КОЛЛАДА
Расширение имени файла | .dae |
---|---|
Тип интернет-СМИ | модель/vnd.collad+xml |
Единый идентификатор типа (UTI) | org.khronos.collada.digital-asset-exchange [1] |
Разработано | Sony Компьютерные развлечения , Хронос Групп |
Первоначальный выпуск | октябрь 2004 г |
Последний выпуск | 1.5.0 август 2008 г |
Тип формата | 3D компьютерная графика |
Расширено с | XML |
Стандартный | ИСО/ПАС 17506:2012 |
Веб-сайт | Хронос |
COLLADA (от «совместного проектирования») — это формат файлов обмена для интерактивных 3D- приложений. Он управляется некоммерческим технологическим консорциумом Khronos Group и был принят ISO в качестве общедоступной спецификации ISO/PAS 17506. [2]
COLLADA определяет открытого стандарта схему XML для обмена цифровыми активами между различными графическими программными приложениями , которые в противном случае могли бы хранить свои ресурсы в несовместимых форматах файлов. Документы COLLADA, описывающие цифровые активы, представляют собой XML-файлы, обычно идентифицируемые .dae (обмен цифровыми активами) расширением имени файла .
История [ править ]
Первоначально созданный в Sony Computer Entertainment Реми Арно и Марком К. Барнсом, [3] с тех пор он стал собственностью Khronos Group , отраслевого консорциума, финансируемого членами, который теперь разделяет авторские права с Sony. Схема и спецификация COLLADA находятся в свободном доступе от Khronos Group. [4] COLLADA DOM использует лицензию общего источника SCEA 1.0 .
Несколько графических компаний сотрудничали с Sony с самого начала COLLADA, чтобы создать инструмент, который был бы полезен самой широкой аудитории, и COLLADA продолжает развиваться благодаря усилиям участников Khronos. Среди первых сотрудников были Alias Systems Corporation , Criterion Software , Autodesk, Inc. и Avid Technology . Десятки [ количественно ] коммерческих игровых студий и игровых движков приняли этот стандарт.
В марте 2011 года Хронос выпустил [5] комплект тестов на соответствие COLLADA (CTS). Пакет позволяет приложениям, которые импортируют и экспортируют COLLADA, тестировать большой набор примеров, гарантируя, что они соответствуют спецификации. В июле 2012 года программное обеспечение CTS было выпущено на GitHub . [6] разрешение на вклад сообщества.
ISO/PAS 17506:2012 Системы промышленной автоматизации и интеграция. Спецификация схемы цифровых активов COLLADA для 3D-визуализации промышленных данных была опубликована в июле 2012 года. [7]
Программные инструменты [ править ]
COLLADA изначально задумывался как промежуточный формат для передачи данных из одного инструмента создания цифрового контента (DCC) в другое приложение. Существуют приложения для поддержки использования нескольких DCC, в том числе:
- 3ds Max (КолладаМакс)
- Adobe Фотошоп
- АртиосCAD
- Блендер
- Брайс
- Каррара
- Главный архитектор программного обеспечения
- Синема 4D (МАКСОН)
- ГородДвигатель
- Clara.io
- Даз Студия
- Дельфи
- Электронная версия Vue 9 xStream
- FreeCAD
- ФормаZ
- Гудини
- Автор iBooks
- LightWave 3D (версия 9.5)
- Сделатьчеловеком
- Майя (КолладаМайя)
- МешЛаб
- Способ
- Окино ПолиТранс
- OpenRAVE
- Poser Pro (v 7.0)
- Операционная система робота
- Тень 3D (E Frontier, Мирье)
- SketchUp (версия 8.0) – файл KMZ представляет собой zip-файл , содержащий файл KML , файл COLLADA и изображения текстур.
- Софтимаж|XSI
- Солидворкс
- Страта 3D
- векторные работы
- Инструмент разработки игр Visual3D для просмотра, редактирования и экспорта сцен и моделей Collada.
- Крылья 3Д
- Xcode (версия 4.4+)
Игровые движки [ править ]
Первоначально задуманный как формат обмена, многие игровые движки теперь поддерживают COLLADA. [ нужна ссылка ] включая:
Приложения [ править ]
Некоторые игры и 3D-приложения начали поддерживать COLLADA:
- Файлы AnyLogic .dae для модов 3D-моделей
- ArcGIS
- Архикад
- Спора (видеоигра, 2008 г.) [9]
- Автодеск Инфраворкс
- БриксCAD
- Программное обеспечение Chief Architect поддерживает импорт и экспорт файлов .dae.
- Google Earth (версия 4) – пользователи могут просто перетащить файл COLLADA поверх виртуальной Земли.
