Порядок вещей
Автор | Мишель Фуко |
---|---|
Оригинальное название | Слова и вещи |
Язык | Французский |
Предмет | Гуманитарные науки |
Опубликовано |
|
Место публикации | Франция |
Тип носителя | Печать (в твердом переплете и в мягкой обложке) |
Страницы | 404 |
ISBN | 2-07-022484-8 |
ОКЛК | 256703056 |
Порядок вещей: археология гуманитарных наук ( Les Mots et les Choses: Une Archéologie des Sciences Humanes ) — книга французского философа Мишеля Фуко . Он предполагает, что каждый исторический период имеет основополагающие эпистемические предположения, способы мышления, которые определяют, что является истиной и что является приемлемым дискурсом о предмете, очерчивая истоки биологии , экономики и лингвистики . Знакомство с истоками гуманитарных наук начинается с подробного судебно-медицинского анализа и обсуждения сложных сетей линий обзора , скрытности и репрезентации , которые существуют в групповой картине «Менины» ( «Ожизненные дамы» , 1656 г.). Диего Веласкес . Применение анализа Фуко показывает структурные параллели в схожих изменениях в восприятии , которые произошли в взглядах исследователей на предмет в гуманитарных науках.
Понятие эпистемы
[ редактировать ]В книге «Порядок вещей: археология гуманитарных наук» Фуко писал, что исторический период характеризуется эпистемами — способами мышления об истине и дискурсе , — которые являются общими для областей знания и определяют, какие идеи можно концептуализировать. и какие идеи допустимо признать истинными. Что приемлемые идеи меняются и развиваются с течением времени, что проявляется в смене парадигмы интеллектуализма, например, между «классическим веком» и «классическим веком». [1] а «Современность» (начиная с Канта ) — период, рассматриваемый Фуко в книге, — является поддержкой тезиса о том, что каждый исторический период имеет в своей основе эпистемические предположения, способы мышления, которые определяют, что является истиной , а что рационально приемлемо.
- О языке: от общей грамматики к лингвистике.
- О живых организмах: от естествознания к биологии.
- О деньгах: от науки о богатстве к экономике [2]
Фуко анализирует три эпистемы:
- Эпистема эпохи Возрождения , характеризующаяся сходством и подобием.
- Эпистема классической эпохи, характеризующаяся репрезентацией и упорядоченностью , тождеством и различием , а также категоризацией и таксономией.
- Эпистема эпохи Нового времени, персонажу которой посвящена книга.
В эпистеме классической эпохи понятие «человек» еще не было определено. Человек не был подвержен отчетливому гносеологическому сознанию. [3] Классическая мысль, да и предшествующие ей, умели говорить о разуме и теле, о человеке и о его весьма ограниченном месте во вселенной, обо всех пределах познания и его свободы, но никто из них никогда не познавал человек, как это сделала современная мысль. Гуманизм «классиков» отводили человеку привилегированное место Возрождения, рационализм в мироустройстве, но о человеке они не думали. [4] Канта Это произошло только с «Критикой чистого разума» , когда вся западная эпистема была перевернута. Связь между «позитивностью и конечностью», дублированием эмпирического и трансцендентального , «постоянной ссылкой cogito на немыслимое», «отступлением и возвращением начала» определяют, по Фуко, способ существования человека. , потому что теперь рефлексия пытается философски найти возможность познания на анализе этого способа бытия, а не на способе представления. [5]
Эпистемическая интерпретация
[ редактировать ]«Порядок вещей» (1966) посвящен «когнитивному статусу современных гуманитарных наук» в производстве знаний — способам видения, которые исследователи применяют к изучаемому предмету. Введение Фуко в эпистемические истоки гуманитарных наук представляет собой судебно-медицинский анализ картины «Менины» ( «Фрейлины» Диего Веласкеса , 1656) как предмета искусства . [6] Для детальных описаний Фуко использует язык, который «не предписывается и не фильтруется различными текстами искусствоведческих исследований». [7] Игнорирование социального контекста картины XVII века — сюжета (царской семьи); биография художника, техническая хватка, художественные истоки и стилистические влияния; и отношения со своими покровителями (король Испании Филипп IV и королева Австрии Мариана ) — Фуко анализирует сознательную художественную искусственность «Менин» как произведения искусства, чтобы показать сеть сложных визуальных отношений, существующих между художником, сюжеты и зритель, рассматривающий картину:
Мы смотрим на картину, на которой художник, в свою очередь, смотрит на нас. Простая конфронтация, глаза ловят взгляды друг друга, прямые взгляды накладываются друг на друга, когда они пересекаются. И тем не менее, эта тонкая линия взаимной видимости охватывает целую сложную сеть неопределенностей, разменов и уловок. Художник обращает на нас взгляд лишь постольку, поскольку мы занимаем ту же позицию, что и его предмет. [7] [8]
