Византийская Мальта
История Мальты |
---|
Мальтийский портал |
Мальта ( греч . Μελέτης , Melétēs ) находилась под властью Византийской империи со времени византийского завоевания Сицилии в 535-6 годах до 869-870 годов, когда острова были оккупированы арабами. Свидетельства трех столетий византийского правления на Мальте очень ограничены и порой неоднозначны. Историки предполагают, что византийская Мальта подверглась тем же явлениям, что и Центральное Средиземноморье , а именно: значительному притоку греческих поселенцев и эллинской культуры , административным изменениям, вызванным реорганизацией Сицилии по византийскому образцу , и значительной военно-морской деятельности в Средиземноморье после возникновения ислама .
Византийские источники на Мальтийских островах скудны, хотя в нескольких записях они группируются как Гаудомелете ( Γαυδομελέτη , Gaudomelétē ), [1] термин, который впервые появляется в псевдоэпиграфических Деяниях Петра и Павла . [2] : 76 Острова были местом изгнания и ссылки . С экспансией мусульман в Северной Африке Мальта превратилась из военной базы и торгового поста, связывающего Сицилию и другие византийские владения на итальянском полуострове с Экзархатом Африки , в отдаленный спутник и сторожевой пост византийской фемы Сицилии . [1]
Историки пришли к выводу, что Мальта играла ограниченную стратегическую роль в Византийской империи. [3] Последующее арабское завоевание привело к полному разрыву между византийской эпохой и более поздними периодами. Несмотря на то, что существуют исследования о предполагаемом выживании Византии или христианства, скудность доказательств предполагает слабые аргументы в пользу прочного византийского наследия на Мальте. [3]
Фон
[ редактировать ]Самые ранние упоминания о Мальте в эту эпоху скудны и обычно подразумеваются в отрывках, касающихся Сицилии . В отрывке Виктора Витенсиса , епископа Витского , историки делают вывод, что к концу пятого века Мальтийские острова были завоеваны вандалами из их королевства в Северной Африке , а затем переданы Одоакру , остготскому королю Италии . [А] Историки предполагают, что Мальта оставалась в руках вандалов примерно с 455 по 476 год, а затем была передана Одоакру в качестве дани, прежде чем перейти к Теодориху после поражения Одоакра в 493 году. [Б]
Нет никаких свидетельств того, что мальтийский епископ существовал до 553 года, и не было никаких записей о том, что мальтийский епископ присутствовал на каком-либо совете в вандальской Африке. [7] Однако, поскольку в Африке не сохранилось никаких епископских списков, историки не могут оценить, был ли на Мальте епископ или были ли острова частью африканской церкви на этом раннем этапе. [7]
Мальта страдает от недостатка внимания в византийских источниках, что приводит к устойчивому мнению историков о том, что архипелаг находится на окраине стратегических, политических и военных интересов Византийской империи. [8] Эта точка зрения была опровергнута только в последние годы, после достижений мальтийской археологии. [9] Анализ керамики показал, что византийцы все еще отправляли флот в Западное Средиземноморье даже в 9 веке, что подтверждает, что Мальта была стратегической ступенькой в системе обороны вокруг Северной Африки, Сицилии и Балеарских островов. [8] Хотя Мальта время от времени подвергалась набегам арабских военно-морских сил, она вместе с Сардинией и Балеарскими островами предоставила византийцам хорошую стратегическую базу в центральном и западном Средиземноморье, позволив им поддерживать экономическое и военное присутствие. [10]
Объем торговли с Мальтийскими островами носил не только военный характер. [11] Местные политические элиты также снабжались товарами Восточного Средиземноморья. Сигиллографические данные показывают, что в состав мальтийской элиты входили архонты, [С] епископы и члены церковных общин. [8] Коммерческая жизнеспособность островов, отражающая их стратегическое положение в Средиземноморье, и степень автономии, которая, вероятно, позволила элитам преодолеть разрыв между мусульманской Африкой и «византийской Италией » . [8] Мальтийские элиты заняли активную позицию и включились в политические и торговые обмены с мусульманскими общинами Северной Африки, о чем свидетельствуют находки монет Омейядов на островах и находка печати, принадлежавшей Никетасу- архонту и друнгарио Мальты, в Тунисе . [8]
