Jump to content

ВРМЛ

Страница полузащищена

ВРМЛ
План первого этажа квартиры в ВРМЛ
Расширение имени файла
Тип интернет-СМИ
  • model/vrml
  • x-world/x-vrml
  • application/x-cc3d
Последний выпуск
2.0
Тип формата 3D компьютерная графика
Расширено с Лабиринт
Стандартный ИСО / МЭК 14772-1:1997
Веб-сайт www .web3d .org

VRML ( язык моделирования виртуальной реальности , произносится как «вермал» или по его инициалам, первоначально — до 1995 года — известный как язык разметки виртуальной реальности) — это стандартный формат файла для представления трехмерной (3D) интерактивной векторной графики , разработанный специально совместно с World Wide Имейте в виду Интернет . Он был заменен X3D . [1]

WRL — формат файла

VRML — это формат текстового файла , в котором, например, могут быть указаны вершины и края трехмерного многоугольника , а также цвет поверхности, с УФ-отображением текстуры , блеск , прозрачность и т. д. [2] [3] URL-адреса могут быть связаны с графическими компонентами, чтобы веб-браузер мог получать веб-страницу или новый файл VRML из Интернета , когда пользователь нажимает на определенный графический компонент. Анимация , звуки , освещение и другие аспекты виртуального мира могут взаимодействовать с пользователем или запускаться внешними событиями, такими как таймеры . Специальный узел сценариев позволяет добавлять программный код (например, написанный на Java или ECMAScript ) в файл VRML.

Файлы VRML обычно называются «мирами» и имеют расширение .wrl (например, Island.wrl). Файлы VRML представляют собой обычный текст и обычно хорошо сжимаются с помощью gzip , что полезно для более быстрой передачи через Интернет (некоторые файлы, сжатые gzip, используют расширение .wrz ). Многие программы 3D-моделирования могут сохранять объекты и сцены в формате VRML.

Стандартизация

Консорциум Web3D был создан для дальнейшего коллективного развития формата. VRML (и его преемник X3D ) были приняты в качестве международных стандартов Международной организацией по стандартизации (ISO) и Международной электротехнической комиссией (IEC).

Первая версия VRML была указана в ноябре 1994 года. Эта версия была определена на основе API и формата файла Open Inventor программного компонента , первоначально разработанного SGI , и очень напоминала его . Разработкой версии 2.0 руководила специальная группа по архитектуре VRML (VAG). [4] Рабочий проект был опубликован в августе 1996 года. [5] Официальное сотрудничество между VAG и SC24 ISO/IEC началось в 1996 году. [6] а VRML 2.0 был представлен ISO для принятия в качестве международного стандарта. Текущая и функционально полная версия — VRML97 (ISO/IEC 14772-1:1997). VRML теперь заменен X3D (ISO/IEC 19775-1).

Появление, популярность и техническое обновление конкурентов

Термин VRML был придуман Дэйвом Рэггеттом в статье под названием «Расширение WWW для поддержки независимой от платформы виртуальной реальности». [7] представлено на Первой конференции Всемирной паутины [8] в 1994 году и впервые обсуждался на конференции WWW94 VRML BOF, основанной Тимом Бернерсом-Ли , где Марк Пеше представил демо-версию Labyrinth, которую он разработал вместе с Тони Паризи. [9] и Питер Кеннард . [10] VRML был представлен более широкой аудитории на курсе SIGGRAPH «VRML: использование 3D для серфинга в Интернете». [11] в августе 1995 года. В октябре 1995 года на выставке Internet World компания Template Graphics Software (TGS) продемонстрировала плагин 3D/VRML для бета-версии Netscape 2.0 от Netscape Communications . [12]