Как репрезентативная картина «Менины» представляет собой новую эпистему (образ мышления), находящуюся посередине между двумя «великими разрывами» в европейском интеллектуализме, классическим и современным: «Возможно, в этой картине Веласкеса существует представление, как бы классическое представление и определение пространства, которое оно открывает нам, представление, освобожденное, наконец, от препятствовавшего ему отношения, может предложить себя как представление в своей чистой форме». [7] [9]
Теперь его [художника Веласкеса] можно увидеть в момент неподвижности, в нейтральном центре его колебаний. Его темный торс и светлое лицо находятся на полпути между видимым и невидимым: выходя из полотна, за пределы нашего поля зрения, он движется в наш взгляд ; но когда он через мгновение сделает шаг вправо, удалившись от нашего взгляда, он будет стоять точно перед холстом, который пишет; он войдет в ту область, где его картина, забытая на мгновение, станет для него снова видимой, свободной от теней и умолчания. Как будто художник не может одновременно быть увиденным на картине, где он изображен, и одновременно видеть то, на чем он что-то изображает. [10]
«Порядок вещей» завершается объяснением Фуко того, почему он провел судебно-медицинскую экспертизу:
Давайте, если можно, поищем [изображение] ранее существовавшего закона этого взаимодействия в картине «Менины» . . . . В классической мысли персонаж, для которого существует изображение и который представляет себя в нем, узнавая себя в нем как образ или отражение, тот, кто связывает воедино все переплетающиеся нити «представления в форме картины или таблицы». «— его самого за этим столом никогда не найти. До конца восемнадцатого века человека не существовало — как и потенции жизни, плодовитости труда или исторической плотности языка. Это совсем недавнее существо, которое демиург знания изготовил собственными руками, менее двухсот лет назад; но он состарился так быстро, что слишком легко было вообразить, будто он ждал тысячи лет. в темноте ради того момента просветления, когда его наконец узнают. [11]
Влияние
[ редактировать ]Критика эпистемических практик, представленная в книге «Порядок вещей: археология гуманитарных наук», расширила и углубила исследовательскую методологию истории культуры . [12] Представление Фуко и объяснение культурных сдвигов в понимании способов мышления побудили историка науки Теодора Портера исследовать и изучить современные основы производства знаний , что привело к критике психологической проекции современных категорий знания научным исследователем на прошлые люди и вещи, которые остаются по сути непонятными, несмотря на современные исторические знания об изучаемом прошлом. [13]
Во Франции «Порядок вещей» установил интеллектуальное превосходство Фуко среди национальной интеллигенции ; в рецензии на которую философ Жан-Поль Сартр сказал, что Фуко был «последней баррикадой буржуазии». Отвечая Сартру, Фуко сказал: «Бедная буржуазия; если я им нужен как «баррикада», то они уже потеряли власть!» [14] В книге «Структурализм» ( Le Structuralisme , 1968) Жан Пиаже сравнил эпистему Фуко с концепцией смены парадигмы , которую философ науки Томас Кун представил в «Структуре научных революций» (1962). [15]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Согласно Фуко, «классический век» начинается с и Декарта cogito «рождения разума» в семнадцатом веке. Видеть: «Мишель Фуко» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 25 ноября 2023 г. § 3.2.1.
- ^ Фуко, Мишель. Высказывания и сочинения I , в книге «О народном правосудии» , с. 1239.
- ^ Фуко, Мишель (1966). Слова и вещи. Археология гуманитарных наук (на французском языке). Париж: Галлимар. п. 320. ИСБН 978-2-07-022484-5 .
- ^ Фуко (1966), с. 332
- ^ Фуко (1966), с. 346
- ^ Потрошение, Гэри. Мишель Фуко «Археология научного разума» . Издательство Кембриджского университета, 1989. ISBN 0521366984 , с. 139.
- ^ Jump up to: а б с Гресль, Иветт. « Менины Фуко и историко-художественные методы », Журнал литературных исследований , получено 1 декабря 2008 г.
- ^ Фуко (1966), стр. 4–5.
- ^ Фуко (1966), с. 18
- ^ Фуко (1966), стр. 3–4.
- ^ Фуко (1966), стр. 306–307.
- ^ Шамбон, Адриенн (1999). Чтение Фуко для социальной работы . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 36–37. ISBN 978-0-231-10717-4 .
- ^ Портер, Теодор. «Количественная оценка и идеал бухгалтерского учета в науке» (1992), Social Studies of Science 22 (4): стр. 633–651.
- ^ Миллер, Джеймс. Страсти Мишеля Фуко (1994) Нью-Йорк: Anchor Books. п. 159.
- ^ Пиаже, Жан. Структурализм (1968) Нью-Йорк: Харпер и Роу. п. 132.