Демократический капитализм
Часть серии о |
Капитализм (За и против) |
---|
Из серии «Политика». |
Демократия |
---|
Политический портал |
Часть серии о |
Экономические системы |
---|
Основные типы |
Часть серии о |
Либерализм |
---|
Демократический капитализм , также называемый рыночной демократией , представляет собой политическую и экономическую систему , которая объединяет распределение ресурсов на основе предельной производительности (синоним капитализма свободного рынка) с политикой распределения ресурсов на основе социальных прав. [1] Политика, характеризующая систему, проводится демократическими правительствами. [1]
Демократический капитализм получил широкое распространение в 20 веке, особенно в Европе и западном мире после Второй мировой войны . Сосуществование капитализма и демократии, особенно в Европе, было поддержано созданием современного государства всеобщего благосостояния в послевоенный период . [2] Реализация демократического капитализма обычно предполагает принятие политики, расширяющей государство всеобщего благосостояния, усиление прав работников на ведение коллективных переговоров или ужесточение законов о конкуренции . Эта политика осуществляется в капиталистической экономике, характеризующейся правом частной собственности на собственность .
Католическое социальное учение предлагает поддержку коммунитарной формы демократического капитализма с упором на сохранение человеческого достоинства .
Определение [ править ]
Демократический капитализм - это тип политической и экономической системы. [3] характеризуется распределением ресурсов в соответствии как с предельной производительностью, так и с социальными потребностями, что определяется решениями, принятыми посредством демократической политики. [1] Он отмечен демократическими выборами , свободой и верховенством закона – характеристиками, обычно связанными с демократией. [4] [5] В стране сохраняется свободная рыночная экономическая система с упором на частное предпринимательство . [4] [5]
Профессор предпринимательства Элиас Г. Караяннис и Ариситидис Калудис, профессор экономики Норвежского университета науки и технологий (NTNU), описывают демократический капитализм как экономическую систему, которая сочетает в себе сильную конкурентоспособность с устойчивым предпринимательством , с целью инноваций и предоставления возможностей для экономического развития. процветания всем гражданам. [6]
Эдвард Юнкинс, профессор Университета Уилинг , описал демократический капитализм как «динамический комплекс экономических, политических, морально-культурных, идеологических и институциональных сил», который служит максимизации социального благосостояния в рамках свободной рыночной экономики. [7] Юкинс утверждает, что система индивидуальной свободы, присущая демократическому капитализму, поддерживает создание добровольных ассоциаций , таких как профсоюзы . [7]
Философ и писатель Майкл Новак охарактеризовал демократический капитализм как смесь экономики свободного рынка, ограниченного демократического правительства и морально-культурной системы с упором на личную свободу. [8] Новак комментирует, что капитализм является необходимым, но недостаточным условием демократии. [8] Он также предполагает, что известность демократического капитализма в обществе во многом определяется религиозными концепциями, которые определяют его обычаи, институты и лидеров. [9]
История [ править ]
Начало-середина 20 века [ править ]
На развитие демократического капитализма повлияло несколько исторических факторов, включая быстрый экономический рост после Первой мировой войны , Великую депрессию , а также политические и экономические последствия Второй мировой войны . [10] [11] Растущая критика рыночного капитализма и появление идеи социальной справедливости в политических дебатах способствовали принятию демократической капиталистической политики. [10]
На Бреттон-Вудской конференции 1944 года официальные лица США, Великобритании и сорока двух других стран взяли на себя обязательства по открытости торговли . [11] Это обязательство было принято в сочетании с международными руководящими принципами, которые гарантировали автономию каждой страны в реагировании на экономические и социальные требования ее избирателей. [11] Чиновники потребовали международного контроля над капиталом , который позволил бы правительствам регулировать свою экономику, сохраняя при этом приверженность целям полной занятости и экономического роста. [11] Принятие Генерального соглашения по тарифам и торговле поддержало свободную торговлю, одновременно позволив национальным правительствам сохранить право вето на торговую политику. [11] Такое развитие событий привело к включению демократических требований в политику, основанную на капиталистической экономической логике. [11]
