Заинтересованная сторона (корпоративная)
В корпорации является заинтересованная сторона членом «группы, без поддержки которой организация прекратила бы свое существование». [1] как это определено в первом использовании этого слова во внутреннем меморандуме 1963 года в Стэнфордском исследовательском институте . Позднее эта теория была развита и поддержана Р. Эдвардом Фрименом в 1980-х годах. С тех пор он получил широкое признание в деловой практике и в теоретизировании, касающемся стратегического управления , корпоративного управления , целей бизнеса и корпоративной социальной ответственности (КСО). Определение корпоративной ответственности посредством классификации заинтересованных сторон, которые следует учитывать, подверглось критике как создание ложной дихотомии между «моделью акционеров» и «моделью заинтересованных сторон». [2] или ложная аналогия обязательств перед акционерами и другими заинтересованными лицами. [3]
Типы [ править ]
Любое действие, предпринятое любой организацией или группой, может повлиять на тех людей, которые связаны с ними в частном секторе. Например, это родители, дети, клиенты, владельцы, сотрудники, партнеры, партнеры, подрядчики и поставщики, люди, которые связаны или находятся поблизости. В общих чертах можно выделить три типа заинтересованных сторон:
- Основными заинтересованными сторонами обычно являются внутренние заинтересованные стороны, те, кто участвует в экономических операциях с бизнесом (например, акционеры, клиенты, поставщики, кредиторы и сотрудники).
- Вторичные заинтересованные стороны обычно являются внешними заинтересованными сторонами, хотя они и не участвуют в прямом экономическом обмене с бизнесом – на них влияют или могут повлиять его действия (например, широкая общественность, сообщества, группы активистов, группы поддержки бизнеса и средства массовой информации).
- Исключенными заинтересованными сторонами являются дети или незаинтересованная общественность, поскольку изначально они не оказывали экономического влияния на бизнес. Теперь, когда концепция принимает антропоцентрическую перспективу, в то время как некоторые группы, такие как широкая общественность, могут быть признаны заинтересованными сторонами, другие остаются исключенными. Такая перспектива не дает растениям, животным или даже геологии права голоса в качестве заинтересованных сторон, а лишь инструментальную ценность по отношению к человеческим группам или отдельным людям.
Узкое картирование заинтересованных сторон компании может выявить следующие заинтересованные стороны: [4]
- Сотрудники
- Сообщества
- Акционеры
- Кредиторы
- Инвесторы
- Правительство
- Клиенты
- Владельцы
- Финансисты
- Менеджеры
Более широкое картирование заинтересованных сторон компании может также включать: [ нужна ссылка ]
- Поставщики
- Дистрибьюторы
- Профсоюзы
- Государственные регулирующие органы
- Правительственные законодательные органы
- Государственные органы по сбору налогов
- Отраслевые торговые группы
- Профессиональные ассоциации
- НПО и другие правозащитные группы
- Потенциальные сотрудники
- Потенциальные клиенты
- Местные сообщества
- Национальные сообщества
- Общественность в целом (глобальное сообщество)
- Конкуренты
- Школы
- Будущие поколения
- Аналитики и СМИ
- Исследовательские центры
В корпоративной ответственности [ править ]
В сфере корпоративного управления и корпоративной ответственности ведется дискуссия [5] [6] ведутся дискуссии о том, следует ли управлять фирмой или компанией в первую очередь для заинтересованных сторон, акционеров ( акционеров ), клиентов или других лиц. [7] Сторонники интересов заинтересованных сторон могут основывать свои аргументы на следующих четырех ключевых утверждениях:
- Лучше всего ценность можно создать, пытаясь максимизировать совместные результаты. Например, согласно этому мнению, программы, которые удовлетворяют как потребности акционеров, сотрудников, так и желания имеют двойную ценность, поскольку они одновременно адресованы двум законным группам заинтересованных сторон. Есть свидетельства того, что совокупный эффект такой политики является не только аддитивным, но даже мультипликативным. Например, одновременно удовлетворяя пожелания клиентов, а также интересы сотрудников и акционеров, обе последние группы также получают выгоду от увеличения продаж.
- Сторонники также не согласны с выдающейся ролью, которую многие бизнес-мыслители отводили акционерам, особенно в прошлом. Аргумент состоит в том, что держатели долгов, сотрудники и поставщики также вносят свой вклад и, таким образом, также берут на себя риск в создании успешной фирмы.
- Эти нормативные аргументы не имели бы большого значения, если бы акционеры ( акционеры ) имели полный контроль над управлением фирмой. Однако многие полагают, что из-за определенных структур совета директоров топ-менеджеры, такие как генеральные директора, в основном контролируют фирму.