Ранневизантийские источники на Мальте
[ редактировать ]Юстиниановский период
[ редактировать ]Одно из самых ранних упоминаний о Мальтийских островах можно найти в списке пожертвований императора Константина I в начале четвертого века, который включает в себя грант Латеранскому баптистерию мессы , с доходом в 222 солида который, очевидно, был [Д] расположен на острове Гозо. [13] [12] Однако первое надлежащее упоминание о средневековой Мальте в контексте Восточной Римской империи можно найти в Прокопия, » « Bellum Vandalicum подробно описывающем византийскую кампанию в Северной Африке . Описывается, как византийский полководец Велисарий «прикасался» к Мальте в 533 году, когда римский экспедиционный корпус плыл из Кауканы в Северную Африку. [И] [14] [15] [16] Однако используемый греческий глагол может означать либо «приземлился», либо «приблизился». В том же отрывке Прокопий описывает Мальту как разделяющую Адриатическое и Тирренское моря, указывая на то, что острова, возможно, лежали на морской границе, разделяющей вандалистскую и византийскую сферы. [17] В этом отрывке не говорится, что Велизарий завоевал острова или что мальтийские острова уже находились в руках Византии. Фактически Мальта не включена в Синекдм Гиерокла, в котором подробно описан список городов, принадлежавших Империи в 527/8 году. [18]
Мальта, вероятно, перешла к византийцам примерно во время их завоевания Сицилии в 535 году. Дальнейшая цитата в « Bellum Gothicum » Прокопия, описывающая войну против готского королевства Италии , предполагает, что Мальта стала частью Империи к 544 году, хотя это и не так. не говоря уже об островах конкретно. [Ф] Последнее упоминание Прокопия о Мальте относится к 550 году, когда речь идет о путешествии Артабана на Сицилию. Назначенный magister militum per Thracias , Артабан был послан заменить престарелого сенатора Либерия во главе экспедиции против Сицилии, которая недавно была захвачена остготским королем Тотилой . Артабану не удалось догнать экспедицию до ее отплытия на Сицилию, а его собственный флот был отброшен и рассеян сильными штормами в Ионическом море . [19] сам Артабанес был неожиданно спасен после приземления на Мальте. [Г] Хотя есть предположения, что Артабанес достиг Меледы, а не Мальты, как традиция рукописи, так и географическая вероятность говорят в пользу Мальты. [21]
Другие источники о Мальте времен династии Юстиниана ограничены и содержат мало подробностей об истории островов. Писатель шестого века Аратор описал Мальту как станцию , порт захода для кораблей. [22] хотя это используется в отношении кораблекрушения Святого Павла на островах, [23] и не должен использоваться для вывода о военно-морском статусе Мальты, хотя упоминания о гаванях Мальты и Гозо встречаются в более поздних арабских текстах. [22]
Епископы Мальты
[ редактировать ]В 553 году Юлиан, епископ Мальты ( лат . Iulianus episcopus Melitensis ) упоминается в Constitutum de Tribus Capitulis Папы Виргилия , однако может возникнуть некоторая двусмысленность относительно названия и связи с Мальтой из-за несоответствий названий в разных рукописях. [21] Первое упоминание о епископе Мальты появляется в трех письмах Папы Григория I , где в 592 году Папа просил епископа Мальты Люцилла обеспечить, чтобы мальтийское духовенство, владеющее землями, принадлежащими африканской церкви, платило с них причитающийся налог. [24] Историки предполагают, что эти земли находятся на Мальте, а их связь с африканской церковью может быть связана с правлением вандалов в предыдущем столетии. [25] Второе письмо, датированное октябрем 598 года, просит епископа Сиракузского свергнуть Луцилла за неустановленное преступление, наказать его сообщников, отправив их в монастыри и лишив их почестей. [24] Фраза о понижении в должности солдат подразумевает, что на Мальте в то время