Демократический капитализм впервые получил широкое распространение после Второй мировой войны в западном мире, особенно в Северной Америке и Западной Европе . [1] После тяжелых экономических последствий войны рабочий класс в западном мире был более склонен принять капиталистические рынки в сочетании с политической демократией, которая обеспечила определенный уровень социальной безопасности и повысила уровень жизни . [1] В послевоенные десятилетия демократическая капиталистическая политика привела к снижению уровня социально-экономического неравенства . [10] Это было синонимом расширения государств всеобщего благосостояния, более жесткого регулирования финансовых рынков и рынков труда , а также увеличения политической власти профсоюзов. [10] По мнению политолога Вольфганга Меркеля, демократия и капитализм в это время сосуществовали с большей взаимодополняемостью, чем в любой другой момент истории. [10]
Политики в Европе и Азии приняли демократическую капиталистическую политику в попытке удовлетворить социальные потребности своих избирателей и ответить на вызов коммунизма . [5] Реализованная политика поддерживала государственное предоставление медицинской помощи , улучшение государственного жилья , уход за престарелыми и более доступное образование. [5] Гарантии полной занятости и поддержка частных исследований и инноваций стали приоритетами политиков. [5] Развитие политики было основано на растущем представлении о том, что свободные рынки требуют некоторого государственного вмешательства для их поддержания, обеспечения структуры и устранения вызванного ими социального неравенства. [5] Правительства во всем мире регулировали существующие рынки, пытаясь повысить их справедливость и эффективность. [5] Чтобы стабилизировать деловой цикл , роль правительства была переосмыслена антикоммунистическими лидерами Великобритании, Франции, Италии, Германии, Скандинавии и Японии. [5] Акцент был сделан на поддержке экономического роста, продвижении инноваций и повышении уровня жизни. [5] Это привело к расширению образовательных возможностей и государственному страхованию базовых медицинских услуг и пособий по старости. [5]
США [ править ]
По мере расширения автоматизированного производства в Соединенных Штатах возрос спрос на полуквалифицированных рабочих. [11] В сочетании с расширением среднего образования это привело к появлению большого рабочего класса . [11] В результате сильный экономический рост и улучшение равенства доходов позволили добиться большего социального мира и всеобщего избирательного права. [11] Капитализм рассматривался как средство производства богатства, которое поддерживало политическую свободу, в то время как демократическое правительство обеспечивало подотчетность политических институтов и образованную рабочую силу с соблюдением ее основных прав. [11]
Европа [ править ]
В послевоенный период во Франции и Германии были созданы экономические системы свободного рынка с политическими системами демократии и государства всеобщего благосостояния. [11] Это произошло под руководством Народно-республиканского движения во Франции и Христианско-демократического союза в Германии. [11]
Конец 20 века [ править ]
После нефтяных шоков 1970-х годов и снижения производительности труда в Соединённых Штатах в 1980-х политики и избиратели сохранили решительную поддержку демократической капиталистической политики и свободного рынка. [11] Глобализация и свободная торговля пропагандировались как средство ускорения экономического роста, что привело к созданию Североамериканского соглашения о свободной торговле и Европейского Союза . [11] В странах с рыночной экономикой, особенно в англо-американских странах , были смягчены правила регулирования рынка труда и конкуренции . [11]
Быстрые технологические инновации и глобализация привели к широкомасштабным международным экономическим изменениям. [11] Финансируемая государством демократическая капиталистическая политика была разработана и реализована для того, чтобы компенсировать людям, на которых негативно повлияли крупные структурные экономические изменения. [11] Такая политика, реализуемая с первых лет холодной войны , включала пособия по безработице , всеобщее или частично всеобщее здравоохранение и пенсии по старости. [11] После 1970-х годов количество доступных рабочих мест в государственном секторе увеличилось. [11] Старение населения в Европе, Японии и Северной Америке привело к значительному увеличению государственных расходов на пенсии и здравоохранение. [11] В 1980-х годах страны Организации экономического сотрудничества и развития начали снижать корпоративное налогообложение , хотя подоходный налог с населения и государственные расходы на программы социального обеспечения в целом оставались стабильными. [11]
