Философия на Мальте
Философия на Мальте относится к философии мальтийских граждан или лиц мальтийского происхождения, независимо от того, живут ли они на Мальте или за границей, пишут ли они на своем родном мальтийском языке или на иностранном языке. Хотя Мальта — не более чем крошечный европейский остров посреди Средиземного моря , за последние шесть столетий ее очень небольшое население вступило в тесный контакт с некоторыми из основных политических , академических и интеллектуальных движений Европы. [1] Философия была среди интересов, поддерживаемых учеными и интеллектуалами. [2]
На протяжении большей части своей истории на Мальте философия просто изучалась как часть базовой институциональной программы, которая в основном готовила кандидатов на должности священников , юристов или врачей . [3] Лишь во второй половине 20-го века философия начала приобретать все большее значение. [4] Тем не менее, на протяжении многих лет несколько мальтийских ученых и интеллектуалов выделялись своим философским мастерством и проницательностью. Несмотря на свою ограниченность, они отдали свою скромную долю для понимания философии и некоторых областей, которые она охватывает.
Хотя с середины 16 века на Мальте философия преподавалась в различных высших учебных заведениях, со второй половины 18 века основным академическим органом, который продвигал философскую деятельность и исследования, был Мальтийский университет . [5] Сегодня, в основном благодаря более легкому доступу к источникам данных и расширению сетей связи, такие философские исследования и занятия более распространены, как и по содержанию.
Краткая история [ править ]
Дорыцарский период (до г. 1530 )
До прихода на Мальту рыцарей-госпитальеров в первой половине 16-го века Мальтийские острова были заброшенным местом, не имевшим большого политического значения, если оно вообще имело его. [6] Немногие интеллектуалы, жившие здесь, выросли внутри или вокруг католических религиозных орденов существовавших . Их культурные связи были в основном с соседней Сицилией . [7] Философия в основном изучалась как ступенька к богословию. [8] В то время Сицилия была знаменитым и процветающим академическим, интеллектуальным и культурным центром, и все местные специалисты учились там. [9] В то время эпоха Возрождения была в полном расцвете. Хотя Контрреформация играла важную роль в каждом академическом и интеллектуальном учреждении, литература, выпущенная крупнейшими реформаторскими педагогами, включая Мартина Лютера , была доступна и широко читалась. [10]
( Правило госпитальеров 1530–1798 )
Рыцари -госпитальеры сделали Мальту своим домом на острове в 1530 году и оставались суверенными правителями островов, пока не были изгнаны Наполеоном в 1798 году. [11] Как правило, они заботились об образовании и выращивании так же, как о своих военных кампаниях и экономическом благосостоянии. [12] Хотя они поощряли высшее образование, предоставляя защиту различным колледжам и университетам, которые были созданы (особенно католическими религиозными орденами ), они также очень строго следили за всеми аспектами науки. [13] не нравилось, когда их придирала инквизиция , что могло поставить их в плохом свете перед Папой Римским Им, конечно , . [14]
Хотя философия по-прежнему рассматривалась главным образом как служанка богословия, некоторые интеллектуалы были заинтересованы в осторожном выборе собственных путей. Хотя философский вклад этих мастеров интересен сам по себе, [15] преобладающий контроль и ограничения интеллектуальной деятельности почти никогда не оставляли им места для оригинальности и новаторства. [16]
В этот период практически все интеллектуальные круги были частью великого движения схоластики богоподобный статус , почти придавшего Аристотелю . [17] Тем не менее, они были разделены на два интеллектуально противоположных лагеря: большая группа, которая читала великого Стагирита глазами Фомы Аквинского , и другие, которые читали его глазами Иоанна Дунса Скота . [18] Все эти ученые и интеллектуалы написали большое количество комментариев либо к Аристотелю, либо к своему наставнику. Их творчество во многом выражалось строго в рамках их конкретной школы мысли, и это сильно ограничивало их новизну.
