ИСО 26000

Из Википедии, бесплатной энциклопедии

ISO 26000:2010 Руководство по социальной ответственности — международный стандарт, устанавливающий руководящие принципы социальной ответственности (СР, часто CSR — корпоративная социальная ответственность ). Он был выпущен Международной организацией по стандартизации (ISO) 1 ноября 2010 года, и его цель — внести вклад в глобальное устойчивое развитие , поощряя бизнес и другие организации практиковать социальную ответственность, чтобы улучшить свое воздействие на своих работников, окружающую среду и сообщества. . [1]

Отношения организации с обществом и средой, в которой она работает, являются решающим фактором ее способности продолжать эффективно работать. Этот стандарт используется в качестве меры эффективности деятельности организации, поскольку он дает рекомендации о том, как ей следует действовать социально ответственным образом.

Структура [ править ]

Структура ISO 26000 следующая: [2]

  1. Объем
  2. Понятия и определения
  3. Понимание социальной ответственности
  4. Принципы социальной ответственности
  5. Признание социальной ответственности и привлечение заинтересованных сторон
  6. Руководство по основным предметам социальной ответственности
  7. Руководство по интеграции социальной ответственности во всей организации.

Развитие [ править ]

Этот стандарт был разработан группами Совета технического управления ISO/TMBG. ISO выбрала Шведский институт стандартов (SIS) и Бразильскую ассоциацию технических стандартов (ABNT) для совместного руководства рабочей группой ISO по социальной ответственности (WG SR). Перед РГ SR была поставлена ​​задача разработать международный стандарт социальной ответственности, который был опубликован в 2010 году под названием ISO 26000. [3] Версия 2010 года была рассмотрена и подтверждена ISO в 2021 году и остается актуальной. [2]

стандарт руководства для всех Добровольный организаций

ISO 26000 предлагает рекомендации по социально ответственному поведению и возможным действиям. Он отличается от более распространенных стандартов, разработанных компаниями для удовлетворения конкретных требований к таким видам деятельности, как производство, управление, бухгалтерский учет и отчетность, по трем признакам:

  1. ISO 26000 является добровольным стандартом: он не содержит требований, подобных тем, которые используются, когда стандарт предлагается для «сертификации». Существует определенная кривая обучения, связанная с использованием ISO 26000, поскольку не существует конкретного внешнего вознаграждения — сертификации, явно привязанного к ISO 26000. ISO рекомендует пользователям сказать, например, что они «использовали ISO 26000 в качестве руководства по интеграции социальных сетей». ответственность в наши ценности и практику».
  2. ISO 26000 предназначен для использования всеми организациями, а не только предприятиями и корпорациями. такие организации, как больницы и школы, благотворительные ( некоммерческие Также включены ) организации и т. д. ISO 26000 прилагает особые усилия, чтобы показать, что его гибкость означает, что его могут применять малые предприятия и другие группы. [4] До сих пор, [ когда? ] Многие из первых пользователей ISO 26000 были транснациональными корпорациями, особенно базирующимися в Европе и Восточной Азии, особенно в Японии.
  3. ISO 26000 был разработан в ходе процесса с участием многих заинтересованных сторон: восемь пленарных заседаний рабочих групп в период с 2005 по 2010 год, а также дополнительные заседания комитетов и консультации по электронной почте на протяжении пятилетнего процесса. В этом процессе приняли участие около пятисот делегатов из шести групп заинтересованных сторон: промышленности, правительства, НПО (неправительственных организаций), труда, потребителей и SSRO (услуги, поддержка, исследования и другие - в основном ученые и консультанты). Руководство различными целевыми группами и комитетами было «побратимным» между «развивающимися» и «развитыми» странами, чтобы обеспечить учет точек зрения из разных экономических и культурных контекстов. Поскольку ISO действует по парламентской процедуре, основанной на консенсусе, окончательный согласованный стандарт стал результатом обсуждений и переговоров; ни одна группа не смогла заблокировать это, но также ни одна группа не смогла достичь своих целей, когда другие категорически не соглашались. Цель заключалась в том, чтобы сделать ISO 26000 доступным и пригодным для использования всеми организациями в разных странах именно потому, что он отражает цели и проблемы всех без исключения групп заинтересованных сторон в своей окончательной компромиссной форме.

