Вулкан
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( август 2023 г. ) |
Оригинальный автор(ы) | AMD , DICE (оригинальный дизайн Mantle ) |
---|---|
Разработчик(и) | Khronos Group (подаренный и производный вариант, как Vulkan) |
Первоначальный выпуск | 16 февраля 2016 г [1] |
Стабильная версия | 1.3.288 (14 июня 2024 г [2] ) [±] |
Репозиторий | |
Написано в | С [3] |
Операционная система | Android , Linux , Haiku , Фуксия , BSD Unix , [4] QNXQNX [5] Windows , Нинтендо Свитч , [6] [7] [8] Стадия , Тизен , [9] [10] Малиновый Пи , [11] vxWorks , [12] HarmonyOS , OpenHarmony |
Тип | 3D-графика и вычислительный API [13] |
Лицензия | Лицензия Apache 2.0 и MIT [14] |
Веб-сайт | вулкан |
Vulkan — это низкоуровневый с низкими издержками кроссплатформенный API и открытый стандарт для 3D-графики и вычислений . [15] [16] [17] Он был предназначен для устранения недостатков OpenGL и предоставления разработчикам большего контроля над графическим процессором. Он предназначен для поддержки широкого спектра графических процессоров, процессоров и операционных систем, а также для работы с современными многоядерными процессорами.
Обзор [ править ]
Vulkan ориентирован на высокопроизводительные приложения 3D-графики реального времени, такие как видеоигры и интерактивные медиа , а также высокопараллельные вычисления . Vulkan призван обеспечить более высокую производительность и более эффективное использование процессора и графического процессора по сравнению со старыми API OpenGL и Direct3D 11 . Это достигается за счет предоставления для приложения API значительно более низкого уровня, чем старые API, который больше напоминает работу современных графических процессоров.
Vulkan можно сравнить с от Apple Metal API и от Microsoft Direct3D 12 . Помимо более низкой загрузки ЦП, Vulkan позволяет разработчикам лучше распределять работу между несколькими ядрами ЦП . [18]
Впервые Vulkan был анонсирован некоммерческой организацией Khronos Group на GDC 2015. [13] [19] [20] API Vulkan изначально назывался « инициативой OpenGL следующего поколения » или «OpenGL next». [21] Хроносом, но использование этих имен было прекращено, когда было объявлено о «Вулкане». [22]
Vulkan создан на основе компонентов AMD API от API Mantle , которые были переданы AMD в дар компании Khronos и построены на их основе с намерением дать Khronos основу для начала разработки низкоуровневого API, который они могли бы стандартизировать во всей отрасли. [13]
Особенности [ править ]
Vulkan призван предоставить множество преимуществ по сравнению с другими API, а также над своим предшественником OpenGL . Vulkan предлагает более низкие накладные расходы, более прямой контроль над графическим процессором и более низкую загрузку процессора. [20] Общая концепция и набор функций Vulkan аналогичны концепциям, представленным в Mantle и позже принятым Microsoft с Direct3D 12 и Apple с Metal .
Предполагаемые преимущества Vulkan перед API предыдущего поколения включают следующее:
Кроссплатформенность [ править ]
Vulkan доступен на нескольких современных операционных системах и архитектурах. [ нужна ссылка ] и предоставляет единый API как для настольных, так и для мобильных графических устройств, тогда как ранее они были разделены между OpenGL и OpenGL ES соответственно. Как и OpenGL и в отличие от Direct3D 12, API Vulkan не привязан к какой-либо одной ОС или форм-фактору устройства. Vulkan изначально работает на Android , Linux , BSD Unix , QNX , Haiku , [23] Нинтендо Свитч , Raspberry Pi , Stadia , Fuchsia , Tizen и Windows 7 , 8 , 10 и 11 . MoltenVK предоставляет свободно лицензированную [24] [25] [26] Сторонняя поддержка macOS , iOS и tvOS за счет использования Apple Metal API. [27]
Меньшая загрузка ЦП [ править ]
Vulkan снижает нагрузку на ЦП за счет использования пакетной обработки и других низкоуровневых оптимизаций, тем самым снижая нагрузку на ЦП и оставляя ЦП свободным для выполнения большего количества вычислений или рендеринга, чем было бы возможно в противном случае. [28] [29]
Многопоточный дизайн [ править ]
Direct3D 11 и OpenGL 4 изначально были разработаны для использования с одноядерными процессорами и были расширены только для работы на многоядерных процессорах. Даже когда разработчики приложений используют расширения, эти API обычно плохо масштабируются на многоядерных процессорах. Vulkan предлагает улучшенную масштабируемость на многоядерных процессорах благодаря модернизированной архитектуре потоков. [30] [31]
Предварительно скомпилированные шейдеры [ править ]
язык высокого уровня GLSL OpenGL использует для написания шейдеров , что заставляет каждый драйвер OpenGL реализовывать собственный компилятор для GLSL. Затем это выполняется во время выполнения приложения для перевода шейдеров программы в машинный код графического процессора. Напротив, драйверы Vulkan должны принимать шейдеры, уже переведенные в промежуточный двоичный формат, называемый SPIR-V (Standard Portable Intermediate Representation), аналогичный двоичному формату, в который шейдеры HLSL компилируются в Direct3D . Благодаря предварительной компиляции шейдеров повышается скорость инициализации приложения и можно использовать большее количество шейдеров в каждой сцене. Драйверу Vulkan требуется только выполнять оптимизацию и генерацию кода для конкретного графического процессора, что приводит к упрощению обслуживания драйверов и потенциально уменьшению пакетов драйверов. [32] Разработчики приложений теперь также могут легче запутывать собственный код шейдеров, поскольку шейдеры не сохраняются непосредственно в виде исходного кода, однако предоставляются инструменты, которые могут декомпилировать SPIR-V в удобочитаемый код высокого уровня . [31] [17]
Другие [ править ]
- Vulkan обеспечивает унифицированное управление вычислительными ядрами и графическими шейдерами , устраняя необходимость использования отдельного вычислительного API в сочетании с графическим API.