В XVIII веке, в эпоху рыцарей-госпитальеров, наука и научный метод начали выходить за рамки схоластики. [19] Эту точку зрения обычно разделяли не священнослужители, над которыми контроль был более строгим, а миряне, особенно врачи. Однако они обычно не имели никакого влияния на студентов, зарегистрированных в академических учреждениях, которые по-прежнему строго контролировались членами религиозных орденов .
(1798–1813 Период междуцарствия )
К концу периода госпитальеров на Мальте идеи, которые были взрывоопасными во время Французской революции 1789 года, начали пробиваться в некоторые восприимчивые к ним интеллектуальные круги. [20] В полной мере они осуществились примерно в 1798 году, когда Наполеон Бонапарт вторгся на Мальту и изгнал госпитальеров. [21] Однако они уже совершали обходы в течение десятилетия, предшествовавшего Наполеону. Конечно, на эти идеи большое влияние оказала философия Просвещения , особенно во Франции .
период ( Британский колониальный 1813–1964 )
В этот период высшие школы возобновили свою деятельность во многом так же, как это было во времена правления госпитальеров. [22] снова Схоластика вышла на первый план и процветала. Однако на этот раз почти исключительно преобладала томистская версия, даже несмотря на то, что обстоятельства за два с половиной столетия британского правления с годами радикально изменились. [23] Как и в прежние годы, большая часть философов этого периода были священнослужителями, преимущественно членами религиозных орденов . Опять же, из-за цензуры и контроля они почти никогда не осмеливались предложить что-либо философски смелое или творческое. Выдающимся исключением из всего этого был Мануэль Димех , который жил и работал в первом десятилетии 20-го века. Он не только не придерживался какой-либо формы схоластики, но, кроме того, был удивительно новаторским и оригинальным философом и социальным реформатором. [24]
после обретения независимости (с 1964 Период г. )
Ко времени обретения Мальтой независимости схоластика ослабла и постепенно исчезла. [25] Очень немногие продолжали некритически придерживаться его принципов, и они были ограничены небольшими религиозными (особенно католическими) кругами.
Большинство других философов стали несколько более предприимчивыми, исследуя сферы, которые были в некоторой степени недоступны в британский (и тем более в госпитальерский) период. [26] С точки зрения развития философии на Мальте, Питер Серрачино Инглотт выделяется как чрезвычайно важный, особенно с конца 1960-х годов.
Некоторые другие мальтийские философы работали за границей. Хотя они сохранили ограниченные контакты с Мальтой, у них, конечно, был другой настрой. Их влияние на молодых мальтийских философов было незначительным.
Кафедра философии Мальтийского университета [ править ]
Ниже приводится список профессоров, заведовавших кафедрой философии Мальтийского университета , высшего академического философского учреждения Мальты. [27] Даты относятся к периоду их пребывания в должности. [28] Кафедра философии была основана в 1771 году великим магистром рыцарей-госпитальеров Мануэлем Пинту да Фонсека , когда он преобразовал Collegium Melitense (Мальтийский колледж) иезуитов в Мальтийский университет . [29]
1. Джозеф Монкада 1771–73 2. Джозеф Ксерри 1773 Великий Магистр Франсиско Хименес де Техада ,
полностью остановила деятельность университета.1773–78 3. Доминик Маларби [30] 1778–79 4. Джозеф Монкада 1780–86 5. Майкл Ксерри 1786–98 Наполеон Бонапарт подвесил кресло. 1798–1800 6. Спаситель Монтебелло 1800–04 7. Питер Маллиа 1804–22 8. Джером Инглотт 1822–27 9. Карл Чиконьяни Каппелли 1827–29 10. Джозеф Фенек 1829–43 11. Винсент Поль Галеа 1843–59 12. Джордж Каруана 1859–72 13. Николас Крешиманно 1872–76 14. Николас Заммит 1876–90 15. Фрэнсис Бонничи 1890–1900 16. Анастасио Кускьери 1901–39 17. Спаситель Грима 1939–49 Джозеф Сапиано ( действующий ) 1950–51 Джозеф Лупи ( действующий ) 1951–53 18. Джозеф Сапиано 1953–71 19. Питер Серрачино Инглотт 1971–78 Дом Минтофф подвесил стул. 1978–87 20. Питер Серрачино Инглотт 1987–96 21. Джо Фриджери 1996–2012 22. Клод Манжион 2012–19 23. Жан-Поль ДеЛюкка 2019–