- ЯнусVR
- Kerbal Space Program — файлы .dae для модов 3D-моделей.
- Maple (программное обеспечение) — 3D-графики можно экспортировать в формате COLLADA.
- Открытая страна чудес
- OpenSimulator [10]
- Mac OS X 10.6+ Предварительный просмотр
- НАСА Мировой Ветер
- Вторая жизнь [11]
- SketchUp — импорт файлов .dae.
- Systems Tool Kit (STK) — использует файлы .dae для 3D-моделей.
- ТНТмипс
- Башня Юнайтед [12]
- Микростанция
- BeamNG.drive — моды моделируются с использованием файлов .dae.
Физика [ править ]
Начиная с версии 1.4, физики в стандарт COLLADA была добавлена поддержка . Цель состоит в том, чтобы позволить создателям контента определять различные физические атрибуты в визуальных сценах. Например, можно определить свойства материала поверхности, такие как трение. Кроме того, создатели контента могут определять физические атрибуты объектов на сцене. Это делается путем определения твердых тел, которые должны быть связаны с визуальными представлениями. Дополнительные функции включают поддержку тряпичных кукол, коллизионных объемов, физических ограничений между физическими объектами и глобальных физических свойств, таких как гравитация.
Продукты промежуточного программного обеспечения физики, поддерживающие этот стандарт, включают Bullet Physics Library , Open Dynamics Engine , PAL и NVIDIA PhysX . Эти продукты обеспечивают поддержку путем чтения реферата, найденного в файле COLLADA, и перевода его в форму, которую промежуточное программное обеспечение может поддерживать и представлять в физическом моделировании. Это также позволяет различным промежуточным ПО и инструментам обмениваться физическими данными стандартизированным образом.
Уровень абстракции физики обеспечивает поддержку физики COLLADA для нескольких физических движков, которые изначально не обеспечивают поддержку COLLADA, включая JigLib , OpenTissue , физический движок Tokamak и True Axis. PAL также обеспечивает поддержку COLLADA для физических движков, которые также имеют собственный интерфейс.
Версии [ править ]
- 1.0: октябрь 2004 г.
- 1.2: февраль 2005 г.
- 1.3: июнь 2005 г.
- 1.4.0: январь 2006 г.; добавлены такие функции, как скин персонажей и цели морфинга , динамика твердого тела, поддержка материалов OpenGL ES и эффекты шейдеров для нескольких языков шейдеров, включая язык программирования Cg , GLSL и HLSL . Первый выпуск через Khronos.
- 1.4.1: июль 2006 г.; в первую очередь выпуск патчей.
- 1.5.0: август 2008 г.; добавлена кинематика и B-rep , а также некоторый редизайн эффектов и OpenGL ES . поддержка [13] Формализовано как ISO/PAS 17506:2012.
См. также [ править ]
- glTF (формат передачи графической библиотеки)
- FBX (Фильмбокс)
- Список языков разметки векторной графики
- Открытая биржа игровых движков (OpenGEX)
- Универсальное описание сцены (долл. США)
- Universal 3D (U3D)
- ВРМЛ
- ВебГЛ
- X3D (расширяемая 3D-графика)
Ссылки [ править ]
- ^ «дамп плагинов qlmanage -m» . Ошибка 35361 — [по запросу: macOS] Поддержка плагина Apple Quick Look . Фонд документов .
- ^ «ISO/PAS 17506:2012 Системы промышленной автоматизации и интеграция. Спецификация схемы цифровых активов COLLADA для 3D-визуализации промышленных данных » . Проверено 30 марта 2013 г.
- ^ «COLLADA плывет по заливу создания цифрового 3D-контента» . Декабрь 2006 г. Архивировано из оригинала 19 сентября 2010 г. Проверено 27 июня 2006 г.
- ^ «СБОРНИК ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫХ вопросов» . Август 2011.
- ^ Khronos Group выпускает бесплатный набор тестов на соответствие COLLADA
- ^ OpenCOLLADA и COLLADA CTS теперь на GitHub.
- ^ «COLLADA становится стандартом ISO, что думает отрасль?» . 29 марта 2013 г. Архивировано из оригинала 28 сентября 2018 г.
- ^ «DAE (.dae) — языковая документация Wolfram» .
- ^ «Сопоставление — Руководство по Блендеру» .
- ^ «Сетка — OpenSimulator» .
- ^ «Сетка — Second Life Wiki» .
- ^ «Руководство по ремонту Tower Unite» .
- ^ «Хронос выпускает спецификацию Collada 1.5» . 07.08.2008 . Проверено 13 октября 2008 г.