Крупномасштабные инновации в технологиях производства на протяжении ХХ века принесли широкомасштабные экономические выгоды во многих капиталистических странах. [11] Эти преимущества способствовали примирению демократической политики и свободного рынка, а также широкому принятию демократической капиталистической политики избирателями. [11]
С конца 20-го века принципы демократического капитализма распространились более широко за пределы Северной Америки и Западной Европы. [12]
США [ править ]
После вступления в должность президента в 1981 году Рональд Рейган выступал за снижение роли правительства в экономике, одновременно отвечая на скептицизм избирателей в отношении либерального капитализма сохранением высоких расходов государственного сектора . [5] Многие избиратели сомневались в способности свободного рыночного капитализма обеспечить устойчивый мир, безопасность и возможности и стремились к повышению уровня жизни, заботе о престарелых и возможностям образования для молодежи. [5] Администрация Рейгана сохранила прежний уровень государственных расходов на социальное обеспечение и медицинскую помощь в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП). [5] Общий уровень государственных расходов в процентах от ВВП также оставался стабильным при администрации Рейгана . [5]
Европа [ править ]
С середины 1980-х годов европейские лидеры начали поддерживать неолиберальные идеи, такие как идеи, связанные с рейганомикой и тэтчеризмом , основанные на идее взаимозависимости экономической и социальной политики. [12] В этом контексте политика европейского конкурентного права развивалась как метод сдерживания эксцессов капитализма и одновременного приведения экономики Европейского Союза в соответствие с существующими демократическими идеалами европейского общества. [12] Это привело к развитию демократического капитализма во всем европейском регионе. [12]
Южная Африка [ править ]
Закон о конкуренции Южной Африки 1998 года отдал приоритет искоренению антиконкурентной деловой практики и свободному участию в экономике всех граждан при сохранении экономики, ориентированной на свободный рынок. [4]
Начало 21 века [ править ]
Индия [ править ]
Индия приняла Закон о конкуренции 2002 года для поощрения и поддержания конкуренции и защиты благосостояния участников рынка – целей, синонимов демократического капитализма. [4]
Реализация [ править ]
Послевоенное внедрение демократического капитализма сопровождалось расширением государств всеобщего благосостояния и свободными правами работников на ведение коллективных переговоров, а также рыночной политикой, направленной на обеспечение полной занятости. [1]
При демократическом капитализме автономное демократическое государство проводит политику, которая, по сути, создает компромисс между высшими и низшими классами, оставаясь при этом совместимым с капитализмом свободного рынка. [13] Такая политика включает создание или расширение государства всеобщего благосостояния как метода урегулирования социальных классовых конфликтов и удовлетворения потребностей рабочих. [13]
Система характеризуется созданием кооперативных экономических институтов. [14] Сюда входят институты, которые облегчают ведение переговоров между государственными органами и деловыми и профсоюзными организациями, такими как профсоюзы, а также институты, которые регулируют отношения между работниками и руководством частных фирм. [14] Развитие институтов, способствующих сотрудничеству между государственными и частными экономическими субъектами, признает преимущества рыночной конкуренции и одновременно пытается решить социальные проблемы безудержного капитализма . [14]
Проблемы экономической безопасности граждан решаются посредством политики перераспределения. [14] Такая политика включает в себя трансферты доходов, такие как программы социальных выплат и пенсий, для поддержки финансовых потребностей пожилых людей и бедных. [14] Другие меры политики, способствующие экономической безопасности, включают социальное страхование и финансовое финансирование программ образования и профессиональной подготовки для стимулирования занятости. [14]
