Турецкий военный меморандум 1971 г.
Турецкий военный меморандум 1971 г. | |||||
---|---|---|---|---|---|
| |||||
Воюющие стороны | |||||
Турецкие вооруженные силы | Правительство Турции | ||||
Командиры и лидеры | |||||
![]() | ![]() | ||||
Жертвы и потери | |||||
Сотни погибших и раненых |
Турецкий военный меморандум 1971 года ( турецкий : 12 Mart Muhtırası ), изданный 12 марта того же года, стал второй военной интервенцией, произошедшей в Турецкой Республике , произошедшей через 11 лет после ее предшественника 1960 года . Это известно как «меморандум о перевороте», который военные осуществили вместо отправки танков, как это делалось ранее. Это событие произошло на фоне обострения внутренних разногласий, но в конечном итоге мало что помогло остановить это явление.
Фон
[ редактировать ]В течение 1960-х годов Турцию охватили насилие и нестабильность. Экономический спад в конце того десятилетия вызвал волну социальных волнений, отмеченных уличными демонстрациями, забастовками рабочих и политическими убийствами. [1] Были сформированы левые рабочие и студенческие движения, которым справа противостояли исламистские и воинствующие турецкие националистические группы. [2] Левые совершали взрывы, грабежи и похищения людей; с конца 1968 года и все чаще в течение 1969 и 1970 годов насилие со стороны левых сравнялось и превзошло насилие со стороны крайне правых, особенно со стороны « Серых волков» . [3] На политическом фронте премьер-министра Сулеймана Демиреля у правоцентристской Партии справедливости , переизбранной в 1969 году, также возникли проблемы. Различные фракции внутри его партии перешли на сторону и сформировали собственные отколовшиеся группы, постепенно сокращая его парламентское большинство и останавливая законодательный процесс. [1]
К январю 1971 года Турция оказалась в состоянии хаоса. Университеты прекратили свою деятельность. Студенты, подражая латиноамериканским городским партизанам, грабили банки и похищали американских военнослужащих, а также нападали на американские объекты. Дома профессоров университетов, критиковавших правительство, были разбомблены боевиками -неофашистами . Заводы бастовали, и с 1 января по 12 марта 1971 года было потеряно больше рабочих дней, чем за любой предыдущий год. Исламистское движение стало более агрессивным, а его партия, Партия национального порядка , открыто отвергла Ататюрка и кемализм , что привело в ярость турецкие вооруженные силы . [4] Правительство Демиреля, ослабленное дезертирством, казалось, было парализовано перед лицом студенческого городка и уличного насилия и неспособно принять какой-либо серьезный закон о социальной и финансовой реформе. Непосредственным толчком к перевороту, судя по всему, стало раскрытие еще одного заговора, запланированного на 9 марта. В нем участвовали отставной генерал и заговорщик 1960 года Джемаль Маданоглу , Devrim редактор Доган Авджиоглу и группа младших офицеров левого толка. Верховное командование отреагировало увольнением всех офицеров ниже четырехзвездочного генерала, связанных с заговором. [3]
Меморандум
[ редактировать ]Именно в этой атмосфере 12 марта начальник Генерального штаба Мемдух Тагмач вручил премьер-министру меморандум, который фактически представлял собой ультиматум со стороны вооруженных сил. Он потребовал «формирования в контексте демократических принципов сильного и заслуживающего доверия правительства, которое нейтрализует текущую анархическую ситуацию и которое, вдохновленное взглядами Ататюрка, будет осуществлять реформистские законы, предусмотренные конституцией», положив конец «анархия, братоубийственная борьба, социальные и экономические волнения». Если требования не будут выполнены, армия «выполнит свой конституционный долг» и сама возьмет власть в свои руки. [3] [5] Демирель подал в отставку после трехчасовой встречи со своим кабинетом; [6] Опытный политик и лидер оппозиции Исмет Иненю резко осудил любое военное вмешательство в политику. [3] Хотя точные причины вмешательства остаются спорными, за меморандумом стояли три основных мотива. Во-первых, старшие командиры считали, что Демирель потерял власть и не способен справиться с растущими общественными беспорядками и политическим терроризмом, поэтому они хотели вернуть порядок в Турцию. Во-вторых, многие офицеры, похоже, не желали нести ответственность за насильственные меры правительства, такие как подавление стамбульских рабочих демонстраций в июне прошлого года; более радикальные члены считали, что одно только принуждение не может остановить народные волнения и марксистские революционные движения, и что социальный и экономический реформизм, стоящий за переворотом 1960 года, необходимо претворить в жизнь. Наконец, меньшинство старших офицеров пришло к выводу, что прогресс в рамках либерально-демократической системы невозможен и что авторитаризм приведет к созданию более эгалитарной, независимой и «современной» Турции; другие офицеры считали, что им необходимо вмешаться, хотя бы для того, чтобы предотвратить эти радикальные элементы. [7]
