Чуши Гангдрук
Чуши Гангдрук | |
---|---|
чу бжи сганг наркотик | |
![]() | |
Лидер | Andruk Gonpo Tashi |
Даты работы | 16 июня 1958 г. | - 1974
Растворенный | 1974 |
Страна | ![]() |
Идеология | Тибетский национализм Антикоммунизм |
Чуши Гангдрук ( тибетский : ཆུ་བཞི་སྒང་དྲུག་ , Уайли : Чу бжи сганг наркотик , букв. « Четыре реки, шесть хребтов » ) — тибетский партизанский отряд. Официально организованный 16 июня 1958 года, Чуши Гангдрук воевал с силами Китайской Народной Республики (КНР) с 1956 по 1974 год, когда Центральное разведывательное управление (ЦРУ) прекратило поддержку партизанского отряда.
Организация «Докхам Чуши Гангдрук», благотворительная организация, созданная в Нью-Йорке и Индии с отделениями в других странах, теперь поддерживает выживших участников сопротивления Чуши Гангдрук, которые в настоящее время живут в Индии. Чуши Гангдрук также вывел Далай-ламу XIV из Лхасы , где он жил, вскоре после начала китайского вторжения. В это время группу партизан Чуши Гангдрук возглавлял ныне покойный Кунга Самтен. [ 1 ] Поскольку Соединенные Штаты были готовы признать Китайскую Народную Республику в начале 1970-х годов, финансирование тибетской программы ЦРУ было прекращено в 1974 году. [ 2 ] [ 3 ]
Имя
[ редактировать ]
Чуши Гангдрук («Четыре реки, шесть хребтов») — это название, традиционно данное восточно-тибетскому региону Кхам , где расположены ущелья Гьялмо Ньюлчу ( Салуин ), Дзачу ( Меконг ), Дричу ( Янцзы ) и Мачу ( Жёлтая река ). реки, берущие начало на Тибетском нагорье , проходят между шестью параллельными горными хребтами (Дулдза Залмоганг, Тшаваганг, Маркхамганг, Побарганг, Мардзаганг и Миньяганг), образующими водоразделы этих рек. « Чу » (choo) — тибетское слово, обозначающее «вода», а « ши » (она) — тибетское слово, обозначающее 4. « Ганг » — это диапазон, а « друк » (дрюк) означает 6. [ 4 ]
Полное название группы было «Кхам четырех рек, шести хребтов Тибетских защитников Добровольческой армии веры» ( тиб .: мдо стод чу бжи сганг наркотик тибетский бстан срунг добровольческая армия , Уайли : мдо стод чу бжи сганг наркотик бод кьи бстан срунг данг блангс дмаг ). [ 5 ]
История
[ редактировать ]Падение Чамдо и подписание Соглашения из семнадцати пунктов
[ редактировать ]19 октября 1950 года монастырь, где прятался Нгабо Шапе, был окружен китайскими войсками в сопровождении нескольких гидов Кхампы , и здесь Нгабо Шапе, его чиновники и войска сдались вторгшимся китайцам. [ 6 ] Армия тибетского правительства в Чамдо потерпела поражение , а коммунистическая китайская армия захватила город Чамдо. В монастыре Другу Нгабо Шапе подписал официальную капитуляцию.
Во время переговоров по Соглашению из семнадцати пунктов , когда переговоры прервались после того, как Нгабо Шапе отказался подписать соглашение, Ли Вэйхан пригрозил приказать китайским войскам войти в Лхасу . Они решили, что для Тибета опаснее не прийти к соглашению, поэтому приняли китайские условия, не спрашивая Лхасу. [ 7 ] Китайцы еще больше разозлились, когда им сказали, что печать Далай-ламы все еще находится с ним в Ятуне . [ 8 ] Китайцы сделали новую печать для Нгабо Шапе, чтобы поставить печать на документе, когда он воскликнул, что у него нет официальной печати для печати документа, хотя у него была с собой официальная печать генерал-губернатора Кхама. [ 9 ] Поэтому 23 мая 1951 года Нгабо Шапе под давлением был вынужден подписать «Соглашение центрального народного правительства и местного правительства Тибета о мерах по мирному освобождению Тибета», широко известное как «Соглашение из семнадцати пунктов». [ 10 ]
Образование Чуши Гангдруг
[ редактировать ]Группу основал Андруга Гомпо Таши (также известный как Андруга Джиндак). Как и многие другие боевики-добровольцы, Джиндак финансировал многих партизан и был признан их бесспорным лидером. [ нужна ссылка ]
Чтобы мобилизовать большую поддержку в различных регионах Тибета, имена Теншунг Дангланг Мак были добавлены к Чуши Гангдруг, чтобы указать на пантибетский состав народной армии. Теншунг Дангланг Мак боролся за политическую и религиозную свободу Тибета. Кхампас и Амдовас сражались против хулиганов с 1956 года в разных частях Кхама и Амдо . 16 июня 1958 года в Лходак Дхама Дзонге состоялась встреча Чуши Гангдруг и их сторонников с впечатляющим кавалерийским парадом, воскурением благовоний к фотографии Далай-ламы, а затем был поднят желтый флаг Чуши Гангдруг Тенсик Дхама Дзонг с эмблемой двух мечи представляли божество, а ручки символизировали Дорджи или молнию и цветок лотоса. [ 11 ] [ 12 ]
