Теория заинтересованных сторон


Теория заинтересованных сторон — это теория организационного управления и деловой этики , которая учитывает множество групп, на которые влияют бизнес-субъекты, такие как сотрудники, поставщики, местные сообщества, кредиторы и другие. [1] В нем рассматриваются мораль и ценности управления организацией, например, те, которые связаны с корпоративной социальной ответственностью , рыночной экономикой и теорией общественного договора .
Взгляд заинтересованных сторон на стратегию объединяет взгляд, основанный на ресурсах , и взгляд на рынок, а также добавляет социально-политический уровень. Одна из распространенных версий теории заинтересованных сторон направлена на определение конкретных заинтересованных сторон компании (нормативная теория идентификации заинтересованных сторон ), а затем изучение условий, при которых менеджеры относятся к этим сторонам как к заинтересованным сторонам (дескриптивная теория значимости заинтересованных сторон ). [2]
В таких областях, как право, менеджмент и человеческие ресурсы, теория заинтересованных сторон преуспела в том, чтобы бросить вызов обычным структурам анализа, предположив, что потребности заинтересованных сторон должны ставиться в начало любого действия. [3] Некоторые авторы, такие как Жоффруа Мюрат, пытались применить теорию заинтересованных сторон к нерегулярным военным действиям . [4]
История
[ редактировать ]Концепции, подобные современной теории заинтересованных сторон, можно проследить до давних философских взглядов на природу самого гражданского общества и отношений между людьми. [5] В деле Майлз против Sydney Meat-Preserving Co Ltd (1912 г.), в ходе которого было отказано в законном праве акционера на дивиденды , главный судья Австралии Сэмюэл Гриффит заметил, что:
Закон не требует от членов компании отказываться от управления ею всех альтруистических побуждений или сохранять характер компании как бездушного и бездушного существа, или требовать последнего фартинга в ее коммерческих сделках, или запретить им осуществлять свою деятельность способом, который, по их мнению, отвечает интересам общества в целом. [6]
Слово «заинтересованная сторона» в его нынешнем использовании впервые появилось во внутреннем меморандуме. [7] в Стэнфордском исследовательском институте в 1963 году. [5] [8] Впоследствии «множество» [5] были разработаны определения и теории заинтересованных сторон. [9] [5] В 1971 году Хайн Кроос и Клаус Шваб опубликовали немецкий буклет « Современное корпоративное управление в машиностроении». [10] ( Современное управление предприятием в машиностроении ), утверждая, что управление современным предприятием должно служить не только акционерам, но и всем заинтересованным сторонам (die Interessenten) для достижения долгосрочного роста и процветания. Это утверждение оспаривается. [11] Американские авторы последовали их примеру; например, в 1983 году Ян Митрофф опубликовал в Сан-Франциско «Заинтересованные стороны организационного разума». Р. Эдвард Фриман опубликовал статью о теории заинтересованных сторон в журнале California Management Review в начале 1983 года, но не ссылается на работу Митроффа, приписывая разработку концепции внутренней дискуссии в Стэнфордском исследовательском институте. Вслед за этой статьей он написал книгу «Стратегический менеджмент: подход заинтересованных сторон» . В этой книге идентифицируются и моделируются группы, являющиеся заинтересованными сторонами корпорации , а также описываются и рекомендуются методы, с помощью которых руководство может должным образом учитывать интересы этих групп. Короче говоря, он пытается обратиться к «принципу того, кто или что действительно имеет значение».С традиционной точки зрения на компанию, с точки зрения акционеров , важны только владельцы или акционеры компании, и у компании есть обязательная фидуциарная обязанность ставить их потребности на первое место, чтобы увеличивать для них ценность. Вместо этого теория заинтересованных сторон утверждает, что в этом участвуют и другие стороны, в том числе сотрудники , клиенты , поставщики , финансисты , местные сообщества , правительственные органы , политические группы , торговые ассоциации и профсоюзы . Даже конкурентов иногда считают заинтересованными сторонами – их статус определяется их способностью влиять на фирму и ее заинтересованные стороны. Природа того, что представляет собой заинтересованная сторона, вызывает большие споры (Miles, 2012). [12] с сотнями определений, существующих в академической литературе (Miles, 2011). [13]
Разработка
[ редактировать ]Многочисленные статьи и книги, написанные по теории заинтересованных сторон, обычно называют Фримена «отцом теории заинтересованных сторон». [14] Книга Фримена «Стратегический менеджмент: подход заинтересованных сторон» (1984) широко упоминается в этой области как основа теории заинтересованных сторон. [15] хотя сам Фримен ссылается на несколько литературных источников, использованных при разработке его подхода, включая стратегическое управление , корпоративное планирование , теорию систем , теорию организации и корпоративную социальную ответственность . Смежная область исследований изучает концепцию заинтересованных сторон и значимости заинтересованных сторон или важность различных групп заинтересованных сторон для конкретной фирмы.
