Jump to content

глТФ

глТФ
Расширение имени файла
.gltf, .glb
Тип интернет-СМИ модель/gltf+json, модель/gltf-двоичный файл
Разработано Хронос Групп
Первоначальный выпуск 19 октября 2015 г .; 8 лет назад ( 19.10.2015 ) [1]
Последний выпуск
2.0.1
11 октября 2021 г .; 2 года назад ( 11.10.2021 ) [2]
Тип формата 3D компьютерная графика
Веб-сайт Хронос .org /глтф

glTF (формат передачи графической библиотеки или формат передачи GL, ранее известный как формат передачи WebGL или WebGL TF) — это стандартный формат файлов для трехмерных сцен и моделей . Файл glTF использует одно из двух возможных расширений файла: .gltf ( JSON / ASCII ) или .glb ( двоичный ). Файлы .gltf и .glb могут ссылаться на внешние двоичные ресурсы и ресурсы текстур. В качестве альтернативы оба формата могут быть автономными за счет прямого внедрения буферов двоичных данных (в виде строк в кодировке Base64 в файлах .gltf или в виде необработанных массивов байтов в файлах .glb). [3] [4] [5] Открытый стандарт, разработанный и поддерживаемый Khronos Group , поддерживает геометрию, внешний вид 3D-модели , иерархию графов сцен и анимацию. [4] Он задуман как оптимизированный, совместимый формат для доставки 3D-ресурсов, при этом минимизирующий размер файла и обработку приложениями во время выполнения. [4] [6] Таким образом, его создатели назвали его « JPEG 3D». [4]

Формат glTF хранит данные преимущественно в формате JSON. JSON также может содержать блоки двоичных данных, известные как буферы, и ссылаться на внешние файлы для хранения данных сетки, изображений и т. д. [7] Двоичный формат .glb также содержит текст JSON, но сериализованный с помощью заголовков двоичных фрагментов, что позволяет напрямую добавлять большие двоичные объекты в файл.

Фундаментальными строительными блоками сцены glTF являются узлы. Узлы организованы в иерархию, так что у узла могут быть другие узлы, определенные как дочерние. Узлы могут иметь преобразования относительно своего родителя. Узлы могут ссылаться на ресурсы, такие как сетки, оболочки и камеры. Сетки могут относиться к материалам, которые относятся к текстурам, которые относятся к изображениям. Сцены определяются с использованием массива корневых узлов. [8]

Большинство свойств glTF верхнего уровня используют плоскую иерархию хранения. Узлы сохраняются в массиве под названием «узлы», и на них ссылаются по индексу, в том числе и другие узлы. Сцена glTF обращается к своим корневым узлам по индексу. Кроме того, узлы относятся к сеткам по индексу, которые относятся к материалам по индексу, которые относятся к текстурам по индексу, которые относятся к изображениям по индексу. [7]

Все структуры данных glTF поддерживают расширение с использованием свойства JSON «extensions». Это позволяет добавлять произвольные данные JSON в любую структуру данных, определенную с использованием спецификации расширения, основанной на базовой спецификации glTF. смотрите в разделе «Расширения» . Дополнительную информацию [9]

Члены рабочей группы COLLADA придумали формат файла в 2012 году. [10] На SIGGRAPH 2012 Хронос представил демо-версию glTF, которая тогда называлась WebGL (WebGL TF). форматом передачи [5] 19 октября 2015 г. Khronos выпустила спецификацию glTF 1.0. [5]

Принятие glTF 1.0

[ редактировать ]

На SIGGRAPH 2016 компания Oculus объявила о переходе на glTF, сославшись на сходство с их форматом ovrscene. [6] [11] В октябре 2016 года Microsoft присоединилась к рабочей группе по 3D-форматам в Khronos для совместной работы над glTF. [12]

Вторая версия, glTF 2.0, была выпущена в июне 2017 года и представляет собой полную переработку формата файла версии 1.0, при этом большинство инструментов используют версию 2.0. [4] [5] По предложению Фраунгофера [13] Первоначально представленный на SIGGRAPH 2016, был добавлен физически основанный рендеринг (PBR), заменяющий WebGL шейдеры , используемые в glTF 1.0. [14] glTF 2.0 добавил двоичный формат GLB в базовую спецификацию. Другие обновления включают разреженные средства доступа и цели морфинга для таких методов, как анимация лица, а также настройки схемы и важные изменения для крайних случаев или производительности, такие как замена свойств объекта glTF верхнего уровня массивами для более быстрого доступа на основе индекса. [15] Продолжается работа над импортом и экспортом в Unity. [16] и интегрированный многопользовательский просмотрщик/валидатор. [17]

