Пост-дефицит
Часть серии о |
Экономика |
---|
Часть серии о |
Утопии |
---|
Мифические и религиозные |
Литература |
Теория |
Концепции |
Упражняться |
Пост-дефицит — это теоретическая экономическая ситуация, в которой большинство товаров может быть произведено в большом количестве с минимальным использованием человеческого труда, так что они становятся доступными для всех очень дешево или даже бесплатно . [1] [2]
Пост-дефицит не означает, что дефицит был устранен для всех товаров и услуг, но что все люди могут легко удовлетворить свои основные потребности выживания, а также некоторую значительную часть их желаний в товарах и услугах. [3] Авторы этой темы часто подчеркивают, что некоторые товары останутся дефицитными в обществе, пережившем дефицит. [4] [5] [6] [7]
Модели
[ редактировать ]Спекулятивная технология
[ редактировать ]Футуристы , говорящие о «постдефиците», предполагают экономику, основанную на достижениях в области автоматизированных производственных технологий. [4] часто включая идею самовоспроизводящихся машин , принятие разделения труда [8] который теоретически мог бы производить почти все товары в изобилии при наличии достаточного количества сырья и энергии.
Более умозрительные формы нанотехнологий, такие как молекулярные ассемблеры или нанофабрики , которые в настоящее время не существуют, открывают возможность создания устройств, которые могут автоматически производить любые определенные товары при наличии правильных инструкций и необходимого сырья и энергии. [9] и многие энтузиасты нанотехнологий предполагают, что это положит начало миру, избавившемуся от дефицита. [10] [11]
В более ближайшем будущем растущая автоматизация физического труда с использованием роботов часто обсуждается как средство создания экономики после дефицита. [12] [13]
все более универсальные формы машин быстрого прототипирования и гипотетическая самовоспроизводящаяся версия такой машины, известная как RepRap , помогут создать изобилие товаров, необходимых для экономики после дефицита. Также прогнозируется, что [14] Сторонники самовоспроизводящихся машин, такие как Адриан Бойер , создатель проекта RepRap, утверждают, что как только будет разработана самовоспроизводящаяся машина, тогда любой, кто ею владеет, сможет сделать больше копий для продажи (а также будет свободен просить более низкая цена, чем у других продавцов), рыночная конкуренция естественным образом снизит стоимость таких машин до минимума, необходимого для получения прибыли, [15] [16] в этом случае чуть выше стоимости физических материалов и энергии, которые должны быть поданы в машину в качестве входных данных, и то же самое должно относиться к любым другим товарам, которые машина может создать.
Даже при полностью автоматизированном производстве ограничения на количество выпускаемой продукции возникнут из-за доступности сырья и энергии, а также экологического ущерба, связанного с технологиями производства. [4] Сторонники технологического изобилия часто выступают за более широкое использование возобновляемых источников энергии и более масштабную переработку, чтобы предотвратить будущее снижение доступности энергии и сырья, а также уменьшить экологический ущерб. [4] Особое внимание уделяется солнечной энергии , поскольку стоимость солнечных панелей продолжает падать. [4] (и может снизиться гораздо больше при автоматизированном производстве с помощью самовоспроизводящихся машин), и сторонники отмечают, что общая солнечная энергия, ежегодно попадающая на поверхность Земли, превышает нынешнее годовое потребление энергии нашей цивилизацией в тысячи раз. [17] [18]
Сторонники также иногда утверждают, что доступную энергию и сырье можно значительно расширить, если обратиться к ресурсам за пределами Земли. Например, добыча полезных ископаемых на астероидах иногда рассматривается как способ значительного сокращения дефицита многих полезных металлов, таких как никель . [19] Хотя ранняя добыча астероидов может включать в себя миссии с экипажем, защитники надеются, что в конечном итоге человечество сможет автоматизировать добычу полезных ископаемых , выполняемую самовоспроизводящимися машинами. [19] [20] Если бы это было сделано, то единственными капитальными затратами была бы одна самовоспроизводящаяся единица (будь то роботизированная или нанотехнологическая), после чего количество единиц могло бы воспроизводиться без дальнейших затрат, ограничиваясь только доступным сырьем, необходимым для создания большего количества. [20]
