Jump to content

Веб3D

Web3D , также называемый 3D Web , представляет собой группу технологий для отображения веб-сайтов и навигации по ним с использованием компьютерной 3D-графики .

Эпоха до WebGL [ править ]

Появление Web3D относится к 1994 году, с появлением VRML — формата файлов, предназначенного для хранения и отображения 3D-графических данных во Всемирной паутине . [1] В октябре 1995 года на выставке Internet World компания Template Graphics Software продемонстрировала плагин 3D/VRML для бета-версии Netscape 2.0 от Netscape Communications . [2]

Консорциум Web3D был создан для дальнейшего коллективного развития формата. VRML и его преемник X3D были приняты Международной организацией по стандартизации и Международной электротехнической комиссией в качестве международных стандартов . [ нужна ссылка ]

Главным недостатком технологии было требование использовать сторонние плагины браузера для выполнения 3D-рендеринга, что замедляло принятие стандарта. [ нужна ссылка ]

В период с 2000 по 2010 год один из этих плагинов, Adobe Flash Player , был широко установлен на настольных компьютерах и использовался для отображения интерактивных веб-страниц и онлайн-игр, а также для воспроизведения видео- и аудиоконтента. [3] Появилось несколько фреймворков на основе Flash, которые использовали программный рендеринг и ActionScript 3 для выполнения 3D-вычислений, таких как преобразования, освещение и текстурирование. Наиболее заметными среди них были Papervision3D и Away3D . [ нужна ссылка ]

В конце концов, Abobe разработала Stage3D , API для рендеринга интерактивной 3D-графики с ускорением графического процессора для своего проигрывателя Flash и продуктов AIR. [4] который был принят поставщиками программного обеспечения. [5] [6]

В 2009 году с открытым исходным кодом 3D-веб-технологию под названием O3D Google представила . Для него также требовался плагин для браузера, но, в отличие от Flash/Stage3D, он был основан на JavaScript API . O3D был предназначен не только для игр, но и для рекламы, 3D-моделей просмотра , демонстраций продуктов , моделирования, инженерных приложений, систем управления и мониторинга. [7]

WebGL и glTF [ править ]

WebGL (сокращение от «Библиотека веб-графики») развился из экспериментов Canvas 3D, начатых Владимиром Вукичевичем из Mozilla Foundation . Вукичевич впервые продемонстрировал прототип Canvas 3D в 2006 году. К концу 2007 года обе Mozilla [8] и Опера [9] сделали свои собственные отдельные реализации.

В начале 2009 года некоммерческий технологический консорциум Khronos Group основал рабочую группу WebGL с первоначальным участием Apple, Google, Mozilla, Opera и других. [10] Версия 1.0 спецификации WebGL была выпущена в марте 2011 года. [11]

Основные преимущества новой технологии включают соответствие веб-стандартам и почти нативную производительность 3D без использования каких-либо плагинов для браузера. [12] Поскольку WebGL основан на OpenGL ES , он работает на мобильных устройствах без каких-либо дополнительных уровней абстракции . На других платформах реализации WebGL используют ANGLE для преобразования вызовов OpenGL ES в вызовы API DirectX, OpenGL или Vulkan. [13]

Среди известных фреймворков WebGL — A-Frame , который использует разметку на основе HTML для создания возможностей виртуальной реальности; [14] PlayCanvas , движок с открытым исходным кодом, а также собственная облачная платформа для создания браузерных игр; [15] Three.js фреймворк под лицензией MIT , используемый для создания демосцены с начала 2000-х годов; [16] Unity , получившая серверную часть WebGL в версии 5; [17] и Verge3D , который интегрируется с Blender , 3ds Max и Maya для создания 3D-веб-контента. [18]

С быстрым распространением WebGL возникла новая проблема — отсутствие формата 3D-файлов, оптимизированного для Интернета. Данной проблемой занимался glTF — формат, который был задуман в 2012 году членами рабочей группы COLLADA . [19] На SIGGRAPH 2012 Хронос представил демо-версию glTF, которая тогда называлась форматом передачи WebGL (WebGL TF). 19 октября 2015 года была выпущена спецификация glTF 1.0. [20] Версия 2.0 glTF использует физически обоснованную модель материала рендеринга , предложенную Фраунгофером. [21] Другие обновления включают разреженные средства доступа и цели морфинга для таких методов, как лицевая анимация, а также настройки схемы и критические изменения для крайних случаев или производительности, такие как замена свойств объекта glTF верхнего уровня массивами для более быстрого доступа на основе индекса. [22]

