Jump to content

Парижские мирные соглашения

Послушайте эту статью
Парижские мирные соглашения
Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме
Вьетнамское мирное соглашение
Подписано 27 января 1973 г. ( 27.01.1973 )
Расположение Париж , Франция
Переговорщики
Подписавшиеся См . ниже
Вечеринки
Полный текст
Парижские мирные соглашения в Wikisource

Парижские мирные соглашения ( вьетнамский : Hiệp định Paris về Việt Nam ), официальное Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме ( Hiệp định vấm dứt chiến tranh, lập lại hòa binh ở Việt Na ) м), было мирное соглашение подписанный 27 января 1973 года, об установлении мира во Вьетнаме и прекращении войны во Вьетнаме . Соглашение подписали правительства Демократической Республики Вьетнам (Северный Вьетнам); Республика Вьетнам (Южный Вьетнам); Соединенные Штаты ; и Временное революционное правительство Республики Южный Вьетнам (PRG), которое представляло коммунистов Южного Вьетнама. [1] Сухопутные войска США начали вывод войск из Вьетнама в 1969 году и пострадали от ухудшения морального духа во время вывода. К началу 1972 года те, кто остался, почти не участвовали в боевых действиях. Последние американские пехотные батальоны были выведены в августе 1972 года. [2] К тому времени большая часть военно-воздушных и военно-морских сил, а также большинство советников также покинули Южный Вьетнам, хотя военно-воздушные и военно-морские силы, не базировавшиеся в Южном Вьетнаме, все еще играли большую роль в войне. Парижское соглашение вывело оставшиеся силы США. Прямое военное вмешательство США было прекращено, и боевые действия между тремя оставшимися державами временно прекратились менее чем на день. Соглашение не было ратифицировано Сенатом США . [3] [4]

Переговоры, которые привели к соглашению, начались в 1968 году после различных длительных задержек. В результате соглашения Международная контрольная комиссия (ICC) была заменена Международной комиссией контроля и надзора (ICCS), в которую входили Канада , Польша , Венгрия и Индонезия , для наблюдения за выполнением соглашения. [5] Основными переговорщиками по соглашению были советник по национальной безопасности США Генри Киссинджер и Политбюро Северного Вьетнама член Ле Док Тхо . Оба мужчины были удостоены Нобелевской премии мира 1973 года за свои усилия, но Ле Док Тхо отказался ее принять.

Положения соглашения немедленно и часто нарушались силами как Северного, так и Южного Вьетнама без какого-либо официального ответа со стороны Соединенных Штатов. Открытые боевые действия вспыхнули в марте 1973 года, и к концу года в результате наступления Северного Вьетнама их территория расширилась. Два года спустя, , в результате массированного наступления Северного Вьетнама Южный Вьетнам был завоеван 30 апреля 1975 года , и две страны, которые были разделены с 1954 года, снова объединились 2 июля 1976 года в Социалистическую Республику Вьетнам. [1]

Часть переговоров проходила в бывшей резиденции французского художника Фернана Леже ; оно было завещано Французской коммунистической партии . Улица дома была названа в честь Филиппа Леклерка де Отеклока , который командовал французскими войсками во Вьетнаме после Второй мировой войны . [6]

Положения соглашений

[ редактировать ]
Примерные зоны контроля на момент подписания Соглашения. Правительство Южного Вьетнама контролировало около 80 процентов территории и 90 процентов населения, хотя многие территории были спорными.

Соглашение предусматривало:

  • Вывод всех сил США и их союзников в течение шестидесяти дней.
  • Возвращение военнопленных параллельно вышеизложенному.
  • Разминирование портов Северного Вьетнама силами США
  • Прекращение огня в Южном Вьетнаме с последующим точным разграничением коммунистических и правительственных зон контроля.
  • Создание «Национального совета национального примирения и согласия», состоящего из коммунистов, правительства и нейтралистов, для обеспечения демократических свобод и организации свободных выборов в Южном Вьетнаме.
  • Воссоединение Вьетнама мирным путем без принуждения или аннексии какой-либо из сторон и без иностранного вмешательства.
  • Создание «Объединенных военных комиссий» в составе четырех сторон и «Международной комиссии по контролю и надзору» в составе Канады, Венгрии, Индонезии и Польши для обеспечения прекращения огня. Оба действуют единогласно.
  • Вывод иностранных войск из Лаоса и Камбоджи.
  • Запрет на ввоз военной техники в Южный Вьетнам, за исключением случаев замены.
  • Запрет на ввоз дополнительных военнослужащих в Южный Вьетнам.
  • Финансовый вклад США в «заживление ран войны» по всему Индокитаю.

