1959 Тибетское восстание
1959 Тибетское восстание | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть холодной войны | |||||||
Царонг Дазанг Драмдул и несколько тибетских монахов, захваченных НОАК во время восстания | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Протестующие и партизаны Тибета и Кхампы
Одновременное восстание в Кхаме и Амдо:
| |||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Несколько лидеров [1] | Тан Гуансан | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
85 000–87 000 жертв (заявление TGIE) | 2000 убитых |
1959 Тибетское восстание | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | 1959 Тибетское восстание | ||
Упрощенный китайский | 1959 Тибетское восстание | ||
| |||
1959 Тибетское вооруженное восстание. | |||
Традиционный китайский | 1959 Тибетское вооруженное восстание | ||
Упрощенный китайский | 1959 Тибетское вооруженное восстание | ||
| |||
1959 Тибетское движение против беспорядков. | |||
Традиционный китайский | 1959 Тибетское движение сопротивления | ||
Упрощенный китайский | 1959 Тибетское движение сопротивления | ||
| |||
1959 Тибетские волнения | |||
Традиционный китайский | 1959 Тибетские беспорядки | ||
Упрощенный китайский | 1959 Тибетские беспорядки | ||
|
История Тибета |
---|
См. также |
Азиатский портал • Китайский портал |
( Тибетское восстание 1959 года также известное под другими названиями ) началось 10 марта 1959 года, когда вспыхнуло восстание в Лхасе , столице Тибета , которая находилась под эффективным контролем Китайской Народной Республики (КНР) со времени Соглашения из Семнадцати пунктов. было достигнуто в 1951 году. [2] Первоначальное восстание произошло на фоне общей китайско-тибетской напряженности и неразберихи, поскольку тибетские протестующие опасались, что китайское правительство может арестовать 14-го Далай-ламу . Протесты также подогревались антикитайскими настроениями и сепаратизмом. [3] [4] [5] [6] [7] Поначалу восстание в основном состояло из мирных протестов, но быстро вспыхнули столкновения, и Народно-освободительная армия Китая (НОАК) в конечном итоге применила силу для подавления протестов. У некоторых протестующих было трофейное оружие. Последние этапы восстания включали тяжелые бои с большими потерями среди гражданского населения и военных. 14-й Далай-лама бежал из Лхасы, а 23 марта 1959 года город был полностью отбит китайскими силами безопасности. Тысячи тибетцев были убиты во время восстания 1959 года, но точное число погибших оспаривается.
Ранее в 1956 году вооруженный конфликт между тибетскими партизанами и НОАК начался в регионах Кхам и Амдо , подвергшихся социалистической реформе. Позже партизанская война распространилась на другие районы Тибета и продолжалась до 1962 года. Некоторые считают инцидент в Сюньхуа в 1958 году предвестником тибетского восстания. [8] [9]
Ежегодная годовщина восстания 10 марта отмечается изгнанными тибетцами как День тибетского восстания и День женского восстания. [10] 19 января 2009 года контролируемый КНР законодательный орган Тибетского автономного района выбрал 28 марта национальной годовщиной Дня освобождения крепостных . Американский тибетолог Уоррен В. Смит-младший описывает этот шаг как празднование «контрпропаганды» после волнений 10 марта 2008 года в Тибете . [11]
Имена
[ редактировать ]- Тибетское восстание 1959 года (используется Центральной тибетской администрацией )
- 1959 Тибетское вооруженное восстание (используется правительством Китайской Народной Республики)
- 1959 Тибетское движение по борьбе с беспорядками (используется правительством Китайской Республики)
- Беспорядки в Тибете 1959 года (обычно используются в китайской историографии)
- Антикитайское восстание 1959 года в Тибете. [5]
- Лхасское восстание [12]
Вооруженное сопротивление в Кхаме и Амдо
[ редактировать ]В 1951 году Соглашение из семнадцати пунктов между Китайской Народной Республикой и представителями Далай-ламы вступило в силу . Социалистические реформы, такие как перераспределение земли, в самом Тибете были отложены. Однако восточные Кхам и Амдо (западные провинции Сычуань / Сикан и Цинхай в китайской административной иерархии) находились за пределами администрации тибетского правительства в Лхасе и, таким образом, рассматривались скорее как другие китайские провинции, с полным перераспределением земель. Кхампы и кочевники Амдо традиционно владели собственной землей. [13] Вооруженное сопротивление вспыхнуло в Амдо и восточном Кхаме в июне 1956 года. [ нужна ссылка ]
До вторжения НОАК отношения между Лхасой и вождями Кхампы ухудшились, хотя Кхампа все время сохранял духовную верность Далай-ламе. Из-за этих напряженных отношений кхампа фактически помогала китайским коммунистам в их первоначальном вторжении, прежде чем стать партизанским сопротивлением, которым они теперь известны. [14] Пандацанг Рапга , прогоминдановский несколько бойцов Кхампы в обмен на признание тибетским правительством и прокитайский революционный лидер Кхампы, предложил губернатору Чамдо Нгабо Нгавангу Джигме независимости Кхама. Нгабо отказался от этого предложения. После поражения тибетской армии в Чамдо Рапга стал посредником в переговорах между КНР и тибетскими повстанцами. [ нужна ссылка ]
Рапга и Топгей вели переговоры с китайцами во время их нападения на Чамдо. Хампас либо перешел на сторону китайских сил НОАК, либо вообще не воевал. Атака НОАК увенчалась успехом. [15]
К 1957 году в Кхаме царил хаос. Нападения бойцов сопротивления и репрессии Народно-освободительной армии против групп сопротивления Кхампа, таких как Чуши Гангдрук, становились все более жестокими. [16] Монашеские сети Кхама стали использоваться партизанами для передачи сообщений и укрытия повстанцев. [17] Карательные удары были нанесены китайским правительством по тибетским деревням и монастырям. Тибетские изгнанники утверждают, что угрозы разбомбить дворец Потала и Далай-ламу были высказаны китайскими военными командирами в попытке запугать партизанские силы и заставить их подчиниться. [18]
Лхаса продолжала соблюдать соглашение из семнадцати пунктов и направила в Кхам делегацию для подавления восстания. Поговорив с лидерами повстанцев, делегация вместо этого присоединилась к восстанию. [19] Лидеры Кхама связались с Центральным разведывательным управлением (ЦРУ), но ЦРУ под руководством президента Дуайта Д. Эйзенхауэра настаивало на том, что для поддержки повстанцев требуется официальный запрос из Лхасы. Лхаса не предприняла никаких действий. [19] В конце концов ЦРУ начало оказывать тайную поддержку восстанию без вестей из Лхасы. [20] К тому времени восстание распространилось на Лхасу, которая наполнилась беженцами из Амдо и Кхама. [21] Оппозиция китайскому присутствию в Тибете росла в городе Лхаса.
