Схема экологического менеджмента и аудита

Схема эко-менеджмента и аудита ( EMAS ) — это добровольный инструмент экологического менеджмента , разработанный в 1993 году Европейской комиссией . Это позволяет организациям оценивать, управлять и постоянно улучшать свои экологические показатели. Схема применима во всем мире и открыта для всех типов частных и государственных организаций. Чтобы зарегистрироваться в EMAS, организации должны соответствовать требованиям ЕС EMAS Регламента . [1] На данный момент в EMAS зарегистрировано более 4600 организаций и более 7900 сайтов. [2]
Регламент: структура
[ редактировать ]Регламент ЕС EMAS состоит из 52 статей и 8 приложений:
- Глава I: Общие положения
- Глава II: Регистрация организаций
- Глава III: Обязанности зарегистрированных организаций
- Глава IV: Правила, применимые к компетентным органам
- Глава V: Экологические контролеры
- Глава VI: Органы по аккредитации и лицензированию
- Глава VII: Правила, применимые к государствам-членам
- Глава VIII: Правила, применимые к Комиссии
- Глава IX: Заключительные положения
- Приложение I: Экологическая экспертиза
- Приложение II: Требования к системе экологического менеджмента (на основе EN ISO 14001:2004) и дополнительные вопросы, которые должны решать организации, внедряющие EMAS
- Приложение III: Внутренний экологический аудит
- Приложение IV: Экологическая отчетность
- Annex V: EMAS logo
- Приложение VI: Требования к информации для регистрации
- Приложение VII: Декларация экологического верификатора о деятельности по проверке и валидации
- Приложение VIII: Таблица корреляции (EMAS II/EMAS III)
Хотя EMAS является официальным регламентом ЕС, он обязателен только для организаций, которые добровольно решили внедрить эту схему. Регламент EMAS включает в себя требования к системе экологического менеджмента международного стандарта экологического менеджмента ISO 14001 , а также дополнительные требования к зарегистрированным в EMAS организациям, такие как вовлеченность сотрудников, обеспечение соблюдения законодательства или публикация экологического заявления. Из-за своих дополнительных требований EMAS известен как инструмент премиум-класса для управления окружающей средой. [3]
Выполнение
[ редактировать ]Чтобы зарегистрироваться в EMAS, организация должна выполнить следующие этапы реализации (статья 4 Регламента EMAS):
- Экологическая экспертиза: первоначальный комплексный анализ деятельности, продукции и услуг организации и их воздействия на окружающую среду; каталогизация применимого экологического законодательства и т. д.
- Экологическая политика : определение основных экологических целей организации; приверженность постоянному улучшению экологических показателей.
- Экологическая программа: описание мер, ответственности и средств для достижения экологических целей и задач.
- Система экологического менеджмента : часть управления организацией, включающая структуру, планирование деятельности, ответственность, практику, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения, анализа и поддержания экологической политики и управления экологическими аспектами.
- Экологический аудит : систематическая, документированная, периодическая и объективная оценка экологических показателей организации, системы управления и процессов, направленных на защиту окружающей среды, проводимая внутренним аудитором(ами).
- Экологическое заявление: всеобъемлющие регулярные отчеты для общественности о структуре и деятельности организации; экологическая политика и система управления; экологические аспекты и воздействия; экологическая программа, цели и задачи; экологические показатели и соблюдение применимого экологического законодательства и т. д.
- Проверка и регистрация. Вышеуказанные шаги должны быть проверены аккредитованным/лицензированным специалистом по экологической проверке; подтвержденное экологическое заявление необходимо отправить в компетентный орган EMAS (существует в каждой стране ЕС) для регистрации и сделать общедоступным, прежде чем организация сможет использовать логотип EMAS.
Ключевые показатели эффективности
[ редактировать ]Схема экологического менеджмента и аудита ЕС предоставляет основные показатели или ключевые показатели эффективности (KPI), с помощью которых зарегистрированные организации могут измерять свои экологические показатели и контролировать свое постоянное улучшение состояния окружающей среды в соответствии с установленными целями.
Ключевые преимущества индикаторов
[ редактировать ]- Экологические показатели можно регулярно пересматривать и отслеживать, что обеспечивает основу для принятия управленческих решений, ведущих к улучшению показателей.
- Производительность также можно сравнить с конкурентами, чтобы прийти к эталону.
- Использование индикаторов приводит к последовательному мониторингу и отчетности во всей организации (потенциально рассредоточенной по всему миру).
- Внешние заинтересованные стороны получают понимание практики организации в области защиты окружающей среды и могут выражать мнения и предлагать улучшения.
Индикатор, установленный по системе EMAS
[ редактировать ]Вступивший в силу в январе 2010 года стандарт EMAS III требует от зарегистрированных организаций отчитываться по ключевым показателям эффективности в шести ключевых экологических областях. Индикаторы ориентированы на непосредственные экологические аспекты и применимы ко всем организациям, зарегистрированным в EMAS.
