Jump to content

Трехсторонняя дипломатия

В науке политической трехсторонняя дипломатия — это внешняя политика Соединенных Штатов , разработанная во время войны во Вьетнаме (1955–1975) Генри Киссинджером как средство управления отношениями между соперничающими коммунистическими державами , Советским Союзом и Китаем . Эта политика , тесно связанная с соответствующей политикой связей , была призвана использовать продолжающееся соперничество между двумя коммунистическими державами (после китайско-советского раскола [1956–1966]) как средство укрепления американской гегемонии и дипломатических интересов.

В первую очередь связанная с последующим развитием эпохи разрядки (1969–1979) во время холодной войны , трехсторонняя дипломатия была учреждена с целью предотвратить упадок американского авторитета во время войны во Вьетнаме после осознания неэффективности Джорджа Кеннана оборонительной политики сдерживания . и Дуайта Эйзенхауэра политика отката наступательная . Таким образом, трехсторонняя дипломатия сыграла важную роль в смещении политики холодной войны в сторону переговоров о сотрудничестве и дипломатии и, таким образом, создала прецедент для возможного ослабления напряженности между двумя сверхдержавами посредством сосредоточения внимания на взаимной выгоде (как показано в Переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) и договоры о сокращении стратегических вооружений (СНВ).

Терминология

[ редактировать ]

В принципе, политика трехсторонней дипломатии стремится соединить интересы трех могущественных государств, чтобы сохранить баланс сил внутри международной системы. Чаще всего это предполагает небезопасное государство (или государства), заключающее стратегические союзы или экономические сделки в попытке как ослабить гегемонию могущественного противника, так и укрепить свои собственные позиции. Эта политика, впервые разработанная американским советником Генри Киссинджером во время войны во Вьетнаме, считалась наиболее эффективной, когда она опиралась на «естественные стимулы и склонности игроков». [ 1 ]

Задуманная в период политической слабости Америки, доктрина Киссинджера утверждает, что внешняя политика должна опираться на сочетание дипломатии и военной мощи, чтобы принести пользу всем соответствующим игрокам и впоследствии обеспечить международную стабильность. [ 2 ] Эта доктрина во многом связана с неореалистическим анализом международной политики, исповедуемым такими учеными, как Кеннет Вальц . [ 3 ] Желание Киссинджера создать «коалицию» с Китаем, чтобы стабилизировать мощь Советского Союза, отражает неореалистическую теорию баланса сил , поскольку небезопасные государства стремятся внести равновесие в международный порядок, пытаясь принести мир и принести пользу соответствующие действующие лица. [ 4 ]

Вьетнамская война

[ редактировать ]

Придя в Белый дом в разгар войны во Вьетнаме, одним из основных намерений Киссинджера в его политике было заручиться советской и китайской помощью в смягчении войск Северного Вьетнама и достойном выходе из конфликта. [ 5 ] Советско-китайский раскол предоставил Киссинджеру и Никсону прекрасную возможность провести такую ​​политику, направленную на интеграцию в международную торговую систему, научные и технологические ресурсы и стабилизацию двусторонних отношений. [ 6 ] Первый пример этого сближения и начала трехсторонней дипломатии в политике США отражен на совещании по национальной безопасности 14 августа 1969 года, на котором Никсон изложил свои намерения сделать Китай жертвой советско-китайского раскола и попытаться предложить помощь. [ 7 ] [ 8 ]

Генри Киссинджер , который был США советником по национальной безопасности и государственным секретарем при президентах Никсоне и Форде, был центральной фигурой в холодной войне, находясь у власти (1969–1977).

Последующие саммиты в Пекине и Москве в 1972 году еще больше обострили существующую напряженность между Китаем и Советским Союзом, позволив Никсону и Киссинджеру добиться сотрудничества с Советским Союзом по вопросам, которые считались важными для внешней политики США. Это можно проверить на примере весеннего наступления 1972 года , когда Соединённые Штаты смогли добиться дипломатического сотрудничества в достижении мира с силами Северного Вьетнама . [ 9 ] Многие ученые утверждают, что сближение Никсона с Китаем в рамках трехсторонней дипломатии сыграло важную роль в прекращении войны во Вьетнаме. Историк Рэймонд Гартофф утверждает, что трехсторонняя дипломатия оказала значительное влияние на урегулирование войны во Вьетнаме. [ 10 ] в то время как Юсси Ханхимяки утверждает, что эта политика сыграла решающую роль в внесении изменений в переговорную стратегию Северного Вьетнама. [ 11 ]  

