Jump to content

паррезия

В риторике парресия παρρησία ( греч . ) — откровенная речь, свободное высказывание. [1] Это подразумевает не только свободу слова, но и обязанность говорить правду ради общего блага, даже с личным риском.

Этимология

[ редактировать ]

Самое раннее зарегистрированное использование термина парресия принадлежит Еврипиду в пятом веке до нашей эры. [2] [3] Парресия буквально означает «говорить все» и, в более широком смысле, «говорить свободно», «говорить смело» или « смелость ». [4]

Использование в Древней Греции

[ редактировать ]

В классический период парресия была фундаментальным компонентом афинской демократии . [5] В судах или Экклесии , собрании граждан, афиняне могли говорить почти все. В «Дионисии» такие драматурги, как Аристофан, в полной мере использовали свое право высмеивать того, кого они выбрали. [6]

Однако за пределами театра или правительства были пределы тому, что можно было сказать; свобода обсуждать политику, мораль, религию или критиковать людей будет зависеть от контекста: кем, когда, как и где это было сказано. [7] Если кого-то считали аморальным или придерживались взглядов, противоречащих общественному мнению, то использование такой неограниченной свободы слова сопряжено с большим риском, например, с обвинением в нечестии ( асебея ). Именно под этим предлогом Сократ был казнен в 399 г. до н.э. за бесчестие богов и развращение молодежи. [6] Хотя, возможно, Сократ был наказан за тесную связь со многими участниками афинского переворота 411 г. до н.э., поскольку считалось, что философское учение Сократа послужило интеллектуальным оправданием их захвата власти. [8] [ нужен лучший источник ]

В более поздней эллинистической философии парресия была определяющей характеристикой философов -киников , воплощением которой является бесстыдство Диогена Синопского . [9] По мнению Филодема , парресия употребляется и эпикурейцами в форме откровенной критики друг друга, имеющей целью помочь объекту критики добиться прекращения боли и достичь состояния атараксии . [10]

В греческом Новом Завете парресия – это способность Иисуса или его последователей отстаивать свою позицию в дискурсе перед политическими и религиозными властями, такими как фарисеи . [11] [1] [12]

Использование в раввинистических еврейских сочинениях

[ редактировать ]

Парресия появляется в мидрашской литературе как условие передачи Торы . Обозначая открытое и публичное общение, парресия появляется в сочетании с термином δῆμος ( dimus , сокращение от dimosia ), который переводится как coram publica , на виду у общественности, то есть открытый для публики. [13] Как способ общения он неоднократно описывается в терминах, аналогичных общему достоянию . Парресия тесно связана с бесхозной пустыней первичного мифогеографического значения — Мидбарским Синаем , где впервые была получена Тора. Распространение Торы, таким образом, зависит от ее учителей, культивирующих природу, столь же открытую, бесхозную и коллективную, как и эта пустыня. [14] Этот термин важен для сторонников иудаизма с открытым исходным кодом . [15] Вот текст из Мехильты , где встречается термин dimus parrhesia (см. текст, выделенный жирным шрифтом).

«И мы расположились станом в пустыне» (Исход, глава 19, стих 2) Тора дала Димосу Перхасию на месте пустынном, которое она дала в Земле Израиля, они сказали бы, что народы мира не имеют в ней части, посему Она дала в пустыне Димос Перхасью, на месте пустынном, и всякий, кто хочет получить ее, придет и получит … [16]
Тора передавалась над димус парресией в макоме хефкере (никем не принадлежащем месте). Ибо если бы оно было дано в Земле Израиля, у них была бы причина сказать народам мира: «Вам нет в этом доли». Так было дано dimus parrhesia в месте, никому не принадлежащем: «Пусть все, кто желает получить это, придут и получат это!»

