Jump to content

Расширение Европейского Союза в 2004 г.

  Страны-члены ЕС в 2004 г.
  Новые страны-члены ЕС, принятые в 2004 году

Самое большое расширение Европейского Союза (ЕС) по количеству государств и численности населения произошло 1 мая 2004 года.

Одновременное присоединение касалось следующих стран (иногда называемых странами «А10») [1] [2] ): Кипр , Чехия , Эстония , Венгрия , Латвия , Литва , Мальта , Польша , Словакия и Словения . Семь из них были частью бывшего Восточного блока (из них трое были выходцами из бывшего Советского Союза , а четыре были и остаются государствами-членами центральноевропейского альянса Вышеградской группы ). Словения была неприсоединившейся страной до обретения независимости и была одной из бывших республик Югославии (вместе иногда называемых странами «А8»), а остальные две были средиземноморскими островными странами, обе страны-члены Содружества Словении. Нации .

Частью той же волны расширения стало вступление Болгарии и Румынии в 2007 году , которые не смогли присоединиться в 2004 году, но, по мнению Комиссии, являются частью пятого расширения.

История [ править ]

Результаты референдума
77.3 / 100
66.8 / 100
83.8 / 100
67.5 / 100
91.1 / 100
53.6 / 100
77.6 / 100
93.7 / 100
89.6 / 100

Предыстория [ править ]

С окончанием Второй мировой войны в мае 1945 года Европа оказалась разделенной между капиталистическим Западным блоком и коммунистическим Восточным блоком , а также нейтральными странами Третьего мира . Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) было создано в 1957 году между шестью странами Западного блока, а затем расширилось до двенадцати стран Европы. Европейские коммунистические страны имели более свободную экономическую группу с СССР, известную как СЭВ . На юге находилась неприсоединившаяся коммунистическая федеративная страна – Югославия .

Между 1989 и 1991 годами холодная война между двумя сверхдержавами подходила к концу, а влияние СССР на коммунистическую Европу рушилось. Когда коммунистические государства начали переход к свободного рынка демократии , согласуясь с евроатлантической интеграцией , вопрос расширения на континент был поставлен на повестку дня ЕЭС.

Переговоры [ править ]

Стратегия Phare была запущена вскоре после этого, чтобы лучше адаптировать структуру стран Центральной и Восточной Европы ( Pays d'Europe Centrale et Orientale (PECO) ) к Европейскому экономическому сообществу . Одним из основных инструментов этой стратегии была Региональная программа обеспечения качества ( Program Régional d'Assurance Qualité (PRAQ) ), которая стартовала в 1993 году с целью помочь государствам PECO внедрить Новый подход в своей экономике. [3]

Acquis Communautaire содержал 3000 директив и около 100 000 страниц в Официальном журнале Европейского Союза, которые необходимо было перенести. Это потребовало большой административной работы и огромных экономических изменений, а также подняло серьезные культурные проблемы – например, новые правовые концепции и проблемы согласованности языков.

Присоединение [ править ]

Мальта провела необязательный референдум 8 марта 2003 г .; узкое число голосов «за» привело к досрочным выборам 12 апреля 2003 г., в которых обсуждался тот же вопрос, после чего проевропейская Националистическая партия сохранила свое большинство и объявила о мандате на вступление.

Польша провела референдум 7 и 8 июня 2003 г .: проголосовали «за» с большим отрывом около 77,5% при явке около 59%.

Договор о вступлении 2003 года был подписан 16 апреля 2003 года в Стоа Аттала в Афинах, Греция, между тогдашними членами ЕС и десятью присоединяющимися странами. Текст также внес поправки в основные договоры ЕС , включая голосование квалифицированным большинством голосов в Совете Европейского Союза . Договор был ратифицирован вовремя и вступил в силу 1 мая 2004 года на фоне церемоний, проходящих по всей Европе.

Европейские лидеры встретились в Дублине, чтобы увидеть фейерверк и церемонию поднятия флага в Арас ан Уахтарайн , резиденции президента Ирландии. В то же время граждане Ирландии наслаждались общенациональным праздником, названным Днем приветствий . Президент Романо Проди принял участие в торжествах на итало-словенской границе в разделенном городе Гориция / Новая Горица , на немецко-польской границе флаг ЕС был поднят и исполнена «Ода радости» , а на Мальте состоялось лазерное шоу среди различные другие праздники. [4]

Лимерик, третий по величине город Ирландии, принимал Словению в качестве одного из десяти городов, индивидуально приветствовавших десять стран-кандидатов. Тогдашний премьер-министр Словении Антон Роп был приглашенным спикером на бизнес-ланче, организованном Limerick Chamber.

