Польша и евро

- Государства-члены Европейского Союза ( особые территории не показаны)
- 20 в еврозоне1 место в ERM II, с возможностью отказа ( Дания )
- Страны, не входящие в ЕС
Польша не использует евро в качестве своей валюты. Однако в соответствии с условиями Договора о присоединении к Европейскому Союзу все новые государства-члены «должны участвовать в Экономическом и валютном союзе с даты присоединения в качестве государства-члена с отступлениями», что означает, что Польша обязана в конечном итоге заменить свою валюту, злотый , на евро .
Не существует целевой даты перехода Польши на евро, а также нет фиксированной даты, когда страна присоединится к ERM-II (пятый критерий конвергенции евро ). [1]
Для принятия евро потребуется одобрение как минимум двух третей Сейма для внесения поправки в конституцию, меняющей официальную валюту со злотого на евро. [2] Партия «Право и справедливость» , крупнейшая политическая партия Польши, выступает против принятия евро. [3] [4] Премьер-министр Дональд Туск заявил, что он может согласиться на референдум по вопросу участия евро, чтобы заручиться поддержкой поправки к конституции. Официальной информации о процессе дизайна польских национальных сторон монет евро пока нет.
Политическая подготовка к принятию евро
[ редактировать ]До 2004 г.
[ редактировать ]Планы по вступлению в еврозону начались еще в 2003 году, еще до вступления в ЕС , когда современный премьер-министр Лешек Миллер заявил, что Польша присоединится к еврозоне в период с 2007 по 2009 год. [5] Один из лидеров партии «Гражданская платформа» (ПО) Ян Рокита был уверен, что лучший способ перейти к евро – это односторонняя евроизация . [6] Тем не менее, евроизация противоречит правилам ЕС и не может быть принята ни одним государством-членом без одобрения Союза. Наконец, план не был доработан, и Польша приостановила его реализацию.
2005–2007
[ редактировать ]Во время правления коалиции «Право и справедливость» , «Самооборона Республики Польша» и «Союз польских семей » евро не был приоритетом в повестке дня Польши. В 2006 году премьер-министр Казимеж Марцинкевич заявил, что вступление в зону евро дефицит Польши может снизиться до 3% ВВП . возможно только после 2009 года, поскольку к концу 2007 года [7] Переговоры о вступлении Польши в еврозону были отложены. [7] Тогдашний премьер-министр Ярослав Качиньский занимал еще более скептическую позицию. По его мнению, евро было невыгодно для Польши, так как оно вызвало бы рост цен, а злотый потерял бы стабильность. [8]
2008–2012
[ редактировать ]Процесс перехода на евро в Польше регулируется Стратегическими рамками национального плана перехода на евро (принятым Советом министров в 2010 году) и Национальным планом перехода на евро (утвержденным в 2011 году Комитетом по европейским делам). План включает в себя оценку экономических последствий перехода на евро, за которой следует глава о мерах, необходимых для обеспечения соблюдения Польшей «Маастрихтских критериев конвергенции», и, наконец, дорожная карта процесса перехода на евро.