Социальные
[ редактировать ]В докладе World Future Society рассматривается, как исторически капитализм использует в своих интересах дефицит. Возросшая нехватка ресурсов приводит к росту и колебаниям цен, что стимулирует развитие технологий для более эффективного использования ресурсов, в результате чего затраты будут значительно снижены, почти до нуля. Таким образом, они утверждают, что после увеличения дефицита в настоящее время мир вступит в эпоху постдефицита между 2050 и 2075 годами. [21]
В сборнике эссе Мюррея Букчина 1971 года «Постдефицитный анархизм» описывается экономика, основанная на социальной экологии , либертарианском муниципализме и изобилии фундаментальных ресурсов, утверждая, что постиндустриальные общества имеют потенциал для превращения в общества после дефицита. Такое развитие позволит «реализовать социальный и культурный потенциал, скрытый в технологии изобилия». [22]
Букчин утверждает, что расширение производства, ставшее возможным благодаря технологическим достижениям двадцатого века, было осуществлено в погоне за рыночной прибылью и за счет потребностей людей и экологической устойчивости . Накопление капитала больше не может считаться предпосылкой освобождения, а представление о том, что препятствия, такие как государство , социальная иерархия и авангардные политические партии , необходимы в борьбе за свободу рабочего класса, может быть развеяно как миф. [23]
марксизм
[ редактировать ]Карл Маркс в разделе своего «Основы» , который стал известен как «Фрагмент о машинах», [24] [25] утверждал, что переход к посткапиталистическому обществу в сочетании с достижениями в области автоматизации позволит значительно сократить трудозатраты, необходимые для производства необходимых товаров, в конечном итоге достигнув точки, когда все люди будут иметь значительное количество свободного времени для занятий наукой, искусством и творческая деятельность; состояние, которое некоторые комментаторы позже назвали «пост-дефицитом». [26] Маркс утверждал, что капитализм – динамика экономического роста, основанная на накоплении капитала – зависит от эксплуатации прибавочного труда рабочих, но посткапиталистическое общество допускает:
Свободное развитие индивидуальностей и, следовательно, не сокращение необходимого рабочего времени, чтобы постулировать прибавочный труд, а общее сведение необходимого труда общества к минимуму, что тогда соответствует художественному, научному и т. д. развитию людей в освобожденное время и с созданными для них средствами. [27]
Концепция Маркса посткапиталистического коммунистического общества предполагает свободное распределение товаров, ставшее возможным благодаря изобилию, обеспечиваемому автоматизацией. [28] Предполагается, что полностью развитая коммунистическая экономическая система развилась из предшествующей социалистической системы. Маркс придерживался мнения, что социализм — система, основанная на общественной собственности на средства производства, — позволит продвинуться к развитию полностью развитого коммунизма за счет дальнейшего развития производственных технологий. При социализме, с его растущим уровнем автоматизации, все большая доля товаров будет распределяться свободно. [29]
Маркс не верил в устранение большей части физического труда в капиталистическом обществе только за счет технического прогресса, поскольку он считал, что капитализм содержит в себе определенные тенденции, которые противодействуют растущей автоматизации и не позволяют ему развиться за пределы ограниченной точки, так что ручной промышленный труд не может быть ликвидированы до свержения капитализма. [30] Некоторые комментаторы Маркса утверждали, что в то время, когда он писал « Грундриссе» , он считал, что крах капитализма из-за прогрессирующей автоматизации был неизбежен, несмотря на эти контртенденции, но ко времени своей основной работы « Капитал: критика политической экономии» он отказался от этой точки зрения и пришел к убеждению, что капитализм может постоянно обновляться, если его не свергнуть. [31] [32] [33]
Вымысел
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]- В новелле Чума Мидаса» « Фредерика Пола описывается мир дешевой энергии, в котором роботы перепроизводят товары, которыми пользуется человечество. «Бедные» из низшего класса должны проводить свою жизнь в безумном потреблении, пытаясь не отставать от экстравагантной продукции роботов, в то время как «богатые» из высшего класса могут жить в простоте.
