Jump to content

Корпоратизация

Корпоратизация — это процесс преобразования и реструктуризации государственных активов, государственных учреждений, общественных организаций или муниципальных организаций в корпорации . [1] [2] [3] [4] Он предполагает принятие и применение практик управления бизнесом и отделение собственности от управления посредством создания акционерной или акционерной структуры организации. [2] Результатом корпоратизации является создание государственных корпораций (или корпораций на других государственных уровнях, например, муниципальных корпораций ), в которых правительство сохраняет контрольный пакет акций корпорации. [1] [5] Корпоратизация проводится для повышения эффективности организации, коммерциализации ее деятельности, внедрения методов корпоративного и делового управления в государственные функции или в качестве предшественника частичной или полной приватизации .

Движение к неолиберальной экономической реформе и реформе государственной службы «Новое государственное управление» в 1980-х годах привело к приватизации государственных функций во многих странах. [6] Корпоратизация рассматривалась как промежуточный этап на пути к приватизации. [1] Эти государственные предприятия организованы так же, как и частные корпорации, с той разницей, что акции компаний остаются в собственности государства и не обращаются на фондовом рынке . [5] Корпоратизация сегодня часто рассматривается как самоцель, направленная на обеспечение автономии в организациях, в надежде, что это приведет к повышению эффективности. [7]

осуществила Китайская Народная Республика крупномасштабную реструктуризацию государственных предприятий, начиная с экономических реформ, начатых в 1978 году , когда государственным предприятиям была предоставлена ​​большая автономия в своей деятельности от государственного планирования в масштабах всей экономики. Кульминацией этого стала массовая волна корпоратизации в период с 1992 по 2002 год с принятием рыночной экономики и открытием Шэньчжэньской и Шанхайской фондовых бирж. Корпоратизация включала реструктуризацию государственных предприятий, чтобы они работали как коммерческие и рыночные организации, сохраняя при этом государственную собственность или контрольный пакет акций в государственной собственности. [8]

Некоторые утверждают, что тенденция к корпоратизации ускорилась из-за финансового кризиса. [4] хотя есть свидетельства того, что тенденция к корпоратизации наблюдается, по крайней мере, с начала века. [3]

Причины и последствия

[ редактировать ]

Корпоратизация может использоваться для повышения эффективности предоставления государственных услуг (с переменным успехом), как шаг к (частичной) приватизации или для облегчения финансового стресса.

(Потенциально) повышение эффективности

[ редактировать ]

Ключевой целью корпоратизации является экстернализация. [1] Результатом корпоратизации стало преобразование государственных департаментов (или муниципальных служб) в публичные компании и размещение коммерческих советов директоров между министрами-акционерами/городским советом и руководством предприятий. [5] Такая экстернализация создает юридическую и управленческую автономию от политиков, что потенциально может повысить эффективность, поскольку защищает фирму от политической эксплуатации. Однако корпоратизация также может не обеспечить эффективности (или привести к неэффективности), поскольку такая автономия снижает способность правительства контролировать свое управление. Выгодность корпоратизации может зависеть от характера корпоратизированной службы, тогда как автономия может быть менее выгодной для более политизированных и сложных услуг. [7]

Шаг к приватизации или гибридизации

[ редактировать ]

Хотя корпоратизацию следует отличать от приватизации (первая включает в себя корпорации, находящиеся в государственной собственности, а вторая - частные), после того как услуга была корпоратизирована, ее часто относительно легко приватизировать или частично приватизировать, например, продав часть или все акций компании через фондовый рынок. [5] В некоторых случаях (например, в Нидерландах в отношении водоснабжения) существуют законы, предотвращающие это. [ нужна ссылка ] Корпоратизация также может стать шагом к созданию гибридных форм организации, таких как институциональное государственно-частное партнерство или межмуниципальные обслуживающие организации. [7]

Смягчение финансового стресса

[ редактировать ]

Корпоратизация также является средством смягчения финансового стресса, поскольку корпорации могут стать самостоятельными организациями, которые не учитываются в бюджетах муниципалитетов. [1] [3] [4] [9] [10]

Распространенность

[ редактировать ]

Корпоратизация государственных предприятий и предприятий, находящихся в коллективной собственности, была основным компонентом программы экономической реструктуризации бывших коммунистических стран, в первую очередь Китайской Народной Республики. [11] Китая Современная социалистическая рыночная экономика основана на корпоратизированном государственном секторе , где государственные компании принадлежат центральному правительству, но управляются полуавтономно. [11] Корпоратизация также использовалась в Новой Зеландии. [ нужна ссылка ] и большинство штатов Австралии [ нужна ссылка ] в реформировании своих рынков электроэнергии , а также во многих [ нечеткий ] другие страны и отрасли (например, голландские компании водоснабжения [ нужна ссылка ] ).

