Веб3D
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Web3D , также называемый 3D Web , представляет собой группу технологий для отображения веб-сайтов и навигации по ним с использованием компьютерной 3D-графики .
Эпоха до WebGL [ править ]
Появление Web3D относится к 1994 году, с появлением VRML — формата файлов, предназначенного для хранения и отображения 3D-графических данных во Всемирной паутине . [1] В октябре 1995 года на выставке Internet World компания Template Graphics Software продемонстрировала плагин 3D/VRML для бета-версии Netscape 2.0 от Netscape Communications . [2]
Консорциум Web3D был создан для дальнейшего коллективного развития формата. VRML и его преемник X3D были приняты Международной организацией по стандартизации и Международной электротехнической комиссией в качестве международных стандартов . [ нужна ссылка ]
Главным недостатком технологии было требование использовать сторонние плагины браузера для выполнения 3D-рендеринга, что замедляло принятие стандарта. [ нужна ссылка ]
В период с 2000 по 2010 год один из этих плагинов, Adobe Flash Player , был широко установлен на настольных компьютерах и использовался для отображения интерактивных веб-страниц и онлайн-игр, а также для воспроизведения видео- и аудиоконтента. [3] Появилось несколько фреймворков на основе Flash, которые использовали программный рендеринг и ActionScript 3 для выполнения 3D-вычислений, таких как преобразования, освещение и текстурирование. Наиболее заметными среди них были Papervision3D и Away3D . [ нужна ссылка ]
В конце концов, Abobe разработала Stage3D , API для рендеринга интерактивной 3D-графики с ускорением графического процессора для своего проигрывателя Flash и продуктов AIR. [4] который был принят поставщиками программного обеспечения. [5] [6]
В 2009 году с открытым исходным кодом 3D-веб-технологию под названием O3D Google представила . Для него также требовался плагин для браузера, но, в отличие от Flash/Stage3D, он был основан на JavaScript API . O3D был предназначен не только для игр, но и для рекламы, 3D-моделей просмотра , демонстраций продуктов , моделирования, инженерных приложений, систем управления и мониторинга. [7]
WebGL и glTF [ править ]
WebGL (сокращение от «Библиотека веб-графики») развился из экспериментов Canvas 3D, начатых Владимиром Вукичевичем из Mozilla Foundation . Вукичевич впервые продемонстрировал прототип Canvas 3D в 2006 году. К концу 2007 года обе Mozilla [8] и Опера [9] сделали свои собственные отдельные реализации.
В начале 2009 года некоммерческий технологический консорциум Khronos Group основал рабочую группу WebGL с первоначальным участием Apple, Google, Mozilla, Opera и других. [10] Версия 1.0 спецификации WebGL была выпущена в марте 2011 года. [11]
Основные преимущества новой технологии включают соответствие веб-стандартам и почти нативную производительность 3D без использования каких-либо плагинов для браузера. [12] Поскольку WebGL основан на OpenGL ES , он работает на мобильных устройствах без каких-либо дополнительных уровней абстракции . На других платформах реализации WebGL используют ANGLE для преобразования вызовов OpenGL ES в вызовы API DirectX, OpenGL или Vulkan. [13]
Среди известных фреймворков WebGL — A-Frame , который использует разметку на основе HTML для создания возможностей виртуальной реальности; [14] PlayCanvas , движок с открытым исходным кодом, а также собственная облачная платформа для создания браузерных игр; [15] Three.js — фреймворк под лицензией MIT , используемый для создания демосцены с начала 2000-х годов; [16] Unity , получившая серверную часть WebGL в версии 5; [17] и Verge3D , который интегрируется с Blender , 3ds Max и Maya для создания 3D-веб-контента. [18]