Однако трехсторонняя дипломатия не обеспечила немедленной стабильности и мирного сотрудничества. Война во Вьетнаме продолжалась в полную силу в течение трех лет после появления этой политики, под которой развивался продолжающийся американо-советский конфликт. Для Киссинджера и Никсона эта политика была вторичной по отношению к национальным интересам и проблемам безопасности, поскольку нация должна была выглядеть политически могущественной перед противниками. [ 12 ]

Релаксация

[ редактировать ]

После войны во Вьетнаме Киссинджер стремился изменить подход США к международным отношениям, стремясь к балансу сил, который мог бы обеспечить стабильность и тем самым уменьшить военную и политическую напряженность между тремя основными игроками международного порядка; Советский Союз, США и Китай. Следовательно, трехсторонняя дипломатия включала цель достижения этого баланса сил и проведения политики разрядки с Советским Союзом. [ 2 ]

В «Годах Белого дома» Киссинджер утверждал, что связанная политика сближения с Китаем и разрядки с Советским Союзом продвигает американские интересы. [ 12 ] [ 13 ] Он рассуждал, что для Соединённых Штатов лучше «быть ближе либо к Москве, либо к Пекину, чем один к другому». [ 14 ]

Президент Ричард Никсон пожимает руку председателю Мао Цзэ-дуну во время визита Никсона в Китай .

Ключевые результаты трехсторонней дипломатии в этот период включают Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ), подписание Шанхайского коммюнике и Кэмп-Дэвидских соглашений . Однако политика разрядки в конечном итоге была пересмотрена, поскольку она была изображена как признак политической слабости Америки. Американские националисты рассматривали эту политику как способ, с помощью которого Советский Союз манипулировал США под предлогом дипломатии, о чем свидетельствует то, что националисты считали отказом Советов ратифицировать Договор об ограничении стратегических вооружений. [ 15 ] Кроме того, советское вторжение в Афганистан в 1979 году закрепило возобновление военных действий времен холодной войны и ознаменовало окончательный конец разрядки. После избрания Джеральда Форда трехсторонняя дипломатия осталась без внимания до конца холодной войны. [ 15 ]

После холодной войны

[ редактировать ]

После Холодной войны трехсторонняя дипломатия была переопределена с «скоординированных действий двух государств (которые, в соответствии с метафорой треугольника, мы вместе называем базой) по изменению поведения другого государства («цели»)». [ 16 ]

Дмитрий Медведев и Ху Цзиньтао на церемонии завершения строительства нефтепровода Россия-Китай.

Подписание китайско-российского договора о дружбе в 2001 году представляло собой дипломатическую попытку России и Китая укрепить свои позиции в отношениях с Соединенными Штатами и ознаменовало возврат к трехсторонней дипломатии. Результаты этого договора включали; строительство нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан и увеличение российских источников капитала в Китае. [ 17 ] [ 18 ] The New York Times утверждала, что, хотя это проявление трехсторонней дипломатии было «новой формой… с уменьшенным стратегическим значением», соглашение установило «по крайней мере символический барьер на пути беспрепятственного американского доминирования». [ 19 ]

Отношения Индо-Тихоокеанского региона и США

[ редактировать ]

Взаимодействие между Соединенными Штатами, Индией и Китаем является еще одним примером трехсторонней дипломатии в эпоху после холодной войны. Поскольку подъем Китая бросил вызов американскому первенству в Азии, американские политики обратили свое внимание на Индию в рамках усилий США по созданию противовеса Китаю. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]

Русско-украинская война

[ редактировать ]

Можно увидеть, что трехсторонняя дипломатия работает во взаимодействии между США, ЕС и Россией в отношении российско-украинской войны . В частности, взаимодействие между США, Европейским Союзом и Российской Федерацией . ЕС и США попытались сбалансировать Россию путем совместного введения экономических санкций против страны. [ 24 ] Украинский кризис не только ознаменовал подъем ЕС как крупного международного игрока во внешней политике, но и ознаменовал сдвиг в трехсторонней дипломатии от ее неореалистического уклона к более либеральной позиции в отношении международного сотрудничества, поскольку США и ЕС стремились помочь Украине в попытке обеспечить мир, а не служить национальным интересам. [ 25 ]

Президент Трамп беседует о торговле с вице-премьером Китая Лю Хэ , май 2018 г.

