ИСО 9241
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2009 г. ) |
ISO 9241 — это многочастный стандарт Международной организации по стандартизации (ISO), охватывающий эргономику взаимодействия человека и системы и связанные с ним процессы проектирования, ориентированные на человека (см. также «Взаимодействие человека с компьютером» ). Он находится в ведении Технического комитета ISO 159. Первоначально он назывался «Эргономические требования для офисной работы с терминалами визуального отображения (VDT)» . [1] Начиная с 2006 года стандарты были переименованы в более общее «Эргономика взаимодействия человека и системы» . [2]
В рамках этого изменения ISO меняет нумерацию некоторых частей стандарта, чтобы он мог охватывать больше тем, например, тактильное и тактильное взаимодействие. Например, два нуля в номере указывают на то, что рассматриваемый документ является общим или базовым стандартом. Фундаментальные аспекты регламентируются стандартами, оканчивающимися на один ноль. Стандарт с тремя цифрами, отличными от нуля, регулирует конкретные аспекты. Первой частью, номер которой был изменен, была часть 10 (теперь нумерация изменена на часть 110). [3]
Часть 1 представляет собой общее введение в остальную часть стандарта. Часть 2 посвящена разработке задач для работы с компьютерными системами. Части с 3 по 9 посвящены физическим характеристикам компьютерного оборудования. Часть 110 и части с 11 по 19 посвящены аспектам удобства использования программного обеспечения, включая Часть 110 (общий набор эвристик удобства использования для проектирования различных типов диалогов) и Часть 11 (общее руководство по спецификации и измерению удобства использования).
Эргономика взаимодействия человека с системой [ править ]
Пересмотренный многочастный стандарт нумеруется последовательно следующим образом:
- 100 серия: Эргономика программного обеспечения
- 200 серия: Процессы взаимодействия человека и системы
- Серия 300: Дисплеи и оборудование, связанное с дисплеями
- Серия 400: Физические устройства ввода – принципы эргономики
- Серия 500: Эргономика рабочего места
- Серия 600: эргономика окружающей среды
- Серия 700: Области приложений — Диспетчерские
- Серия 900: Тактильное и тактильное взаимодействие
В рамках этих серий стандарт в настоящее время включает в себя следующие части:
- Часть 100: Введение в стандарты, связанные с эргономикой программного обеспечения.
- Часть 110: Принципы диалога
- Часть 112: Принципы представления информации
- Часть 125: Руководство по визуальному представлению информации
- Часть 129: Руководство по индивидуализации программного обеспечения
- Часть 151: Руководство по Всемирной паутины пользовательским интерфейсам
- Часть 143: Формы
- Часть 154. Приложения интерактивного голосового ответа (IVR)
- Часть 161. Руководство по элементам визуального пользовательского интерфейса.
- Часть 171: Руководство по доступности программного обеспечения
- Часть 210: Человеко-ориентированный дизайн интерактивных систем
- Часть 300: Введение в требования к электронному визуальному дисплею
- Часть 302: Терминология для электронных визуальных дисплеев
- Часть 303: Требования к электронным визуальным дисплеям
- Часть 304: Методы тестирования производительности пользователя для электронных визуальных дисплеев
- Часть 305. Оптические лабораторные методы испытаний электронных визуальных дисплеев
- Часть 306: Методы полевой оценки электронных визуальных дисплеев
- Часть 307: Методы анализа и испытаний на соответствие электронных визуальных дисплеев
- Часть 308: Дисплеи с электронным эмиттером поверхностной проводимости (SED)
- Часть 309 (TR): Дисплеи на органических светодиодах (OLED).
- Часть 310 (TR): Видимость, эстетика и эргономика дефектов пикселей.