В середине февраля 1959 года администрация ЦК КПК распространила внутренний отчет агентства новостей Синьхуа о том, как «восстания в тибетском регионе набрали темп и переросли в почти полномасштабное восстание», в «отчете о ситуации» для высшего руководства КПК. лидеры. [22]
На следующий день китайский лидер ознакомился с докладом оперативного управления Генерального штаба НОАК , в котором описывались восстания тибетцев в Сычуани, Юньнани , Ганьсу и Цинхае. Он еще раз подчеркнул, что «такие восстания чрезвычайно благоприятны для нас, потому что они принесут нам пользу, помогая обучать наши войска, обучать людей и давая достаточные основания для подавления восстания и проведения всеобъемлющих реформ в будущем». [22]
НОАК использовала солдат Хуэй , которые ранее служили под командованием Ма Буфана, для подавления тибетского восстания в Амдо. [23] Хуэйская кавалерия располагалась в Южном Кхаме. [24] Ситуация во всем Тибете становилась все более напряженной, поскольку все большее число тибетцев начало поддерживать восстание Кхампы. [25] в то время как среди тибетцев распространялась «антикитайская коммунистическая агитация». [6] Региональное правительство в Лхасе не хотело ни поддерживать восстание, ни публично выступать против него. [25] [12] Неудовлетворенная Коммунистическая партия Китая оказала давление на правительство Далай-ламы, чтобы оно присоединилось к операциям против повстанцев, и дала все более ясно понять, что распространение повстанческого движения приведет к «тотальным репрессиям» в Тибете. [12] В этой нестабильной ситуации китайские генералы, проживающие в Лхасе, были вызваны обратно в материковый Китай, оставив во главе неопытного командующего НОАК Тан Гуансена. [25] как раз в тот момент, когда приближалась дата Молитвенного фестиваля Монлам . Ранее этот фестиваль использовался участниками для выражения «антикитайских настроений». [12]
Лхасское восстание
[ редактировать ]По словам историка Церинга Шакья , китайское правительство оказывало давление на Далай-ламу, чтобы тот принял участие во Всекитайском собрании народных представителей в апреле 1959 года, чтобы восстановить имидж Китая по отношению к этническим меньшинствам после восстания Кхампа. [26] [ нужен неосновной источник ] 7 февраля 1959 года, в знаменательный день тибетского календаря, Далай-лама присутствовал на религиозном танце, после которого исполняющий обязанности представителя в Тибете Тан Гуансань предложил Далай-ламе возможность увидеть выступление танцевальной труппы родом из Лхасы в Норбулинка , чтобы отпраздновать получение Далай-ламой степени геше-лхарампы. [25] По воспоминаниям Далай-ламы, приглашение поступило от китайского генерала Чжан Цзинву , который предложил провести выступление в китайском военном штабе; Далай-лама заявляет, что согласился. [27] : 130 [28] Однако тибетолог Сэм ван Шайк заявил, что именно Далай-лама предложил провести танец в военном штабе, поскольку Норбулинка была слишком маленькой. Обе стороны еще не договорились о дате, и Далай-лама, казалось, выбросил это событие из головы, сосредоточившись вместо этого на текущих экзаменах на степень геше, а также на молитвенном фестивале Монлам. [25]
Кроме Тана и Далай-ламы, о планах танца, похоже, никто не был проинформирован. [25] В результате дата запланированного выступления была окончательно определена только 5 раз. [4] или за 3 дня до этого, когда Тан напомнил Далай-ламе о танце; последний затем предложил 10 марта. Судя по всему, решение было принято спонтанно. [29] Ни Кашаг , ни телохранители Далай-ламы не были проинформированы о планах Далай-ламы. [29] пока китайские официальные лица не проинформировали их 9 марта, за день до запланированного выступления, и не настояли на том, что они позаботятся о безопасности Далай-ламы. [18] В мемуарах Далай-ламы говорится, что 9 марта китайцы сказали его главному телохранителю, что хотят, чтобы Далай-лама на экскурсию посмотрел постановку, проводимую «в абсолютной секретности». [27] : 132 и без каких-либо вооруженных тибетских телохранителей, которые «все казались странными просьбами и вызвали много дискуссий» среди советников Далай-ламы. [27] : 132 Некоторые члены Кашага были встревожены и обеспокоены тем, что Далай-ламу могут похитить, вспоминая пророчество, в котором говорилось, что Далай-лама не должен покидать свой дворец. [4] [29]
Тибет независим! Китайцы покидают Тибет!
