X3D
Расширение имени файла |
|
---|---|
Тип интернет-СМИ |
|
Первоначальный выпуск | 1997 год |
Последний выпуск | 4.0 2023 |
Тип формата | 3D компьютерная графика |
Расширено с | VRML , XML , Gzip |
Стандартный | ИСО / МЭК 19775/19776/19777 |
Веб-сайт | www |
X3D ( Extensible 3D ) — это набор бесплатных стандартов ISO/IEC для декларативного представления компьютерной 3D-графики . на языке программирования X3D включает в себя несколько форматов графических файлов, определения API и спецификации времени выполнения как для доставки, так и для интеграции интерактивных 3D-данных, передаваемых по сети. Версия X3D 4.0 была одобрена Консорциумом Web3D и находится на окончательном рассмотрении ISO/IEC как пересмотренный международный стандарт (IS).
X3D специально разработан для работы на различных устройствах с использованием веб-архитектуры. X3D предоставляет широкий спектр 3D-функций через профили: от базового обмена активами и CADInterchange до интерактивных, интерактивных MPEG-4, медицинских, иммерсивных и полных профилей. Анатомически тщательная поддержка также доступна для структуры и движения тела Humanoid Animation (HAnim). «X» в X3D означает «Расширяемый»: к стандартным функциям могут быть добавлены пользовательские расширения поставщиков и исследовательских компонентов.
X3D Поддержка формата файлов включает XML , ClassicVRML, сжатое двоичное кодирование (CBE) и черновой вариант кодировки JSON . Поддержка семантической сети также была продемонстрирована с помощью кодировки Turtle . X3D стал преемником языка моделирования виртуальной реальности (VRML) в 2001 году. [1] X3D предоставляет несколько расширений VRML (например, CAD , геопространственную анимацию , гуманоидную анимацию , NURBS и т. д.), возможность кодировать сцену с использованием синтаксиса XML , а также Open Inventor синтаксиса VRML97, подобного , или двоичного сжатия со строго типизированным API, включая ECMAScript , Java , Python и другие языки программирования.
X3D-рендеринг включает в себя как классические (например, Blinn-Phong ), так и современные методы физически обоснованного рендеринга (PBR), соответствующие glTF 2.0 возможностям использование пользовательских шейдеров . Также определено с использованием трех языков шейдеров, зависящих от платформы. Авторы могут использовать богатые мультимедийные возможности, включая различные форматы изображений и фильмов. Полностью пространственный звуковой рендеринг использует возможности W3C Web Audio API , а также аудиовходы, оцифрованные с использованием MIDI 2.0 или других звуковых форматов.
Все кодировки файлов X3D и API-интерфейсы языка программирования обладают эквивалентной выразительной силой и соответствуют функциональным определениям в стандарте архитектуры X3D. Таким образом, X3D может работать с открытыми стандартами, включая XML , объектную модель документа (DOM) , XPath и другие.
Пример
<?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?>
<!DOCTYPE X3D PUBLIC "ISO//Web3D//DTD X3D 4.0//EN" "http://www.web3d.org/specifications/x3d-4.0.dtd">
<X3D profile="Interchange" version="4.0"
xmlns:xsd="http://www.w3.org/2001/XMLSchema-instance"
xsd:noNamespaceSchemaLocation="http://www.web3d.org/specifications/x3d-4.0.xsd">
<Scene>
<Shape DEF="MyTriangle">
<IndexedFaceSet coordIndex="0 1 2">
<Coordinate point="0 0 0 1 0 0 0.5 1 0"/>
</IndexedFaceSet>
</Shape>
</Scene>
</X3D>
Представление VRML такое же, как VRML § Пример , за исключением того, что номера версий изменены, чтобы отразить последний стандарт X3D ( #X3D V4.0 utf8
). Идентифицирующее имя DEF также применяется в качестве идентификатора узла (id).
Список инструментов для JSON и двоичных форматов см. в разделе Web3D. [2]
Приложения
Существует несколько приложений, большинство из которых являются программным обеспечением с открытым исходным кодом. [3] которые изначально анализируют и интерпретируют файлы X3D, включая редактор 3D-графики и анимации Blender. [4] и клиент виртуального мира Sun Microsystems Project Wonderland . [5] Апплет X3D — это программа, которая запускается в веб-браузере и отображает контент в 3D, используя технологию 3D-графики OpenGL для отображения контента X3D в нескольких разных браузерах (IE, Safari, Firefox) в нескольких разных операционных системах. [6] (Windows, Mac OS X, Linux). Однако X3D не получил такого широкого признания, как другие, более известные программные приложения.
