Jump to content

Гетеротопия (космос)

Общественный туалет в Амстердаме , пример гетеротопии ритуала или очищения.

Гетеротопия — это концепция, разработанная философом Мишелем Фуко для описания определенных культурных, институциональных и дискурсивных пространств, которые в некотором роде «другие»: тревожные, интенсивные, несовместимые, противоречивые или трансформирующиеся. Гетеротопии — это миры внутри миров, отражающие и в то же время разрушающие то, что находится снаружи. Фуко приводит примеры: корабли, кладбища, бары, бордели, тюрьмы, сады древности, ярмарки, мусульманские бани и многое другое. Фуко трижды в период с 1966 по 1967 год излагает понятие гетеротопии. Лекция, прочитанная Фуко группе архитекторов в 1967 году, является наиболее известным объяснением этого термина. [1] Его первое упоминание об этой концепции содержится в предисловии к «Порядку вещей» и относится к текстам, а не к социокультурным пространствам. [2]

Этимология

[ редактировать ]

Гетеротопия следует шаблону, установленному понятиями утопии и антиутопии . Приставка гетеро- происходит от древнегреческого ἕτερος ( héteros , «другой, другой, другой») и сочетается с греческой морфемой τόπος ( топос ) и означает «место». Утопия — это идея или образ, который не является реальным, но представляет собой усовершенствованную версию общества, например, книга Томаса Мора или рисунки Ле Корбюзье . Как писал Уолтер Рассел Мид : «Утопия — это место, где все хорошо; антиутопия — это место, где все плохо; гетеротопия — это место, где все по-другому, то есть собрание, члены которого имеют мало или совсем не имеют вразумительных связей друг с другом. " [3]

Фуко использует термин «гетеротопия» ( французский : hétérotopie ) для описания пространств, которые имеют больше смысловых слоев или отношений с другими местами, чем сразу бросается в глаза. В общем, гетеротопия — это физическое представление или приближение утопии или параллельного пространства (например, тюрьмы), которое содержит нежелательные тела, делающие возможным настоящее утопическое пространство.

Фуко объясняет связь между утопиями и гетеротопиями на примере зеркала. Зеркало — это утопия, потому что отраженный образ — это «безместное место», нереальное виртуальное место, позволяющее увидеть собственную видимость. Однако зеркало также является гетеротопией, поскольку оно является реальным объектом. Гетеротопия зеркала одновременно абсолютно реален, соотносясь с окружающим его реальным пространством, и абсолютно нереален, создавая виртуальный образ.

Фуко формулирует несколько возможных типов гетеротопий или пространств, имеющих двойное значение:

  • Кризисная гетеротопия — это отдельное пространство вроде школы-интерната или номера мотеля, где такие события, как взросление или медовый месяц, происходят вне поля зрения. Фуко описывает кризисную гетеротопию как «зарезервированную для людей, которые по отношению к обществу и к человеческой среде, в которой они живут, находятся в состоянии кризиса». Он также указывает на то, что кризисные гетеротопии постоянно исчезают из общества и заменяются следующими гетеротопиями девиации.
  • Гетеротопии девиаций – это учреждения, куда мы помещаем лиц, поведение которых выходит за рамки нормы (больницы, приюты, тюрьмы, дома престарелых).
  • Гетеротопия может быть единственным реальным местом, сочетающим в себе несколько пространств. Сад может быть гетеротопией, если это реальное пространство, предназначенное для микрокосма различных сред с растениями со всего мира.
  • Гетеротопии времени, такие как музеи, заключают в одном месте предметы всех времен и стилей. Они существуют во времени, но также существуют и вне времени, потому что они построены и сохранены так, чтобы быть физически невосприимчивыми к разрушительному воздействию времени.
  • Гетеротопии ритуала или очищения — это изолированные и проницаемые пространства, но не доступные свободно, как общественное место. Либо вход в гетеротопию обязателен, как при входе в тюрьму, либо вход требует особых ритуалов или жестов, как в сауне или хаммаме .
  • Гетеротопия имеет функцию по отношению ко всем остальным пространствам. Две функции таковы: гетеротопия иллюзии, которая создает пространство иллюзии, обнажающее каждое реальное пространство, и гетеротопия компенсации, которая создает реальное пространство — пространство, которое является другим.

Разработки Фуко по поводу гетеротопий были опубликованы в статье под названием Des espaces autres (О других пространствах). Философ призывает к обществу со многими гетеротопиями не только как к пространству с несколькими местами или для утверждения различий, но и как к средству бегства от авторитаризма и репрессий, метафорически заявляя, что если мы возьмем корабль как крайнюю гетеротопию , общество без кораблей по своей сути является репрессивным. [4]

В работах других авторов

[ редактировать ]

Географы-люди, часто связанные с постмодернистской школой, используют этот термин (и предложения автора), чтобы помочь понять современное возникновение (культурных, социальных, политических, экономических) различий и идентичности как центральную проблему в крупных мультикультурных городах. Идея места (чаще связанная с этнической принадлежностью и полом и реже с проблемой социального класса) как гетеротопической сущности привлекает внимание в современном контексте постмодернистских, постструктуралистских теоретических дискуссий (и политической практики) в географии и других областях. пространственные социальные науки. Концепция гетеротопии также обсуждалась применительно к пространству, в котором происходит обучение. [5] Идут обширные дебаты с такими теоретиками, как Дэвид Харви , которые по-прежнему сосредоточены на вопросе классового доминирования как центрального детерминанта социальной гетерономии.