Прогресс [ править ]


Событие
Чешская Республика Словакия
Соглашение об ассоциации с ЕС 1 переговоры начинаются 1990 1990
Подписание Соглашения об ассоциации с ЕС 4 октября 1993 г. 4 октября 1993 г.
Вступление Соглашения об ассоциации с ЕС в силу 1 февраля 1995 г. 1 февраля 1995 г.
Заявка на членство отправлена 17 января 1996 г. 27 июня 1995 г.
Совет просит комиссию высказать мнение 29 июня 1996 г. 17 июля 1995 г.
Комиссия представляет заявителю законодательный вопросник март 1996 г. март 1996 г.
Кандидат отвечает на анкету июнь 1997 г. июнь 1997 г.
Комиссия готовит свое заключение (и последующие отчеты) 15 июля 1997 г. 1997, 1998, 1999
Комиссия рекомендует предоставить статус кандидата 15 июля 1997 г. 15 июля 1997 г.
Европейский совет предоставил статус кандидата заявителю [5] 12 декабря 1997 г. 12 декабря 1997 г.
Комиссия рекомендует начать переговоры 15 июля 1997 г. 13 октября 1999 г.
Европейский совет назначил начала переговоров дату 12 декабря 1997 г. [6] 10 декабря 1999 г.
Начинаются переговоры о членстве 31 марта 1998 г. 15 февраля 2000 г.
Переговоры о членстве завершены 13 декабря 2002 г. 13 декабря 2002 г.
Подписание договора о присоединении 16 апреля 2003 г. 16 апреля 2003 г.
Дата вступления в ЕС 1 мая 2004 г. 1 мая 2004 г.
Приобретенная глава
1. Свободное перемещение товаров х х
2. Свобода передвижения работников х х
3. Право на учреждение и свобода предоставления услуг х х
4. Свободное движение капитала х х
5. Государственные закупки х х
6. Закон о компаниях х х
7. Закон об интеллектуальной собственности х х
8. Конкурентная политика х х
9. Финансовые услуги х х
10. Информационное общество и СМИ х х
11. Сельское хозяйство и развитие сельских районов х х
12. Безопасность пищевых продуктов, ветеринарная и фитосанитарная политика. х х
13. Рыболовство х х
14. Транспортная политика х х
15. Энергия х х
16. Налогообложение х х
17. Экономическая и денежно-кредитная политика х х
18. Статистика х х
19. Социальная политика и занятость х х
20. Предприятие и промышленная политика х х
21. Трансъевропейские сети х х
22. Региональная политика и координация структурных инструментов х х
23. Судебная власть и основные права х х
24. Правосудие, свобода и безопасность х х
25. Наука и исследования х х
26. Образование и культура х х
27. Окружающая среда х х
28. Защита потребителей и здоровья х х
29. Таможенный союз х х
30. Внешние связи х х
31. Внешняя политика, политика безопасности и обороны х х
32. Финансовый контроль х х
33. Финансовые и бюджетные положения х х
34. Учреждения х х
35. Другие вопросы х х

1 Тип Соглашения об ассоциации с ЕС: Европейское соглашение для государств Пятого расширения.

Ситуация в сфере политики в начале переговоров о членстве согласно Мнениям 1997 года и Отчетам 1999 года.

s – показ главы
fs – завершенный скрининг
е – замороженная глава
о – открыть главу
х – закрытая глава

  как правило, уже применяется acquis
  особых трудностей не предвидится
  необходимы дальнейшие усилия
  не-acquis глава – нечего принимать
  необходимы значительные усилия
  очень трудно принять
  ситуация совершенно несовместима с законодательством ЕС


Проблемы со свободным передвижением [ править ]

Клише «Польский сантехник», принятое Советом по туризму Польши для рекламы Польши как туристического направления на французском рынке. (Английский перевод: «Я остаюсь в Польше, приезжайте массово»)

По состоянию на май 2011 года никаких особых ограничений на свободное передвижение граждан этих новых государств-членов больше нет.