- Трилогия Марс» описывает Кима Стэнли Робинсона терраформирование Марса как « человеческой колонии и создание общества после дефицита населения. [34]
- Романы «Культура» Иэна М. Бэнкса посвящены экономике после дефицита. [34] [35] [36] где технологии развиты до такой степени, что все производство автоматизировано, [37] и деньги или собственность бесполезны (кроме личных вещей, имеющих сентиментальную ценность). [38] Люди в Культуре свободны преследовать свои собственные интересы в открытом и социально либеральном обществе.
- Общество, изображенное в романах о культуре , некоторые комментаторы охарактеризовали как «коммунистический блок». [39] или « анархо-коммунист ». [40] Близкий друг Бэнкса и коллега-фантаст Кен МакЛауд сказал, что «Культуру» можно рассматривать как реализацию коммунизма Маркса, но добавляет, что «каким бы дружелюбным он ни был к левым радикалам, Иэн мало интересовался рассказами о долгосрочной возможности От утопии к радикальной политике здесь и сейчас, по его мнению, важно было сохранить утопическую возможность открытой, продолжая технологический прогресс, особенно развитие космоса, и в то же время поддерживать любую политику и политику в реальном мире . и гуманный ». [41]
- Действие «Восторга ботанов» Кори Доктороу и Чарльза Стросса происходит в обществе, пережившем дефицит, и включает в себя «подрывные» технологии. [34] Название представляет собой уничижительный термин для обозначения технологической сингулярности, придуманный писателем научной фантастики Кеном МакЛаудом .
- В рассказе Кона Бломберга 1959 года « Разговор о продажах» изображено общество, пережившее период дефицита, в котором общество стимулирует потребление, чтобы уменьшить бремя перепроизводства . Чтобы еще больше сократить производство, виртуальная реальность используется для удовлетворения творческих потребностей людей. [42]
- Кори Доктороу « Роман Уход » представляет современный взгляд на идею постдефицита. С появлением 3D-печати – и особенно возможности использовать ее для изготовления еще лучших производителей – и с появлением машин, которые могут искать и перерабатывать отходы или выброшенные материалы, главные герои больше не нуждаются в обычном обществе для удовлетворения основных потребностей жизни. такие как еда, одежда и жилье. [43] [44]
Телевидение и кино
[ редактировать ]- Человеческое общество 24-го века, изображенное в телесериалах «Звездный путь: Следующее поколение» и «Звездный путь: Глубокий космос девять» , представляет собой общество, пережившее дефицит, возникшее благодаря изобретению « репликатора », машины, которая мгновенно преобразует энергию в материю. [45] В фильме « Звездный путь: Первый контакт » капитан Жан-Люк Пикард утверждает: «Приобретение богатства больше не является движущей силой нашей жизни. Мы работаем, чтобы улучшить себя и остальное человечество». [46] В этой вселенной (по крайней мере, в Объединенной федерации планет ) деньги на Земле устарели к 22 веку (хотя они все еще существовали в отношении других видов во вселенной «Звездного пути», в первую очередь ференги ).
См. также
[ редактировать ]- Общество богатых
- Ярко-зеленый энвайронментализм
- Одноранговое производство на основе общин
- Коммунистическое общество
- Экономическая проблема
- Футурология
- Жак Фреско
- Возраст воображения
- Информационное общество
- Экономика знаний
- Новый рубеж
- Посткапитализм
- Общество после работы
- Прогресс
- Дефицит
- Сциентизм
- Техноцентризм
- Технологический утопизм
- Технический прогресс
- Технопрогрессивизм
- Универсальный базовый доход
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сэдлер, Филип (2010), Устойчивый рост в мире после дефицита: потребление, спрос и наказание за бедность , Суррей, Англия: Прикладные бизнес-исследования Гауэра, с. 7, ISBN 978-0-566-09158-2
- ^ Роберт Черномас. (1984). « Кейнс об обществе после дефицита ». В: Журнал экономических проблем, 18 (4).