Лозунги, которые использовали протестующие во время раннего восстания [3]
По словам историка Церинга Шакья , некоторые тибетские правительственные чиновники опасались, что разрабатываются планы похищения Далай-ламы китайцами, и распространили информацию об этом среди жителей Лхасы. [30] 10 марта несколько тысяч [31] [32] [33] Тибетцы окружили дворец Далай-ламы, чтобы не дать ему уйти или быть удаленным. Огромная толпа собралась в ответ на слух о том, что китайцы планируют арестовать Далай-ламу, когда он отправился на культурное мероприятие в штаб-квартиру НОАК. [34] [35] Это ознаменовало начало восстания в Лхасе, хотя в декабре прошлого года китайские войска вступили в стычку с партизанами за пределами города. [18] Протестующие публично потребовали, чтобы Далай-лама не присутствовал на встрече с китайскими чиновниками, утверждая, что его похитят. [35] Хотя чиновники КПК настаивали на том, что ответственность за слухи несет «реакционный верхний слой» в Лхасе, невозможно определить точный источник. [36] Сначала насилие было направлено против тибетских чиновников, которые, как считалось, не защищали Далай-ламу и не были прокитайскими; нападения на китайцев начались позже. [4] Одной из первых жертв мафии стал старший лама Пагбалха Сойнам Гьямко, который работал с КНР в качестве члена Подготовительного комитета Тибетского автономного района, который был убит, а его тело тащила лошадь на глазах у толпы. на 2 километра (1,2 мили). [3] [35] Протестующие также начали использовать откровенно антикитайские лозунги, такие как «Китайцы должны уйти, оставьте Тибет тибетцам». [35]
По мере распространения протестов и насилия Далай-лама сообщил протестующим, что останется во дворце, но растущей толпе этого уже было недостаточно. Протестующие начали требовать независимости Тибета и призвали правительство Далай-ламы публично поддержать их действия. [35] На улицах Лхасы воздвиглись баррикады, а солдаты китайского правительства и силы тибетских повстанцев начали укреплять позиции внутри и вокруг Лхасы, готовясь к конфликту. Была рассмотрена петиция о поддержке вооруженных повстанцев за пределами города, а также обращение за помощью к индийскому консулу. Китайские и тибетские войска продолжали занимать позиции в течение следующих нескольких дней, при этом китайские артиллерийские орудия были развернуты в пределах досягаемости летнего дворца Далай-ламы Норбулинка . [35]
12 марта тысячи женщин собрались перед дворцом Потала в Лхасе на площадке под названием Дри-бу-Юл-Кхай Тханг. [10] [37] Лидером этой ненасильственной демонстрации был Памо Кусанг. [38] Эта демонстрация, известная теперь как День женского восстания, положила начало движению тибетских женщин за независимость. [10] 14 марта в том же месте тысячи женщин собрались на акцию протеста, которую возглавил «Гуртенг Кунсанг, член аристократической семьи Кунделинг и мать шестерых детей, который позже был арестован китайцами и расстрелян». [39]
Посоветовавшись с государственным оракулом и придя к выводу, что ситуация стала слишком нестабильной, Далай-лама и его ближайшие приближенные решили бежать из Лхасы. [40] 15 марта началась подготовка к эвакуации Далай-ламы из города, и тибетские войска были задействованы для обеспечения пути к бегству из Лхасы. 17 марта два артиллерийских снаряда разорвались возле дворца Далай-ламы. [4] [41] [42] спровоцировав его бегство в изгнание . Следующей ночью Далай-лама тайно покинул дворец и ускользнул из Лхасы вместе со своей семьей и небольшим количеством чиновников. Китайцы не особо охраняли Поталу, так как не верили в вероятность того, что Далай-лама попытается бежать. [43] Достигнув Лхоки , Далай-лама соединился с повстанцами Кхама, которые стали его защищать, и, достигнув Лхоцзе на индийской границе, провозгласил восстановление независимости Тибета. [40]
Слухи об исчезновении Далай-ламы начали быстро распространяться на следующий день, хотя большинство все еще считало, что он находился во дворце. Тем временем ситуация в городе становилась все более напряженной, поскольку протестующие захватили несколько пулеметов. [44] В этот момент остатки Тибетской армии . к рядам протестующих присоединились [45] 20 марта китайская армия в ответ обстреляла Норбулинку, чтобы разогнать толпу, и следующей ночью разместила свои войска у баррикады, разделившей город на северную и южную части. Битва началась рано утром следующего дня и оказалась «кровавой». Уличные бои продолжались следующие три дня. [44] [21] Последнее тибетское сопротивление было сосредоточено в Джоканге , где беженцы Кхампа установили пулеметы, в то время как большое количество тибетцев с почтением обходили храм. НОАК начала атаковать Джоканг 23 марта, после чего последовал упорный трехчасовой бой с многочисленными жертвами с обеих сторон. В конце концов китайцам удалось прорваться с помощью танка, после чего они подняли на храме флаг Китая , положив конец восстанию. [44] Сообщается, что улицы Лхасы были завалены трупами, и по меньшей мере 4000 человек были арестованы. [45]
