Действия от 23 августа 1967 г.
Действия от 23 августа 1967 г. | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть операции Rolling Thunder времен войны во Вьетнаме. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() | ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() | ![]() | ||||||
Сила | |||||||
10 самолетов | 52 самолета | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
1 самолет поврежден | 2 убитых 3 захвачено 3 самолета уничтожено |
Действия 23 августа 1967 года представляли собой крупное воздушное сражение, в котором участвовали элементы ВВС Вьетнама (VPAF) и ВВС США (USAF). Воздушный бой произошел в небе Северного Вьетнама в рамках операции «Раскаты грома » во время Вьетнамской войны .
2 января 1967 года ВВС США начали операцию «Боло» с целью заманить северовьетнамские истребители МиГ в воздушный бой, где их можно было уничтожить в засаде. Операция, возглавляемая полковником Робином Олдсом , имела большой успех после того, как были сбиты семь северо-вьетнамских истребителей МиГ-21 921-го истребительного полка ВПАФ.
Уязвленные этим сокрушительным поражением, ВВС Северного Вьетнама в период с июня по август 1967 года несколько раз приземляли свои истребительные силы, чтобы поработать над их подготовкой и тактикой. 23 августа 1967 года ВВС Северного Вьетнама применили свою недавно разработанную тактику против ударного соединения США, проводившего рейды на железнодорожную станцию. Воздушный бой завершился потерей ВВС США трех истребителей F-4D.
Предыстория [ править ]
2 марта 1965 года правительство Соединенных Штатов начало операцию «Раскаты грома» — крупную кампанию бомбардировок, преследующую несколько целей. Во-первых, операция должна была стать ответным ударом Северному Вьетнаму за его военную деятельность внутри Южного Вьетнама, тем самым подняв моральный дух южновьетнамского народа, особенно Армии Республики Вьетнам (АРВН). Во-вторых, он был направлен на то, чтобы помешать Северному Вьетнаму вести войну за счет сокращения, если не прекращения, притока людей и материалов в Южный Вьетнам. [1] В-третьих, общая цель заключалась в том, чтобы убедить правительство Северного Вьетнама найти компромисс путем переговоров. Первоначально Объединенный комитет начальников штабов США представил список из 94 целей, которые необходимо поразить в течение 16 дней, но президент США Линдон Джонсон решил включить военные цели, чтобы постепенно оказывать давление на правительство Северного Вьетнама, поэтому список целей к концу кампании выросло до 427. [2] На первом этапе операции, который длился с весны по лето 1965 года, американская авиация в основном нацеливалась на столицу Северного Вьетнама Ханой и его ограниченную промышленную базу. [3]
Однако к концу года Соединенным Штатам не удалось достичь целей «Раскаты грома», поскольку Северный Вьетнам продолжал направлять свои войска и военные грузы по « тропе Хо Ши Мина» , что продемонстрировало, что правительство Северного Вьетнама не было готово. выйти из войны. [2] В ответ на внутреннее политическое давление с требованием сделать больше, президент Джонсон сместил приоритет кампании на пресечение. С лета 1965 года по зимний период 1966–67 годов кампания была направлена на снижение способности Северного Вьетнама проникать и отправлять людей в Южный Вьетнам. Опять же, переход Америки к запрету также потерпел неудачу, и администрация Джонсона была вынуждена изменить приоритет кампании бомбардировок. [3] На третьем этапе «Раскаты грома», который проходил с весны 1967 по начало 1968 года, бомбардировки были сосредоточены на промышленных и транспортных объектах в Ханое и его окрестностях , Хайфоне и буферной зоне возле китайской границы. [4]
Третья фаза кампании получила большую поддержку со стороны американского командования, поскольку она позволила им разрушить, а не просто угрожать зарождающейся промышленной инфраструктуре Ханоя. Более того, новые цели, одобренные администрацией Джонсона, позволили использовать авиацию США против основных военных возможностей Северного Вьетнама, нанося удары по военным целям, которые ранее были недоступны истребителям-бомбардировщикам ВМС и ВВС США. [5] Таким образом, в 1967 году Соединенные Штаты также ввели в операцию больше самолетов, оснащенных новой технологией, что дало американским авиационным подразделениям средства, позволяющие существенно изменить ситуацию. Однако по мере того, как американские бомбардировщики приближались к Ханое и Хайфону, им агрессивно противостояли истребители МиГ Северного Вьетнама. [5]