Принятие glTF 2.0

[ редактировать ]

3 марта 2017 года Microsoft объявила, что будет использовать glTF 2.0 в качестве формата 3D-ресурсов во всей своей линейке продуктов, включая Paint 3D , 3D Viewer , Remix 3D , Babylon.js и Microsoft Office . Sketchfab также объявил о поддержке glTF 2.0. По состоянию на 2019 год форматы glTF и GLB используются и поддерживаются такими компаниями, как DGG, UX3D, Sketchfab, Facebook , Microsoft, Oculus, Google , Adobe , Box , TurboSquid , Unreal Engine. [18] и Qt Quick 3D . [6] [5] [19] [20] Этот формат был отмечен как важный стандарт дополненной реальности , интегрируемый с программным обеспечением для моделирования, таким как Autodesk Maya , Autodesk 3ds Max и Poly . [21] [22]

В феврале 2020 года Смитсоновский институт запустил свою инициативу открытого доступа, выпустив в общественное достояние около 2,8 миллиона 2D-изображений и 3D-моделей, используя glTF для 3D-моделей. [23]

В июле 2022 года glTF 2.0 был выпущен как международный стандарт ISO / IEC 12113:2022. [24] Khronos заявила, что будет регулярно отправлять обновления и новые широко распространенные функции glTF в обновленные версии ISO/IEC 12113, чтобы гарантировать отсутствие долгосрочных расхождений между спецификациями ISO/IEC и Khronos. [25]

Игровой движок Godot с открытым исходным кодом поддерживает импорт файлов glTF 2.0, начиная с версии 3.0, и экспорт, начиная с версии 4.0. [26]

Расширения

[ редактировать ]

Формат glTF можно расширить с помощью произвольного JSON для добавления новых данных и функций. Расширения можно размещать в любой части glTF, включая узлы, анимацию, материалы, текстуры, а также во всем документе. Khronos ведет неполный реестр расширений glTF на GitHub, включая все официальные расширения Khronos и несколько сторонних расширений. [9]

  • Расширения PBR моделируют физический внешний вид объектов реального мира, позволяя разработчикам создавать реалистичные 3D-ресурсы с правильным внешним видом. По мере выпуска новых расширений PBR они продолжают расширять возможности PBR в рамках glTF, позволяя реалистично отображать более широкий спектр сцен и объектов как 3D-ресурсы. [27]
  • Расширение KTX 2.0 для универсального сжатия текстур позволяет сильно сжимать 3D-модели в формате glTF и использовать встроенные форматы текстур, уменьшая размер файла и повышая скорость рендеринга. [28]
  • Draco — это расширение glTF для сжатия сеток, позволяющее сжимать и распаковывать 3D-сетки, помогая уменьшить размер 3D-файлов. Он сжимает атрибуты вершин, нормали, цвета и координаты текстуры. [29]
  • Группа OMI разработала различные расширения glTF для совместимости игровых движков. Сюда входят расширения для физических форм, физических тел, физических соединений, воспроизведения звука, сидений, точек появления и многого другого. [30] [31]
  • Консорциум VRM разработал расширения glTF для продвинутых гуманоидных 3D-аватаров, включая динамические пружинящие кости и мультяшные материалы. [32] [33]

Производные форматы

[ редактировать ]

10 августа 2015 года 3D Tiles, теперь предлагаемый стандарт сообщества OGC , построен на glTF и добавляет структуру пространственных данных, метаданные и декларативный стиль для потоковой передачи огромных гетерогенных наборов геопространственных 3D-данных. [34] [35] [36]

VRM, модельный формат виртуальной реальности, основан на формате .glb. [37] Это спецификация и формат файла трехмерного гуманоидного аватара. [38]

Программная экосистема

[ редактировать ]

Khronos поддерживает средство просмотра образцов glTF для просмотра ресурсов glTF. Khronos также поддерживает валидатор glTF для проверки соответствия 3D-моделей спецификации glTF. [39] [40]

Загрузчики glTF находятся в с открытым исходным кодом, движках WebGL включая PlayCanvas , Three.js , Babylon.js , Cesium , PEX , xeogl и A-Frame . поддерживает Игровой движок Godot и рекомендует формат glTF с поддержкой как импорта, так и экспорта. [41] [42]

с открытым исходным кодом Конвертеры glTF доступны на сайтах COLLADA , FBX и OBJ . Assimp может импортировать и экспортировать glTF.