Два британских писателя, Стюарт и Рома Гелдер, посетили дворец Ченсел Пходранг в Норбулинке в 1962 году и «обнаружили, что его содержимое тщательно сохранилось». [46]
Индийское правительство под руководством Неру выразило обеспокоенность тибетского народа и осудило Китай как агрессивную державу из-за жестокого подавления восстания НОАК. [47]
Участие Китайской Республики
[ редактировать ]Пандацанг Рапга , прогоминдановский революционный лидер и прокитайский Кхампа, сыграл важную роль в восстании против коммунистов. [ нужна ссылка ] Гоминьдан имел опыт использования бойцов Кхампы как против тибетского правительства Далай-ламы, так и для борьбы с китайской Красной армией. [ нужна ссылка ] Рапга продолжал сотрудничать с правительством Китайской Республики после того, как бежал на Тайвань. [48] [49]
Правительство Китайской Республики не согласилось с правительством США по поводу того, должен ли Тибет быть независимым, поскольку Китайская республика утверждала, что Тибет является частью своей территории. Рапга согласился с планом, согласно которому восстание против коммунистов будет включать антифеодализм, земельную реформу, современное правительство и передачу власти народу. [50]
Китайская Республика продолжала претендовать на Тибет как на неотъемлемую часть своей территории в соответствии со своей конституцией , вопреки заявлениям Центральной тибетской администрации Далай-ламы, которая претендовала на независимость Тибета.
После тибетского восстания 1959 года Чан Кайши объявил в своем «Письме тибетским соотечественникам» ( китайский : 告西藏同胞書 ; пиньинь : Гао Сизан Тонгбао Шу ), что политика Китайской Республики будет заключаться в том, чтобы помочь тибетской диаспоре свергнуть Народную Республику. . Господство Китая в Тибете Комиссия по делам Монголии и Тибета направила в Индию секретных агентов для распространения прогоминдановской и антикоммунистической пропаганды среди тибетских изгнанников. С 1971 по 1978 год MTAC также набирал этнических тибетских детей из Индии и Непала для обучения на Тайване, рассчитывая, что они будут работать на правительство Китайской Республики, которое вернется на материк. В 1994 году ассоциация ветеранов тибетского партизанского отряда Чуши Гангдрук встретилась с MTAC и согласилась с принципом единого Китая Гоминьдана . Далай-ламы В ответ Центральная тибетская администрация запретила всем изгнанным тибетцам контактировать с MTAC.
Тибетцы на Тайване, в основном выходцы из племени Кхам, поддерживают позицию Китайской Республики о том, что Тибет является частью Китайской Республики, и были против как тибетского сообщества изгнанников в Индии, живущего под властью Тибетского правительства в изгнании (TGIE). и коммунисты в материковом Китае, причем некоторые считают, что они скомпрометировали дело Тибета, признав юридический суверенитет Китайской Республики. Однако первый визит Далай-ламы на Тайвань в 1997 году, как утверждается, несколько улучшил общие отношения между двумя общинами, хотя «напряжение» якобы все еще существует между ними из-за значительных разногласий. Визит Далай-ламы также позволил тибетцам посетить Тайвань, не связываясь напрямую с Комиссией по делам Монголии и Тибета , а некоторые тибетцы на Тайване (например, Чанга Церинг, действующий член комитета MTAC) впоследствии присутствовали на праздновании визита Далай-ламы в 1997 году. [51]
Тибетская община на Тайване также ранее была разделена между лояльностью к Далай-ламе и тайваньским MTAC, хотя MTAC был официально распущен в 2017 году. Таким образом, сотрудники и обязанности комиссии были официально переданы в два места: Монгольский и Тибетский культурный центр под управлением Министерство культуры и расширенный Департамент по делам Гонконга, Макао, Внутренней Монголии и Тибета при Совете по делам материкового Китая . [52] [53]
Потери
[ редактировать ]Китаевед Колин Маккеррас утверждает: «В марте 1959 года в Тибете произошло крупное восстание против китайского правления, которое было подавлено ценой большого кровопролития и длительного ожесточения со стороны тибетцев». [54] TGIE сообщает по-разному: о 85 000, 86 000 и 87 000 смертях тибетцев во время восстания, что объясняется «секретными китайскими документами, захваченными партизанами». [18] [21] Тибетолог Том Грюнфельд сказал, что «правдивость такого утверждения трудно проверить». [55] Уоррен В. Смит, корреспондент Радио Свободная Азия , пишет, что «секретные документы» взяты из отчета НОАК 1960 года, захваченного партизанами в 1966 году, а цифры впервые были опубликованы TGIE в Индии в 1990 году. Смит утверждает, что в документах говорилось: что 87 000 «врагов были уничтожены», но он не понимает «уничтожено» как «убитое», как это делает TGIE. [56] Демограф Ян Хао не смог найти упоминаний ни о какой такой фигуре в опубликованной речи и заключил: «Если эти источники TGIE не против фальсифицировать китайские источники в открытых публикациях, как они могут ожидать, что люди поверят их цитатам о так называемых Китайские секретные внутренние документы и речи, оригиналы которых никогда не доступны независимым исследователям?» [56]
В ходе восстания было убито около 2000 солдат НОАК. [57] [ нужен лучший источник ]
