Операция Частый ветер
Операция Частый ветер | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть падения Сайгона , война во Вьетнаме. | |||||||
Южновьетнамский вертолет выталкивают за борт авианосца « Окинава» , чтобы освободить место на палубе для новых прибывающих вертолетов. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Соединенные Штаты Южный Вьетнам | Северный Вьетнам Вьетконг | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Джордж П. Стил Ричард Э. Кэри | Ван Тьен Зунг | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
2 убиты в бою двое пропали без вести в море | Неизвестный |
История Хошимина |
---|
Метро • Имена ( названия районов ) • Организованная преступность |
Вьетнамский портал |
Операция «Частый ветер» была заключительным этапом эвакуации американского гражданского населения и вьетнамцев из «групп риска» из Сайгона , Южный Вьетнам , перед захватом города Северо-Вьетнамской народной армией Вьетнама (ПАВН) во время падения Сайгона . Оно было проведено 29–30 апреля 1975 года, в последние дни войны во Вьетнаме . Более 7000 человек были эвакуированы вертолетами из разных точек Сайгона. В результате авиаперевозки появилось множество устойчивых изображений.
Планы эвакуации уже существовали как стандартная процедура для американских посольств. В начале марта самолеты начали эвакуацию мирных жителей из аэропорта Таншоннят через соседние страны. К середине апреля были разработаны планы действий в чрезвычайных ситуациях и велась подготовка к возможной эвакуации вертолетом. Когда неминуемое крушение Сайгона стало очевидным, ВМС США собрали оперативную группу 76 у побережья недалеко от Вонг Тау для поддержки эвакуации вертолетом и, если потребуется, оказания поддержки с воздуха . В этом случае поддержка с воздуха не понадобилась, поскольку северные вьетнамцы на неделю остановились на окраине Сайгона, возможно, ожидая краха правительства Южного Вьетнама и избегая возможной конфронтации с США, разрешив почти беспрепятственную эвакуацию американцев из Сайгона. Сайгон. [1] [2] : 14
28 апреля авиабаза Таншоннят (рядом с аэропортом) подверглась артиллерийскому обстрелу и атаке самолетов ВВС Вьетнама . Эвакуация самолетов была прекращена и началась операция «Частый ветер». В ходе эвакуации из Таншоннята было эвакуировано 50 493 человека (в том числе 2678 вьетнамских сирот). [3] Эвакуация происходила в основном из комплекса офиса военного атташе , начиная примерно с 14:00 дня 29 апреля и заканчиваясь той же ночью лишь ограниченным повреждением вертолетов стрелковым оружием. Посольство США в Сайгоне должно было стать лишь второстепенным пунктом эвакуации сотрудников посольства, но вскоре оно было переполнено эвакуированными и отчаявшимися южновьетнамцами. Эвакуация посольства была завершена в 07:53 30 апреля, но некоторые американцы предпочли остаться или остались, а около 400 граждан третьих стран остались в посольстве.
Десятки тысяч вьетнамцев эвакуировались по морю или по воздуху. После распада Южного Вьетнама многочисленные лодки и корабли, вертолеты ВВС Республики Вьетнам (RVNAF) и некоторые самолеты отплыли или вылетели в эвакуационный флот. Вертолеты начали забивать палубы кораблей, и в конце концов некоторые из них были выброшены за борт, чтобы позволить другим приземлиться. Пилотам других вертолетов было приказано высадить пассажиров, а затем взлететь и броситься в море, откуда их и спасут. В ходе операции «Частой ветер» на вертолетах было эвакуировано в общей сложности 1373 американцев и 5595 граждан Вьетнама и третьих стран. [3] : 258 Общее число вьетнамцев, эвакуированных организацией «Частый ветер» или самоэвакуированных и оказавшихся под стражей в Соединенных Штатах для оформления в качестве беженцев для въезда в Соединенные Штаты, составило 138 869 человек. [2] : 92
Эта операция также стала дебютным боевым применением самолетов F-14 Tomcat .
Планирование
[ редактировать ]Планирование эвакуации американцев и их южновьетнамских союзников из Южного Вьетнама началось еще до апреля 1975 года. Когда президент США Джеральд Форд встретился с Советом национальной безопасности сообщил ему 9 апреля 1975 года, Генри Киссинджер , что максимум 1,7 миллиона человек были эвакуированы. были идентифицированы как возможные эвакуированные, и что в их число входили: американские граждане и их родственники, дипломатический корпус, Международная комиссия контроля и надзора (ICCS), граждане третьих стран по контракту правительства США, а также сотрудники США и их иждивенцы. (по оценкам около 200 000 человек). Кроме того, вьетнамские родственники американских граждан и высокопоставленные чиновники правительства Вьетнама и их иждивенцы (около 600 000 человек) также были идентифицированы как потенциальные эвакуированные, а также вьетнамцы, ранее работавшие в США, и их иждивенцы. [4]
Хотя американские чиновники на самых высоких уровнях разведывательного сообщества (например, директор ЦРУ Уильям Колби ) были уверены, что правительство Южного Вьетнама рухнет, все в правительстве США недооценили скорость наступления Северного Вьетнама во время весеннего наступления 1975 года и то, насколько быстро Армия Республики Вьетнам (АРВН) развалится. [4]
Планы эвакуации стандартны для американских посольств. [5] Сайгонский план разрабатывался в течение ряда лет. [6] Первоначально операция называлась «Talon Vise», но после того, как исходное кодовое название было раскрыто, операция была переименована в «Frequent Wind». [7]
К 1975 году план «Частый ветер» был направлен на эвакуацию около 8000 граждан США и граждан третьих стран, но он так и не смог оценить число включенных в него южновьетнамцев. [6] : 8 В списках посольства было около 17 000 вьетнамцев, находящихся в группе риска, что, если учитывать в среднем семь иждивенцев на семью, означало, что число нуждающихся в эвакуации составило 119 000 человек. Вместе с другими категориями вьетнамцев это число быстро превысило 200 000 человек. [6] : 40 План «Частый ветер» предусматривал четыре возможных варианта эвакуации: [6] : 9
- Вариант 1: Эвакуация коммерческим воздушным транспортом из Таншоннята и других аэропортов Южного Вьетнама по мере необходимости.
- Вариант 2: Эвакуация военным воздушным транспортом из Таншоннята и других аэропортов Южного Вьетнама по мере необходимости.
- Вариант 3: Эвакуация морским лифтом из порта Сайгон.