В 1997 году была завершена работа над новой версией формата под названием VRML97 (также известной как VRML2 или VRML 2.0), которая стала стандартом ISO/IEC. VRML97 использовался в Интернете на некоторых личных домашних страницах и сайтах, таких как « CyberTown », который предлагал 3D-чат с использованием программного обеспечения Blaxxun, а также программу Sony SAPARi , которая была предустановлена ​​на компьютерах Vaio с 1997 по 2001 год. [13] Формат был поддержан компанией Cosmo Software SGI; Когда в 1998 году была проведена реструктуризация SGI, подразделение было продано подразделению VREAM Division of Platinum Technology , которое затем перешло во владение компании Computer Associates , которая не занималась разработкой и распространением программного обеспечения. Чтобы заполнить этот пробел, в течение следующих нескольких лет появилось множество проприетарных форматов Web 3D, включая Microsoft Chrome и Adobe AtmSphere , ни один из которых сегодня не поддерживается. Возможности VRML остались практически теми же, в то время как 3D-графика в реальном времени продолжала улучшаться. Консорциум VRML сменил название на Консорциум Web3D и начал работу над преемником VRML — X3D . [14]

SGI управляла веб-сайтом vrml.sgi.com, на котором размещалась серия регулярных коротких выступлений персонажа по имени «Флупс», который был персонажем VRML в мире VRML. Floops был детищем компании Protozoa. [15] [16]

H-Anim — это стандарт анимированных гуманоидов, основанный на VRML, а затем и на X3D. Первоначальную версию 1.0 стандарта H-Anim планировалось представить в конце марта 1998 года. [17]

VRML никогда не видел серьезного широкого применения. [18] Одной из причин этого могло быть отсутствие доступной пропускной способности . [19] Во времена популярности VRML большинство пользователей, как деловых, так и частных, использовали медленный коммутируемый доступ в Интернет .

Эксперименты с VRML проводились в основном в сфере образования и исследований, где больше всего ценится открытая спецификация. [20] Теперь он был перепроектирован как X3D . Интерактивный профиль MPEG -4 (ISO/IEC 14496) основан на VRML. [21] (теперь в X3D), и X3D в значительной степени обратно совместим с ним. VRML также широко используется в качестве формата файлов для обмена 3D-моделями, особенно из САПР . систем [22]

Бесплатная кроссплатформенная реализация VRML во время выполнения доступна в OpenVRML . Его библиотеки можно использовать для добавления в приложения поддержки как VRML, так и X3D, а плагин GTK+ доступен для рендеринга миров VRML/X3D в веб-браузерах.

В 2000-х годах многие компании, такие как Bitmanagement, улучшили уровень качества виртуальных эффектов в VRML до уровня качества DirectX 9.0c, но за счет использования собственных решений. Все основные функции, такие как игровое моделирование, уже реализованы. Они включают в себя многопроходный рендеринг с настройкой низкого уровня для Z-буфера, BlendOp, AlphaOp, Stencil, [23] Мультитекстура, [24] Шейдер с поддержкой HLSL и GLSL, [25] Рендеринг в текстуру в реальном времени, мультирендеринг (MRT) и постобработка. [26] Многие демонстрации показывают, что VRML уже поддерживает карты освещения, карты нормалей, SSAO, CSM и отражение среды в реальном времени, а также другие виртуальные эффекты. [27]

Пример

В этом примере показана та же сцена, что и в X3D § Пример .

#VRML V2.0 utf8

Shape {
  geometry IndexedFaceSet {
    coordIndex [ 0, 1, 2 ]
    coord Coordinate {
      point [ 0, 0, 0, 1, 0, 0, 0.5, 1, 0 ]
    }
  }
}

Ранняя критика

В эссе ACM за март 1998 года «Игривость в 3D-пространствах: почему Quake лучше, чем VRML, и что это значит для проектирования программного обеспечения» Клэй Ширки резко раскритиковал VRML как «технологию в поисках проблемы», тогда как «Quake что-то хорошее, а не многое плохое... Сообществу VRML не удалось придумать ничего столь убедительного - не вопреки благим намерениям сообщества, а из-за них Каждый раз, когда практики VRML подходят к проблеме представления пространства на компьютере. экрана, у них нет конкретной причины идти на какой-либо конкретный компромисс между детализацией и скоростью рендеринга или созданием объектов и созданием пространств, потому что VRML часто не предназначен ни для чего, кроме самого себя, для решения конкретной, краткосрочной задачи. выявляет достоинства проекта и придает ему достаточную ясность, чтобы он мог жить сам по себе». [28]

Альтернативы

  • 3DMLW : язык 3D-разметки для Интернета
  • КОЛЛАДА : управляется группой Khronos.
  • O3D : разработан Google.
  • U3D : Международный стандарт ECMA ECMA-363.
  • X3D : преемник VRML.
  • glTF : создан Khronos Group, преемницей Collada.

