Jump to content

1959 Тибетское восстание

1959 Тибетское восстание
Часть холодной войны

Царонг Дазанг Драмдул и несколько тибетских монахов, захваченных НОАК во время восстания
Дата 10–23 марта 1959 г.
Расположение
Результат

Восстание подавлено

Воюющие стороны

Протестующие и партизаны Тибета и Кхампы


Одновременное восстание в Кхаме и Амдо:

 Китайская Народная Республика

Командиры и лидеры
Несколько лидеров [1] Тан Гуансан
Жертвы и потери
85 000–87 000 жертв (заявление TGIE) 2000 убитых
1959 Тибетское восстание
Традиционный китайский 1959 Тибетское восстание
Упрощенный китайский 1959 Тибетское восстание
1959 Тибетское вооруженное восстание.
Традиционный китайский 1959 Тибетское вооруженное восстание
Упрощенный китайский 1959 Тибетское вооруженное восстание
1959 Тибетское движение против беспорядков.
Традиционный китайский 1959 Тибетское движение сопротивления
Упрощенный китайский 1959 Тибетское движение сопротивления
1959 Тибетские волнения
Традиционный китайский 1959 Тибетские беспорядки
Упрощенный китайский 1959 Тибетские беспорядки

( Тибетское восстание 1959 года также известное под другими названиями ) началось 10 марта 1959 года, когда вспыхнуло восстание в Лхасе , столице Тибета , которая находилась под эффективным контролем Китайской Народной Республики (КНР) со времени Соглашения из Семнадцати пунктов. было достигнуто в 1951 году. [2] Первоначальное восстание произошло на фоне общей китайско-тибетской напряженности и неразберихи, поскольку тибетские протестующие опасались, что китайское правительство может арестовать 14-го Далай-ламу . Протесты также подогревались антикитайскими настроениями и сепаратизмом. [3] [4] [5] [6] [7] Поначалу восстание в основном состояло из мирных протестов, но быстро вспыхнули столкновения, и Народно-освободительная армия Китая (НОАК) в конечном итоге применила силу для подавления протестов. У некоторых протестующих было трофейное оружие. Последние этапы восстания включали тяжелые бои с большими потерями среди гражданского населения и военных. 14-й Далай-лама бежал из Лхасы, а 23 марта 1959 года город был полностью отбит китайскими силами безопасности. Тысячи тибетцев были убиты во время восстания 1959 года, но точное число погибших оспаривается.

Ранее в 1956 году вооруженный конфликт между тибетскими партизанами и НОАК начался в регионах Кхам и Амдо , подвергшихся социалистической реформе. Позже партизанская война распространилась на другие районы Тибета и продолжалась до 1962 года. Некоторые считают инцидент в Сюньхуа в 1958 году предвестником тибетского восстания. [8] [9]

Ежегодная годовщина восстания 10 марта отмечается изгнанными тибетцами как День тибетского восстания и День женского восстания. [10] 19 января 2009 года контролируемый КНР законодательный орган Тибетского автономного района выбрал 28 марта национальной годовщиной Дня освобождения крепостных . Американский тибетолог Уоррен В. Смит-младший описывает этот шаг как празднование «контрпропаганды» после волнений 10 марта 2008 года в Тибете . [11]

  • Тибетское восстание 1959 года (используется Центральной тибетской администрацией )
  • 1959 Тибетское вооруженное восстание (используется правительством Китайской Народной Республики)
  • 1959 Тибетское движение по борьбе с беспорядками (используется правительством Китайской Республики)
  • Беспорядки в Тибете 1959 года (обычно используются в китайской историографии)
  • Антикитайское восстание 1959 года в Тибете. [5]
  • Лхасское восстание [12]

Вооруженное сопротивление в Кхаме и Амдо

[ редактировать ]

В 1951 году Соглашение из семнадцати пунктов между Китайской Народной Республикой и представителями Далай-ламы вступило в силу . Социалистические реформы, такие как перераспределение земли, в самом Тибете были отложены. Однако восточные Кхам и Амдо (западные провинции Сычуань / Сикан и Цинхай в китайской административной иерархии) находились за пределами администрации тибетского правительства в Лхасе и, таким образом, рассматривались скорее как другие китайские провинции, с полным перераспределением земель. Кхампы и кочевники Амдо традиционно владели собственной землей. [13] Вооруженное сопротивление вспыхнуло в Амдо и восточном Кхаме в июне 1956 года. [ нужна ссылка ]

До вторжения НОАК отношения между Лхасой и вождями Кхампы ухудшились, хотя Кхампа все время сохранял духовную верность Далай-ламе. Из-за этих напряженных отношений кхампа фактически помогала китайским коммунистам в их первоначальном вторжении, прежде чем стать партизанским сопротивлением, которым они теперь известны. [14] Пандацанг Рапга , прогоминдановский несколько бойцов Кхампы в обмен на признание тибетским правительством и прокитайский революционный лидер Кхампы, предложил губернатору Чамдо Нгабо Нгавангу Джигме независимости Кхама. Нгабо отказался от этого предложения. После поражения тибетской армии в Чамдо Рапга стал посредником в переговорах между КНР и тибетскими повстанцами. [ нужна ссылка ]

