Философия технологии
Философия техники — это раздел философии , изучающий природу технологий и их социальные последствия.
Философское обсуждение вопросов, касающихся технологии (или ее греческого предка techne ), восходит к самому зарождению западной философии . [1] Фраза «философия техники» впервые была использована в конце 19 века философом и географом немецкого происхождения Эрнстом Каппом , опубликовавшим книгу под названием «Элементы философии техники» (немецкое название: Grundlinien einer Philosophie der Technik ). [2] [3] [4]
История [ править ]
Греческая философия [ править ]
Западный термин «технология» происходит от греческого термина techne (τέχνη) (искусство или ремесленное знание), а философские взгляды на технологию можно проследить до самых корней западной философии . Общей темой греческого взгляда на техне является то, что оно возникает как имитация природы (например, ткачество возникло в результате наблюдения за пауками). Греческие философы, такие как Гераклит и Демокрит, поддерживали эту точку зрения. [1] В своей «Физике » Аристотель соглашался с тем, что такая имитация часто имеет место, но также утверждал, что технэ может выйти за рамки природы и завершить «то, что природа не может довести до конца». [5] Аристотель также утверждал, что природа ( physis ) и techne онтологически различны, потому что естественные вещи имеют внутренний принцип зарождения и движения, а также внутреннюю телеологическую конечную причину. В то время как техне формируется внешней причиной и внешним телосом (цель или конец), который его формирует. [6] Природные вещи стремятся к какой-то цели и воспроизводят себя, а технэ — нет. В » Платона « Тимее мир изображен как произведение божественного мастера ( Демиурга ), создавшего мир в соответствии с вечными формами , как ремесленник изготавливает вещи по чертежам. Более того, Платон утверждает в «Законах» , что то, что делает мастер, есть подражание этому божественному мастеру.
Средние века до 19 века [ править ]

В период Римской империи и поздней античности авторы создали такие практические работы, как Витрувия » «De Architectura (I век до н. э.) и ( Агриколы «De Re Metallica» 1556 г.). Средневековая схоластическая философия в целом поддерживала традиционный взгляд на технику как на подражание природе. В эпоху Возрождения Фрэнсис Бэкон стал одним из первых современных авторов, задумавшихся о влиянии технологий на общество. В своей утопической работе « Новая Атлантида » (1627) Бэкон изложил оптимистическое мировоззрение, в котором вымышленное учреждение ( Дом Саломона ) использует натурфилософию и технологии для расширения власти человека над природой – для улучшения общества посредством работ, улучшающих условия жизни. Целью этого вымышленного фонда является «...познание причин и тайных движений вещей; а также расширение границ человеческой империи для достижения всего возможного». [ нужна ссылка ]
19 век [ править ]
Коренной немецкий философ и географ Эрнст Капп , живший в Техасе , опубликовал в 1877 году фундаментальную книгу «Основные направления философии техники». [3] Капп был глубоко вдохновлен философией Гегеля и рассматривал технику как проекцию человеческих органов. В европейском контексте Каппа называют основателем философии техники.
Другая, более материалистическая позиция в отношении технологии, которая стала очень влиятельной в философии технологии 20-го века, была сосредоточена на идеях Бенджамина Франклина и Карла Маркса . [ нужна ссылка ]
20 век до наших дней [ править ]
В число пяти первых и выдающихся философов 20-го века, которые непосредственно обращались к влиянию современных технологий на человечество, входят Джон Дьюи , Мартин Хайдеггер , Герберт Маркузе , Гюнтер Андерс и Ханна Арендт . Все они считали технологию центральным элементом современной жизни, хотя Хайдеггер, Андерс, [7] Арендт [8] и Маркузе были более амбивалентны и критичны, чем Дьюи. Проблемой для Хайдеггера была скрытая природа сущности технологии, Gestell или Enframeming , которая представляла для людей то, что он называл величайшей опасностью и, следовательно, величайшей возможностью. Основная работа Хайдеггера по технологии находится в «Вопросе о технологии» .