Географ Эдвард Соя работал с этой концепцией в диалоге с работами Анри Лефевра о городском пространстве в книге «Третье пространство» . [6]

Мэри Франклин-Браун использует концепцию гетеротопии в эпистемологическом контексте, чтобы исследовать энциклопедии Винсента Бове и Рамона Луллия тринадцатого века как концептуальные пространства, где множество возможных способов познания собраны вместе, не пытаясь их примирить. [7]

Исследователь новых медиа Хе Джин Чунг применяет концепцию гетеротопии для описания множества наложенных друг на друга слоев пространственности и временности, наблюдаемых в высокооцифрованных аудиовизуальных средствах массовой информации. По мнению Чанга, гетеротопическое восприятие цифровых медиа заключается в понимании глобально рассредоточенной трудовой структуры многонационального капитализма, которая производит аудиовизуальные репрезентации различных пространственно-временных явлений. [8]

В литературе

[ редактировать ]

Концепция гетеротопии оказала значительное влияние на литературу, особенно научную фантастику, фэнтези и другие умозрительные жанры . Многие читатели считают миры Китая Мьевиля и других писателей -фантастов гетеротопиями, поскольку они представляют собой миры радикальных различий, прозрачные или безразличные для их обитателей. [9] Сэмюэля Делани Роман 1976 года «Проблемы на Тритоне» имеет подзаголовок «Двусмысленная гетеротопия» и был частично написан в диалоге с Урсулы К. Ле Гуин научно-фантастическим романом «Обделенные» с подзаголовком «Двусмысленная утопия» . [10] [11]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Фуко, Мишель (март 1967 г.). «Из других пространств (Des Espace Autres)» . foucault.info . Проверено 9 января 2022 г.
  2. ^ Фуко, Мишель (1971). Порядок вещей . Нью-Йорк: Винтажные книги. ISBN  978-0-679-75335-3 .
  3. ^ Мид, Уолтер Рассел (зима 1995–1996 гг.). «Поезда, самолеты и автомобили: конец постмодернистского момента». Журнал мировой политики . 12 (4): 13–31. JSTOR   40209444 .
  4. ^ Фуко, Мишель (октябрь 1984 г.). «Другие пространства». Архитектура, Движение, Непрерывность . 5 :46–49. ; его дважды переводили на английский язык, сначала как Фуко, Мишель (весна 1986 г.). «Из других пространств». Диакритика . 16 (1). пер. Джей Мисковец: 22–27. дои : 10.2307/464648 . JSTOR   464648 . доступно на сайте foucault.info (по состоянию на 10 августа 2014 г.); и второй как Фуко, Мишель (1998). «Разные пространства». В Фаубионе, Джеймс Д. (ред.). Эстетика, метод и эпистемология: основные работы Фуко, 1954–1984, том 2 . пер. Роберт Херли. Нью-Йорк: Новая пресса. стр. 175–185. ISBN  978-1565843295 . ; двусмысленности двух переводов обсуждаются в Джонсон, Питер (ноябрь 2006 г.). «Разгадка« разных пространств »Фуко ». История гуманитарных наук . 19 (4): 75–90. дои : 10.1177/0952695106069669 . S2CID   146192540 . .
  5. ^ Блэр, Эрик (2009). «Колледж дополнительного образования как гетеротопия» . Исследования в области постобязательного образования . 14 (1): 93–101. дои : 10.1080/13596740902717465 . S2CID   144299537 .
  6. ^ Соджа, Эдвард (1996). Третье пространство: путешествия в Лос-Анджелес и другие реальные и воображаемые места . Молден, Массачусетс: Издательство Blackwell Publishers. ISBN  978-1-55786-675-2 .
  7. ^ Франклин-Браун, Мэри (2012). Читая мир: энциклопедические сочинения в эпоху схоластики . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0-226-26068-6 .
  8. ^ Чунг, Хе Джин. Медиа-гетеротопии: цифровые эффекты и материальный труд в глобальном кинопроизводстве , Дарем, Северная Каролина: Duke University Press, 2018, стр. 17–37.
  9. ^ Гордон, Джоан (ноябрь 2003 г.). в Китае Мьевиля «Гибридность, гетеротопия и товарищество на станции Пердидо-стрит ». Научно-фантастические исследования . 30 (3): 456–476. JSTOR   4241204 .
  10. ^ Делани, Сэмюэл Р. (ноябрь 1990 г.). «О Тритоне и других вопросах: интервью с Сэмюэлем Р. Делани» . Научно-фантастические исследования . 17 (3): 295–324. JSTOR   4240009 .
  11. ^ Чан, Эдвард К. (лето 2001 г.). Делани «(Вульгарная) Политика идентичности в космическом пространстве: Тритон и гетеротопическое повествование». Журнал теории повествования . 31 (2): 180–213. дои : 10.1353/jnt.2011.0082 . JSTOR   30225762 . S2CID   162231951 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 88f361e15c674ea17a2a8e57b9af28bc__1720233420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/88/bc/88f361e15c674ea17a2a8e57b9af28bc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Heterotopia (space) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)