находился военный гарнизон. Затем Папа Григорий просит епископа Сиракуз дать указание клеру и народу избрать нового епископа. [24] Третье письмо, датированное сентябрем или октябрем 599 года, просит Романа, защитника Сицилии , убедиться, что Луцилл и его сын передают имущество, взятое из церкви, новому епископу Траяну. [24] Хотя на столь раннем этапе, по-видимому, недостаточно доказательств, чтобы назвать Мальту суфражистским епископством Сиракуз, письма, похоже, раскрывают тесные церковные и административные связи между мальтийским престолом и Сиракузским епископством. [25] Мальта могла быть аналогичным образом связана со светской администрацией Сицилии, о чем свидетельствует гражданский географический список, составленный Георгием Кипрским около ок. 603 – ок. 606. [13]
Византийские изгнанники на Мальте
[ редактировать ]Как свидетельствуют отрывки двух историков, Мальта использовалась как место для изгнанников. В «Истории синтомос» патриарх Никифор подробно описывает, как император Ираклий отправил Феодора, магистра по званию, на остров Гаудомелет, [26] приказав местному духу ампутировать ему одну ногу по прибытии. [13] Это показывает, что к 637 году, дате восстания, которое привело к изгнанию Иоанна Аталариха и Теодора, Мальтой могли управлять военные офицеры, подобно тому, как управлялись Сицилией и Италией. [13] Летописец Феофан описывает, как в 790 году император Константин VI наказал лидеров восстания в Армянской феме , заклеймив их лица и сослав лидеров на Сицилию и «другие острова». [27]
Администрация
[ редактировать ]Светское правительство
[ редактировать ]Была найдена печать, датированная восьмым веком, принадлежащая Никите, архонту и друнгариосу ( греч . Мальты + Nikētas dronggariōs kaì árkhonti Melétēs ). [28] историки пришли к выводу, что Мальтой мог управлять высокопоставленный военно-морской чиновник, командующий небольшим флотом. [29] Другие историки пошли дальше этого анализа, заявив, что Мальта была базой важной военно-морской эскадры под прямым имперским, а не тематическим контролем. [30] Однако отсутствие доказательств и источников, а также исторические тесные связи между Сицилией и Мальтой, как считается, противоречат как существованию такой структуры управления Мальтой, так и существованию важной византийской военно-морской базы на островах. . [30] Однако можно предположить, что византийский чиновник был одновременно командующим сухопутной армией и друнгосом , который также взял на себя роль архонта , или гражданским губернатором города. [30]
Недавние раскопки пролили больше света на роль Мальты как торгового поста , поскольку региональные политические силы имели сильные корыстные интересы на Мальте в 8 веке. [31] Острова считаются привилегированной территорией, выступающей в качестве моста между Северной Африкой и югом Италии . [31] Мальта была способна импортировать большие объемы товаров из отдаленных регионов и иметь связи как с византийскими, так и с арабскими торговыми сетями. Городские центры, такие как Мелит , были сравнительно богатыми, политически влиятельными и имели доступ к различным импортным товарам, в то время как периферийные районы, такие как Сафи , имели доступ к более простой материальной культуре. [31]
Церковное правительство
[ редактировать ]Историки утверждают, что передача сицилийских епархий из Римского Патриархата в Константинополь и повышение статуса Сиракуз до статуса митрополии затмевают церковную организацию Мальты в этот период. Ни один епископ Мальты не появлялся на римских синодах или на Вселенских соборах на Востоке ни в седьмом, ни в восьмом, ни в девятом веке. [32] Мальтийский епископ по имени Манас, возможно, присутствовал на Восьмом Вселенском Соборе , проходившем в Константинополе в 869–870 годах, и отождествляется с мальтийским епископом, удерживаемым в плену в Палермо Аглабидами в 878 году. [32] Однако в актах собора не упоминается ни один мальтийский епископ, что делает идентификацию историков необоснованной. [32]