- Вариант 4: Эвакуация вертолетом на корабли ВМС США в Южно-Китайском море
Ожидается, что при использовании варианта 4 эвакуация вертолетом будет аналогична операции «Игл тяга» — американской эвакуации по воздуху Пномпеня , Камбоджа, 12 апреля 1975 года. [8]
Подготовка на земле
[ редактировать ]1 апреля центр управления эвакуацией, укомплектованный персоналом армии США , ВМС США , ВВС США (USAF) и Корпуса морской пехоты США (USMC), начал работу на территории офиса военного атташе (DAO) по 12-часовым сменам, увеличившись до 24-часовых. часовые смены на следующий день. [6] : 22 Также 1 апреля был реализован План Аламо по защите комплекса ДАО и пристройки к нему, чтобы он мог служить зоной ожидания для 1500 эвакуированных в течение пяти дней. [6] : 27 К 16 апреля Аламо был завершен: вода, запасы углерода были накоплены , горючее, масла и смазочные материалы; установлены резервные генераторы электроэнергии; санитарные помещения были завершены; и гармошка защищала периметр. [6] : 35
7 апреля пилот Air America Никки А. Филлипи вместе с лейтенантом Корпуса морской пехоты США Робертом Твиггером, прикомандированным к DAO в качестве офицера связи ВМС США, обследовали 37 зданий в Сайгоне в качестве возможных зон приземления (LZ), выбрав 13 из них как пригодные для использовать. [9] Работники компании Pacific Architects and Engineers посетили каждую из 13 LZ, чтобы убрать препятствия и покрасить буквы H размером с UH-1 Huey . полозья вертолета [6] : 37 Президент Форд в обращении к американской общественности 11 апреля пообещал эвакуировать вьетнамское гражданское население различных категорий. 9 -я десантная бригада морской пехоты (9-я МАБ), которая должна была предоставить вертолеты и силы безопасности для эвакуации, 12 апреля направила делегацию для консультации с послом Грэмом Мартином по поводу текущих планов. Мартин сказал им, что не потерпит никаких внешних признаков того, что Соединенные Штаты намерены покинуть Южный Вьетнам. Все планирование должно проводиться с предельной осмотрительностью. Бригадный генерал Ричард Э. Кэри , командир 9-го МАБ, на следующий день вылетел в Сайгон, чтобы увидеть Мартина; Позже он сказал: «Визит был холодным, непродуктивным и, похоже, вызвал раздражение у посла». [9] Тринадцать морских пехотинцев из отряда морской охраны (MSG) были переброшены в комплекс ДАО 13 апреля, чтобы заменить восемь морских пехотинцев, которые обеспечивали безопасность после того, как они были выведены из закрытых консульств Дананга и Нячанга . [6] : 35
К концу апреля вертолеты Air America выполняли несколько ежедневных рейсов из TF76 в комплекс DAO, чтобы дать возможность 9-му MAB провести подготовку к эвакуации в DAO, не превышая установленный Парижскими мирными соглашениями лимит в 50 американских военнослужащих в Южном Вьетнаме. Правительство США продолжало соблюдать свои обязательства по Соглашению, несмотря на вторжение Северного Вьетнама. [10] : 178 В конце апреля морским пехотинцам MSG было приказано покинуть Маршалл-холл/Дом морской пехоты, свою квартиру на улице Хонг Тхап Ту, 204 (ныне улица Нгуен Тхи Минь Кхай, 204), и перебраться в зону отдыха на территории посольства. [3] : 86
Двумя основными точками эвакуации, выбранными для операции «Частой ветер», были комплекс ДАО рядом с аэропортом Таншоннят для эвакуированных американских и вьетнамских гражданских лиц и посольство США в Сайгоне для персонала посольства. [10] : 196 План эвакуации включал размещение автобусов и водителей американских гражданских автобусов в 28 зданиях по всему Сайгону. Автобусы будут следовать по одному из четырех запланированных маршрутов эвакуации из центра Сайгона в комплекс DAO, каждый маршрут назван в честь Западной тропы: Санта-Фе, Орегон, Техас и т. Д. [6] : 38 [10] : 178–179
Варианты 1 и 2: эвакуация самолетом.
[ редактировать ]К концу марта посольство начало сокращать число граждан США во Вьетнаме, поощряя иждивенцев и второстепенный персонал покидать страну коммерческими рейсами и на командования военных воздушных перевозок (MAC) самолетах C-141 и C-5 , которые были все еще доставляет чрезвычайные военные поставки. [6] : 20–21 В конце марта два или три самолета MAC прибывали каждый день и использовались для эвакуации мирных жителей и вьетнамских сирот . [6] : 24 4 апреля самолет C-5A, на борту которого находились 250 вьетнамских сирот и сопровождающие их лица, потерпел взрывную декомпрессию над морем недалеко от Вунгтау и совершил аварийную посадку при попытке вернуться в Таншоннят ; В результате крушения погибли 153 человека, находившиеся на борту. [6] : 30–31
Поскольку причина крушения до сих пор неизвестна, парк C-5 был остановлен, а воздушные перевозки MAC были сокращены до использования C-141 и C-130 . Вместо того, чтобы загружать как можно больше эвакуированных, каждый эвакуируемый должен был иметь сиденье и ремень безопасности, что сокращало количество пассажиров, которые можно было перевозить на каждом рейсе, до 94 в C-141 и 75 в C-130. Но эти ограничения были смягчены и в конечном итоге полностью проигнорированы, поскольку темпы эвакуации ускорились. [6] : 69 На каждом рейсе также присутствовала вооруженная охрана, чтобы предотвратить угон. [6] : 34 Американские коммерческие и контрактные авиаперевозчики продолжали вылетать из Таншоннята, но с меньшей частотой. Кроме того, для эвакуации сотрудников посольств прилетели военные самолеты из Австралии, Индонезии, Ирана, Польши, Великобритании, Франции и других стран. [6] : 34
В течение апреля «поредение» происходило медленно, в основном потому, что правительство Южного Вьетнама не спешило выдавать документы, позволяющие американцам брать с собой вьетнамских иждивенцев, в результате чего самолеты MAC часто улетали пустыми. [6] : 44 Наконец, 19 апреля была реализована простая процедура, которая устранила затор с документами, и число эвакуированных резко возросло. [6] : 46 Падение Сюан Лока 21 апреля и отставка президента Нгуена Ван Тхиу 21 апреля привели к увеличению числа людей, жаждущих эвакуации в комплекс ДАО, поскольку стало очевидно, что дни Южного Вьетнама сочтены. К 22 апреля 20 самолетов C-141 и 20 самолетов C-130 в день доставляли эвакуированных из Таншоннята на авиабазу Кларк . [6] : 60 примерно в 1000 милях отсюда, на Филиппинах. 23 апреля президент Фердинанд Маркос Филиппин . объявил, что не более 2500 эвакуированных вьетнамцев будут допущены на Филиппины одновременно, что еще больше увеличивает нагрузку на MAC, которому теперь приходится вывозить эвакуированных из Сайгона и около 5000 эвакуированных из Кларка Авиабаза на Гуаме , острове Уэйк и авиабазе Йокота . [6] : 62 Президент Тиу и его семья покинули Таншоннят 25 апреля на самолете C-118 ВВС США и отправились в изгнание на Тайвань . [6] : 67 Также 25 апреля Федеральное управление гражданской авиации запретило коммерческие полеты в Южный Вьетнам. Впоследствии эта директива была отменена; некоторые операторы все равно это проигнорировали. В любом случае это фактически ознаменовало конец коммерческих воздушных перевозок из Таншоннята. [6] : 66
27 апреля ракеты PAVN поразили Сайгон и Чолон впервые после прекращения огня 1973 года. Официальные лица США решили прекратить использование менее маневренных C-141, на которых было загружено до 316 эвакуированных, и использовать только C-130, на которых взлетало более 240 человек. [6] : 69
Оперативная группа 76
[ редактировать ]В связи с неизбежным падением Сайгона в период с 18 по 24 апреля ВМС США собрали корабли у Вонг Тау под командованием командующего оперативной группой 76 : [8]
Оперативная группа 76
Военный корабль США «Блю Ридж» (командный корабль)
Военный корабль США Оклахома-Сити (флагман Седьмого флота)
Оперативная группа 76.4 (Транспортная группа движения «Альфа»)
- Военный корабль США Окинава
- Военный корабль США Ванкувер
- Военный корабль США Томастон
- Военный корабль США Пеория
Оперативная группа 76.5 (Транспортная группа движения Браво)
Оперативная группа 76.9 (Транспортная группа движения Чарли)
- Военный корабль США Анкоридж
- Военный корабль США Денвер
- Военный корабль США Дулут
- Военный корабль США Мобил
В состав оперативной группы вошли:
каждая из них несет морскую пехоту и ВВС (восемь 21-й эскадрильи специальных операций CH-53 и две 40-й аэрокосмической спасательно-восстановительной эскадрильи HH-53). [11] ) вертолеты.
Десантные корабли:
Фрегат с управляемыми ракетами:
и восемь типов эсминцев для морской артиллерийской стрельбы, сопровождения и обороны территории, в том числе:
- Военный корабль США Ричард Б. Андерсон
- Военный корабль США Кокрейн
- Военный корабль США Кирк
- Военный корабль США « Огурец »
- Военный корабль США Роуэн
- Военный корабль США Кук [12]
- Военный корабль США Бауселл [13]
USS USS Enterprise и обеспечивали прикрытие с Coral Sea Авианосные ударные группы оперативной группы 77 в Южно-Китайском море воздуха, а оперативная группа 73 обеспечивала логистическую поддержку.