Последствия
[ редактировать ]Три крупнейших монастыря Лхасы — Сера , Ганден и Дрепунг — серьезно пострадали в результате обстрелов, причем Сера и Дрепунг были повреждены практически без возможности восстановления. По данным TGIE, оставшиеся в Лхасе члены телохранителей Далай-ламы были разоружены и публично казнены вместе с тибетцами, у которых было обнаружено оружие в своих домах. Тысячи тибетских монахов были казнены или арестованы, а монастыри и храмы вокруг города были разграблены или разрушены. [18]
После демонстрации «Женского восстания» 12 марта многие участвовавшие в ней женщины были заключены в тюрьму, в том числе лидер демонстрации Памо Кусанг. «Некоторые из них подверглись пыткам, умерли в тюрьме или были казнены». [38] Эта демонстрация, известная как День женского восстания, положила начало движению тибетских женщин за независимость. [10]
Офицер ЦРУ Брюс Уокер, курировавший операции обученных ЦРУ тибетских агентов , был обеспокоен враждебностью, которую тибетцы проявляли по отношению к его агентам: «радиогруппы испытывали серьезное сопротивление со стороны населения внутри Тибета». [58] ЦРУ обучало тибетцев с 1957 по 1972 год в Соединенных Штатах и отправляло их с парашютом обратно в Тибет для организации восстаний против НОАК. В одном инциденте об одном агенте немедленно сообщил его собственный брат, и все трое агентов команды были арестованы. С ними не обращались плохо. Менее чем через месяц пропагандистских сессий их препроводили к индийской границе и отпустили. [59]
В апреле 1959 года 19-летний Панчен-лама , второй по рангу духовный лидер Тибета, проживающий в Шигадзе , призвал тибетцев поддержать китайское правительство. [60] Однако после турне по Тибету в мае 1962 года он написал документ, известный как « Петиция 70 000 персонажей» . Документ был адресован Чжоу Эньлаю , и в нем он критиковал злоупотребления Китая в Тибете . Вскоре после этого он встретился с Чжоу, чтобы обсудить документ. Изложенная петиция касалась жестокого подавления тибетского народа как во время, так и после вторжения НОАК в Тибет. [61] и страдания людей в «Большом скачке вперед» . В этом документе он подверг критике подавление, которое китайские власти провели в отместку за тибетское восстание 1959 года. [62] Но в октябре 1962 года власти КНР, занимавшиеся населением, подвергли петицию критике. Председатель Мао назвал петицию «... , отравленной стрелой выпущенной в партию реакционными феодальными правителями». В 1967 году Панчен-лама был официально арестован и заключен в тюрьму до своего освобождения в 1977 году. [63]
В июне 1959 года буддийский монах Палден Гьяцо был арестован китайскими властями за участие в демонстрации во время мартовского восстания. [64] Следующие 33 года он провел в китайских тюрьмах и лаогаях. [65] или лагеря «исправление через труд» - самый длительный срок для любого тибетского политического заключенного. [66] [67] «Его заставляли участвовать в варварских занятиях по перевоспитанию, и его пытали различными методами, в том числе избивали дубинкой с гвоздями, били электрическим током, в результате чего у него остались шрамы на языке и выпали зубы, избивали кнутом когда его заставляли тянуть железный плуг и морили голодом». [68] приводящие к необратимым физическим повреждениям. [69] [70] [71] Освобожденный в 1992 году, он сбежал в Дхарамсалу в Индии, где находится TGIE, и стал всемирно известным активистом, борющимся за независимость Тибета. [ нужна ссылка ]
Китайские власти интерпретировали восстание как восстание тибетской элиты против коммунистических реформ, которые улучшали жизнь тибетских крепостных . С другой стороны, тибетские и сторонние источники обычно интерпретировали это как народное восстание против иностранного китайского присутствия. Историк Церинг Шакья утверждал, что это было народное восстание как против китайцев, так и против правительства Лхасы, которое было воспринято как неспособное защитить авторитет и безопасность Далай-ламы от китайцев. [72]
См. также
[ редактировать ]- 1987–1989 беспорядки в Тибете.
- 2008 Тибетские волнения
- 2010 протест на тибетском языке
- Аннексия Тибета Китайской Народной Республикой
- События, приведшие к китайско-индийской войне
- Ганден Пходранг
- История Тибета (1950 – настоящее время)
- Права человека в Тибете
- Международная кампания за Тибет
- Список войн с участием Китайской Народной Республики
- Протесты и восстания в Тибете с 1950 года.
- Китаизация Тибета
- Тибетский центр прав человека и демократии
- Тибетское движение за независимость
- Дебаты о суверенитете Тибета
- Дня тибетского восстания и Дня женского восстания Ежегодное празднование
- Инцидент Сюньхуа
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Одновременное восстание произошло в Кхаме и Амдо.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Ван Шайк 2013 , с. 234: «Тем временем толпа возле Норбулинки начала назначать представителей, и формировалось руководство, состоящее из простых людей, а не из аристократии. Шестьдесят из этих представителей были приглашены внутрь, и им было передано послание Далай-ламы».