При их первоначальном вступлении в ЕС, свободное передвижение людей естественно, действовало бы между всеми 25 государствами. Однако из-за опасений массовой миграции из новых членов в старые ЕС-15 были введены некоторые переходные ограничения. Мобильность внутри ЕС-15 (плюс Кипр) и внутри новых государств (минус Кипр) функционировала в обычном режиме (хотя новые государства имели право вводить ограничения на поездки между собой). Между старыми и новыми государствами могут быть введены переходные ограничения до 1 мая 2011 года, и рабочие из ЕС по-прежнему будут иметь преимущественное право перед работниками из стран, не входящих в ЕС, при поиске работы, даже если ограничения будут наложены на их страну. Никаких ограничений не было наложено ни на Кипр, ни на Мальту. Каждая страна ввела следующие ограничения; [7]

  • Австрия и Германия: Ограничение на свободное передвижение и предоставление определенных услуг. Разрешения на работу по-прежнему необходимы для всех стран. В Австрии для трудоустройства работник должен проработать более года в своей родной стране до вступления. У Германии были двусторонние квоты, которые оставались в силе.
  • Кипр: Никаких ограничений.
  • Мальта: Никаких ограничений для своих работников нет, но есть право на миграцию в страну.
  • Нидерланды: Первоначально выступали против ограничений, но ужесточили свою политику в начале 2004 года и заявили, что ужесточат свою политику, если в страну будет приезжать более 22 000 рабочих в год.
  • Финляндия: 2 года переходных мер, согласно которым разрешение на работу будет предоставляться только в том случае, если гражданин Финляндии не может быть найден на работу. Не распространяется на студентов, работников, работающих неполный рабочий день, предпринимателей, людей, живущих в Финляндии с нерабочими целями, людей, которые уже прожили в Финляндии в течение года или людей, которые в любом случае имели бы право на работу, если бы они были из третьей страны.
  • Дания: два года, в течение которых только работники, работающие полный рабочий день, могут получить разрешение на работу , если у них есть вид на жительство . Рабочие не получали пособия, но ограничения распространяются только на наемных работников (все граждане ЕС-10 могут открыть бизнес).
  • Франция: пять лет ограничений в зависимости от сектора и региона. Студенты, исследователи, самозанятые и поставщики услуг были освобождены от ограничений.
  • Испания: Два года.
  • Португалия: два года, годовой лимит — 6500.
  • Швеция: Никаких ограничений.
  • Чехия и Словакия: ограничений нет.
  • Польша: взаимные ограничения, свободный доступ имели только граждане Великобритании и Ирландии. Страны с более мягкими или более жесткими ограничениями сталкиваются с аналогичными ограничениями в Польше.
  • Бельгия, Греция и Люксембург: два года.
  • Великобритания: только социальные ограничения, необходима регистрация.
  • Ирландия: Никаких ограничений.
  • Венгрия: Взаимные ограничения на семь лет.

Несмотря на опасения, миграция внутри ЕС касается менее 2% населения. [8] Однако миграция действительно вызвала разногласия в тех странах, где наблюдался заметный приток мигрантов, создав в ЕС образ « польского сантехника », карикатурно изображая дешевый ручной труд из стран А8, оставляя отпечаток на остальной части ЕС. Степень, в которой иммиграция E8 вызвала длительную общественную реакцию, обсуждается. Спустя десять лет после расширения исследование показало, что рост числа мигрантов E8 в Западной Европе за последние десять лет сопровождался более широким признанием экономических выгод иммиграции. [9] После расширения в 2007 году большинство стран наложили ограничения на новые государства, включая наиболее открытые в 2004 году (Ирландию и Великобританию), в которые вошли только Швеция, Финляндия и страны-члены 2004 года (за исключением Мальты и Венгрии). [10] Но к апрелю 2008 года эти ограничения для восьми членов были сняты всеми членами, кроме Германии и Австрии. [11]

Торжества в форте Сен-Анджело в честь вступления Мальты в ЕС

включения области Остальные

Кипр, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия и Словения стали членами 1 мая 2004 года, но некоторые области сотрудничества в Европейском Союзе будут распространяться на некоторые государства-члены ЕС позднее. . Это:

Новые государства-члены [ править ]

Кипр [ править ]

Вступление Кипра в ЕС 2004 г.