Будущее [ править ]

«WebGPU» — это рабочее название потенциального веб-стандарта и API JavaScript для ускоренной графики и вычислений , целью которого является предоставление «современной 3D-графики и вычислительных возможностей». Он разработан группой сообщества W3C «GPU for the Web» с участием инженеров Apple, Mozilla, Microsoft и Google, среди других. [23]

WebGPU не будет основан на каком-либо существующем 3D API и будет использовать Rust, синтаксис, подобный для шейдеров . [24]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Дэйв Рэггетт (1994). «Расширение WWW для поддержки платформенно-независимой виртуальной реальности» . Проверено 22 мая 2023 г.
  2. ^ Первый плагин 3D/VRML для Netscape 2.0, показанный TGS; TGS расширяет свое лидерство в области продуктов и технологий Интернет 3D . AllBusiness.com . 30 октября 1995 г. Последний доступ 26 декабря 2011 г.
  3. ^ Оглядываясь назад на лучшие Flash-сайты 2009 года. Архивировано 18 октября 2015 года на Wayback Machine , Adobe Developer Connection, 14 декабря 2009 года.
  4. ^ Разработка 3D-игр для Flash и видеоигр.
  5. ^ «Adobe Flash 11 использует Unreal Engine 3 для улучшения браузерных игр | The Verge» . theverge.com. 7 октября 2011 года . Проверено 22 мая 2023 г.
  6. ^ Кейт Гладстин (2013). Разработка Flash-игр в социальном, мобильном и 3D-мире . Cengage Обучение. стр. 383–421. ISBN  978-1-4354-6021-8 .
  7. ^ Страница проекта O3D из Google Code
  8. ^ «Canvas 3D: мощь GL, веб-стиль» . Блог.vlad1.com. Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года . Проверено 14 мая 2011 г.
  9. ^ «Перенос холста в другое измерение» . Мой.opera.com. 26 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 17 ноября 2007 г. . Проверено 14 мая 2011 г.
  10. ^ «WebGL – OpenGL ES 2.0 для Интернета» . Хронос.орг . Проверено 22 мая 2023 г.
  11. ^ «Хронос выпускает окончательную спецификацию WebGL 1.0» . 3 марта 2011 года . Проверено 22 мая 2023 г.
  12. ^ «Основы WebGL» . HTML5-рок.
  13. ^ «ANGLE — почти встроенный движок графического слоя» . 2019 . Проверено 22 мая 2023 г.
  14. ^ «А-Рамка» . А-образная рамка . Проверено 22 мая 2023 г.
  15. ^ «GDC 2014: Mozilla и партнеры доказывают, что Интернет — это платформа для игр» . blog.mozilla.org. 18 марта 2014 года . Проверено 22 мая 2023 г.
  16. ^ НВСцена. «Сессия NVScene 2015: изобретая колесо заново – в последний раз (Рикардо Кабельо)» . Ютуб.
  17. ^ Робертсон, Ади (3 марта 2015 г.). «Unity официально выпускает свой новый игровой движок: Unity 5» . Грань . Проверено 22 мая 2023 г.
  18. ^ Такер, Джим (28 мая 2021 г.). «Soft8Soft выпускает Verge3D 3.7» . Канал CG . Проверено 22 мая 2023 г.
  19. ^ Хьюстон, Бен. «glTF: все, что вам нужно знать» . сайт Threekit.com . Проверено 22 мая 2023 г.
  20. ^ Симкин, Алексей. «За кулисами 3D Magic» . globant.com . Проверено 29 октября 2020 г.
  21. ^ «Физически обоснованные материалы в glTF – текущее состояние. М. Лимпер, Т. Штурм, SIGGRAPH 2016 WebGL и glTF BOF (27 июля 2016 г.)» . Ютуб .
  22. ^ «Изменения синтаксиса glTF 2.0 и ограничения кодировки JSON · Проблема № 831 · KhronosGroup/glTF» . Гитхаб . Проверено 22 мая 2023 г.
  23. ^ «Графический процессор для группы веб-сообщества» . w3.org . Проверено 22 мая 2023 г.
  24. ^ «От GLSL к WGSL: будущее шейдеров в сети» . Проверено 22 мая 2023 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a9341372e2eb8e07b93284fcf508a91a__1714809300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a9/1a/a9341372e2eb8e07b93284fcf508a91a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Web3D - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)