Рапга и Топгей вели переговоры с китайцами во время их нападения на Чамдо. Хампас либо перешел на сторону китайских сил НОАК, либо вообще не воевал. Атака НОАК увенчалась успехом. [15]

К 1957 году в Кхаме царил хаос. Нападения бойцов сопротивления и репрессии Народно-освободительной армии против групп сопротивления Кхампа, таких как Чуши Гангдрук, становились все более жестокими. [16] Монашеские сети Кхама стали использоваться партизанами для передачи сообщений и укрытия повстанцев. [17] Карательные удары были нанесены китайским правительством по тибетским деревням и монастырям. Тибетские изгнанники утверждают, что угрозы разбомбить дворец Потала и Далай-ламу были высказаны китайскими военными командирами в попытке запугать партизанские силы и заставить их подчиниться. [18]

Лхаса продолжала соблюдать соглашение из семнадцати пунктов и направила в Кхам делегацию для подавления восстания. Поговорив с лидерами повстанцев, делегация вместо этого присоединилась к восстанию. [19] Лидеры Кхама связались с Центральным разведывательным управлением (ЦРУ), но ЦРУ под руководством президента Дуайта Д. Эйзенхауэра настаивало на том, что для поддержки повстанцев требуется официальный запрос из Лхасы. Лхаса не предприняла никаких действий. [19] В конце концов ЦРУ начало оказывать тайную поддержку восстанию без вестей из Лхасы. [20] К тому времени восстание распространилось на Лхасу, которая наполнилась беженцами из Амдо и Кхама. [21] Оппозиция китайскому присутствию в Тибете росла в городе Лхаса.

В середине февраля 1959 года администрация ЦК КПК распространила внутренний отчет агентства новостей Синьхуа о том, как «восстания в тибетском регионе набрали темп и переросли в почти полномасштабное восстание», в «отчете о ситуации» для высшего руководства КПК. лидеры. [22]

На следующий день китайский лидер ознакомился с докладом оперативного управления Генерального штаба НОАК , в котором описывались восстания тибетцев в Сычуани, Юньнани , Ганьсу и Цинхае. Он еще раз подчеркнул, что «такие восстания чрезвычайно благоприятны для нас, потому что они принесут нам пользу, помогая обучать наши войска, обучать людей и давая достаточные основания для подавления восстания и проведения всеобъемлющих реформ в будущем». [22]

НОАК использовала солдат Хуэй , которые ранее служили под командованием Ма Буфана, для подавления тибетского восстания в Амдо. [23] Хуэйская кавалерия располагалась в Южном Кхаме. [24] Ситуация во всем Тибете становилась все более напряженной, поскольку все большее число тибетцев начало поддерживать восстание Кхампы. [25] в то время как среди тибетцев распространялась «антикитайская коммунистическая агитация». [6] Региональное правительство в Лхасе не хотело ни поддерживать восстание, ни публично выступать против него. [25] [12] Неудовлетворенная Коммунистическая партия Китая оказала давление на правительство Далай-ламы, чтобы оно присоединилось к операциям против повстанцев, и дала все более ясно понять, что распространение повстанческого движения приведет к «тотальным репрессиям» в Тибете. [12] В этой нестабильной ситуации китайские генералы, проживающие в Лхасе, были вызваны обратно в материковый Китай, оставив во главе неопытного командующего НОАК Тан Гуансена. [25] как раз в тот момент, когда приближалась дата Молитвенного фестиваля Монлам . Ранее этот фестиваль использовался участниками для выражения «антикитайских настроений». [12]

Лхасское восстание

[ редактировать ]
Фотография Далай-ламы во время визита в Индию
14- й Далай-лама в 1956 году.

По словам историка Церинга Шакья , китайское правительство оказывало давление на Далай-ламу, чтобы тот принял участие во Всекитайском собрании народных представителей в апреле 1959 года, чтобы восстановить имидж Китая по отношению к этническим меньшинствам после восстания Кхампа. [26] [ нужен неосновной источник ] 7 февраля 1959 года, в знаменательный день тибетского календаря, Далай-лама присутствовал на религиозном танце, после которого исполняющий обязанности представителя в Тибете Тан Гуансань предложил Далай-ламе возможность увидеть выступление танцевальной труппы родом из Лхасы в Норбулинка , чтобы отпраздновать получение Далай-ламой степени геше-лхарампы. [25] По воспоминаниям Далай-ламы, приглашение поступило от китайского генерала Чжан Цзинву , который предложил провести выступление в китайском военном штабе; Далай-лама заявляет, что согласился. [27] : 130  [28] Однако тибетолог Сэм ван Шайк заявил, что именно Далай-лама предложил провести танец в военном штабе, поскольку Норбулинка была слишком маленькой. Обе стороны еще не договорились о дате, и Далай-лама, казалось, выбросил это событие из головы, сосредоточившись вместо этого на текущих экзаменах на степень геше, а также на молитвенном фестивале Монлам. [25]