- ^ Бёрнем, Карен (22 июня 2015 г.), Космос: игровая площадка для посткапиталистических постлюдей , Strange Horizons , заархивировано из оригинала 27 ноября 2015 г. , получено 14 ноября 2015 г. ,
Говоря об экономике постдефицита, мы обычно говорим о системе, в которой все ресурсы, необходимые для удовлетворения основных потребностей (и значительной части желаний) населения, доступны.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Фрейз, Питер (зима 2012 г.). «Четыре будущего» . Якобинец . № 5. Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года.
- ^ Сэдлер, Филип (2010). Устойчивый рост в мире после дефицита: потребление, спрос и наказание за бедность . Суррей, Англия: Прикладные бизнес-исследования Гауэра. п. 57. ИСБН 978-0-566-09158-2 .
- ^ Дас, Абхиманью; Андерс, Чарли Джейн (30 сентября 2014 г.). «Общества после дефицита (которые все еще испытывают дефицит)» . ио9 . Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года . Проверено 14 ноября 2015 г.
- ^ ( Дрекслер 1986 ), см. первый абзац раздела «Общество положительной суммы» (архивировано 20 декабря 2011 г.) в главе 6.
- ^ ( Питерс, Маргинсон и Мерфи 2009 ), стр. 11.
- ^ ( Дрекслер 1986 )
- ^ Воробей, Роб (2007), «Переговоры о наноразделениях» , в Ходже, Грэм А.; Боуман, Диана; Ладлоу, Каринн (ред.), « Новые глобальные рубежи регулирования: эпоха нанотехнологий» , Челтнем, Англия: Edward Elgar Publishing Limited, стр. 98, ISBN 978-1-84720-518-6
- ^ Барфилд, Томас (2 сентября 2010 г.), Приготовьтесь к миру нанотехнологий , Guardian US , заархивировано из оригинала 17 ноября 2015 г. , получено 12 декабря 2016 г.
- ^ Вольсен, Маркус (8 августа 2014 г.), «Когда всю работу возьмут на себя роботы, что останется делать нам?» , Wired , архивировано из оригинала 8 августа 2014 г. , получено 11 марта 2017 г.
- ^ Мерчант, Брайан (18 марта 2015 г.), Полностью автоматизированный роскошный коммунизм , Guardian US , заархивировано из оригинала 18 ноября 2015 г. , получено 12 декабря 2016 г.
- ^ ( Питерс, Маргинсон и Мерфи 2009 ), стр. 75–76.
- ^ Гордон, Стивен; Бойер, Адриан (22 апреля 2005 г.). «Интервью с доктором Адрианом Бойером» . Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года . Проверено 11 ноября 2015 г.
- ^ Бивер, Селеста (18 марта 2005 г.), 3D-принтер для изготовления своих копий , New Scientist , заархивировано из оригинала 17 ноября 2015 г. , получено 8 сентября 2017 г.
- ^ Диамандис, Питер Х. (2012), Изобилие: будущее лучше, чем вы думаете , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Свободная пресса , стр. 6, ISBN 978-1-4516-1421-3
- ^ ( Дрекслер 1986 ). См. раздел «Пределы ресурсов», заархивированный 6 августа 2020 года на Wayback Machine в главе 10.
- ^ Перейти обратно: а б Томсон, Иэн (24 января 2013 г.), Добыча на астероидах и экономика после дефицита , The Register , заархивировано из оригинала 17 ноября 2015 г. , получено 8 сентября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б ( Дрекслер 1986 ). См. раздел «Изобилие» в главе 6.
- ^ Агилар-Миллан, Стивен; Фини, Энн; Оберг, Эми; Радд, Элизабет (2009). «Мир после дефицита 2050–2075 годов» (PDF) . Футурист . Мировое общество будущего .
- ^ Колл, Льюис (2002). Постмодернистский анархизм . Лексингтон: Лексингтонские книги. ISBN 0-7391-0522-1 .
- ^ «Анархизм после дефицита» . АК Пресс . Проверено 1 августа 2016 г.