- Трассировка лучей предоставляется в наборе межвендорных расширений, которые вместе аналогичны API-интерфейсам OptiX и DirectX Raytracing . [33] В OpenGL такая функциональность не реализована.
OpenGL против Vulkan [ править ]
OpenGL | Вулкан [34] |
---|---|
Одна единая глобальная машина состояний | Объектно-ориентированный, без глобального состояния |
Государство привязано к единому контексту | Все концепции состояния локализованы в командном буфере. |
Операции могут выполняться только последовательно. | Возможно многопоточное программирование. |
Память графического процессора и синхронизация обычно скрыты | Явный контроль над управлением памятью и синхронизацией. |
Расширенная проверка ошибок | Драйверы Vulkan не выполняют проверку ошибок во время выполнения; есть уровень проверки для разработчиков |
В 2016 году NVIDIA заявила, что «OpenGL по-прежнему является отличным вариантом для многих случаев использования, поскольку он требует гораздо меньшей сложности и затрат на обслуживание, чем Vulkan, но во многих случаях по-прежнему обеспечивает отличную общую производительность». [35]
AMD заявляет, что «Vulkan поддерживает управление, близкое к металлу, обеспечивая более высокую производительность и лучшее качество изображения в Windows 7, Windows 8.1, Windows 10 и Linux. Ни один другой графический API не предлагает такое же мощное сочетание совместимости с ОС, функций рендеринга и эффективность оборудования». [36]
Версии [ править ]
Вулкан 1.0 [ править ]
Vulkan 1.0 был выпущен в феврале 2016 года.
Вулкан 1.1 [ править ]
На SIGGRAPH 2016 компания Khronos объявила, что Vulkan получит поддержку автоматических функций работы с несколькими графическими процессорами, аналогичных тем, которые предлагает Direct3D 12. [37] Поддержка нескольких графических процессоров, включенная в API, устраняет необходимость в SLI или Crossfire, которые требуют, чтобы видеокарты были одной модели. Вместо этого API multi-GPU позволяет API разумно распределять рабочую нагрузку между двумя или более совершенно разными графическими процессорами. [38] Например, встроенные графические процессоры, входящие в состав ЦП, можно использовать в сочетании с высокопроизводительным выделенным графическим процессором для небольшого повышения производительности.
7 марта 2018 года компания Khronos Group выпустила Vulkan 1.1. [39] Это первое крупное обновление API стандартизировало несколько расширений, таких как несколько представлений, группы устройств, совместное использование нескольких процессов и API, расширенные вычислительные функции, поддержка HLSL и поддержка YCbCr. [40] В то же время он также обеспечил лучшую совместимость с DirectX 12, явную поддержку нескольких графических процессоров, трассировки лучей , поддержку [41] [42] и заложили основу для следующего поколения графических процессоров. [43] Одновременно с Vulkan 1.1 SPIR-V был обновлен до версии 1.3. [40]
Вулкан 1.2 [ править ]
15 января 2020 г. вышла версия Вулкан 1.2. [44] был выпущен группой Khronos. [45] Это второе крупное обновление API интегрирует 23 дополнительных часто используемых и проверенных расширения Vulkan в базовый стандарт Vulkan. Некоторые из наиболее важных функций — это «семафоры временной шкалы для легко управляемой синхронизации», «формальная модель памяти для точного определения семантики синхронизации и операций с памятью в разных потоках» и «индексирование дескрипторов для возможности повторного использования макетов дескрипторов несколькими шейдерами». . Дополнительные функции Vulkan 1.2 повышают его гибкость при реализации других графических API поверх Vulkan, включая «унифицированный стандартный макет буфера», «макет скалярного блока» и «отдельное использование трафарета». [46]
Вулкан 1.3 [ править ]
25 января 2022 года компания Khronos Group выпустила Vulkan 1.3. [47] Это третье крупное обновление API интегрирует 23 дополнительных часто используемых и проверенных расширения Vulkan в базовый стандарт Vulkan. [48] Vulkan 1.3 фокусируется на уменьшении фрагментации, делая новые функции необязательными, чтобы устройство считалось совместимым с Vulkan 1.3. [47] [49] Новые функции Vulkan 1.3 включают динамический рендеринг, дополнительное динамическое состояние, улучшенный API синхронизации и профили устройств.