Растущая осведомленность [ править ]
Исследования [ править ]
С 1990-х годов предпринимались попытки правильно признать и должным образом почтить скромную долю философии на Мальте. Необходимость возникла по двум основным причинам. [31] мальтийцы Во-первых, потому что сами , в основном из-за отсутствия необходимых исследований, не признавали, а тем более не ценили какую-либо местную философскую традицию; и, во-вторых, потому, что любая деятельность, которая осуществлялась в философской области — будь то преподавание, письмо или просто обсуждение — велась так, как если бы сами мальтийцы имели в лучшем случае настоящее без прошлого. [32]
Архивная работа выявила имена, рукописи и личности, [33] изданы учебники (1995; 2001 г.) и прочитаны курсы в Мальтийском университете (1996/97; 2012/13; 2013/14) и других высших учебных заведениях. Также была организована первая публичная конференция по «мальтийской» философии (1996 г.). Дальнейшим шагом стало создание Фонда обмена философией (2012 г.).
Благодарность [ править ]
С 16 века философия вносила вклад в академическую, а иногда и в интеллектуальную и культурную жизнь мальтийской интеллигенции. В большинстве случаев оно функционировало как инструмент истеблишмента, включая католическую церковь , «с целью сохранения и увековечения ортодоксальных и официальных доктрин». В других случаях он предлагал альтернативные и творческие пути мышления. Однако, несмотря на свою относительно давнюю философскую традицию, Мальта не имеет какой-либо конкретной философии, связанной с ее названием. Хотя иногда мальтийские философы были новаторскими и творческими, в своем подавляющем большинстве они всегда работали с импортированными идеями и, за исключением очень редких случаев (как в случае с Мануэлем Димехом ), редко открывали новые горизонты в философской области. Хотя философия многих из них не влияла на социальную или политическую жизнь, некоторые живо взаимодействовали с текущими событиями и иногда даже стимулировали социальные изменения. На протяжении веков мальтийские философы не придерживались какой-то одной философской традиции. Большая часть принадлежит аристотелико-томистической школе. Однако время от времени на этом пути появляются и другие тенденции, особенно в последней четверти ХХ века, такие как гуманизм, эмпиризм, прагматизм, экзистенциализм, лингвистический анализ и некоторые другие. Но за уникальными, а не редкими исключениями, теизм был постоянной чертой всей мальтийской философской традиции.
За последние тридцать лет или около того философия на Мальте претерпела беспрецедентный поворот. Питер Серрачино Инглотт дал ему необычайное новое дыхание жизни, расширив его горизонты, диверсифицировав его интересы и решительно подтолкнув его к социальным и политическим действиям. Затем этот стиль был подхвачен другими, которые продолжили эту тенденцию.
мальтийские Некоторые философы
В следующий список включены некоторые из лучших и наиболее представительных философов Мальты на протяжении веков. Большинство философских вкладов этих ученых имеют непреходящее значение, поскольку они выходят за рамки просто описательных, сравнительных или контекстуальных размышлений. Некоторые из них также привлекают своей креативностью и стилем. Другие в списке — второстепенные философы, внесшие вклад в различные области философии.
