Jump to content

Демократический капитализм

Демократический капитализм , также называемый рыночной демократией , представляет собой политическую и экономическую систему , которая объединяет распределение ресурсов на основе предельной производительности (синоним капитализма свободного рынка) с политикой распределения ресурсов на основе социальных прав. [1] Политика, характеризующая систему, проводится демократическими правительствами. [1]

Демократический капитализм получил широкое распространение в 20 веке, особенно в Европе и западном мире после Второй мировой войны . Сосуществование капитализма и демократии, особенно в Европе, было поддержано созданием современного государства всеобщего благосостояния в послевоенный период . [2] Реализация демократического капитализма обычно предполагает принятие политики, расширяющей государство всеобщего благосостояния, усиление прав работников на ведение коллективных переговоров или ужесточение законов о конкуренции . Эта политика осуществляется в капиталистической экономике, характеризующейся правом частной собственности на собственность .

Католическое социальное учение предлагает поддержку коммунитарной формы демократического капитализма с упором на сохранение человеческого достоинства .

Определение [ править ]

Демократический капитализм - это тип политической и экономической системы. [3] характеризуется распределением ресурсов в соответствии как с предельной производительностью, так и с социальными потребностями, что определяется решениями, принятыми посредством демократической политики. [1] Он отмечен демократическими выборами , свободой и верховенством закона – характеристиками, обычно связанными с демократией. [4] [5] В стране сохраняется свободная рыночная экономическая система с упором на частное предпринимательство . [4] [5]

Профессор предпринимательства Элиас Г. Караяннис и Ариситидис Калудис, профессор экономики Норвежского университета науки и технологий (NTNU), описывают демократический капитализм как экономическую систему, которая сочетает в себе сильную конкурентоспособность с устойчивым предпринимательством , с целью инноваций и предоставления возможностей для экономического развития. процветания всем гражданам. [6]

Эдвард Юнкинс, профессор Университета Уилинг , описал демократический капитализм как «динамический комплекс экономических, политических, морально-культурных, идеологических и институциональных сил», который служит максимизации социального благосостояния в рамках свободной рыночной экономики. [7] Юкинс утверждает, что система индивидуальной свободы, присущая демократическому капитализму, поддерживает создание добровольных ассоциаций , таких как профсоюзы . [7]

Философ и писатель Майкл Новак охарактеризовал демократический капитализм как смесь экономики свободного рынка, ограниченного демократического правительства и морально-культурной системы с упором на личную свободу. [8] Новак комментирует, что капитализм является необходимым, но недостаточным условием демократии. [8] Он также предполагает, что известность демократического капитализма в обществе во многом определяется религиозными концепциями, которые определяют его обычаи, институты и лидеров. [9]

История [ править ]

Начало-середина 20 века [ править ]

На развитие демократического капитализма повлияло несколько исторических факторов, включая быстрый экономический рост после Первой мировой войны , Великую депрессию , а также политические и экономические последствия Второй мировой войны . [10] [11] Растущая критика рыночного капитализма и появление идеи социальной справедливости в политических дебатах способствовали принятию демократической капиталистической политики. [10]

На Бреттон-Вудской конференции 1944 года официальные лица США, Великобритании и сорока двух других стран взяли на себя обязательства по открытости торговли . [11] Это обязательство было принято в сочетании с международными руководящими принципами, которые гарантировали автономию каждой страны в реагировании на экономические и социальные требования ее избирателей. [11] Чиновники потребовали международного контроля над капиталом , который позволил бы правительствам регулировать свою экономику, сохраняя при этом приверженность целям полной занятости и экономического роста. [11] Принятие Генерального соглашения по тарифам и торговле поддержало свободную торговлю, одновременно позволив национальным правительствам сохранить право вето на торговую политику. [11] Такое развитие событий привело к включению демократических требований в политику, основанную на капиталистической экономической логике. [11]