Эвакуационный контингент морской пехоты, 9-я десантная бригада морской пехоты (оперативная группа 79.1), состоял из трех батальонных десантных групп (BLT); 2-й батальон, 4-й полк морской пехоты (2/4), 1-й батальон 9-го полка морской пехоты (1/9), 3-й батальон 9-го полка морской пехоты (3/9) и три вертолетные эскадрильи HMH-462 , HMH-463 , HMM-165 вместе с другими подразделениями поддержки из 39-й группы морской авиации (МАГ-39).
Кроме того, была собрана флотилия кораблей Военного командования морских перевозок (MSC), которая осуществила морскую эвакуацию из порта Сайгон . В состав этого флота входили:
Буксиры:
- Азиатская выносливость
- Титосэ Мару
- Харума
- Оцеола
- Шибаура Мару
и следующие крупные транспортные корабли:
- СС Американский Челленджер
- СС Бу Хын Пионер
- СС Зеленый Лес
- СС Зеленый Порт
- USNS Гринвилл Виктори
- СС Претендент на пионер
- СС Командир пионеров
- Сержант ВМС США . Трумэн Кимбро
- Сержант ВМС США . Эндрю Миллер
Таншоннят под атакой
[ редактировать ]28 апреля в 18:06 три самолета А-37 «Стрекозы», пилотируемые бывшими пилотами RVNAF, перешедшими на сторону ВВС Вьетнама при падении Дананга, сбросили шесть Mk81 250-фунтовых бомб на авиабазу Таншоннят, уничтожив несколько самолетов. . RVNAF F-5 В погоню бросились , но перехватить А-37 им не удалось . [6] : 70 C-130, вылетающие из Таншоннята, сообщили об огне 12,7-мм и 37-мм зенитных (зенитных) пушек PAVN, [6] : 71–72 в то время как спорадические ракетные и артиллерийские обстрелы ПАВН также начали наносить удары по аэропорту и авиабазе. Полеты С-130 были временно прекращены после воздушной атаки, но возобновились в 20:00 28 апреля. [6] : 72 В 21:00 28 апреля генерал-майор Гомер Д. Смит , военный атташе, сообщил центру управления эвакуацией, что 29 апреля прилетят 60 самолетов C-130 для эвакуации 10 000 человек. [6] : 73
29 апреля в 03:30 ракета PAVN поразила пост охраны 1 на территории комплекса DAO, мгновенно убив капралов морской пехоты Чарльза МакМэхона и Дарвина Джаджа . Это были последние американские наземные потери во Вьетнаме. [14]
В 03:58 C-130E, №72-1297, пилотируемый экипажем 776-й тактической воздушной эскадрильи , был уничтожен 122-мм ракетой во время руления для подбора беженцев после выгрузки BLU-82 на авиабазе Таншоннят. . Экипаж эвакуировал горящий самолет на рулежной дорожке и покинул аэродром на ранее приземлившемся С-130. [10] : 182 Это был последний самолет ВВС США, покинувший Таншоннят. [6] : 79 С 04:30 до 08:00 по комплексу ДАО было выпущено до 40 артиллерийских снарядов и ракет. [6] : 80
На рассвете RVNAF начали беспорядочно покидать авиабазу Таншоннят, когда A-37, F-5, C-7 , C-119 и C-130 отправились в Таиланд, а UH-1 взлетели на поиски кораблей TF- 76. [6] : 81 Некоторые самолеты RVNAF остались, чтобы продолжить борьбу с наступающим PAVN. Один боевой корабль AC-119 провел ночь с 28 на 29 апреля, сбрасывая сигнальные ракеты и стреляя по приближающемуся PAVN. На рассвете 29 апреля два самолета A-1 Skyraider начали патрулировать периметр Таншоннята на высоте 2500 футов (760 м), пока один из них не был сбит, предположительно ракетой SA-7 . В 07:00 AC-119 вел огонь по PAVN к востоку от Таншоннята, когда он тоже был подбит SA-7 и загорелся на землю. [6] : 82
В 07:00 29 апреля Смит сообщил послу Мартину, что эвакуацию самолетов следует прекратить и начать операцию «Частый ветер» - вертолетную эвакуацию американского персонала и вьетнамцев, находящихся в группе риска. Мартин отказался принять рекомендацию Смита и вместо этого настоял на посещении Таншоннята, чтобы лично оценить ситуацию. В 10:00 Мартин подтвердил оценку Смита, а в 10:48 связался с Вашингтоном, чтобы рекомендовать вариант 4 — эвакуацию вертолетом. [6] : 90 отдал приказ Наконец, в 10:51 CINCPAC приступить к реализации Варианта 4; из-за путаницы в субординации Кэри получил приказ о казни только в 12:15. [10] : 183 В 08:00 командующий RVNAF генерал-лейтенант Минь и 30 его сотрудников прибыли на территорию ДАО с требованием эвакуации, что означало полную потерю управления RVNAF. [6] : 85–87
Вариант 4 – Белое Рождество в апреле
[ редактировать ]Готовясь к эвакуации, американское посольство распространило 15-страничный буклет под названием SAFE, сокращенно от «Стандартные инструкции и советы гражданским лицам в чрезвычайной ситуации». В буклет включена карта Сайгона с указанием «мест сбора, где вас заберет вертолет». Там была вставка, на которой было написано: «Обратите внимание на сигнал об эвакуации. Не сообщайте другому персоналу. Когда будет отдан приказ об эвакуации, код будет зачитан по радио Вооруженных сил . Код: Температура в Сайгоне составляет 105 градусов и повышается. За этим последует исполнение « Я мечтаю о белом Рождестве ». [15] Позже Фрэнк Снепп вспоминал прибытие вертолетов к посольству, когда песня играла по радио, как «причудливое кафкианское время». [16] Японским журналистам, обеспокоенным тем, что они не узнают эту мелодию, пришлось попросить кого-нибудь ее спеть. [14] : 63 [17]
После подачи сигнала об эвакуации автобусы начали забирать пассажиров и направляться к комплексу ДАО. Система сработала настолько эффективно, что автобусы смогли совершить три обратных рейса вместо положенного. Самая большая проблема возникла, когда около 17:45 подразделение АРВН, охраняющее главные ворота Таншоннята, отказалось пропустить последнюю колонну автобусов на территорию комплекса ДАО. Пока это происходило, между двумя подразделениями АРВН началась перестрелка, в результате которой самые задние автобусы оказались под перекрестным огнем, в результате чего две машины были выведены из строя. В конце концов командир АРВН, контролирующий ворота, согласился разрешить оставшимся автобусам въехать на территорию. Угроза генерала Кэри использовать боевые вертолеты AH-1J SeaCobra , летающие над головой, возможно, сыграла свою роль в решении командующего АРВН. [10] : 179–181
Безопасность и поддержка с воздуха
[ редактировать ]Неизвестно, попытаются ли ПАВН и/или АРВН сорвать эвакуацию, поэтому планировщикам пришлось принять во внимание все возможные непредвиденные обстоятельства, чтобы обеспечить безопасность и успех эвакуации. Для обеспечения безопасности полетов штабом 9-го МАБ прописаны высоты, маршруты и контрольно-пропускные пункты. и SA-7 противника Чтобы предотвратить столкновения в воздухе, планировщики выбрали высоты, которые обеспечили бы разделение движения, а также возможность видеть и избегать угрозы ракет AAA, SA-2 (6500 футов (2000 м) для полетов, направляющихся в Сайгон). и 5500 футов (1700 м) для тех, кто направляется из Сайгона на корабли ВМФ). Эти высоты также были достаточно высокими, чтобы избежать огня стрелкового оружия и артиллерии. [10] : 188