Кроме Тана и Далай-ламы, о планах танца, похоже, никто не был проинформирован. [25] В результате дата запланированного выступления была окончательно определена только 5 раз. [4] или за 3 дня до этого, когда Тан напомнил Далай-ламе о танце; последний затем предложил 10 марта. Судя по всему, решение было принято спонтанно. [29] Ни Кашаг , ни телохранители Далай-ламы не были проинформированы о планах Далай-ламы. [29] пока китайские официальные лица не проинформировали их 9 марта, за день до запланированного выступления, и не настояли на том, что они позаботятся о безопасности Далай-ламы. [18] В мемуарах Далай-ламы говорится, что 9 марта китайцы сказали его главному телохранителю, что хотят, чтобы Далай-лама на экскурсию посмотрел постановку, проводимую «в абсолютной секретности». [27] : 132  и без каких-либо вооруженных тибетских телохранителей, которые «все казались странными просьбами и вызвали много дискуссий» среди советников Далай-ламы. [27] : 132  Некоторые члены Кашага были встревожены и обеспокоены тем, что Далай-ламу могут похитить, вспоминая пророчество, в котором говорилось, что Далай-лама не должен покидать свой дворец. [4] [29]

Тибет независим! Китайцы покидают Тибет!

Лозунги, которые использовали протестующие во время раннего восстания [3]

По словам историка Церинга Шакья , некоторые тибетские правительственные чиновники опасались, что разрабатываются планы похищения Далай-ламы китайцами, и распространили информацию об этом среди жителей Лхасы. [30] 10 марта несколько тысяч [31] [32] [33] Тибетцы окружили дворец Далай-ламы, чтобы не дать ему уйти или быть удаленным. Огромная толпа собралась в ответ на слух о том, что китайцы планируют арестовать Далай-ламу, когда он отправился на культурное мероприятие в штаб-квартиру НОАК. [34] [35] Это ознаменовало начало восстания в Лхасе, хотя в декабре прошлого года китайские войска вступили в стычку с партизанами за пределами города. [18] Протестующие публично потребовали, чтобы Далай-лама не присутствовал на встрече с китайскими чиновниками, утверждая, что его похитят. [35] Хотя чиновники КПК настаивали на том, что ответственность за слухи несет «реакционный верхний слой» в Лхасе, невозможно определить точный источник. [36] Сначала насилие было направлено против тибетских чиновников, которые, как считалось, не защищали Далай-ламу и не были прокитайскими; нападения на китайцев начались позже. [4] Одной из первых жертв мафии стал старший лама Пагбалха Сойнам Гьямко, который работал с КНР в качестве члена Подготовительного комитета Тибетского автономного района, который был убит, а его тело тащила лошадь на глазах у толпы. на 2 километра (1,2 мили). [3] [35] Протестующие также начали использовать откровенно антикитайские лозунги, такие как «Китайцы должны уйти, оставьте Тибет тибетцам». [35]

По мере распространения протестов и насилия Далай-лама сообщил протестующим, что останется во дворце, но растущей толпе этого уже было недостаточно. Протестующие начали требовать независимости Тибета и призвали правительство Далай-ламы публично поддержать их действия. [35] На улицах Лхасы воздвиглись баррикады, а солдаты китайского правительства и силы тибетских повстанцев начали укреплять позиции внутри и вокруг Лхасы, готовясь к конфликту. Была рассмотрена петиция о поддержке вооруженных повстанцев за пределами города, а также обращение за помощью к индийскому консулу. Китайские и тибетские войска продолжали занимать позиции в течение следующих нескольких дней, при этом китайские артиллерийские орудия были развернуты в пределах досягаемости летнего дворца Далай-ламы Норбулинка . [35]

17 марта 1959 года. Тысячи тибетских женщин окружают дворец Потала, главную резиденцию Далай-ламы, в знак протеста против китайского правления и репрессий в Лхасе, Тибет. Через несколько часов начались бои, и Далай-лама был вынужден бежать в безопасное место в Индию. Фотография: АП

12 марта тысячи женщин собрались перед дворцом Потала в Лхасе на площадке под названием Дри-бу-Юл-Кхай Тханг. [10] [37] Лидером этой ненасильственной демонстрации был Памо Кусанг. [38] Эта демонстрация, известная теперь как День женского восстания, положила начало движению тибетских женщин за независимость. [10] 14 марта в том же месте тысячи женщин собрались на акцию протеста, которую возглавил «Гуртенг Кунсанг, член аристократической семьи Кунделинг и мать шестерых детей, который позже был арестован китайцами и расстрелян». [39]