Демократический капитализм впервые получил широкое распространение после Второй мировой войны в западном мире, особенно в Северной Америке и Западной Европе . [1] После тяжелых экономических последствий войны рабочий класс в западном мире был более склонен принять капиталистические рынки в сочетании с политической демократией, которая обеспечила определенный уровень социальной безопасности и повысила уровень жизни . [1] В послевоенные десятилетия демократическая капиталистическая политика привела к снижению уровня социально-экономического неравенства . [10] Это было синонимом расширения государств всеобщего благосостояния, более жесткого регулирования финансовых рынков и рынков труда , а также увеличения политической власти профсоюзов. [10] По мнению политолога Вольфганга Меркеля, демократия и капитализм в это время сосуществовали с большей взаимодополняемостью, чем в любой другой момент истории. [10]

Политики в Европе и Азии приняли демократическую капиталистическую политику в попытке удовлетворить социальные потребности своих избирателей и ответить на вызов коммунизма . [5] Реализованная политика поддерживала государственное предоставление медицинской помощи , улучшение государственного жилья , уход за престарелыми и более доступное образование. [5] Гарантии полной занятости и поддержка частных исследований и инноваций стали приоритетами политиков. [5] Развитие политики было основано на растущем представлении о том, что свободные рынки требуют некоторого государственного вмешательства для их поддержания, обеспечения структуры и устранения вызванного ими социального неравенства. [5] Правительства во всем мире регулировали существующие рынки, пытаясь повысить их справедливость и эффективность. [5] Чтобы стабилизировать деловой цикл , роль правительства была переосмыслена антикоммунистическими лидерами Великобритании, Франции, Италии, Германии, Скандинавии и Японии. [5] Акцент был сделан на поддержке экономического роста, продвижении инноваций и повышении уровня жизни. [5] Это привело к расширению образовательных возможностей и государственному страхованию базовых медицинских услуг и пособий по старости. [5]

США [ править ]

По мере расширения автоматизированного производства в Соединенных Штатах возрос спрос на полуквалифицированных рабочих. [11] В сочетании с расширением среднего образования это привело к появлению большого рабочего класса . [11] В результате сильный экономический рост и улучшение равенства доходов позволили добиться большего социального мира и всеобщего избирательного права. [11] Капитализм рассматривался как средство производства богатства, которое поддерживало политическую свободу, в то время как демократическое правительство обеспечивало подотчетность политических институтов и образованную рабочую силу с соблюдением ее основных прав. [11]

Европа [ править ]

В послевоенный период во Франции и Германии были созданы экономические системы свободного рынка с политическими системами демократии и государства всеобщего благосостояния. [11] Это произошло под руководством Народно-республиканского движения во Франции и Христианско-демократического союза в Германии. [11]

Конец 20 века [ править ]

После нефтяных шоков 1970-х годов и снижения производительности труда в Соединённых Штатах в 1980-х политики и избиратели сохранили решительную поддержку демократической капиталистической политики и свободного рынка. [11] Глобализация и свободная торговля пропагандировались как средство ускорения экономического роста, что привело к созданию Североамериканского соглашения о свободной торговле и Европейского Союза . [11] В странах с рыночной экономикой, особенно в англо-американских странах , были смягчены правила регулирования рынка труда и конкуренции . [11]

Быстрые технологические инновации и глобализация привели к широкомасштабным международным экономическим изменениям. [11] Финансируемая государством демократическая капиталистическая политика была разработана и реализована для того, чтобы компенсировать людям, на которых негативно повлияли крупные структурные экономические изменения. [11] Такая политика, реализуемая с первых лет холодной войны , включала пособия по безработице , всеобщее или частично всеобщее здравоохранение и пенсии по старости. [11] После 1970-х годов количество доступных рабочих мест в государственном секторе увеличилось. [11] Старение населения в Европе, Японии и Северной Америке привело к значительному увеличению государственных расходов на пенсии и здравоохранение. [11] В 1980-х годах страны Организации экономического сотрудничества и развития начали снижать корпоративное налогообложение , хотя подоходный налог с населения и государственные расходы на программы социального обеспечения в целом оставались стабильными. [11]