- Часть 400: Принципы и требования к физическим устройствам ввода
- Часть 410: Критерии проектирования физических устройств ввода
- Часть 910: Структура тактильного и тактильного взаимодействия
- Часть 920: Руководство по тактильному и гаптическому взаимодействию
ИСО 9241-110 [ править ]
- ( ранее ISO 9241-10:1996 Эргономические требования для офисной работы с терминалами с визуальными дисплеями (VDT). Часть 10: Принципы диалога. [3] / снято)
- (ранее ISO 9241-110:2006 Эргономика взаимодействия человека и системы. Часть 110. Принципы диалога. / изъято)
Первое издание ISO 9241-110 было выпущено в 2006 году. [4] В 2020 году была опубликована переработанная версия (второе издание) под названием «Эргономика взаимодействия человека и системы. Часть 110: Принципы взаимодействия». Основная идея стандарта не изменилась. Принципы взаимодействия — это рекомендации по проектированию пользовательских интерфейсов, воплощающие принципы. Семь принципов взаимодействия применимы к проектированию любого пользовательского интерфейса, будь то программное обеспечение, аппаратное обеспечение или их комбинация.
Некоторые принципы были уточнены, чтобы лучше соответствовать сегодняшним возможностям или формам взаимодействия, а вовлечение пользователей было введено в качестве нового принципа взаимодействия. Для каждого принципа взаимодействия даны общие рекомендации по проектированию, которые помогают следовать им при проектировании пользовательских интерфейсов.
- Соответствие задачам пользователя
- Самоописательность
- Соответствие ожиданиям пользователей
- Обучаемость
- Управляемость
- Используйте устойчивость к ошибкам
- Вовлеченность пользователей
Версия 2020 года связала прежний принцип индивидуализации с принципом управляемости и ввела принцип взаимодействия с пользователем. [4]
ИСО 9241-210 [ править ]
- ( ранее ISO 13407:1999 Человеко-ориентированные процессы проектирования интерактивных систем, отменен)
Часть 210: Проектирование, ориентированное на человека. Эта часть, обновленная в 2019 году, содержит рекомендации по взаимодействию человека и системы как целостному подходу к планированию, исследованию, концептуализации, определению, проектированию, разработке, развертыванию и обслуживанию интерактивных систем на протяжении всего их жизненного цикла. Также освещается важность устойчивости и доступности в рамках человекоцентрированного подхода. [5] [6]
С момента своего появления в 2008 году он пересмотрел стандарт ISO 13407 «Человекоориентированное проектирование интерактивных систем». [7]
ISO-9241-302, 303, 305, 307:2008 дефекты пикселей [ править ]
Особый интерес для непрофессионального пользователя компьютера представляют определения дефектов пикселей плоских телевизоров и мониторов, представленные в серии стандартов ISO-9241-3xx (что делает ISO 13406-2 устаревшим ). Они определяют три класса для измерения дефектов пикселей в плоских мониторах:
- Панели класса 0 полностью бездефектны, включая полные или субпиксельные дефекты.
- Панели класса 1 допускают любое или все из следующего:
- 1 полностью яркий («застрявший на белом») пиксель
- 1 полностью темный («застрявший») пиксель
- 2 одиночных или двойных ярких или темных субпикселя
- От 3 до 5 «застрявших» или «застрявших» субпикселей (в зависимости от количества каждого)
- Панели класса 2 допускают любое или все из следующего:
- 2 полных ярких пикселя
- 2 полностью темных пикселя
- 5-10 одиночных или двойных ярких или темных субпикселей (опять же, в зависимости от количества каждого; допускается не более 5 ярких («залипших») субпикселей).