Посоветовавшись с государственным оракулом и придя к выводу, что ситуация стала слишком нестабильной, Далай-лама и его ближайшие приближенные решили бежать из Лхасы. [40] 15 марта началась подготовка к эвакуации Далай-ламы из города, и тибетские войска были задействованы для обеспечения пути к бегству из Лхасы. 17 марта два артиллерийских снаряда разорвались возле дворца Далай-ламы. [4] [41] [42] спровоцировав его бегство в изгнание . Следующей ночью Далай-лама тайно покинул дворец и ускользнул из Лхасы вместе со своей семьей и небольшим количеством чиновников. Китайцы не особо охраняли Поталу, так как не верили в вероятность того, что Далай-лама попытается бежать. [43] Достигнув Лхоки , Далай-лама соединился с повстанцами Кхама, которые стали его защищать, и, достигнув Лхоцзе на индийской границе, провозгласил восстановление независимости Тибета. [40]

Последние бои восстания произошли в Джоханге (на фото 1938 год).
Джоканг , на крыше которого последние тибетские повстанцы разместили пулеметы для защиты от НОАК. [44]

Слухи об исчезновении Далай-ламы начали быстро распространяться на следующий день, хотя большинство все еще считало, что он находился во дворце. Тем временем ситуация в городе становилась все более напряженной, поскольку протестующие захватили несколько пулеметов. [44] В этот момент остатки Тибетской армии . к рядам протестующих присоединились [45] 20 марта китайская армия в ответ обстреляла Норбулинку, чтобы разогнать толпу, и следующей ночью разместила свои войска у баррикады, разделившей город на северную и южную части. Битва началась рано утром следующего дня и оказалась «кровавой». Уличные бои продолжались следующие три дня. [44] [21] Последнее тибетское сопротивление было сосредоточено в Джоканге , где беженцы Кхампа установили пулеметы, в то время как большое количество тибетцев с почтением обходили храм. НОАК начала атаковать Джоканг 23 марта, после чего последовал упорный трехчасовой бой с многочисленными жертвами с обеих сторон. В конце концов китайцам удалось прорваться с помощью танка, после чего они подняли на храме флаг Китая , положив конец восстанию. [44] Сообщается, что улицы Лхасы были завалены трупами, и по меньшей мере 4000 человек были арестованы. [45]

Два британских писателя, Стюарт и Рома Гелдер, посетили дворец Ченсел Пходранг в Норбулинке в 1962 году и «обнаружили, что его содержимое тщательно сохранилось». [46]

Индийское правительство под руководством Неру выразило обеспокоенность тибетского народа и осудило Китай как агрессивную державу из-за жестокого подавления восстания НОАК. [47]

Участие Китайской Республики

[ редактировать ]

Пандацанг Рапга , прогоминдановский революционный лидер и прокитайский Кхампа, сыграл важную роль в восстании против коммунистов. [ нужна ссылка ] Гоминьдан имел опыт использования бойцов Кхампы как против тибетского правительства Далай-ламы, так и для борьбы с китайской Красной армией. [ нужна ссылка ] Рапга продолжал сотрудничать с правительством Китайской Республики после того, как бежал на Тайвань. [48] [49]

Правительство Китайской Республики не согласилось с правительством США по поводу того, должен ли Тибет быть независимым, поскольку Китайская республика утверждала, что Тибет является частью своей территории. Рапга согласился с планом, согласно которому восстание против коммунистов будет включать антифеодализм, земельную реформу, современное правительство и передачу власти народу. [50]

Китайская Республика продолжала претендовать на Тибет как на неотъемлемую часть своей территории в соответствии со своей конституцией , вопреки заявлениям Центральной тибетской администрации Далай-ламы, которая претендовала на независимость Тибета.

После тибетского восстания 1959 года Чан Кайши объявил в своем «Письме тибетским соотечественникам» ( китайский : 告西藏同胞書 ; пиньинь : Гао Сизан Тонгбао Шу ), что политика Китайской Республики будет заключаться в том, чтобы помочь тибетской диаспоре свергнуть Народную Республику. . Господство Китая в Тибете Комиссия по делам Монголии и Тибета направила в Индию секретных агентов для распространения прогоминдановской и антикоммунистической пропаганды среди тибетских изгнанников. С 1971 по 1978 год MTAC также набирал этнических тибетских детей из Индии и Непала для обучения на Тайване, рассчитывая, что они будут работать на правительство Китайской Республики, которое вернется на материк. В 1994 году ассоциация ветеранов тибетского партизанского отряда Чуши Гангдрук встретилась с MTAC и согласилась с принципом единого Китая Гоминьдана . Далай-ламы В ответ Центральная тибетская администрация запретила всем изгнанным тибетцам контактировать с MTAC.