Парижские мирные переговоры

[ редактировать ]

Ранние тупики

[ редактировать ]
Продолжительность: 10 минут 40 секунд. Доступны субтитры.
Кинохроника 1971 года о мирных переговорах

После решительного выступления антивоенного кандидата Юджина Маккарти на праймериз в Нью-Гэмпшире , в марте 1968 года президент США Линдон Б. Джонсон прекратил бомбардировки северной части Северного Вьетнама ( операция «Раскаты грома» ), чтобы подбодрить Ханой (предполагаемый очаг повстанческого движения), чтобы начать переговоры. Хотя некоторые источники утверждают, что решение о прекращении бомбардировок, объявленное 31 марта 1968 года, было связано с событиями, происходящими в Белом доме и советнике президента, министре обороны Кларке Клиффорде и других, а не с событиями в Нью-Гэмпшире. [7] Вскоре после этого Ханой согласился обсудить полное прекращение бомбардировок, и была назначена дата встречи представителей обеих сторон в Париже. Стороны впервые встретились 10 мая, делегации возглавляли Сюан Туу , который останется официальным руководителем делегации Северного Вьетнама на протяжении всего процесса, и посол США по особым поручениям У. Аверелл Гарриман .

На пять месяцев переговоры зашли в тупик, поскольку Северный Вьетнам потребовал прекратить все бомбардировки Северного Вьетнама, в то время как американская сторона потребовала, чтобы Северный Вьетнам согласился на взаимную деэскалацию в Южном Вьетнаме; только 31 октября Джонсон согласился прекратить воздушные удары, и можно было начать серьезные переговоры.

Одним из самых больших препятствий на пути эффективных переговоров был тот факт, что Северный Вьетнам и Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама (НФО или Вьетконг ) на юге отказались признать правительство Южного Вьетнама; с такой же настойчивостью правительство в Сайгоне отказывалось признать легитимность НФО. Гарриман разрешил этот спор, разработав систему, согласно которой Северный Вьетнам и США будут названными сторонами; Чиновники НФО могли присоединиться к команде Северного Вьетнама, не будучи признанными Южным Вьетнамом, а представители Сайгона присоединились к своим американским союзникам.

Аналогичная дискуссия касалась формы стола, который будет использоваться на конференции. Север выступал за круглый стол, за которым все партии, включая представителей НФО, выглядели бы «равными» по значимости. Южновьетнамцы утверждали, что приемлем только прямоугольный стол, поскольку только прямоугольник может показать две разные стороны конфликта. В конце концов был достигнут компромисс, согласно которому представители северного и южного правительств будут сидеть за круглым столом, а члены, представляющие все остальные партии, будут сидеть за отдельными квадратными столами вокруг них. [8]

Переговоры и кампания Никсона

[ редактировать ]

Брайс Харлоу , бывший сотрудник Белого дома в администрации Эйзенхауэра , утверждал, что «в Белом доме работает двойной агент… Я держал Никсона в курсе». Харлоу и Генри Киссинджер (который был дружен с обеими кампаниями и гарантировал работу в администрации Хамфри или Никсона на предстоящих выборах) по отдельности предсказывали «прекращение бомбардировок» Джонсона. Сенатор-демократ Джордж Сматерс сообщил президенту Джонсону, что «ходят слухи, что мы пытаемся перенести выборы в пользу Хамфри. Никсону об этом сообщили». [9]

По словам президентского историка Роберта Даллека , совет Киссинджера «основан не на специальных знаниях о принятии решений в Белом доме, а на проницательном понимании происходящего аналитиком». ЦРУ Аналитик разведки Уильям Банди заявил, что Киссинджер не получил «никакой полезной внутренней информации» во время своей поездки в Париж, и «почти любой опытный наблюдатель за Ханоем мог бы прийти к такому же выводу». Хотя Киссинджер, возможно, и «намекал, что его советы основаны на контактах с парижской делегацией», такого рода «самореклама... является в худшем случае незначительной и нередкой практикой, весьма отличающейся от получения и сообщения реальных секретов». [9]

