Что такое Просвещение? (Фуко)
« Что такое Просвещение? » ( фр . Qu'est-ce que les Lumières? ) — название двух текстов философа Мишеля Фуко , в которых рассматривается значение Просвещения и комментируется Иммануила Канта эссе « Отвечая на вопрос: Что такое Просвещение ? Оба текста Фуко имеют один и тот же смысл и берут начало в лекции в Коллеж де Франс 5 января 1983 года. [ 1 ]
«Что такое Просветление?» также является важным вкладом в дебаты Фуко с Юргеном Хабермасом . Более длинный из двух текстов впервые появился в 1984 году под названием «Что такое Просвещение» на английском языке, более короткий и более острый по содержанию — в том же году как « Qu’est-ce que les Lumières? » в журнале Magazinelitéraire . [ 1 ]
История публикаций
[ редактировать ]Полная версия была впервые опубликована на английском языке под названием «Что такое Просвещение» в «Читателе Фуко» . [ 2 ] Впервые оно было опубликовано на французском языке в 1993 году в журнале «Литературный журнал » под названием « Кант и современность ». [ 1 ] и в 1994 году в четвертом томе Мишеля Фуко: Dits et Ecrits 1954–1988 под редакцией Даниэля Дефера и Франсуа Эвальда . [ 3 ]
Краткий текстовый вариант появился в 1984 году на французском языке в журнале Magazinelitéraire и в немецком переводе под названием «Что такое революция? Что такое Просвещение?» в Die Tageszeitung от 2 июля 1984 г. [ 4 ] Это, в свою очередь, впервые появилось на английском языке в 1988 году в антологии «Политика, философия, культура» под названием «Искусство говорить правду». [ 1 ]
Содержание
[ редактировать ]В своем тексте Фуко описывает просвещение со ссылкой на Канта и современность со ссылкой на Шарля Бодлера , прежде чем описать дух Просвещения. В более длинной версии он пишет о просветлении:
Таким образом, Просвещение — это не просто процесс, благодаря которому люди увидят, что их личная свобода мысли гарантирована. Просвещение наступает тогда, когда универсальное, свободное и публичное использование разума накладываются друг на друга. [ 2 ]
О современности он говорит:
Современность часто характеризуется осознанием разрыва времени: разрывом с традицией, ощущением новизны, головокружением перед лицом уходящего момента. [ 2 ]
И современный человек:
Современный человек, по Бодлеру, — это не тот человек, который отправляется открывать себя, свои тайны и свою скрытую истину; он человек, который пытается изобрести себя. Эта современность не «освобождает человека в его собственном существе»; оно заставляет его решать задачу создания самого себя. [ 2 ]
Он признает Просвещению более всеобъемлющее существование как совокупности событий и процессов, считает основополагающим для философской рефлексии, но только рефлективное отношение к современности. Для него просвещение — это вопрос разума в соответствии с его собственной историчностью: [ 4 ]
С одной стороны, я стремился подчеркнуть, в какой степени тип философского исследования – тот, который одновременно проблематизирует отношение человека к настоящему, исторический способ существования человека и конституирование личности как автономного субъекта – является уходит корнями в эпоху Просвещения. С другой стороны, я пытался подчеркнуть, что нить, которая может связать нас с Просвещением, — это не верность доктринальным элементам, а, скорее, постоянная реактивация позиции — то есть философского этоса, который можно было бы описать как постоянная критика нашей исторической эпохи. [ 2 ]
Фуко противопоставляет два типа критической практики, оба из которых он обнаружил у Канта. С одной стороны, есть известный вопрос Канта о том, какое знание о познании возможно и каковы пределы познания. Отсюда, однако, вытекает критика того, что является всеобщим, необходимым и обязательным, а что единичным, случайным и продуктом обстоятельств. Для Фуко критика — это уже не поиск универсально значимых формальных структур, а историческое исследование событий, которые конституируют нас самих и которые позволяют нам видеть себя субъектами. [ 2 ] [ 5 ]
Таким образом, Фуко утверждает, что существуют универсальные пограничные условия современности , которые побуждают людей производить себя. Просветление само по себе является частью того, что определяет, кто мы есть, поэтому невозможно быть за или против него. Для вещей, которые находятся за пределами выбора, не имеет значения, имеют ли они легитимность. Хотя не существует знаний, которые были бы свободны от них или превосходили бы их, можно по-новому интерпретировать и жить так, чтобы лучше всего гармонировать с пониманием самого себя. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Йордхайм, Хельге (2010). «Настоящее Просвещения: временность и посредничество у Канта, Фуко и Жан-Поля». В Сискине, Клиффорд; Уорнер, Уильям (ред.). Это Просветление . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 189–208 ( 196–197 ). дои : 10.7208/Чикаго/9780226761466.003.0010 . ISBN 9780226761473 . OCLC 457149493 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фуко 1984 .
- ^ Фуко 1994 .
- ^ Jump up to: а б Шнайдер, Ульрих Йоханнес (1999). «Фуко и Просвещение». Восемнадцатый век (на немецком языке). 23 (1): 14. ISSN 0722-740X .
- ^ Jump up to: а б Ингрэм, Дэвид Б. (2006). «Фуко и Хабермас». В Потрошении, Гэри (ред.). Кембриджский спутник Фуко (2-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 266–267. дои : 10.1017/CCOL0521840821.010 . ISBN 978-0-521-60053-8 . OCLC 58468626 .
Источники
[ редактировать ]- Фуко, Мишель (1984). «Что такое Просветление?» . Читатель Фуко . Нью-Йорк: Книги Пантеона. стр. 32–50. ISBN 0394529049 . OCLC 10021125 .
- Фуко, Мишель (1994) [1984]. «Что такое огни?» . В Деферте, Дэниел; Эвальд, Франсуа; Лагранж, Жак (ред.). Устная и письменная речь: 1954–1988 гг . Полет. 4: 1980–1988. Париж: Галлимар. стр. 562–578. ISBN 9782070739899 . OCLC 31825187 .