Jump to content

Смена парадигмы

Смена парадигмы — это фундаментальное изменение базовых концепций и экспериментальной практики научной дисциплины . Это понятие в философии науки , которое было введено и введено в общий лексикон американским физиком и философом Томасом Куном . Несмотря на то, что Кун ограничил использование этого термина естественными науками , концепция смены парадигмы также использовалась во многих ненаучных контекстах для описания глубоких изменений в фундаментальной модели или восприятии событий.

Кун представил свою идею смены парадигмы в своей влиятельной книге «Структура научных революций» (1962).

Кун противопоставляет сдвиги парадигмы, характеризующие научную революцию , деятельности обычной науки , которую он описывает как научную работу, выполняемую в рамках преобладающей структуры или парадигмы . Сдвиги парадигм возникают, когда доминирующая парадигма, в соответствии с которой действует нормальная наука, оказывается несовместимой с новыми явлениями, что способствует принятию новой теории или парадигмы. [1]

Как резюмирует один комментатор:

Кун признает, что использовал термин «парадигма» в двух разных значениях. В первом случае «парадигма» обозначает то общее, что есть у членов определенного научного сообщества, то есть совокупность методов, патентов и ценностей, разделяемых членами сообщества. Во втором смысле парадигма представляет собой отдельный элемент целого, скажем, например, «Начала» Ньютона, которые, действуя как общая модель или пример... обозначают явные правила и, таким образом, определяют последовательную традицию исследования. Таким образом, вопрос заключается в том, чтобы Кун с помощью парадигмы исследовал то, что делает возможным создание того, что он называет «нормальной наукой». То есть наука, которая может решить, будет ли определенная проблема считаться научной или нет. Нормальная наука вовсе не означает науку, руководствующуюся последовательной системой правил, напротив, правила могут быть выведены из парадигм, но парадигмы могут направлять исследование и в отсутствие правил. Именно это и есть второе значение термина «парадигма», которое Кун считал самым новым и глубоким, хотя на самом деле оно является самым старым. [2]

История [ править ]

Природа научных революций изучается современной философией с тех пор, как Иммануил Кант использовал эту фразу в предисловии ко второму изданию своей «Критики чистого разума» (1787). Кант использовал фразу «революция образа мышления» ( Revolution der Denkart ) для обозначения греческой математики и ньютоновской физики . В 20 веке новые разработки в основных концепциях математики , физики и биологии возродили интерес к этому вопросу среди ученых.

Исходное использование [ править ]

Кун использовал оптическую иллюзию «утка-кролик» , прославленную Витгенштейном , чтобы продемонстрировать, каким образом сдвиг парадигмы может заставить человека увидеть ту же информацию совершенно по-другому. [3]

В своей книге 1962 года «Структура научных революций » Кун объясняет развитие смены парадигмы в науке в четыре этапа:

  • Нормальная наука . На этом этапе, который Кун считает наиболее заметным в науке, активна доминирующая парадигма. Эта парадигма характеризуется набором теорий и идей, которые определяют, что возможно и рационально делать, предоставляя ученым четкий набор инструментов для решения определенных проблем. Некоторые примеры доминирующих парадигм, которые приводит Кун: ньютоновская физика, теория теплоты и теория электромагнетизма . [4] Поскольку парадигмы полезны, они расширяют как масштабы, так и инструменты, с помощью которых ученые проводят исследования. Кун подчеркивает, что парадигмы, определяющие нормальную науку, не являются монолитными, а могут быть специфичными для разных людей. Химик и физик могут оперировать разными парадигмами того, что такое атом гелия. [5] В условиях нормальной науки учёные сталкиваются с аномалиями, которые не могут быть объяснены общепринятой парадигмой, в рамках которой был достигнут научный прогресс.
  • Экстраординарные исследования . Когда в существующей парадигме накапливается достаточно значительных аномалий , научная дисциплина оказывается в состоянии кризиса. Чтобы справиться с кризисом, ученые раздвигают границы обычной науки, проводя то, что Кун называет «экстраординарными исследованиями», которые характеризуются исследовательским характером. [6] Без зависимости от структур доминирующей парадигмы ученые, занимающиеся экстраординарными исследованиями, должны создавать новые теории, мысленные эксперименты и эксперименты для объяснения аномалий. Кун считает, что практика этого этапа – «распространение конкурирующих формулировок, готовность попробовать что-либо, выражение явного недовольства, обращение к философии и дебатам по фундаментальным вопросам» – даже более важна для науки, чем смена парадигм. [7]
  • Принятие новой парадигмы . В конечном итоге формируется новая парадигма, у которой появляются новые последователи. Для Куна этот этап влечет за собой как сопротивление новой парадигме, так и причины, по которым отдельные ученые принимают ее. По мнению Макса Планка , «новая научная истина торжествует не потому, что убедила своих оппонентов и заставила их увидеть свет, а скорее потому, что ее противники в конце концов умирают, и вырастает новое поколение, знакомое с ней». [8] Поскольку ученые привержены доминирующей парадигме, а смена парадигм влечет за собой изменения, подобные гештальтам, Кун подчеркивает, что парадигмы трудно изменить. Однако парадигмы могут получить большее влияние, объясняя или предсказывая явления гораздо лучше, чем раньше (например, модель атома Бора), или будучи более субъективными. На этом этапе сторонники конкурирующих парадигм обращаются к тому, что Кун считает сутью дебатов о парадигмах: будет ли данная парадигма хорошим руководством для решения будущих проблем – вещей, которые ни предлагаемая парадигма, ни доминирующая парадигма не способны решить в настоящее время. [9]
  • Последствия научной революции . В долгосрочной перспективе новая парадигма становится доминирующей. Учебники пишутся, затемняя революционный процесс.

