Эпистема
В философии : эпистема ( древнегреческий , ἐπιστήμη ) латинизированный : epistēmē , букв. «наука, знание»; épistème французский: — это знание или понимание. Термин эпистемология (раздел философии, касающийся познания) происходит от слова episteme .
История
[ редактировать ]
Платон
[ редактировать ]Платон , вслед за Ксенофаном , противопоставляет episteme doxa : общепринятому убеждению или мнению. [1] Термин «эпистема» также отличается от «техне» : ремесла или прикладной практики. [2] в «Протагоре» Платоновский Сократ отмечает, что нус и эпистема являются предпосылками благоразумия ( фронезис ).
Аристотель
[ редактировать ]Аристотель различал пять добродетелей мысли: technê , epistêmê , phronêsis , sophia и nous , причем techne переводится как «ремесло» или «искусство», а эпистема — как «знание». [3] Полный отчет об эпистеме дан в «Постериорной аналитике» , где Аристотель утверждает, что знание необходимых, а не случайных истин относительно причинности является основополагающим для эпистемы . Чтобы подчеркнуть необходимость, он использует геометрию . Примечательно, что Аристотель использует понятие причины ( aitia ) в более широком смысле, чем современное мышление. Например, понимание того, как геометрические аксиомы приводят к теореме о свойствах треугольников, считается пониманием причины доказанного свойства прямоугольного треугольника. В результате эпистема — это добродетель мышления, имеющая дело с тем, что не может быть иначе, тогда как техне и фронезис имеют дело с тем, что случайно. [4]
Современные интерпретации
[ редактировать ]Мишель Фуко
[ редактировать ]Для Фуко эпистема — это руководящее бессознательное субъективности в пределах данной эпохи — субъективные параметры, которые формируют историческое априори . [5] : XXII Он использует термин épistémè ( Французское произношение: [epistemɛ] ) в его «Порядке вещей » в специализированном смысле означает историческое, вневременное, априорное знание, которое обосновывает истину и дискурсы , представляя таким образом условие их возможности в пределах конкретной эпохи . В книге Фуко описывает épistémè : [5] : 183
В любой данной культуре и в любой данный момент всегда существует только одна эпистема , определяющая условия возможности всякого знания, будь то выраженное в теории или молчаливо вложенное в практику.
В последующих работах он ясно дает понять, что несколько эпистем могут сосуществовать и взаимодействовать одновременно, являясь частями различных систем властных знаний . [6] Фуко пытается продемонстрировать конститутивные пределы дискурса и, в частности, правила, обеспечивающие его продуктивность; однако Фуко утверждает, что, хотя идеология может проникать в науку и формировать ее, это не обязательно: необходимо продемонстрировать, как идеология на самом деле формирует рассматриваемую науку; противоречия и необъективность не являются показателем идеологии. [7] Жан Пиаже сравнил использование Фуко épistémè с Куна понятием парадигмы Томаса . [8]
См. также
[ редактировать ]- Zeitgeist - Философское понятие, означающее «дух времени».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ δόξα у Лидделла и Скотта .
- ^ искусство Лидделла и Скотта .
- ^ Аристотель. Никомахова этика . 1139б15.
- ^
- Аристотель. Апостериорная аналитика . 71б10–15.
- Парри, Ричард (2021 г.), «Episteme and Techne» , в Залте, Эдвард Н. (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. зимой 2021 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 1 апреля 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фуко, Мишель (1970) [1966]. Порядок вещей: археология гуманитарных наук .
- ^ Фуко, Мишель (1980), Гордон, К. (ред.), Power/Knowledge , Брайтон: Havester , стр. 197,
я бы ретроспективно определил эпистему как стратегический аппарат, который позволяет выделить среди всех возможных утверждений те, которые будут приемлемы в пределах, я не говорю научной теории, но области научности, и которые можно сказать, истинны или ложны. Эпистема — это «аппарат», который делает возможным отделение не истинного от ложного, а того, что можно охарактеризовать как научное, от того, что нельзя охарактеризовать как научное.
- ^
- Фуко, Мишель (1980) [1969]. L'Archéologie du savoir [Археология знаний] (на французском языке). Париж: Галлимар. IV.VI.в.
- Фуко, Мишель (1980), «Правда и сила», в Гордоне, К. (редактор), Власть/Знание: избранные интервью и другие сочинения 1972–1977 , Брайтон: Хастер , стр. 109–133,
Истина - это вещь. этого мира: он производится только благодаря множественным формам принуждения. И это вызывает регулярные эффекты силы. Каждое общество имеет свой режим истины, свою «общую политику» истины: то есть типы дискурса, которые оно принимает и заставляет функционировать как истинные; механизмы и примеры, которые позволяют различать истинные и ложные утверждения, средства, с помощью которых каждое из них санкционируется; методы и процедуры, имеющие значение для достижения истины; статус тех, кому поручено говорить то, что считается правдой.
- Рабинов, Пол , изд. (1991). Читатель Фуко: введение в мысль Фуко . Лондон: Пингвин . ISBN 0140124861 .
- ^ Пиаже, Жан (1970) [1968], Структурализм , с. 132 .