Никсон попросил известного китайско-американского политика Анну Шенно стать его «каналом связи с г-ном Тье »; Шенно согласился и периодически докладывал Джону Митчеллу , что Тье не собирается присутствовать на мирной конференции. 2 ноября Шено сообщил послу Южного Вьетнама: «Я только что получил известие от моего босса в Альбукерке, который говорит, что его босс [Никсон] победит. А вы скажите своему боссу [Тьеу] подождать еще немного». [10] Джонсон узнал об этом через АНБ и был в ярости, заявив, что у Никсона «кровь на руках» и что лидер меньшинства в Сенате Эверетт Дирксен согласился с Джонсоном, что такие действия были «изменой». [11] [12] [13] Министр обороны Кларк Клиффорд счел эти действия незаконным нарушением Закона Логана . [14]

В ответ Джонсон приказал прослушивать телефонные разговоры членов предвыборного штаба Никсона. [15] [16] Даллек написал, что усилия Никсона «вероятно, не имели никакого значения», потому что Тьеу не желал присутствовать на переговорах и было мало шансов на достижение соглашения до выборов; однако использование им информации, предоставленной Харлоу и Киссинджером, было сомнительно с моральной точки зрения, а решение вице-президента Хамфри не предавать огласке действия Никсона было «необычным актом политической порядочности». [17]

администрация Никсона

[ редактировать ]

После победы на президентских выборах 1968 года Ричард Никсон стал президентом США в январе 1969 года. Затем он заменил посла США Гарримана Генри Кэботом Лоджем-младшим , которого позже сменил Дэвид Брюс . Также в том же году НФО сформировал Временное революционное правительство (ВРГ), чтобы получить статус правительства на переговорах. Однако первичные переговоры, которые привели к соглашению, происходили вовсе не на Мирной конференции, а в ходе секретных переговоров между Киссинджером и Ле Док Тхо, которые начались 4 августа 1969 года.

Северный Вьетнам в течение трех лет настаивал на том, что соглашение не может быть заключено, если Соединенные Штаты не согласятся отстранить президента Южного Вьетнама Тиу от власти и заменить его кем-то, более приемлемым для Ханоя. Никсон и Киссинджер не желали подписывать соглашение о свержении правительства, которое НФОО не смог свергнуть силой оружия, хотя масштабы требований Северного Вьетнама оспариваются. Историк Мэрилин Б. Янг утверждает, что содержание предложения Ханоя систематически искажалось от их первоначального призыва разрешить замену Тиу до того, что Киссинджер пропагандировал как требование его свержения. [18]

Прорыв и соглашение

[ редактировать ]

8 мая 1972 года Никсон пошел на крупную уступку Северному Вьетнаму, объявив, что США примут прекращение огня в качестве предварительного условия для вывода войск. Другими словами, США выведут свои войска из Южного Вьетнама, а Северный Вьетнам не сделает того же. Уступка вывела из тупика и привела к прогрессу в переговорах в течение следующих нескольких месяцев. [19]

Последний крупный прорыв произошел 8 октября 1972 года. До этого Северный Вьетнам был разочарован результатами своего наступления на Нгуен Хюэ (известного на Западе как Пасхальное наступление ), в результате которого Соединенные Штаты ответили «Операцией Полузащитник», масштабная кампания воздушных бомбардировок, которая ослабила наступление Севера на Юге, а также нанесла ущерб Северу. Кроме того, они опасались усиления изоляции, если усилия Никсона по разрядке значительно улучшат отношения США с главными коммунистическими державами, Советским Союзом и Китайской Народной Республикой , которые поддерживали военные усилия Северного Вьетнама. На встрече с Киссинджером Тхо существенно изменил свою линию переговоров, позволив правительству Сайгона остаться у власти и чтобы переговоры между двумя южновьетнамскими сторонами могли привести к окончательному урегулированию. В течение 10 дней в ходе секретных переговоров был выработан окончательный проект. Киссинджер провел пресс-конференцию в Вашингтоне, в ходе которой заявил, что «мир близок».

Подписание мирных соглашений

Когда Тиу, который даже не был проинформирован о секретных переговорах, был представлен проект нового соглашения, он был в ярости на Киссинджера и Никсона (которые прекрасно знали переговорную позицию Южного Вьетнама) и отказался принять его без существенных изменений. . Затем он выступил с несколькими обращениями по радио, заявив, что предлагаемое соглашение хуже, чем оно есть на самом деле. обманул его с помощью пропагандистской Ханой был ошеломлен, полагая, что Киссинджер уловки. 26 октября Радио Ханоя передало ключевые детали проекта соглашения.