Пояснение: Почему Тора не была дарована в земле Израиля? Для того, чтобы у народов мира не было повода говорить: «Поскольку это было дано на земле Израиля, поэтому мы не приняли это». [17]

...еще одно: не вносить раздора между племенами, чтобы не случилось так, что в моей стране она дала Тору, а это значит, что в моей стране она дала Тору, поэтому она дала Тору в пустыне, в месте пустынном в пустыне , в трёх вещах Тору сравнили в пустыне с огнем и водой, чтобы сказать вам, что они бесплатны, даже слова Торы бесплатны для всех В мире [18]
Другая причина: чтобы не вызвать разногласий среди колен [Израиля]. Иначе можно было бы сказать: «На моей земле была дана Тора». А другой мог бы сказать: «В моей стране была дана Тора». Поэтому Тора была дана в Мидбаре (пустыне, пустыне), dimus parrhesia , в месте, никому не принадлежащем. Тора уподобляется трем вещам: Мидбару , огню и воде. Это значит сказать, что как эти три вещи доступны всем, кто приходит в мир, так и слова Торы свободны для всех, кто приходит в мир.

Термин «парресия» также используется в современном иврите (обычно пишется פרהסיה ‎), что означает [в] публике .

Современная стипендия

[ редактировать ]

Мишель Фуко разработал концепцию паррезии как способа дискурса, при котором люди выражают свои мнения и идеи откровенно и честно, избегая использования манипуляций, риторики или широких обобщений. [19] Интерпретация парресии Фуко контрастирует с современной картезианской моделью, требующей неопровержимых доказательств истины. Декарт приравнивал истину к несомненному, полагая, что то, в чем нельзя сомневаться, должно быть истиной. [ нужна ссылка ] Пока речь не будет проверена или подвергнута критике на предмет сомнений, ее истинность не может быть оценена по этому стандарту.

Фуко утверждал, что классическая греческая концепция парресии основывается на нескольких критериях. Человек, занимающийся паррезией, признается таковым только в том случае, если он обладает достоверной связью с истиной. Это влечет за собой критику самого себя, популярных мнений или социальных норм. Раскрытие этой правды подвергает человека потенциальному риску, однако критик продолжает высказываться из-за моральной, социальной и/или политической ответственности. Кроме того, в публичном контексте практикующий парресию должен занимать менее влиятельную социальную позицию по сравнению с теми, кому доносится правда.

Фуко описал классического греческого парресиаста как человека, который рискует, говоря честно, даже если это может привести к негативным последствиям. Этот риск не всегда связан с опасными для жизни ситуациями. Например, когда вы говорите другу, что он делает что-то не так, зная, что это может его рассердить и навредить вашей дружбе, вы действуете как парресиаст . Парресия тесно связана с наличием смелости говорить правду, несмотря на потенциальные опасности, включая социальные последствия, политический скандал или даже вопросы жизни и смерти. [20] : 15–16 

Паррезия предполагает открытое общение. Это включает в себя четкую связь с истиной через честность, связь с личной жизнью через столкновение с опасностью, определенное взаимодействие с самим собой или другими посредством критики и особые отношения с моральными принципами через свободу и ответственность. В частности, это форма речи, в которой говорящий делится своей личной правдой, даже рискуя своей жизнью, потому что считает, что говорить правду – это обязанность помогать другим и самому себе. В парресии говорящий предпочитает честность убеждению, правду лжи или молчанию, риск смерти безопасности, критику лести и моральные обязательства личным интересам или безразличию. [20] : 19–20 