Крупномасштабные инновации в технологиях производства на протяжении ХХ века принесли широкомасштабные экономические выгоды во многих капиталистических странах. [11] Эти преимущества способствовали примирению демократической политики и свободного рынка, а также широкому принятию демократической капиталистической политики избирателями. [11]

С конца 20-го века принципы демократического капитализма распространились более широко за пределы Северной Америки и Западной Европы. [12]

США [ править ]

После вступления в должность президента в 1981 году Рональд Рейган выступал за снижение роли правительства в экономике, одновременно отвечая на скептицизм избирателей в отношении либерального капитализма сохранением высоких расходов государственного сектора . [5] Многие избиратели сомневались в способности свободного рыночного капитализма обеспечить устойчивый мир, безопасность и возможности и стремились к повышению уровня жизни, заботе о престарелых и возможностям образования для молодежи. [5] Администрация Рейгана сохранила прежний уровень государственных расходов на социальное обеспечение и медицинскую помощь в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП). [5] Общий уровень государственных расходов в процентах от ВВП также оставался стабильным при администрации Рейгана . [5]

Европа [ править ]

С середины 1980-х годов европейские лидеры начали поддерживать неолиберальные идеи, такие как идеи, связанные с рейганомикой и тэтчеризмом , основанные на идее взаимозависимости экономической и социальной политики. [12] В этом контексте политика европейского конкурентного права развивалась как метод сдерживания эксцессов капитализма и одновременного приведения экономики Европейского Союза в соответствие с существующими демократическими идеалами европейского общества. [12] Это привело к развитию демократического капитализма во всем европейском регионе. [12]

Южная Африка [ править ]

Закон о конкуренции Южной Африки 1998 года отдал приоритет искоренению антиконкурентной деловой практики и свободному участию в экономике всех граждан при сохранении экономики, ориентированной на свободный рынок. [4]

Начало 21 века [ править ]

Индия [ править ]

Индия приняла Закон о конкуренции 2002 года для поощрения и поддержания конкуренции и защиты благосостояния участников рынка – целей, синонимов демократического капитализма. [4]

Реализация [ править ]

Послевоенное внедрение демократического капитализма сопровождалось расширением государств всеобщего благосостояния и свободными правами работников на ведение коллективных переговоров, а также рыночной политикой, направленной на обеспечение полной занятости. [1]

При демократическом капитализме автономное демократическое государство проводит политику, которая, по сути, создает компромисс между высшими и низшими классами, оставаясь при этом совместимым с капитализмом свободного рынка. [13] Такая политика включает создание или расширение государства всеобщего благосостояния как метода урегулирования социальных классовых конфликтов и удовлетворения потребностей рабочих. [13]

Система характеризуется созданием кооперативных экономических институтов. [14] Сюда входят институты, которые облегчают ведение переговоров между государственными органами и деловыми и профсоюзными организациями, такими как профсоюзы, а также институты, которые регулируют отношения между работниками и руководством частных фирм. [14] Развитие институтов, способствующих сотрудничеству между государственными и частными экономическими субъектами, признает преимущества рыночной конкуренции и одновременно пытается решить социальные проблемы безудержного капитализма . [14]

Проблемы экономической безопасности граждан решаются посредством политики перераспределения. [14] Такая политика включает в себя трансферты доходов, такие как программы социальных выплат и пенсий, для поддержки финансовых потребностей пожилых людей и бедных. [14] Другие меры политики, способствующие экономической безопасности, включают социальное страхование и финансовое финансирование программ образования и профессиональной подготовки для стимулирования занятости. [14]