См. также

Ссылки

  1. ^ Пол Феста и Джон Борланд (19 мая 2005 г.). «Является ли 3D-сеть чем-то большим, чем просто пустые обещания?» . CNET News.com .
  2. ^ «Спецификация версии 1.0» . Web3d.org . Проверено 23 февраля 2010 г.
  3. ^ «Спецификация VRML версии 1.0» . Проверено 27 ноября 2018 г.
  4. ^ Андо, Хидеюки; Кубота, Акихиро; Кирияма, Такаши (июль 1998 г.). «Исследование процесса совместного проектирования через Интернет: практический пример разработки спецификаций VRML 2.0» . Дизайнерские исследования . 19 (3): 289–308. дои : 10.1016/S0142-694X(98)00007-6 . Проверено 24 марта 2020 г.
  5. ^ «Спецификация VRML версии 2.0» . 04.08.1996 . Проверено 27 ноября 2018 г.
  6. ^ Карсон, Джордж; Пук, Ричард; Кэри, Рикк (март – апрель 1999 г.). «Разработка международного стандарта VRML 97». IEEE Компьютерная графика и приложения . 19 (2): 52–58. дои : 10.1109/38.749123 .
  7. ^ Дэйв Рэггетт (1994). «Расширение WWW для поддержки платформенно-независимой виртуальной реальности» . Проверено 2 апреля 2012 г.
  8. ^ «Первая конференция Всемирной паутины» . 4.web.cern.ch. ​Проверено 23 февраля 2010 г.
  9. ^ Управление медиа-машинами
  10. ^ «Страница Питера Кеннарда» . Livingwork.com . Проверено 23 февраля 2010 г.
  11. ^ Харденберг, Ян; Белл, Гэвин; Пеше, Марк (август 1995 г.). Курс 12 — VRML: использование 3D для серфинга в Интернете . СИГРАФ ACM .
  12. ^ Первый плагин 3D/VRML для Netscape 2.0, показанный TGS; TGS расширяет свое лидерство в сфере интернет-3D-продуктов и технологий . AllBusiness.com . 30 октября 1995 г. Последний доступ 26 декабря 2011 г.
  13. ^ Цунэтаке Нома (7 февраля 2014 г.). «17-летие запуска сервиса «Сапари» и продажи бизнеса VAIO» (на японском языке) . Проверено 4 января 2021 г.
  14. ^ Комментарий к GeoVRML
  15. ^ «Шлюхи общего повествования» . Биота.орг . Проверено 23 февраля 2010 г.
  16. ^ «Провал в первом эпизоде» . Проверено 23 февраля 2010 г.
  17. ^ Устав консорциума VRML для рабочей группы по гуманоидной анимации
  18. ^ Дэвид Сабина. «Что такое (было) VRML?» .
  19. ^ Введение в VRML
  20. ^ Интернет-управление и обучение робототехнике, стр. 30.
  21. ^ 3D Online: плагины для браузера и многое другое
  22. ^ «XML имеет значение» . IBM.com . Проверено 23 февраля 2010 г.
  23. ^ DrawGroup и DrawOp
  24. ^ Мультитекстурирование
  25. ^ Компонент программируемых шейдеров
  26. ^ Поддержка постобработки сцены
  27. ^ VRML X3D и Web3D в реальном времени
  28. ^ Ширки, Клей (март 1998 г.). «Игривость в трехмерном пространстве — почему Quake лучше, чем VRML» . Сочинения Клея Ширки об Интернете . Архивировано из оригинала 9 апреля 2019 г. Проверено 1 апреля 2022 г.

Внешние ссылки

Примеры кода
Документация
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b371f3b246566cb93e0c2ec88307e23d__1712321400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b3/3d/b371f3b246566cb93e0c2ec88307e23d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
VRML - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)