По крайней мере, в семи уведомлениях епископство Мальты классифицируется как епископство под митрополичьим престолом Сиракуз или принадлежащее провинции Сицилия. [32] Нотиция X и Нотита III конкретно упоминают протопопов, назначенных для Мелиты в XII и XIII веках, а X упоминает по имени Николаоса и его жену Мило. Фиорини и Велла отмечают, что иногда византийская практика назначала протопопа ( древнегреческий : πρτωπαπάς ) на вакантные епархии, и авторы видят в этом свидетельство преемственности византийской церковной иерархии, хотя и в усеченной форме, в период мусульманского правления. правило; христианский «епископ» ( ἐπίσκοπος , episkopos ), найденный на острове после его завоевания Рожером II Сицилийским , вероятно, на самом деле был таким протопопом. [2] : 83–4
Византийская базилика в Тас-Силье
[ редактировать ]Эллинистический храм на многопериодном святилище в Тас-Силе , между Жейтуном и Марсашлокком , был преобразован в христианскую базилику . [33] Базилика была построена в крытом портике внутреннего двора храма. [33] Квадратное здание имело три нефа с апсидой на восточном конце. Доисторический мегалитический храм был повторно использован в качестве баптистерия , а купель разместилась в центре древнего сооружения. Церковь, или, по крайней мере, ее структура, использовалась до VIII-IX веков. [33] Вокруг части объекта была построена крепостная стена как минимум с одной башней, возможно, в ответ на арабскую угрозу. В сливе крестильной купели найдено более двухсот византийских монет, датированных серединой IV века, реформами Юстиниана (538-9) и золотая монета, датированная Константином IV . [33]
Культура
[ редактировать ]Архитектурный и художественный стиль, преобладающий на Мальте, был не стилем собственно Константинополя, а скорее византийским стилем Сицилии. Была обнаружена керамика с характерными Отранто типа амфорами , что еще раз свидетельствует о тесных связях между Мальтой и Южной Италией. Количество греческих надписей, найденных на Мальте и Гозо, заставляет историков полагать, что произошла определенная степень эллинизации , аналогично процессу, наблюдавшемуся на Сицилии. [34] Надписи и катакомбы, в которых они в основном были найдены, обычно датируются третьим-пятым веком. [34]
Базилика в Тас-Силе была расширена, модифицирована и повторно использована, чтобы включить в нее укрепленное поселение, связанное с гаванью Марсашлокка внизу. Керамические останки из Тас-Силджа датируются шестым-девятым веками и свидетельствуют о том, что гавань и поселение на протяжении веков были связаны с различными частями Средиземноморья. [35] Это также подтверждается находками амфоры- спатеона в Гранд-Харборе , позднеримских амфор в Марсаскала и других останков в Та'Шбиексе , на острове Маноэль , в ручье Слима и в заливе Мистра . Количество останков позволяет историкам сделать вывод о широком использовании мальтийских гаваней в византийскую эпоху. [35]
В 1768 году в камере Кортина были найдены 260 позднеримских североафриканских амфор. [ЧАС] склады, двадцать четыре из которых имели граффити религиозного характера. [37] Учитывая удаленность от главного города, историки предполагают, что эти складские помещения использовались для перераспределения в сторону других гаваней Центрального Средиземноморья. [37] Большое количество керамики византийской эпохи было также найдено на мысе Кортин в Марсе со следами пожара, что позволило археологам предположить, что здания и набережная были заброшены в конце восьмого или начале девятого века, а дата установлена из-за присутствия шаровидные амфоры на месте. [38] Наличие более ранней керамики на том же уровне может свидетельствовать о более раннем забросе. [38]
Склады во внутренней гавани Марсы были заброшены раньше, чем склады в Кортине, из-за заиливания , и к пятому или шестому веку не было обнаружено никаких свидетельств их использования. [38] Из-за заиливания основная морская деятельность, вероятно, сосредоточилась в районе Кортина, что подтверждается рядом более поздних захоронений. [38]
Другие захоронения, связанные с византийской эпохой, представляют собой ряд катакомб , в том числе катакомбы Святого Павла , Аббатия Тад-Дейр подземный комплекс и Таль-Баррани .