Право на частную собственность на производственную собственность является центральным принципом демократического капитализма и признается основной свободой всех демократических граждан, как и в обычной капиталистической экономике свободного рынка. [15] По мнению политического философа Джона Томаси, демократический капитализм решает проблемы социальных прав и справедливости посредством сохранения прав частной собственности граждан , позволяя гражданам быть «свободными, равными и самоуправляющимися». [15]
Устойчивая конкурентоспособность и устойчивое предпринимательство, которые определяют демократический капитализм, характеризуются политикой сверху вниз и инициативами снизу вверх, реализуемыми демократическими правительствами. [6] Политика «сверху вниз» планируется и реализуется формальными лидерами организации, тогда как политика «снизу вверх» предполагает постепенные изменения, инициируемые и поддерживаемые членами организации более низкого уровня. [16] Реализуемая политика призвана стимулировать инновации в государственном и частном секторах. [6] Примеры включают мощное финансирование исследований и разработок , а также политику защиты прав интеллектуальной собственности . [6]
Закон о конкуренции [ править ]
Характерной чертой демократических капиталистических экономик является демократическое принятие законов и постановлений, поддерживающих конкуренцию. К таким законам относятся антимонопольные законы США. [4] Законы о конкуренции призваны регулировать деятельность частного сектора , включая действия владельцев и управляющих капитальными активами , чтобы предотвратить результаты, которые, по мнению демократического большинства, являются социально нежелательными. [4]
Реализация закона о конкуренции направлена на предотвращение антиконкурентного поведения, наносящего ущерб благосостоянию потребителей, при сохранении свободной рыночной экономики. [4] Было обнаружено, что реализация антимонопольных законов является характерной чертой именно демократического капитализма, а не обычного капитализма свободного рынка. [4]
распределения между понятиями Конфликты ресурсов
По мнению экономического социолога Вольфганга Штрика , капиталистические рынки и демократическая политика, характеризующие демократический капитализм, по своей сути противоречат друг другу. [1] Стрик предполагает, что при демократическом капитализме правительства склонны пренебрегать политикой распределения ресурсов на основе предельной производительности в пользу политики распределения ресурсов на основе социальных пособий, или наоборот. [1] В частности, он отмечает, что ускорение инфляции 1970-х годов в западном мире можно объяснить растущим давлением профсоюзов на заработную плату на рынках труда и политическим приоритетом полной занятости, которые являются синонимами демократического капитализма. [1]
социальном католическом учении В
Католические тексты поддерживают форму социально регулируемого демократического капитализма. [17] Папская энциклика Centesimus annus , написанная Папой Иоанном Павлом II , подчеркивает видение коммунитарной формы демократического капитализма. [17] Описанная коммунитарная система демократического капитализма способствует уважению прав личности и основных прав трудящихся , добродетельному сообществу и ограниченной роли государства и рынка. [17] Согласно энциклике, эти характеристики должны сочетаться с сознательными усилиями по развитию институтов, которые развивают характер людей. [17] Энциклика подчеркнула для лиц, принимающих решения, важность достоинства личности и заботы о бедных, признавая при этом необходимость сбалансировать экономическую эффективность с социальной справедливостью. [17] В пастырском послании епископов США «Экономическая справедливость для всех» 1986 года предлагалось разработать конкретные институциональные механизмы для поддержки этой формы демократического капитализма. [17] Предложенные механизмы включали структуры подотчетности, предназначенные для вовлечения всех заинтересованных сторон , таких как сотрудники, клиенты, местные сообщества и общество в целом, в процесс принятия корпоративных решений, а не только акционеров. [17] В письме предлагалось принять рыночную экономику при условии, что государство вмешается там, где это необходимо для сохранения человеческого достоинства. [17]
См. также [ править ]
- Демократический коммунизм
- Демократический социализм
- грузинизм
- Либертарианский патернализм
- Смешанная экономика
- Неоклассический либерализм
- Послевоенный консенсус
- Регулятивный капитализм
- Социал-демократия
- Социальная рыночная экономика
- Государственный капитализм
- Капитализм благосостояния
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Стрик, Вольфганг (октябрь 2011 г.). «Вольфганг Стрик, Кризисы демократического капитализма, NLR 71, сентябрь – октябрь 2011 г.» . Обзор новых левых (71): 5–29 . Проверено 20 мая 2020 г.