Предвосхищение таких концепций, как часть корпоративной социальной ответственности, появляется в вышедшей в 1968 году публикации итальянского экономиста Джанкарло Паллавичини, создателя «метода декомпозиции параметров» для расчета результатов не непосредственно экономической деятельности предприятия, а в 1968 году. относительно этических, моральных, социальных, культурных и экологических вопросов. [16]
Более поздние научные работы по теме теории заинтересованных сторон, которые служат примером исследований и теоретизирования в этой области, включают Дональдсона и Престона (1995), [15] Митчелл, Эгл и Вуд (1997), [17] Фридман и Майлз (2002), [18] и Филлипс (2003). [19]
Томас Дональдсон и Ли Э. Престон утверждают, что теория имеет три различных, но взаимодополняющих аспекта: описательный, инструментальный и нормативный: [20]
- Описательный подход используется в исследованиях для описания и объяснения характеристик и поведения фирм, включая способы управления компаниями, то, как совет директоров рассматривает корпоративные интересы, то, как менеджеры думают об управлении, а также природу самой фирмы. [21]
- Инструментальный подход использует эмпирические данные для выявления связей, существующих между управлением группами заинтересованных сторон и достижением корпоративных целей (чаще всего целей прибыльности и эффективности). [22]
- Нормативный подход, определенный Дональдсоном и Престоном в качестве ядра теории, исследует функцию корпорации и определяет «моральные или философские принципы работы и управления корпорацией». [22]
С момента публикации этой статьи в 1995 году она послужила основным справочником для исследователей в этой области, ее цитировали более 1100 раз. [ нужна ссылка ]
Митчелл и др. вывести типологию заинтересованных сторон на основе атрибутов власти (степень, в которой сторона имеет средства для навязывания своей воли в отношениях), легитимности (социально принятые и ожидаемые структуры или поведение) и срочности (чувствительность ко времени или критичность требований заинтересованных сторон) . [23] Путем изучения комбинации этих атрибутов в бинарном порядке можно выделить 8 типов заинтересованных сторон, а также их значение для организации. Фридман и Майлз исследуют последствия спорных отношений между заинтересованными сторонами и организациями, вводя совместимые/несовместимые интересы и необходимые/условные связи в качестве дополнительных атрибутов, с помощью которых можно изучить конфигурацию этих отношений. [24] Роберт Аллен Филлипс различает нормативно легитимных стейкхолдеров (тех, перед кем организация имеет моральные обязательства) и производно легитимных стейкхолдеров (тех, чей статус стейкхолдеров обусловлен их способностью влиять на организацию или ее нормативно легитимные стейкхолдеры).