С 1974 года Кипр был разделен между свободными и законными территориями Республики Кипр, большинство из которых составляют грекоязычные киприоты, и северными территориями, находящимися под турецкой военной оккупацией (самопровозглашенная Турецкая Республика Северного Кипра). Республика Кипр признана единственным законным правительством всеми государствами-членами ООН (и ЕС), кроме Турции, в то время как северная оккупированная территория признана только Турцией.

Кипр начал переговоры о вступлении в ЕС, что придало импульс разрешению спора. После согласования Плана Аннана для Кипра появилась надежда, что эти два сообщества войдут в ЕС вместе как единая Объединенная Кипрская Республика . Киприоты-турки поддержали этот план. Однако на референдуме 24 апреля 2004 года киприоты-греки отвергли этот план. Таким образом, через неделю Республика Кипр вступила в ЕС с нерешенными политическими вопросами. Юридически, поскольку северная республика не признана ЕС, весь остров, за исключением британской заморской территории Акротири и Декелия, является членом ЕС как часть Республики Кипр, хотя де-факто ситуация такова, что правительство не может распространить свой контроль на оккупированные территории.

Усилия по воссоединению острова продолжаются с 2022 года. Членство в Европейском Союзе вынудило страну приостановить свое членство в Движении неприсоединения, при этом правительство Кипра настаивало на сохранении тесных связей с Движением неприсоединения. [12]

Польша [ править ]

Вступление Польши в ЕС 2004 г.

Вступление Польши в Европейский Союз произошло в мае 2004 года. Польша вела переговоры с ЕС с 1989 года.

С падением коммунизма в 1989/1990 годах в Польше Польша приступила к серии реформ и изменений во внешней политике, намереваясь вступить в ЕС и НАТО . 19 сентября 1989 года Польша подписала соглашение о торговле и торговом сотрудничестве с (тогдашним) Европейским сообществом (ЕС). Намерение Польши вступить в ЕС выразил премьер-министр Польши Тадеуш Мазовецкий в своем выступлении в Европейском парламенте в феврале 1990 года, а в июне 1991 года министр иностранных дел Польши Кшиштоф Скубишевский в Сейме (парламенте Польши).

19 мая 1990 года Польша начала процедуру начала переговоров по соглашению об ассоциации , и переговоры официально начались в декабре 1990 года. Примерно год спустя, 16 декабря 1991 года, Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом Польша подписала . Соглашение вступило в силу 1 февраля 1994 года (его III часть о взаимных торговых отношениях вступила в силу ранее 1 марта 1992 года).

В результате дипломатического вмешательства центральноевропейских государств Вышеградской группы Европейский Совет в июне 1993 года решил на своем саммите в Копенгагене , что: «ассоциированные государства-члены из Центральной и Восточной Европы , если они того пожелают, станут членами Вишеградской группы». Однако для достижения этого они должны выполнить соответствующие условия». Этими условиями (известными как Копенгагенские критерии или просто критерии членства) были:

  1. Страны-кандидаты должны достичь стабильных институтов, гарантирующих демократию, законность, права человека, а также уважение и защиту меньшинств.
  2. Страны-кандидаты имеют работающую рыночную экономику, способную эффективно конкурировать на рынках ЕС.
  3. Страны-кандидаты способны принять на себя всю ответственность за членство – политическую, экономическую и денежную.

На саммите в Люксембурге в 1997 году ЕС принял решение Комиссии пригласить Польшу, Чехию, Венгрию, Словению, Эстонию и Кипр начать переговоры об их вступлении в ЕС. Переговорный процесс начался 31 марта 1998 года. Польша завершила переговоры о присоединении в декабре 2002 года. Затем в Афинах 16 апреля 2003 года был подписан Договор о присоединении ( Договор о присоединении 2003 г. ). После ратификации этого договора на референдуме о членстве Польши в Европейском Союзе в 2003 году Польша и другие 9 стран стали членами ЕС 1 мая 2004 года.

