Корпоратизация
Часть серии о |
Экономические системы |
---|
Основные типы |
Корпоратизация — это процесс преобразования и реструктуризации государственных активов, государственных учреждений, общественных организаций или муниципальных организаций в корпорации . [1] [2] [3] [4] Он предполагает принятие и применение практик управления бизнесом и отделение собственности от управления посредством создания акционерной или акционерной структуры организации. [2] Результатом корпоратизации является создание государственных корпораций (или корпораций на других государственных уровнях, например, муниципальных корпораций ), в которых правительство сохраняет контрольный пакет акций корпорации. [1] [5] Корпоратизация проводится для повышения эффективности организации, коммерциализации ее деятельности, внедрения методов корпоративного и делового управления в государственные функции или в качестве предшественника частичной или полной приватизации .
История
[ редактировать ]Движение к неолиберальной экономической реформе и реформе государственной службы «Новое государственное управление» в 1980-х годах привело к приватизации государственных функций во многих странах. [6] Корпоратизация рассматривалась как промежуточный этап на пути к приватизации. [1] Эти государственные предприятия организованы так же, как и частные корпорации, с той разницей, что акции компаний остаются в собственности государства и не обращаются на фондовом рынке . [5] Корпоратизация сегодня часто рассматривается как самоцель, направленная на обеспечение автономии в организациях, в надежде, что это приведет к повышению эффективности. [7]
осуществила Китайская Народная Республика крупномасштабную реструктуризацию государственных предприятий, начиная с экономических реформ, начатых в 1978 году , когда государственным предприятиям была предоставлена большая автономия в своей деятельности от государственного планирования в масштабах всей экономики. Кульминацией этого стала массовая волна корпоратизации в период с 1992 по 2002 год с принятием рыночной экономики и открытием Шэньчжэньской и Шанхайской фондовых бирж. Корпоратизация включала реструктуризацию государственных предприятий, чтобы они работали как коммерческие и рыночные организации, сохраняя при этом государственную собственность или контрольный пакет акций в государственной собственности. [8]
Некоторые утверждают, что тенденция к корпоратизации ускорилась из-за финансового кризиса. [4] хотя есть свидетельства того, что тенденция к корпоратизации наблюдается, по крайней мере, с начала века. [3]
Причины и последствия
[ редактировать ]Корпоратизация может использоваться для повышения эффективности предоставления государственных услуг (с переменным успехом), как шаг к (частичной) приватизации или для облегчения финансового стресса.
(Потенциально) повышение эффективности
[ редактировать ]Ключевой целью корпоратизации является экстернализация. [1] Результатом корпоратизации стало преобразование государственных департаментов (или муниципальных служб) в публичные компании и размещение коммерческих советов директоров между министрами-акционерами/городским советом и руководством предприятий. [5] Такая экстернализация создает юридическую и управленческую автономию от политиков, что потенциально может повысить эффективность, поскольку защищает фирму от политической эксплуатации. Однако корпоратизация также может не обеспечить эффективности (или привести к неэффективности), поскольку такая автономия снижает способность правительства контролировать свое управление. Выгодность корпоратизации может зависеть от характера корпоратизированной службы, тогда как автономия может быть менее выгодной для более политизированных и сложных услуг. [7]
Шаг к приватизации или гибридизации
[ редактировать ]Хотя корпоратизацию следует отличать от приватизации (первая включает в себя корпорации, находящиеся в государственной собственности, а вторая - частные), после того как услуга была корпоратизирована, ее часто относительно легко приватизировать или частично приватизировать, например, продав часть или все акций компании через фондовый рынок. [5] В некоторых случаях (например, в Нидерландах в отношении водоснабжения) существуют законы, предотвращающие это. [ нужна ссылка ] Корпоратизация также может стать шагом к созданию гибридных форм организации, таких как институциональное государственно-частное партнерство или межмуниципальные обслуживающие организации. [7]
Смягчение финансового стресса
[ редактировать ]Корпоратизация также является средством смягчения финансового стресса, поскольку корпорации могут стать самостоятельными организациями, которые не учитываются в бюджетах муниципалитетов. [1] [3] [4] [9] [10]
Распространенность
[ редактировать ]Корпоратизация государственных предприятий и предприятий, находящихся в коллективной собственности, была основным компонентом программы экономической реструктуризации бывших коммунистических стран, в первую очередь Китайской Народной Республики. [11] Китая Современная социалистическая рыночная экономика основана на корпоратизированном государственном секторе , где государственные компании принадлежат центральному правительству, но управляются полуавтономно. [11] Корпоратизация также использовалась в Новой Зеландии. [ нужна ссылка ] и большинство штатов Австралии [ нужна ссылка ] в реформировании своих рынков электроэнергии , а также во многих [ нечеткий ] другие страны и отрасли (например, голландские компании водоснабжения [ нужна ссылка ] ).
Основные направления
[ редактировать ]Национальный уровень
[ редактировать ]В национальном масштабе основные области услуг, которые были корпоратизированы в прошлом, включают: [ нужна ссылка ]
- Национальные железные дороги . Первоначальный толчок к акционированию функций, принадлежавших национальным и местным органам управления, начался в сфере национального железнодорожного строительства в середине 19 века.
- Корпоратизированные автомагистрали , например платные дороги .
- Корпоративная электроэнергия
- Телекоммуникации
Местный уровень
[ редактировать ]В местном масштабе основные области услуг, которые были корпоратизированы, включают: [7] [12]
- Корпоратизированное водоснабжение , например, голландские компании водоснабжения являются государственными корпорациями (в основном муниципалитетами, но также и региональными правительствами). Информацию об участии частных корпораций в водоснабжении см. в разделе « Водное хозяйство и приватизация воды» .