В случае, если ПАВН или АРВН сбили вертолет или механическая неисправность вынудила его совершить вынужденную посадку на вражеской территории, два орбитальных CH-46 MAG -39 с экипажем быстрого реагирования «Ястреб-перепелятник» по 15 человек каждый. Морские пехотинцы из 1-го взвода роты А, 1-го батальона 9-го полка морской пехоты с авианосца « Блю Ридж » были готовы приземлиться и обеспечить безопасность, позволяя поисково-спасательному вертолету подобрать экипаж. Кроме того, два CH-46 будут обеспечивать возможности медицинской эвакуации, а AH-1J SeaCobra будут прикрывать транспортные вертолеты и любые наземные подразделения, запрашивающие поддержку. SeaCobras также могли бы служить в качестве передовых авиадиспетчеров. [10] : 187
Воздушные крылья USS Enterprise и USS Coral Sea были готовы обеспечить непосредственную воздушную поддержку и зенитное подавление, если потребуется, с помощью своих штурмовиков A-6 и A-7 , а также обеспечат непрерывное истребительное прикрытие маршрута эвакуации, в том числе с помощью VF- 1 и VF-2 , вылетевшие с «Энтерпрайза» с первым боевым применением нового F-14A Tomcat. [6] : 98–99 Самолеты ВВС США, действовавшие на авиабазах Накхон Фаном , авиабазе Корат и авиабазе У-Тапао в Таиланде, также находились над головой во время эвакуации вертолетом. Воздушно-десантный самолет командования и управления C-130 контролировал все воздушные операции США над сушей. и A-7 ВВС США F-4 , F-111 их заменяли AC-130 из 16-й эскадрильи специальных операций обеспечивали прикрытие с воздуха в светлое время суток, а ночью Стратегического авиационного командования КС-135 . . Дозаправку в воздухе осуществляли танкеры [6] : 92
Эвакуация прошла без вмешательства ПАВН. Самолеты, прикрывавшие эвакуацию, сообщили, что их отслеживали с помощью радара класса «земля-воздух» в районе авиабазы Бьен Хоа (которая упала под ударами PAVN 25 апреля ), но пусков ракет не было. [6] : 99 Руководство Ханоя, полагая, что завершение эвакуации уменьшит риск американского вмешательства, очевидно, проинструктировало генерала Дунга не нацеливаться на саму воздушную перевозку. [18] Сотрудникам полиции Сайгона была обещана эвакуация в обмен на защиту американских эвакуационных автобусов и контроль над толпой в городе во время эвакуации. [19] Недовольные военнослужащие АРВН неоднократно поражали американские вертолеты огнем из стрелкового оружия на протяжении всей эвакуации, не причинив при этом серьезных повреждений. Несмотря на спорадические обстрелы зенитных ракет PAVN, самолеты ВВС США и ВМС США во время эвакуации не атаковали объекты зенитной артиллерии или ЗРК. [6] : 111 Однако в одном отчете ВВС США говорится, что F-4C Wild Weasel и F-4D 388-го истребительного авиаполка патрулировали между Таншоннятом и Бьенхоа около 16:00, когда Wild Weasel обнаружил излучение радара ЗРК на севере. Он немедленно повернулся к угрожающему радару, и по нему и F-4D открыли огонь пятнадцать-двадцать зенитных орудий. По оценкам четырех членов экипажа, они получили более 500 выстрелов калибра 23, 37 и 57 мм за одну минуту. Получив разрешение командира десанта, «Дикая ласка» обозначила три 57-мм точки ракетой AGM-45 «Шрайк» и предприняла действия по уклонению, чтобы уйти от приближающихся трассеров. Затем F-4D получил задание уничтожить 57-мм батарею и сделал это с помощью двух кассетных бомб CBU-71 и двух кассетных бомб CBU-58 , нейтрализовав объект в 10 милях (16 км) к северо-востоку от Сайгона, не повредив ни один самолет. [20]
Несмотря на все опасения по поводу этих военных угроз, самую серьезную опасность представляла погода. В начале операции пилоты первой волны сообщили о погоде как о разбросанной погоде на высоте 2000 футов (610 м), облачности на высоте 20 000 футов (6100 м) и видимости в 15 миль (24 км), за исключением дымки над Сайгоном, где видимость снизилась до одна миля. Это означало, что ниже траектории их полета существовали рассеянные облака, в то время как сплошной слой облаков на высоте более двух миль над их головами закрывал солнце. Завеса дымки над Сайгоном настолько изменила угасший дневной свет, что видимость на линии прямой видимости составляла всего милю. Погодные условия ухудшались по мере продолжения операции. [10] : 188
Эйр Америка
[ редактировать ]В рамках плана эвакуации, согласованного с DAO, Air America выделила 24 из 28 имеющихся у нее вертолетов для поддержки эвакуации, а 31 пилот согласился остаться в Сайгоне для поддержки эвакуации; это означало, что у большинства вертолетов будет только один пилот, а не два, как обычно. [6] : 36 29 апреля в 08:30, когда обстрел аэропорта Таншоннят утих, Air America начала переправлять своих вертолетов и пилотов самолетов из их домов в Сайгоне на территорию Air America в Таншонняте, через дорогу от DAO. Сложный. [21] Вертолеты Air America начали летать к зонам высадки на крышах Сайгона и либо доставляли эвакуированных обратно в комплекс DAO, либо вылетали к кораблям TF76. [21] : 22 К 10:30 все самолеты Air America вылетели из Таншоннята, эвакуировав весь второстепенный персонал и столько вьетнамских эвакуированных, сколько они могли увезти, и направились в Таиланд. [21] : 21 В какой-то момент утром персонал RVNAF снял пять самолетов ICCS UH-1H Hueys и один Air America Bell 204 . с трапа Air America [21] : 20
В 11:00 ситуация с безопасностью на территории базы Air America ухудшалась, поскольку генерал Кэри не хотел рисковать своими морскими пехотинцами, расширяя свой периметр, чтобы прикрыть территорию базы Air America (LZ 40), поэтому все вертолеты Air America с этого времени работали вне теннисные корты в пристройке DAO (LZ 35). [10] : 192 [21] : 22 Этот шаг создал проблемы с топливом для Air America, поскольку у них больше не было доступа к запасам топлива на их территории, и, по крайней мере, первоначально им отказывали в топливе корабли TF76. [21] : 22–24 По данным Военно-морского архива США, в 12:30 самолет Air America Bell 205 приземлил вице-маршала авиации Нгуена Цао Ко , мадам Ко, Дороти Мартин (жену посла Мартина) и других на военный корабль США Денвер ; однако современные отчеты и фотографии показывают, что маршал Ко пилотировал свой собственный UH-1H Huey на военный корабль США Midway . [21] : 29
Примерно в 14:30 самолет Air America Bell 205 с серийным номером «N47004» приземлился на крыше жилого дома Питтмана по адресу 22 Gia Long Street, чтобы забрать высокопоставленного источника вьетнамской разведки и его семью. Здание Питтмана не было утвержденной зоной ожидания, но когда согласованное место посадки в отеле Lee по адресу Chien Si Circle, 6 было объявлено непригодным для использования, начальник отделения ЦРУ Том Полгар попросил Орена Б. Харнаджа, заместителя начальника воздушного отдела посольства, сменить место посадки. в здание Питтмана, которое было домом помощника начальника станции и имело шахту лифта, способную выдержать вес Хьюи. Харнадж сел на самолет Air America Huey с вертолетной площадки на крыше посольства и пролетел небольшое расстояние до здания Питтмана. Харнадж высунулся из «Хьюи» и помог примерно 15 эвакуированным сесть на борт «Хьюи» с узкой вертолетной площадки. [21] : 27–28 Эта сцена была снята на пленку Хубертом ван Эсом .