Планируемые функции [ править ]
Выпуская OpenCL 2.2, группа Khronos объявила, что OpenCL будет, где это возможно, сходиться с Vulkan, чтобы обеспечить гибкость развертывания программного обеспечения OpenCL через оба API. [50] [51] Это было продемонстрировано Adobe Premiere Rush с использованием clspv. [52] компилятор с открытым исходным кодом для компиляции значительных объемов кода ядра OpenCL C для запуска в среде выполнения Vulkan для развертывания на Android. [53]
История [ править ]
Группа Khronos начала проект по созданию графического API следующего поколения в июле 2014 года с стартовой встречи в Valve . [54] На SIGGRAPH 2014 о проекте было публично объявлено с приглашением участников. [13]
По данным Управления по патентам и товарным знакам США, товарный знак Vulkan был зарегистрирован 19 февраля 2015 года. [55]
Vulkan был официально назван и анонсирован на конференции разработчиков игр 2015 года, хотя спекуляции и слухи вокруг нового API существовали и раньше, и он назывался « glNext ». [56]
2015 [ править ]
В начале 2015 года компания LunarG (при финансовой поддержке Valve ) разработала и продемонстрировала драйвер Linux для Intel, который обеспечил совместимость Vulkan со встроенной графикой серии HD 4000, несмотря на то, что драйверы Mesa с открытым исходным кодом не были полностью совместимы с OpenGL 4.0 до конца того же года. [57] [58] Еще есть возможность [59] поддержки Sandy Bridge, поскольку он поддерживает вычисления через Direct3D11.
10 августа 2015 года Google объявил, что будущие версии Android будут поддерживать Vulkan. [60] В Android 7.x «Nougat» поддержка Vulkan появилась 22 августа 2016 г. Android 8.0 «Oreo» имеет полную поддержку.
18 декабря 2015 года группа Khronos объявила, что версия 1.0 спецификации Vulkan почти завершена и будет выпущена, когда будут доступны соответствующие драйверы. [20]
2016 [ править ]
Полная спецификация Vulkan и Vulkan SDK с открытым исходным кодом были выпущены 16 февраля 2016 года. [1]
2018 [ править ]
26 февраля 2018 года Khronos Group объявила, что API Vulkan стал доступен всем на macOS и iOS через библиотеку MoltenVK , которая позволяет Vulkan работать поверх Metal . [61] Другие новые разработки были показаны на SIGGRAPH 2018. [62] Ранее MoltenVK был проприетарным и имеющим коммерческую лицензию решением, но Valve договорилась с разработчиком Brenwill Workshop Ltd об открытии исходного кода MoltenVK под лицензией Apache 2.0, и в результате библиотека теперь доступна на GitHub . Valve также объявила, что Dota 2 с 26 февраля 2018 года может работать на macOS с использованием API Vulkan, основанного на MoltenVK. [63]
2019 [ править ]
25 февраля 2019 года было объявлено, что рабочая группа Vulkan Safety Critical (SC) внедрит ускорение графического процессора Vulkan в отрасли, критически важные для безопасности. [64]
Google Stadia Сервис потоковой передачи облачных игр использовал Vulkan на серверах на базе Linux с графическими процессорами AMD . [65]
2020 [ править ]
15 января 2020 года вышел Vulkan 1.2.
Одновременно с выпуском Vulkan 1.2 группа Khronos опубликовала сообщение в блоге, в котором говорилось, что поддержка HLSL в Vulkan достигла статуса «готов к производству», учитывая улучшения в компиляторе Microsoft DXC и компиляторе glslang Khronos, а также новые функции в Vulkan 1.2, которые расширяют поддержку HLSL. . [66]
3 февраля 2020 года Raspberry Pi Foundation объявила, что работает над драйвером Vulkan с открытым исходным кодом для своего Raspberry Pi , популярного одноплатного компьютера. [67] 20 июня 2020 года графический инженер сообщил, что после двух лет работы он создал компьютер, способный запускать VkQuake3 со скоростью более 100 кадров в секунду на маленьком компьютере. [68]
17 марта 2020 года Khronos Group выпустила расширения трассировки лучей , основанные на Nvidia собственном расширении , с некоторыми основными расширениями и множеством незначительных изменений, которые, в свою очередь, были основаны на API OptiX API от Nvidia . [69] [70] 23 ноября 2020 г. работа над этими расширениями трассировки лучей была завершена. [71]
24 ноября 2020 года Raspberry Pi Foundation объявила, что их драйвер для Raspberry Pi 4 соответствует Vulkan 1.0. [72]
2022 [ править ]
25 января 2022 года вышел Vulkan 1.3.
1 марта 2022 года был выпущен Vulkan SC 1.0, включающий графику и вычисления Vulkan для отраслей, где важна безопасность, но основанный на стандарте Vulkan 1.2. [73]
1 августа 2022 года Raspberry Pi Foundation объявила, что их драйвер для Raspberry Pi 4 соответствует Vulkan 1.2. [74]
1 сентября 2022 года была выпущена Mesh Shading для Vulkan. [75] [76]
2024 [ править ]
Khronos Group объявила о новой дорожной карте Vulkan 2024 25 января 2024 года. [77] Khronos Group анонсировала новое расширение декодирования видео AV1 1 февраля 2024 года. [78]
Поддержка разных поставщиков [ править ]
В первоначальных спецификациях говорилось, что драйверы Vulkan могут быть реализованы на любом оборудовании, поддерживающем OpenGL ES 3.1 или OpenGL 4.x и выше. [79] Поскольку для поддержки Vulkan требуются новые графические драйверы, это не обязательно означает, что на каждом существующем устройстве, поддерживающем OpenGL ES 3.1 или OpenGL 4.x, будут доступны драйверы Vulkan.