15 век
- Питер Каксаро ( ок. 1400–1485)
17 век
- Максимилиан Бальзан (1637–1711)
- Джон Мэтью Рисполи (1582–1639)
- Доминик Борг (дата рождения неизвестна)
- Савериус Пейс (дата рождения неизвестна)
18 век
- Жорж Саньяни (1667-1732)
- Констанс Велла (1687–1759)
- Джон Констанс Парнис (1695–1735)
- Джозеф Демарко (1723–1789)
- Спаситель Бернар (1724–1806)
- Джон Николас Маскат ( 1735–1800 )
- Доминик Беззина (родился примерно в середине 18 века)
- Фортунатус Виктор Коста (дата рождения неизвестна)
- Гаэтан Мэтью Перес (дата рождения неизвестна)
- Генри Ренан (дата рождения неизвестна)
19 век
- Майкл Энтони Вассалли (1764–1829)
- Джером Инглотт (1776–1835)
- Николас Заммит (1815–1899)
- Алоизио Галеа (1851-1905)
20 век
- Питер Пол Борг (1843–1934)
- Мануэль Димех (1860–1921)
- Джон Формоза (1869–1941)
- Анастасио Кускьери (1872–1962)
- Альберт Бусуттил (1891–1956)
- Анджело Пиротта (1894–1956)
- Наццарено Камиллери (1906–1973)
- Джон Микаллеф (1923–2003)
- Эдвард Де Боно (р. 1933–2021)
- Питер Серрачино Инглотт (1936–2012)
- Кеннет Уэйн (р. 1943)
- Джо Фриджери (р. 1946)
- Оливер Фриджери (1947–2020)
- Тарчизио Зарб (р. 1952)
- Сандра Дингли (р. 1952)
- Марио Велла (р. 1953)
- Джон Питер Портелли (р. 1954)
- Эммануэль Агиус (р. 1954)
- Энтони Абела (1954–2006)
- Майкл Заммит (р. 1954)
- Джозеф Джордмаина (р. 1963)
- Джон Балдаккино (р. 1964)
- Марк Монтебелло (р. 1964)
- Ники Дублет (1968–2002)
- Колетт Скиберрас (р. 1976)
Ссылки [ править ]
- ^ Х. Френдо, «Национальная идентичность», Мальта: культура и идентичность , изд. Х. Френдо и О. Фриджери, Министерство молодежи и искусств, Мальта, 1994 г., стр. 2–5.
- ^ А. Кассола, Литература Мальты: пример единства в разнообразии , Европейская комиссия, Minima, Мальта, 2000, стр. vii–ix.
- ^ Дж. Кассар Пулличино, «Возобновление открытия университета в 1800 году», Журнал факультета искусств , Мальта, 1958, 2, стр. 144–5.
- ^ Дж. Фриггьери, «Письмо с Мальты», журнал The Philosophers' Magazine (Англия), 55, 4 квартал 2011 г., стр. 49.
- ^ Дж. Фриггьери, Письмо с Мальты, Журнал The Philosophers' Magazine (Англия), 55, 4 квартал 2011 г., стр. 48–51.
- ^ AP Vella, История Мальты, Vol. Я, Мальтийский книжный клуб, Мальта, 1993, стр. 185–188.
- ^ Г. Ф. Абела, Описание Мальты , Мальта, 1647 г., стр. 288 и далее, пассим .
- ^ М. Фсадни, Доминиканцы в Виктории и Биргу до 1620 года , Мальта, 1974, стр. 134–136.
- ^ Г. Веттингер и М. Фсадни, «Кантилена» Питера Каксаро , Мальта, 1963.
- ^ А. Бонничи, История инквизиции на Мальте (История инквизиции на Мальте), Том. I, Религия и хаджа, История, 16, Францисканский Конвентуали, Рабат, Мальта, стр. 34–36.
- ^ Дж. Галеа, Хронология Мальты , изд. Р.М. Кассар, Мальта, 1989, стр. 27 и след.
- ^ Дж. Заммит Мангион, Образование на Мальте , Studia Editions, Мальта, с. 12.
- ^ К. Кассар, Секс, магия и барвинок , PIN Publications, Мальта, стр. 1–4.
- ^ Ф. Чаппара, Римская инквизиция на просвещенной Мальте , PIN Publications, Мальта, стр. 44–47.