- Самая большая ценность компании – это ее имидж и бренд. Пытаясь удовлетворить потребности и желания множества разных людей, начиная от местного населения и клиентов и заканчивая собственными сотрудниками и владельцами, компании могут предотвратить ущерб своему имиджу и бренду, предотвратить потерю больших объемов продаж и появление недовольных клиентов, а также предотвратить дорогостоящие юридические расходы. затраты. Хотя мнение заинтересованных сторон обходится дороже, многие фирмы решили, что эта концепция улучшает их имидж, увеличивает продажи, снижает риски ответственности за корпоративную халатность и снижает вероятность того, что они станут мишенью для групп давления, агитационных групп и НПО.
Корпоративная заинтересованная сторона может влиять или подвергаться влиянию действий бизнеса в целом. Хотя акционеры часто являются стороной с наиболее прямым и очевидным интересом в принятии бизнес-решений, они являются одной из различных подгрупп заинтересованных сторон, поскольку клиенты и сотрудники также заинтересованы в результате. В наиболее развитом понимании стейкхолдеров с точки зрения реальной корпоративной ответственности носители экстерналий включаются в стейкхолдерство.
В управлении [ править ]
В последние десятилетия 20-го века слово «заинтересованная сторона» стало чаще использоваться для обозначения человека или организации, имеющих законный интерес в проекте или организации. При обсуждении процесса принятия решений для учреждений, включая крупные бизнес- корпорации , государственные учреждения и некоммерческие организации , концепция была расширена и теперь включает всех, кто заинтересован (или «заинтересован») в том, чем занимается организация. Сюда входят не только продавцы, сотрудники и клиенты , но даже члены сообщества, офисы или фабрики которого могут влиять на местную экономику или окружающую среду. В этом контексте «заинтересованная сторона» включает в себя не только директоров или попечителей совета директоров (которые являются заинтересованными сторонами в традиционном смысле этого слова), но также всех лиц, которые заплатили за фигуральную долю, и лиц, которым она может принадлежать». выплачено» (в смысле «выплаты» в теории игр , означающей результат сделки). Следовательно, чтобы эффективно взаимодействовать с сообществом заинтересованных сторон, руководству организации необходимо знать о заинтересованных сторонах, понимать их желания и ожидания, понимать их отношение (поддерживающее, нейтральное или противодействующее) и уметь расставлять приоритеты среди членов группы. всего сообщества, чтобы сосредоточить скудные ресурсы организации на наиболее значимых заинтересованных сторонах. [8]
Пример
- Например, в случае, когда профессиональный арендодатель проводит ремонт арендованного жилья, которое занято во время выполнения работ, ключевыми заинтересованными сторонами будут жильцы, соседи (для которых работа является помехой) и арендаторы. команда менеджеров и команда по обслуживанию жилья, нанятая арендодателем. Другими заинтересованными сторонами будут спонсоры и группа проектирования и строительства.
Владельцы каждого отдельного вида долей участия в делах предприятия называются группой, поэтому может быть группа акционеров , группа соседних владельцев собственности, группа банков, которым организация должна деньги, и так далее. В этом смысле слово «составляющая» является синонимом слова «заинтересованная сторона». [9]
Теория заинтересованных сторон
Пост, Престон, Сакс (2002) используют следующее определение термина «заинтересованная сторона»:«Человек, группа или организация, которая имеет интерес или обеспокоенность в отношении организации.Заинтересованные стороны могут влиять или подвергаться влиянию действий, целей и политики организации. Некоторыми примерами ключевых заинтересованных сторон являются кредиторы, директора, сотрудники, правительство (и его агентства), владельцы (акционеры), поставщики, профсоюзы и сообщество, из которого бизнес черпает свои ресурсы.
Не все заинтересованные стороны равны. Клиенты компании имеют право на добросовестную торговую практику, но они не имеют права на такое же вознаграждение, как сотрудники компании. Заинтересованными сторонами в корпорации являются отдельные лица и группы интересов, которые добровольно или невольно вносят вклад в ее способность и деятельность по созданию богатства и, следовательно, являются ее потенциальными бенефициарами и/или носителями риска». [10] Это определение отличается от более старого определения термина «стейкхолдер» в теории заинтересованных сторон (Freeman, 1983), которое также включает конкурентов в качестве стейкхолдеров корпорации. Роберт Аллен Филлипс обеспечивает моральную основу теории заинтересованных сторон в книге « Теория заинтересованных сторон и организационная этика» . Там он защищает «принцип справедливости заинтересованных сторон», основанный на работах Джона Ролза , а также различие между нормативными и производными законными заинтересованными сторонами. Настоящие заинтересованные стороны, обозначенные заинтересованные стороны: настоящие заинтересованные стороны с законной заинтересованностью, лояльные партнеры, которые стремятся к взаимной выгоде. Владельцы долей владеют и заслуживают доли в фирме. Взаимность заинтересованных сторон может стать инновационным критерием в дебатах о корпоративном управлении относительно того, кому должно быть предоставлено представительство в совете директоров. Корпоративная социальная ответственность должна подразумевать корпоративную ответственность заинтересованных сторон.