10 сентября 2008 года, выступая на открытии экономического форума на польском курорте Крыница-Здруй , премьер-министр Польши Дональд Туск объявил о цели правящего правительства присоединиться к еврозоне в 2012 году, что было подтверждено правительством 28 октября 2008 года. [9] Однако тогдашний президент Польши Лех Качиньский хотел, чтобы принятие евро было вынесено на референдум. [10] [11] Министр финансов Доминик Радзивилл заявил 10 июля 2009 года, что Польша может соответствовать финансовым критериям к 2012 году и войти в еврозону в 2014 году. [12] 5 ноября 2009 года, выступая на пресс-конференции, заместитель министра финансов Польши Людвик Котецкий заявил, что правительство может объявить о национальной стратегии перехода на евро в середине 2010 года. [13] В интервью Rzeczpospolita от 22 октября 2009 года он также сказал, что Польша может перейти на евро в 2014 году, если в 2012 году будет сокращен дефицит сектора государственного управления. [14] Бывший президент Лех Качиньский заявил на пресс-конференции, что Польша не сможет присоединиться к еврозоне до 2015 года, и даже эта дата все еще очень оптимистична. Кроме того, представители польского правительства подтвердили, что Польша не вступит в еврозону в 2012 году. [15] В пятницу, 11 декабря 2009 года, премьер-министр Польши Дональд Туск заявил, что Польша может присоединиться к еврозоне в 2015 году. [16] Выступая на организованном Министерством финансов семинаре по процессу перехода на евро 15 декабря 2009 года, заместитель министра финансов Людвик Котецкий заявил, что 2015 год более вероятен, чем 2014 год, однако он отказался указать официальную плановую дату. [17]
В годы, последовавшие за Великой рецессией , экономическая статистика показала, что девальвация ее плавающей валюты ( злотого) привела к тому, что польская продукция стала более конкурентоспособной по цене для иностранных покупателей, и из-за этого в последующие годы в Польше наблюдался более высокий рост экономического ВВП , чем если бы страна была частью еврозоны . [ нужна ссылка ] В 2012 году польское правительство выступало за то, что для Польши было бы разумно присоединиться к еврозоне только после окончания кризиса евро , основываясь на аргументе, что отсрочка ее вступления сведет к минимуму риск для Польши стать одним из чистых финансовых кредиторов других стран еврозоны. страны, испытывающие финансовые трудности. [18]
В декабре 2011 года министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский заявил, что Польша намерена ввести евро 1 января 2016 года, но только в том случае, если «к тому времени еврозона будет реформирована, и вступление в нее будет нам выгодно». [19] Польское правительство планировало выполнить все критерии конвергенции евро к 2015 году. [18] Осенью 2012 года Совет денежно-кредитной политики Польского национального банка опубликовал свои официальные монетарные рекомендации на 2013 год, подтвердив ранее сделанные политические заявления о том, что Польше следует присоединиться к ERM-II только после того, как существующие страны еврозоны преодолеют текущий кризис суверенного долга , чтобы максимизировать преимущества валютной интеграции и минимизировать связанные с ней затраты. [20] Председатель Национального банка Марек Белка заявил, что евро не будет введен до конца его срока полномочий в 2016 году. [18]
В конце 2012 года Туск объявил, что планирует начать «национальные дебаты» о переходе на евро следующей весной, а в декабре 2012 года министр финансов Польши Яцек Ростовский заявил, что его страна должна стремиться к переходу на евро как можно скорее. 21 декабря 2012 года Министерство финансов объявило, что они планируют обновить Национальный план перехода страны на евро в 2013 году, главным образом из-за недавних институциональных изменений в еврозоне, которые требуют дополнительного рассмотрения. Одной из ключевых деталей, исследуемых в рамках работы по обновлению плана, является вопрос о внесении поправки в статью 227 Конституции Республики Польша. [21] необходимо будет принять, чтобы изменить валюту со злотого на евро и внести изменения в центральный банк. [22] [23]
Несмотря на то, что польское правительство под руководством премьер-министра Дональда Туска выступало за введение евро в 2012 году, оно, однако, не имело необходимого большинства в две трети в Сейме для внесения поправок в конституцию, чтобы сделать ее юридически совместимой с принятием евро, из-за противодействия Закону . и Партия справедливости к евро. [3] [4] [24] [25] Министр финансов Польши подчеркнул, что поддержка правительством перехода на евро остается неизменной как стратегическая цель и не будет изменена в обновленном плане. [26] В то же время европейский долговой кризис дал правительству повод ждать повышения стабильности евро. [27]
2013 – настоящее время