Однако, поскольку потери США на протяжении всего конфликта, начиная с 1965 года, росли, внутренняя поддержка войны со стороны Америки ухудшилась, и к концу 1972 года на администрацию Никсона оказывалось серьезное давление с целью заставить ее выйти из войны. Следовательно, США оказали сильное дипломатическое давление на своего южновьетнамского союзника, чтобы тот подписал соглашение, даже если уступки, которых хотел Тиу, не могли быть достигнуты. Никсон пообещал продолжать оказывать существенную помощь Южному Вьетнаму, и, учитывая его недавнюю убедительную победу на президентских выборах, казалось возможным, что он сможет выполнить это обещание. Чтобы продемонстрировать Тиу свою серьезность, Никсон приказал провести мощные бомбардировки Северного Вьетнама в рамках операции «Полузащитник II» в декабре 1972 года. Никсон также пытался поддержать вооруженные силы Южного Вьетнама, приказав с мая по Декабрь 1972 года в рамках Operations Enhance и Enhance Plus . [20] Эти операции также были разработаны для того, чтобы удержать Северный Вьетнам за столом переговоров и не дать ему отказаться от переговоров и добиться полной победы. Когда правительство Северного Вьетнама согласилось возобновить «технические» переговоры с Соединенными Штатами, Никсон 30 декабря приказал прекратить бомбардировки к северу от 20-й параллели. если он не согласен), [21] У Тиу не было другого выбора, кроме как согласиться.

15 января 1973 года Никсон объявил о приостановке наступательных действий против Северного Вьетнама. Киссинджер и Тхо снова встретились 23 января и подписали соглашение, которое по сути было идентично проекту, составленному тремя месяцами ранее. Соглашение было подписано руководителями официальных делегаций 27 января 1973 года в отеле Majestic в Париже.

Последствия

[ редактировать ]
Баланс вооруженных сил (январь 1973 г.) [22]
Южновьетнамские вооруженные силы
Регулярные наземные бои 210,000
Ополчения региональных и народных сил 510,000
Служебные войска 200,000
Общий 920,000
Коммунистические вооруженные силы
Сухопутные войска Северного Вьетнама в Южном Вьетнаме 123,000
Сухопутные войска Вьетконга 25,000
Служебные войска 71,000
Общий 219,000
Заключенные ПАВН освобождены, река Тхак Хан , 24 февраля 1973 г.
210 заключенных из лагеря для военнопленных Бьен Хоа отказываются от репатриации и хотят остаться в Южном Вьетнаме сидят с плакатами на авиабазе Бьен Хоа , 25 марта.

Парижские мирные соглашения фактически вывели США из конфликта во Вьетнаме. Произошел обмен пленными с обеих сторон, причем американские в основном были освобождены в ходе операции «Возвращение домой» . Около 31 961 заключенный из Северного Вьетнама / ВК (26 880 военных, 5 081 гражданское лицо) были освобождены в обмен на 5 942 заключенных из Южного Вьетнама. [23] Однако положения соглашения регулярно нарушались как правительством Северного Вьетнама, так и правительством Южного Вьетнама, что не вызывало никакой реакции со стороны Соединенных Штатов и в конечном итоге привело к тому, что коммунисты расширили территорию, находящуюся под их контролем, к концу 1973 года. Вооруженные силы Северного Вьетнама постепенно создали свою военную инфраструктуру в контролируемых ими районах и два года спустя смогли начать успешное наступление, которое положило конец статусу Южного Вьетнама как независимой страны. Боевые действия начались практически сразу после подписания соглашения из-за серии взаимных ответных мер, и к марту 1973 года полноценная война возобновилась. [24]

Никсон тайно пообещал Тиу, что в случае необходимости он будет использовать авиацию для поддержки правительства Южного Вьетнама. Во время слушаний по утверждению его кандидатуры в июне 1973 года министр обороны Джеймс Шлезингер подвергся резкой критике со стороны некоторых сенаторов после того, как он заявил, что рекомендовал бы возобновить американские бомбардировки Северного Вьетнама, если Северный Вьетнам начнет крупное наступление на Южный Вьетнам, но к 15 августа 1973 года 95% американских войск и их союзников покинули Вьетнам (как Северный, так и Южный), а также Камбоджу и Лаос в соответствии с поправкой Кейса-Черча . Поправка, одобренная Конгрессом США в июне 1973 года, запрещала дальнейшую военную деятельность США во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже, если президент заранее не получил одобрения Конгресса. Однако в это время Никсона отстранили от должности из-за Уотергейтского скандала северные вьетнамцы начали свое последнее наступление , который привел к его отставке в 1974 году. Когда в начале 1975 года , Конгресс США отказался выделить увеличенную военную помощь Южному Вьетнаму. , ссылаясь на сильное сопротивление войне со стороны американцев и потерю американской техники на севере из-за отступления южных войск. Впоследствии Тиу подал в отставку, обвинив США в предательстве в теле- и радиообращении:

