2007 года . Проверено 8 февраля 2007 г. В отчете Бойна указано 1 января, но, по всей видимости, это опечатка. В следующем абзаце он поясняет, что миссия была отложена на 24 часа до 2 января.
- ^ Дрендел, 12
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Зампини, Диего (2003). «Робин Олдс, вдохновитель операции Боло» . Acepilots.com . Проверено 8 декабря 2006 г.
- ^ Корам, Роберт (2002). Бойд: летчик-истребитель, изменивший искусство войны . Нью-Йорк: Литтл, Браун. п. 215 . ISBN 978-0316796880 .
- ^ История аэронавигации (1959–2004)
- ^ Дрендел, 17–18 и 20–21.
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Дрендел, Лу (1984). ...И убивать МиГи . Публикации эскадрильи / сигнала. ISBN 0-89747-056-7 .
- Мишель, Маршалл Л. (1997). Столкновения: воздушные бои над Северным Вьетнамом 1965–1972 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-585-3 .
- Нордин, Лон О. (1986). Воздушная война в ракетный век . Издательство Смитсоновского института. ISBN 0-87474-680-9 .
- Шервуд, Джон Даррелл (1999). Быстрые двигатели: пилоты реактивных самолетов и опыт Вьетнама . Свободная пресса. ISBN 0-312-97962-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Шпионы помогли ВВС США сбить треть МиГ-21 Северного Вьетнама , Джозеф Тревитик, 30 декабря 2014 г.
- футуршокс. net — авиационная фотография ( архивировано 27 сентября 2007 г. на Wayback Machine ) (Источник изображений F-4 и МиГ-21)
- Авиабаза Кунсан - Как это было ... 8-й истребительный авиаполк (1974 – настоящее время)
- Операция Боло (корейский)
- Аэрокосмический музей Хилла - Модуль электронного противодействия General Electric AN/ALQ-71
- Веб-сайт 8-го тактического истребительного авиаполка времен Вьетнама