Прелюдия [ править ]
1967 год начался для ВВС Вьетнама неудачно . В первые годы войны правила ведения боевых действий не позволяли американским истребителям-бомбардировщикам наносить удары по авиабазам Северного Вьетнама, и это позволяло летчикам-истребителям Северного Вьетнама атаковать соединения американских бомбардировщиков, когда они приближались к своим целям, тем самым вынуждая американских пилотов сбрасывать свои самолеты. бомбовые нагрузки еще до того, как они достигли цели. Тогда, вместо того чтобы сражаться с ударными самолетами США, пилоты Северного Вьетнама обычно отступали в безопасные места на своих базах. [6] Чтобы предотвратить дальнейшие атаки на соединения американских бомбардировщиков со стороны ВВС Северного Вьетнама, ВВС США заинтересовались выманиванием истребителей Северного Вьетнама МиГ к ложной цели и сбитием их в воздухе с использованием истребителей с ракетным вооружением. К 1967 году ВВС Северного Вьетнама стали более агрессивными по отношению к ударным формированиям США, и это дало американскому командованию понять, что сейчас подходящее время для начала ложной операции. [7]
В рамках так называемой операции «Боло » 8-му тактическому истребительному авиаполку (8-й TFW) под командованием полковника Робина Олдса, базирующемуся в Убоне в Таиланде, было поручено возглавить операцию, направленную на заманивание ВВС Северного Вьетнама. в засаду. Соответственно, «Фантомы» F-4 из 8-го TFW будут летать по тому же профилю, что и ударный строй F-105, летая на тех же высотах, скоростях и маршрутах. Впервые «Фантомы» F-4 будут оснащены блоками постановки помех QRC-160, поэтому на радарах Северного Вьетнама они будут отображаться как бомбардировщики F-105. Чтобы подготовиться к операции, американские летные экипажи потратили несколько дней на изучение оболочек вооружения, работы капсул и всех аспектов тактики действий в воздухе. 2 января 1967 года в общей сложности 56 F-4C Phantom II из 8-го и 366-го тактических истребительных крыльев вылетели строем, напоминавшим ударную группу F-105, в сторону VPAF Фук Йен авиабазы . В сопровождении летали четыре звена истребителей F-104, имитирующих F-4. [6]

Когда истребительные соединения США были обнаружены радаром Северного Вьетнама, истребители МиГ-21 921-го истребительного полка ВПАФ, базирующегося на авиабазах Фук Йен и авиабазе Кеп, были немедленно переведены в первую красную тревогу, которая представляла собой высший уровень боевой готовности. Однако в то время американские пилоты не знали, что высшее командование ВПАФ запретило своим пилотам взлетать до тех пор, пока американские истребители не окажутся на расстоянии 40 километров (25 миль) от Ной Бая. [8] Помимо запоздалой реакции верховного командования ВПАФ, погодные условия над Северным Вьетнамом также благоприятствовали экипажам американских самолетов; Базы Северного Вьетнама в Ной Бай и Кепе были покрыты облаком 10/10, которое началось на высоте 1500 метров (4900 футов) и исчезло на высоте 3000 метров (9800 футов). [8] К моменту взлета первой волны северо-вьетнамских истребителей МиГ в этот район незамеченными уже прилетели еще два звена истребителей F-4C из 8-го TFW. Из-за отсутствия радиолокационного оборудования северовьетнамские истребители МиГ-17 были ограничены полетами у основания облаков, поэтому им не удалось обнаружить присутствие американских истребителей, летевших на большей высоте. [8]
На высоте более 10 000 метров (33 000 футов) американские истребители F-4 имели больший уровень энергии, чем северо-вьетнамские истребители МиГ-17 и МиГ-21, и у американских пилотов не было проблем с наблюдением или распознаванием северо-вьетнамских истребителей, взлетающих снизу. Кроме того, погодные условия в тот день позволили радарам и ракетным системам истребителей F-4 работать на максимальном уровне, и это преимущество в полной мере использовалось американскими пилотами, когда истребители МиГ Северного Вьетнама подлетели, чтобы поразить их. [9] Сразу после 15:00 из облаков появились северо-вьетнамские истребители МиГ-21 и начали атаковать кружившие над ними американские истребители. Один за другим истребители МиГ-21 были сбиты ракетами AIM-7 и AIM-9, выпущенными американскими пилотами. [9] ВВС США потерь не понесли и заявили, что сбили семь истребителей МиГ-21, но Северный Вьетнам подтвердил только пять. Все пострадавшие пилоты Северного Вьетнама благополучно катапультировались, а выжившим удалось вернуться на свои базы. [8]