Право на частную собственность на производственную собственность является центральным принципом демократического капитализма и признается основной свободой всех демократических граждан, как и в обычной капиталистической экономике свободного рынка. [15] По мнению политического философа Джона Томаси, демократический капитализм решает проблемы социальных прав и справедливости посредством сохранения прав частной собственности граждан , позволяя гражданам быть «свободными, равными и самоуправляющимися». [15]

Устойчивая конкурентоспособность и устойчивое предпринимательство, которые определяют демократический капитализм, характеризуются политикой сверху вниз и инициативами снизу вверх, реализуемыми демократическими правительствами. [6] Политика «сверху вниз» планируется и реализуется формальными лидерами организации, тогда как политика «снизу вверх» предполагает постепенные изменения, инициируемые и поддерживаемые членами организации более низкого уровня. [16] Реализуемая политика призвана стимулировать инновации в государственном и частном секторах. [6] Примеры включают мощное финансирование исследований и разработок , а также политику защиты прав интеллектуальной собственности . [6]

Закон о конкуренции [ править ]

Характерной чертой демократических капиталистических экономик является демократическое принятие законов и постановлений, поддерживающих конкуренцию. К таким законам относятся антимонопольные законы США. [4] Законы о конкуренции призваны регулировать деятельность частного сектора , включая действия владельцев и управляющих капитальными активами , чтобы предотвратить результаты, которые, по мнению демократического большинства, являются социально нежелательными. [4]

Реализация закона о конкуренции направлена ​​на предотвращение антиконкурентного поведения, наносящего ущерб благосостоянию потребителей, при сохранении свободной рыночной экономики. [4] Было обнаружено, что реализация антимонопольных законов является характерной чертой именно демократического капитализма, а не обычного капитализма свободного рынка. [4]

распределения между понятиями Конфликты ресурсов

По мнению экономического социолога Вольфганга Штрика , капиталистические рынки и демократическая политика, характеризующие демократический капитализм, по своей сути противоречат друг другу. [1] Стрик предполагает, что при демократическом капитализме правительства склонны пренебрегать политикой распределения ресурсов на основе предельной производительности в пользу политики распределения ресурсов на основе социальных пособий, или наоборот. [1] В частности, он отмечает, что ускорение инфляции 1970-х годов в западном мире можно объяснить растущим давлением профсоюзов на заработную плату на рынках труда и политическим приоритетом полной занятости, которые являются синонимами демократического капитализма. [1]