Тибетцы на Тайване, в основном выходцы из племени Кхам, поддерживают позицию Китайской Республики о том, что Тибет является частью Китайской Республики, и были против как тибетского сообщества изгнанников в Индии, живущего под властью Тибетского правительства в изгнании (TGIE). и коммунисты в материковом Китае, причем некоторые считают, что они скомпрометировали дело Тибета, признав юридический суверенитет Китайской Республики. Однако первый визит Далай-ламы на Тайвань в 1997 году, как утверждается, несколько улучшил общие отношения между двумя общинами, хотя «напряжение» якобы все еще существует между ними из-за значительных разногласий. Визит Далай-ламы также позволил тибетцам посетить Тайвань, не связываясь напрямую с Комиссией по делам Монголии и Тибета , а некоторые тибетцы на Тайване (например, Чанга Церинг, действующий член комитета MTAC) впоследствии присутствовали на праздновании визита Далай-ламы в 1997 году. [51]

Тибетская община на Тайване также ранее была разделена между лояльностью к Далай-ламе и тайваньским MTAC, хотя MTAC был официально распущен в 2017 году. Таким образом, сотрудники и обязанности комиссии были официально переданы в два места: Монгольский и Тибетский культурный центр под управлением Министерство культуры и расширенный Департамент по делам Гонконга, Макао, Внутренней Монголии и Тибета при Совете по делам материкового Китая . [52] [53]

Китаевед Колин Маккеррас утверждает: «В марте 1959 года в Тибете произошло крупное восстание против китайского правления, которое было подавлено ценой большого кровопролития и длительного ожесточения со стороны тибетцев». [54] TGIE сообщает по-разному: о 85 000, 86 000 и 87 000 смертях тибетцев во время восстания, что объясняется «секретными китайскими документами, захваченными партизанами». [18] [21] Тибетолог Том Грюнфельд сказал, что «правдивость такого утверждения трудно проверить». [55] Уоррен В. Смит, корреспондент Радио Свободная Азия , пишет, что «секретные документы» взяты из отчета НОАК 1960 года, захваченного партизанами в 1966 году, а цифры впервые были опубликованы TGIE в Индии в 1990 году. Смит утверждает, что в документах говорилось: что 87 000 «врагов были уничтожены», но он не понимает «уничтожено» как «убитое», как это делает TGIE. [56] Демограф Ян Хао не смог найти упоминаний ни о какой такой фигуре в опубликованной речи и заключил: «Если эти источники TGIE не против фальсифицировать китайские источники в открытых публикациях, как они могут ожидать, что люди поверят их цитатам о так называемых Китайские секретные внутренние документы и речи, оригиналы которых никогда не доступны независимым исследователям?» [56]

В ходе восстания было убито около 2000 солдат НОАК. [57] [ нужен лучший источник ]

Последствия

[ редактировать ]

Три крупнейших монастыря Лхасы — Сера , Ганден и Дрепунг — серьезно пострадали в результате обстрелов, причем Сера и Дрепунг были повреждены практически без возможности восстановления. По данным TGIE, оставшиеся в Лхасе члены телохранителей Далай-ламы были разоружены и публично казнены вместе с тибетцами, у которых было обнаружено оружие в своих домах. Тысячи тибетских монахов были казнены или арестованы, а монастыри и храмы вокруг города были разграблены или разрушены. [18]

После демонстрации «Женского восстания» 12 марта многие участвовавшие в ней женщины были заключены в тюрьму, в том числе лидер демонстрации Памо Кусанг. «Некоторые из них подверглись пыткам, умерли в тюрьме или были казнены». [38] Эта демонстрация, известная как День женского восстания, положила начало движению тибетских женщин за независимость. [10]

Офицер ЦРУ Брюс Уокер, курировавший операции обученных ЦРУ тибетских агентов , был обеспокоен враждебностью, которую тибетцы проявляли по отношению к его агентам: «радиогруппы испытывали серьезное сопротивление со стороны населения внутри Тибета». [58] ЦРУ обучало тибетцев с 1957 по 1972 год в Соединенных Штатах и ​​отправляло их с парашютом обратно в Тибет для организации восстаний против НОАК. В одном инциденте об одном агенте немедленно сообщил его собственный брат, и все трое агентов команды были арестованы. С ними не обращались плохо. Менее чем через месяц пропагандистских сессий их препроводили к индийской границе и отпустили. [59]