Внедрение в других областях
[ редактировать ]Теории заинтересованных сторон удается прославиться не только в области деловой этики; он используется как одна из основ методов корпоративной социальной ответственности . Например, ISO 26000 и GRI (Global Reporting Initiative) предусматривают анализ заинтересованных сторон. [25]
В области деловой этики Weiss, JW (2014) иллюстрирует, как анализ заинтересованных сторон может быть дополнен подходами к управлению проблемами для изучения социальных, организационных и индивидуальных дилемм. Предлагается несколько тематических исследований, иллюстрирующих использование этих методов.
Теория заинтересованных сторон получила все большее распространение в высшем образовании в конце 20-го и начале 21-го веков. [26] Одно влиятельное определение определяет заинтересованную сторону в контексте высшего образования как любого человека, имеющего законный интерес в образовании и тем самым получающего право на вмешательство. [27] Исследования высшего образования впервые начали признавать студентов в качестве заинтересованных сторон в 1975 году. [28] Внешние заинтересованные стороны могут включать работодателей. [28] В Европе рост режимов заинтересованных сторон возник в результате перехода высшего образования от государственной бюрократии к современным системам, в которых роль правительства предполагает скорее мониторинг, чем прямой контроль. [29]
Экономист и профессор университета Дануше Нерудова , кандидат на президентских выборах в Чехии в 2023 году , является сторонницей капитализма заинтересованных сторон, при котором «вопросы устойчивости и глобальной политики, а также развития отечественных обществ» будут иметь повышенное значение для принятия решений компаниями и государством. . Исследователь Бенджамин Таллис изучил, может ли переход от неолиберализма к капитализму заинтересованных сторон, «который подразумевает другую роль государства, а также акцент на создании более сплоченного и устойчивого общества», повлиять на общественный оптимизм в Чешской Республике. [30]
Критика
[ редактировать ]Политический философ Чарльз Блаттберг раскритиковал теорию заинтересованных сторон за предположение, что интересы различных заинтересованных сторон могут быть в лучшем случае скомпрометированы или сбалансированы друг против друга. Блаттберг утверждает, что это результат его акцента на переговорах как главном способе диалога для разрешения конфликтов между интересами заинтересованных сторон. Вместо этого он рекомендует разговор, и это заставляет его защищать то, что он называет «патриотической» концепцией корпорации как альтернативой той, которая связана с теорией заинтересованных сторон. [31]
Ученый в области менеджмента Сэмюэл Ф. Мэнселл утверждал, что теория заинтересованных сторон, применяя политическую концепцию «общественного договора» к корпорации, подрывает принципы, на которых основана рыночная экономика, и тем самым может увеличить возможности эксплуатации слабых заинтересованных сторон путем самообороны. заинтересованных менеджеров, а не уменьшать их. [32]
См. также
[ редактировать ]- Стоимость агентства
- Кодетерминация
- Экономическая демократия
- Доктрина Фридмана
- Проблема принципала и агента
- Заинтересованная сторона (корпоративная)
- Заинтересованная сторона (закон)
- Анализ заинтересованных сторон
- Программное обеспечение для взаимодействия с заинтересованными сторонами
- Управление заинтересованными сторонами
- Очерк организационной теории
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Лин, Том К.В., Включение социального активизма (1 декабря 2018 г.). 98 Обзор права Бостонского университета 1535 (2018 г.)
- ^ Филлипс, Роберт (2003). Теория заинтересованных сторон и организационная этика . Издательство Берретт-Келер. п. 66. ИСБН 978-1576752685 .
- ^ Харрисон, Уикс, Пармар и Де Колле, Теория заинтересованных сторон, современное состояние, издательство Кембриджского университета, 2010 г.
- ^ Коннелли и Триподи, Аспекты лидерства, этики, права и духовности, издательство Корпуса морской пехоты Университета, 2012, стр. 39–59.
- ^ Перейти обратно: а б с д Алекс Мердок: Заинтересованные стороны . В: Хельмут К. Анхейер, Стефан Топлер (ред.): Международная энциклопедия гражданского общества. doi:10.1007/978-0-387-93996-4_154 .