- ^ Барбур, Чарльз (2012). Машина Маркса: политика, полемика, идеология . Лексингтонские книги. п. 118. ИСБН 978-0-7391-1046-1 .
- ^ Раздел, известный как «Фрагмент о машинах», можно прочитать онлайн здесь .
- ^ Джессоп, Боб; Уитли, Рассел (1999). Социально-политическая мысль Карла Маркса, том 8 . Рутледж. п. 9. ISBN 0-415-19330-3 .
Маркс в «Грундриссе» говорит о времени, когда систематическая автоматизация достигнет такой степени, что непосредственная человеческая рабочая сила станет источником богатства. Предпосылки создаст сам капитализм. Это будет эпоха истинного господства над природой, эпоха пост-дефицита, когда люди смогут отказаться от отчуждающего и дегуманизирующего труда к свободному использованию досуга в поисках наук и искусств.
- ^ ( Маркс 1973 ), стр. 706.
- ^ ( Вуд 1996 ), стр. 248–249. «Богатство и увеличение предоставления бесплатных благ уменьшит отчуждение в рабочем процессе и, в сочетании с (1), отчуждение «видовой жизни» человека. Больший досуг создаст возможности для творческой и художественной деятельности вне работы».
- ^ ( Wood 1996 ), стр. 248. «В частности, эта экономика будет обладать (1) общественной собственностью и контролем над промышленностью со стороны «ассоциированных производителей» и (2) достаточно высоким уровнем экономического развития, чтобы обеспечить существенный прогресс в направлении ' полный коммунизм» и, следовательно, некоторая комбинация следующего: сверхбогатство; распределение растущей доли товаров, как если бы они были бесплатными благами...»
- ^ ( Маркс 1973 ), стр. 51–52 .
- ^ Томба, Массимилиано (2013). Темпоральности Маркса . Конинклийке Брилл Н.В. п. 76. ИСБН 978-90-04-23678-3 .
- ^ Беллофиоре, Риккардо; Староста, Гвидо; Томас, Питер Д. (2013). В лаборатории Маркса: критические интерпретации Grundrisse . Конинклийке Брилл Н.В. п. 9. ISBN 978-90-04-23676-9 .
- ^ Истерлинг, Стюарт (ноябрь – декабрь 2003 г.). «Теория экономического кризиса Маркса» . Международное социалистическое обозрение (32). Архивировано из оригинала 10 ноября 2015 года . Проверено 11 ноября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Уолтер, Дэмиен (11 октября 2012 г.), Дорогой Эд Милибэнд… ищите свое будущее в научной фантастике после дефицита , Guardian US , заархивировано из оригинала 17 ноября 2015 г.
- ^ Бэнкс, Иэн М. (1987). Рассмотрим Флебаса . Орбита. ISBN 978-0316005388 .
Он не мог поверить, что простые люди в Культуре действительно хотят войны, независимо от того, как они голосовали. У них была своя коммунистическая утопия. Они были мягкими, изнеженными и снисходительными, а евангелистский материализм секции «Контакт» обеспечивал их совесть добрыми делами. Чего еще они могли желать?
- ^ Парсонс, Майкл; Бэнкс, Иэн М. (16 ноября 2012 г.), Интервью: Иэн М. Бэнкс рассказывает о «Водородной сонате» на Wired.co.uk , Wired UK , архивировано из оригинала 15 ноября 2015 г.,
Это мое видение того, что вы делаете, когда Вы находитесь в обществе пост-дефицита, вы можете полностью потворствовать себе. В «Культуре» нет проблемы безработицы , никто не должен работать, поэтому вся работа — это форма игры .
- ^ Бэнкс, Иэн М. «Несколько заметок о культуре» . Архивировано из оригинала 22 марта 2012 года . Проверено 23 ноября 2015 г. Ссылка ведет на архивную копию сайта, на который Бэнкс ссылается на своем собственном сайте .