Переворот не стал неожиданностью для большинства турок, но направление, в котором он примет, было неопределенным, поскольку его коллективный характер затруднял определение того, какая фракция в вооруженных силах перехватила инициативу. Либеральная интеллигенция надеялась, что именно радикально-реформистское крыло во главе с ВВС командующим Мухсином Батуром выступило за проведение реформ, предусмотренных конституцией 1961 года ; таким образом, их воодушевил меморандум. [5] Их надежды рухнули, когда выяснилось, что к власти пришло высшее командование, воодушевленное призраком коммунистической угрозы, а не радикальной группой офицеров, как в 1960 году. (Ходили слухи, что высшее командование действовало, чтобы упредить аналогичный шаг младших офицеров; эта идея, по-видимому, подтвердилась, когда вскоре после этого несколько офицеров были отправлены в отставку.) [3] «Восстановление закона и порядка» было приоритетом; на практике это означало подавление любой группы, считавшейся левой. В день переворота прокурор возбудил дело против Рабочей партии Турции за ведение коммунистической пропаганды и поддержку курдского сепаратизма. Он также стремился закрыть все молодежные организации, связанные с Дев-Генчем , Федерацией революционной молодежи Турции, обвиняемой в насилии среди молодежи со стороны левых, а также университетской и городской агитации. Полиция провела обыски в офисах профсоюза учителей и университетских клубов. Такие действия поощряли действия линчевателей со стороны «Идеалистических очагов», молодежного отделения Партии националистического действия ; провинциальные учителя и сторонники Рабочей партии стали главными мишенями. Основным мотивом подавления левых, похоже, было стремление обуздать воинственность профсоюзов и требования повышения заработной платы и улучшения условий труда. [8]
Командиры, захватившие власть, не хотели осуществлять ее напрямую, их сдерживали проблемы, с которыми столкнулась греческая хунта . У них не было другого выбора, кроме как править через Ассамблею, в которой доминировали консервативные, антиреформистские партии, и «надпартийное» правительство, которое, как ожидалось, должно было провести реформы. Военные начальники давали директивы из-за кулис. Возглавить это правительство 19 марта они выбрали Нихата Эрима , приемлемого для Партии справедливости и более консервативной фракции Народно-республиканской партии . (В их число входил Иненю, который поддержал генералов, как только они выбрали его близкого соратника, но генеральный секретарь партии Бюлент Эджевит пришел в ярость и ушел со своего поста. Со своей стороны, Демирель предупредил свою партию сохранять спокойствие. [3] ) Эрим назначил технократический кабинет извне политического истеблишмента для реализации программы социально-экономических реформ командиров. [9] Режим опирался на нестабильный баланс сил между гражданскими политиками и военными; это не было ни нормальное избранное правительство, ни прямая военная диктатура, которая могла бы полностью игнорировать парламентскую оппозицию. [10]
Последствия
[ редактировать ]
В апреле политика затмилась (а намеченная реформа была отложена до 1973 года), когда началась новая волна террора, осуществленная Народно-освободительной армией Турции, в форме похищений людей с требованиями выкупа и ограблений банков. Источники в разведке подтвердили слухи о том, что этими силами руководят диссиденты младших офицеров и курсантов. 27 апреля военное положение было объявлено в 11 из 67 провинций, включая крупные города и курдские регионы. Вскоре молодежные организации были запрещены, профсоюзные собрания запрещены, левые (но не воинствующие неофашистские) публикации запрещены, а забастовки объявлены незаконными. После похищения израильского консула 17 мая сотни студентов, молодых ученых, писателей, профсоюзных деятелей и активистов Рабочей партии – не только левых, но и людей с либерально-прогрессивными симпатиями – были задержаны и подвергнуты пыткам. Консула застрелили четыре дня спустя после объявления дневного комендантского часа. [11]