В 2000-х годах многие компании, такие как Bitmanagement, улучшили уровень качества виртуальных эффектов в X3D до уровня качества DirectX 9.0c, но за счет использования собственных решений. Все основные функции, включая игровое моделирование, уже реализованы. Они включают в себя многопроходный рендеринг с настройкой низкого уровня для Z-буфера, BlendOp, AlphaOp, Stencil, [7] Мультитекстура, [8] Шейдер с поддержкой HLSL и GLSL , [9] Рендеринг в текстуру в реальном времени, мультирендеринг (MRT) и постобработка. [10] Многие демонстрации показывают, что X3D уже поддерживает карты освещения , карты нормалей , SSAO , CSM и отражение среды в реальном времени наряду с другими виртуальными эффектами. [11]
X3DOM
Стремясь стать стандартом 3D для Интернета, X3D спроектирован так, чтобы быть интегрированным в страницы HTML5 так же , как и другие стандарты XML, такие как MathML и SVG . X3DOM — это предложенная синтаксическая модель и ее реализация в виде библиотеки сценариев. [12] это демонстрирует, как эта интеграция может быть достигнута без плагина для браузера, используя только WebGL и JavaScript. [13]
Стандартизация
X3D определяет несколько профилей (наборов компонентов) для различных уровней возможностей, включая X3D Core, X3D Interchange, X3D Interactive, X3D CADInterchange, X3D Immersive и X3D Full. Производители браузеров могут определять свои собственные расширения компонентов, прежде чем отправлять их на стандартизацию Консорциуму Web3D . осуществляет формальную проверку и одобрение Затем ISO / IEC .
Соглашения о связи и сотрудничестве также заключены между Консорциумом Web3D и Консорциумом Всемирной паутины (W3C), Открытым геопространственным консорциумом (OGC), Цифровой визуализацией и коммуникациями в медицине (DICOM) и Khronos Group .
Подмножеством X3D является XMT-A, вариант XMT , определенный в MPEG-4 Part 11 . Он был разработан для обеспечения связи между X3D и 3D-контентом в формате MPEG-4 (BIFS). [14]
Абстрактная спецификация X3D (ISO/IEC 19775) была впервые одобрена ISO в 2004 году. Кодировки XML и ClassicVRML для X3D (ISO/IEC 19776) были впервые одобрены в 2005 году. [15]
Альтернативы
- WebGL : API JavaScript для рендеринга интерактивной 3D- и 2D-графики в любом совместимом веб-браузере, управляемый Khronos Group.
- 3DMLW : язык 3D-разметки для Интернета
- glTF : стандартный формат файла для трехмерных сцен и моделей, управляемый Khronos Group.
- COLLADA : формат файлов обмена для интерактивных 3D-приложений, управляемый Khronos Group.
- O3D : разработан Google.
- U3D : Международный стандарт ECMA ECMA-363.
- VRML : предшественник X3D.
- 3MF : формат на основе XML, который включает данные трехмерного аддитивного производства, такие как свойства материалов.
- A-Frame : декларативный язык 3D-графиков сцен и платформа взаимодействия на основе HTML, обычно используемый для WebVR.
См. также
- Active Worlds Виртуальная реальность , многопользовательская платформа для 3D-чата
- Формат файла аддитивного производства
- Blaxxun , a virtual reality multi-user 3D chat platform
- Flux — бесплатно загружаемый редактор/браузер VRML/X3D, выпуск которого прекращен.
- Список языков разметки векторной графики
- Система обработки сеток MeshLab с открытым исходным кодом, которая может экспортировать VRML/X3D.
- Спецификация документа Open XML
- ОЗ Виртуал
- Seamless3d — бесплатное программное обеспечение для 3D-моделирования с открытым исходным кодом для Microsoft Windows.
- Unity — игровой движок, который можно использовать онлайн через плагин для браузера.
- Виртуальный тур
- Программное обеспечение виртуальной среды
- Web3D и консорциум Web3D
Ссылки
- ^ Пол Феста и Джон Борланд (19 мая 2005 г.). «Является ли 3D-сеть чем-то большим, чем просто пустые обещания?» . CNET News.com . Архивировано из оригинала 12 ноября 2009 года.
- ^ «Конвертер таблиц стилей X3D в JSON» . www.web3d.org .
- ^ «Проекты X3D с открытым исходным кодом» . Web3d.org . Проверено 23 февраля 2010 г. Архивировано 6 февраля 2014 года в Wayback Machine .
- ^ Экспорт модели Blender в X3D.
- ^ «Проект Страна чудес» . Исследование.sun.com. 07.10.2008 . Проверено 23 февраля 2010 г. Архивировано 17 июля 2009 года в Wayback Machine .
- ^ «Апплет X3D» . Members.shaw.ca . Проверено 23 февраля 2010 г. Архивировано 16 сентября 2012 года в Wayback Machine .
- ^ «BS Contact DrawGroup» . www.bitmanagement.com . Проверено 10 сентября 2023 г.
- ^ «Мультитекстурирование» . Архивировано из оригинала 12 июля 2010 года.
- ^ «Компонент программируемых шейдеров» . Архивировано из оригинала 12 июля 2010 года.
- ^ «BS Contact — Примечания к выпуску версии 7.2» . www.bitmanagement.com . Проверено 10 сентября 2023 г.
- ^ «m17design — YouTube» . www.youtube.com . Проверено 10 сентября 2023 г.
- ^ "-x3dom.org" . Проверено 10 сентября 2023 г.
- ^ X3D и HTML5: предложение X3DOM , вики Web3D. Архивировано 26 октября 2016 года в Wayback Machine .
- ^ «X3D Interactive, интерактивное сравнение профилей X3D MPEG4» (PDF) . web3d.org . Проверено 10 сентября 2023 г.
- ^ Часто задаваемые вопросы по X3D - «Каков статус спецификации X3D?» Архивировано 16 июля 2007 года в Wayback Machine . Проверено 30 ноября 2007 г.