16 июня 1958 года было объявлено о формировании Чуши Гангдрук. Она называлась Национальной добровольческой армией обороны (НВДА). «Чуши Гангдрук» — тибетское словосочетание, означающее «земля четырех рек и шести хребтов» и относящееся к Амдо и Кхаму . В состав группы входили тибетцы из этих регионов восточного Тибета, и ее основной целью было изгнание оккупационных сил КНР из Тибета . В то время как центральный и западный Тибет ( Ю-Цанг ) были связаны соглашением из 17 пунктов с Китайской Народной Республикой, КНР инициировала земельную реформу в восточном Тибете (включая Амдо и Кхам) и предприняла жестокие репрессии против тибетских землевладельцев. там. [ нужна ссылка ]

Под руководством генерала Андруга Гонпо Таши в состав Чуши Гангдрука входило 37 союзных войск и 18 военачальников. Они разработали военный закон из 27 пунктов, регулирующий поведение добровольцев. Их штаб-квартира располагалась в Цоне, а затем переехала в Лхагьяри . [ нужна ссылка ]
Первоначально члены ополчения приобретали собственное оружие, в основном британские винтовки калибра .303 дюйма времен Второй мировой войны, немецкие винтовки калибра 7,92 мм и российские винтовки калибра 7,62 мм. Чуши Гангдрук обратился за поддержкой к правительству США . Однако Госдепартаменту потребовался официальный запрос от тибетского правительства в Лхасе , которого не последовало. Запросы Госдепартамента поступали и игнорировались как в 1957, так и в 1958 году.
поддержка ЦРУ
[ редактировать ]Не получив одобрения Далай-ламы, Центральное разведывательное управление США решило летом 1959 года оказать поддержку Чуши Гангдруг Теншунг Дангланг Мак. [ 14 ] ЦРУ предоставило группе материальную помощь и помощь, включая оружие и боеприпасы, а также обучение членов Чуши Гангдрук и других тибетских партизанских группировок в Кэмп-Хейле . Помимо боевых действий, их также обучали политическим и пропагандистским приемам. [ 15 ] [ 16 ]
Взаимодействие Тибета с США произошло в период риторического антиимпериализма холодной войны среди крупнейших мировых держав, который использовался для оправдания современной имперской экспансии. Риторически этот новый толчок к построению империи проявился в Соединенных Штатах как антикоммунизм, а в Китайской Народной Республике как антикапитализм. [ 17 ] [ 18 ]
Аллен Даллес , заместитель директора ЦРУ, ответственный за надзор за всеми тайными операциями ЦРУ, увидел возможность дестабилизировать Китайскую Народную Республику. [ 19 ] Основным мотивом было больше препятствовать и преследовать китайских коммунистов, чем оказать достаточную помощь тибетцам. [ 14 ]
Капитуляция индийскому правительству
[ редактировать ]Группа содействовала побегу 14-го Далай-ламы в Индию в марте 1959 года. После этого Андруга Джиндак убедил Кунгу Самтена Деватшанга в Таванге сдать свое оружие индийским властям. [ 20 ] Шангри Лхагьял и другие бойцы Чуши Гангдруг передали свое оружие индийским властям в Тезпуре , Индия. Они пересекли границу, где их встретил представитель тибетского правительства Цедрунг Джампа Вангду. [ 21 ] 29 апреля 1959 года они сдали свои винтовки, боеприпасы и все другое оружие заместителю комиссара Тезпурского района и разрешили забрать свое золото, серебро и другие ценности. [ 22 ]
Далай-лама XIV присвоил Андруга Гомпо Таши звание Дсасака в письме: «Вы возглавили отряд Чуши Гангдруг с непоколебимой решимостью противостоять китайской оккупационной армии во имя великого национального дела защиты свободы Тибета. В знак признания ваших заслуг перед страной я присваиваю вам звание Дзасак (высшее воинское звание, эквивалентное генералу). Нынешняя ситуация требует продолжения вашей смелой борьбы с той же решимостью и мужеством». [ 23 ] Кроме того, Андруга Джиндак получил в дар бесценные религиозные реликвии, в том числе глиняную статую Бога-защитника Джигчи Махаи и священные четки. [ 23 ]
Позже партизанские операции
[ редактировать ]С 1960 года Чуши Гангдрук проводил свои партизанские операции из северного непальского региона Мустанг . [ 24 ] В 1974 году партизанские операции прекратились после того, как ЦРУ, учитывая реорганизацию китайско-американских отношений, инициированную президентом Ричардом Никсоном , прекратило свою программу помощи тибетскому движению сопротивления, а Далай-лама , изгнанный духовный и светский лидер Тибета, записал на пленку послание. приказав тибетцам сложить оружие и мирно сдаться. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]- Список организаций тибетцев в изгнании
- Тибетский американец
- Тибетское сопротивление с 1950 года.