Мусульманское завоевание
[ редактировать ]Сначала с потерей Византийского экзархата Африки , а затем и с потерей Сицилии, Мальта оказалась во все более политически фрагментированном Средиземноморье. [38] Мальта потеряла свое положение между Эгейским морем и Северной Африкой, когда Византийская империя потеряла африканские провинции, производящие зерно. [38] На островах возникла менее благоприятная экономическая ситуация, заброшенность главного порта и складов Марсы, а также арабские набеги. Это привело к снижению потенциала перевалки товаров через Мальту и предоставления морских услуг. [38]
Эта новая геополитическая фрагментация нашла свое отражение в событиях на Мальте, где сельские поселения были либо заброшены, либо подверглись серьезному упадку в восьмом и девятом веках, при этом места захоронений на островах были заброшены, что означало отказ от открытых пространств в сельских и прибрежных районах и переход к усиленным ядрам. [39] Главный городской центр острова, Мелите , в этот период был сильно изменен, включая усиление укреплений и добавление крепости внутри города. [39]
Со второй половины седьмого века мусульманские набеги действовали в Центральном Средиземноморье. Хотя ее стратегическое положение означало, что Мальта подвергалась растущему давлению, нет никаких упоминаний о набегах на Мальту до девятого века. О вероятном набеге на Мальту есть упоминание в хрониках Ибн аль-Асира в 835-836 годах, где говорится, что Абу Икал из династии аль-Аглаб подготовил экспедицию, которая напала на острова вблизи Сицилии и получила большую добычу. [40] Эту атаку обычно воспринимают как не более чем разведывательный рейд. [41] поскольку историки считают атаку слишком преждевременной для окончательного завоевания Мальты. [42] Все греческие и арабские источники сходятся во мнении, что завоевание Мальты произошло позже.
Из всех островов вокруг Сицилии Мальта была последней, оставшейся в руках Византии, и в 869 году на нее напал флот под командованием Ахмада ибн Умара ибн Убайдаллы ибн аль-Аглаба аль-Хабаши. Византийцы, получив своевременное подкрепление, поначалу успешно сопротивлялись, но в 870 г. Мухаммед направил на остров флот из Сицилии, и 29 августа 870 г. столица Мелита пала. Местный правитель был взят в плен, город разграблен – Ахмад аль- Сообщается, что Хабаши взял с собой мраморные колонны местного собора, чтобы украсить свой дворец, а его укрепления снесли. [43] [44] Падение Мальты имело важные последствия для защиты того, что осталось от Византийской Сицилии: имея в своих руках Реджо-Калабрию , а теперь и Мальту, мусульмане завершили окружение Сицилии и могли легко воспрепятствовать любой помощи, отправленной с востока. [45]
Ибн Халдун сообщает, что завоевание Мальты Аглабидами произошло еще в 868 году. [42] Ибн аль-Хатиб датирует завоевание Мальты и пленение ее « короля» периодом с 11 февраля по 12 марта 875 года, тогда как ан-Нувайри относится к тому же общему периоду, не указывая конкретную дату. [42] Ибн аль-Асир рассказывает, что в 869–870 годах эмир Сицилии послал армию на Мальту, поскольку остров осаждали византийцы, которые затем бежали. [46] Эта дата также подтверждается греческой хроникой из Кассано , Калабрия , где говорится, что остров Мелите сдался 29 августа 870 года. Эта дата снова подтверждается в другом арабском источнике, « Китаб аль-Уюн» , в котором говорится, что Мальта была завоевана Абдаллах I и указывает дату завоевания за три дня до Рамадана 256 года хиджры , то есть 28 августа 870 года. Историки объясняют небольшое несоответствие неточностями в лунных наблюдениях, касающихся исламского календаря . [46]
Осаду Мелита (современная Мдина ) первоначально возглавил Халаф аль-Хадим, известный инженер, но он был убит и заменен Савадой ибн Мухаммадом. Город выдерживал осаду в течение нескольких недель или месяцев, но в конечном итоге пал перед захватчиками, его жители были убиты, а город разграблен.
Однако Ибн аль-Асир утверждает, что к 870 году Мальта уже была мусульманским поселением и что остров, удерживаемый арабами, осаждался византийским флотом. После того, как из мусульманской Сицилии были отправлены силы помощи, византийцы отступили без боя 28 Рамадана 256 года (29 августа 870 г.). Некоторые историки предполагают, что местное население встало на сторону византийского флота, нарушив предшествующий завет с арабскими правителями, в результате чего мусульмане затем приняли ответные меры, заключили епископа в тюрьму и разрушили церкви островов. [41]
Использование мрамора из церквей Мелиты в Рибате Суса подтверждается надписью, которая переводится как: [47]
Каждая вырезанная плита, каждая мраморная колонна в этом форте была привезена из мальтийской церкви Хабаши ибн Умаром в надежде заслужить одобрение и доброту Аллаха Могущественного и Славного.