В течение следующих двух лет репрессии продолжались, военное положение продлевалось каждые два месяца. [12] Конституционные реформы отменили некоторые существенные либеральные фрагменты Конституции 1961 года и позволили правительству лишить основных прав в случае «злоупотреблений». [2] Национальная разведывательная организация (MİT) использовала виллу Зивербей в качестве центра пыток, применяя физическое и психологическое принуждение. [13] В том же здании активно действовали контрпартизанские отряды , их допросы проводились в основном специалистами, прошедшими обучение в Центральном разведывательном управлении , что привело к сотням смертей или необратимых ранений. Среди их жертв был журналист Угур Мумджу , арестованный вскоре после переворота, который позже написал, что его мучители сообщили ему, что даже президент не может их трогать. [14]
Ферит Мелен , не произведший большого впечатления, занял пост премьер-министра в апреле 1972 года. [12] за ним через год последовал Наим Талу , главной задачей которого было привести страну к выборам. (Важное восстановление гражданского влияния произошло в марте – апреле 1973 года, когда Демирель и Эджевит, обычно враждовавшие, оба отвергли выбор генералов на пост президента, вместо этого добившись избрания Фахри Корутюрка на этот пост Ассамблеей. [15] ) К лету 1973 года поддерживаемый военными режим достиг большинства своих политических задач. В конституцию были внесены поправки, чтобы усилить позиции государства по отношению к гражданскому обществу; существовали специальные суды, которые быстро и безжалостно расправлялись со всеми формами инакомыслия (до их отмены в 1976 году они судили более 3000 человек); университеты, с их автономией покончено, были созданы для сдерживания радикализма студентов и преподавателей; радио, телевидение, газеты и конституционный суд были сокращены; Совет национальной безопасности стал более влиятельным; а после роспуска Рабочей партии в июле 1971 года профсоюзы были умиротворены и остались в идеологическом вакууме. [16] [17] В мае того же года была закрыта Партия национального порядка Неджметтина Эрбакана , что, по утверждению правительства, продемонстрировало ее беспристрастность в антитеррористической кампании, но его не судили, и ему разрешили возобновить свою деятельность в октябре 1972 года; Партия национального действия и правые террористы, работавшие под ее эгидой, остались явно в одиночестве. [18]
В октябре 1973 года Эджевит, получивший контроль над Народно-республиканской партией у Инёню, одержал досадную победу . Тем не менее, вновь всплыли те же проблемы, о которых говорилось в меморандуме. Фрагментированная партийная система и нестабильные правительства, находящиеся в заложниках у небольших правых партий, способствовали политической поляризации. [2] Экономика ухудшилась, «Серые волки» усилили политический терроризм по мере развития 1970-х годов, а левые группы также совершали действия, направленные на создание хаоса и деморализации. [19] В 1980 году, стремясь в очередной раз восстановить порядок, военные совершили еще один государственный переворот .
был открыт памятник В 2013 году рядом с виллой Зивербей в Кадыкее . Он посвящен жертвам пыток в здании после переворота. [20]
Сноски
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кливленд, Уильям Л. История современного Ближнего Востока . Вествью Пресс (2004), ISBN 0-8133-4048-9 , стр.283
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Нолен, Дитер и др. (2001) Выборы в Азиатско-Тихоокеанском регионе: Справочник по данным . Издательство Оксфордского университета, ISBN 0-19-924958-X , стр.235
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж ( Цюрхер 2004 , стр. 258)
- ^ ( Ахмад 1993 , стр. 147)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б ( Ахмад 1993 , стр. 148)
- ^ « Турецкий режим свергнут военными лидерами », The New York Times , 13 марта 1971 г., стр.1
- ^ ( Дом 1994 , стр. 185–6)
- ^ ( Ахмад 1993 , стр. 148–9)
- ^ ( Ахмад 1993 , стр. 149–50)
- ^ ( Дом 1994 , стр. 195)
- ^ ( Ахмад 1993 , стр. 150–51)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б ( Ахмад 1993 , стр. 152)
- ^ ( Юнлю 2008 , стр. 228)
- ^ ( Гёкай, 2006 , стр. 96)
- ^ ( Ахмад 1993 , стр. 155)
- ^ ( Ахмад 1993 , стр. 156)
- ^ ( Цюрхер 2004 , стр. 260)
- ^ ( Цюрхер 2004 , стр. 259–60)
- ^ ( Ахмад 1993 , стр. 163)
- ^ Караджа, Экин (12 сентября 2013 г.). «Открытие Памятника уважения жертвам пыток» . Бианет . Проверено 12 апреля 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Ахмад, Фероз (1993), Создание современной Турции , Routledge, ISBN 0-415-07836-9
- Гёкай, Бюлент (2006), Советская восточная политика и Турция, 1920-1991 , Psychology Press, ISBN 0-203-58106-7
- Хейл, Уильям (1994), Турецкая политика и вооруженные силы , Рутледж, ISBN 0-415-02455-2
- Юнлю, Ферхат (2008), Демократический надзор и реформа сектора безопасности в Турции , LIT Verlag Münster, ISBN 978-3-825-80969-0
- Цюрхер, Эрик Ян (2004), Турция: Современная история , IB Tauris, ISBN 1-85043-399-2