Страны А8 [ править ]

Восемь из 10 стран, присоединившихся к Европейскому Союзу во время расширения в 2004 году, сгруппированы в группу « А8» , которую иногда также называют « ЕС8» . [13] Они сгруппированы отдельно от двух других государств, присоединившихся к Союзу в 2004 году, то есть Кипра и Мальты , из-за их относительно схожего происхождения в бывшем восточном блоке, уровня дохода на душу населения, уровня индекса человеческого развития и, прежде всего, географического положения на материке. Европа , где два других государства из вышеупомянутой группы 2004 года являются средиземноморскими островами. [14] [15]

Эти страны:

По данным BBC, особой причиной объединения стран А8 в группу было ожидание того, что они станут источником новой волны возросшей миграции в более богатые европейские страны. [15] Первоначально они оказались источником новой волны миграции, когда многие граждане переезжали из этих стран в другие государства ЕС, а затем уступили место новым членам ЕС, таким как Румыния и Болгария, а также возросла миграция из южной Европы. в результате мирового финансового кризиса. На фоне Брексита привлекательность Соединенного Королевства, рынка, на котором раньше приходилась наибольшая доля иммиграции из стран А8, резко снизилась, а число граждан ЕС, покидающих Великобританию, достигло рекордного уровня. [16]

Влияние [ править ]

Праздник в Джубельпарке в Брюсселе.
Страны-члены Капитал Население Площадь (км 2 ) ВВП
(млрд долларов США)
ВВП
на душу населения (долл. США)
Языки
 Кипр [1] Никосия 775,927 9,250 11.681 15,054 Греческий
турецкий
 Чешская Республика Прага 10,246,178 78,866 105.248 10,272 чешский
 Эстония Таллинн 1,341,664 45,226 22.384 16,684 эстонский
 Венгрия Будапешт 10,032,375 93,030 102.183 10,185 венгерский
 Латвия Предвидеть 2,306,306 64,589 24.826 10,764 латышский
 Литва Вильнюс 3,607,899 65,200 31.971 8,861 литовский
 Мальта Валлетта 396,851 316 5.097 12,843 Английский
мальтийский
 Польша Варшава 38,580,445 311,904 316.438 8,202 Польский
 Словакия Братислава 5,423,567 49,036 42.800 7,810 словацкий
 Словения Любляна 2,011,473 20,273 29.633 14,732 Словенский
Страны-кандидаты 74,722,685 737,690 685.123 9,169 10 новых
Существующие члены (2004 г.) 381,781,620 3,367,154 7,711.871 20,200 11
ЕС25 (2004 г.) 456,504,305
(+19.57%)
4,104,844
(+17.97%)
8,396,994
(+8.88%)
18,394
(−8.94%)
21

Спустя 12 лет после расширения ЕС все еще «переваривал» перемены. Приток новых членов фактически положил конец франко-германскому двигателю ЕС, поскольку его относительно новые члены, Польша и Швеция, определяли политическую повестку дня, например, Восточное партнерство . Несмотря на опасения паралича, новый членский состав не препятствовал процессу принятия решений, и, во всяком случае, законодательная деятельность институтов увеличилась, однако правосудие и внутренние дела (которые действуют на основе единогласия) пострадали. В 2009 году Комиссия сочла расширение успешным, но полагала, что до тех пор, пока расширение не будет полностью принято общественностью, будущие расширения будут происходить медленно. [11] В 2012 году данные, опубликованные Guardian, показали, что этот процесс завершен. [17]

Внутреннее воздействие также имело значение. Прибытие дополнительных членов создало дополнительную нагрузку на управление учреждениями и значительно увеличило накладные расходы (например, за счет увеличения числа официальных языков). Кроме того, существует разделение персонала, поскольку в тот же день расширения был выбран для проведения глубокой реформы Положения о персонале, которая была призвана обеспечить значительную экономию административных расходов. В результате условия трудоустройства (перспективы карьеры и выхода на пенсию) ухудшились для чиновников, принятых на работу после этой даты. Поскольку по определению должностные лица «новых» государств-членов были приняты на работу после расширения, эти новые условия затронули их всех (хотя они также затрагивают граждан бывших 15 государств-членов, которые были приняты на работу после 1 мая 2004 г.).

До расширения в 2004 году в ЕС было двенадцать языков договоров: датский, голландский, английский, финский, французский, немецкий, греческий, ирландский, итальянский, португальский, испанский и шведский. Однако в связи с расширением в 2004 году были добавлены девять новых официальных языков: польский, чешский, словацкий, словенский, венгерский, эстонский, латышский, литовский и мальтийский.