Администрация Трампа

[ редактировать ]

Внешняя политика администрации Трампа нашла сходство с политикой трехсторонней дипломатии; в частности, относительно участия Америки в Азиатско-Тихоокеанском регионе в попытке сбалансировать мощь Китая. Советники Александр Грей и Питер Наварро попытались провести более сильную внешнюю политику в регионе посредством улучшения отношений с Тайванем , тем самым реализуя принципы трехсторонней дипломатии. [ 26 ] Washington Post Писатель Марк Тиссен утверждает, что этого можно достичь посредством соглашения о свободной торговле и повышения политического представительства государства, учитывая нестабильную позицию Трампа в отношении политики «одного Китая» . [ 27 ]

Теория международных отношений

[ редактировать ]
1866 года Политическая карикатура Оноре Домье . «L'Equilibre Europea» , изображающая баланс сил: люди в разной военной форме балансируют землю на штыках

Трехсторонняя дипломатия зависит от реалистического и неореалистического анализа международной политики, который защищает форму геополитического конфликта с нулевой суммой, посредством которой доминирующие парадигмы этатизма, выживания и самопомощи определяют политические взаимодействия. [ 28 ] Пытаясь соединить интересы конкурирующих держав, чтобы продемонстрировать взаимную политическую выгоду, политика Киссинджера отражает реалистическую теорию баланса сил , которая утверждает, что национальная и глобальная стабильность обеспечивается, когда военный потенциал соответствующим образом распределяется между государствами, чтобы избежать глобального однополярность.

Как можно увидеть на примере войны во Вьетнаме, попытки одного государства обеспечить свое выживание в глобальной анархической системе за счет наращивания экономической и военной мощи, в свою очередь, подпитывают неуверенность в себе менее могущественных государств. В результате небезопасные государства стремятся сформировать коалицию и впоследствии сбалансировать власть своего начальника, тем самым обеспечивая безопасность международной системы. [ 29 ] Таким образом, это отражает формирование коалиции между Соединенными Штатами и Китаем в ответ на растущую мощь Советского Союза во вьетнамской сфере с целью достижения уровня глобальной стабильности посредством разрядки. По мнению ученого Раймонда Арона , достижение этой системы, следовательно, приведет к миру, поскольку последует «более или менее длительная приостановка соперничества между политическими единицами». [ 30 ]