Файлы glTF также можно напрямую экспортировать из различных 3D-редакторов, таких как Blender , Vectary , Autodesk 3ds Max (встроенно или с помощью Verge3D) . средства экспорта [43] ), Autodesk Maya (с использованием babylon.js средства экспорта [44] ), Autodesk Inventor , Модо , Гудини , [45] Paint 3D , Godot и Substance Painter . [46]

Библиотеки утилит glTF с открытым исходным кодом доступны для языков программирования, включая JavaScript , Node.js , C++ , C# , Haskell , Java , Go , Rust , Haxe , Ada и TypeScript . Khronos хранит список этих библиотек и других связанных приложений на своем сайте экосистемы .

3D Commerce, рабочая группа по универсальным рекомендациям, стандартам и сертификации для создания и распространения 3D-контента в электронной коммерции , включает glTF для передачи фотореалистичных 3D-ресурсов. [47] В июне 2021 года была запущена программа сертификации средств просмотра 3D Commerce, позволяющая зрителям 3D продемонстрировать, что они могут точно и надежно отображать 3D-продукты с использованием формата файла glTF. [48] Рекомендации по активам 3D Commerce, выпущенные в 2020 году, включают рекомендации по использованию формата файлов glTF в 3D Commerce. [49]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Khronos завершает разработку спецификации glTF 1.0 — пресс-релиз группы Khronos» . 19 октября 2015 г.
  2. ^ «Спецификация GLTF™ 2.0» .
  3. ^ «glTF 2.0» . сайт blender.org . Проверено 29 октября 2020 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и «Семейство glTF (формат передачи GL)» . loc.gov . 10 июня 2019 г. Проверено 29 октября 2020 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и Симкин, Алексей (27 ноября 2019 г.). «За кулисами 3D Magic» . globant.com . Проверено 29 октября 2020 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Гамильтон, Ян (22 июля 2016 г.). «Руководитель Oculus призывает к созданию 3D-эквивалента JPEG для создания Метавселенной» . uploadvr.com . Проверено 29 октября 2020 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б «Базовая структура glTF» . Учебные пособия по glTF . Хронос . Проверено 03 октября 2023 г.
  8. ^ «Сцены и узлы» . Учебные пособия по glTF . Хронос . Проверено 03 октября 2023 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б «Реестр расширений glTF» . KhronosGroup/glTF на GitHub . Группа компаний «Хронос» . Проверено 29 мая 2023 г.
  10. ^ Хьюстон, Бен. «glTF: все, что вам нужно знать» . сайт Threekit.com . Проверено 29 октября 2020 г.
  11. ^ «Обновление» (PDF) . www.khronos.org . 2016 . Проверено 19 июня 2019 г.
  12. ^ «Доступность 3D к каждому через открытые стандарты» . Блог разработчиков Windows . 28 октября 2016 г.
  13. ^ «Физически обоснованные материалы в glTF — современное состояние. М. Лимпер, Т. Штурм, SIGGRAPH 2016 WebGL и glTF BOF (27 июля 2016 г.)» . Ютуб .
  14. ^ «glTF 2.0» . augmania.com . Архивировано из оригинала 1 ноября 2020 года . Проверено 29 октября 2020 г.
  15. ^ «Изменения синтаксиса glTF 2.0 и ограничения кодировки JSON · Проблема № 831 · KhronosGroup/glTF» . Гитхаб . Проверено 26 сентября 2017 г.
  16. ^ UnityGLTF: Загрузчик GLTF среды выполнения для Unity3D , The Khronos Group, 26 сентября 2017 г. , получено 26 сентября 2017 г.
  17. ^ «Предварительный просмотр и проверка на стороне клиента через Интернет · Проблема № 1081 · KhronosGroup/glTF» . Гитхаб . Проверено 26 сентября 2017 г.
  18. ^ Начиная с Unreal 5.1: «Импорт файлов glTF» . Документация Unreal Engine 5.1 . Эпические игры . Проверено 29 мая 2023 г.
  19. ^ «Представляем новые API для улучшения разработки дополненной реальности с помощью ARCore» . Блог разработчиков Google . Проверено 28 сентября 2018 г.