Технологические детерминисты, такие как Жак Эллюль, утверждали, что современные технологии представляют собой единую монолитную и детерминистическую силу и что представление о технологии как о простом инструменте является серьезной ошибкой. Эллул рассматривает современную технологическую мир-систему как мотивированную потребностями собственной эффективности и мощи, а не благосостоянием человечества или целостностью биосферы. [9]
Хотя во второй половине двадцатого века был опубликован ряд важных отдельных работ, Пол Дурбин определил две книги, опубликованные на рубеже веков, как знаменующие развитие философии технологии как академической субдисциплины с каноническими текстами. [10] Это были «Технологии и хорошая жизнь» (2000) под редакцией Эрика Хиггса , Эндрю Лайта и Дэвида Стронга и «Американская философия технологий» (2001) Ганса Ахтерхейса . За последнее десятилетие вышло несколько сборников по темам философии техники, а также журналы Techne: Research in Philosophy and Technology (журнал Общества философии и технологии , издаваемый Центром философской документации ) и Philosophy & Technology ( Springer). ) публикуют исключительно работы по философии техники. Философы технологий широко размышляют и работают в этой области, проявляя интерес к различным темам геоинженерии , интернет-данных и конфиденциальности, нашего понимания интернет-котов, технологических функций и эпистемологии технологий, компьютерной этики, биотехнологии и ее последствий, трансцендентности в космосе и технологическая этика в более широком смысле. [ нужна ссылка ]
Бернард Стиглер , а также в других своих работах утверждал в своей книге «Техника и время» , что вопрос технологии был вытеснен (в смысле Фрейда) историей философии. Вместо этого Стиглер показал, что вопрос технологии составляет фундаментальный вопрос философии. Стиглер показывает, например, в «Меноне» Платона , что технология — это то, что делает возможным анамнез, а именно доступ к истине. Деконструкция Стиглером истории философии через технологию в качестве дополнения открывает другой путь к пониманию места технологии в философии, чем устоявшаяся область философии техники. В том же духе философы, такие как Александр Галлоуэй , Юджин Такер и Маккензи Уорк в своей книге «Отлучение от церкви », утверждают, что достижения и повсеместное распространение цифровых технологий превращают философию технологий в новую «первую философию». Ссылаясь на такие примеры, как анализ письма и речи в диалоге Платона «Федр». , Галлоуэй и др. предполагают, что вместо того, чтобы рассматривать технологию как вторичную по отношению к онтологии, технологию следует понимать как предшествующую самой возможности философии: «Все ли существующее существует для меня представленным и представленным, чтобы быть опосредованным и исправленным, чтобы быть переданным и переведенным? являются медиативными ситуациями, в которых ересь, изгнание или изгнание имеют значение, а не повторение, общение или интеграция. Существуют определенные виды сообщений, в которых говорится: «Нет больше сообщений». Следовательно, для каждого сообщения существует соответствующее отлучение. " [11]
Были дополнительные размышления, посвященные философии техники как подполю философии технологии. Ибо ван де Поэль и Дэвид Э. Голдберг отредактировали книгу « Философия и инженерия: новая повестка дня» (2010), которая содержит ряд исследовательских статей, посвященных дизайну, эпистемологии, онтологии и этике в инженерии .
Технологии и нейтралитет [ править ]
Технологический детерминизм - это идея о том, что «особенности технологии [определяют] ее использование, а роль прогрессивного общества заключалась в адаптации к технологическим изменениям [и получении от них выгоды]». [12] Альтернативной точкой зрения может быть социальный детерминизм, который считает, что общество виновато в «развитии и развертывании». [13] технологий. Лелия Грин использовала недавние массовые убийства с применением огнестрельного оружия, такие как резня в Порт-Артуре и резня в Данблейне, чтобы выборочно продемонстрировать технологический детерминизм и социальный детерминизм . По мнению Грина, технологию можно рассматривать как нейтральную сущность только тогда, когда социокультурный контекст и проблемы, связанные с конкретной технологией, удалены. Тогда нам станет ясно, что существует связь между социальными группами и властью, обеспечиваемая владением технологиями. Компатибилистская позиция между этими двумя позициями - это позиция взаимодействия в отношении технологий, предложенная Батья Фридманом , которая утверждает, что социальные силы и технология со-конструируются и изменяются друг с другом.
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Франссен, Мартен; Лохорст, Герт-Ян; ван де Поэль, Ибо; Залта, Эдвард Н., ред. (весна 2010 г.). «Философия техники» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 15 мая 2014 г.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Маркит, Эрвин (1995). «Философия техники» . Архивировано из оригинала 15 октября 2015 года . Проверено 25 сентября 2015 г. Раздел 2, пункт 10. Опубликовано в т. 1, с. 13 Энциклопедии прикладной физики (статья «Технология, философия»), стр. 417–29. Издательство VCH, Вайнхайм, Германия, 1995 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б * Эрнст Капп : Основные принципы философии техники. Об истории истоков культуры с новых точек зрения (Брауншвейг/Брансуик, 1877 г., перепечатка, Дюссельдорф, 1978 г., английский перевод, Чикаго, 1978 г.).
- ^ «Элементы философии техники» . Университет Миннесоты Пресс . Проверено 9 апреля 2022 г.
- ^ Аристотель, Физика II.8, 199a15.
- ^ Аристотель, Физика II
- ^ # Устаревание человека 1. О душе в эпоху Второй промышленной революции. 1956 # Устаревание человечества 2. Об уничтожении жизни в эпоху Третьей промышленной революции.
- ^ Ханна Арендт, Состояние человека , 1958.
- ^ «Техника» . Ученичество и этика . Проверено 20 октября 2023 г.
- ^ Техне Том 7 № 1
- ^ Отлучение от церкви: три расследования в СМИ и посредничестве , Александр Р. Галлоуэй, Юджин Такер и Маккензи Уорк (University of Chicago Press, 2013), стр. 10.
- ^ Грин, Леля (2001). Технокультура . Воронье гнездо, Австралия: Аллен и Анвин. п. 2.
- ^ Грин, Леля (2001). Технокультура . Воронье гнездо, Австралия: Аллен и Анвин. п. 3.
Внешние ссылки [ править ]
Журналы [ править ]
- Философия и технологии
- Этика и информационные технологии
- Техне: исследования в области философии и технологий
- Международный журнал техноэтики
- Технологии в обществе
- Наука и инженерная этика
Веб-сайты [ править ]
- Рейдон, Томас AC «Философия техники» . Интернет-энциклопедия философии .
- Франссен, Мартен; Лохорст, Герт-Ян; Поэль, Ибо ван де. «Философия техники» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Институт философии и технологий
- Общество философии и технологий
- Очерки философии техники, составленные Фрэнком Эдлером.
- Философия техники: проблемы, тенденции, трудности Рафал Лизут