С быстрым распространением WebGL возникла новая проблема — отсутствие формата 3D-файлов, оптимизированного для Интернета. Данной проблемой занимался glTF — формат, который был задуман в 2012 году членами рабочей группы COLLADA . [19] На SIGGRAPH 2012 Хронос представил демо-версию glTF, которая тогда называлась форматом передачи WebGL (WebGL TF). 19 октября 2015 года была выпущена спецификация glTF 1.0. [20] Версия 2.0 glTF использует физически обоснованную модель материала рендеринга , предложенную Фраунгофером. [21] Другие обновления включают разреженные средства доступа и цели морфинга для таких методов, как лицевая анимация, а также настройки схемы и критические изменения для крайних случаев или производительности, такие как замена свойств объекта glTF верхнего уровня массивами для более быстрого доступа на основе индекса. [22]
Будущее [ править ]
«WebGPU» — это рабочее название потенциального веб-стандарта и API JavaScript для ускоренной графики и вычислений , целью которого является предоставление «современной 3D-графики и вычислительных возможностей». Он разработан группой сообщества W3C «GPU for the Web» с участием инженеров Apple, Mozilla, Microsoft и Google, среди других. [23]
WebGPU не будет основан на каком-либо существующем 3D API и будет использовать Rust, синтаксис, подобный для шейдеров . [24]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Дэйв Рэггетт (1994). «Расширение WWW для поддержки платформенно-независимой виртуальной реальности» . Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ Первый плагин 3D/VRML для Netscape 2.0, показанный TGS; TGS расширяет свое лидерство в области продуктов и технологий Интернет 3D . AllBusiness.com . 30 октября 1995 г. Последний доступ 26 декабря 2011 г.
- ^ Оглядываясь назад на лучшие Flash-сайты 2009 года. Архивировано 18 октября 2015 года на Wayback Machine , Adobe Developer Connection, 14 декабря 2009 года.
- ^ Разработка 3D-игр для Flash и видеоигр.
- ^ «Adobe Flash 11 использует Unreal Engine 3 для улучшения браузерных игр | The Verge» . theverge.com. 7 октября 2011 года . Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ Кейт Гладстин (2013). Разработка Flash-игр в социальном, мобильном и 3D-мире . Cengage Обучение. стр. 383–421. ISBN 978-1-4354-6021-8 .
- ^ Страница проекта O3D из Google Code
- ^ «Canvas 3D: мощь GL, веб-стиль» . Блог.vlad1.com. Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года . Проверено 14 мая 2011 г.
- ^ «Перенос холста в другое измерение» . Мой.opera.com. 26 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 17 ноября 2007 г. . Проверено 14 мая 2011 г.
- ^ «WebGL – OpenGL ES 2.0 для Интернета» . Хронос.орг . Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ «Хронос выпускает окончательную спецификацию WebGL 1.0» . 3 марта 2011 года . Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ «Основы WebGL» . HTML5-рок.
- ^ «ANGLE — почти встроенный движок графического слоя» . 2019 . Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ «А-Рамка» . А-образная рамка . Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ «GDC 2014: Mozilla и партнеры доказывают, что Интернет — это платформа для игр» . blog.mozilla.org. 18 марта 2014 года . Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ НВСцена. «Сессия NVScene 2015: изобретая колесо заново – в последний раз (Рикардо Кабельо)» . Ютуб.
- ^ Робертсон, Ади (3 марта 2015 г.). «Unity официально выпускает свой новый игровой движок: Unity 5» . Грань . Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ Такер, Джим (28 мая 2021 г.). «Soft8Soft выпускает Verge3D 3.7» . Канал CG . Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ Хьюстон, Бен. «glTF: все, что вам нужно знать» . сайт Threekit.com . Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ Симкин, Алексей. «За кулисами 3D Magic» . globant.com . Проверено 29 октября 2020 г.
- ^ «Физически обоснованные материалы в glTF – текущее состояние. М. Лимпер, Т. Штурм, SIGGRAPH 2016 WebGL и glTF BOF (27 июля 2016 г.)» . Ютуб .
- ^ «Изменения синтаксиса glTF 2.0 и ограничения кодировки JSON · Проблема № 831 · KhronosGroup/glTF» . Гитхаб . Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ «Графический процессор для группы веб-сообщества» . w3.org . Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ «От GLSL к WGSL: будущее шейдеров в сети» . Проверено 22 мая 2023 г.