- ^ Цзянь 2006 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ван Шайк 2013 , с. 234.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Шакья 1999 , стр. 186–191.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Робин 2020 , с. 13.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кродди 2022 , с. 687.
- ^ Гайо-Решар 2017 , стр. 165, 172.
- ^ Ли, Цзянлинь (2016). Тибет в агонии . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-97370-1 .
- ^ Луо, Силинг (22 июня 2016 г.) «Что на самом деле произошло в тайной войне в Тибете? (Часть 2)» . The New York Times (на китайском языке). Архивировано 3 марта 2021 г. Проверено 15 июля 2020 г. .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Гьяцо, Его Святейшество Далай-лама XIV, Тензин (18 ноября 2011 г.). «Генезис борьбы тибетских женщин за независимость» . tibetanwomen.org . Ассоциация тибетских женщин. Архивировано из оригинала 30 января 2019 года . Проверено 30 января 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Норбу, Джамьянг (20 марта 2009 г.). «Уоррен Смит о «Дне освобождения крепостных» » . Теневой Тибет. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 10 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Гюйо-Решар 2017 , с. 172.
- ^ Грюнфельд 1996 , с. 9.
- ^ Норбу, Дорва (сентябрь 1978 г.). «Когда китайцы пришли в Тибет | Совет Карнеги по этике в международных отношениях» . www.carnegiecouncil.org . Архивировано из оригинала 21 марта 2020 года . Проверено 8 февраля 2018 г.
- ^ Кнаус 1999 , с. 71.
- ^ Кнаус 1999 , с. 134.
- ^ Кнаус 1999 , с. 86.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Официальный сайт тибетского правительства в изгнании. История, ведущая к 10 марта 1959 года. Архивировано 4 сентября 2019 года в Wayback Machine . 7 сентября 1998 г. Проверено 16 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Чуши Гангдрук» . Архивировано из оригинала 25 марта 2008 года.
- ^ «Отчет о состоянии тибетских операций» . Кабинет историка . 26 января 1968 года. Архивировано из оригинала 11 ноября 2020 года . Проверено 20 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Внутренняя история черных рук ЦРУ в Тибете» . Американский зритель . Декабрь 1997 года. Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года . Проверено 28 февраля 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Цзянь 2006 , с. 69 [ мертвая ссылка ]
- ^ Смит 1997 , с. 443.
- ^ Смит 1997 , с. 444.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Ван Шайк 2013 , с. 232.
- ^ Нгапои Нгаванг Джигме (1988). Правда о тибетском восстании 1959 года. [Правдивые факты о событии 10 марта 1959 года]. news.ifeng.com (на упрощенном китайском языке). Архивировано из оригинала 24 сентября 2018 года . Проверено 27 ноября 2018 года. При
встрече с ними в своей спальне Далай-лама предложил: « Я слышал, что новое представление, представленное Художественной труппой Тибетского военного округа после учебы на материке, очень хорошее, я хотел бы увидеть его один раз, пожалуйста, примите меры». Политический комиссар Тан и заместитель командующего Дэн немедленно согласились и сообщили об этом Далай-ламе. что это дело очень важное, с ним легко справиться. Если Далай-лама подтвердит время, военный округ может в любое время послать в Норбулинку художественную труппу, чтобы дать ему специальное представление. Далай-лама сказал, что ехать в Норбулингку неудобно, потому что там нет ни сцены, ни оборудования, поэтому спектакль был поставлен в зале военного округа, и он пошел его посмотреть. [Во время встречи с ними (Тан Гуансань и Дэн Шаодун) в своей комнате Далай-лама обратился с просьбой: «Я слышал, что после того, как культурная рабочая группа Тибетского военного округа завершила обучение в самом Китае, их новая программа оказалась успешной. очень хорошо, я бы хотел посетить одно такое представление, пожалуйста, организуйте это».]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Лама, Далай (1990). Свобода в изгнании: автобиография Далай-ламы (1-е изд.). ХарперКоллинз. ISBN 0-06-039116-2 . OCLC 21949769 .
- ↑ В книге Далай-ламы « Свобода в изгнании » (1990) говорится, что «Генерал [Чжан Цзинву] … объявил … о создании новой танцевальной труппы … Может быть, мне будет интересно их увидеть? Я ответил, что буду. Затем он сказал, что они могли выступать где угодно, но поскольку в китайском военном штабе была подходящая сцена с рампой, возможно, было бы лучше, если бы я мог пойти туда. Это имело смысл, поскольку в Норбулинке таких помещений не было, поэтому я дал понять, что пойду туда. рад это сделать» (с. 130).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ван Шайк 2013 , с. 233.
- ^ Шакья 1999 , с. 188-189.
- ^ Аведон 1997 , с. 50 говорит о 30 000
- ^ Тибетское восстание 1959 года | Свободный Тибет. Архивировано 5 мая 2012 г. в Wayback Machine. Число экземпляров достигает 300 000.
- ^ Расскажите вам настоящий Тибет - Как произошло вооруженное восстание 1959 года? Архивировано 3 декабря 2008 г. в Wayback Machine , People's Daily Online , 17 апреля 2008 г. (Выдержки из книги «Тибет – его собственность и ситуация с правами человека», опубликованные Информационным бюро Государственного совета Китайской Народной Республики): «На следующее утро, повстанцы заставили более 2000 человек собраться в Норбу Лингке, распространяя слухи о том, что «командование военного округа планирует отравить Далай-ламу» и выкрикивая такие лозунги, как «Независимость Тибета» и «Долой ханьцев»».