- Панели класса 3 допускают любое или все из следующего:
- 5 полных ярких пикселей
- 15 полностью темных пикселей
- 50 одиночных или двойных субпикселей застряли или выключены
(допустимое количество дефектов пикселей на 1 (один) миллион пикселей в матрице TFT/LCD)
По состоянию на 2010 год большинство производителей панелей премиум-класса определяют свою продукцию как класс 0, ожидая небольшого количества возвратов из-за раннего отказа, когда конкретный элемент не соответствует классу 0, но соответствует классу 1. Производители бюджетных панелей обычно определяют свою продукцию как Класс 1. [ нужна ссылка ] Большинство производителей готовой продукции премиум-класса (розничные телевизоры, мониторы, ноутбуки и т. д.) склонны указывать свою продукцию как соответствующую классу 1, даже если внутри у них имеется панель, указанная для класса 0. Некоторые производители готовой продукции под маркой премиум-класса начали указывать свою продукцию как Класс 0 или предлагать гарантию Класса 0 за дополнительную плату. [8] [9] [10]
Предыдущая версия [ править ]
Первоначально стандарт ISO 9241 назывался «Эргономические требования к офисной работе с терминалами визуального отображения (VDT)» и состоял из следующих частей:
- Часть 1: Общее введение
- Часть 2. Руководство по требованиям к задаче
- Часть 3. Требования к визуальному отображению
- Часть 4. Требования к клавиатуре
- Часть 5. Расположение рабочего места и требования к позе
- Часть 6: Руководство по рабочей среде
- Часть 7. Отображение требований с отражениями
- Часть 8: Требования к отображаемым цветам
- Часть 9. Требования к устройствам ввода без клавиатуры
- Часть 10: Принципы диалога
- Часть 11: Руководство по удобству использования
- Часть 12: Представление информации
- Часть 13: Руководство пользователя
- Часть 14: Диалоги меню
- Часть 15: Командные диалоги
- Часть 16: Диалоги прямого манипулирования
- Часть 17: Диалоги заполнения форм
- Часть 20. Рекомендации по обеспечению доступности оборудования и услуг ИКТ
ИСО 9241-1 [ править ]
Часть 1: (1997) Эргономические требования для офисной работы с терминалами с визуальным дисплеем (VDT): Общее введение.В этой части представлен многочастный стандарт ISO 9241 по эргономическим требованиям к использованию терминалов с визуальным дисплеем для офисных задач и объясняются некоторые основные принципы. Он содержит некоторые рекомендации по использованию стандарта и описывает, как следует сообщать о соответствии частям ISO 9241.
ИСО 9241-2 [ править ]
Часть 2: (1993) Руководство по требованиям к задачам.В этой части рассматривается проектирование задач и работ, связанных с работой с терминалами с визуальным дисплеем. Он содержит рекомендации о том, как требования к задачам могут быть идентифицированы и определены в отдельных организациях и как требования к задачам могут быть включены в процесс проектирования и внедрения системы.
ИСО 9241-3 [ править ]
Часть 3: (1993 г., устарело) Требования к визуальному отображениюВ этой части определяются требования к эргономике экранов дисплеев, обеспечивающие комфортное, безопасное и эффективное чтение с них при выполнении офисных задач. Хотя он касается конкретно дисплеев, используемых в офисах, его уместно указать для большинства приложений, которые требуют использования дисплеев общего назначения в офисной среде.
ИСО 9241-4 [ править ]
Часть 4: (1998) Требования к клавиатуреВ этой части определяются характеристики эргономики буквенно-цифровой клавиатуры, которую можно удобно, безопасно и эффективно использовать для выполнения офисных задач. Раскладки клавиатуры рассматриваются отдельно в различных частях стандарта ISO/IEC 9995:1994 «Обработка информации. Раскладки клавиатуры для текстовых и офисных систем».
ИСО 9241-5 [ править ]
Часть 5: (1998) Планировка рабочего места и требования к осанке.В этой части определяются требования к эргономике рабочего места терминала с визуальным дисплеем, которые позволят пользователю принять удобную и эффективную позу.
ИСО 9241-6 [ править ]
Часть 6: (1999) Экологические требования.В этой части определяются требования к эргономике рабочей среды видеотерминала, обеспечивающие пользователю комфортные, безопасные и продуктивные условия работы.