В апреле 1959 года 19-летний Панчен-лама , второй по рангу духовный лидер Тибета, проживающий в Шигадзе , призвал тибетцев поддержать китайское правительство. [60] Однако после турне по Тибету в мае 1962 года он написал документ, известный как « Петиция 70 000 персонажей» . Документ был адресован Чжоу Эньлаю , и в нем он критиковал злоупотребления Китая в Тибете . Вскоре после этого он встретился с Чжоу, чтобы обсудить документ. Изложенная петиция касалась жестокого подавления тибетского народа как во время, так и после вторжения НОАК в Тибет. [61] и страдания людей в «Большом скачке вперед» . В этом документе он подверг критике подавление, которое китайские власти провели в отместку за тибетское восстание 1959 года. [62] Но в октябре 1962 года власти КНР, занимавшиеся населением, подвергли петицию критике. Председатель Мао назвал петицию «...   , отравленной стрелой выпущенной в партию реакционными феодальными правителями». В 1967 году Панчен-лама был официально арестован и заключен в тюрьму до своего освобождения в 1977 году. [63]

В июне 1959 года буддийский монах Палден Гьяцо был арестован китайскими властями за участие в демонстрации во время мартовского восстания. [64] Следующие 33 года он провел в китайских тюрьмах и лаогаях. [65] или лагеря «исправление через труд» - самый длительный срок для любого тибетского политического заключенного. [66] [67] «Его заставляли участвовать в варварских занятиях по перевоспитанию, и его пытали различными методами, в том числе избивали дубинкой с гвоздями, били электрическим током, в результате чего у него остались шрамы на языке и выпали зубы, избивали кнутом когда его заставляли тянуть железный плуг и морили голодом». [68] приводящие к необратимым физическим повреждениям. [69] [70] [71] Освобожденный в 1992 году, он сбежал в Дхарамсалу в Индии, где находится TGIE, и стал всемирно известным активистом, борющимся за независимость Тибета. [ нужна ссылка ]