Интел [ править ]
По состоянию на март 2023 года Intel разделила поддержку драйверов Vulkan в Windows. [80] и в Линуксе . [81] Все драйверы разработаны Intel.
В Windows Skylake через Ice Lake поддерживает версии до Vulkan 1.3, [82] с ограниченной поддержкой после июля 2022 г., поскольку будущие обновления будут включать только исправления безопасности. [80] Iris Xe и более поздние версии полностью поддерживаются с марта 2023 г. [83]
В Linux по состоянию на март 2023 г. имеется неполная поддержка Vulkan для Haswell. [84] при этом он не совместим с Vulkan 1.0. [85] Помимо Haswell, Ivy Bridge и Broadwell также поддерживаются устаревшим драйвером Vulkan в Mesa под названием HASVK. [81] Skylake и новее поддерживаются драйвером в Mesa под названием ANV. [81]
АМД [ править ]
В Windows Vulkan 1.2 поддерживается от GCN 1.0 до GCN 3.0. [86] [87] [88] после июня 2021 года никаких дальнейших обновлений не планируется. [89] GCN 4.0 и более поздние версии поддерживают Vulkan 1.3. [90]
В Linux существуют различные драйверы Vulkan с разной и перекрывающейся аппаратной поддержкой. Существует драйвер Vulkan с открытым исходным кодом под названием AMDVLK, разработанный AMD, который отражает поддержку Windows. [91] Существует также проприетарный драйвер AMDGPU-PRO, который с марта 2023 года не рекомендуется использовать большинству пользователей. [92]
В Mesa также есть рекомендуемый драйвер под названием RADV, разработанный Valve, Red Hat, [93] Google [94] и другие. Этот драйвер по состоянию на март 2023 г. поддерживает все карты GCN и RDNA . [95] Для поддержки этим драйвером RADV версий GCN 1.0–GCN 2.0 требуется экспериментальную поддержку в модуле ядра amdgpu . включить [96]
NVIDIA[editNVIDIA
В Windows и Linux имеется разработанный NVIDIA драйвер Vulkan, который поддерживает Vulkan 1.2 на Kepler . картах [97] после сентября 2021 года никаких дальнейших обновлений не планируется. [98] Maxwell и более поздние версии поддерживают Vulkan 1.3. [99]
NVK, экспериментальный драйвер Vulkan с открытым исходным кодом для Linux на основе nouveau , был анонсирован в октябре 2022 года. [100] он был объединен с основной линией Mesa . В августе 2023 года [101] Драйвер на данный момент поддерживает Vulkan 1.3. [102]
Android и мобильные графические процессоры [ править ]
Большинство современных Android-устройств поддерживают Vulkan. Android 7.0 Nougat включает дополнительную поддержку Vulkan 1.0. [103] Android 9.0 Pie включает дополнительную поддержку Vulkan 1.1, а Android 10 ожидает (но не требует), чтобы все 64-разрядные устройства с небольшим объемом памяти поддерживали Vulkan 1.1. [104] [105] [106] Android 13 ожидает при тех же условиях поддержку Vulkan 1.3. [107] На Linux и некоторых устройствах ChromeOS с открытым исходным кодом драйвер Mesa обеспечивает поддержку оборудования Arm Mali (Midgard и Bifrost), Qualcomm Adreno и Broadcom VideoCore VI . [108]
Яблоко [ править ]
По состоянию на июнь 2022 года устройства Apple не обеспечивают встроенную поддержку API Vulkan. [109] Поддержка Vulkan доступна через библиотеку с открытым исходным кодом MoltenVK , которая обеспечивает реализацию Vulkan поверх графического API Metal , предоставляемого на устройствах iOS и macOS, хотя она имеет некоторые ограничения в отношении некоторых расширенных функций API. [27]
В июне 2022 года в версии Vulkan 1.3.217 добавлена поддержка объектов Metal, что упрощает импорт и экспорт между двумя API. [110] В декабре 2022 года в Vulkan версии 1.3.236 добавлены небольшие исправления взаимодействия с Apple Metal. [111]
Huawei и OpenAtom Foundation [ править ]
По состоянию на август 2023 года компания Huawei обеспечивает поддержку встроенного NAPI Vulkan с помощью стандартного шейдера SPIR-V, начиная с HarmonyOS 4.0 API 10 и расширенного до HarmonyOS NEXT системы . Он был принят как расширение проекта консорциума OpenAtom с открытым исходным кодом OpenHarmony с новым графическим стеком для системы, программным движком ArkGraphics 3D, исходный код которого недавно был открыт с мая 2024 года в бета-версии 1 OpenHarmony 5.0, которая ранее была эксклюзивной для проприетарной HarmonyOS. Комплект разработчика NEXT для пользовательских функций графических конвейеров. [112]
Обратная совместимость [ править ]
Vulkan не имеет обратной совместимости с OpenGL . [113] [17] [примечание 1] хотя есть определенные проекты, реализующие OpenGL поверх Vulkan, например ANGLE от Google и Mesa . Zink от [114]
Vulkan также несовместим с другими графическими API, такими как Direct3D , Metal и Mantle , однако реализации этих API существуют поверх Vulkan:
- Direct3D имеет несколько реализаций, а именно DXVK для Direct3D 9, 10 и 11 и VKD3D-Proton для поддержки Direct3D 12. Другие, более старые версии Direct3D могут быть доступны в виде сторонних библиотек, например D8VK для Direct3D 8.