ИСО 9241-7 [ править ]
Часть 7: (1998 г., устарело) Требования к отображению с отражениямиВ этой части определены методы измерения бликов и отражений от поверхности экранов дисплеев, в том числе с обработанной поверхностью.
ИСО 9241-8 [ править ]
Часть 8: (1997 г., устарела) Требования к отображаемым цветам.В этой части определяются требования к многоцветным дисплеям, которые в значительной степени дополняют требования к монохромным дисплеям, изложенные в Части 3.
ИСО 9241-9 [ править ]
Часть 9: (2000) Требования к устройствам ввода без клавиатурыВ этой части определяются требования к эргономике для устройств ввода без клавиатуры, которые могут использоваться вместе с терминалом с визуальным дисплеем. Он также включает предложение о проведении пользовательского теста производительности в качестве альтернативного способа подтверждения соответствия. Стандарт охватывает такие устройства, как мышь, трекбол и другие указательные устройства, но не касается голосового ввода.
ИСО 9241-10 [ править ]
Часть 10 (1996 г., изъята) "Принципы диалога": Приводит эргономические принципы, сформулированные в общих чертах; они представлены без ссылки на ситуации использования, применения, окружающей среды или технологии. Эти принципы предназначены для использования в спецификациях, проектировании и оценке диалогов для офисной работы с терминалами визуального отображения (VDT). [3]
ИСО 9241-11 [ править ]
Часть 11: (1998) Для проверки качества выполнения задач пользователями (тестирование удобства использования) можно использовать структуру ISO 9241-11. [11]
В этой структуре есть три компонента: эффективность системы для проверки способности пользователей выполнять поставленные задачи, эффективность системы для проверки ресурсов, необходимых пользователю для выполнения задач, и удовлетворенность системы для записи мнений и отзывов пользователей. [12]
Эффективность системы: участникам предлагается выполнить шесть задач, и для оценки эффективности приложения измеряется вероятность успеха или неудачи при выполнении каждой задачи. Завершение задачи считается успешным, если пользователь выполнил задачу, не вызвав ошибки и не обратившись за помощью.
Эффективность системы: для оценки эффективности системы исследователь записывает время (в секундах), которое участники потратили на выполнение каждой задачи. Каждая задача инициируется словом «начало» и завершается, когда пользователь называет конец. После выполнения каждой задачи пользователю предлагается заполнить анкету Single Ease (SEQ), чтобы оценить уровень сложности задачи. Анкета представляет собой семибалльную шкалу Лайкерта, в которой шкала 1 обозначает задание как «очень сложное», а шкала 7 обозначает задание как «очень легкое». [12]
Удовлетворенность системы используется для оценки общего удобства использования приложений с помощью шкалы юзабилити системы (SUS), которая представляет собой опросник для оценки удобства использования с надежными и действительными результатами. Он включает в себя десять вопросов, каждый из которых состоит из пяти пунктов от «полностью согласен» до «полностью не согласен». Диапазон оценок составляет от 0 до 100, при этом баллы выше 80 считаются высоким удобством использования, а баллы ниже 70 — низким удобством использования. [11]
ИСО 9241-12 [ править ]
Часть 12: (1998) Представление информации
Эта часть содержит конкретные рекомендации по представлению и отображению информации на визуальных дисплеях. Он включает в себя руководство по способам представления сложной информации с использованием буквенно-цифровых и графических/символических кодов, компоновки экрана и дизайна, а также использования окон.
ИСО 9241-13 [ править ]
Часть 13: (1998) Руководство пользователя
В этой части представлены рекомендации по разработке и оценке атрибутов руководства пользователя пользовательских интерфейсов программного обеспечения, включая подсказки, обратную связь, статус, онлайн-справку и управление ошибками.
