Jump to content

Порядок вещей

Порядок вещей
Обложка французского издания
Автор Мишель Фуко
Оригинальное название Слова и вещи
Язык Французский
Предмет Гуманитарные науки
Опубликовано
Место публикации Франция
Тип носителя Печать (в твердом переплете и в мягкой обложке)
Страницы 404
ISBN 2-07-022484-8
ОКЛК 256703056

Порядок вещей: археология гуманитарных наук ( Les Mots et les Choses: Une Archéologie des Sciences Humanes ) — книга французского философа Мишеля Фуко . Он предполагает, что каждый исторический период имеет основополагающие эпистемические предположения, способы мышления, которые определяют, что является истиной и что является приемлемым дискурсом о предмете, очерчивая истоки биологии , экономики и лингвистики . Знакомство с истоками гуманитарных наук начинается с подробного судебно-медицинского анализа и обсуждения сложных сетей линий обзора , скрытности и репрезентации , которые существуют в групповой картине «Менины» ( «Ожизненные дамы» , 1656 г.). Диего Веласкес . Применение анализа Фуко показывает структурные параллели в схожих изменениях в восприятии , которые произошли в взглядах исследователей на предмет в гуманитарных науках.

Понятие эпистемы

[ редактировать ]

В книге «Порядок вещей: археология гуманитарных наук» Фуко писал, что исторический период характеризуется эпистемами — способами мышления об истине и дискурсе , — которые являются общими для областей знания и определяют, какие идеи можно концептуализировать. и какие идеи допустимо признать истинными. Что приемлемые идеи меняются и развиваются с течением времени, что проявляется в смене парадигмы интеллектуализма, например, между «классическим веком» и «классическим веком». [1] а «Современность» (начиная с Канта ) — период, рассматриваемый Фуко в книге, — является поддержкой тезиса о том, что каждый исторический период имеет в своей основе эпистемические предположения, способы мышления, которые определяют, что является истиной , а что рационально приемлемо.

Фуко анализирует три эпистемы:

  1. Эпистема эпохи Возрождения , характеризующаяся сходством и подобием.
  2. Эпистема классической эпохи, характеризующаяся репрезентацией и упорядоченностью , тождеством и различием , а также категоризацией и таксономией.
  3. Эпистема эпохи Нового времени, персонажу которой посвящена книга.

В эпистеме классической эпохи понятие «человек» еще не было определено. Человек не был подвержен отчетливому гносеологическому сознанию. [3] Классическая мысль, да и предшествующие ей, умели говорить о разуме и теле, о человеке и о его весьма ограниченном месте во вселенной, обо всех пределах познания и его свободы, но никто из них никогда не познавал человек, как это сделала современная мысль. Гуманизм «классиков» отводили человеку привилегированное место Возрождения, рационализм в мироустройстве, но о человеке они не думали. [4] Канта Это произошло только с «Критикой чистого разума» , когда вся западная эпистема была перевернута. Связь между «позитивностью и конечностью», дублированием эмпирического и трансцендентального , «постоянной ссылкой cogito на немыслимое», «отступлением и возвращением начала» определяют, по Фуко, способ существования человека. , потому что теперь рефлексия пытается философски найти возможность познания на анализе этого способа бытия, а не на способе представления. [5]

Эпистемическая интерпретация

[ редактировать ]
Las Meninas ( Фрейлины , 1656), Диего Веласкес. (Музей Прадо, Мадрид)

«Порядок вещей» (1966) посвящен «когнитивному статусу современных гуманитарных наук» в производстве знаний — способам видения, которые исследователи применяют к изучаемому предмету. Введение Фуко в эпистемические истоки гуманитарных наук представляет собой судебно-медицинский анализ картины «Менины» ( «Фрейлины» Диего Веласкеса , 1656) как предмета искусства . [6] Для детальных описаний Фуко использует язык, который «не предписывается и не фильтруется различными текстами искусствоведческих исследований». [7] Игнорирование социального контекста картины XVII века — сюжета (царской семьи); биография художника, техническая хватка, художественные истоки и стилистические влияния; и отношения со своими покровителями (король Испании Филипп IV и королева Австрии Мариана ) — Фуко анализирует сознательную художественную искусственность «Менин» как произведения искусства, чтобы показать сеть сложных визуальных отношений, существующих между художником, сюжеты и зритель, рассматривающий картину:

Мы смотрим на картину, на которой художник, в свою очередь, смотрит на нас. Простая конфронтация, глаза ловят взгляды друг друга, прямые взгляды накладываются друг на друга, когда они пересекаются. И тем не менее, эта тонкая линия взаимной видимости охватывает целую сложную сеть неопределенностей, разменов и уловок. Художник обращает на нас взгляд лишь постольку, поскольку мы занимаем ту же позицию, что и его предмет. [7] [8]