Вертолеты Air America продолжали подниматься на крыши до наступления темноты, когда навигация становилась все труднее. Вертолеты пролетели над назначенными зонами высадки, чтобы убедиться, что американцы не остались позади, а затем последние вертолеты (многие с низким уровнем топлива) направились к TF76, обнаружили USS Midway или USS Hancock и остановились. Все рейсы Air America были прекращены к 21:00. [21] : 28–29 Имея в своем распоряжении всего 20 самолетов «Хьюи» (3 из которых были конфискованы, брошены или повреждены в TF76), Air America перевезла более 1000 эвакуированных в комплекс DAO, посольство или на корабли TF76. [21] : 30
Соединение ДАО
[ редактировать ]В 14:06 два вертолета UH-1E Huey с Кэри и полковником Альфредом М. Греем-младшим (командир 4-й полковой десантной группы (RLT4)) приземлились на территории комплекса ДАО. [6] : 91 Во время подхода к комплексу Кэри и Грей своими глазами увидели огневую мощь ПАВН, когда они обстреливали близлежащий аэропорт Таншоннят наземным, ракетным и артиллерийским огнем. Они быстро создали строгий командный пункт, готовясь к прибытию CH-53 морской пехоты и наземных сил безопасности. [10] : 189
Первая волна из 12 CH-53 из HMH-462 с командирскими группами BLT 2/4 «Альфа» и «Браво», а также ротой F и усиленной ротой H прибыла в комплекс ДАО в 15:06, и морские пехотинцы быстро двинулись к усилить оборону периметра. При приближении вертолеты подверглись обстрелу из винтовок и гранат М-79 военнослужащих АРВН, но не причинили никаких видимых повреждений. [6] : 97 Вторая волна из 12 CH-53 с HMH-463 приземлилась в комплексе DAO в 15:15, доставив остальную часть BLT. Вскоре после этого прибыла третья волна из двух CH-53 из HMH-463, восьми CH-53C и двух HH-53 ВВС США из 40-й аэрокосмической спасательно-восстановительной эскадрильи (все действовали с авианосца Midway ). [10] : 186
Группа управления «Альфа», две стрелковые роты и взвод 81-мм минометов были развернуты вокруг здания штаба ДАО («Аламо») и прилегающих к нему зон высадки. Роты E и F соответственно занимали северную и южную части между штаб-квартирой DAO и пристройкой DAO. Ответственность за охрану пристройки ДАО и прилегающих к ней зон высадки взяла на себя группа управления «Браво» в составе двух стрелковых рот и взвода 106-мм безоткатных орудий. Рота G заняла восточную часть пристройки, а рота H взяла на себя контроль над западной частью. [10] : 191–192
HMH-462 CH-53 загрузились эвакуированными и покинули территорию. В 15:40 они выгрузили первых эвакуированных, доставленных в рамках операции «Частый ветер». [10] : 191 Примерно в 17:30 Кэри приказал вывести 3-й взвод роты C BLT 1/9, который был высажен на территории комплекса ДАО 25 апреля для оказания помощи охране морской пехоты. [10] : 196 Между 19:00 и 21:00 Кэри перебросил 3 взвода (130 человек) BLT 2/4 на территорию посольства для обеспечения дополнительной безопасности и помощи посольству. [10] : 195
В 19:30 Кэри приказал отвести оставшиеся элементы, охраняющие пристройку, в штаб-квартиру DAO (Аламо), где последний из эвакуированных будет ждать своего бегства. После завершения новый оборонительный периметр включал только LZ 36 и Аламо. К 20:30 последних эвакуированных погрузили в вертолеты. [10] : 197 После завершения эвакуации команд управления посадкой из Пристройки и Аламо Кэри приказал вывести наземные силы безопасности из комплекса ДАО около 22:50. [10] : 197 В 23:40 морские пехотинцы уничтожили спутниковый терминал, последнее средство прямой связи комплекса ДАО с внешним миром. [6] : 103 30 апреля в 00:30 термитные гранаты , ранее размещенные в отдельных зданиях, загорелись, когда два CH-53 покинули стоянку DAO с последними элементами BLT 2/4. [10] : 197
- 9-е разведывательное фото МАБ комплекса ДАО с отмеченными LZ
- 9-я послеоперационная карта MAB комплексов DAO и Air America с отмеченными LZ.
- Морской пехотинец обеспечивает безопасность, когда вертолеты приземляются на территории комплекса ДАО.
- USMC CH-53 на LZ 38
- Вьетнамские эвакуированные садятся на CH-53 на LZ 39.
- Фотографии с воздуха разведки разрушенного здания штаб-квартиры DAO с комплексом Air America на переднем плане.
Посольство
[ редактировать ]25 апреля 40 морских пехотинцев из 9-го МАБ авианосца « Хэнкок» были доставлены на вертолетах Air America в гражданской одежде на территорию ДАО в дополнение к 18 охранникам морской пехоты, назначенным для защиты посольства; еще шесть морских пехотинцев были назначены для защиты посла Мартина. Мартин сохранял оптимизм в отношении возможности достижения соглашения путем переговоров, при котором США не придется уходить из Южного Вьетнама, и, стремясь предотвратить пораженчество и панику, он поручил майору Джеймсу Кину, командиру батальона охраны морской пехоты и наземной поддержки Командующий силами посольства США заявил, что он не может приступить к удалению тамариндового дерева и других деревьев и кустарников, которые мешают использовать парковку посольства в качестве зоны для посадки вертолетов. [22]
По оценкам, к утру 29 апреля около посольства собралось около 10 000 человек, а на территории посольства и консульства находилось около 2500 эвакуированных. Толпа не позволила использовать автобусы для перевозки эвакуированных из посольства в комплекс ДАО для эвакуации, а ворота посольства были закрыты, чтобы толпа не могла пройти через них. Граждане, имеющие право на эвакуацию, теперь должны были сообщить о себе охранникам морской пехоты или сотрудникам посольства, дежурившим на стенах, а затем их поднимали через стены на территорию посольства. Среди прибывших в посольство были Фан Куанг Шан , бывший вице-премьер и министр, отвечающий за социальное обеспечение и расселение беженцев, [14] : 27 и генерал-лейтенант Данг Ван Куанг . [14] : 28
С 10:00 до 12:00 Кин и его морские пехотинцы срубили тамаринд и другие деревья и переместили транспортные средства, чтобы создать LZ на парковке посольства за зданием канцелярии. На территории посольства теперь были доступны две LZ: крыша для UH-1 и CH-46 и новая парковка LZ для более тяжелых CH-53. [22] : 5 Самолеты Air America UH-1 начали переправлять эвакуированных из других небольших сборных пунктов по всему городу и сбрасывать их на посадочную площадку на крыше посольства. В 15:00 были замечены первые CH-53, направлявшиеся в сторону комплекса DAO в Таншонняте. Кин связался с Седьмым флотом , чтобы сообщить им о своих требованиях к воздушным перевозкам; до этого времени флот считал, что все эвакуированные были доставлены на автобусах из посольства в комплекс ДАО и что для эвакуации Мартина и морских пехотинцев из посольства потребуется только два вертолета. [22] : 6
Внутри посольства эвакуированные нашли все свободное место на территории посольства, и эвакуированные, а некоторые сотрудники начали брать алкоголь из магазинов посольства. [22] : 6–7 Из вздымающегося мусоросжигателя на крыше посольства вылетали разведывательные документы и американская валюта, большая часть которых обуглилась; некоторые нет. Сотрудник посольства сообщил, что было сожжено более пяти миллионов долларов. [14] : 30
В 17:00 у посольства приземлился первый CH-46. Между 19:00 и 21:00 29 апреля примерно 130 дополнительных морских пехотинцев из 2-го батальона 4-го полка морской пехоты были выведены из комплекса ДАО для усиления охраны периметра посольства. [10] : 195 доведя общее количество морских пехотинцев в посольстве до 175. [10] : 196 Эвакуация из комплекса ДАО завершилась примерно к 19:00, после чего все вертолеты были направлены к посольству; Кину сообщили, что операции прекратятся с наступлением темноты. Кин сообщил, что LZ будет хорошо освещена, и что автомобили будут перемещаться по LZ стоянки с работающими двигателями и включенными фарами для освещения LZ. [22] : 6 В 21:30 пилот CH-53 сообщил Кину, что адмирал Уитмайр , командующий оперативной группой 76, приказал прекратить операции в 23:00. Кин увидел, как Мартин попросил его связаться с Овальным кабинетом и убедиться, что доставка по воздуху продолжится. Вскоре Мартин сообщил Кину, что вылеты будут продолжаться. [22] : 6 В то же время генерал Кэри встретился с адмиралом Уитмайром, чтобы убедить его возобновить полеты к посольству, несмотря на усталость пилотов и плохую видимость, вызванную темнотой, пожарами и плохой погодой. [10] : 198
