ВРМЛ
![]() План первого этажа квартиры в ВРМЛ | |
Расширение имени файла |
|
---|---|
Тип интернет-СМИ |
|
Последний выпуск | 2.0 |
Тип формата | 3D компьютерная графика |
Расширено с | Лабиринт |
Стандартный | ИСО / МЭК 14772-1:1997 |
Веб-сайт | www |
VRML ( язык моделирования виртуальной реальности , произносится как «вермал» или по его инициалам, первоначально — до 1995 года — известный как язык разметки виртуальной реальности) — это стандартный формат файла для представления трехмерной (3D) интерактивной векторной графики , разработанный специально совместно с World Wide Имейте в виду Интернет . Он был заменен X3D . [1]
WRL — формат файла
VRML — это формат текстового файла , в котором, например, могут быть указаны вершины и края трехмерного многоугольника , а также цвет поверхности, с УФ-отображением текстуры , блеск , прозрачность и т. д. [2] [3] URL-адреса могут быть связаны с графическими компонентами, чтобы веб-браузер мог получать веб-страницу или новый файл VRML из Интернета , когда пользователь нажимает на определенный графический компонент. Анимация , звуки , освещение и другие аспекты виртуального мира могут взаимодействовать с пользователем или запускаться внешними событиями, такими как таймеры . Специальный узел сценариев позволяет добавлять программный код (например, написанный на Java или ECMAScript ) в файл VRML.
Файлы VRML обычно называются «мирами» и имеют расширение .wrl (например, Island.wrl). Файлы VRML представляют собой обычный текст и обычно хорошо сжимаются с помощью gzip , что полезно для более быстрой передачи через Интернет (некоторые файлы, сжатые gzip, используют расширение .wrz ). Многие программы 3D-моделирования могут сохранять объекты и сцены в формате VRML.
Стандартизация
Консорциум Web3D был создан для дальнейшего коллективного развития формата. VRML (и его преемник X3D ) были приняты в качестве международных стандартов Международной организацией по стандартизации (ISO) и Международной электротехнической комиссией (IEC).
Первая версия VRML была указана в ноябре 1994 года. Эта версия была определена на основе API и формата файла Open Inventor программного компонента , первоначально разработанного SGI , и очень напоминала его . Разработкой версии 2.0 руководила специальная группа по архитектуре VRML (VAG). [4] Рабочий проект был опубликован в августе 1996 года. [5] Официальное сотрудничество между VAG и SC24 ISO/IEC началось в 1996 году. [6] а VRML 2.0 был представлен ISO для принятия в качестве международного стандарта. Текущая и функционально полная версия — VRML97 (ISO/IEC 14772-1:1997). VRML теперь заменен X3D (ISO/IEC 19775-1).
Появление, популярность и техническое обновление конкурентов
Термин VRML был придуман Дэйвом Рэггеттом в статье под названием «Расширение WWW для поддержки независимой от платформы виртуальной реальности». [7] представлено на Первой конференции Всемирной паутины [8] в 1994 году и впервые обсуждался на конференции WWW94 VRML BOF, основанной Тимом Бернерсом-Ли , где Марк Пеше представил демо-версию Labyrinth, которую он разработал вместе с Тони Паризи. [9] и Питер Кеннард . [10] VRML был представлен более широкой аудитории на курсе SIGGRAPH «VRML: использование 3D для серфинга в Интернете». [11] в августе 1995 года. В октябре 1995 года на выставке Internet World компания Template Graphics Software (TGS) продемонстрировала плагин 3D/VRML для бета-версии Netscape 2.0 от Netscape Communications . [12]
В 1997 году была завершена работа над новой версией формата под названием VRML97 (также известной как VRML2 или VRML 2.0), которая стала стандартом ISO/IEC. VRML97 использовался в Интернете на некоторых личных домашних страницах и сайтах, таких как « CyberTown », который предлагал 3D-чат с использованием программного обеспечения Blaxxun, а также программу Sony SAPARi , которая была предустановлена на компьютерах Vaio с 1997 по 2001 год. [13] Формат был поддержан компанией Cosmo Software SGI; Когда в 1998 году была проведена реструктуризация SGI, подразделение было продано подразделению VREAM Division of Platinum Technology , которое затем перешло во владение компании Computer Associates , которая не занималась разработкой и распространением программного обеспечения. Чтобы заполнить этот пробел, в течение следующих нескольких лет появилось множество проприетарных форматов Web 3D, включая Microsoft Chrome и Adobe AtmSphere , ни один из которых сегодня не поддерживается. Возможности VRML остались практически теми же, в то время как 3D-графика в реальном времени продолжала улучшаться. Консорциум VRML сменил название на Консорциум Web3D и начал работу над преемником VRML — X3D . [14]
SGI управляла веб-сайтом vrml.sgi.com, на котором размещалась серия регулярных коротких выступлений персонажа по имени «Флупс», который был персонажем VRML в мире VRML. Floops был детищем компании Protozoa. [15] [16]
H-Anim — это стандарт анимированных гуманоидов, основанный на VRML, а затем и на X3D. Первоначальную версию 1.0 стандарта H-Anim планировалось представить в конце марта 1998 года. [17]
VRML никогда не видел серьезного широкого применения. [18] Одной из причин этого могло быть отсутствие доступной пропускной способности . [19] Во времена популярности VRML большинство пользователей, как деловых, так и частных, использовали медленный коммутируемый доступ в Интернет .