Византийская попытка вернуть Мальту
[ редактировать ]Хотя аль-Химьяри утверждает, что Мальта осталась «необитаемыми руинами» после осады и была заселена заново только в 1048–1049 годах, археологические данные свидетельствуют о том, что Мдина уже была процветающим мусульманским поселением к началу 11 века. [48] Византийцы осадили это новое поселение в 445 году хиджры (1053–1054 годы нашей эры) «со многими кораблями и в большом количестве». [47] Жители Мдины просили о помиловании, но получили отказ. Мусульман было не так много, и их численно превосходили рабы. Мусульмане предложили рабам свободу. [47] и рабы согласились с этими условиями. На следующий день захватчики начали атаку, но после некоторых боев были отброшены, «и бежали побежденными, не оглядываясь назад», при этом большая часть византийских кораблей была потеряна в результате атаки. [49] Историки не могут подтвердить, было ли это нападение попыткой вернуть острова и создать военно-морскую базу или это была карательная атака на пиратов, которые, возможно, действовали с островов. [49] После этого эпизода византийцы больше никогда не пытались атаковать Мальту. [47]
« Румы напали на нее [Мальту] после 440 г. (1048/9 г.), они вели войну с [жителями] и требовали от них богатства и женщин [...] И мусульмане собрались и пересчитали себя, и число их рабов превышало число свободных людей [...] Поэтому они сказали своим рабам: « Сражайтесь с нами; а если выиграешь, то будешь свободен, и то, что имеем мы, тоже будет твоим; если вы не согласитесь на это, мы будем убиты, и вы тоже » [...] И когда Рум выступил вперед [мусульмане и рабы] атаковали врага как один человек; и Бог помог им, так что они победили и убили большое количество ромов. Рабы были подняты до уровня свободных людей; их [совместная] власть стала очень сильной, и после этого события ромы больше никогда не нападали на них. |
- Аль-Казвини [50] |
См. также
[ редактировать ]- История ислама на юге Италии
- История евреев на Мальте
- Норманнское завоевание южной Италии
- Норманно-арабско-византийская культура
Примечания
[ редактировать ]- ^ «После чьей (sc. Валентиниана) смерти он получил (Гейзерика) всю Африку, а не только крупнейшие острова, Сардинию, Сицилию, Корсику, Эбус, Майорику, Минорику или многие другие, которые он защищал со своей обычной гордостью Одним из них был сицилийский Одуакро. Позднее он предоставил королю Италии право дани, от чего Одуакар каждый раз зависел от них как от сеньоров дани, оставляя некоторую часть за собой. - Виктор Витенсис, История преследований в провинции Африки . [4]
- ^ Амари ошибочно связывает пожертвование имущества стоимостью 200 солидов в 489 году нашей эры с Мальтой. Одоакром [5] Однако текст пожертвования явно относится к далматинскому острову Меледа, современному Млету . [6]
- ↑ На основе находки печати VIII или IX века, принадлежавшей архонту по имени Теофилактос.
- ^ Если коррумпированный Менгаул представляет остров Гозо. [12]
- ^ «Но когда слуга подошел к нему и рассказал ему всю историю, Велисарий очень обрадовался, осыпал похвалами Прокопия и приказал сигнализировать об отбытии трубами. Быстро отправившись в плавание, они коснулись ( греч . προσέσχον ) острова Гозо и Мальта, отделяющие Адриатическое море от Тирренского моря. Там для них поднялся сильный восточный ветер и отнес на следующий день корабли к той части африканского побережья, которую римляне на своем языке называют Главой Рима . Мелководье » — Прокопий, Bellum Vandalicum .
- ^ «Некоторые из выживших ливийцев бежали в (укрепленные) города, другие — на Сицилию и другие острова». — Прокопий, Bellum Gothicum .
- ^ "Но у одного корабля, на котором плыл сам Артабан, в сильном море отломилась мачта. Хотя он оказался в таком опасном положении, его унесло волной, и он следовал за волнами, пока не достиг острова под названием Мелита Так случилось, что Артабан был неожиданно спасен». — Прокопий, Bellum Gothicum . [20]
- ^ Гамбин определяет территорию вокруг электростанции Марса как вероятную территорию для этих складов, совпадающую с названиями Кортин, Кортин и Кортино. [36]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Далли 2008 , с. 247.