Ключевые принципы и основные темы ISO 26000 [ править ]

Семь ключевых принципов, пропагандируемых как основы социально ответственного поведения, заключаются в следующем:

  • Подотчетность
  • Прозрачность
  • Этическое поведение
  • Уважение интересов заинтересованных сторон (заинтересованные стороны — это отдельные лица или группы, на которых влияют действия организации или которые могут повлиять на них)
  • Уважение верховенства закона
  • Уважение международных норм поведения
  • Уважение прав человека

Семь основных вопросов, которые должен учитывать каждый пользователь ISO 26000:

  • Организационное управление
  • Права человека
  • Трудовая практика
  • Среда
  • Честная практика работы
  • Проблемы потребителей
  • Участие и развитие сообщества

Многие из 84 страниц стандарта посвящены определениям, примерам и предложениям о том, как выявлять заинтересованные стороны и общаться с ними, а также как выявлять и решать конкретные проблемы в каждой основной предметной области.

Чтобы получить копию ISO 26000 [ править ]

ISO 26000 доступен для продажи национальными органами по стандартизации во многих странах. Цены устанавливаются различными национальными органами по стандартизации и сильно различаются. ISO 26000 доступен на многих национальных и международных языках, включая арабский, болгарский, чешский, голландский, английский, французский, немецкий, индонезийский, итальянский, японский, казахский, корейский, черногорский, норвежский, польский, португальский, румынский, русский, сербский, Словацкий, испанский, шведский, тайский, вьетнамский. Авторские права на ISO 26000 принадлежат ISO. можно найти на веб-странице ISO по адресу http://www.iso.org Дополнительную информацию .

Руководства пользователя по ISO 26000 [ править ]

Растет число руководств пользователя, многие из которых значительно дешевле, чем сам стандарт. Качество и применимость этих руководств будут сильно различаться. Инструмент оценки был разработан, например, Норвежским королевским обществом развития ( Norges Vel ) при поддержке Asociatia Pentru Implementarea Democratiei (AID-Romania). [5] ISO Соглашение о международном семинаре IWA 26:2017 содержит рекомендации по «использованию ISO 26000:2010 в системах менеджмента». [6]

Дополнительная информация и критика [ править ]

Область применения ISO 26000 гласит: «Настоящий международный стандарт не является стандартом системы менеджмента. Он не предназначен и не подходит для целей сертификации, нормативного или договорного использования. Любое предложение о сертификации или заявления о сертификации по ISO 26000 было бы искажением информации. намерение и цель, а также неправильное использование настоящего международного стандарта. Поскольку настоящий международный стандарт не содержит требований, любая такая сертификация не будет являться демонстрацией соответствия настоящему международному стандарту». [7] Это заявление включает в себя, что ISO 26000 не может использоваться в качестве основы для аудитов, испытаний на соответствие и сертификатов, а также для любых других заявлений о соответствии. Однако генеральный директор может использовать его как заявление о намерениях, и в этом его главная ценность.

Практическая ценность ISO 26000 обсуждается. Оно могло бы быть ограниченным, если бы оно просто обеспечивало общее понимание социальной ответственности, а не облегчало управленческие процедуры и практики, ведущие к социальной ответственности. Несмотря на невозможность сертификации, некоторые ученые видят в ISO 26000 отдельные элементы стандарта системы менеджмента. [8] На этом фоне в настоящее время обсуждаются потенциальные преимущества нового стандарта, управленческая значимость и конкретные ограничения ISO 26000. [9] Критика включает отсутствие какой-либо сертификации, возможность «разъединить» и изолировать вопросы корпоративной социальной ответственности в организации (Schwarz & Tilling 2009), трудность для небольших организаций получить доступ к «учебнику» стандарта объемом более 100 страниц. и тот факт, что лучшие практики, представленные стандартом, имеют тенденцию стареть; Чтобы решить хотя бы эту последнюю проблему, заинтересованные стороны отслеживают необходимость и сроки возможного обновления. [10] [11] Существует также обеспокоенность тем, что ISO 26000 является лишь одним из «слишком многих» стандартов отчетности о социальных последствиях, доступных корпорациям. [12]

В качестве руководящего документа ISO 26000 является добровольным предложением и призывает организации обсуждать свои вопросы социальной ответственности и возможные действия с соответствующими заинтересованными сторонами. Как поставщики услуг органы по сертификации не принадлежат заинтересованным сторонам организации. ISO 26000 призывает своих пользователей пересмотреть социальную ответственность организации или «социально ответственное поведение» и определить/выбрать из своих рекомендаций те, в которых организация может/должна внести вклад в жизнь общества. ISO 26000 призывает своих пользователей сообщать заинтересованным сторонам и получать отзывы о действиях, предпринятых для повышения их социальной ответственности.

