Jump to content

Устройство

философии Мишеля Фуко диспозитив В или диспозитив [1] Это любой из различных институциональных, физических и административных механизмов и структур знаний, которые усиливают и поддерживают осуществление власти внутри социального тела. Говорят, что связи между этими элементами неоднородны, поскольку знания, практика, методы и институты устанавливаются и восстанавливаются в каждую эпоху. [1] Именно посредством этих связей структурируются властные отношения. [1]

Определение

[ редактировать ]

Dispositif переводится по-разному: «устройство», «машина», «аппарат», «сооружение» и «развертывание».

Фуко дает определение Диспозитив в своем интервью «Исповедь плоти» 1977 года, отвечая на вопрос: «Каково для вас значение или методологическая функция этого термина, аппарата (диспозитив)?»

«С помощью этого термина я пытаюсь выделить, во-первых, совершенно разнородный ансамбль, состоящий из дискурсов, институтов, архитектурных форм, нормативных решений, законов, административных мер, научных заявлений, философских, моральных и филантропических положений – короче говоря, как сказанное, так и невысказанное. Таковы элементы аппарата. Сам аппарат представляет собой систему отношений, которые могут быть установлены между этими элементами». [2] [3]

Немецкий лингвист Зигфрид Йегер Фуко определяет диспозитив как

основанных на знаниях) и проявлений знаний посредством действий или поведения ... «взаимодействие дискурсивного поведения (т.е. речи и мыслей, основанных на общем пуле знаний), недискурсивного поведения (т.е. действий , диспозитивы Таким образом, можно представить себе как своего рода Gesamtkunstwerk , сложно переплетенные и интегрированные диспозитивы в своей совокупности составляют диспозитив всего общества». [4]

Датский философ Раффнсё «выдвигает «диспозитив» (le dispositif) как ключевую концепцию в творчестве Фуко» и «находчивый подход к изучению современных социальных проблем». [5] По мнению Раффнсё, «диспозиционно-предписывающий уровень является важнейшим аспектом социальной реальности в организационной жизни, поскольку он оказывает определяющее влияние на то, что считается само собой разумеющимся и считается реальным. а также то, что можно даже представить и предвидеть как потенциально осуществимое, как нечто, на что можно надеяться или действовать, чтобы добиться этого». [6]

Итальянский политический философ Джорджио Агамбен прослеживает траекторию диспозитива в ойкономии Аристотеля эффективном управлении домашним хозяйством и попытке ранних отцов церкви спасти концепцию Троицы от обвинений в политеизме, поскольку тройственность Бога его ойкономия. [7] Агамбен определяет аппарат / диспозитив как

«Дальнейшим образом расширяя и без того большой класс аппаратов Фуко, я буду называть аппаратом буквально всё, что обладает способностью каким-либо образом улавливать, ориентировать, определять, перехватывать, моделировать, контролировать или защищать жесты, поведение, мнения или дискурсы живые существа, следовательно, не только тюрьмы, сумасшедшие дома, паноптикум, школы, исповеди, фабрики, дисциплины, судебные меры и т. д. (связь которых с властью в известном смысле очевидна), но и перо, письмо, литература. , философия, сельское хозяйство, сигареты, навигация, компьютеры, сотовые телефоны и — почему бы и нет — сам язык, который, возможно, является самым древним из аппаратов — тем, в котором тысячи и тысячи лет назад примат случайно позволил себя захватить, вероятно, даже не осознавая этого. последствия, с которыми ему предстояло столкнуться». [8]

Итальянский ученый Маттео Паскинелли этими словами критикует генеалогию Агамбена.

«Диспозитив теоретически и филологически восходит к определению социальной нормативности, которое Фуко берет из книги Кангилема «Нормальное и патологическое» (1966), и к использованию термина «диспозитив» самим Кангилемом в эссе «Машина и организм» ( 1952). Обе эти линии исходят из понятия органической нормативности, которое Кангилем заимствует у немецко-еврейского невролога Курта Гольдштейна, то есть из традиции Lebensphilosophie, которая кажется несовместимой с теологическим тезисом Агамбена». [9]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Ларрош, Валери (2019). Диспозитив: концепция информационных и коммуникационных наук . Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons. п. 83. ИСБН  9781786303097 .
  2. ^ Интервью "Исповедь плоти" (1977). В «Избранных интервью и других произведениях Power/Knowledge» (ред. Колин Гордон), 1980: стр. 194–228.
  3. ^ "Каково диспозитив ?" Блог Фуко, 1 апреля 2007 г.
  4. ^ «взаимодействие дискурсивных практик (= разговора и мышления на основе знаний), недискурсивных практик (= действий на основе знаний) и «видимости» или «объективации» (знания через действие/деятельность) .. В этом отношении диспозитивы также можно представить как своего рода «тотальное произведение искусства», которое – во многих отношениях взаимосвязанное и переплетённое – составляет диспозитив для общества в целом». , Зигфрид Йегер: Теоретические и методологические аспекты критического дискурса и диспозитивного анализа.
  5. ^ Что такое диспозитив? Исторические отображения сетей социальной реальности Фуко» https://www.academia.edu/9838825/What_is_a_dispositive_Foucault_s_historical_mappings_of_the_networks_of_social_reality
  6. ^ Диспозитив Фуко: проницательность диспозитивной аналитики в организационных исследованиях»: 21Организация: http://org.sagepub.com/content/early/2014/09/16/1350508414549885.full.pdf+html .
  7. ^ Мюррей, Алекс (6 июня 2011 г.). Словарь Агамбена . Издательство Эдинбургского университета. ISBN  9780748646982 .
  8. ^ Джорджио Агамбен, «Что такое аппарат?» в разделе « Что такое аппарат?» И другие эссе . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, 2009: стр. 14.
  9. ^ Маттео Паскинелли, «Чем не является аппарат: об археологии нормы у Фуко, Кангилема и Гольдштейна». Парресия 22, 2015, 79–89. PDF

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0dc4a20b4227221e457bddd22ae99081__1715440500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0d/81/0dc4a20b4227221e457bddd22ae99081.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dispositif - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)