Эксперименты с VRML проводились в основном в сфере образования и исследований, где больше всего ценится открытая спецификация. [20] Теперь он был перепроектирован как X3D . Интерактивный профиль MPEG -4 (ISO/IEC 14496) основан на VRML. [21] (теперь в X3D), и X3D в значительной степени обратно совместим с ним. VRML также широко используется в качестве формата файлов для обмена 3D-моделями, особенно из САПР . систем [22]
Бесплатная кроссплатформенная реализация VRML во время выполнения доступна в OpenVRML . Его библиотеки можно использовать для добавления в приложения поддержки как VRML, так и X3D, а плагин GTK+ доступен для рендеринга миров VRML/X3D в веб-браузерах.
В 2000-х годах многие компании, такие как Bitmanagement, улучшили уровень качества виртуальных эффектов в VRML до уровня качества DirectX 9.0c, но за счет использования собственных решений. Все основные функции, такие как игровое моделирование, уже реализованы. Они включают в себя многопроходный рендеринг с настройкой низкого уровня для Z-буфера, BlendOp, AlphaOp, Stencil, [23] Мультитекстура, [24] Шейдер с поддержкой HLSL и GLSL, [25] Рендеринг в текстуру в реальном времени, мультирендеринг (MRT) и постобработка. [26] Многие демонстрации показывают, что VRML уже поддерживает карты освещения, карты нормалей, SSAO, CSM и отражение среды в реальном времени, а также другие виртуальные эффекты. [27]
Пример
В этом примере показана та же сцена, что и в X3D § Пример .
#VRML V2.0 utf8
Shape {
geometry IndexedFaceSet {
coordIndex [ 0, 1, 2 ]
coord Coordinate {
point [ 0, 0, 0, 1, 0, 0, 0.5, 1, 0 ]
}
}
}
Ранняя критика
В эссе ACM за март 1998 года «Игривость в 3D-пространствах: почему Quake лучше, чем VRML, и что это значит для проектирования программного обеспечения» Клэй Ширки резко раскритиковал VRML как «технологию в поисках проблемы», тогда как «Quake что-то хорошее, а не многое плохое... Сообществу VRML не удалось придумать ничего столь убедительного - не вопреки благим намерениям сообщества, а из-за них Каждый раз, когда практики VRML подходят к проблеме представления пространства на компьютере. экрана, у них нет конкретной причины идти на какой-либо конкретный компромисс между детализацией и скоростью рендеринга или созданием объектов и созданием пространств, потому что VRML часто не предназначен ни для чего, кроме самого себя, для решения конкретной, краткосрочной задачи. выявляет достоинства проекта и придает ему достаточную ясность, чтобы он мог жить сам по себе». [28]
Альтернативы
- 3DMLW : язык 3D-разметки для Интернета
- КОЛЛАДА : управляется группой Khronos.
- O3D : разработан Google.
- U3D : Международный стандарт ECMA ECMA-363.
- X3D : преемник VRML.
- glTF : создан Khronos Group, преемницей Collada.
См. также
- Active Worlds Виртуальная реальность – многопользовательская платформа для 3D-чата
- A-Frame (фреймворк виртуальной реальности) — платформа Entity Component System VR, основанная на Threejs и WebXR.
- Формат файла аддитивного производства
- Blaxxun virtual reality – multi-user 3D chat platform
- Flux - бесплатно загружаемый редактор/браузер VRML/X3D, выпуск которого прекращен.
