Гетеротопия (космос)
Часть серии о |
Утопии |
---|
Мифические и религиозные |
Литература |
Теория |
Концепции |
Упражняться |
Гетеротопия — это концепция, разработанная философом Мишелем Фуко для описания определенных культурных, институциональных и дискурсивных пространств, которые в некотором роде «другие»: тревожные, интенсивные, несовместимые, противоречивые или трансформирующиеся. Гетеротопии — это миры внутри миров, отражающие и в то же время разрушающие то, что находится снаружи. Фуко приводит примеры: корабли, кладбища, бары, бордели, тюрьмы, сады древности, ярмарки, мусульманские бани и многое другое. Фуко трижды в период с 1966 по 1967 год излагает понятие гетеротопии. Лекция, прочитанная Фуко группе архитекторов в 1967 году, является наиболее известным объяснением этого термина. [1] Его первое упоминание об этой концепции содержится в предисловии к «Порядку вещей» и относится к текстам, а не к социокультурным пространствам. [2]
Этимология
[ редактировать ]Гетеротопия следует шаблону, установленному понятиями утопии и антиутопии . Приставка гетеро- происходит от древнегреческого ἕτερος ( héteros , «другой, другой, другой») и сочетается с греческой морфемой τόπος ( топос ) и означает «место». Утопия — это идея или образ, который не является реальным, но представляет собой усовершенствованную версию общества, например, книга Томаса Мора или рисунки Ле Корбюзье . Как писал Уолтер Рассел Мид : «Утопия — это место, где все хорошо; антиутопия — это место, где все плохо; гетеротопия — это место, где все по-другому, то есть собрание, члены которого имеют мало или совсем не имеют вразумительных связей друг с другом. " [3]
В Фуко
[ редактировать ]Фуко использует термин «гетеротопия» ( французский : hétérotopie ) для описания пространств, которые имеют больше смысловых слоев или отношений с другими местами, чем сразу бросается в глаза. В общем, гетеротопия — это физическое представление или приближение утопии или параллельного пространства (например, тюрьмы), которое содержит нежелательные тела, делающие возможным настоящее утопическое пространство.
Фуко объясняет связь между утопиями и гетеротопиями на примере зеркала. Зеркало — это утопия, потому что отраженный образ — это «безместное место», нереальное виртуальное место, позволяющее увидеть собственную видимость. Однако зеркало также является гетеротопией, поскольку оно является реальным объектом. Гетеротопия зеркала одновременно абсолютно реален, соотносясь с окружающим его реальным пространством, и абсолютно нереален, создавая виртуальный образ.
Фуко формулирует несколько возможных типов гетеротопий или пространств, имеющих двойное значение:
- Кризисная гетеротопия — это отдельное пространство вроде школы-интерната или номера мотеля, где такие события, как взросление или медовый месяц, происходят вне поля зрения. Фуко описывает кризисную гетеротопию как «зарезервированную для людей, которые по отношению к обществу и к человеческой среде, в которой они живут, находятся в состоянии кризиса». Он также указывает на то, что кризисные гетеротопии постоянно исчезают из общества и заменяются следующими гетеротопиями девиации.
- Гетеротопии девиаций – это учреждения, куда мы помещаем лиц, поведение которых выходит за рамки нормы (больницы, приюты, тюрьмы, дома престарелых).
- Гетеротопия может быть единственным реальным местом, сочетающим в себе несколько пространств. Сад может быть гетеротопией, если это реальное пространство, предназначенное для микрокосма различных сред с растениями со всего мира.
- Гетеротопии времени, такие как музеи, заключают в одном месте предметы всех времен и стилей. Они существуют во времени, но также существуют и вне времени, потому что они построены и сохранены так, чтобы быть физически невосприимчивыми к разрушительному воздействию времени.
- Гетеротопии ритуала или очищения — это изолированные и проницаемые пространства, но не доступные свободно, как общественное место. Либо вход в гетеротопию обязателен, как при входе в тюрьму, либо вход требует особых ритуалов или жестов, как в сауне или хаммаме .
- Гетеротопия имеет функцию по отношению ко всем остальным пространствам. Две функции таковы: гетеротопия иллюзии, которая создает пространство иллюзии, обнажающее каждое реальное пространство, и гетеротопия компенсации, которая создает реальное пространство — пространство, которое является другим.
Разработки Фуко по поводу гетеротопий были опубликованы в статье под названием Des espaces autres (О других пространствах). Философ призывает к обществу со многими гетеротопиями не только как к пространству с несколькими местами или для утверждения различий, но и как к средству бегства от авторитаризма и репрессий, метафорически заявляя, что если мы возьмем корабль как крайнюю гетеротопию , общество без кораблей по своей сути является репрессивным. [4]
В работах других авторов
[ редактировать ]Географы-люди, часто связанные с постмодернистской школой, используют этот термин (и предложения автора), чтобы помочь понять современное возникновение (культурных, социальных, политических, экономических) различий и идентичности как центральную проблему в крупных мультикультурных городах. Идея места (чаще связанная с этнической принадлежностью и полом и реже с проблемой социального класса) как гетеротопической сущности привлекает внимание в современном контексте постмодернистских, постструктуралистских теоретических дискуссий (и политической практики) в географии и других областях. пространственные социальные науки. Концепция гетеротопии также обсуждалась применительно к пространству, в котором происходит обучение. [5] Идут обширные дебаты с такими теоретиками, как Дэвид Харви , которые по-прежнему сосредоточены на вопросе классового доминирования как центрального детерминанта социальной гетерономии.