Энергоэффективность
[ редактировать ]Организации, зарегистрированные в системе EMAS, должны отчитываться по двум показателям энергоэффективности:
En1: Total annual energy consumption, expressed in MWh or GJ
Показатель En1 является мерой потребления энергии, например, для производства определенного продукта. Применяя этот индикатор, организации могут выявить «горячие точки» в энергетике, оценить возможные меры по улучшению и сравнить свои производственные процессы с аналогичными организациями.
En2: Percentage of En1 from renewable energy sources produced by the organisation
Благодаря применению En2 организации могут увидеть, насколько экологически безопасным является их использование энергии. К возобновляемым источникам энергии относятся:
- Электричество : фотоэлектрическая энергия , энергия ветра , гидроэнергия , биомасса.
- Отопление : Солнечная энергия , геотермальная энергия , биомасса.
Эффективность материала
[ редактировать ]Основным экологическим показателем эффективности использования материалов EMAS является:
Ma: Annual mass flow of different materials used, expressed in tonnes
Индикатор полезен для определения наиболее важных используемых материалов и мониторинга эффективности мер по улучшению.
Вода
[ редактировать ]Основной экологический показатель EMAS по воде:
W: Total annual water consumption, expressed in m3
Показатель позволяет организациям оценить успешность принимаемых мер по снижению потребления воды.
Напрасно тратить
[ редактировать ]Основными экологическими показателями EMAS по отходам являются:
Wa1: Total annual generation of waste, broken down by type, expressed in tonnes
Wa2: Total annual generation of hazardous waste, expressed in kilograms or tonnes
Опасные отходы оказывают вредное воздействие на окружающую среду. В результате в Регламенте EMAS четко указано, что об опасных отходах необходимо сообщать по конкретному показателю.
Биоразнообразие
[ редактировать ]Основной экологический показатель биоразнообразия EMAS:
B: Use of land, expressed in m2 of built-up area
Используя этот индикатор, организации могут начать мониторинг своего воздействия на экосистемы или среду обитания посредством землепользования .
Выбросы
[ редактировать ]Основными экологическими показателями выбросов EMAS являются:
Em1: Total annual emissions of greenhouse gases, expressed in tonnes of CO2 equivalent
Выбросы парниковых газов (ПГ) организации указывают на воздействие организации на климат . Этот показатель фокусируется не только на выбросах углекислого газа , но и на других парниковых газах (см. список выше).
Em2: Total annual air emission
Индикатор требует, чтобы организация отчитывалась о нескольких выбросах в атмосферу (см. список выше). Использование этого показателя дает организации полное понимание его влияния на качество воздуха.
ИСО 14001
[ редактировать ]Все организации, внесенные в реестр EMAS, используют систему экологического менеджмента в соответствии с требованиями EMAS. Поскольку ISO 14001 является неотъемлемой частью EMAS, эти организации также автоматически соблюдают требования, предъявляемые международным стандартом. Однако организации, зарегистрированные в EMAS, выполняют требования, выходящие за рамки стандарта ISO 14001. Организации, зарегистрированные в EMAS, демонстрируют: [4]
- Достоверность : правильность внедрения EMAS оценивается квалифицированными и независимыми экологическими контролерами.
- Прозрачность : путем периодической отчетности о своей экологической деятельности. Эти отчеты включают информацию о ключевых показателях эффективности. Отчеты должны быть подтверждены экологическим контролером.
- Процесс непрерывного улучшения : взяв на себя обязательство постоянно улучшать свои фактические экологические показатели. Эта производительность также оценивается экологическим контролером. ISO 14001 требует лишь улучшения самой системы экологического менеджмента .
- Соответствие : полное соблюдение действующего экологического законодательства.
- Взаимодействие с заинтересованными сторонами : путем привлечения сотрудников и других заинтересованных сторон с целью получения выгоды от их приверженности, идей, навыков и опыта.
Преимущества и затраты
[ редактировать ]EMAS — это комплексная и требовательная система премиум-класса , реализация которой требует определенных финансовых и кадровых ресурсов. В свою очередь, EMAS предоставляет организациям множество преимуществ, которые могут легко перевесить эти затраты. [5] Поскольку EMAS ориентирована на индивидуальное повышение производительности, каждая организация должна учитывать различные экологические и экономические факторы. Учитывая неоднородность зарегистрированных организаций, расчет средних выгод и затрат EMAS практически невозможен. Финансовые преимущества зарегистрированной организации EMAS могут различаться в зависимости от страны. Например, некоторые страны предлагают существенное снижение платы за отходы, снижение затрат на получение разрешений, ускорение процедур лицензирования и т. д. Тем не менее, было проведено несколько исследований, чтобы получить ориентиры в отношении выгод и затрат. [6] [7] В 2009 году Европейская комиссия опубликовала исследование затрат и преимуществ EMAS для зарегистрированных организаций . Результаты этого исследования обобщены в информационном бюллетене. [8]
Ключевые преимущества
[ редактировать ]- Экологические и финансовые показатели через систематическую основу: например, повышение эффективности использования ресурсов и энергии , сокращение отходов.
- Управление рисками и возможностями: например, соблюдение законодательства, облегчение нормативных требований.
- Достоверность, прозрачность и репутация: например, экологическое заявление, ключевые показатели эффективности, проверка и подтверждение независимыми экологическими проверяющими.