- ^ Баумфилд, Виктория (2016). «Теория заинтересованных сторон с точки зрения менеджмента: преодоление разрыва между акционерами и заинтересованными сторонами» (PDF) . Австралийский журнал корпоративного права . 31 (1): 187–207.
- ^ РФ Стюарт, Дж. К. Аллен, Дж. М. Кавендер: Стратегический план , отчет LRPS №. 168. Служба долгосрочного планирования, Менло-Парк: Стэнфордский исследовательский институт.
- ^ Р. В. Пюйт, Ф. Б. Ли, Ф. Дж. Грааф: Заразительные идеи и когнитивные артефакты: эволюция SWOT-анализа в бизнесе . Материалы конференции БАМ2017, 2017.
- ^ Бидхан Л. Пармар, Р. Эдвард Фриман, Джеффри С. Харрисон, Эндрю К. Уикс, Симона де Колль, Лорен Пурнелл: Теория заинтересованных сторон: современное состояние . Анналы Академии управления, июнь 2010 г., doi:10.1080/19416520.2010.495581 .
- ^ Шваб, Клаус; Кроос, Хейн (1971). Современный корпоративный менеджмент в машиностроении (PDF) .
- ^ Основатель ВЭФ Клаус Шваб украшает себя зарубежными перьями . 17 января 2020 г.
- ^ Майлз, Саманта (2012). «Заинтересованные стороны: по сути споры или просто замешательство?». Журнал деловой этики . 108 (3): 285–298. дои : 10.1007/s10551-011-1090-8 . S2CID 89609310 .
- ^ Майлз, Саманта (2011). «Определения заинтересованных сторон: изобилие и путаница». Первая междисциплинарная конференция EIASM по заинтересованным сторонам, ресурсам и созданию стоимости, Бизнес-школа IESE, Университет Наварры, Барселона .
- ^ Лаплюм, Андре; Каран Сонпар; Реджинальд Литц (декабрь 2008 г.). «Теория заинтересованных сторон: обзор теории, которая нас волнует». Журнал менеджмента . 34 (6): 1152–1189. дои : 10.1177/0149206308324322 . S2CID 143857200 .
- ^ Перейти обратно: а б Дональдсон, Томас; Престон, Ли Э. (1995). «Теория заинтересованных сторон корпорации: концепции, доказательства и последствия». Обзор Академии менеджмента . 20 (1): 65–91. doi : 10.5465/amr.1995.9503271992 . JSTOR 258887 .
- ^ «Интегрированные структуры в итальянской системе распределения», Giuffre Editore, Милан, 1968, стр. VIII / 351.^ "Универсальная биографическая энциклопедия" Треккани, издание 2007 г., Том. 14, с. 617; "Треккани - Портал", Общественные науки / Экономисты / Биографии; Ежегодное собрание Bancoper, Болонья, 15 ноября 2008 г., префект Анджело Транфалья, «Прибыль и социальная ответственность», с. 12; «Finanza e Mercati», 3 февраля 2009 г., с. 11, Мара Консоли, «Когда этика становится выгодной сделкой»; Новые хроники, CNEL, Рим, 12 января 2009 г., Аделаида Мочи, «Премия Социалис и корпоративная социальная ответственность»
- ^ Митчелл, Рон; Эгл, БР; Вуд, диджей (1997). «К теории идентификации и значимости заинтересованных сторон: определение принципа того, кто и что действительно имеет значение». Обзор Академии менеджмента . 22 (4): 853–886. дои : 10.2307/259247 . JSTOR 259247 .
- ^ Фридман, Эндрю Л.; Саманта Майлз (2006). Заинтересованные стороны: теория и практика . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199269860 .
- ^ Филлипс, Роберт (2003). Теория заинтересованных сторон и организационная этика . Издательство Берретт-Келер. ISBN 978-1-57675-268-5 .
