Устройство
![]() | Эта статья содержит слишком много или слишком длинные цитаты . ( май 2024 г. ) |
философии Мишеля Фуко диспозитив В или диспозитив [1] Это любой из различных институциональных, физических и административных механизмов и структур знаний, которые усиливают и поддерживают осуществление власти внутри социального тела. Говорят, что связи между этими элементами неоднородны, поскольку знания, практика, методы и институты устанавливаются и восстанавливаются в каждую эпоху. [1] Именно посредством этих связей структурируются властные отношения. [1]
Определение
[ редактировать ]Dispositif переводится по-разному: «устройство», «машина», «аппарат», «сооружение» и «развертывание».
Фуко дает определение Диспозитив в своем интервью «Исповедь плоти» 1977 года, отвечая на вопрос: «Каково для вас значение или методологическая функция этого термина, аппарата (диспозитив)?»
- «С помощью этого термина я пытаюсь выделить, во-первых, совершенно разнородный ансамбль, состоящий из дискурсов, институтов, архитектурных форм, нормативных решений, законов, административных мер, научных заявлений, философских, моральных и филантропических положений – короче говоря, как сказанное, так и невысказанное. Таковы элементы аппарата. Сам аппарат представляет собой систему отношений, которые могут быть установлены между этими элементами». [2] [3]
Немецкий лингвист Зигфрид Йегер Фуко определяет диспозитив как
- основанных на знаниях) и проявлений знаний посредством действий или поведения ... «взаимодействие дискурсивного поведения (т.е. речи и мыслей, основанных на общем пуле знаний), недискурсивного поведения (т.е. действий , диспозитивы Таким образом, можно представить себе как своего рода Gesamtkunstwerk , сложно переплетенные и интегрированные диспозитивы в своей совокупности составляют диспозитив всего общества». [4]
Датский философ Раффнсё «выдвигает «диспозитив» (le dispositif) как ключевую концепцию в творчестве Фуко» и «находчивый подход к изучению современных социальных проблем». [5] По мнению Раффнсё, «диспозиционно-предписывающий уровень является важнейшим аспектом социальной реальности в организационной жизни, поскольку он оказывает определяющее влияние на то, что считается само собой разумеющимся и считается реальным. а также то, что можно даже представить и предвидеть как потенциально осуществимое, как нечто, на что можно надеяться или действовать, чтобы добиться этого». [6]
Итальянский политический философ Джорджио Агамбен прослеживает траекторию диспозитива в — ойкономии Аристотеля эффективном управлении домашним хозяйством и попытке ранних отцов церкви спасти концепцию Троицы от обвинений в политеизме, поскольку тройственность Бога его ойкономия. [7] Агамбен определяет аппарат / диспозитив как
- «Дальнейшим образом расширяя и без того большой класс аппаратов Фуко, я буду называть аппаратом буквально всё, что обладает способностью каким-либо образом улавливать, ориентировать, определять, перехватывать, моделировать, контролировать или защищать жесты, поведение, мнения или дискурсы живые существа, следовательно, не только тюрьмы, сумасшедшие дома, паноптикум, школы, исповеди, фабрики, дисциплины, судебные меры и т. д. (связь которых с властью в известном смысле очевидна), но и перо, письмо, литература. , философия, сельское хозяйство, сигареты, навигация, компьютеры, сотовые телефоны и — почему бы и нет — сам язык, который, возможно, является самым древним из аппаратов — тем, в котором тысячи и тысячи лет назад примат случайно позволил себя захватить, вероятно, даже не осознавая этого. последствия, с которыми ему предстояло столкнуться». [8]
Итальянский ученый Маттео Паскинелли этими словами критикует генеалогию Агамбена.
- «Диспозитив теоретически и филологически восходит к определению социальной нормативности, которое Фуко берет из книги Кангилема «Нормальное и патологическое» (1966), и к использованию термина «диспозитив» самим Кангилемом в эссе «Машина и организм» ( 1952). Обе эти линии исходят из понятия органической нормативности, которое Кангилем заимствует у немецко-еврейского невролога Курта Гольдштейна, то есть из традиции Lebensphilosophie, которая кажется несовместимой с теологическим тезисом Агамбена». [9]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Ларрош, Валери (2019). Диспозитив: концепция информационных и коммуникационных наук . Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons. п. 83. ИСБН 9781786303097 .
- ^ Интервью "Исповедь плоти" (1977). В «Избранных интервью и других произведениях Power/Knowledge» (ред. Колин Гордон), 1980: стр. 194–228.
- ^ "Каково диспозитив ?" Блог Фуко, 1 апреля 2007 г.
- ^ «взаимодействие дискурсивных практик (= разговора и мышления на основе знаний), недискурсивных практик (= действий на основе знаний) и «видимости» или «объективации» (знания через действие/деятельность) .. В этом отношении диспозитивы также можно представить как своего рода «тотальное произведение искусства», которое – во многих отношениях взаимосвязанное и переплетённое – составляет диспозитив для общества в целом». , Зигфрид Йегер: Теоретические и методологические аспекты критического дискурса и диспозитивного анализа.
- ^ Что такое диспозитив? Исторические отображения сетей социальной реальности Фуко» https://www.academia.edu/9838825/What_is_a_dispositive_Foucault_s_historical_mappings_of_the_networks_of_social_reality
- ^ Диспозитив Фуко: проницательность диспозитивной аналитики в организационных исследованиях»: 21Организация: http://org.sagepub.com/content/early/2014/09/16/1350508414549885.full.pdf+html .
- ^ Мюррей, Алекс (6 июня 2011 г.). Словарь Агамбена . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9780748646982 .
- ^ Джорджио Агамбен, «Что такое аппарат?» в разделе « Что такое аппарат?» И другие эссе . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, 2009: стр. 14.
- ^ Маттео Паскинелли, «Чем не является аппарат: об археологии нормы у Фуко, Кангилема и Гольдштейна». Парресия 22, 2015, 79–89. PDF
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фуко, Мишель, История сексуальности , Том 1: Введение.