Именно такое определение «заинтересованных сторон» делает ISO 26000 важным шагом вперед в решении дилеммы, с которой сталкиваются корпорации, все еще стремящиеся к единой подотчетности, выводя дискуссию за рамки тройной подотчетности. Это также важный шаг в развитии инициатив в области социальной ответственности под руководством бизнеса, которые, как показывают данные, гораздо более эффективны, чем политика социальной ответственности, регулируемая государством. [13]

Цель: широкий диапазон [ править ]

был разработан Меморандум о взаимопонимании Между Группой ISO и Глобальным договором ООН с целью разработки и продвижения ISO 26000 в качестве стандарта КСО. К сожалению, Глобальный договор Организации Объединенных Наций не выполнил ни своих обязательств по этому Меморандуму о взаимопонимании, ни последующих обязательств по внедрению ISO 26000 в другие 90 агентств ООН. [ нужна цитата ]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ «ИСО – Международная организация по стандартизации» . www.iso.org .
  2. ^ Перейти обратно: а б «ISO 26000:2010 – Руководство по социальной ответственности» . www.iso.org . 15 октября 2021 г.
  3. ^ Хан, Р. (2012): « Транснациональное управление, совещательная демократия и легитимность ISO 26000 ». В: Бизнес и общество дои : 10.1177/0007650312462666
  4. ^ ISO26000:2010 Вставка 3, «ISO 26000 и малые и средние организации (SMO)»
  5. ^ http://responsabilitate-sociala.org/wp-content/uploads/2011/08/ISO_26000_Practical_Guide_SITE.pdf . [ пустой URL PDF ]
  6. ^ ISO, IWA 26:2017 - https://www.iso.org/standard/72669.html , опубликовано в августе 2017 г., по состоянию на 18 августа 2020 г.
  7. ^ ISO 26000:2010, пункт 1, с. 1
  8. ^ Например, Хан, Р. (2012): « Стандартизация социальной ответственности? Новые перспективы руководящих документов и стандартов системы управления для устойчивого развития ». В: IEEE - Транзакции по инженерному менеджменту. дои : 10.1109/TEM.2012.2183639
  9. ^ В целом положительную оценку см., например, у Хана Р. (2012): « Стандартизация социальной ответственности? Новые перспективы руководящих документов и стандартов системы управления для устойчивого развития ». В: IEEE - Транзакции по инженерному менеджменту. дои : 10.1109/TEM.2012.2183639 . В значительной степени пессимистическую точку зрения можно найти, например, в работе Шварц Б. и Тиллинг К. (2009): « Корпоративная социальная ответственность в соответствии с ISO в организационном контексте: несогласная интерпретация ISO 26000 ». В: Корпоративная социальная ответственность и экологический менеджмент. дои : 10.1002/csr.211
  10. ^ Энрикес, Адриан (5 января 2012 г.). «Для чего нужны стандарты? Случай ISO 26000» . «Гардиан» (Великобритания) . Проверено 28 августа 2017 г.
  11. ^ Гертлер, Гвидо (июль 2013 г.). «Готов ли ISO 26000 к пересмотру?» . Готов ли ISO 26000 к пересмотру? . Проверено 28 августа 2017 г.
  12. ^ Бретт, Дэвид (17 февраля 2015 г.). «Является ли состояние нынешней инфраструктуры измерения социального воздействия поводом для беспокойства?» . Проверено 28 августа 2017 г.
  13. ^ Армстронг и Дж. Скотт; Грин, Кестен К. (1 декабря 2012 г.). «Последствия политики корпоративной социальной ответственности и безответственности» (PDF) . Журнал бизнес-исследований . Проверено 28 октября 2014 г.

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]