Географ Эдвард Соя работал с этой концепцией в диалоге с работами Анри Лефевра о городском пространстве в книге «Третье пространство» . [6]
Мэри Франклин-Браун использует концепцию гетеротопии в эпистемологическом контексте, чтобы исследовать энциклопедии Винсента Бове и Рамона Луллия тринадцатого века как концептуальные пространства, где множество возможных способов познания собраны вместе, не пытаясь их примирить. [7]
Исследователь новых медиа Хе Джин Чунг применяет концепцию гетеротопии для описания множества наложенных друг на друга слоев пространственности и временности, наблюдаемых в высокооцифрованных аудиовизуальных средствах массовой информации. По мнению Чанга, гетеротопическое восприятие цифровых медиа заключается в понимании глобально рассредоточенной трудовой структуры многонационального капитализма, которая производит аудиовизуальные репрезентации различных пространственно-временных явлений. [8]
В литературе
[ редактировать ]Концепция гетеротопии оказала значительное влияние на литературу, особенно научную фантастику, фэнтези и другие умозрительные жанры . Многие читатели считают миры Китая Мьевиля и других писателей -фантастов гетеротопиями, поскольку они представляют собой миры радикальных различий, прозрачные или безразличные для их обитателей. [9] Сэмюэля Делани Роман 1976 года «Проблемы на Тритоне» имеет подзаголовок «Двусмысленная гетеротопия» и был частично написан в диалоге с Урсулы К. Ле Гуин научно-фантастическим романом «Обделенные» с подзаголовком «Двусмысленная утопия» . [10] [11]
См. также
[ редактировать ]- Зеленый мир - литературная концепция, определенная Нортропом Фраем в 1957 году.
- Лиминальность # Местами - качество двусмысленности, дезориентации или переходного состояния.
- Пограничное пространство (эстетика) - эстетика Интернета, захватывающая пустые места.
- Неместо - Понятие в антропологии
- Паноптикум – Дизайн тюрьмы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фуко, Мишель (март 1967 г.). «Из других пространств (Des Espace Autres)» . foucault.info . Проверено 9 января 2022 г.
- ^ Фуко, Мишель (1971). Порядок вещей . Нью-Йорк: Винтажные книги. ISBN 978-0-679-75335-3 .
- ^ Мид, Уолтер Рассел (зима 1995–1996 гг.). «Поезда, самолеты и автомобили: конец постмодернистского момента». Журнал мировой политики . 12 (4): 13–31. JSTOR 40209444 .
- ^ Фуко, Мишель (октябрь 1984 г.). «Другие пространства». Архитектура, Движение, Непрерывность . 5 :46–49. ; его дважды переводили на английский язык, сначала как Фуко, Мишель (весна 1986 г.). «Из других пространств». Диакритика . 16 (1). пер. Джей Мисковец: 22–27. дои : 10.2307/464648 . JSTOR 464648 . доступно на сайте foucault.info (по состоянию на 10 августа 2014 г.); и второй как Фуко, Мишель (1998). «Разные пространства». В Фаубионе, Джеймс Д. (ред.). Эстетика, метод и эпистемология: основные работы Фуко, 1954–1984, том 2 . пер. Роберт Херли. Нью-Йорк: Новая пресса. стр. 175–185. ISBN 978-1565843295 . ; двусмысленности двух переводов обсуждаются в Джонсон, Питер (ноябрь 2006 г.). «Разгадка« разных пространств »Фуко ». История гуманитарных наук . 19 (4): 75–90. дои : 10.1177/0952695106069669 . S2CID 146192540 . .
- ^ Блэр, Эрик (2009). «Колледж дополнительного образования как гетеротопия» . Исследования в области постобязательного образования . 14 (1): 93–101. дои : 10.1080/13596740902717465 . S2CID 144299537 .
- ^ Соджа, Эдвард (1996). Третье пространство: путешествия в Лос-Анджелес и другие реальные и воображаемые места . Молден, Массачусетс: Издательство Blackwell Publishers. ISBN 978-1-55786-675-2 .
- ^ Франклин-Браун, Мэри (2012). Читая мир: энциклопедические сочинения в эпоху схоластики . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-26068-6 .
- ^ Чунг, Хе Джин. Медиа-гетеротопии: цифровые эффекты и материальный труд в глобальном кинопроизводстве , Дарем, Северная Каролина: Duke University Press, 2018, стр. 17–37.
- ^ Гордон, Джоан (ноябрь 2003 г.). в Китае Мьевиля «Гибридность, гетеротопия и товарищество на станции Пердидо-стрит ». Научно-фантастические исследования . 30 (3): 456–476. JSTOR 4241204 .
- ^ Делани, Сэмюэл Р. (ноябрь 1990 г.). «О Тритоне и других вопросах: интервью с Сэмюэлем Р. Делани» . Научно-фантастические исследования . 17 (3): 295–324. JSTOR 4240009 .
- ^ Чан, Эдвард К. (лето 2001 г.). Делани «(Вульгарная) Политика идентичности в космическом пространстве: Тритон и гетеротопическое повествование». Журнал теории повествования . 31 (2): 180–213. дои : 10.1353/jnt.2011.0082 . JSTOR 30225762 . S2CID 162231951 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Деэн, Мишель; Де Котер, Ливен, ред. (2008). Гетеротопия и город: публичное пространство в постгражданском обществе . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-42288-8 .
- Джонсон, Питер (ноябрь 2013 г.). «География гетеротопии» (PDF) . Географический компас . 7 (11): 790–803. Бибкод : 2013GComp...7..790J . дои : 10.1111/gec3.12079 .
- Преусель, Роберт В.; Матеро, Фрэнк Г. (2008). «Плейсмейкинг на севере Рио-Гранде: вид из Куауа-Пуэбло» . В Рубертоне, Патрисия Э. (ред.). Археология создания мест: памятники, воспоминания и участие в жизни коренных жителей Северной Америки . Левобережная пресса. стр. 81–99. ISBN 978-1598741551 .