ИСО 9241-14 [ править ]
Часть 14: (1997) Диалоги меню
В этой части представлены рекомендации по эргономичному дизайну меню, используемых в диалогах между пользователем и компьютером. Рекомендации охватывают структуру меню, навигацию, выбор и выполнение опций, а также представление меню (с помощью различных методов, включая окна, панели, кнопки, поля и т. д.).
ИСО 9241-15 [ править ]
Часть 15: (1998) Диалоги на командном языке
В этой части представлены рекомендации по эргономическому дизайну командных языков, используемых в диалогах между пользователем и компьютером. Рекомендации охватывают структуру и синтаксис командного языка, представления команд, особенности ввода и вывода, а также обратную связь и помощь.
ИСО 9241-16 [ править ]
Часть 16: (1999) Диалоги прямого манипулирования
В этой части представлены рекомендации по эргономическому дизайну диалогов прямого манипулирования, включая манипулирование объектами и разработку метафор, объектов и атрибутов. Он охватывает те аспекты графических пользовательских интерфейсов, которыми непосредственно манипулируют и которые не охвачены другими частями ISO 9241.
ИСО 9241-17 [ править ]
Часть 17: (1998) Диалоги, заполняющие форму
В этой части представлены рекомендации по эргономическому дизайну диалогов заполнения форм. Рекомендации охватывают структуру формы и особенности вывода, особенности ввода и навигацию по форме.
Ссылки [ править ]
- ^ «ИСО 9241-1:1992» . Международная организация по стандартизации . Проверено 22 июля 2011 г.
- ^ «ИСО/АВИ ТР 9241-1» . Международная организация по стандартизации . Проверено 22 июля 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «ИСО 9241-10:1996» . Международная организация по стандартизации . Проверено 22 июля 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б ISO (2020), ISO 9241-110:2020(ru) Эргономика взаимодействия человека и системы. Часть 110: Принципы взаимодействия , по состоянию на 21 ноября 2022 г.
- ^ «ИСО 9241-210:2010» . ИСО . Международная организация по стандартизации . Проверено 22 июля 2011 г.
- ^ «ИСО 9241-210:2019» . ИСО . Международная организация по стандартизации . Проверено 17 февраля 2020 г.
- ^ «ИСО 13407:1999» . Международная организация по стандартизации . Проверено 28 апреля 2011 г.
- ^ http://bizsupport2.austin.hp.com/bc/docs/support/SupportManual/c01634493/c01634493.pdf [ пустой URL PDF ]
- ^ «МаршрутTo» . Поддержкаapj.dell.com . Проверено 6 августа 2013 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ http://www.acer.com/acer/service.do;jsessionid=FC40358EEEA4A55F9AB6178CF4B0337C.public_a_14c?LanguageISOCtxParam=hi&sp=page15e&CountryISOCtxParam=IN&miu10einu23.current.attN2B2F2EEF=3767&ctx2 . c2att1=158&miu10ekcond13.attN2B2F2EEF=3331&miu10ekcond12.attN2B2F2EEF=3767&ctx1.att21k =1&CRC=836628430 [ мертвая ссылка ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Георгссон, Маттиас; Стаггерс, Нэнси (январь 2016 г.). «Количественная оценка удобства использования: оценка системы мобильного здравоохранения для диабетиков по показателям эффективности, результативности и удовлетворенности с соответствующими характеристиками пользователя» . Журнал Американской ассоциации медицинской информатики . 23 (1): 5–11. дои : 10.1093/jamia/ocv099 . ISSN 1067-5027 . ПМЦ 4713903 . ПМИД 26377990 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Константинеску, Габриэла; Куффель, Кристина; Кинг, Бен; Ходжеттс, Уильям; Ригер, Яна (декабрь 2019 г.). «Испытание удобства использования устройства mHealth для глотательной терапии у больных раком головы и шеи». Журнал медицинской информатики . 25 (4): 1373–1382. дои : 10.1177/1460458218766574 . ISSN 1460-4582 . ПМИД 29618274 . S2CID 4616621 .