Китайские власти интерпретировали восстание как восстание тибетской элиты против коммунистических реформ, которые улучшали жизнь тибетских крепостных . С другой стороны, тибетские и сторонние источники обычно интерпретировали это как народное восстание против иностранного китайского присутствия. Историк Церинг Шакья утверждал, что это было народное восстание как против китайцев, так и против правительства Лхасы, которое было воспринято как неспособное защитить авторитет и безопасность Далай-ламы от китайцев. [72]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Одновременное восстание произошло в Кхаме и Амдо.
  1. ^ Ван Шайк 2013 , с. 234: «Тем временем толпа возле Норбулинки начала назначать представителей, и формировалось руководство, состоящее из простых людей, а не из аристократии. Шестьдесят из этих представителей были приглашены внутрь, и им было передано послание Далай-ламы».
  2. ^ Цзянь 2006 .
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ван Шайк 2013 , с. 234.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Шакья 1999 , стр. 186–191.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Робин 2020 , с. 13.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кродди 2022 , с. 687.
  7. ^ Гайо-Решар 2017 , стр. 165, 172.
  8. ^ Ли, Цзянлинь (2016). Тибет в агонии . Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-97370-1 .
  9. ^ Луо, Силинг (22 июня 2016 г.) «Что на самом деле произошло в тайной войне в Тибете? (Часть 2)» . The New York Times (на китайском языке). Архивировано 3 марта 2021 г. Проверено 15 июля 2020 г. .
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Гьяцо, Его Святейшество Далай-лама XIV, Тензин (18 ноября 2011 г.). «Генезис борьбы тибетских женщин за независимость» . tibetanwomen.org . Ассоциация тибетских женщин. Архивировано из оригинала 30 января 2019 года . Проверено 30 января 2019 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  11. ^ Норбу, Джамьянг (20 марта 2009 г.). «Уоррен Смит о «Дне освобождения крепостных» » . Теневой Тибет. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 10 марта 2021 г.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Гюйо-Решар 2017 , с. 172.
  13. ^ Грюнфельд 1996 , с. 9.
  14. ^ Норбу, Дорва (сентябрь 1978 г.). «Когда китайцы пришли в Тибет | Совет Карнеги по этике в международных отношениях» . www.carnegiecouncil.org . Архивировано из оригинала 21 марта 2020 года . Проверено 8 февраля 2018 г.
  15. ^ Кнаус 1999 , с. 71.
  16. ^ Кнаус 1999 , с. 134.
  17. ^ Кнаус 1999 , с. 86.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Официальный сайт тибетского правительства в изгнании. История, ведущая к 10 марта 1959 года. Архивировано 4 сентября 2019 года в Wayback Machine . 7 сентября 1998 г. Проверено 16 марта 2008 г.
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Чуши Гангдрук» . Архивировано из оригинала 25 марта 2008 года.
  20. ^ «Отчет о состоянии тибетских операций» . Кабинет историка . 26 января 1968 года. Архивировано из оригинала 11 ноября 2020 года . Проверено 20 августа 2017 г.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Внутренняя история черных рук ЦРУ в Тибете» . Американский зритель . Декабрь 1997 года. Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года . Проверено 28 февраля 2009 г.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Цзянь 2006 , с. 69 [ мертвая ссылка ]
  23. ^ Смит 1997 , с. 443.
  24. ^ Смит 1997 , с. 444.
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Ван Шайк 2013 , с. 232.
  26. ^ Нгапои Нгаванг Джигме (1988). Правда о тибетском восстании 1959 года. [Правдивые факты о событии 10 марта 1959 года]. news.ifeng.com (на упрощенном китайском языке). Архивировано из оригинала 24 сентября 2018 года . Проверено 27 ноября 2018 года. При встрече с ними в своей спальне Далай-лама предложил: « Я слышал, что новое представление, представленное Художественной труппой Тибетского военного округа после учебы на материке, очень хорошее, я хотел бы увидеть его один раз, пожалуйста, примите меры». Политический комиссар Тан и заместитель командующего Дэн немедленно согласились и сообщили об этом Далай-ламе. что это дело очень важное, с ним легко справиться. Если Далай-лама подтвердит время, военный округ может в любое время послать в Норбулинку художественную труппу, чтобы дать ему специальное представление. Далай-лама сказал, что ехать в Норбулингку неудобно, потому что там нет ни сцены, ни оборудования, поэтому спектакль был поставлен в зале военного округа, и он пошел его посмотреть. [Во время встречи с ними (Тан Гуансань и Дэн Шаодун) в своей комнате Далай-лама обратился с просьбой: «Я слышал, что после того, как культурная рабочая группа Тибетского военного округа завершила обучение в самом Китае, их новая программа оказалась успешной. очень хорошо, я бы хотел посетить одно такое представление, пожалуйста, организуйте это».]
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Лама, Далай (1990). Свобода в изгнании: автобиография Далай-ламы (1-е изд.). ХарперКоллинз. ISBN  0-06-039116-2 . OCLC   21949769 .
  28. В книге Далай-ламы « Свобода в изгнании » (1990) говорится, что «Генерал [Чжан Цзинву]   … объявил   … о создании новой танцевальной труппы   … Может быть, мне будет интересно их увидеть? Я ответил, что буду. Затем он сказал, что они могли выступать где угодно, но поскольку в китайском военном штабе была подходящая сцена с рампой, возможно, было бы лучше, если бы я мог пойти туда. Это имело смысл, поскольку в Норбулинке таких помещений не было, поэтому я дал понять, что пойду туда. рад это сделать» (с. 130).
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ван Шайк 2013 , с. 233.
  30. ^ Шакья 1999 , с. 188-189.
  31. ^ Аведон 1997 , с. 50 говорит о 30 000
  32. ^ Тибетское восстание 1959 года | Свободный Тибет. Архивировано 5 мая 2012 г. в Wayback Machine. Число экземпляров достигает 300 000.