- ^ Цзянь 2006 , с. 71.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Гюйо-Решар 2017 , с. 165.
- ^ Цзянь 2006 , с. 72.
- ^ «Тибетское восстание: 50 лет протеста» . Хранитель . 10 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 30 января 2019 г. . Проверено 30 января 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ванденбринк, Рэйчел (5 марта 2012 г.). «Женщины активизируют тибетскую борьбу» . Радио Свободная Азия. Архивировано из оригинала 30 января 2019 года . Проверено 30 января 2019 г.
- ^ Ли, Цзянлинь (2016). Тибет в агонии: Лхаса, 1959 г. Издательство Гарвардского университета. п. 157. ИСБН 978-0-674-08889-4 . Архивировано из оригинала 31 января 2019 года . Проверено 30 января 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гайо-Решар, 2017 , стр. 165–166.
- ^ Смит 1997 , с. 446.
- ^ Ричардсон 1984 , стр. 209–210.
- ^ Ван Шайк 2013 , стр. 235, 236.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ван Шайк 2013 , с. 236.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гюйо-Решар 2017 , с. 166.
- ^ Стюарт и Рома Гелдер, Своевременный дождь: Путешествия по Новому Тибету , в Monthly Review Press , Нью-Йорк, 1964, стр. 160: «Ему [далай-ламе] сказали, что это здание вместе с другими дворцами в Парке драгоценностей было разрушено китайской артиллерией вскоре после его ухода. Мы обнаружили, что его содержимое тщательно сохранилось».
- ^ «Индия и тибетское восстание» . Атлантика . Декабрь 1959 года. Архивировано из оригинала 20 июня 2023 года . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ Гарвер 1997 , с. 172.
- ^ Гарвер 1997 , с. 170.
- ^ Гарвер 1997 , с. 171.
- ^ Окава, Кенсаку (2007). «Уроки тибетцев на Тайване: их история, текущая ситуация и отношения с тайваньским национализмом» (PDF) . Мемуары Института культуры Востока . 152 . Токийский университет : 588–589, 596, 599, 602–603, 607. Архивировано из оригинала (PDF) 24 апреля 2012 г.
- ^ Чанг, Лоуренс (16 августа 2017 г.). «Тайвань призывает время комиссии по делам Монголии и Тибета» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Архивировано из оригинала 25 июня 2020 года . Проверено 26 апреля 2020 г. .
- ^ Шарлье, Филипп (14 августа 2017 г.). «Комиссия по делам Монголии и Тибета будет распущена: Лим аплодирует» . Тайваньские английские новости . Архивировано из оригинала 15 июля 2018 года . Проверено 14 августа 2017 г.
- ^ Маккеррас, Колин (1988). «Драма в Тибетском автономном районе». Азиатский театральный журнал . 5 (2): 198–219. JSTOR 25161492 .
- ^ Грюнфельд 1996 , с. 247.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хао, Ян (март 2000 г.). «Тибетское население в Китае: новый взгляд на мифы и факты» (PDF) . Азиатская национальность . 1 (1): 20. дои : 10.1080/146313600115054 . S2CID 18471490 . Архивировано (PDF) из оригинала 14 мая 2011 года . Проверено 2 января 2011 г.
- ^ «Китай/Тибет (1950 – настоящее время)» . Университет Центрального Арканзаса . Архивировано из оригинала 13 сентября 2018 года . Проверено 9 августа 2018 г.
- ^ Конбой и Моррисон 2002 , с. 220.
- ^ Конбой и Моррисон 2002 , с. 213.
- ^ Фейгон 1996, стр. 163
- ↑ Десятый Панчен-лама. Архивировано 23 ноября 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Заложник Пекина: Похищение Панчен-ламы, Жиль Ван Грасдорф, 1999, ISBN 978-1-86204-561-3 fr: Петиция в 70 000 символов.
- ^ Международная кампания за Тибет, «Международная кампания за Тибет: Кампании: Панчен-лама: 10-й Панчен-лама» . Архивировано из оригинала 23 ноября 2008 года.
- ^ Спенсер, Метта (март – апрель 1998 г.). «Сердце тибетского сопротивления» . Журнал Мира. Архивировано из оригинала 24 июля 2020 года . Проверено 8 января 2019 г.
- ^ «Предусмотреть определенные меры по усилению контроля за продукцией Китайской Народной Республики, произведенной с использованием принудительного труда» . gpo.gov . Отчет Конгресса, том 143, номер 153, 5 ноября 1997 г. Архивировано из оригинала 10 декабря 2018 г. Проверено 8 января 2019 г.
- ^ Розенталь, AM В моих мыслях; Вы — Палден Гьяцо , The New York Times , 11 апреля 1995 г.
- ^ Хакенпатер, Виктория (1 октября 1996 г.). «Испытание Бодхисаттвы/» . Снежный лев. Архивировано из оригинала 30 ноября 2018 года . Проверено 8 января 2019 г.
- ^ Питтман, конгрессмен Майкл. «Посвящение Палдену Гьяцо» . 109-й Конгресс, 2-я сессия. Выпуск: Том. 152, № 84, 26 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 10 декабря 2018 г. . Проверено 8 января 2019 г.