- В Metal есть сторонняя реализация под названием Indium , предназначенная для использования со слоем совместимости Darling .
- В Mantle есть сторонняя реализация под названием GRVK , находящаяся в разработке, для поддержки старых игр Mantle.
Графические API для конкретной платформы , реализованные поверх Vulkan, также могут работать на альтернативных платформах. Например, DXVK предоставляет альтернативную общую библиотеку, предназначенную для использования в Linux (без уровня совместимости Wine ), чтобы помочь с портированием игр.
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Процесс настройки конвейера рендеринга графики кардинально не отличается от OpenGL [ES]. Например, шейдеры, написанные на GLSL, по-прежнему можно использовать повторно: исходный код может быть скомпилирован/транслирован автономным компилятором в новый промежуточный двоичный формат, называемый SPIR-V, который затем может использоваться API Vulkan.
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Хронос выпускает спецификацию Vulkan 1.0» . Хронос.орг . Пресс-релиз группы «Хронос». 16 февраля 2016 г. Архивировано из оригинала 20 октября 2021 г.
- ^ «Vulkan® 1.3.288 — Спецификация» . Проверено 14 июня 2024 г.
- ^ «ХроносГрупп/Вулкан-Докс» . Гитхаб . 10 октября 2021 г. Архивировано из оригинала 20 октября 2021 г.
- ^ «Вулкан на FreeBSD» . Информация о графическом процессоре Vulkan . 28 октября 2021 г.
- ^ «Вулкан на QNX» . khronos.org . 14 июля 2021 г. Архивировано из оригинала 20 октября 2021 г.
- ^ «Nintendo Switch внесен в список совместимых с Vulkan и OpenGL – My Nintendo News» . Мои новости Nintendo . Взбудоражьте глобальные СМИ. 19 декабря 2016 г. Архивировано из оригинала 20 октября 2021 г.
- ^ Палумбо, Алессио (19 декабря 2016 г.). «Nintendo Switch официально поддерживает Vulkan, OpenGL 4.5 и OpenGL ES» . Технология WCCF . Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года.
- ^ «Соответствующая продукция» . khronos.org . Группа «Хронос». 28 апреля 2018. Архивировано из оригинала 28 января 2017 года . Проверено 28 февраля 2018 г.
- ^ Брайт, Питер и Уолтон, Марк (16 февраля 2016 г.). «Vulkan теперь официальный, с выпуском API 1.0 и драйвером AMD [обновлено]» . Арс Техника . Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года . Проверено 18 февраля 2016 г.
- ^ Валич, Тео (17 февраля 2016 г.). «Мантийный цикл завершен: Хронос выпускает Vulkan 1.0» . VR-мир . Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года . Проверено 19 февраля 2016 г.
- ^ «Вулкан на Raspberry Pi» . raspberrypi.org . 14 июля 2021 г. Архивировано из оригинала 20 октября 2021 г.
- ^ «VxWorks предлагает поддержку многих стандартных графических библиотек, таких как… и Vulkan» (PDF) . ВинДрайвер .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Подробнее о Vulkan и SPIR – V: будущее высокопроизводительной графики» (PDF) . Группа компаний «Хронос». п. 10. Архивировано (PDF) из оригинала 11 августа 2016 г. Проверено 27 июня 2015 г.
Спасибо АМД!
- ^ «Vulkan-Headers/LICENSE.md на главной · KhronosGroup/Vulkan-Headers» . Получено 3 января 2023 г. — через GitHub .
- ^ «Вулкан» . Разработчик NVIDIA . 2 декабря 2015 г. Архивировано из оригинала 20 октября 2021 г. Проверено 8 июля 2021 г.
- ^ «Вулкан®» . GPUОткрыть . Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года . Проверено 8 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Разработка 3D-графики с помощью Vulkan для мобильных устройств» . Сеть разработчиков Qualcomm . Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года . Проверено 8 июля 2021 г.
- ^ Грушка, Джоэл. «API Vulkan следующего поколения может стать решающим преимуществом Valve в борьбе с Microsoft» . ЭкстримТех. Архивировано из оригинала 13 марта 2015 года . Проверено 26 июня 2015 г.
- ^ «Vulkan: графика и вычисления вместе» (PDF) . Группа компаний «Хронос». Март 2015 г. Архивировано (PDF) из оригинала 18 декабря 2016 г. . Проверено 5 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Vulkan — графика и вычисления неразрывно связаны» . Группа компаний «Хронос». Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года . Проверено 5 марта 2015 г.
- ^ Смит, Райан. «Хронос объявляет об инициативе OpenGL следующего поколения» . Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года . Проверено 24 сентября 2016 г.
- ^ Бэтчелор, Джеймс (3 марта 2015 г.). «glNext представлен как графический API Vulkan» . Развивать .