- ^ Jump up to: а б Фиорини, Стэнли; Велла, Горацио CN «Реакция на Тристию экс Мелитогаудо : Ответ» (PDF) . Литература . 58 (3): 75–87. дои : 10.15388/Литера.2016.3.10425 . Архивировано (PDF) из оригинала 9 июля 2020 г. Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Браун 1975 , с. 86.
- ^ Петшенинг 1881 , стр. 13–14.
- ^ Амари 1933 , с. 115.
- ^ Тьедер 1955 , стр. 288.
- ^ Jump up to: а б Браун 1975 , с. 73.
- ^ Jump up to: а б с д и Заваньо 2017 , стр. 88–89.
- ^ Бруно и Кутажар 2013 , стр. 28–29.
- ^ Брубейкер и Халдон 2011 , с. 174.
- ^ Заваньо 2018 , стр. 151.
- ^ Jump up to: а б Дэвис 2000 , с. ххх
- ^ Jump up to: а б с д Браун 1975 , с. 76.
- ^ Хьюз 2009 , стр. 79–80.
- ^ Диль 1896 , стр. 17–18.
- ^ Бери 1923 , с. 130
- ^ Гамбин 2004 , с. 116.
- ^ Хонигманн 1939 , с. 2
- ^ Мартиндейл 1992 , с. 129; Бери, 1958 , стр. 69, 255–256.
- ^ Прокопий Кесарийский 2016 , стр. III. 40. 17
- ^ Jump up to: а б Браун 1975 , с. 74.
- ^ Jump up to: а б Бусуттил 1971 , стр. 305.
- ^ Деяния 27:39–44.
- ^ Jump up to: а б с д Колейро 1965 , стр. 17–21.
- ^ Jump up to: а б Браун 1975 , с. 75.
- ^ Манго 1990 , с. 73.
- ^ Феофан , с. 469
- ^ Браун 1975 , с. 77.
- ^ Бусуттил 1971 , стр. 307.
- ^ Jump up to: а б с Браун 1975 , стр. 77–78.
- ^ Jump up to: а б с Выпусти из меня кровь 2019 .
- ^ Jump up to: а б с д Браун 1975 , стр. 78–81.
- ^ Jump up to: а б с д Кардона 2013 , стр. 18–24.
- ^ Jump up to: а б Браун 1975 , с. 78.
- ^ Jump up to: а б Гамбин 2004 , стр. 116–117.
- ^ Гамбин 2005 , с. 50.
- ^ Jump up to: а б Гамбин 2004 , с. 117.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гамбин 2004 , с. 118.
- ^ Jump up to: а б Гамбин 2004 , стр. 119.
- ^ Амари 1933 , с. 371.
- ^ Jump up to: а б Росси 1991 , с. 295.
- ^ Jump up to: а б с Браун 1975 , с. 82.
- ^ Меткалф 2009 , с. 26.
- ↑ Vasiliev 1968 , pp. 24–25.
- ^ Васильев 1968 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б Браун 1975 , с. 83.
- ^ Jump up to: а б с д Бринкат 1995 , стр. 1–33.
- ^ Блуэ 2007 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б Гамбин 2004 , стр. 121.
- ^ Браун 1975 , стр. 84–85.
Библиография
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- Прокопий Кесарийский . История войн, тома I , II. – через Викиисточник .
- Прокопий Кесарийский (2016). Дельфы Полное собрание сочинений Прокопия (с иллюстрациями) . Делфи Классика. ISBN 978-1786563736 .
вторичный
[ редактировать ]- Амари, М. (1933). История мусульман Сицилии (2-е изд.). Катания.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Блуэ, Брайан В. (2007). История Мальты . Союзные публикации. п. 41. ИСБН 978-9990930818 .
- Бринкат, Джозеф М. (1995). Мальта 870–1054 Отчет Аль-Химьяри и его лингвистические последствия (PDF) . Валлетта: Саид Интернешнл. стр. 1–33. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Браун, Т.С. (1975). Латтрелл, Энтони (ред.). Византийская Мальта (PDF) . Лондон: Британская школа в Риме. стр. 71–87.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Брубейкер, Лесли; Хэлдон, Джон (2011). Византия в эпоху иконоборчества, ок. 680–850: История . Издательство Кембриджского университета. п. 174. ИСБН 978-0521430937 .
