Лимит-опыт
В континентальной философии предел -опыт ( фр . expérience limite ) — качество опыта, приближающееся к границам возможного опыта. Это может быть с точки зрения интенсивности, и это может показаться невозможным или парадоксальным. В лаканизме предельный опыт отделяет субъекта от опыта, в котором он существует и с которым он идентифицируется, что приводит к конфронтации с Реальным . [1] Это понятие впервые появляется в работах Карла Ясперса , а затем в работах французского философа Жоржа Батая ; впоследствии он стал ассоциироваться с французскими философами Морисом Бланшо и Мишелем Фуко благодаря использованию ими этой концепции. [2]
Интерпретации
[ редактировать ]Джордж Батай
[ редактировать ]Первоначально говоря о предельных переживаниях, Батай черпал вдохновение из Шарля Бодлера и его поэтики парадоксального опыта, например, в строке «О грязное величие! О возвышенный позор!» Бодлера в стихотворении 25 «Цвета зла» . [3] Он отметил «тот факт, что эти две полные противоположности были идентичны - божественный экстаз и крайний ужас». [4] и он продолжал бросать вызов условностям, установленным сюрреалистами в то время, с помощью антиидеалистической философии, основанной на том, что он называл «невозможным», определяемым нарушением «правил» до тех пор, пока что-то за пределами всех правил ; не было достигнуто [5] Позже Фуко резюмировал это как «точку жизни, которая максимально близка к невозможности жизни, которая находится на пределе или крайности». [6] Батай стремился выявить опыт такого рода и создать философию, которая бы объясняла, как жить на грани ограничений, когда способность понимать опыт ломается. [7]
Мишель Фуко
[ редактировать ]Фуко заметил, что «идея предельного опыта, вырывающего субъекта из самого себя, — это то, что было важно для меня при чтении Ницше , Батая и Бланшо». [8] В его манере системы философии и психологии и их концепции реальности и единого субъекта могли быть подвергнуты сомнению и разоблачены в пользу того, что их системы и структуры отвергали и исключали, рассматривая их с точки зрения, основанной на возможностях предельного опыта. [9]
Насколько далеко заходит увлечение Фуко интенсивными переживаниями во всех его работах, является предметом споров, причем эта концепция, возможно, отсутствует в его более поздних и более известных работах о сексуальности и дисциплине, а также тесно связана с культом сумасшедших. художник в «Безумии и цивилизации» . [10]
Жак Лакан
[ редактировать ]Под влиянием Батая, у которого он почерпнул идею невозможности, [11] Лакан исследовал роль предельных переживаний, таких как «желание, скука, заключение, бунт, молитва, бессонница… и паника». [12] в формировании Другого .
Он также перенял некоторые взгляды Батая на любовь, считая, что она основана на том, что человек ранее «испытал предел, в пределах которого он, как и желание, связан». [13] В частности, он рассматривал мазохизм как предел опыта, [14] этот аспект лег в основу его статьи «Кант с Садом». [15]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рудинеско, Элизабет (2005). Жак Лакан . Политическая пресса. п. 166.
- ^ Калпитт, Ян (2001). «Мишель Фуко, социальная политика и «предельный опыт» » .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Цитируется по Борису Цирульнику, Устойчивость (2009), с. 24
- ^ Рудинеско, с. 122
- ^ Рудинеско, с. 125
- ^ Мишель Фуко, «Книга опыта», в « Замечаниях о Марксе: Беседы с Дуччио Тромбадори» ,пер. Р. Джеймс Гольдштейн и Джеймс Каскаито [Нью-Йорк: Semiotext(e),1991], с. 30–31
- ^ Бенджамин Нойс, Жорж Батай: критическое введение (2000), с. 3
- ^ Цитируется в Gutting ed., стр. 224
- ^ Потрошение изд., с. 340
- ^ Потрошение изд., с. 23-4
- ^ Рудинеско, с. 136
- ^ Жак Лакан, Ėcrits: A Selection (1997), с. 192
- ^ Жак Лакан, Четыре фундаментальные концепции психоанализа (1994), с. 276
- ^ Дилан Эванс, Вводный словарь лакановского психоанализа (1996), стр. 168
- ^ Лакан, Концепции , с. 276
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дэвид Мэйси, Лакан в контекстах (1988)
- Кэролин Дин, Самость и ее удовольствия: Батай, Лакан и история децентрализованного субъекта (1992)
- «Канта с Садом» Жак Лакан, Критика 191 (1963) / «Кант с Садом», 51 октября (1989)