ИСО/МЭК 20000

ISO/IEC 20000 — международный стандарт управления ИТ-услугами . Он был разработан в 2005 году ISO/IEC JTC1/SC7 и пересмотрен в 2011 и 2018 годах. [1] Первоначально он был основан на более ранней версии BS 15000 , разработанной BSI Group . [2]

ISO/IEC 20000, как и его предшественник BS 15000, изначально был разработан для отражения рекомендаций по передовой практике, содержащихся в рамках ITIL . [ нужна ссылка ] хотя он в равной степени поддерживает и другие структуры и подходы к управлению ИТ-услугами, включая Microsoft Operations Framework и компоненты ISACA инфраструктуры COBIT . Различие между ISO/IEC 20000 и BS 15000 было рассмотрено Дженни Дагмор. [3] [4]

Стандарт был впервые опубликован в декабре 2005 года. В июне 2011 года ISO/IEC 20000-1:2005 был обновлен до ISO/IEC 20000-1:2011. В феврале 2012 года стандарт ISO/IEC 20000-2:2005 был обновлен до ISO/IEC 20000-2:2012.

ISO 20000-1 был пересмотрен ISO/IEC JTC 1/SC 40 «Управление ИТ-услугами и управление ИТ». Новая версия была выпущена в июле 2018 года. С этого момента сертифицированные организации вступают в трехлетний переходный период для обновления до новой версии ISO 20000-1, ISO/IEC 20000-1:2018 – Информационные технологии. Управление услугами – Часть 1: Требования к системе управления услугами .

Части [ править ]

: Менеджмент услуг ISO / IEC 20000-1

Формально: ISO/IEC 20000-1:2018 («часть 1») определяет требования к «созданию, внедрению, поддержанию и постоянному совершенствованию системы управления услугами. SMS поддерживает управление жизненным циклом услуги, включая планирование, проектирование, переход , предоставление и улучшение услуг, которые отвечают согласованным требованиям и приносят пользу клиентам, пользователям и организации, предоставляющей услуги». Версия 2018 года (ISO/IEC 20000-1:2018) состоит из десяти разделов, соответствующих структуре высокого уровня из Приложения SL к Сводным директивам ISO/IEC, Часть 1:

  1. Объем
  2. Нормативные ссылки
  3. Термины и определения
  4. Контекст организации
  5. Лидерство
  6. Планирование
  7. Поддержка системы управления услугами
  8. Работа системы управления услугами
  9. Оценка производительности
  10. Улучшение

: Руководство по применению систем управления услугами ISO / IEC 20000-2

ISO/IEC 20000-2:2019 содержит руководство по применению систем управления услугами (SMS) на основе требований ISO/IEC 20000-1:2018.

ISO/IEC 20000-3: Руководство по определению области применения и применимости ISO/IEC 20000-1 [ править ]

ISO/IEC 20000-3:2019 предоставляет руководство по определению области применения, применимости и демонстрации соответствия для поставщиков услуг, стремящихся соответствовать требованиям ISO/IEC 20000-1, или для поставщиков услуг, которые планируют улучшения услуг и намереваются использовать ISO/IEC 20000-3:2019. МЭК 20000 как цель бизнеса. Он дополняет рекомендации ISO/IEC 20000-2, которые содержат общие рекомендации по внедрению SMS в соответствии с ISO/IEC 20000-1.

[Снято] ISO/IEC 20000-4: Модель оценки процесса [ править ]

ISO/IEC TR 20000-4:2010 отозван. Набор новых документов, содержащих эталонную модель процесса (PRM) и модель оценки процесса (PAM) на основе ISO/IEC 20000-1:2018, был разработан ISO/IEC JTC1/SC7 под названием ISO/IEC 33054 (PRM) и ИСО/МЭК 33074 (ПАМ).

ISO/IEC 20000-5: Руководство по внедрению ISO/IEC 20000-1 [ править ]

ISO/IEC TR 20000-5:2022 предоставляет поставщикам услуг руководство по внедрению SMS на основе ISO/IEC 20000-1.

систем менеджмента услуг к органам, проводящим аудит и сертификацию Требования ISO/IEC 20000-6

ISO/IEC 20000-6:2017 содержит требования к аудиторским органам для оценки соответствия ISO/IEC 20000-1.

[Снято] ISO/IEC 20000-7: Руководство по интеграции и корреляции ISO/IEC 20000-1:2018 с ISO 9001:2015 и ISO/IEC 27001:2013 [ править ]

ISO/IEC TR 20000-7:2019 содержит руководство по интегрированному внедрению системы управления услугами на основе ISO/IEC 20000-1:2018 с системой управления качеством на основе ISO 9001:2015 и/или системой управления информационной безопасностью на основе по ISO/IEC 27001:2013.

[Снято] ISO/IEC 20000-9: Руководство по применению ISO/IEC 20000-1 к облачным сервисам [ править ]

ISO/IEC TR 20000-9:2015 содержит рекомендации по использованию ISO/IEC 20000-1:2011 для поставщиков услуг, предоставляющих облачные услуги.

: Концепции словарь и ISO/IEC 20000-10

ISO/IEC TR 20000-10:2018 описывает основные концепции ISO/IEC 20000, определяя, как различные части поддерживают ISO/IEC 20000-1:2018, а также взаимосвязь между ISO/IEC 20000 и другими международными стандартами и техническими отчетами. . В этой части ISO/IEC 20000 также объясняется терминология, используемая в серии ISO/IEC 20000, чтобы организации и отдельные лица могли правильно интерпретировать эти концепции.