- ^ См., например: М. Монтебелло, «Философия и философы Мальты» , PIN Publications, Мальта, 2011 г., стр. 34–45.
- ^ См.: Ф. Чаппара, Общество и инквизиция на Мальте раннего Нового времени , PEG Publications, Мальта, 2001, стр. 98–119.
- ^ М. Велла, Размышления в холщовой сумке , PEG Publishers, Мальта, стр. 80–81.
- ^ А. Велла, «Университет Святой Марии Портуса Салютиса», Журнал факультета искусств , Vol. II, № 2, 1960, стр. 165–167.
- ^ Ф. Чаппара, Общество и инквизиция на Мальте раннего Нового времени , PEG Publications, Мальта, 2000, стр. 101–113.
- ^ Ф. Саммут, Мальтийская мечта , SKS Publications, Мальта, стр. 5–7.
- ^ В. Малья-Миланес, изд. (1993), Госпитальеры Мальты 1530–1798 , Исследования Мальты раннего Нового времени и Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, passim .
- ^ В. Малья-Миланес, изд. (1988), Британский колониальный опыт 1800–1964: влияние на мальтийское общество , passim ; и Бонничи А. (1990–1994), Storja ta' l-Inkizizzjoni ta' Malta (История инквизиции на Мальте), 3 тома, passim .
- ^ Дж. Чиркоп, Левые внутри мальтийского рабочего движения , Mireva Publications, Мальта, стр. 50–51.
- ^ М. Монтебелло, Dimech , PIN Publications, Мальта, 2004, гл. IV.
- ^ А. Велла (1966) «Происхождение и развитие Королевского университета Мальты», Церемония дня основания , Речь, произнесенная в церкви университета, 12 ноября 1965 г., University Press, Мальта, стр. 15–16.
- ^ К. Саммут, «Переоценка мальтийской медиа-системы», Социальные переходы в мальтийском обществе , изд. Дж. Кутахар и Г. Кассар, Agenda Publications, Мальта, стр. 77–82.
- ^ Дж. Фриггьери, Письмо с Мальты, Журнал The Philosophers' Magazine (Англия), 55, 4 квартал 2011 г., стр. 48–51.
- ^ М. Монтебелло, Книга философии на Мальте , том. I, PIN Publications, Мальта, с. 124.
- ^ Там же. , стр. 83–84, 123.
- ^ Р. Зерби, Маларби Доменико , Прессо Никола Джерваси аль Гиганте, 23, 1829.
- ^ М. Монтебелло, Приглашение к мальтийской философии , PEG Publications, Мальта, 1995, стр. 87–92.
- ^ П. Серрачино Инглотт и К. Мангион, «Il-Filosofija f'Malta» (Философия на Мальте), Области мальтийской культуры (1991), изд. Т. Кортис, Министерство образования и внутренних дел Мальты, стр. 263–271.
- ^ П. Серрачино Инглотт, «Презентация», Философия 20-го века на Мальте , М. Монтебелло, Agius & Agius Publications, Мальта, 2009, стр.11.
Основные источники [ править ]
- Дж. Фриджери, «Философия сегодня», Мальтийский ежегодник, 1977 г. , изд. Х. А. Клюс, Публикации братьев Де Ла Саль, Мальта, 1977, стр. 465–470.
- П. Серрачино Инглотт и К. Мангион, «Il-Filosofija f'Malta» (Философия на Мальте), Области мальтийской культуры , изд. Т. Кортис, Министерство образования и внутренних дел, Мальта, 1991 г., стр. 263–271.
- М. Монтебелло, по философии на Мальте , Справочник два тома, PIN Publications, Мальта, 2001.
- Дж. Фриггьери, «Письмо с Мальты», Журнал The Philosophers' Magazine , 55, 4-й квартал, Англия, 2011 г., стр. 48–51.
- М. Монтебелло, «Философия и философы Мальты» , PIN Publications, Мальта, 2011 г.