Однако, как свидетельствует присущая США однополярность, характерная для XXI века, и неспособность трехсторонней дипломатии обосновать такой мир, ученые Уолфорт , Литтл и Кауфман утверждают, что эти аспекты свидетельствуют о неспособности теории баланса сил коррелировать внутри страны. современная международная обстановка. [ 31 ] Более того, позиционируя трехстороннюю дипломатию как предмет раздора в теории международных отношений, хотя ее принципы соответствуют реалистической мысли, ее развитие в современную эпоху поставило ее против конструктивистского или постструктуралистского подхода к международной политике, пропагандируемого такими учеными, как Вендт . [ 31 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Киссинджер, Генри (1979). Годы Белого дома . Сидней: Ходдер и Стоутон. п. 712. ИСБН  0340252405 .
  2. ^ Jump up to: а б Лукацова, В. (2009). «Трехсторонняя дипломатия Киссинджера» (PDF) . Проверено 6 мая 2019 г.
  3. ^ Вальс, Кеннет (2008). Реализм и международная политика . Нью-Йорк: Рутледж . ISBN  978-2007041767 .
  4. ^ Кегли, Чарльз; Виткопф, Юджин (2005). Мировая политика: тенденции и трансформация . Бостон: Бедфорд/Сент. Мартина. п. 503. ИСБН  0333945786 .
  5. ^ Моралес, Гилберт (2005). Критические взгляды на войну во Вьетнаме . Нью-Йорк: Издательская группа Rosen. стр. 123 . ISBN  978-1-4042-0063-0 .
  6. ^ Куо, Раймонд (2017). «Может ли сработать трехсторонняя дипломатия Трампа?» . Дипломат .
  7. ^ Киссинджер, Генри (1979). Годы Белого дома . Сидней: Ходдер и Стоутон. п. 182. ИСБН  0340252405 .
  8. ^ Куо, Кендрик (2013). «Открытие Никсона Китаю: вводящий в заблуждение апофеоз трехсторонней дипломатии» . Электронные студенты-международники .
  9. ^ Ханхимаки, Юсси (2003). «Продажа« приличного интервала »: Киссинджер, трехсторонняя дипломатия и конец войны во Вьетнаме, 1971-73». Дипломатия и государственное управление . 14 :160. дои : 10.1080/09592290412331308771 . S2CID   218523033 .
  10. ^ Гартофф, Раймонд (1994). Разрядка и конфронтация . Вашингтон: Брукингс. п. 293.
  11. ^ Ханхимаки, Юсси (2003). «Продажа« приличного интервала »: Киссинджер, трехсторонняя дипломатия и конец войны во Вьетнаме, 1971-73». Дипломатия и государственное управление . 14 : 160–163. дои : 10.1080/09592290412331308771 . S2CID   218523033 .
  12. ^ Jump up to: а б Семпа, Фрэнсис (2016). «Является ли трехсторонняя дипломатия Киссинджера ответом на китайско-российское сближение?» . Дипломат .
  13. ^ Киссинджер, Генри (1979). Годы Белого дома . Сидней: Ходдер и Стоутон. стр. 160–170.
  14. ^ Киссинджер, Генри (1982). Годы потрясений . Лондон: Вайденфельд и Николсон. п. 54.
  15. ^ Jump up to: а б Сервис, Роберт; Понс, Сильвио (2010). Словарь коммунизма ХХ века . Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 73, 274–78. ISBN  978-2009052372 .
  16. ^ Берчфилд, Вики; Янг, Алисдер (2018). Трехсторонняя дипломатия между Соединенными Штатами, Европейским Союзом и Российской Федерацией: ответы на кризис в Украине . Чам, Швейцария: Springer International Publishing AG. п. 218. ИСБН  978-3-319-63434-0 .
  17. ^ «Китай и Россия выполнят обязательства по нефтепроводу» . Китайская газета . 2003 . Проверено 7 мая 2019 г.
  18. ^ «Путин: нефтепровод в первую очередь будет обслуживать Китай» . Китайская газета . 2005 . Проверено 7 мая 2019 г.
  19. ^ «Треугольная дипломатия» . Нью-Йорк Таймс . 2001 . Проверено 7 мая 2019 г.
  20. ^ Мохан, К. Раджа (2012). Самудра Мантан Китайско-индийское соперничество в Индо-Тихоокеанском регионе . Вашингтон, округ Колумбия: Фонд Карнеги за международный мир. ISBN  978-1-283-83591-6 .
  21. ^ «Индия – стержень стратегии США в Азии: Панетта» . «Экспресс Трибьюн» . 2012.
  22. ^ «Китай считает визит министра обороны Индии успешным» . Таймс оф Индия . 2012.
  23. ^ Мохан, К. Раджа (2012). «Новая трехсторонняя дипломатия: Индия, Китай и Америка на море» . Дипломат .
  24. ^ Берчфилд, Вики; Янг, Аласдер (2018). Трехсторонняя дипломатия между США, Европейским Союзом и Российской Федерацией . Спрингер Интернэшнл Паблишинг АГ. п. 220. ИСБН  978-3-319-63434-0 .
  25. ^ Кеохейн, Роберт (2012). «Двадцать лет институционального либерализма». Международные отношения . 26 (2): 125–138. дои : 10.1177/0047117812438451 .
  26. ^ Куо, Рэймунд (2017). «Может ли трампианская трехсторонняя дипломатия сработать?» . Дипломат .
  27. ^ Тиссен, Марк (2016). «Вызов Трампа Тайваню не был ошибкой. Он был блестящим» . Вашингтон Пост .
  28. ^ Данн, Т., и Шмидт, Британская Колумбия (2014). Реализм . В книге С. Бэйлис и Оуэнс (ред.), Глобализация мировой политики: введение в международные отношения . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  29. ^ Вальц, К. (1979). Теория международной политики. Бостон: высшее образование Макгроу-Хилла
  30. ^ Арон, Р. (1966). Мир и война . Нью-Йорк: Даблдей. п. 151.
  31. ^ Jump up to: а б Уолфорт В., Литтл Р. и Кауфман С. (2007). Проверка теории баланса сил в мировой истории . Европейский журнал международных отношений, 13 (2), 155–185. дои : 10.1177/1354066107076951