- ^ Мюллер, Джерри З. (март 2013 г.). « Капитализм и неравенство ». Иностранные дела .
- ^ Уайльд, Кейт; Шульте, Р.Г. (2001). «Демократический капитализм против бинарной экономики» . Журнал поведенческой и экспериментальной экономики . 30 (2): 99–118.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Параккал, Раджу; Барц-Марвез, Шерри (1 декабря 2013 г.). «Капитализм, демократический капитализм и применение антимонопольных законов». Антимонопольный вестник . 58 (4): 693–729. дои : 10.1177/0003603X1305800409 . ISSN 0003-603X . S2CID 153333622 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Леффлер, Мелвин П. (2 августа 2017 г.). Защита демократического капитализма . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-17258-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Караяннис, Элиас Г.; Калудис, Арис (01 марта 2010 г.). «Время действий и время лидерства: демократический капитализм и новый «новый курс» для США и мира в XXI веке». Журнал экономики знаний . 1 (1): 4–17. дои : 10.1007/s13132-009-0002-y . ISSN 1868-7873 . S2CID 154700666 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Концептуальные основы демократического капитализма» . www.quebecoislibre.org . Проверено 20 мая 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Демократический капитализм» . Национальное обозрение . 24 сентября 2013 г. Проверено 20 мая 2020 г.
- ^ Тоуд, Эдвард Ф. (1 июля 1983 г.). «Дух демократического капитализма». Обзор Академии менеджмента . 8 (3): 514–515. дои : 10.5465/amr.1983.4284623 . ISSN 0363-7425 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Меркель, Вольфганг (2014). «Совместим ли капитализм с демократией?». Сравнительное управление и политика . 8 (2): 109–128. дои : 10.1007/s12286-014-0199-4 . HDL : 10419/270951 . S2CID 150776013 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Буа, Карлес (28 мая 2019 г.). Демократический капитализм на перепутье . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-19098-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Параккал, Раджу (01 июня 2016 г.). «Ордолиберализм в европейской конкурентной политике: логика демократического капитализма в эссе Талбота». Антимонопольный вестник . 61 (2): 290–292. дои : 10.1177/0003603X16644119 . ISSN 0003-603X . S2CID 157387580 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Янони, Маркус (2013). «Автономия государства и развитие при демократическом капитализме» . Бразильский журнал политической экономии . 33 (4): 577–598. дои : 10.1590/S0101-31572013000400002 . ISSN 0101-3157 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Хикс, Александр; Кенворти, Лейн (1998). «Сотрудничество и политико-экономические показатели в условиях богатого демократического капитализма». Американский журнал социологии . 103 (6): 1631–1672. дои : 10.1086/231403 . ISSN 0002-9602 . JSTOR 10.1086/231403 . S2CID 143829093 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Томаси, Джон (2 октября 2014 г.). «Демократический капитализм: ответ критикам». Критический обзор . 26 (3–4): 439–471. дои : 10.1080/08913811.2014.988417 . ISSN 0891-3811 . S2CID 145350468 .
- ^ Гл, Стюарт; Ка, Манжес; Мм, Уорд (2015). «Обеспечение устойчивой безопасности пациентов: преимущества сочетания подходов сверху вниз и снизу вверх». Журнал качества сестринского ухода . 30 (3): 240–6. дои : 10.1097/NCQ.0000000000000103 . ПМИД 25479238 . S2CID 5613563 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Уильямс, Оливер Ф. (1 декабря 1993 г.). «Католическое социальное учение: коммунитарный демократический капитализм для нового мирового порядка». Журнал деловой этики . 12 (12): 919–932. дои : 10.1007/BF00871711 . ISSN 1573-0697 . S2CID 143113898 .