- ^ Уоллер, Дуглас (24 июня 2001 г.). «Оружие пыток» . Время. Архивировано из оригинала 27 ноября 2020 года . Проверено 8 января 2019 г.
- ^ «Пытки и безнаказанность: 29 случаев тибетских политических заключенных» . savetibet.org . Международная кампания за Тибет. 27 февраля 2015 г. Архивировано из оригинала 19 января 2019 г. . Проверено 8 января 2019 г.
- ^ Моффетт, Шеннон (2 мая 2000 г.). «Монах размышляет о времени в тюрьме» . № 50. Стэнфорд Дейли. Архивировано из оригинала 30 ноября 2018 года . Проверено 8 января 2019 г.
- ^ «Обзор дракона в стране снегов: история современного Тибета с 1947 года» . Архивировано из оригинала 3 сентября 2009 года.
Источники
[ редактировать ]- Аведон, Джон (1997). В изгнании из страны снегов: полный отчет о Далай-ламе и Тибете со времен китайского завоевания . Многолетник Харпер. ISBN 978-0-06-097741-2 .
- Бауэр, Кеннет М. (2004), Высокие рубежи: Долпо и меняющийся мир гималайских скотоводов , издательство Колумбийского университета, ISBN 978-0-231-12390-7
- Кродди, Эрик (2022). Провинции и население Китая: хронологический и географический обзор . Спрингер. ISBN 978-3-031-09164-3 . Архивировано из оригинала 18 декабря 2022 года . Проверено 18 декабря 2022 г.
- Конбой, Кеннет; Моррисон, Джеймс (2002). Тайная война ЦРУ в Тибете . Университетское издательство Канзаса. ISBN 978-0-7006-1159-1 .
- Фейгон, Ли (1996). Демистифицируя Тибет: раскрывая тайны страны снегов . Иван Р Ди. ISBN 978-1-56663-089-4 .
- Гарвер, Джон В. (1997). Китайско-американский альянс: националистический Китай и американская стратегия холодной войны в Азии (Иллюстрировано, переиздание). Я Шарп. ISBN 978-0-7656-0053-0 . ОСЛК 36301518 .
- Грюнфельд, А. Том (1996). Создание современного Тибета . Книга Восточных ворот. ISBN 978-1-56324-713-2 .
- Гюйо-Решар, Беренис (2017). Теневые государства: Индия, Китай и Гималаи, 1910–1962 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-17679-9 . Архивировано из оригинала 18 декабря 2022 года . Проверено 18 декабря 2022 г.
- Цзянь, Чен (лето 2006 г.), «Тибетское восстание 1959 года и меняющиеся отношения Китая с Индией и Советским Союзом» (PDF) , Журнал исследований холодной войны , 8 (3): 54–101, doi : 10.1162/jcws. 2006.8.3.54 , S2CID 153563687 , заархивировано (PDF) из оригинала 8 июня 2011 г. , получено 16 марта 2008 г.
- Кнаус, Роберт Кеннет (1999). Сироты холодной войны: Америка и тибетская борьба за выживание . Общественные дела. ISBN 978-1-891620-18-8 .
- Лэрд, Томас (2006). История Тибета: Беседы с Далай-ламой . Гроув Пресс. ISBN 978-0-8021-1827-1 .
- Ли, Джанглин (2016). Тибет в агонии, Лхаса, 1959 год . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-08889-4 .
- Четырнадцатый Далай-лама (1990). Свобода в изгнании: автобиография Далай-ламы (1-е изд.). ХарперКоллинз. ISBN 0-06-039116-2 . OCLC 21949769 .
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - Ричардсон, Хью Э (1984). Тибет и его история (Второе, исправленное и обновленное изд.). Шамбала. ISBN 978-0-87773-376-8 .
- Робин, Франсуаза (2020). "Введение". Устойчивые гибриды: новые рассказы об изгнании Тибета . Лексингтонские книги. стр. 1–16. ISBN 9781498552363 . Архивировано из оригинала 18 декабря 2022 года . Проверено 18 декабря 2022 г.
- Шакья, Церинг (1999). Дракон в стране снегов . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-11814-9 .
- Смит, Уоррен В. младший (1997). Тибетская нация: история тибетского национализма и китайско-тибетских отношений . Вествью пресс. ISBN 978-0-8133-3280-2 .
- Ван Шайк, Сэм (2013). Тибет: История . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-19410-4 .
- Уотри, Дэвид М. (2014). Дипломатия на грани: Эйзенхауэр, Черчилль и Иден в холодной войне . Батон-Руж: Издательство Университета штата Луизиана. ISBN 978-0-8071-5718-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мартовские ветры. Архивировано 2 февраля 2019 г. в Wayback Machine , 7 марта 2009 г. - Джамьянг Норбу.
- Отчет Тибетского правительства в изгнании о событиях, приведших к восстанию 10 марта 1959 года.
- Копел, Дэйв. «Армия Далай-ламы». Национальное обозрение, 5 апреля 2007 г.
- Паттерсон, Джордж Н. Ситуация в Тибете. The China Quarterly, № 6. (апрель – июнь 1961 г.), стр. 81–86.
- Гинзбург, Джордж и Матос, Майкл. Влияние коммунистического Китая на Тибет: первое десятилетие. Дальневосточный обзор, Vol. 29, № 7. (июль 1960 г.), стр. 102–109.
- Тибетское восстание 1959 года. Архивировано 5 октября 2011 года в Wayback Machine.