Веб-сайты

[ редактировать ]
  • «Китай и Россия выполняют обязательства по нефтепроводу». Китайская газета . 2003. [ 1 ]
  • «Китай считает визит министра обороны Индии успешным». Таймс оф Индия. 2012. [ 2 ]
  • «Индия - стержень стратегии США в Азии: Панетта». Экспресс Трибьюн. 2012. [ 3 ]
  • «Путин: нефтепровод в первую очередь будет обслуживать Китай». Китайская газета . 2005. [ 4 ]
  • «Треугольная дипломатия». Нью-Йорк Таймс . 2001. [ 5 ]
  • Куо, Кендрик (2013). «Открытие Никсона Китаю: вводящий в заблуждение апофеоз трехсторонней дипломатии». Электронные студенты-международники . Из книги Никсона «Открытие Китая: вводящий в заблуждение апофеоз трехсторонней дипломатии».
  • Куо, Раймонд (2017). «Может ли сработать трехсторонняя дипломатия Трампа?». Дипломат . Получено из книги «Может ли сработать трехсторонняя дипломатия Трампа?»
  • Мохан, К. Раджа (2012). «Новая трехсторонняя дипломатия: Индия, Китай и Америка на море». Дипломат . [ 6 ]
  • Семпа, Фрэнсис (2016). «Является ли трехсторонняя дипломатия Киссинджера ответом на китайско-российское сближение?». Дипломат . [ 7 ]
  • Тиссен, Марк (2016). «Вызов Трампа Тайваню не был ошибкой. Он был блестящим». Вашингтон Пост . [ 8 ]
  • Арон, Р. (1966). Мир и война . Нью-Йорк: Даблдей
  • Берчфилд, Вики; Янг, Алисдер (2018). Трехсторонняя дипломатия между Соединенными Штатами, Европейским Союзом и Российской Федерацией: ответы на кризис в Украине . Чам, Швейцария: Springer International Publishing AG.
  • Данн Т. и Шмидт Британская Колумбия (2014). Реализм . В книге С. Бэйлис и Оуэнс (ред.), Глобализация мировой политики: введение в международные отношения . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Гартофф, Раймонд (1994). Разрядка и конфронтация . Вашингтон: Брукингс.
  • Кегли, Чарльз; Виткопф, Юджин (2005). Мировая политика: тенденции и трансформация . Бостон: Бедфорд/Сент. Мартина.
  • Киссинджер, Генри (1979). Годы Белого дома . Сидней: Ходдер и Стоутон.
  • Мохан, К. Раджа (2012). Самудра Мантхан Китайско-индийское соперничество в Индо-Тихоокеанском регионе. Вашингтон, округ Колумбия: Фонд Карнеги за международный мир.
  • Моралес, Гилберт (2005). Критические взгляды на войну во Вьетнаме . Нью-Йорк: Издательская группа Rosen.
  • Вальс, Кеннет (2008). Реализм и международная политика . Нью-Йорк: Рутледж.
  • Вальс, К. (1979). Теория международной политики. Бостон: высшее образование Макгроу-Хилла
  • Ханхимаки, Юсси (2003). «Продажа« приличного интервала »: Киссинджер, трехсторонняя дипломатия и конец войны во Вьетнаме, 1971–73». Дипломатия и государственное управление . 14:1, 159–194.
  • Кеохейн, Роберт (2012). «Двадцать лет институционального либерализма». Международные отношения . 26 (2): 125–138.
  • Уолфорт В., Литтл Р. и Кауфман С. (2007). Проверка теории баланса сил в мировой истории . Европейский журнал международных отношений, 13 (2), 155–185. дои : 10.1177/1354066107076951