ISO/IEC 20000-11: Руководство по взаимосвязи между ISO/IEC 20000-1 и структурами управления услугами: ITIL [ править ]

ISO/IEC TS 20000-11:2021 — это техническая спецификация, которая содержит рекомендации по взаимосвязи между ISO/IEC 20000-1:2011 и широко используемой структурой управления услугами ITIL 4.

ISO/IEC 20000-14: Руководство по взаимосвязи между ISO/IEC 20000-1 и структурами управления услугами: Интеграция управление и услугами

В этом документе обсуждаются отношения между ISO/IEC 20000-1 и интеграцией и управлением услугами (SIAM).

: Руководство по применению принципов Agile и DevOps в системе управления услугами ISO / IEC 20000-15

ISO/IEC 20000-15:2024 содержит рекомендации по использованию принципов Agile и DevOps в системе управления услугами.

[В разработке] ISO/IEC 20000-16: Руководство по устойчивости в системе менеджмента услуг на основе ISO/IEC 20000-1 [ править ]

Планируемая публикация в 2024 году.

[В разработке] ISO/IEC 20000-17: Сценарии практического применения ISO/IEC 20000-1 [ править ]

Планируемая публикация в 2024 году.

Схемы сертификации и квалификации [ править ]

Как и в случае с большинством стандартов ISO, организации и отдельные лица стремятся пройти обучение для приобретения знаний и совершенства в применении стандарта. Схема сертификации ориентирована на организации, а схема квалификации – на отдельных лиц.

Квалификацию частных лиц предлагают URS, APMG-International, EXIN, PECB, Loyalist Certification Services, TÜV SÜD Akademie, PEOPLECERT и IRCA.Программа EXIN, Loyalist и TÜV SÜD фактически представляет собой квалификацию в области управления ИТ-услугами на основе ISO/IEC 20000 и включает базовый уровень и несколько ролевых сертификатов: профессионалы в области согласования, доставки, контроля и поддержки, помощник, (исполнительный) консультант. /Менеджер и аудитор.Квалификации APMG направлены на получение сертификации организации и предполагают, что знания в области управления ИТ-услугами уже доступны. Квалификация APMG проводится на уровне Фонда, Практика и Аудитора.IRCA и другие организации, занимающиеся сертификацией аудиторов, разработали собственную программу обучения и сертификации аудиторов ISO/IEC 20000.

Что касается сертификации, в мире существуют ведущие органы по сертификации, например, BSI в Великобритании, Quality Austria в Австрии, JQA в Японии, KFQ в Корее и SAI Global в Австралии, Азии и Америке.

Важность сертификации по ISO/IEC 20000 не коррелирует с глобальным принятием. [5] ISO собирает количество сертификатов, выданных различными органами по сертификации, и ежегодно публикует результаты в « Обзоре ISO по стандартным сертификатам систем менеджмента» . По данным исследования 2020 года, по стандарту ISO/IEC 20000 было выдано 7846 (5461 в Китае) сертификатов. [6]

Академические ресурсы [ править ]

  • Международный журнал ИТ-стандартов и исследований в области стандартизации , ISSN   1539-3054 (Интернет), ISSN   1539-3062 (печать), Ассоциация управления информационными ресурсами
  • ISO/IEC 20000-1:2018, выпущен 15 июля 2018 г.
  • Управление ИТ-услугами: ISO/IEC 20000-1:2018 Руководство по внедрению и внедрению ISBN   978-940-180-7012 Дольфа ван дер Хейвена .

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  • ISO/IEC 20000-1:2018 Требования к системе менеджмента услуг. Обновлено 15 июля 2018 г. (заменяет ISO/IEC 20000-1:2011).
  • ISO/IEC 20000-2:2019 Руководство по применению систем менеджмента услуг.
  • ISO/IEC 20000-3:2019 Руководство по определению области применения и применимости ISO/IEC 20000-1.
  • ISO/IEC TR 20000-5:2013 Пример плана внедрения ISO/IEC 20000-1
  • ISO/IEC 20000-6:2017 Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента услуг.
  • ISO/IEC 20000-7:2019 Руководство по интеграции и корреляции ISO/IEC 20000-1:2018 с ISO 9001:2015 и ISO/IEC 27001:2013.
  • ISO/IEC 20000-10:2018 Концепции и словарь
  • ISO/IEC 20000-11:2021 Руководство по взаимосвязи между ISO/IEC 20000-1 и структурами управления услугами: ITIL

Ссылки [ править ]

  1. ^ ISO / IEC 20000-1: 2018 Стандарт системы управления услугами (SMS)
  2. ^ Краткие факты о группе BSI
  3. ^ Дагмор, Дженни (2006). Достижение ISO/IEC 20000 – различия между BS 15000 и ISO/IEC 20000 . Группа БСИ. п. 124. ИСБН  0-580-47348-1 .
  4. ^ Дагмор, Дженни (2006). «От BS 15000 до ISO/IEC 20000 Какая разница?». ЭТО СЕЙЧАС . 48 (3): 30. doi : 10.1093/combul/bwl017 .
  5. ^ Беттанин, Эрик (2016), Преимущества сертификации по ISO/IEC 20000-1: 2005 в австралийской правительственной организации , стр. 9 , получено 15 сентября 2022 г.
  6. ^ Исследование, ИСО (2020). «Опрос по сертификации ISO 2020» . п. 1 . Проверено 15 сентября 2022 г.

Внешние ссылки [ править ]