Примеры заинтересованных сторон компании [ править ]
Заинтересованные стороны: | Проблемы заинтересованных сторон: [11] |
---|---|
Правительство | налогообложение, НДС , законодательство , занятость, правдивая отчетность, законность, внешние эффекты... |
Сотрудники | ставки заработной платы, гарантия занятости , компенсация, уважение, правдивое общение, признательность, признание, признание. |
Клиенты | ценность, качество, забота о клиенте, этическая продукция. |
Поставщики | поставщики продуктов и услуг, используемых в конечном продукте для клиента, равные возможности для бизнеса. |
Кредиторы | кредитный рейтинг, новые контракты, ликвидность. |
Сообщество | рабочие места, участие, охрана окружающей среды, акции, правдивое общение. |
Профсоюзы | качество, защита работников, рабочие места. |
Владелец(и) | прибыльность, долголетие, доля рынка, положение на рынке, планирование преемственности, привлечение капитала, рост, социальные цели. |
Инвесторы | возврат инвестиций, доход. |
См. также [ править ]
- Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Теория заинтересованных сторон
- Заинтересованная сторона (закон)
- Законодательство Великобритании о компаниях
- Язык разметки стратегии , основные элементы которого включают <Stakeholder>
- Модель управления с участием многих заинтересованных сторон
Цитаты [ править ]
- ^ Фриман, Р. Эдвард; Рид, Дэвид Л. (1983). «Акционеры и заинтересованные стороны: новый взгляд на корпоративное управление» . Обзор менеджмента Калифорнии . 25 (3): 88–106. дои : 10.2307/41165018 . JSTOR 41165018 . S2CID 154711818 . Проверено 21 октября 2017 г.
- ^ Фремон, Оливье (октябрь 2000 г.). «Роль заинтересованных сторон» (PDF) . ОЭСР .
- ^ Хит, Джозеф (2006). «Деловая этика без заинтересованных сторон». Деловая этика Ежеквартально . 16 (3): 533–557. дои : 10.5840/beq200616448 .
Одним из центральных преимуществ подхода к деловой этике, основанного на провалах рынка, является то, что он не только не противоречит духу капитализма, но и может вполне правдоподобно претендовать на то, что обеспечивает более строгое формулирование центральных принципов, структурирующих капиталистическую экономику. Согласно этой концепции, если бы фирмы вели себя более этично, результатом стало бы увеличение выгод, которые рынок предоставляет обществу, и устранение многих его постоянных слабостей. Это помогло бы усовершенствовать систему частного предпринимательства, а не разрушить ее.
- ^ Кэрролл, Арчи Б. (июль – август 1991 г.). «Пирамида корпоративной социальной ответственности» (PDF) . Горизонты бизнеса . дои : 10.1016/0007-6813(91)90005-G . HDL : 11323/2358 .
- ^ «Акционер против заинтересованной стороны: два подхода к корпоративному управлению» . Бизнес-школа IESE. Июнь 2008 года . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ «Акционеры против заинтересованных сторон: новое идолопоклонство» . Экономист . 22 апреля 2010 г. Проверено 29 апреля 2017 г.
- ↑ Лин, Том К.В., «Включение социального активизма» (1 декабря 2018 г.). 98 Обзор права Бостонского университета, 1535 г.
- ^ Управление взаимоотношениями с заинтересованными сторонами: модель зрелости для организационной реализации , доктор Линда Борн, 2007 г.
- ^ Шиллер, Р. (2003). «От теории эффективных рынков к поведенческим финансам» . Журнал экономических перспектив . 17 (1): 83–104. дои : 10.1257/089533003321164967 .
- ^ Новое определение корпорации: управление заинтересованными сторонами и организационное благосостояние . Издательство Стэнфордского университета. 2002. ISBN 978-0-8047-4304-4 .
- ^ Сэмюэл К. Конечно; С. Тревис Черто (2005). Современный менеджмент (10-е изд.). Пирсон.
Ссылки [ править ]
- Фриман, Р. Эдвард; Мучник, Александр (2013). «Управление заинтересованными сторонами и КСО: вопросы и ответы». Форум UmweltWirtschafts . 21 (1): 5–9. дои : 10.1007/s00550-013-0266-3 . S2CID 154210736 .
- Фриман Р.Э. и Рид Д.Л., 1983. Акционеры и заинтересованные стороны: новый взгляд на корпоративное управление. Обзор менеджмента Калифорнии, 25 (3), стр. 88–106.
- Новое определение корпорации: международный коллоквиум
- Пост, Джеймс (2002). Новое определение корпорации: управление заинтересованными сторонами и организационное благосостояние . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-4310-5 .
- Фигге, Ф.; Шальтеггер С.: Что такое ценность для заинтересованных сторон? Превращение ключевой фразы в инструмент сравнительного анализа. Люнебург/Женева/Париж: Люнебургский университет/Пикте/ совместно с Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), 2000 CSM Люнебург (799 КБ)