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Нгои, Вт (2017). Широкая антикоммунистическая дуга»: Великобритания, АСЕАН и трехсторонняя дипломатия Никсона. Diplomatic History , 41 (5). В этой работе историк холодной войны Нгои использует свой специализированный анализ международных отношений США и Юго-Восточной Азии, чтобы подтвердить успехи трехсторонней дипломатии. дипломатия в укреплении гегемонии США в Индокитае. Оспаривая преимущественно американоцентристские взгляды на внешнюю политику холодной войны, Нгои исследует методы, с помощью которых идеологические предрассудки способствовали успеху политики Киссинджера, в сравнении с последствиями этой политики при современной американской администрации.
  • Берчфилд В. и Янг А. (2018). Трехсторонняя дипломатия между США, Европейским Союзом и Российской Федерацией в ответ на кризис в Украине . Чам: Международное издательство Springer. [ ISBN отсутствует ] Исследуя нынешний украинский кризис через призму трехсторонней дипломатии, Янг и Берчфилд анализируют развитие политики в эпоху после холодной войны, особенно в отношении подъема ЕС к международному авторитету. Объединение их методологии и репутации снижает доверие к их рассказам и ставит их как первостепенное значение для изучения современных событий трехсторонней дипломатии через их панорамный взгляд на транснациональные отношения.
  • Дойл, Р. (2014). Смена геополитических сил в Индо-Тихоокеанском регионе: Америка, Австралия, Китай и трехсторонняя дипломатия в XXI веке . [ ISBN отсутствует ] Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books. Как опытный историк, Дойл анализирует падение международного авторитета США на фоне современного развития трехсторонней дипломатии в результате смены власти в Индо-Тихоокеанском геополитическом регионе после «холодной войны». Его авторитетная методология демонстрирует весьма достоверное описание этих изменений в природе трехсторонней дипломатии и эпохальной международной политики, развивающейся на Индо-Тихоокеанском театре в результате падения авторитета США.
  • Ханхимаки, Дж. (2003). Продажа «достойного интервала»: Киссинджер, трехсторонняя дипломатия и окончание войны во Вьетнаме, 1971–73. Дипломатия и государственное управление , 14 (1), 159–194. Будучи ведущим историком международных отношений времен холодной войны, Ханхимаки всесторонне описывает трехстороннюю дипломатию, что позволяет получить многостороннее представление о мотивах Киссинджера, стоящих за этой политикой. Его междисциплинарная методология, а также авторитет, полученный благодаря публикациям в журнале Diplomacy & Statecraft , делают работу Ханхимаки бесценной для изучения трехсторонней дипломатии благодаря его свежему пониманию последующей провокации Киссинджером китайско-советского соперничества в Индокитае.
  • Даум А., Гарднер Л. и Маусбах В. (2003). Америка, война во Вьетнаме и мир: сравнительные и международные перспективы . Вашингтон, округ Колумбия: Немецкий исторический институт. [ ISBN отсутствует ] В этой работе известные теоретики; Даум, Гарднер и Маусбах анализируют глобальные последствия трехсторонней дипломатии во время войны во Вьетнаме, уделяя особое внимание ее социально-политическим, экономическим, культурным и интеллектуальным последствиям. Анализируя политику в отношении последующих конфликтов «холодной войны», этот отчет является основой дисциплинарного анализа внешней политики войны во Вьетнаме и, таким образом, исследования трехсторонней дипломатии.
  1. ^ «Китай и Россия выполнят обязательства по нефтепроводу» . www.ChinaDaily.com.cn . 2003 . Проверено 4 июня 2019 г.
  2. ^ ПТИ (6 сентября 2012 г.). «Китай считает визит министра обороны Индии успешным» . Таймс оф Индия . Проверено 4 июня 2019 г.
  3. ^ Tribune.com.pk (7 июня 2012 г.). «Индия – стержень стратегии США в Азии: Панетта» . «Экспресс Трибьюн» . Проверено 4 июня 2019 г.
  4. ^ «Путин: нефтепровод в первую очередь будет обслуживать Китай» . www.ChinaDaily.com.cn . 2005 . Проверено 4 июня 2019 г.
  5. ^ «Треугольная дипломатия» . Нью-Йорк Таймс . 18 июля 2001 года . Проверено 4 июня 2019 г.
  6. ^ «Новая трехсторонняя дипломатия: Индия, Китай и Америка на море» .
  7. ^ «Является ли трехсторонняя дипломатия Киссинджера ответом на китайско-российское сближение?» .
  8. ^ Марк А. Тиссен (5 декабря 2016 г.). «Вызов Трампа Тайваню не был ошибкой. Он был блестящим» . Вашингтон Пост . Вашингтон, округ Колумбия, ISSN   0190-8286 . OCLC   1330888409 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 66bd3344d4096e21c5198e38cbbdb188__1721840400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/66/88/66bd3344d4096e21c5198e38cbbdb188.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Triangular diplomacy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)