  33. ^ Расскажите вам настоящий Тибет - Как произошло вооруженное восстание 1959 года? Архивировано 3 декабря 2008 г. в Wayback Machine , People's Daily Online , 17 апреля 2008 г. (Выдержки из книги «Тибет – его собственность и ситуация с правами человека», опубликованные Информационным бюро Государственного совета Китайской Народной Республики): «На следующее утро, повстанцы заставили более 2000 человек собраться в Норбу Лингке, распространяя слухи о том, что «командование военного округа планирует отравить Далай-ламу» и выкрикивая такие лозунги, как «Независимость Тибета» и «Долой ханьцев»».
  34. ^ Цзянь 2006 , с. 71.
  35. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Гюйо-Решар 2017 , с. 165.
  36. ^ Цзянь 2006 , с. 72.
  37. ^ «Тибетское восстание: 50 лет протеста» . Хранитель . 10 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 30 января 2019 г. . Проверено 30 января 2019 г.
  38. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ванденбринк, Рэйчел (5 марта 2012 г.). «Женщины активизируют тибетскую борьбу» . Радио Свободная Азия. Архивировано из оригинала 30 января 2019 года . Проверено 30 января 2019 г.
  39. ^ Ли, Цзянлинь (2016). Тибет в агонии: Лхаса, 1959 г. Издательство Гарвардского университета. п. 157. ИСБН  978-0-674-08889-4 . Архивировано из оригинала 31 января 2019 года . Проверено 30 января 2019 г.
  40. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гайо-Решар, 2017 , стр. 165–166.
  41. ^ Смит 1997 , с. 446.
  42. ^ Ричардсон 1984 , стр. 209–210.
  43. ^ Ван Шайк 2013 , стр. 235, 236.
  44. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ван Шайк 2013 , с. 236.
  45. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гюйо-Решар 2017 , с. 166.
  46. ^ Стюарт и Рома Гелдер, Своевременный дождь: Путешествия по Новому Тибету , в Monthly Review Press , Нью-Йорк, 1964, стр. 160: «Ему [далай-ламе] сказали, что это здание вместе с другими дворцами в Парке драгоценностей было разрушено китайской артиллерией вскоре после его ухода. Мы обнаружили, что его содержимое тщательно сохранилось».
  47. ^ «Индия и тибетское восстание» . Атлантика . Декабрь 1959 года. Архивировано из оригинала 20 июня 2023 года . Проверено 20 июня 2023 г.
  48. ^ Гарвер 1997 , с. 172.
  49. ^ Гарвер 1997 , с. 170.
  50. ^ Гарвер 1997 , с. 171.
  51. ^ Окава, Кенсаку (2007). «Уроки тибетцев на Тайване: их история, текущая ситуация и отношения с тайваньским национализмом» (PDF) . Мемуары Института культуры Востока . 152 . Токийский университет : 588–589, 596, 599, 602–603, 607. Архивировано из оригинала (PDF) 24 апреля 2012 г.
  52. ^ Чанг, Лоуренс (16 августа 2017 г.). «Тайвань призывает время комиссии по делам Монголии и Тибета» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Архивировано из оригинала 25 июня 2020 года . Проверено 26 апреля 2020 г. .
  53. ^ Шарлье, Филипп (14 августа 2017 г.). «Комиссия по делам Монголии и Тибета будет распущена: Лим аплодирует» . Тайваньские английские новости . Архивировано из оригинала 15 июля 2018 года . Проверено 14 августа 2017 г.
  54. ^ Маккеррас, Колин (1988). «Драма в Тибетском автономном районе». Азиатский театральный журнал . 5 (2): 198–219. JSTOR   25161492 .
  55. ^ Грюнфельд 1996 , с. 247.
  56. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хао, Ян (март 2000 г.). «Тибетское население в Китае: новый взгляд на мифы и факты» (PDF) . Азиатская национальность . 1 (1): 20. дои : 10.1080/146313600115054 . S2CID   18471490 . Архивировано (PDF) из оригинала 14 мая 2011 года . Проверено 2 января 2011 г.
  57. ^ «Китай/Тибет (1950 – настоящее время)» . Университет Центрального Арканзаса . Архивировано из оригинала 13 сентября 2018 года . Проверено 9 августа 2018 г.
  58. ^ Конбой и Моррисон 2002 , с. 220.
  59. ^ Конбой и Моррисон 2002 , с. 213.
  60. ^ Фейгон 1996, стр. 163
  61. Десятый Панчен-лама. Архивировано 23 ноября 2008 г. в Wayback Machine.
  62. ^ Заложник Пекина: Похищение Панчен-ламы, Жиль Ван Грасдорф, 1999, ISBN   978-1-86204-561-3 fr: Петиция в 70 000 символов.
  63. ^ Международная кампания за Тибет, «Международная кампания за Тибет: Кампании: Панчен-лама: 10-й Панчен-лама» . Архивировано из оригинала 23 ноября 2008 года.
  64. ^ Спенсер, Метта (март – апрель 1998 г.). «Сердце тибетского сопротивления» . Журнал Мира. Архивировано из оригинала 24 июля 2020 года . Проверено 8 января 2019 г.
  65. ^ «Предусмотреть определенные меры по усилению контроля за продукцией Китайской Народной Республики, произведенной с использованием принудительного труда» . gpo.gov . Отчет Конгресса, том 143, номер 153, 5 ноября 1997 г. Архивировано из оригинала 10 декабря 2018 г. Проверено 8 января 2019 г.
  66. ^ Розенталь, AM В моих мыслях; Вы — Палден Гьяцо , The New York Times , 11 апреля 1995 г.
  67. ^ Хакенпатер, Виктория (1 октября 1996 г.). «Испытание Бодхисаттвы/» . Снежный лев. Архивировано из оригинала 30 ноября 2018 года . Проверено 8 января 2019 г.
  68. ^ Питтман, конгрессмен Майкл. «Посвящение Палдену Гьяцо» . 109-й Конгресс, 2-я сессия. Выпуск: Том. 152, № 84, 26 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 10 декабря 2018 г. . Проверено 8 января 2019 г.
  69. ^ Уоллер, Дуглас (24 июня 2001 г.). «Оружие пыток» . Время. Архивировано из оригинала 27 ноября 2020 года . Проверено 8 января 2019 г.
  70. ^ «Пытки и безнаказанность: 29 случаев тибетских политических заключенных» . savetibet.org . Международная кампания за Тибет. 27 февраля 2015 г. Архивировано из оригинала 19 января 2019 г. . Проверено 8 января 2019 г.
  71. ^ Моффетт, Шеннон (2 мая 2000 г.). «Монах размышляет о времени в тюрьме» . № 50. Стэнфорд Дейли. Архивировано из оригинала 30 ноября 2018 года . Проверено 8 января 2019 г.
  72. ^ «Обзор дракона в стране снегов: история современного Тибета с 1947 года» . Архивировано из оригинала 3 сентября 2009 года.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e6d734f84e09b12fe98bd9d19795c1c5__1717312440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e6/c5/e6d734f84e09b12fe98bd9d19795c1c5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1959 Tibetan uprising - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)