Особенности [ править ]

и прогресс Смена парадигмы

Распространенным неверным толкованием парадигм является вера в то, что открытие сдвигов парадигм и динамическая природа науки (с ее многочисленными возможностями для субъективных суждений ученых) являются аргументом в пользу релятивизма : [10] мнение о том, что все виды систем убеждений равны. Кун категорически отвергает эту интерпретацию. [11] и утверждает, что когда научная парадигма заменяется новой, хотя и в результате сложного социального процесса, новая всегда лучше , а не просто другая.

Несоизмеримость [ править ]

Эти утверждения о релятивизме, однако, связаны с другим утверждением, которое Кун, по крайней мере, в некоторой степени поддерживает: что язык и теории различных парадигм не могут быть переведены друг в друга или рационально оценены друг с другом — что они несоизмеримы . Это породило много разговоров о том, что разные народы и культуры имеют радикально разные мировоззрения или концептуальные схемы — настолько разные, что независимо от того, был ли кто-то лучше или нет, они не могли быть поняты друг другом. Однако философ Дональд Дэвидсон опубликовал высоко оцененное эссе «О самой идее концептуальной схемы». [12] в 1974 году, утверждая, что представление о том, что любые языки или теории могут быть несоизмеримы друг с другом, само по себе является бессвязным. Если это верно, то утверждения Куна следует воспринимать в более слабом смысле, чем это часто бывает. Более того, влияние куновского анализа социальных наук долгое время было слабым из-за широкого применения мультипарадигматических подходов для понимания сложного человеческого поведения. [13]

Постепенность изменений против внезапных

Сдвиги парадигм обычно бывают наиболее драматичными в науках, которые кажутся стабильными и зрелыми, как, например, в физике конца XIX века. В то время физика казалась дисциплиной, дополняющей последние детали во многом разработанной системы.

В «Структуре научных революций » Кун писал: «Последовательный переход от одной парадигмы к другой посредством революции является обычной моделью развития зрелой науки» (стр. 12). Идея Куна сама по себе была революционной для своего времени, поскольку она вызвала серьезные изменения в том, как ученые говорят о науке. Таким образом, можно утверждать, что это вызвало или само по себе было частью «смены парадигмы» в истории и социологии науки. Однако Кун не признал такого изменения парадигмы. В социальных науках люди все еще могут использовать более ранние идеи для обсуждения истории науки.

Философы и историки науки, включая самого Куна, в конечном итоге приняли модифицированную версию модели Куна, которая синтезирует его первоначальную точку зрения с предшествовавшей ей постепенной моделью. [14]

Примеры [ править ]

Естественные науки [ править ]

Вот некоторые из «классических случаев» смены куновской парадигмы в науке:

Социальные науки [ править ]

По мнению Куна, существование единой господствующей парадигмы характерно для естественных наук, в то время как философия и большая часть социальных наук характеризовались «традицией претензий, встречных утверждений и дебатов по поводу фундаментальных принципов». [26] Другие применили концепцию смены парадигмы Куна к социальным наукам.

Прикладные науки [ править ]

В последнее время сдвиги парадигм также заметны в прикладных науках:

Другое использование [ править ]

Термин «смена парадигмы» нашел применение и в других контекстах, представляя собой понятие серьезного изменения в определенной модели мышления — радикальное изменение личных убеждений, сложных систем или организаций, заменяющее прежний образ мышления или организации радикально иным. образ мышления или организации:

  • М.Л. Ханда, профессор социологии образования в Университете OISE в Торонто , Канада, разработал концепцию парадигмы в контексте социальных наук. Он определяет, что он подразумевает под «парадигмой», и вводит идею «социальной парадигмы». Кроме того, он выделяет базовую составляющую любой социальной парадигмы. Как и Кун, он обращается к проблеме смены парадигм, процессу, широко известному как «смена парадигмы». В этом отношении он фокусируется на социальных обстоятельствах, которые ускоряют такой сдвиг. В связи с этим он рассматривает, как этот сдвиг влияет на социальные институты, включая институт образования. [31]
  • Концепция была разработана для технологии и экономики при выявлении новых технико-экономических парадигм как изменений в технологических системах, которые оказывают большое влияние на поведение всей экономики ( Карлота Перес ; ранее работали только над технологическими парадигмами Джованни Дози ). Эта концепция связана с Йозефа Шумпетера идеей созидательного разрушения . Примеры включают переход к массовому производству и внедрение микроэлектроники. [32]
  • две фотографии Земли из космоса: « Восход Земли » (1968 г.) и « Голубой мрамор » (1972 г.) Считается, что [ кем? ] помочь положить начало движению защитников окружающей среды , которое приобрело большую известность сразу после распространения этих изображений. [33] [34]
  • Ганс Кюнг применяет теорию смены парадигмы Томаса Куна ко всей истории христианской мысли и теологии. Он выделяет шесть исторических «макромоделей»: 1) апокалиптическая парадигма первобытного христианства, 2) эллинистическая парадигма патристического периода, 3) средневековая римско-католическая парадигма, 4) протестантская (реформационная) парадигма, 5) современная парадигма Просвещения. и 6) зарождающаяся экуменическая парадигма. Он также обсуждает пять аналогий между естествознанием и теологией в отношении смены парадигм. Кюнг обращается к изменению парадигмы в своей книге « Смена парадигмы в теологии». [35] и теология третьего тысячелетия: экуменический взгляд . [36]
  • В конце 1990-х годов «смена парадигмы» стала модным словечком , популяризированным в качестве маркетингового разговора и все чаще появляющимся в печати и публикациях. [37] В своей книге «Ошибка » автор Ларри Траск советует читателям воздерживаться от его использования и проявлять осторожность при чтении всего, что содержит эту фразу. Об этом говорится во многих статьях и книгах. [38] [39] как злоупотребляемые и чрезмерно используемые до такой степени, что они становятся бессмысленными.
  • Концепция технологических парадигм была выдвинута, в частности, Джованни Дози .

Критика [ править ]

В ретроспективе Куна 2015 года [40] Философ Мартин Коэн описывает идею смены парадигмы как своего рода интеллектуальный вирус, распространяющийся из точных наук в социальные науки , а затем в искусство и даже в повседневную политическую риторику сегодня. Коэн утверждает, что Кун имел лишь очень смутное представление о том, что это может означать, и, в соответствии с австрийским философом науки Паулем Фейерабендом , обвиняет Куна в отступлении от более радикальных выводов своей теории, которые заключаются в том, что научные факты никогда не становятся более достоверными. чем мнения, популярность которых носит временный и далеко не окончательный характер. Коэн говорит, что научное знание менее достоверно, чем его обычно изображают, и что наука и знание в целом не являются «очень разумным и обнадеживающим видом деятельности», как описывает Кун, в котором прогресс предполагает периодические сдвиги парадигм, в которых большая часть старых достоверных данных от них отказываются, чтобы открыть новые подходы к пониманию, которые ученые раньше никогда не считали действительными. Он утверждает, что информационные каскады могут исказить рациональные научные дебаты. Он сосредоточил внимание на вопросах здравоохранения, в том числе на примере широко освещаемого СМИ. Пандемические . тревоги и почему они в конечном итоге оказались не чем иным, как страхом [41]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

Цитаты [ править ]