Основные направления

[ редактировать ]

Национальный уровень

[ редактировать ]

В национальном масштабе основные области услуг, которые были корпоратизированы в прошлом, включают: [ нужна ссылка ]

  • Национальные железные дороги . Первоначальный толчок к акционированию функций, принадлежавших национальным и местным органам управления, начался в сфере национального железнодорожного строительства в середине 19 века.
  • Корпоратизированные автомагистрали , например платные дороги .
  • Корпоративная электроэнергия
  • Телекоммуникации

Местный уровень

[ редактировать ]

В местном масштабе основные области услуг, которые были корпоратизированы, включают: [7] [12]

  • Корпоратизированное водоснабжение , например, голландские компании водоснабжения являются государственными корпорациями (в основном муниципалитетами, но также и региональными правительствами). Информацию об участии частных корпораций в водоснабжении см. в разделе « Водное хозяйство и приватизация воды» .
  • Автобусные перевозки
  • Сбор мусора
  • Жилищное строительство
  • Государственная служба занятости
  • Театры и учреждения культуры

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примеры:

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Гросси, Джузеппе; Кристоф Райхард (2008). «Муниципальная корпоратизация в Германии и Италии». Обзор государственного управления . 10 (5): 597–617. дои : 10.1080/14719030802264275 . S2CID   153354582 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Инвестопедия. «Корпоратизация» . Проверено 2 февраля 2013 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Воорн, Барт; Сандра Ван Тиль; Марике ван Генугтен (2018). «Дебаты: корпоратизация как нечто большее, чем недавнее кризисное явление». Государственные деньги и управление . 38 (7): 481–482. дои : 10.1080/09540962.2018.1527533 . hdl : 2066/197924 . S2CID   158097385 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с Ферри, Лоуренс; Рис Эндрюс; Крис Скелчер; Петр Венгоровский (2018). «Новое событие: корпоратизация местных органов власти в Англии после политики жесткой экономии 2010–2016 гг.» (PDF) . Государственные деньги и управление . 38 (6): 477–480. дои : 10.1080/09540962.2018.1486629 . S2CID   158266874 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Марра, Алессандро (2007). «Внутреннее регулирование смешанными предприятиями: пример водного сектора Италии» . Анналы общественной и кооперативной экономики.
  6. ^ Худ, Кристофер (1995). «Новое государственное управление» в 1980-е годы: вариации на тему». CiteSeerX   10.1.1.464.4899 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Воорн, Барт; Марике Л. Ван Генугтен; Сандра Ван Тиль (2017). «Эффективность и результативность муниципальных корпораций: систематический обзор» (PDF) . Исследования местного самоуправления . 43 (5): 820–841. дои : 10.1080/03003930.2017.1319360 . hdl : 2066/176125 . S2CID   157153401 .
  8. ^ Карен Джингронг Линь; Сяоянь Лу; Цзюньшэн Ян; Ин Чжэн. «Государственные предприятия Китая: обзор 40 лет исследований и практики». Китайский журнал бухгалтерских исследований . 13 (1): 31–55.
  9. ^ Читрони, Джулио; Андреа Липпи; Стефания Профети (2013). «Перестройка государства: межмуниципальное сотрудничество посредством корпоратизации и структур государственно-частного управления». Исследования местного самоуправления . 39 (2): 208–234. дои : 10.1080/03003930.2012.707615 . S2CID   153868382 .
  10. ^ Антонио Таварес (2017). «Десять лет спустя: пересмотр факторов, определяющих принятие муниципальных корпораций для оказания местных услуг». Исследования местного самоуправления . 43 (5): 697–706. дои : 10.1080/03003930.2017.1356723 . hdl : 1822/74980 . S2CID   157982356 .
  11. ^ Перейти обратно: а б Всемирный банк. «Реформа государственных предприятий Китая: отчет Oxford Analytica о ходе работы» . Архивировано из оригинала 4 июня 2011 г. Проверено 1 февраля 2013 г.
  12. ^ Воорн, Барт; Марике ван Генугтен; Сандра ван Тиль (2018). «Предыстория, автономия, руководство и корпоративное управление: факторы, определяющие эффективность (управления) муниципальных корпораций» . Лозанна: EGPA.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 632adc350c718fe64411d681d4ceea53__1708303140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/63/53/632adc350c718fe64411d681d4ceea53.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Corporatization - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)