- Бруно, Брунелла; Кутахар, Натаниэль (2013). Занини, Энрико; Пергола, Филипп; Михаэлидис, Деметриос (ред.). «Амфоры и экономическая деятельность на Мальте». Островная система Византийского Средиземноморья. Археология и история . Оксфорд: БАР: 15–30.
- Бери, Джон Багнелл (1958) [1923]. История Поздней Римской империи: от смерти Феодосия I до смерти Юстиниана, Том. 2 . Минеола, Нью-Йорк: ISBN Dover Publications, Inc. 0-486-20399-9 .
- Бери, Джон Багнелл (1923). История Поздней Римской империи: от смерти Феодосия I до смерти Юстиниана . Лондон: ISBN MacMillan & Co. 0-486-20399-9 .
- Бусуттил, Джозеф (1971). «Мальтийские гавани в древности» (PDF) . Мелита Историка . 5 : 305–307.
- Кардона, Дэвид (2013). Тас-Силг: от доисторического храма к византийской церкви . стр. 18–24.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Колейро, Эдоардо (1965). Каджано Де Азеведо, Микеланджело (ред.). Три письма святителя Григория Великого . Рим: Центр семитских исследований: Институт ближневосточных исследований. стр. 17–21.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Далли, Чарльз (2008). Бонанно, А; Милителло, П. (ред.). Спутник, страж, ступенька: средневековая Мальта на орбите Сицилии . Палермо: Мастерская средневековых исследований. стр. 245–258. ISBN 9788888615752 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Дэвис, Рэймонд (2000). Книга понтификов (Liber Pontificalis): древние биографии первых девяноста римских епископов до 715 года нашей эры . Издательство Ливерпульского университета. п. xxxi. ISBN 978-0853235453 .
- Диль, Чарльз (1896). Византийская Африка. История византийского господства в Африке (533–709 гг.) (на французском языке). Париж: Эрнест Леру.
- Фсадни, Стефани (04 февраля 2019 г.). «Проливая свет на темные века» . Времена Мальты . Проверено 31 декабря 2019 г.
- Гамбин, Тимоти (2005). Археологические открытия в Марсе на протяжении веков . Мальта: Археологическое общество, Мальта. стр. 49–54.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Гамбин, Тимоти (2004). Де Мария, Лоренца; Турчетти, Рита (ред.). Мальта и средиземноморские морские пути в средние века . Руббеттино Редактор. стр. 115–134. ISBN 8849811179 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Хонигманн, Э. (1939). Синекдем Иерокла и географический памфлет Георгия Кипрского . Брюссель.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Хьюз, Ян (2009). Велисарий: последний римский полководец . Ярдли, Пенсильвания: Westholme Publishing, LLC. ISBN 978-1-59416-528-3 .
- Манго, Кирилл , изд. (1990), Никифор, Константинопольский Патриарх : Краткая история (изд. 1990 г.), Думбартон-Оукс , ISBN 0-88402-184-Х
- Мартиндейл, Джон Р. , изд. (1992). Просопография Поздней Римской империи: Том III, 527–641 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-20160-8 .
- Меткалф, Алекс (2009), Мусульмане средневековой Италии , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, ISBN 978-0-7486-2008-1
- Петшенинг, М. (1881). Корпус латинских церковных сочинений . Том. 71, 13–14. Бонн
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Тьедер, Дж.О. (1955). Нелитературные латинские папирусы Италии: 445–700 гг . Лунд.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Росси, Э. (1991). «Мальта 1. История» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VI: Махк – Мид . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 395. ИСБН 978-90-04-08112-3 .
- Васильев, А.А. (1968), Византия и арабы, Том II, Часть 1: Политические отношения Византии и арабов во времена македонской династии (867–959) (на французском языке), французский изд.: Анри Грегуар , Мариус Канард , Брюссель: Éditions de l’Institut de Philologie et d’Histoire Orientales
- Заваньо, Лука (2017), «Кипр между поздней античностью и ранним средневековьем (ок. 600–800): остров в переходный период» , Том 21 Бирмингемских византийских и османских исследований , Тейлор и Фрэнсис, ISBN 978-1351999120
- Заваньо, Лука (2018), « « Острова в ручье »: к новой истории крупных островов Византийского Средиземноморья в раннем средневековье, примерно 600–800 гг.» (PDF) , Mediterranean Historical Review , vol. 33, нет. 2, стр. 149–177.