- ^ «Программный рендеринг Vulkan lavapipe работает на Haiku» . Сообщество Хайку . 24 сентября 2021 г. . Проверено 21 сентября 2022 г.
- ^ «MoltenVK, популярный инструмент разработки Vulkan для macOS, становится открытым исходным кодом» . Неовин . Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года . Проверено 28 февраля 2018 г.
- ^ «Графика Vulkan обеспечит более быструю работу игр и приложений на платформах Apple» . ВенчурБит . 26 февраля 2018 года. Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года . Проверено 28 февраля 2018 г.
- ^ «Vulkan теперь доступен на macOS/iOS благодаря MoltenVK с открытым исходным кодом, Vulkan SDK для Mac – Phoronix» . phoronix.com . Проверено 28 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «МолтенВК» . Расплавленный. Архивировано из оригинала 5 января 2018 года . Проверено 5 апреля 2016 г.
- ^ «Вулкан: Высокая эффективность на мобильных устройствах» . Технологии воображения. 5 ноября 2015 года. Архивировано из оригинала 9 ноября 2015 года . Проверено 23 января 2016 г.
- ^ «Khronos Group анонсирует графический и вычислительный API следующего поколения Vulkan» . Аппаратное обеспечение Тома . 3 марта 2015 г. Архивировано из оригинала 20 октября 2021 г.
- ^ «Вулкан: масштабирование до нескольких потоков» . Технологии воображения. 24 ноября 2015 года. Архивировано из оригинала 26 ноября 2015 года . Проверено 23 января 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Руководство для разработчиков Adreno Vulkan» (PDF) . 31 августа 2017 г., стр. 9–10, 22. Архивировано (PDF) из оригинала 20 октября 2021 г.
- ^ Кессенич, Джон. «Введение в SPIR-V» (PDF) . Группа компаний «Хронос» . Архивировано из оригинала (PDF) 9 марта 2015 года . Проверено 5 марта 2015 г.
- ^ «Трассировка лучей в Вулкане» . Группа компаний «Хронос» . 15 декабря 2020 г. Архивировано из оригинала 20 октября 2021 г.
- ^ «FOSDEM 2016 – Vulkan в открытом исходном коде» . ФОСДЕМ . Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года . Проверено 27 февраля 2016 г.
- ^ «Переход с OpenGL на Vulkan» . Нвидиа. 11 февраля 2016 г. Архивировано из оригинала 20 октября 2021 г.
- ^ «API AMD Вулкан» . АМД. Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года.
- ^ «Vulkan Next обеспечит лучшую поддержку виртуальной реальности и нескольких графических процессоров» . Мир ПК. Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года.
- ^ Уильямс, Дэниел; Смит, Райан. «Возвращение к пеплу сингулярности: бета-версия Direct3D 12 и асинхронное затенение» . АнандТех. Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года.
- ^ «Группа Хронос выпускает Vulkan 1.1» . Группа «Хронос» (Пресс-релиз). 7 марта 2018 года. Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года . Проверено 21 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ларабель, Майкл (7 марта 2018 г.). «Vulkan 1.1 выпущен как первое крупное обновление этого графического/вычислительного API» . Фороникс . Проверено 7 марта 2018 г.
- ^ Ларабель, Майкл (19 сентября 2018 г.). «Выпущен Vulkan 1.1.85 с трассировкой лучей, сетчатыми шейдерами и другими новыми расширениями NVIDIA» . Фороникс . Проверено 19 сентября 2018 г.
- ^ Ларабель, Майкл (4 ноября 2018 г.). «Выпущен Vulkan 1.1.91 с NV_ray_tracing и поведением AMD при перераспределении памяти» . Фороникс . Проверено 4 ноября 2018 г.
- ^ Брайт, Питер (7 марта 2018 г.). «Сегодня вышел Vulkan 1.1 с поддержкой нескольких графических процессоров и лучшей совместимостью с DirectX» . Арс Терчница. Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года . Проверено 7 марта 2018 г.
- ^ «Выпущены спецификации Vulkan 1.2 | Geeks3D» . 15 января 2020 г. Архивировано из оригинала 20 октября 2021 г.
- ^ «Группа Хронос выпускает Vulkan 1.2» . Группа «Хронос» (Пресс-релиз). 15 января 2020 года. Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года . Проверено 27 февраля 2020 г.
- ^ «Vulkan 1.2 выходит с прицелом на большую производительность и лучшую совместимость с другими 3D API» . Фороникс (Пресс-релиз). 15 января 2020 г. Проверено 27 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Хронос укрепляет экосистему Vulkan выпуском Vulkan 1.3, общедоступной дорожной картой и профилями» . 25 января 2022 г.
- ^ «Vulkan® 1.3.206 — Спецификация (со всеми зарегистрированными расширениями Vulkan)» . khronos.org .
- ^ «Выпущена спецификация Vulkan 1.3» . 25 января 2022 г.
- ^ «Взрывное: дорожная карта слияния OpenCL с Vulkan | Перспектива ПК» . pcper.com . Архивировано из оригинала 1 ноября 2017 года . Проверено 17 мая 2017 г.
- ^ «SIGGRAPH 2018: OpenCL-Next обретает форму, Vulkan продолжает развиваться – Phoronix» . phoronix.com .