Как репрезентативная картина «Менины» представляет собой новую эпистему (образ мышления), находящуюся посередине между двумя «великими разрывами» в европейском интеллектуализме, классическим и современным: «Возможно, в этой картине Веласкеса существует представление, как бы классическое представление и определение пространства, которое оно открывает нам, представление, освобожденное, наконец, от препятствовавшего ему отношения, может предложить себя как представление в своей чистой форме». [7] [9]

Теперь его [художника Веласкеса] можно увидеть в момент неподвижности, в нейтральном центре его колебаний. Его темный торс и светлое лицо находятся на полпути между видимым и невидимым: выходя из полотна, за пределы нашего поля зрения, он движется в наш взгляд ; но когда он через мгновение сделает шаг вправо, удалившись от нашего взгляда, он будет стоять точно перед холстом, который пишет; он войдет в ту область, где его картина, забытая на мгновение, станет для него снова видимой, свободной от теней и умолчания. Как будто художник не может одновременно быть увиденным на картине, где он изображен, и одновременно видеть то, на чем он что-то изображает. [10]

«Порядок вещей» завершается объяснением Фуко того, почему он провел судебно-медицинскую экспертизу:

Давайте, если можно, поищем [изображение] ранее существовавшего закона этого взаимодействия в картине «Менины» . . . . В классической мысли персонаж, для которого существует изображение и который представляет себя в нем, узнавая себя в нем как образ или отражение, тот, кто связывает воедино все переплетающиеся нити «представления в форме картины или таблицы». «— его самого за этим столом никогда не найти. До конца восемнадцатого века человека не существовало — как и потенции жизни, плодовитости труда или исторической плотности языка. Это совсем недавнее существо, которое демиург знания изготовил собственными руками, менее двухсот лет назад; но он состарился так быстро, что слишком легко было вообразить, будто он ждал тысячи лет. в темноте ради того момента просветления, когда его наконец узнают. [11]

Критика эпистемических практик, представленная в книге «Порядок вещей: археология гуманитарных наук», расширила и углубила исследовательскую методологию истории культуры . [12] Представление Фуко и объяснение культурных сдвигов в понимании способов мышления побудили историка науки Теодора Портера исследовать и изучить современные основы производства знаний , что привело к критике психологической проекции современных категорий знания научным исследователем на прошлые люди и вещи, которые остаются по сути непонятными, несмотря на современные исторические знания об изучаемом прошлом. [13]

Во Франции «Порядок вещей» установил интеллектуальное превосходство Фуко среди национальной интеллигенции ; в рецензии на которую философ Жан-Поль Сартр сказал, что Фуко был «последней баррикадой буржуазии». Отвечая Сартру, Фуко сказал: «Бедная буржуазия; если я им нужен как «баррикада», то они уже потеряли власть!» [14] В книге «Структурализм» ( Le Structuralisme , 1968) Жан Пиаже сравнил эпистему Фуко с концепцией смены парадигмы , которую философ науки Томас Кун представил в «Структуре научных революций» (1962). [15]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Согласно Фуко, «классический век» начинается с и Декарта cogito «рождения разума» в семнадцатом веке. Видеть: «Мишель Фуко» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 25 ноября 2023 г. § 3.2.1.
  2. ^ Фуко, Мишель. Высказывания и сочинения I , в книге «О народном правосудии» , с. 1239.
  3. ^ Фуко, Мишель (1966). Слова и вещи. Археология гуманитарных наук (на французском языке). Париж: Галлимар. п. 320. ИСБН  978-2-07-022484-5 .
  4. ^ Фуко (1966), с. 332
  5. ^ Фуко (1966), с. 346
  6. ^ Потрошение, Гэри. Мишель Фуко «Археология научного разума» . Издательство Кембриджского университета, 1989. ISBN   0521366984 , с. 139.
  7. ^ Jump up to: а б с Гресль, Иветт. « Менины Фуко и историко-художественные методы », Журнал литературных исследований , получено 1 декабря 2008 г.
  8. ^ Фуко (1966), стр. 4–5.
  9. ^ Фуко (1966), с. 18
  10. ^ Фуко (1966), стр. 3–4.
  11. ^ Фуко (1966), стр. 306–307.
  12. ^ Шамбон, Адриенн (1999). Чтение Фуко для социальной работы . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 36–37. ISBN  978-0-231-10717-4 .
  13. ^ Портер, Теодор. «Количественная оценка и идеал бухгалтерского учета в науке» (1992), Social Studies of Science 22 (4): стр. 633–651.
  14. ^ Миллер, Джеймс. Страсти Мишеля Фуко (1994) Нью-Йорк: Anchor Books. п. 159.
  15. ^ Пиаже, Жан. Структурализм (1968) Нью-Йорк: Харпер и Роу. п. 132.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 252d666ddee79e3eaea4ce070fa5fe11__1721238960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/25/11/252d666ddee79e3eaea4ce070fa5fe11.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Order of Things - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)