социальном католическом учении В

Католические тексты поддерживают форму социально регулируемого демократического капитализма. [17] Папская энциклика Centesimus annus , написанная Папой Иоанном Павлом II , подчеркивает видение коммунитарной формы демократического капитализма. [17] Описанная коммунитарная система демократического капитализма способствует уважению прав личности и основных прав трудящихся , добродетельному сообществу и ограниченной роли государства и рынка. [17] Согласно энциклике, эти характеристики должны сочетаться с сознательными усилиями по развитию институтов, которые развивают характер людей. [17] Энциклика подчеркнула для лиц, принимающих решения, важность достоинства личности и заботы о бедных, признавая при этом необходимость сбалансировать экономическую эффективность с социальной справедливостью. [17] В пастырском послании епископов США «Экономическая справедливость для всех» 1986 года предлагалось разработать конкретные институциональные механизмы для поддержки этой формы демократического капитализма. [17] Предложенные механизмы включали структуры подотчетности, предназначенные для вовлечения всех заинтересованных сторон , таких как сотрудники, клиенты, местные сообщества и общество в целом, в процесс принятия корпоративных решений, а не только акционеров. [17] В письме предлагалось принять рыночную экономику при условии, что государство вмешается там, где это необходимо для сохранения человеческого достоинства. [17]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Стрик, Вольфганг (октябрь 2011 г.). «Вольфганг Стрик, Кризисы демократического капитализма, NLR 71, сентябрь – октябрь 2011 г.» . Обзор новых левых (71): 5–29 . Проверено 20 мая 2020 г.
  2. ^ Мюллер, Джерри З. (март 2013 г.). « Капитализм и неравенство ». Иностранные дела .
  3. ^ Уайльд, Кейт; Шульте, Р.Г. (2001). «Демократический капитализм против бинарной экономики» . Журнал поведенческой и экспериментальной экономики . 30 (2): 99–118.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Параккал, Раджу; Барц-Марвез, Шерри (1 декабря 2013 г.). «Капитализм, демократический капитализм и применение антимонопольных законов». Антимонопольный вестник . 58 (4): 693–729. дои : 10.1177/0003603X1305800409 . ISSN   0003-603X . S2CID   153333622 .
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Леффлер, Мелвин П. (2 августа 2017 г.). Защита демократического капитализма . Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-17258-3 .
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Караяннис, Элиас Г.; Калудис, Арис (01 марта 2010 г.). «Время действий и время лидерства: демократический капитализм и новый «новый курс» для США и мира в XXI веке». Журнал экономики знаний . 1 (1): 4–17. дои : 10.1007/s13132-009-0002-y . ISSN   1868-7873 . S2CID   154700666 .
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Концептуальные основы демократического капитализма» . www.quebecoislibre.org . Проверено 20 мая 2020 г.
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Демократический капитализм» . Национальное обозрение . 24 сентября 2013 г. Проверено 20 мая 2020 г.
  9. ^ Тоуд, Эдвард Ф. (1 июля 1983 г.). «Дух демократического капитализма». Обзор Академии менеджмента . 8 (3): 514–515. дои : 10.5465/amr.1983.4284623 . ISSN   0363-7425 .
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Меркель, Вольфганг (2014). «Совместим ли капитализм с демократией?». Сравнительное управление и политика . 8 (2): 109–128. дои : 10.1007/s12286-014-0199-4 . HDL : 10419/270951 . S2CID   150776013 .
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Буа, Карлес (28 мая 2019 г.). Демократический капитализм на перепутье . Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-19098-3 .
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Параккал, Раджу (01 июня 2016 г.). «Ордолиберализм в европейской конкурентной политике: логика демократического капитализма в эссе Талбота». Антимонопольный вестник . 61 (2): 290–292. дои : 10.1177/0003603X16644119 . ISSN   0003-603X . S2CID   157387580 .
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Янони, Маркус (2013). «Автономия государства и развитие при демократическом капитализме» . Бразильский журнал политической экономии . 33 (4): 577–598. дои : 10.1590/S0101-31572013000400002 . ISSN   0101-3157 .
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Хикс, Александр; Кенворти, Лейн (1998). «Сотрудничество и политико-экономические показатели в условиях богатого демократического капитализма». Американский журнал социологии . 103 (6): 1631–1672. дои : 10.1086/231403 . ISSN   0002-9602 . JSTOR   10.1086/231403 . S2CID   143829093 .
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Томаси, Джон (2 октября 2014 г.). «Демократический капитализм: ответ критикам». Критический обзор . 26 (3–4): 439–471. дои : 10.1080/08913811.2014.988417 . ISSN   0891-3811 . S2CID   145350468 .
  16. ^ Гл, Стюарт; Ка, Манжес; Мм, Уорд (2015). «Обеспечение устойчивой безопасности пациентов: преимущества сочетания подходов сверху вниз и снизу вверх». Журнал качества сестринского ухода . 30 (3): 240–6. дои : 10.1097/NCQ.0000000000000103 . ПМИД   25479238 . S2CID   5613563 .
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Уильямс, Оливер Ф. (1 декабря 1993 г.). «Католическое социальное учение: коммунитарный демократический капитализм для нового мирового порядка». Журнал деловой этики . 12 (12): 919–932. дои : 10.1007/BF00871711 . ISSN   1573-0697 . S2CID   143113898 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 50f4b79112fd2ce6c3a2c9260b7e1eb6__1719796500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/50/b6/50f4b79112fd2ce6c3a2c9260b7e1eb6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Democratic capitalism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)