- ^ Clspv — прототип компилятора подмножества вычислительных шейдеров OpenCL C для Vulkan: google/clspv , 17 августа 2019 г., заархивировано из оригинала 20 октября 2021 г. , получено 20 августа 2019 г.
- ^ «Обновление Vulkan SIGGRAPH 2019» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 августа 2019 г.
- ^ SIGGRAPH 2015: Состояние страны в API 3D-графики (Видео) . СИГРАФ 2015 . Группа компаний «Хронос» . 16 сентября 2015. Событие происходит в 57:24 . Проверено 12 ноября 2015 г. — через YouTube .
- ^ «Ведомство США по патентам и товарным знакам» . Архивировано из оригинала 11 мая 2013 года . Проверено 7 марта 2015 г.
- ^ Бэтчелор, Джеймс (3 марта 2015 г.). «glNext представлен как графический API Vulkan | Последние новости индустрии разработки игр | Разработка» . МКВ . Развивать . Проверено 5 марта 2015 г.
- ^ Ларабель, Майкл (5 марта 2015 г.). «Valve разработала драйвер графического процессора Intel Linux Vulkan» . Фороникс . Проверено 8 августа 2017 г.
- ^ Ларабель, Майкл (12 марта 2015 г.). «Подробнее о драйвере Intel Vulkan и планах Linux Vulkan» . Фороникс . Проверено 8 августа 2017 г.
- ^ «Эван Одабашян в Твиттере» . Архивировано из оригинала 19 августа 2020 года . Проверено 22 июля 2015 г.
- ^ Вудс, Шеннон (12 августа 2015 г.). «Рендеринг с низкими издержками с помощью Vulkan» . Блог разработчиков Android . Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года.
- ^ Брайт, Питер (26 февраля 2018 г.). «Vulkan появится на macOS и iOS, но нет, благодаря Apple» . Арс Техника. Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года . Проверено 26 февраля 2018 г.
- ^ «3D-графика с Vulkan и OpenGL» (PDF) . Группа «Хронос». 15 августа 2018 г. Проверено 30 ноября 2023 г.
- ^ Ларабель, Майкл (26 февраля 2018 г.). «Vulkan теперь доступен на macOS/iOS благодаря MoltenVK, Vulkan SDK для Mac с открытым исходным кодом» . Фороникс . Проверено 26 февраля 2018 г.
- ^ «Группа Khronos начинает работу над новой инициативой по стандартизации, призванной внедрить ускорение графических процессоров Vulkan в отрасли, критически важные для безопасности» . Группа «Хронос» . 25 февраля 2019 года. Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года . Проверено 3 августа 2019 г.
- ^ Ларабель, Майкл (19 марта 2019 г.). «Stadia — это облачный игровой сервис Google, использующий Linux, Vulkan и специальный графический процессор AMD» . Проверено 30 ноября 2023 г.
- ^ «HLSL как первоклассный язык шейдинга Vulkan» . Группа «Хронос» . 15 января 2020 года. Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года . Проверено 31 марта 2020 г.
- ^ Мотт, Натаниэль (3 февраля 2020 г.). «Raspberry Pi получит графический драйвер Vulkan (со временем)» . Аппаратное обеспечение Тома . Архивировано из оригинала 19 августа 2020 года . Проверено 20 июня 2020 г.
- ^ Чжие Лю (20 июня 2020 г.). «Драйвер Vulkan от Nvidia Engineer для Raspberry Pi запускает Quake III со скоростью более 100 кадров в секунду при разрешении 720p» . Аппаратное обеспечение Тома . Архивировано из оригинала 19 августа 2020 года . Проверено 20 июня 2020 г.
- ^ «Группа Хронос выпускает трассировку лучей Vulkan» . Группа «Хронос» . 17 марта 2020 г. Архивировано из оригинала 20 октября 2021 г.
- ^ «Трассировка лучей Vulkan появилась с новым расширением Khronos — Phoronix» . phoronix.com . Проверено 17 марта 2020 г.
- ^ «Выпуск окончательной спецификации Vulkan Ray Tracing» . Группа «Хронос» . 23 ноября 2020 г. Архивировано из оригинала 20 октября 2021 г.
- ^ «Обновление Vulkan: мы согласны!» . Фонд Raspberry Pi . 24 ноября 2020 г.
- ^ «Vulkan SC – графика Vulkan для отраслей, где важна безопасность» . Группа «Хронос» . 22 февраля 2019 г. . Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ «Обновление Vulkan: соответствие версии 1.2 для Raspberry Pi 4» . Фонд Raspberry Pi . 1 августа 2022 г.
- ^ «Сетчатая заливка для Vulkan» . Сентябрь 2022.
- ^ "VK_EXT_mesh_shader" .
- ^ «Хронос стимулирует отраслевую поддержку расширенных функций 3D с помощью Vulkan Roadmap 2024» . 25 января 2024 г.
- ^ «Khronos выпускает декодирование AV1 в видео Vulkan с поддержкой SDK для кодирования H.264/H.265» . Февраль 2024.