Помолвка [ править ]
8 января 1967 года верховное командование ВПАФ созвало совещание, чтобы выяснить, что пошло не так. Действия 2 января выявили ошибочную тактику пилотов МиГ-21; они слишком быстро прорвались сквозь облака и не соединились друг с другом, прежде чем атаковать ожидающие над ними американские истребители. Затем Верховное командование ВПАФ разработало новую тактику, которая требовала использования от двух до четырех самолетов для каждой атаки, причем максимум десять самолетов для каждой миссии для выполнения партизанских атак на соединения американских бомбардировщиков. [8] Более того, после изучения воздушной тактики США командование Северного Вьетнама решило, что пилоты МиГ-17 должны атаковать соединения США с обеих сторон, а пилоты МиГ-21 будут наносить удары сверху. Однако прежде чем ВВС Северного Вьетнама смогли реализовать свою новую тактику, 921-й истребительный полк ВПАФ был выведен из боя на несколько месяцев, чтобы оправиться от кровавого поражения, которое он потерпел в результате операции «Боло». [8]
В апреле истребители МиГ Северного Вьетнама снова поднялись в воздух, чтобы США снова бросить вызов истребителям-бомбардировщикам ВМС и ВВС , но они добились неоднозначных результатов и понесли большие потери. В результате в период с конца июня по начало августа 1967 года истребители ВВС Северного Вьетнама несколько раз приземлялись, чтобы их пилоты могли поработать над своей подготовкой и новой тактикой. [10] Пока пилоты Северного Вьетнама проходили подготовку, американская авиация была сосредоточена на нанесении ударов по коммуникациям Ханоя, особенно по железнодорожным линиям, идущим на северо-восток и северо-запад в Китай, а также по транспортной сети, связывавшей столицу Северного Вьетнама с Хайфоном. [11] Чтобы свести к минимуму последствия ударов США, власти Северного Вьетнама построили несколько альтернативных железнодорожных станций на северо-восточной железнодорожной линии, в том числе железнодорожную станцию Йен-Вьен, которая расположена в 58 километрах (36 миль) к северу от Ханоя и проходит через Тхай-Нгуен и соединена с ней. с главной линией в Кепе, недалеко от Китая. [12]

В ответ Седьмая воздушная армия нанесла неоднократные удары по железнодорожной станции Йен-Вьен и другим объектам инфраструктуры, связывающим Ханой с буферной зоной Китая. 21 августа 1967 года группа из двадцати F-105 Thunderchiefs и восьми F-4 Phantom совершила налет на Йен-Вьен, в котором находилось около 150 товарных вагонов . Американцы заявили, что повредили более половины товарных вагонов, а остальные заперли на железнодорожной станции, поэтому вернулись через два дня, чтобы уничтожить остальные. Во второй половине дня 23 августа 1967 года шестнадцать F-4 из 8-го тактического истребительного авиаполка сопровождали группу из тридцати шести ударных самолетов F-105 из 355-го и 388-го тактических истребительных авиаполков, базировавшихся в Таиланде, для второй атаки на Йен Вьен. 555-я тактическая истребительная эскадрилья обеспечила два полета F-4 «Фантомов»: «Форд» и «Фалкон». Миссию возглавил полковник Николас Дж. Донельсон, а Олдс, который возглавил операцию «Боло» еще в январе, был руководителем формирования эскорта. [13] 23 августа в 13:45 радары Северного Вьетнама засекли полет из 40 американских самолетов, приближавшихся к Ханою из Сэм-Неуа в соседнем Лаосе . [14]

Верховное командование ВПАФ немедленно подняло в воздух два звена по четыре истребителя МиГ-17 из 923-го истребительного полка ВПАФ, а затем в 14:51 два истребителя МиГ-21 из 921-го истребительного полка ВПАФ. [8] Отряд МиГ-21 возглавлял Нгуен Нхат Чиеу, а Нгуен Ван Кок, участвовавший в катастрофической миссии ВПАФ во время операции «Боло», в качестве ведомого . Первым и вторым полетами МиГ-17 командовали Цао Тхань Тинь и Нгуен Ван Тхо соответственно. [15] Поднявшись в воздух, пилоты Северного Вьетнама вывели свои самолеты на позиции, чтобы применить свою новую тактику, которая требовала, чтобы истребители МиГ-17 действовали в качестве приманки, а истребители МиГ-21 атаковали с тыла. После того, как Чиу и Кок покинули авиабазу Фук Йен, они летели на малой высоте и оставались в зоне помех от земли, чтобы избежать обнаружения бортовыми радарами, используемыми самолетами США. МиГ-21 Однако транспондеры были обнаружены находящимся на орбите ЕС-121 самолетом РЛС дальнего обнаружения , и их координаты были переданы истребителям F-4, сопровождавшим ударный отряд, но они не отреагировали. [10]