Во время мирного соглашения Соединенные Штаты согласились заменять оборудование только по одному. Но США не сдержали своего слова. Можно ли доверять слову американца в наши дни? Соединенные Штаты не сдержали своего обещания помочь нам в борьбе за свободу, и именно в этой борьбе Соединенные Штаты потеряли 50 000 своих молодых людей. [25]

Сайгон пал перед армией Северного Вьетнама 30 апреля 1975 года. Рано утром 29 апреля Шлезингер объявил о начале операции «Частый ветер» , которая повлекла за собой эвакуацию последнего дипломатического, военного и гражданского персонала США из Сайгона с помощью вертолета, который был завершен ранним утром 30 апреля. Мало того, что Северный Вьетнам завоевал Южный Вьетнам, но коммунисты также одержали победу в Камбодже, когда красные кхмеры захватили Пномпень 17 апреля, а Патет Лао в Лаосе успешно захватил Вьентьян. 2 декабря. Как и в Сайгоне, гражданский и военный персонал США был эвакуирован из Пномпеня , дипломатическое присутствие США во Вьентьяне было значительно понижено, а численность оставшегося американского персонала резко сократилась.

По словам финского историка Юсси Ханхимяки , из-за изолировавшей его трехсторонней дипломатии Южный Вьетнам «оказался вынужден принять соглашение, которое фактически обеспечило его крах». [26] В ходе переговоров Киссинджер заявил, что Соединенные Штаты не будут осуществлять военное вмешательство через 18 месяцев после заключения соглашения, но могут вмешаться до этого. В историографии вьетнамской войны этот период получил название « приличный интервал ». [27]

Подписавшиеся

[ редактировать ]