- ^ Робертс, Джуд; Бэнкс, Иэн М. (3 ноября 2014 г.), Несколько вопросов о культуре: Интервью с Иэном Бэнксом , Странные горизонты , заархивировано из оригинала 24 ноября 2015 г. , получено 23 ноября 2015 г. ,
Это не значит, что либертарианство не может представляют собой прогрессивную силу при правильных обстоятельствах, и я не сомневаюсь, что найдутся важные области, в которых я бы согласился с либертарианством. Но на самом деле; какую часть отсутствия частной собственности и денег в романах «Культура» упустили эти люди?
- ^ Крамер и Хартвелл, Кэтрин и Дэвид Г. (10 июля 2007 г.). Космическая опера Возрождения . Книги Сфер. п. 298. ИСБН 978-0765306180 .
Иэн М. Бэнкс и его соратник Кен МакЛауд придерживаются марксистской линии: Бэнкс с его романами «Культура» о коммунистическом блоке, а МакЛауд со своими «крайне левыми либертарианскими» фракциями.
- ^ Пул, Стивен (8 февраля 2008 г.), «Столкновения культур» , The Guardian , заархивировано из оригинала 24 ноября 2015 г.
- ^ Липтак, Эндрю (19 декабря 2014 г.), Романы Иэна М. Бэнкса о культуре , Kirkus Reviews , заархивировано из оригинала 24 ноября 2015 г.
- ^ Бломберг (1959) .
- ^ Галлахер, Шон (25 апреля 2017 г.). «Уход Кори Доктороу: аппаратные хакеры сталкиваются с климатическим апокалипсисом» . Арс Техника . Конде Наст . Архивировано из оригинала 27 мая 2017 года . Проверено 27 мая 2017 г.
- ^ Доктороу, Кори (2017). Прогулка . Голова Зевса. ISBN 978-0-7653-9276-3 .
- ^ Фунг, Брайан; Петерсон, Андреа; Цукаяма, Хейли; Саадия, Ману; Салмон, Феликс (7 июля 2015 г.), «Чему экономика «Звездного пути» может научить нас о реальном мире» , The Washington Post , заархивировано из оригинала 17 ноября 2015 г. , получено 8 сентября 2017 г.
- ^ Бакстер, Стивен (2007), «Холодные уравнения: внеземная свобода в научной фантастике» , в Кокелле, Чарльзе С. (редактор), « Значение свободы за пределами Земли» , Springer Publishing , стр. 26, ISBN 978-3-319-09566-0
- Бломберг, Кон (декабрь 1959 г.). «Разговор о продажах» . Галактика . Том. 18, нет. 2. С. 48–59 . Проверено 15 июня 2014 г.
- Дрекслер, Эрик К. (1986). Машины творения . Якорные книги. Архивировано из оригинала (полный текст онлайн) 24 января 2018 года . Проверено 23 декабря 2006 г. См. также Машины созидания .
- Маркс, Карл (1973). Грюндрисс: Основы критики политической экономии (черновик) . Перевод Николауса, Мартина. Предисловие Мартина Николауса. Книги о пингвинах. ISBN 0-14-044575-7 .
- Питерс, Майкл А .; Маргинсон, Саймон ; Мерфи, Питер (2009). Креативность и глобальная экономика знаний . Нью-Йорк: Издательство Питера Лэнга. ISBN 978-1-4331-0425-1 .
- Вуд, Джон Каннингем (1996). Экономика Карла Маркса: критические оценки I . Рутледж. ISBN 978-0415087148 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Изобилие: будущее лучше, чем вы думаете Питер Диамандис
- Светлое будущее: изобилие и прогресс в 21 веке Дэвид Макмаллен
- Книги Мартина Форда (автор)
- Новое движение за права человека: заново изобрести экономику, чтобы положить конец угнетению Питера Джозефа
- Народный капитализм: экономика революции роботов Джеймс Альбус
- Анархизм после дефицита, Мюррей Букчин
- Трекономика: Экономика «Звездного пути» , Ману Саадиа
- Определение движения «Дух времени»: реализация нового хода мыслей Питера Джозефа и членов TZM
- Общество нулевых предельных затрат Джереми Рифкин
- Полностью автоматизированный роскошный коммунизм Аарона Бастани
- Лучшее, что нельзя купить за деньги, Жак Фреско