- ^ «Обзор Вулкана» (PDF) . Группа компаний «Хронос». Июнь 2015 г. Архивировано (PDF) из оригинала 8 декабря 2015 г. . Проверено 18 августа 2015 г. п. 19 «Статус Вулкана»
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Обновление поддержки графического драйвера для графических процессоров Intel 10-го поколения и более ранних версий» . сообщество.intel.com . 27 июля 2022 г. . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Происходит разделение драйверов Intel Vulkan — представлен HASVK для старых графических систем Gen7/Gen8» . www.phoronix.com . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ «Графика процессора Intel® 6-10-го поколения — Windows» . Интел . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ «Intel® Arc™ и Iris® Xe Graphics — WHQL — Windows*» . Интел . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ «Поддержка Haswell Vulkan неполная (#6008) · Проблемы · Mesa / mesa · GitLab» . ГитЛаб . 9 февраля 2022 г. . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ «intel: разделить драйвер Vulkan между gfx7/8 и выше (!18208) · Запросы на слияние · Mesa / mesa · GitLab» . ГитЛаб . 23 августа 2022 г. . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ «Характеристики AMD Radeon R7 265» . TechPowerUp . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ «Характеристики AMD Radeon HD 7790» . TechPowerUp . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ «Характеристики AMD Radeon R9 285» . TechPowerUp . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ «Обновление поддержки продукта и ОС для Radeon Software Adrenalin 21.6.1» . AMD.com . 21 июня 2021 г. Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ «Примечания к выпуску Radeon™ Software Adrenalin 22.1.2 с поддержкой Vulkan 1.3» . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ Драйвер AMD с открытым исходным кодом для Vulkan® , GPUOpen Drivers, 11 февраля 2023 г. , получено 14 февраля 2023 г.
- ^ «Драйвер Radeon Software для Linux 22.10 готовится к выпуску» . Форумы Фороникс . 31 марта 2022 г. . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ «AMD RDNA2 Vulkan: тесты драйверов RADV, RADV+NGGC, AMDVLK и PRO» . www.phoronix.com . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ «Производительность трассировки лучей Mesa RADV Radeon Vulkan продолжает улучшаться» . www.phoronix.com . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ «RADV — последняя документация библиотеки 3D-графики Mesa» . docs.mesa3d.org . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ «АМДГПУ — АрхВики» . wiki.archlinux.org . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ «Характеристики NVIDIA GeForce GTX 770» . TechPowerUp . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ «План поддержки графических процессоров GeForce серии Kepler для настольных ПК | NVIDIA» . nvidia.custhelp.com . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ «Поддержка драйверов Vulkan» . Разработчик NVIDIA . 10 февраля 2016 г. . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ «Знакомство с НВК» . Коллабора . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ «НВК приземлился!» . Коллабора . Проверено 8 декабря 2023 г.
- ^ Ларабель, Майкл (27 января 2024 г.). «Драйвер NVIDIA Vulkan Mesa «NVK» теперь поддерживает Vulkan 1.3» . www.phoronix.com . Проверено 27 января 2024 г.
- ^ «Вторая предварительная сборка Android N поддерживает Vulkan и новые смайлы» . Арс Техника. 13 апреля 2016 г. Архивировано из оригинала 20 октября 2021 г.
- ^ «Поддержка Vulkan Graphics API 1.1 появится в Android P» . 8 апреля 2018 г. Архивировано из оригинала 20 октября 2021 г.
- ^ «Что нового в Android: Q Beta 3 и многое другое» . Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года.
- ^ Альберт, Дэн. «Внедрить Вулкан» . Источник.Android.com . Google . Проверено 2 января 2024 г.
- ^ Альберт, Дэн. «Внедрить Вулкан» . Источник.Android.com . Google . Проверено 2 января 2024 г.
- ^ «Mesamatrix: матрица OpenGL против Mesa» . mesamatrix.net . Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года.
- ^ «Состояние Vulkan на устройствах Apple» (PDF) . ЛунарГ. Июнь 2021 г. Архивировано (PDF) из оригинала 9 июля 2021 г.
- ^ Ларабель, Майкл (9 июня 2022 г.). «В Vulkan 1.3.217 добавлено расширение для взаимодействия с металлическими объектами Apple» . phoronix.com . Проверено 22 октября 2022 г.
- ^ «Выпуск версии для Vulkan SDK 1.3.236 · KhronosGroup/MoltenVK» . Гитхаб . Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ Бенджамин (10 апреля 2024 г.). «Высококачественная графика с помощью ArkGraphics 3D на HarmonyOS NEXT — HarmonyOSHub» . Harmonoshub.com . Проверено 24 мая 2024 г.
- ^ Тим Андерсон (3 марта 2015 г.). «А вот и Vulkan: следующее поколение графического API OpenGL» . theregister.com . Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года . Проверено 8 июля 2021 г.
- ^ «Zink — последняя документация библиотеки 3D-графики Mesa» . docs.mesa3d.org . Проверено 10 марта 2022 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Руководство по программированию Vulkan: Официальное руководство по изучению Vulkan (OpenGL), 10 ноября 2016 г., Грэхем Селлерс и Джон Кессенич ISBN 978-0-1344-64541
- Изучение Vulkan, декабрь 2016 г., Парминдер Сингх ISBN 978-1-78646-980-9
- Введение в компьютерную графику и API Vulkan, 1 июля 2017 г., Кенрайт ISBN 978-1-5486-16175
- Поваренная книга Vulkan, 28 апреля 2017 г., автор Павел Лапински ISBN 978-1-7864-68154