Парресиаст говорит безоговорочно. Например, Демосфен в своих беседах «О посольстве» и «Первой Филиппике» подчеркивает важность говорить с парресией, ничего не сдерживая и не скрывая. [21]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Бертон, Гидеон О. «Паррезия» . Сильва Риторическая . Университет Бригама Янга. Архивировано из оригинала 26 мая 2007 г. Проверено 24 мая 2007 г. говорить откровенно или ... просить прощения за такие слова
  2. ^ παρρησία . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей»
  3. ^ Греческий παρρησία parrēsía ( πᾶν «все» и ῥῆσις «высказывание, речь»)
  4. ^ παρρησία . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей»
  5. ^ «Паррезия: определение и примеры паррезии | Ifioque.com» . www.ifioque.com . Проверено 14 мая 2024 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Уоллес, Роберт В. (2002), «Сила говорить – а не слушать – в Древних Афинах», в Слюйтере, Инеке; Розен, Ральф Марк (ред.), Свобода слова в классической античности , Брилл, стр. 222–223 .
  7. ^ Робертс, Джон Уиллоби (1984), Город Сократа , Рутледж, с. 148
  8. ^ Стоун, ИФ (8 апреля 1979 г.). «ЕСЛИ Стоун разрушает историю Сократа» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 18 октября 2022 г.
  9. ^
  10. ^ Филодем (1998). Констан, Дэвид; Клей, Дискин; Рад, Кларенс Э.; Том, Йохан К.; Уэр, Джеймс (ред.). Об откровенной критике (Пери парресиас) . Атланта, Джорджия: Scholars Press.
  11. ^ например, Деяния 4:13 : «Когда же они увидели смелость [ την παρρησίαν ] Петра и Иоанна и поняли, что они были необразованными и обычными людьми, они изумились и признали в них товарищей Иисуса».
  12. ^
    • Лонг, Уильям «Билл» (1 декабря 2004 г.). «Парресия и раннее христианство» . Еще больше слов . Архивировано из оригинала 11 февраля 2012 года . Проверено 19 сентября 2008 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
    • Шлиер, Генрих (1967). "змея, змея" В Киттеле, Герхард; Фридрих, Герхард (ред.). Богословский словарь Нового Завета Том. В. Анн-Арбор: Эрдманс. стр. 100-1 871 и далее.
  13. ^ Значение, найденное в Дилтенбергер, Вильгельм, изд. (1917). Силлог греческих надписей . Том. 2 (3-е изд.). п. 500 , № 807, надпись после 138 г. н.э. {{cite book}}: CS1 maint: постскриптум ( ссылка )
  14. ^ Бамидбар Раба 1:7
  15. ^ Варади, Аарон. « Стань Макомом Хефкером»: первичные источники по открытым исходным кодам в иудаизме» (исходный лист). Проект «Открытый Сидур» . Проверено 29 июня 2014 г.
  16. ^ «Мехильта де Ребби Ишмаэль» .
  17. ^ «5», Мехилта де раввин Измаил , т. Трактат Баходеш, JHU, о Шмот 20:2, ISBN  978-0-82761003-3 .
  18. ^ «Ялкут Шимони» .
  19. ^ Фуко, Мишель (октябрь – ноябрь 1983 г.), Дискурс и истина: проблематизация паррезии (шесть лекций) , Калифорнийский университет в Беркли .
  20. ^ Перейти обратно: а б Мишель Фуко (1983). Бесстрашная речь .
  21. ^ Мишель Фуко (2008). Мужество истины . Перевод Берчелла, Грэма. Пэлгрейв Макмиллан. п. 9 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Пиво, Беате (2015). «Паррезия». Настоящий лексикон античности и христианства . Штутгарт: Хиерсеманн. стр. 1014–1033.
  • Филдс, Дана (2020). Откровенность, греческая культура и Римская империя . Абингдон: Рутледж.
  • Леппин, Хартмут (2022). Парадоксы паррезии. Древняя история слова . Триа Корда. Том 14. Тюбинген: Мор Зибек.
  • Скарпат, Джозеф (2001). Греческая парресия, христианская парресия . Брешия: Пайдея.
  • Слейтер, Инеке ; Розен, Ральф Марк, ред. (2004). Свобода слова в классической античности . Лейден: Брилл.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a41f451e915c0c35cded3ca94e722093__1715683320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a4/93/a41f451e915c0c35cded3ca94e722093.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Parrhesia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)