эффект Экономический

Исследование 2021 года, опубликованное в Журнале политической экономии, показало, что расширение 2004 года оказало совокупный положительный экономический эффект на все группы как в старых, так и в новых государствах-членах. Наибольшую выгоду получили новые государства-члены, в частности неквалифицированная рабочая сила в новых государствах-членах. [18]

влияние Политическое

В исследовании 2007 года, опубликованном в журнале «Постсоветские дела», утверждается, что расширение ЕС в 2004 году способствовало консолидации демократии в новых государствах-членах. [19] В 2009 году политолог Свободного университета Берлина Томас Риссе писал: «В литературе по Восточной Европе существует консенсус в отношении того, что перспектива членства в ЕС оказала огромное влияние на новые демократии». [20]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 6 октября 2018 года . Проверено 21 июля 2014 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  2. ^ Уайт, Майкл (21 июля 2014 г.). «Двадцать лет Тони Блэра: подводим итоги» . Хранитель . Проверено 5 сентября 2017 г.
  3. ^ «EURLex – e50004 – EN – EUR-Lex» . Европа (веб-портал) . Проверено 5 сентября 2017 г.
  4. ^ ЕС приветствует 10 новых членов , CNN, 1 мая 2004 г.
  5. ^ См. 10-й пункт Заключений председательства Европейского Совета в Люксембурге, 12–13 декабря 1997 г. , Заключения Европейского Совета (1993–2003 гг.).
  6. ^ См. 11-й пункт Заключений председательства Европейского Совета в Люксембурге, 12–13 декабря 1997 г. , Заключения Европейского Совета (1993–2003 гг.).
  7. ^ ЕС-25: государства-члены борются со свободным рынком труда , Euractive, 17 августа 2004 г.
  8. ^ «Кто боится крупнейшего расширения ЕС? Отчет о влиянии присоединения Болгарии и Румынии на свободное передвижение людей» (архивная ссылка), Европейская служба действий граждан, 28 января 2008 г.
  9. Британцы лучше относятся к иммиграции, когда здесь поселяются восточноевропейцы , Анн-Мари Жанне, The Times.
  10. Карта свободного передвижения рабочей силы ЕС , BBC, 28 июля 2008 г.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б ЕС все еще «переваривает» расширение 2004 года спустя пять лет , наблюдатель ЕС
  12. ^ Кер-Линдси, Джеймс (2010). «Изменение расстановки внешних ориентаций Кипра с момента обретения независимости» . Обзор Кипра . 22 (2): 67–74.
  13. ^ Марсель Тирпак. «Миграция в странах ЕС8» (PDF) . Проверено 16 сентября 2020 г.
  14. ^ Обмен стеками. «Когда страны А8 (бывшего Восточного блока) присоединились, был ли этот процесс определен договором или обычным законодательным процессом?» . policy.stackexchange.com . Проверено 16 сентября 2020 г.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Кто такие «страны А8»?» . Новости Би-би-си. 24 апреля 2005 года . Проверено 27 апреля 2015 г.
  16. ^ Агнешка Герингер (9 января 2019 г.). «Брексит: снижение иммиграции = снижение роста» . Проверено 16 сентября 2020 г.
  17. ^ «Европа в цифрах: кто что получает, кто что получает?» . Хранитель . 25 января 2012 года . Проверено 5 сентября 2017 г.
  18. ^ Кальендо, Лоренцо; Парро, Фернандо; Опромолла, Лука Дэвид; Сфорца, Алессандро (2021). «Интеграция рынков товаров и факторов производства: количественная оценка расширения ЕС» . Журнал политической экономии . 129 (12): 3491–3545. дои : 10.1086/716560 . hdl : 10419/171064 . ISSN   0022-3808 . S2CID   3349273 .
  19. ^ Кэмерон, Дэвид (2007). «Посткоммунистическая демократия: Влияние Европейского Союза». Постсоветские дела . 23 (3): 185–217. дои : 10.2747/1060-586X.23.3.185 . S2CID   18266807 .
  20. ^ Маген, А.; Риссе, Т.; Макфол, М. (2009). Маген, Амихай; Риссе, Томас; Макфол, Майкл А. (ред.). Продвижение демократии и верховенства закона | СпрингерЛинк . дои : 10.1057/9780230244528 . ISBN  978-1-349-30559-9 .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e886340318e00578ec1e0f742c31e195__1718162700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e8/95/e886340318e00578ec1e0f742c31e195.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
2004 enlargement of the European Union - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)