  1. ^ Кун, Томас (1962). Структура научных революций . стр. 54 .
  2. ^ Агамбен, Джорджио . «Что такое парадигма?» (PDF) . Проверено 14 ноября 2015 г.
  3. ^ Кун, 1970, с. 114
  4. ^ Кун, Томас (1962). Структура научных революций . стр. 28 .
  5. ^ Кун, Томас (1962). Структура научных революций . стр. 50 .
  6. ^ Кун, Томас (1962). Структура научных революций . стр. 87 .
  7. ^ Кун, Томас (1962). Структура научных революций . стр. 91 .
  8. ^ Цитируется по Томасу Куну, Структура научных революций (изд. 1970 г.): стр. 150.
  9. ^ Кун, Томас (1962). Структура научных революций . стр. 157 .
  10. ^ Санки, Ховард (1997) «Онтологический релятивизм Куна», в книге « Проблемы и образы философии науки: научные и философские очерки в честь Азарии Поликарова » под редакцией Дмитрия Гинева и Роберта С. Коэна. Дордрехт: Kluwer Academic, 1997. Бостонские исследования в области философии науки, том. 192, стр. 305–20. ISBN   0792344448
  11. ^ Томас Кун, Структура научных революций (3-е изд.): стр. 199.
  12. ^ Дональд Дэвидсон (1974). «О самой идее концептуальной схемы». Труды и обращения Американской философской ассоциации . 47 : 5–20.
  13. ^ см., например Джон Хассард (1993). Социология и теория организации: позитивизм, парадигма и постмодерн . Издательство Кембриджского университета. ISBN  0521350344 .
  14. ^ Уильямс, Джин (2019). Прикладной качественный дизайн исследования . ЭДТЕХ. п. 103. ИСБН  978-1-83947-216-9 . OCLC   1132359447 .
  15. ^ Кун, 1970, стр. 154 и пассим.
  16. ^ Йоутсивуо, Т (1997). «[Везалий и De humani corporis Fabrica: ошибки Галена и изменение анатомии в шестнадцатом веке]». Гиппократ (Хельсинки) : 98–112. ПМИД   11625189 .
  17. ^ Кун, 1970, стр. 148 и пассим.
  18. ^ Сдвиги парадигмы: технологии и культура
  19. ^ Кун, 1970, с. 157
  20. ^ Кун, 1970, с. 155
  21. ^ Трюдо, Ричард Дж (1987). Неевклидова революция . Бостон: Биркхойзер. ISBN  978-0-8176-3311-0 .
  22. ^ Кун, 1970, стр. 151 и пассим.
  23. ^ Кун, 1970, стр. 83–84, 151 и пассим.
  24. ^ Кун, 1970, с. 107
  25. ^ Глейк, Джеймс (1988). «Глава 2: Революция». Хаос: создание новой науки . Нью-Йорк: Викинг Пингвин. стр. 35–56. ISBN  0-670-81178-5 .
  26. ^ Кун, Томас Н. (1972) [1970]. «Логика открытия или психология исследования» . В Лакатосе, Имре ; Масгрейв, Алан (ред.). Критика и рост знаний (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 6 . ISBN  978-0-521-09623-2 .
  27. ^ Джеймс Клаксон (2007). Индоевропейская лингвистика: Введение . Кембриджский университет . п. 53 . ISBN  9780521653671 .
  28. ^ Шмидт, Софи К.; Марвик, Бен (28 января 2020 г.). «Инструментальные революции в археологической науке» . Журнал компьютерных приложений в археологии . 3 (1): 18–32. дои : 10.5334/jcaa.29 .
  29. ^ Борис С. Кернер, Понимание реального дорожного движения: сдвиг парадигмы в транспортной науке , Springer, Берлин, Гейдельберг, Нью-Йорк, 2021 г. Архивировано из оригинала 2 июня 2021 г. Проверено 24 февраля 2022 г.
  30. ^ Кристианини, Нелло (2012). «О современной парадигме искусственного интеллекта». AI-коммуникации . 27 : 37–43. дои : 10.3233/AIC-130582 .
  31. ^ Ханда, М.Л. (1986) «Парадигма мира: превосходя либеральную и марксистскую парадигмы». Документ, представленный на «Международном симпозиуме по науке, технологиям и развитию, Нью-Дели, Индия, 20–25 марта 1987 г., отпечатан на мимеографе в OISE, Университет Торонто, Канада (1986 г.)
  32. ^ Перес, Карлота (2009). «Технологические революции и технико-экономические парадигмы», Cambridge Journal of Economics , Vol. 34, № 1, стр. 185–202.
  33. ^ «Кристофер Х. (2009). «Глобальное потепление и проблема инноваций в политике: уроки раннего экологического движения » .
  34. ^ См. также изображения Земли Стюартом Брэндом#НАСА.
  35. ^ Кунг, Ганс и Трейси, Дэвид (ред.). Смена парадигмы в богословии . Нью-Йорк: Перекресток, 1989.
  36. ^ Кюнг, Ганс. Богословие третьего тысячелетия: экуменический взгляд . Нью-Йорк: Anchor Books, 1990.
  37. Роберт Фулфорд, Globe and Mail (5 июня 1999 г.). http://www.robertfulford.com/Paradigm.html. Архивировано 28 января 2011 г. на Wayback Machine. Проверено 25 апреля 2008 г.
  38. ^ «10 лучших модных словечек по версии Cnet.com» . Архивировано из оригинала 4 октября 2009 г.
  39. ^ «Полное руководство идиота по умному словарю», стр. 142–43, автор: Пол Макфедрис, издатель: Alpha; 1-е издание (7 мая 2001 г.). Архивировано 15 декабря 2007 г. в Wayback Machine. ISBN   978-0-02-863997-0
  40. ^ Коэн, Мартин (2015). Смена парадигмы: как продолжают меняться мнения экспертов о жизни, Вселенной и обо всем остальном . Выходные данные Академик. п. 181.
  41. ^ «Мартин Коэн» . 6 сентября 2017 г.

Источники [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8e25fa50844b461c9c2c0fa13b856115__1715536500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8e/15/8e25fa50844b461c9c2c0fa13b856115.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Paradigm shift - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)