К 02:15 30 апреля один CH-46 и один CH-53 приземлялись у посольства каждые 10 минут. На этот раз в посольстве указали, что эвакуацию завершат еще 19 лифтов. [10] : 199 На тот момент Кин подсчитал, что там все еще оставалось около 850 эвакуированных неамериканцев и 225 американцев (включая морских пехотинцев), и Мартин посоветовал Кину сделать все, что в его силах. [22] : 7 В 03:00 Мартин приказал Кину переместить всех оставшихся эвакуированных на парковку LZ, которая была последним периметром морской пехоты. [22] : 7 В 03:27 президент Джеральд Форд приказал разрешить не более 19 дополнительных лифтов для завершения эвакуации. [10] : 200 В 04:30, когда предел подъема в 19 человек уже превышен, Кин подошел к посадочной площадке на крыше и поговорил по вертолетной радиосвязи с Кэри, который сообщил, что президент Форд приказал ограничить воздушные перевозки только американским персоналом. Затем Кину было приказано отвести своих людей в здание канцелярии и уйти на посадочную площадку на крыше для эвакуации. [22] : 7
Кин вернулся на первый этаж канцелярии и приказал своим людям выстроиться в большой полукруг у главного входа в канцелярию. Большинство морских пехотинцев находились внутри канцелярии, когда толпа у посольства прорвалась через ворота на территорию. Морские пехотинцы закрыли и заперли дверь канцелярии, лифты были заперты Сиби на шестом этаже, а морские пехотинцы удалились вверх по лестнице, заперев за собой решётчатые ворота. На первом этаже через дверь канцелярии въехала цистерна с водой, и толпа начала подниматься через здание к крыше. Морские пехотинцы на крыше запечатали двери и использовали Мейс, чтобы отговорить толпу от попыток прорваться. Над крышей раздалась спорадическая стрельба со стороны посольства. [22] : 7–8
В 04:58 Мартин сел на борт корабля USMC CH-46 Sea Knight с позывным Lady Ace 09 из HMM-165 и был доставлен на авианосец USS Blue Ridge . Когда Леди Эйс 09 передала: «Тигр вышел», экипажи вертолетов, все еще летавшие, решили, что миссия завершена, и отложили эвакуацию морских пехотинцев с крыши посольства. [23] CH-46 эвакуировали десантную группу батальона к 07:00, и после тревожного ожидания одинокий CH-46 Swift 2-2 из HMM-164 [10] : 200 прибыл, чтобы эвакуировать Кина и десять оставшихся солдат морской охраны, этот последний вертолет взлетел в 07:53 30 апреля и приземлился на авианосце «Окинава» в 08:30. [22] : 8
В 11:30 танки ПАВН прорвались через ворота Президентского дворца флаг Вьетконга ; менее чем в 1 км от посольства и подняли над зданием война во Вьетнаме закончилась.
Хаос в море
[ редактировать ]В ходе операции неизвестное количество вертолетов RVNAF вылетело из того, что осталось от Южного Вьетнама, во флот. Около 12:00 пять или шесть самолетов RVNAF UH-1H и один из украденных самолетов ICCS UH-1H кружили над Блю-Ридж . Пилотам RVNAF было приказано после высадки пассажиров бросить вертолеты, а затем их подберет один из корабельных тендеров . Пилоту украденного ICCS Хьюи было приказано покинуть левую четверть корабля, но, похоже, он не хотел этого делать. Облетев корабль по правому борту, он прыгнул со своего вертолета на высоте 40 футов (12 м). . Его вертолет развернулся и врезался в склон Блу-Ридж, а затем упал в море. Хвостовой винт оторвался и врезался в двигатель самолета Air America Bell 205, который делал горячую дозаправку на вертолетной площадке в задней части корабля. Пилот Air America выключил свой вертолет и покинул его. Несколько мгновений спустя RVNAF UH-1H попытался приземлиться на вертолетную площадку, заблокировал винты Air America Bell, почти столкнув его за борт. [21] : 24–25 Украденный самолет Air America Bell 204 приземлился на острове Кирк , откуда пилоты ВМС США переправили его на Окинаву . [21] : 20
На корабли TF76 приземлилось так много вертолетов RVNAF, что около 45 UH-1 Hueys и по крайней мере один CH-47 Chinook были вытолкнуты за борт, чтобы освободить место для приземления большего количества вертолетов. [6] : 118 Другие вертолеты высадили пассажиров, а затем их пилоты сбросили их в море недалеко от кораблей, причем их пилоты в последний момент выпрыгнули с парашютом, чтобы их подобрали спасательные лодки. [24]
- «Морские жеребцы», возвращающиеся с базы ДАО, приближаются к авианосцу «Мидуэй»
- Эвакуированных выгрузили на авианосец USS Midway
- RVNAF Hueys и CH-47 Chinook прибывают на авианосец Midway
- RVNAF Хьюи полный эвакуированных на палубе военного корабля США Мидуэй
- RVNAF «Хьюи» выброшен за борт авианосца « Мидуэй» .
- Пилот RVNAF выпрыгнул из своего «Хьюи» после того, как высадил эвакуированных на авианосец « Мидуэй»
Одно из наиболее примечательных событий произошло на Мидуэе , когда пилот самолета Cessna O-1 RVNAF уронил записку на палубу авианосца. В записке говорилось: «Можете ли вы переместить этот вертолет на другую сторону, я могу приземлиться на вашей взлетно-посадочной полосе, я могу лететь еще 1 час, у нас достаточно времени, чтобы переехать. Пожалуйста, спасите меня. Майор Буанг, жена и пятеро детей». Midway Командир капитан Л. К. Чемберс приказал экипажу кабины покинуть зону приземления; При этом вертолеты UH-1 Huey стоимостью около 10 миллионов долларов США были выброшены за борт в Южно-Китайское море. Как только палуба освободилась, майор Буанг подошел к палубе, подпрыгнул один раз, затем приземлился и остановился, оставив свободное место. [25] Майор Буанг стал первым пилотом самолета RVNAF, когда-либо приземлившимся на авианосец. также обнаружил вторую Cessna O-1 В тот же день военный корабль США Midway . [6] : 121
- Майор Буанг на последнем этапе захода на посадку
- Майор Буанг подруливает к остановке
- Палубная команда Мидуэя окружает майора Буанга и его семью
Одновременно с воздушной эвакуацией десятки тысяч южновьетнамцев бежали в сторону TF-76 на борту джонок, сампанов и небольших судов. Буксиры MSC вытащили баржи с людьми из порта Сайгон на TF-76. Флотилия из 26 военно-морских сил Республики Вьетнам и других судов сосредоточилась у острова Лонг Сан к юго-западу от Вонг Тау с 30 000 моряков, членов их семей и других гражданских лиц на борту. Днем 30 апреля TF-76 отошел от побережья, подбирая по пути новых беженцев. 2 мая оперативная группа 76, в которой находились эвакуированные в ходе операции «Частой ветер» и 44 000 эвакуированных морским путем, и группа ВМС РВН отправились в центры приема на Филиппинах и Гуаме. [8]
Итоги эвакуации
[ редактировать ]В ходе эвакуации из Таншоннята было эвакуировано 50 493 человека (в том числе 2678 вьетнамских сирот). [6] : 122 В ходе операции «Частой ветер» пилоты морской пехоты налетали 1054 часа и совершили 682 боевых вылета. Эвакуация персонала из комплекса ДАО длилась девять часов и в ней участвовало более 50 вертолетов Корпуса морской пехоты и ВВС. В ходе вертолетной эвакуации из комплекса ДАО было эвакуировано в общей сложности 395 американцев и 4475 граждан Вьетнама и третьих стран. [10] : 197 и еще 978 граждан США и 1120 граждан Вьетнама и третьих стран из посольства, [10] : 201 всего 1373 американца и 5595 граждан Вьетнама и третьих стран. Кроме того, вертолеты Air America и самолеты RVNAF доставили на корабли TF76 дополнительных эвакуированных. Многим из вьетнамских эвакуированных было разрешено въехать в Соединенные Штаты в соответствии с Законом Индокитая о миграции и помощи беженцам .