- Специальные пограничные силы
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Членство и поддержка» . Chushigangdruk.org. Архивировано из оригинала 17 июля 2012 года . Проверено 10 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Сопротивление и революция» . Проект устной истории Тибета. Архивировано из оригинала 27 июня 2017 года . Проверено 25 июня 2017 г.
- ^ Стивен Тэлти (31 декабря 2010 г.). «Великий побег Далай-ламы» . Ежедневный зверь . Архивировано из оригинала 27 мая 2016 года . Проверено 7 мая 2017 г.
- ^ Кунга Самтен Деватшанг (1997). Бегство по велению кукушки, Жизнь и времена тибетского борца за свободу . Нью-Дели: Публикации Палджор. п. 113.
- ^ Гольдштейн, Мелвин: История современного Тибета. Том. 2. Затишье перед бурей, 1951–1955, Калифорнийский университет Press, Лондон, 2007, с. 598
- ^ Форд, Роберт (1990). Захвачен в Тибете . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 136–137.
- ^ Кнаус, Дж. К. (1999). Сироты холодной войны: Америка и тибетская борьба за выживание . Нью-Йорк: Связи с общественностью. п. 84 . ISBN 9781891620188 .
- ^ Гудманн, Миннесота (1986). Последний Далай-лама, Биография . Лондон: Сиджвик и Джексон. п. 173.
- ^ Далай-лама (2006). Моя земля и мой народ . Нью-Дели: Издатели и дистрибьюторы Шришти. п. 88.
- ^ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОМИССИЯ ЮРИСТОВ (1959 год). «Вопрос Тибета и верховенства закона». Международная комиссия юристов .
- ^ Кнаус, Дж. К. (1999). Сироты холодной войны: Америка и тибетская борьба за выживание . Нью-Йорк: Связи с общественностью. п. 150 . ISBN 9781891620188 .
- ^ Гьяло Тондуп и Терстон, А.Ф. (2015). Производитель лапши из Калимпонга, Нерассказанная история моей борьбы за Тибет . Нью-Йорк: Связи с общественностью. п. 176.
- ^ Тондуп, Гьяло; Терстон, Энн Ф. (2015). Производитель лапши из Калимпонга: нерассказанная история моей борьбы за Тибет . Гургаон, Индия: Random House India. п. 169. ИСБН 978-818400-387-1 .
Большинство участников сопротивления в Индии были последователями Андруга Гомпо Таши, богатого и патриотичного торговца из Кхама из Литанга, где сопротивление началось с начала так называемых реформ в Китае. Народное возмущение еще больше усилилось из-за смертей и разрушений, вызванных нападением китайцев на местный монастырь Литанг и его бомбардировкой.
- ^ Jump up to: а б Кнаус, Дж. К. (1999). Сироты холодной войны . Нью-Йорк: Связи с общественностью. стр. 139 . ISBN 9781891620188 .
- ^ «Обзор тибетских операций» (PDF) . Центральное разведывательное управление . 9 января 1964 года. Архивировано из оригинала (PDF) 11 сентября 2021 года.
- ^ «337. Меморандум Специальной группы» . Кабинет историка . 9 января 1964 года.
Это включало приезд 133 тибетцев в Соединенные Штаты для обучения политическим, пропагандистским и военизированным методам;
- ^ МакГранахан, К. (2018). Этнографии империи США: любовь и империя: ЦРУ, Тибет и тайный гуманизм . Дарем и Лондон: Университет Дьюка. п. 334.
- ^ МакГранахан, К. «Этнография Империи США: Любовь и Империя: ЦРУ, Тибет и тайный гуманизм» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 20 сентября 2018 г. Проверено 19 мая 2019 г.
- ^ Робертс II, JB (1997). «Тайная война за Тибет». Американский зритель . Декабрь: 31–35.
- ^ Кунга Самтен Деватшанг (1997). Бегство по велению кукушки, Жизнь и времена тибетского борца за свободу . Нью-Дели: Публикации Палджор. п. 149.
- ^ Гомпо Таши Андругацанг (1973). Четыре реки, шесть хребтов: воспоминания о движении сопротивления в Тибете . Дхарамсала: Офис информации и рекламы Его Святейшества Далай-ламы. п. 105.
- ^ Гомпо Таши Андругацанг (1973). Четыре реки, шесть хребтов: воспоминания о движении сопротивления в Тибете . Дхарамсала: Офис информации и рекламы Его Святейшества Далай-ламы. стр. 105–106.
- ^ Jump up to: а б Гомпо Таши Андругацанг (1973). Четыре реки, шесть хребтов: воспоминания о движении сопротивления в Тибете . Дхарамсала: Офис информации и рекламы Его Святейшества Далай-ламы. п. 101.
- ^ Коуэн, Сэм (17 января 2016 г.). «Любопытный случай с инцидентом с Мустангом» . Рекорд . Архивировано из оригинала 8 февраля 2021 года . Проверено 10 февраля 2017 г. .
Источники
[ редактировать ]- Шакья, Церинг (1999). Дракон в стране снегов: история современного Тибета с 1947 года . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-11814-7 .