- ^ Дональдсон, Томас; Престон, Ли Э. (1995). «Теория заинтересованных сторон корпорации: концепции, доказательства и последствия». Обзор Академии менеджмента . 20 (1): 70–71. дои : 10.2307/258887 . JSTOR 258887 .
- ^ Дональдсон, Томас; Престон, Ли Э. (1995). «Теория заинтересованных сторон корпорации: концепции, доказательства и последствия». Обзор Академии менеджмента . 20 (1): 70. дои : 10.2307/258887 . JSTOR 258887 .
- ^ Перейти обратно: а б Дональдсон, Томас; Престон, Ли Э. (1995). «Теория заинтересованных сторон корпорации: концепции, доказательства и последствия». Обзор Академии менеджмента . 20 (1): 71. дои : 10.2307/258887 . JSTOR 258887 .
- ^ Митчелл, РК; Эгл, БР; Вуд, диджей (1997). «К теории идентификации и значимости заинтересованных сторон: определение принципа того, кто и что действительно имеет значение». Обзор Академии менеджмента . 22 (4): 853–886. дои : 10.2307/259247 . JSTOR 259247 .
- ^ Фридман, Эндрю Л.; Майлз, Саманта (2002). «Развитие теории заинтересованных сторон». Журнал управленческих исследований . 39 (1): 1–21. дои : 10.1111/1467-6486.00280 . S2CID 143220996 .
- ^ Дакворт, Холли Элисон; Мур, Роузмонд Энн (2010). Социальная ответственность: последствия и анализ отказов . ЦРК Пресс. п. 10. ISBN 978-1439803745 .
- ^ Лейсайт, И.; Вестерхейден, Германия (2014). «Заинтересованные стороны и обеспечение качества в образовании» . В Эггинс, Хизер (ред.). Драйверы и барьеры на пути достижения качества высшего образования . Спрингер. п. 84. ИСБН 978-9462094949 .
- ^ Бьорквист, Катарина (2011). Режимы заинтересованных сторон в высшем образовании . Ваксман Верлаг. п. 23. ISBN 978-3830974406 .
- ^ Перейти обратно: а б Лейсайт и Вестерхайден 2014 , с. 86.
- ^ Нивз, Гай (2002). «Перспектива заинтересованных сторон» . В Тейхлере, Ульрихе; Эндерс, Дж.; Фултон, Оливер (ред.). Высшее образование в глобализирующемся мире . Спрингер. п. 33. ISBN 978-1402008641 .
- ^ Таллис, Бенджамин (3 января 2023 г.). «ИНТЕРВЬЮ: Кандидат в президенты Дануше Нерудова о ЕС, экономике и о том, что ее отличает» . Эмигранты Ч. Проверено 10 января 2023 г.
- ^ Блаттберг, Чарльз (2004). «Благосостояние: к Патриотической корпорации». От плюрализма к патриотической политике: практика прежде всего . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . стр. 172–184. ISBN 978-0-19-829688-1 .
- ^ Мэнселл, Сэмюэл Ф. (2013). Капитализм, корпорации и общественный договор: критика теории заинтересованных сторон . Бизнес, создание стоимости и общество. Кембридж, Великобритания; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . дои : 10.1017/cbo9781139058926 . ISBN 9781107015524 . OCLC 808628201 .
Источники
[ редактировать ]- Фриман, Р. Эдвард; Мучник, Александр (2013). «Управление заинтересованными сторонами и КСО: вопросы и ответы». Форум UmweltWirtschafts . 21 (1): 5–9. дои : 10.1007/s00550-013-0266-3 . S2CID 154210736 .
- Хеммати, Мину; и др. (2002). Процессы с участием многих заинтересованных сторон для управления и устойчивого развития: за пределами тупика и конфликтов . Лондон: Earthscan. ISBN 978-1-85383-869-9 .
- Келли, Марджори (2001). Божественное право капитала: свержение корпоративной аристократии . Сан-Франциско: Берретт-Келер. ISBN 978-1-57675-125-1 .