В посольстве остались около 400 эвакуированных, в том числе более 100 граждан Южной Кореи; среди них был бригадный генерал Дай Ён Ри , начальник разведки посольства Южной Кореи в Сайгоне. [26] [27] Южнокорейское гражданское население было эвакуировано в 1976 году, а генерал Ри и два других дипломата находились в плену до апреля 1980 года. [28] Сорок девять американцев, включая иждивенцев, также остались в Сайгоне или предпочли остаться в Сайгоне. Они были эвакуированы в Бангкок 1 августа 1976 года. [29]
Хотя сама операция прошла успешно, образы эвакуации символизировали расточительность и полную бесполезность американского участия во Вьетнаме. Президент Форд позже назвал это «печальным и трагическим периодом в истории Америки», но заявил, что «невозможно не гордиться теми пилотами и другими людьми, которые проводили эвакуацию». [30] Обещание Никсона « Мир с честью» во Вьетнаме стало унизительным поражением, которое вместе с Уотергейтом способствовало кризису доверия, охватившему Америку на протяжении 1970-х годов. [31]
Потери
[ редактировать ]Для операции такого масштаба и сложности, как «Частой ветер», потери были относительно небольшими. Капралы морской пехоты Чарльз МакМахон и Дарвин Джадж, убитые на территории ДАО, были единственными военнослужащими США, погибшими в ходе операции, и последними наземными жертвами США во Вьетнаме. [14] : 56–7 закончилось топливо У морского пехотинца AH-1J SeaCobra во время поиска военного корабля США «Окинава» , и он бросил воду в море. Два члена экипажа были спасены лодкой с военного корабля США « Кирк» . [10] : 201 CH-46F Swift 1–4 HMM-164 с авианосца " Хэнкок", пилотируемый капитаном Уильямом К. Нистулом. [32] и первый лейтенант Майкл Дж. Ши [33] упал в море при подходе к кораблю после выполнения ночной спасательной операции на море и с воздуха. Двое членов экипажа выжили, но тела пилотов не были обнаружены. Причина крушения так и не была установлена. [10] : 201
Мемориалы
[ редактировать ]Во время сноса посольства металлическую лестницу, ведущую с крыши на вертолетную площадку, сняли и отправили обратно в США, где сейчас она экспонируется в Президентском музее Джеральда Р. Форда . [34]
Cessna O-1 Bird Dog, которую майор Буанг посадил на авианосец USS Midway, теперь выставлен в Национальном музее военно-морской авиации на военно-морской авиабазе Пенсакола , Флорида. [35] USS Midway — корабль-музей в Сан-Диего . Lady Ace 09 , серийный номер CH-46 154803, сейчас выставлен в Музее авиации Flying Leatherneck в Сан-Диего, Калифорния. [36]
В популярной культуре
[ редактировать ]Днем 29 апреля 1975 года Хуберт ван Эс , сайгонский фотограф United Press International , сделал культовую фотографию операции «Частый ветер» самолета Air America UH-1 на крыше, забирающего эвакуированных вьетнамцев. [37] [38] На фотографии изображен жилой дом Питтмана на улице Гиа Лонг, 22 (ныне улица Ли Ту Чонг, 22), который использовался в качестве резиденции различными сотрудниками посольства, ЦРУ и USAID . Его часто ошибочно принимают за посольство США. [39] Фотография Хуберта ван Эса часто используется в политических карикатурах, комментирующих внешнюю политику США. [40]
Второй акт мюзикла «Мисс Сайгон» изображает события, предшествовавшие операции «Частый ветер» и во время нее, когда главные герои (Крис и Ким) разлучились в результате эвакуации. Писатель Клод-Мишель Шенберг признал, что мюзикл был вдохновлен фотографиями эвакуации. Хью ван Эс считал, что «Мисс Сайгон» незаконно присвоила его фотографию, и рассматривал возможность судебного иска против шоу, но отказался от него. [41]
В «Симпсонах» в конце 16-й серии 6-го сезона « Барт против Австралии » Симпсоны эвакуируются из американского посольства, когда разгневанные австралийцы собираются снаружи в сцене, напоминающей знаменитую фотографию Хуберта ван Эса. Гомер спрашивает пилота вертолета, везут ли их на авианосец, и ему отвечают, что «ближайшее судно - военный корабль США Уолтер Мондейл . Это корабль-прачечная». [42] [43]
Документальный фильм PBS 2007 года «О, Сайгон» , снятый эвакуированной из DAO Compound кинорежиссером Доаном Хоангом , рассказывает историю побега и переселения ее семьи. [44] [45]
Операция стала темой документального фильма PBS « Последние дни во Вьетнаме» 2014 года . [46]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Эта статья включает общедоступные материалы с веб-сайтов или документов Корпуса морской пехоты США .
- ^ Саммерс, Гарри Г. (1995). Исторический атлас Вьетнамской войны . Хоутон Миффлин. п. 202. ИСБН 9780395722237 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томпсон, Ларри (2009). Рабочие-беженцы во время исхода из Индокитая: 1975–1982 гг . Макфарланда и компании ISBN 9780786445295 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Друри, Боб; Клавин, Том (3 мая 2011 г.). Последние люди ушли: правдивая история последних героических часов Америки во Вьетнаме . Саймон и Шустер. п. 258. ИСБН 978-1-4516-1025-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Заседание СНБ, 9 апреля 1975 г. Архивировано 22 августа 2016 г. в Wayback Machine , стр. 26
- ↑ Полевой устав армии США 90-29: План действий посольства в чрезвычайных ситуациях . Архивировано 7 августа 2015 г. в Wayback Machine. Проверено 28 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с Тобин, Томас (1978). Серия монографий ВВС США по Юго-Восточной Азии, том IV, монография 6: Последний полет из Сайгона . Типография правительства США. ISBN 978-1-4102-0571-1 . В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Батлер, Дэвид (1985). Падение Сайгона: сцены внезапного окончания долгой войны . Саймон и Шустер. ISBN 0-671-46675-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Глава 5: Последний занавес, 1973–1975» . история.военно-морской флот.мил. 2000. Архивировано из оригинала 27 июня 2007 года . Проверено 24 июля 2007 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Air America: сыграла решающую роль в экстренной вертолетной эвакуации Сайгона, ч. 1» . Историческая сеть. 12 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 11 июня 2011 г. . Проверено 29 апреля 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и Данэм, майор Джордж Р.; Куинлан, полковник Дэвид А. (1990). Морские пехотинцы США во Вьетнаме: Горький конец, 1973–1975 (Серия оперативных историй Корпуса морской пехоты Вьетнама) (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Отдел истории и музеев; Штаб-квартира Корпуса морской пехоты США. ISBN 978-0-16-026455-9 . Архивировано (PDF) из оригинала 10 июля 2021 года . Проверено 3 мая 2021 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Тилфорд, Эрл (1980). Поисково-спасательные работы в Юго-Восточной Азии 1961–1975 гг . Управление истории ВВС. п. 143. ИСБН 978-1-4102-2264-0 . В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Операция «Частой ветер: 29–30 апреля 1975 г.» . Блог военно-морской истории . Военно-морской институт США – Командование военно-морской истории и наследия. 29 апреля 2010 г. Архивировано из оригинала 19 октября 2013 г. . Проверено 5 апреля 2013 г.