- Расширение прав и возможностей сотрудников и мотивация: например, повышение вовлеченности персонала, повышение осведомленности, что часто приводит к инновациям.
Затраты
[ редактировать ]- Фиксированные расходы: сборы за валидацию/верификацию, регистрационные сборы, интеграция логотипа EMAS в корпоративный дизайн.
- Внешние затраты: часто необходимы консультативные услуги для поддержки реализации и отчетности, даже если они не являются обязательными.
- Внутренние затраты: персонал и технические ресурсы, необходимые для реализации, администрирования и отчетности.
Награды EMAS
[ редактировать ]Награды EMAS [9] похвалить усилия организаций, зарегистрированных в EMAS, по защите окружающей среды. Европейская комиссия вручает эти награды каждый год, начиная с 2005 года. Награды EMAS в области экологического менеджмента вручаются ежегодно компаниям и государственным органам в шести категориях. Награды EMAS каждый год имеют разную направленность. Каждый год победители премии EMAS Awards отмечаются за достижения в определенной области экологической деятельности. Предыдущие темы охватывали множество тем, включая эффективность использования ресурсов и управление отходами . Темой премии EMAS Awards 2011 года является участие заинтересованных сторон , ведущее к постоянному совершенствованию .
Разработка
[ редактировать ]Первое Положение EMAS (EMAS I) было принято в 1993 году и вступило в силу в 1995 году. [10] Первоначально оно было ограничено компаниями в промышленных секторах.
После первой редакции Регламента EMAS в 2001 году (EMAS II) схема открылась для всех секторов экономики, включая государственные и частные услуги. [11] Кроме того, EMAS II была усилена за счет интеграции требований экологического менеджмента ISO 14001; путем принятия нового логотипа EMAS, чтобы обозначить заинтересованность заинтересованных сторон; и путем более тщательного рассмотрения косвенных эффектов, например, связанных с финансовыми услугами или административными и плановыми решениями.
Последняя редакция EMAS вступила в силу 11 января 2010 г. (EMAS III). С введением EMAS III схема применима во всем мире и больше не ограничивается государствами-членами ЕС. С помощью EMAS III ЕС также ввел обязательные ключевые показатели эффективности (KPI) для гармонизации отчетности по экологическим показателям. Число организаций, зарегистрированных в EMAS, увеличилось с 2140 в 1997 году до 4659 в 2011 году.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Регламент (ЕС) № 1221/2009 Европейского парламента и Совета от 25 ноября 2009 г. о добровольном участии организаций в схеме экологического менеджмента и аудита Сообщества (EMAS), отменяющий Регламент (ЕС) № 761/2001 и Решения Комиссии 2001/681/EC и 2006/193/EC
- ^ Европейская комиссия – Служба поддержки EMAS (2011): Статистика и графики. "ЕВРОПА - Окружающая среда - Эмас - Пресса, статистика и другие документы" . Архивировано из оригинала 26 сентября 2011 г. Проверено 20 сентября 2011 г.
- ^ Консультативный совет EMAS Германии (2011): Создание добавленной стоимости с помощью EMAS - различия между EMAS и ISO 14001. http://www.emas.de/fileadmin/user_upload/06_service/PDF-Dateien/Creating_Added_Value_with_EMAS.pdf
- ^ Европейская комиссия - Служба поддержки EMAS (2011): Брошюра по EMAS и ISO 14001. «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 12 мая 2012 г. Проверено 20 сентября 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Milieu Ltd. и Risk & Policy Analysis Ltd. (2009): Исследование затрат и преимуществ EMAS для зарегистрированных организаций. Исследование от имени Европейской комиссии, Генерального директората по окружающей среде. Договор № 07.0307/2008/517800/ETU/G.2. «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 1 июня 2011 г. Проверено 20 сентября 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Бернардо М., Казадезус М., Карапетрович С., Херас И.: Насколько интегрированы системы экологического менеджмента, качества и другие стандартизированные системы управления? Эмпирическое исследование. В: Журнал чистого производства 17 (8), 2009 г. ISSN 0959-6526 742–750.
- ^ Морроу, Д., Рондинелли, Д.: Внедрение корпоративных систем экологического менеджмента: мотивы и результаты сертификации ISO 14001 и EMAS В: European Management Journal. 20, №. 2, 2002, ISSN 0263-2373 , С. 159–171.
- ^ Европейская комиссия - Служба поддержки EMAS (2011): EMAS - информационный бюллетень о преимуществах EMAS. «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 декабря 2011 г. Проверено 20 сентября 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «EMAS – Окружающая среда – Европейская Комиссия» . ec.europa.eu .
- ^ EMAS I: Постановление Совета (ЕЕС) № 1836/93.
- ^ EMAS II: Регламент (ЕС) № 761/2001.
Ссылки
[ редактировать ]- Бакстер М.: Первые шаги в управлении окружающей средой. В: Системы менеджмента ISO (июль/август): 13–18.
- Венк, М. Схема экологического менеджмента и аудита Европейского Союза (EMAS). Спрингер. Нидерланды. 2005.