  20. ^ Хаслам, Оливер (4 ноября 2019 г.). «Новое приложение Adobe Aero позволяет создавать AR-приложения на iPhone и iPad» . imore.com . Проверено 29 октября 2020 г.
  21. ^ «glTF — это огромная сделка для VR + AR» . worldviz.com . Проверено 29 октября 2020 г.
  22. ^ Николс, Энди. «Что нового в Qt Quick 3D 6.0» . Qt-блог . Компания Qt . Проверено 1 декабря 2022 г.
  23. ^ Бернс, Крис (26 февраля 2020 г.). «Инициатива Смитсоновского института открытого доступа делает множество 3D-моделей общедоступным» . slashgear.com . Проверено 29 октября 2020 г.
  24. ^ «ISO/IEC 12113:2022 Информационные технологии» . Международная организация по стандартизации (ISO) . 26 июля 2022 г.
  25. ^ «Khronos glTF 2.0 выпущен как международный стандарт ISO/IEC» . сайт development3d.com . 5 августа 2022 г.
  26. ^ Ли, Эрнест (04 января 2021 г.). «Представляем экспортер сцен Godot glTF 2.0» . Двигатель Годо . Проверено 23 апреля 2024 г.
  27. ^ «Экосистема glTF добавляет реалистичности PBR для веб-рендеринга» . Разработать 3D. 3 декабря 2020 г. Проверено 20 декабря 2021 г.
  28. ^ «Хронос KTX 2.0 ратифицирован: сжимайте текстуры с помощью RapidCompact» . Быстрый Компакт. 21 апреля 2021 г. Проверено 20 декабря 2021 г.
  29. ^ «Сжатые сетки Draco с glTF и 3D-тайлами» . Цезий. 9 апреля 2018 года . Проверено 20 декабря 2021 г.
  30. ^ «Кто мы» . Открытая группа взаимодействия метавселенной . Группа ОМИ . Проверено 29 мая 2023 г.
  31. ^ «Расширения OMI glTF» . omigroup/gltf-extensions на GitHub . Группа ОМИ . Проверено 29 мая 2023 г.
  32. ^ «Что такое VRM?» . Консорциум ВРМ . Консорциум VRM, Inc. Проверено 29 мая 2023 г.
  33. ^ «Расширения VRM glTF» . vrm-c/vrm-спецификация на GitHub . Консорциум VRM, Inc. Проверено 29 мая 2023 г.
  34. ^ «Цезиевые 3D плитки» . Гитхаб .
  35. ^ «OGC рассматривает предлагаемый рабочий элемент для 3D Tiles как стандарт сообщества» .
  36. ^ «Обоснование стандартов сообщества 3D-плитки» .
  37. ^ «Спецификация VRM» . github.com . Проверено 29 октября 2020 г.
  38. ^ «ВРМ» (PDF) . khronos.org . Проверено 29 октября 2020 г.
  39. ^ «Программа Khronos 3D Viewer» . Графический разговор. 16 июня 2021 г. Проверено 20 декабря 2021 г.
  40. ^ «Обзор» (PDF) . www.khronos.org . Проверено 19 июня 2019 г.
  41. ^ «Импорт 3D-сцен» . Документация Godot Engine . Архивировано из оригинала 22 октября 2021 г. Проверено 27 сентября 2021 г.
  42. ^ Двигатель, Годо. «Godot Engine — почему мы все должны поддерживать glTF 2.0 как стандартный формат обмена активами для игровых движков» . Двигатель Годо . Проверено 27 сентября 2021 г.
  43. ^ «Как создавать 3D-посты в Facebook» . Технологический дизайн 3D-печати . Проверено 7 мая 2018 г.
  44. ^ «Экспортировать сцену Maya как glTF» . Проверено 1 февраля 2021 г.
  45. ^ «драйвер вывода glTF ROP» . Боковые эффекты.
  46. ^ «Уроки ГЛБ» . Разработчики Фейсбука . Архивировано из оригинала 29 июля 2019 года . Проверено 7 мая 2018 г.
  47. ^ «Думай в 3D» . Ведущий принт. 20 июля 2020 г. Проверено 21 июня 2022 г.
  48. ^ «Хронос запускает сертификацию онлайн-покупок с 3D-анимацией» . Венчурный бит. 9 июня 2021 г. Проверено 21 июня 2022 г.
  49. ^ «Как стандарты 3D упростят создание и использование изображений в розничной торговле» . Точки взаимодействия с розничной торговлей. 19 августа 2020 г. Проверено 21 июня 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2ec3e966b88eda745994afe5b57d393c__1716316800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2e/3c/2ec3e966b88eda745994afe5b57d393c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
glTF - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)