- Автобусные перевозки
- Сбор мусора
- Жилищное строительство
- Государственная служба занятости
- Театры и учреждения культуры
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Цитрони Г., Липпи А. и Профети С. (2013). Переосмысление государства: межмуниципальное сотрудничество посредством корпоратизации и структур государственно-частного управления . Исследования местного самоуправления, 39 (2), 208–234.
- Ферри Л., Эндрюс Р., Скелчер К. и Венгоровский П. Новое развитие: корпоратизация местных органов власти в Англии после политики жесткой экономии 2010–2016 гг . Государственные деньги и менеджмент, 38 (6), 477–480.
- Гросси Г. и Райхард К. (2008). Муниципальная корпоратизация в Германии и Италии . Обзор государственного управления, 10(5), 597–617.
- Таварес А. и Камоэнс П.Дж. (2007). Варианты предоставления местных услуг в Португалии: сеть политических трансакционных издержек . Исследования местного самоуправления, 33 (4), 535–553.
- Воорн Б., Ван Генугтен МЛ и Ван Тиль С. (2017). Эффективность и результативность муниципальных корпораций: систематический обзор . Исследования местного самоуправления, 43 (5), 820–841.
- Воорн Б., Ван Тиль С. и Ван Генугтен МЛ (2018). Корпоратизация – это нечто большее, чем просто недавнее явление, вызванное кризисом . Государственные деньги и менеджмент, 38(7), 481–482.
См. также
[ редактировать ]- Корпоратизм
- Корпорация
- Корпоратократия
- Корпоративный капитализм
- Либерализация
- Маркетизация
- Муниципальная корпорация
- Муниципальная корпорация
- Национализация
- Неолиберализм
- Аутсорсинг
- Государственная собственность
- Публичная компания
- Приватизация
- Социалистическая рыночная экономика
- Государственный капитализм
- Государственное предприятие
Примеры:
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Гросси, Джузеппе; Кристоф Райхард (2008). «Муниципальная корпоратизация в Германии и Италии». Обзор государственного управления . 10 (5): 597–617. дои : 10.1080/14719030802264275 . S2CID 153354582 .
- ^ Перейти обратно: а б Инвестопедия. «Корпоратизация» . Проверено 2 февраля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Воорн, Барт; Сандра Ван Тиль; Марике ван Генугтен (2018). «Дебаты: корпоратизация как нечто большее, чем недавнее кризисное явление». Государственные деньги и управление . 38 (7): 481–482. дои : 10.1080/09540962.2018.1527533 . hdl : 2066/197924 . S2CID 158097385 .
- ^ Перейти обратно: а б с Ферри, Лоуренс; Рис Эндрюс; Крис Скелчер; Петр Венгоровский (2018). «Новое событие: корпоратизация местных органов власти в Англии после политики жесткой экономии 2010–2016 гг.» (PDF) . Государственные деньги и управление . 38 (6): 477–480. дои : 10.1080/09540962.2018.1486629 . S2CID 158266874 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Марра, Алессандро (2007). «Внутреннее регулирование смешанными предприятиями: пример водного сектора Италии» . Анналы общественной и кооперативной экономики.
- ^ Худ, Кристофер (1995). «Новое государственное управление» в 1980-е годы: вариации на тему». CiteSeerX 10.1.1.464.4899 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Воорн, Барт; Марике Л. Ван Генугтен; Сандра Ван Тиль (2017). «Эффективность и результативность муниципальных корпораций: систематический обзор» (PDF) . Исследования местного самоуправления . 43 (5): 820–841. дои : 10.1080/03003930.2017.1319360 . hdl : 2066/176125 . S2CID 157153401 .
- ^ Карен Джингронг Линь; Сяоянь Лу; Цзюньшэн Ян; Ин Чжэн. «Государственные предприятия Китая: обзор 40 лет исследований и практики». Китайский журнал бухгалтерских исследований . 13 (1): 31–55.
- ^ Читрони, Джулио; Андреа Липпи; Стефания Профети (2013). «Перестройка государства: межмуниципальное сотрудничество посредством корпоратизации и структур государственно-частного управления». Исследования местного самоуправления . 39 (2): 208–234. дои : 10.1080/03003930.2012.707615 . S2CID 153868382 .
- ^ Антонио Таварес (2017). «Десять лет спустя: пересмотр факторов, определяющих принятие муниципальных корпораций для оказания местных услуг». Исследования местного самоуправления . 43 (5): 697–706. дои : 10.1080/03003930.2017.1356723 . hdl : 1822/74980 . S2CID 157982356 .
- ^ Перейти обратно: а б Всемирный банк. «Реформа государственных предприятий Китая: отчет Oxford Analytica о ходе работы» . Архивировано из оригинала 4 июня 2011 г. Проверено 1 февраля 2013 г.
- ^ Воорн, Барт; Марике ван Генугтен; Сандра ван Тиль (2018). «Предыстория, автономия, руководство и корпоративное управление: факторы, определяющие эффективность (управления) муниципальных корпораций» . Лозанна: EGPA.
- Транснациональный институт, Ежегодник государственных услуг 2005/6: За пределами рынка. Будущее государственных услуг
- Бен Мански и Джон Э. Пек, Корпоратизация в США: внутреннее столкновение цивилизаций
- Мод Барлоу и Тони Кларк, Голубое золото: борьба за прекращение корпоративного воровства воды в мире, 2002 г.
- Соццани, Джозеф, Приватизация в США и Австралии: сравнительный анализ современного приватизационного движения в исправительных учреждениях