- ^ «Операция USS Bausell «Частый ветер»» . Архивировано из оригинала 24 июля 2011 года . Проверено 11 апреля 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Пилджер, Джон (1975). Последний день . Зеркальные групповые книги. стр. 56–57. ISBN 978-0-85939-051-4 .
- ^ Шудель, Мэтт (31 марта 2014 г.). «Умер Томас Полгар, сотрудник ЦРУ во время падения Сайгона» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 9 марта 2016 года . Проверено 24 февраля 2015 г.
- ^ «Интервью с Фрэнком Снеппом, 1981 год» . Медиа-библиотека и архивы WGBH. 14 октября 1981 года. Архивировано из оригинала 1 октября 2022 года . Проверено 3 ноября 2010 г.
- ^ «Падение Сайгона» . Independent.co.uk . 5 марта 2005 г.
- ^ Снепп, Фрэнк (1977). Достойный интервал: рассказ инсайдера о неприличном конце Сайгона, рассказанный главным стратегическим аналитиком ЦРУ во Вьетнаме . Случайный дом. п. 478 . ISBN 0-394-40743-1 .
- ^ Таннер, Стивен (2000). Эпические отступления: от 1776 года до эвакуации Сайгона . Сарпедон. п. 314. ИСБН 1-885119-57-7 .
- ^ Хартсук, Э.Х. (1975). Военно-воздушные силы в Юго-Восточной Азии. Конец участия США, 1973–1975 гг. (PDF) . Управление истории ВВС. стр. 126–7. ISBN 9781780396521 . Архивировано (PDF) из оригинала 17 августа 2021 года . Проверено 17 августа 2021 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Ликер, доктор Джо Ф. (2009). «Air America в Южном Вьетнаме III: Крах» (PDF) . Техасский университет в Далласе. п. 19. Архивировано из оригинала (PDF) 5 ноября 2010 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к «Майор Джеймс Х., Кин SSN/0802 морской пехоты США, Отчет о действиях 17 апреля — 7 мая 1975 г., стр. 3» . Fallofsaigon.org. Архивировано из оригинала 31 января 2014 года . Проверено 26 мая 2014 г.
- ^ Мейсон, Марджи (30 апреля 2015 г.). «Последние морские пехотинцы США, покинувшие Сайгон, описывают хаос окончания войны во Вьетнаме» . chicagotribune.com . Архивировано из оригинала 15 августа 2021 года . Проверено 15 августа 2021 г.
- ^ Боуман, Джон С. (1985). Война во Вьетнаме: Альманах . Книги Фароса. п. 434 . ISBN 0-911818-85-5 .
- ^ Уоррен, JO2 Кевин Ф (июль 1975 г.). Новости морской авиации: отправлено в убежище . Начальник управления военно-морских операций и командования авиационных систем ВМФ. стр. 32–33.
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Кларк, Терстон (2019). Почетный выход: как несколько храбрых американцев рисковали всем, чтобы спасти наших вьетнамских союзников в конце войны . Издательская группа Кнопфа Doubleday. п. 434 . ISBN 978-0-385-53965-4 . Архивировано из оригинала 9 августа 2022 года . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ Айзекс, Арнольд (1998). Без чести: поражение во Вьетнаме и Камбодже . Джу Пресс. п. 473. ИСБН 978-0-8018-6107-9 .
- ^ «Бывший южнокорейский дипломат примиряется со своими вьетнамскими похитителями» . Информационное агентство Йонхап. 11 марта 2005 г. Архивировано из оригинала 26 февраля 2015 г. Проверено 26 февраля 2015 г.
- ^ «38 американцев эвакуированы из Вьетнама» . Рим Ньюс-Трибюн. 1 августа 1976 года. Архивировано из оригинала 1 октября 2022 года . Проверено 22 сентября 2016 г.
- ^ «Интервью с Джеральдом Р. Фордом, 1982 год» . Медиа-библиотека и архивы WGBH. 29 апреля 1982 года. Архивировано из оригинала 19 декабря 2010 года . Проверено 3 ноября 2010 г.
- ^ Хорн, Алистер (2010). Год Киссинджера: 1973 . Феникс Пресс. стр. 370–371. ISBN 978-0-7538-2700-0 .
- ^ «Капитан Уильям Нистул» . Виртуальная стена . Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года . Проверено 15 января 2010 г.
- ^ «1LT Майкл Джей Ши» . Виртуальная стена . Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года . Проверено 15 января 2010 г.
- ^ «Выступление Джеральда Р. Форда на открытии выставки Сайгонской лестницы в музее Форда, Гранд-Рапидс, Мичиган» . Fordlibrarymuseum.gov. 10 апреля 1999 года. Архивировано из оригинала 1 октября 2022 года . Проверено 5 марта 2018 г.
- ^ «ОЭ-1 Берд Дог» . Национальный музей морской авиации. Архивировано из оригинала 19 октября 2013 года . Проверено 9 июня 2013 г.
- ^ «Lady Ace 09 представлена в музее авиации» . Корпус морской пехоты США. 30 апреля 2010 г. Архивировано из оригинала 3 марта 2018 г. . Проверено 5 марта 2018 г.
- ^ «Вертолет эвакуирует толпу с крыши» . Гетти Изображения . 29 апреля 1975 года. Архивировано из оригинала 1 октября 2022 года . Проверено 30 декабря 2021 г.
- ^ Хуберт ван Эс (29 апреля 2005 г.). «Тридцать лет на 300 миллиметрах» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 10 апреля 2017 года . Проверено 19 февраля 2017 г. .
- ^ Баттерфилд, Фокс; Хаскелл, Кари (23 апреля 2000 г.). «Ошибка на фотографии» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 21 сентября 2013 года . Проверено 20 мая 2010 г.
- ^ «Падение Сайгона в мультфильмах» . Мультфильмы Кейгла. 30 апреля 2012 года. Архивировано из оригинала 1 октября 2022 года . Проверено 28 апреля 2019 г.
- ^ «Умер фотограф, сделавший знаменитый снимок войны во Вьетнаме» . Хранитель . 15 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 1 октября 2022 г. Проверено 28 июня 2013 г.
- ^ «[2F13] Барт против Австралии» . Архив Симпсонов. 14 июня 2009 г. Архивировано из оригинала 25 января 2010 г.
- ^ Гренинг, Мэтт (1997). Ричмонд, Рэй ; Коффман, Антония (ред.). Симпсоны: Полный путеводитель по нашей любимой семье (1-е изд.). Нью-Йорк: HarperPerennial . п. 167 . ISBN 978-0-06-095252-5 . LCCN 98141857 . OCLC 37796735 . ОЛ 433519М .
- ^ О Сайгон: Война в семье (режиссерская версия, 2018 г.) , получено 25 марта 2024 г.
- ^ «О, Сайгон | ITVS» . itvs.org . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ «Сандэнс 2014: Премьеры документальных фильмов» . 10 января 2014 года. Архивировано из оригинала 29 марта 2014 года . Проверено 7 мая 2014 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Энгельманн, Ларри. Слезы перед дождем: устная история падения Южного Вьетнама . Издательство Оксфордского университета, США, 1990. ISBN 978-0-19-505386-9 .
- Роудс, Дж. Э. (1979). Эвакуация Сайгона: операция «Частый ветер» . Командно-штабной колледж морской пехоты. OCLC 14276659 .
- Тодд, Оливье. Жестокий апрель: Падение Сайгона . WW Нортон и компания, 1990. ISBN 978-0-393-02787-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Архивные коллекции
[ редактировать ]- Путеводитель по повествованию Кхань Ван Тхи Нгуен об операции «Частой ветер». Специальные коллекции и архивы, Библиотеки Калифорнийского университета в Ирвине, Ирвин, Калифорния.