- Список языков разметки векторной графики
- MeshLab - система обработки сеток с открытым исходным кодом, которая может экспортировать VRML/X3D.
- ОЗ Виртуал
- Seamless3d - бесплатное программное обеспечение для 3D-моделирования с открытым исходным кодом для Microsoft Windows.
- STL — STereoLithography или стандартный язык тесселяции, общий для программного обеспечения САПР и 3D-печати.
- Программное обеспечение виртуальной среды
- Виртуальный тур
- Веб3D
- ВебГЛ
- Веб-VR
- WebXR — преемник WebVR
Ссылки
- ^ Пол Феста и Джон Борланд (19 мая 2005 г.). «Является ли 3D-сеть чем-то большим, чем просто пустые обещания?» . CNET News.com .
- ^ «Спецификация версии 1.0» . Web3d.org . Проверено 23 февраля 2010 г.
- ^ «Спецификация VRML версии 1.0» . Проверено 27 ноября 2018 г.
- ^ Андо, Хидеюки; Кубота, Акихиро; Кирияма, Такаши (июль 1998 г.). «Исследование процесса совместного проектирования через Интернет: практический пример разработки спецификаций VRML 2.0» . Дизайнерские исследования . 19 (3): 289–308. дои : 10.1016/S0142-694X(98)00007-6 . Проверено 24 марта 2020 г.
- ^ «Спецификация VRML версии 2.0» . 04.08.1996 . Проверено 27 ноября 2018 г.
- ^ Карсон, Джордж; Пук, Ричард; Кэри, Рикк (март – апрель 1999 г.). «Разработка международного стандарта VRML 97». IEEE Компьютерная графика и приложения . 19 (2): 52–58. дои : 10.1109/38.749123 .
- ^ Дэйв Рэггетт (1994). «Расширение WWW для поддержки платформенно-независимой виртуальной реальности» . Проверено 2 апреля 2012 г.
- ^ «Первая конференция Всемирной паутины» . 4.web.cern.ch. Проверено 23 февраля 2010 г.
- ^ Управление медиа-машинами
- ^ «Страница Питера Кеннарда» . Livingwork.com . Проверено 23 февраля 2010 г.
- ^ Харденберг, Ян; Белл, Гэвин; Пеше, Марк (август 1995 г.). Курс 12 — VRML: использование 3D для серфинга в Интернете . СИГРАФ ACM .
- ^ Первый плагин 3D/VRML для Netscape 2.0, показанный TGS; TGS расширяет свое лидерство в сфере интернет-3D-продуктов и технологий . AllBusiness.com . 30 октября 1995 г. Последний доступ 26 декабря 2011 г.
- ^ Цунэтаке Нома (7 февраля 2014 г.). «17-летие запуска сервиса «Сапари» и продажи бизнеса VAIO» (на японском языке) . Проверено 4 января 2021 г.
- ^ Комментарий к GeoVRML
- ^ «Шлюхи общего повествования» . Биота.орг . Проверено 23 февраля 2010 г.
- ^ «Провал в первом эпизоде» . Проверено 23 февраля 2010 г.
- ^ Устав консорциума VRML для рабочей группы по гуманоидной анимации
- ^ Дэвид Сабина. «Что такое (было) VRML?» .
- ^ Введение в VRML
- ^ Интернет-управление и обучение робототехнике, стр. 30.
- ^ 3D Online: плагины для браузера и многое другое
- ^ «XML имеет значение» . IBM.com . Проверено 23 февраля 2010 г.
- ^ DrawGroup и DrawOp
- ^ Мультитекстурирование
- ^ Компонент программируемых шейдеров
- ^ Поддержка постобработки сцены
- ^ VRML X3D и Web3D в реальном времени
- ^ Ширки, Клей (март 1998 г.). «Игривость в трехмерном пространстве — почему Quake лучше, чем VRML» . Сочинения Клея Ширки об Интернете . Архивировано из оригинала 9 апреля 2019 г. Проверено 1 апреля 2022 г.
Внешние ссылки

- Примеры кода
- Примеры VRML из справочника VRML (чтобы получить пример кода VRML, щелкните главу, затем рисунок)
- Документация
- Архивы VRML на Wayback Machine (архивировано 4 марта 2014 г.)
- Аннотированный справочник VRML 97 на Wayback Machine (архивировано 4 марта 2016 г.)
- Стандартный документ VRML ISO/IEC 14772