Первоначально первый полет МиГ-17 отстал от ударного строя США, поэтому Тинь и его отряд поднялись на полный форсаж и сразу же сыграли свою роль в атаке, атаковав строй F-105 своими пушками. [16] Тем временем, когда наземные диспетчеры Северного Вьетнама увидели, что их истребители находятся на траверзе ударного полета и за пределами радара группы F-4, они приказали истребителям МиГ-21 подняться на высоту до 8500 метров (27 900 футов). [10] Затем Чье и Кок вынырнули из облачности и устремились вниз на самолете «Форд» и ударном строю; Чье выпустил ракету по F-105, а Кок выпустил ракету R-3S Atoll, которая успешно уничтожила «Форд 4» (66-0238, 8-й TFW), пилотируемый майором Чарльзом Р. Тайлером. Вскоре после этого Чиу развернул свой самолет и выпустил ракету по другому F-4, но она промахнулась. Кок также попытался совершить еще один выстрел, но отклонился на линию огня Чье, когда тот пикировал сверху, стреляя из своей 23-мм пушки. [17]
В результате МиГ-21 Кока был поврежден, но органы управления все еще работали нормально, поэтому он попросил продолжить миссию. Однако наземные диспетчеры приказали ему вернуться на базу, и из-за повреждений МиГ-21 мог летать только со скоростью 600 километров в час (370 миль в час). [17] После того как ударное соединение США попало в засаду, пилоты МиГ-17 связались по рации со своим центром управления и попросили продолжить воздушное патрулирование. [16] В небе Йен-Вьена «Форд-1», пилотируемый капитаном Ларри Э. Кэрриганом (66-0247, 8-й TFW), был сбит истребителем МиГ-17 из группы Тхо. Тем временем «Сокол-3» (65-0726, 8-й TFW), пилотируемый майором Робертом Р. Сохиллом, был сбит зенитной артиллерией. [10] На фоне этих потерь пилот F-105 старший лейтенант Дэвид Б. Уолдроп, «Арбалет-3», заявил, что он уничтожил один МиГ-17 в воздушном бою. [16] На обратном пути у «Форда 3», пилотируемого майором С.Б. Демарком (66-0260), закончилось топливо, когда самолет пытался добраться до танкера; Пилот и его офицер по системам вооружения были вынуждены катапультироваться из самолета, поскольку он вышел из строя над Таиландом . [13]
Последствия [ править ]
Битва завершилась как худший день для ВВС США во Вьетнаме со 2 декабря 1966 года, когда они потеряли пять самолетов в небе Северного Вьетнама за один день. Следовательно, действия 23 августа стали известны как «Черная среда» среди американских пилотов, участвовавших в воздушных операциях над Ханоем именно в этот день. [13] ВВС США официально подтвердили потерю трех истребителей F-4D во время рейда на железнодорожную станцию Йен-Вьен, в результате которого погибли офицеры систем вооружения капитан Рональд Н. Ситтнер (66-0238, 8-й TFW) и старший лейтенант Чарльз Лейн ( 66-00247, 8-й TFW). [17] Майор Чарльз Р. Тайлер, капитан Ларри Э. Кэрриган, майор Роберт Р. Сохилл и первый лейтенант Джеральд Л. Герндт благополучно катапультировались из своего самолета, но были схвачены живыми и стали военнопленными. Майор КБ Демарк и его офицер по системам вооружения старший лейтенант Дж. М. Пит были спасены вскоре после того, как катапультировались из своего неисправного самолета над воздушным пространством Таиланда. [17]
В отличие от своих противников, действия 23 августа принесли ВВС Северного Вьетнама первую крупную победу после операции «Боло» . Подтверждение ВВС США потери «Форда 4» самолетом МиГ принесло Нгуену Ван Коку вторую победу в воздухе, и в конечном итоге он стал лучшим пилотом-асом войны, сбив девять самолетов. [14] Ранее в ходе боя командир звена Нгуен Нхат Чиеу заявил, что уничтожил F-105 ракетой, но ВВС США не подтвердили его заявление. Тем не менее, Чиу также стал высшим пилотом-асом, на его счету шесть убийств. [17] ВВС США также заявили об одной победе над истребителем МиГ-17, приписываемой старшему лейтенанту Дэвиду Б. Уолдропу, но это утверждение не было подтверждено северными вьетнамцами, поскольку все их истребители МиГ благополучно вернулись на базу. [16]