Другие ключевые фигуры на переговорах

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ward & Burns 2017 , стр. 508–513.
  2. ^ Стэнтон, Шелби Л. (18 декабря 2007 г.). Взлет и падение американской армии: Сухопутные войска США во Вьетнаме, 1963–1973 гг . Издательская группа Random House. стр. 358–362. ISBN  9780307417343 .
  3. ^ Парижское соглашение по Вьетнаму: двадцать пять лет спустя. Архивировано 1 сентября 2019 г. в стенограмме конференции Wayback Machine , Центр Никсона, Вашингтон, округ Колумбия, апрель 1998 г. Воспроизведено на mtholyoke.edu. По состоянию на 5 сентября 2012 г.
  4. ^ Конституция - Исполнительные соглашения , по состоянию на 29 июля 2014 г.
  5. ^ Реом, Шарль (30 июля 2010 г.). «Осторожная соседская политика: помощь Канады в прекращении войны во Вьетнаме» . История холодной войны . 11 (2): 223–239. дои : 10.1080/14682740903527684 . S2CID   154387299 . Проверено 23 февраля 2023 г.
  6. Прорыв в Париже заблокирован в Сайгоне, 8–23 октября 1972 г., дата обращения 11 декабря 2021 г.
  7. ^ «Остановка бомбардировок: война во Вьетнаме и ее последствия» . www.americanforeignrelations.com .
  8. ^ Зубейда, Мустафа (1969). «Парижские мирные переговоры» . Пакистанский горизонт . 22 (1): 32. JSTOR   41392953 . Проверено 1 октября 2023 г.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роберт Даллек (2007), Никсон и Киссинджер: партнеры во власти , HarperCollins, стр. 73-74.
  10. ^ Даллек, стр. 74-75. В 1997 году Шено признался, что «я постоянно был на связи с Никсоном и Митчеллом».
  11. ^ Марк Лишерон. «В записях LBJ обвиняет Никсона в измене». Архивировано 8 декабря 2008 г. в Wayback Machine . Остин Американ-Стейтсмен . 5 декабря 2008 г. «Джонсон говорит сенатору Эверетту Дирксену, лидеру республиканского меньшинства, что Никсон будет нести ответственность, если южновьетнамцы не примут участие в мирных переговорах. «Это измена», - говорит LBJ Дирксену».
  12. ^ Роберт «KC» Джонсон . «Совершил ли Никсон государственную измену в 1968 году? Что показывают новые записи LBJ» . History News Network , 26 января 2009 г. Стенограмма аудиозаписи на YouTube президента Джонсона : «Это измена»."Я знаю."
  13. ^ Томас Пауэрс . «Человек, который хранил секреты: Ричард Хелмс и ЦРУ» . Альфред А. Кнопф , 1979, стр.198. «В течение недели, закончившейся в воскресенье, 27 октября [1968 г.], Агентство национальной безопасности перехватило радиосообщение посольства Южного Вьетнама в Сайгон, в котором открыто призывалось (Нгуен Ван) Тьеу твердо выступать против соглашения до окончания выборов. Как только Джонсон узнал о телеграмме, в которой он приказал ФБР установить наблюдение за мадам (Анной) Шенно и установить прослушку в посольстве Южного Вьетнама».
  14. ^ Кларк М. Клиффорд (1991). Совет президенту: Мемуары (изд. от 21 мая 1991 г.). Случайный дом. п. 709 . ISBN  978-0-394-56995-6 . п. 582. «Деятельность команды Никсона вышла далеко за рамки оправданной политической борьбы. Она представляла собой прямое вмешательство в деятельность исполнительной власти и в обязанности главы исполнительной власти, единственного человека, обладающего полномочиями вести переговоры от имени нации. .Деятельность предвыборного штаба Никсона представляла собой грубое, даже потенциально незаконное вмешательство частных лиц в дела безопасности страны».
  15. ^ Даллек, с. 75.
  16. Тейлор, Дэвид Записи Линдона Джонсона: «измена» Ричарда Никсона Журнал BBC News 22 марта 2013 г. Последнее посещение 22 марта 2013 г.
  17. ^ Даллек, стр. 77-78.
  18. ^ Мэрилин Янг (1994) Вьетнамские войны: 1945–1990 , HarperPerennial, стр. 263–264.
  19. ^ « Мемуары против пленок: президент Никсон и декабрьские взрывы ». по состоянию на 23 июня 2015 г.
  20. ^ Айзекс, Арнольд Р. (1983), Без чести: поражение во Вьетнаме и Камбодже , Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса, стр. 48-49, 511
  21. ^ «Вьетнам – Никсон вынудил Сайгон подписать мирные переговоры в 1973 году» . Би-би-си. 24 июня 2009 года . Проверено 27 декабря 2015 г.
  22. ^ Ле Гро, полковник Уильям Э. (1985), Вьетнам от прекращения огня до капитуляции , Центр военной истории армии США, Министерство армии, стр. 28
  23. ^ «Вьетнамский полный обмен военнопленными» . Нью-Йорк Таймс . 9 марта 1974 года.
  24. ^ Уорд и Бернс 2017 , с. [ нужна страница ] .
  25. ^ «1975: Президент Вьетнама Тьеу уходит в отставку» . В этот день . Новости Би-би-си. 21 апреля 1975 года.
  26. ^ Ханхимяки, Юсси (2003). «Продажа« приличного интервала »: Киссинджер, трехсторонняя дипломатия и конец войны во Вьетнаме, 1971-73». Дипломатия и государственное управление . 14 (1): 159–194. дои : 10.1080/09592290412331308771 . S2CID   218523033 .
  27. ^ Хьюз, Кен (2015). Фатальная политика: записи Никсона, война во Вьетнаме и потери при переизбрании . Университет Вирджинии Пресс. п. 120. ИСБН  978-0-8139-3803-5 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Херрингтон, Стюарт А. (1983). «Мир с честью? Американские репортажи о Вьетнаме» Presidio Press. Часть II, «Жизнь в соответствии с Парижским соглашением», стр. 16–40.
  • Хершенсон, Брюс (2010). Американская амнезия: как Конгресс США вынудил капитулировать Южный Вьетнам и Камбоджу . Нью-Йорк: Книги Бофорта. ISBN   978-0-8253-0632-7 .
[ редактировать ]
Послушайте эту статью ( 14 минут )
Продолжительность: 13 минут 58 секунд.
Разговорная иконка Википедии
Этот аудиофайл был создан на основе редакции этой статьи от 29 августа 2019 г. ( 29 августа 2019 г. ) и не отражает последующие изменения.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3eb7d3bc3f924126327c7a94f27ad52e__1720101000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3e/2e/3eb7d3bc3f924126327c7a94f27ad52e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Paris Peace Accords - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)