После их поражения от ВВС Северного Вьетнама полковник Робин Олдс узнал, что разведка Седьмых ВВС наблюдала, как истребители МиГ Северного Вьетнама отрабатывали свою новую тактику в течение десяти дней перед боем 23 августа, но не передала эту информацию в 8-й тактический истребительный авиаполк и другие подразделения. Таким образом, вскоре американскому командованию стало ясно, что причина, по которой северные вьетнамцы неоднократно отказывались от своих истребительных сил, заключалась в том, что они работали над своей новой тактикой. [13] В первой половине 1967 года северные вьетнамцы осознали, что не могут напрямую противостоять американским истребителям в бою воздух-воздух, поэтому они изменили свои процедуры развертывания своих численно уступающих МиГов. Чтобы воспользоваться преимуществами скорости и небольшого размера МиГ-21, пилотам этого типа было приказано перехватывать цели только на высокой скорости позади или над ударными формированиями США. [18]
Затем, приближаясь к цели, пилоты МиГ-21 совершали сверхзвуковой пикирование против следящих или изолированных полетов, чтобы занять позицию для поражения ракетой. Действия 23 августа продемонстрировали, что ВВС Северного Вьетнама успешно выполнили новую процедуру, чему способствовали более умелые наземные диспетчеры, направлявшие истребитель МиГ к своим целям. [18] Действительно, новая процедура дала пилотам МиГов Северного Вьетнама необходимые им ингредиенты для победы над своими американскими противниками; с августа 1967 года по февраль 1968 года ВВС Северного Вьетнама достигли соотношения поражений против ВВС США 1,1: 1, потеряв 20 самолетов при 22 победах. [19] За тот же период операция Rolling Thunder обошлась Соединенным Штатам примерно в 900 миллионов долларов (5640 миллионов долларов в ценах 2010 года) с потерей более 700 самолетов. [20] Кампания бомбардировок продолжалась до 31 октября 1968 года, когда правительство США прекратило ее. [1]
Примечания [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Макнил и Экинс, с. 14
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вего, с. 78
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хосмер, с. 28
- ^ Хосмер, с. 29
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Франкум, стр. 56.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ханна, с. 118
- ^ Мишель, с. 73
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Топерчер (б), с. 13
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мишель, с. 74
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Мишель, с. 128
- ^ Мишель, с. 127
- ^ Томпсон, стр. 72.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Томпсон, стр. 86.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Топерчер (б), с. 15
- ^ Топерцер (а), стр. 47–48.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Топерчер (а), с. 48
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Топерчер (б), с. 16
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мишель, с. 130
- ^ Дэвис, с. 83
- ^ Сравнение на основе индекса потребительских цен, Семь способов расчета относительной стоимости суммы в долларах США, с 1774 г. по настоящее время , MeasuringWorth, Сэмюэл Х. Уильямсон, по состоянию на 30 июля 2011 г.
Ссылки [ править ]
- Дэвис, Питер Э. (2004). F-4 Phantoms II МиГ-убийц ВВС США, 1965–68 гг . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 1-84176-656-9 .
- Франкум, Рональд Б. (2005). Как Rolling Thunder: Воздушная война во Вьетнаме, 1964–1975 гг . Лэнхэм: Издательство Rowman & Littlefield. ISBN 0-7425-4302-1 .
- Ханна, Крейг С. (2002). Стремление к превосходству в воздухе: Тактическое авиационное командование во Вьетнаме . Техас: Издательство Техасского университета A&M. ISBN 1-58544-146-5 .
- Хосмер, Стивен Т. (1996). Психологические последствия воздушных операций США в четырех войнах, 1941–1991 гг.: Уроки для командующих США . Санта-Моника: РЭНД. ISBN 0-8330-2336-5 .
- Макнил, Ян; Экинс, Эшли (2003). В наступлении: австралийская армия во Вьетнамской войне, январь 1967 г. - июнь 1968 г. Воронье гнездо: Аллен и Анвин. ISBN 1-86373-304-3 .
- Мишель, Маршал Л. (2007). Столкновения: воздушный бой над Северным Вьетнамом, 1965–1972 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-519-6 .
- Томпсон, Уэйн (2005). В Ханой и обратно: ВВС США и Северный Вьетнам, 1966–1973 гг . Гонолулу: Тихоокеанское университетское издательство. ISBN 978-1-58834-283-6 .
- Топерчер (а), Иштван (2001). Части МиГ-17 и МиГ-19 времен Вьетнамской войны . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 1-84176-162-1 .
- Топерчер (б), Иштван (2001). МиГ-21 Части Вьетнамской войны . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 1-84176-263-6 .
- Вего, Милан Н. (2009). Теория и практика совместной оперативной войны и V.2, Исторический справочник . Вашингтон, округ Колумбия: Военно-морское ведомство. ISBN 978-1-884733-62-8 .