[ редактировать ]В январе 2013 года президент Польши Бронислав Коморовский заявил, что решение о переходе на евро не должно быть принято до окончания парламентских и президентских выборов, запланированных на 2015 год, но тем временем страна должна попытаться соответствовать критериям конвергенции. [3] В феврале 2013 года Ярослав Качиньский , лидер Партии «Право и справедливость», заявил, что «я не предвижу какого-либо момента, когда переход на евро был бы выгоден для нас», и призвал провести референдум по вопросу принятия евро. [28] Ростовский заявил, что Польша не будет устанавливать целевую дату перехода, поскольку стране сначала необходимо провести реформы, чтобы подготовиться. [29] В марте 2013 года Туск впервые заявил, что он готов рассмотреть возможность проведения референдума по участию в евро (решение будет принято простым большинством голосов) при условии, что он будет частью пакета, в котором парламент сначала одобрит необходимую поправку к конституции для принятия евро. подлежит одобрению на референдуме. [30] В апреле 2013 года Марек Белка , глава Национального банка Польши , заявил, что Польша должна потребовать разрешения на введение евро без предварительного присоединения к ERM-II из-за опасений по поводу валютных спекуляций . [31] После военной интервенции России в Украину в 2014 году Белка заявил, что Польше необходимо переоценить свое нежелание вступать в еврозону. [32] [33] В июне 2014 года в совместном заявлении министра финансов, главы центрального банка и президента Польши говорилось, что Польша должна начать дебаты вскоре после парламентских выборов 2015 года о том, когда вводить евро. [34] что приведет к принятию решения по дорожной карте, которое может даже включать определение целевой даты. [35]
В октябре 2014 года вице-премьер Януш Пехочинский предложил Польше присоединиться к еврозоне не раньше 2020 года. [36] Вновь избранный премьер-министр Ева Копач , сменившая Дональда Туска на последний год срока полномочий правительства, в то же время прокомментировала: «Прежде чем ответить на вопрос, какую плановую дату следует установить для перехода на евро, мы должны задать другой вопрос: что какова ситуация в еврозоне и куда они идут? Если еврозона укрепится, то Польша должна выполнить все критерии для включения, что в любом случае будет полезно для экономики». [37] Премьер-министр тем самым сослался на ранее принятое политическое решение сначала позволить Национальному координационному комитету по переходу на евро завершить обновление плана перехода, который ожидает предварительного создания банковского союза , прежде чем устанавливать целевую дату перехода на евро. [номер 1] Совсем недавно Кшиштоф Щерский, советник по иностранным делам нового президента Польши Анджея Дуды , заявил в июле 2015 года, что «поляки должны решить на референдуме, хотят ли они перейти на евро». [39]
На парламентских выборах в Польше в 2015 году победившей партией стала евроскептическая партия « Право и справедливость» , выступающая против введения евро. 13 апреля 2019 года на съезде Ярослав Качиньский , лидер Партии права и справедливости (ПиС), заявил: «Когда-нибудь мы примем евро, потому что мы полны решимости сделать это, и мы находимся и будем в Европейском Союзе, но мы примем его, когда это будет в наших интересах». [40] Он выступил с декларацией, согласно которой евро не будет введено до тех пор, пока экономика Польши не догонит экономику стран Западной Европы. [41] По его мнению, Польша должна принять евро только тогда, когда национальная экономика достигнет 85% ВВП на душу населения Германии. [42] Позже Ярослав Качиньский и премьер-министр Матеуш Моравецкий утверждают, что переход к евро на данном этапе будет вреден для Польши. [41]
В апреле 2024 года министр финансов в Туска правительстве Анджей Доманьский заявил, что Польша все еще не готова принять евро, и добавил, что наличие злотого помогло Польше избежать рецессии после финансового кризиса 2007–2008 годов . [43] Это заявление показывает, что смена правительства после поражения ПиС на выборах 2023 года не изменила позицию Польши в отношении перехода на евро.
Процесс введения евро
[ редактировать ]Пока Дональд Туск занимал пост премьер-министра в Польше, были сделаны первые шаги по созданию межинституциональной организационной структуры для принятия евро. [44] 13 января 2009 года был создан новый орган государственного полномочного представителя по вопросам принятия евро в Республике Польша. [45] Должность первого полномочного представителя правительства занял Людвик Котецкий.
Затем следующим постановлением от 3 ноября 2009 г. были созданы новые институты:
- Национальный координационный комитет по переходу на евро;
- Координационный совет;
- Межинституциональные рабочие комитеты по подготовке к введению евро в Республике Польша; и
- Группы задач. [46]
Согласно Постановлению Совета Министров от 28 декабря 2015 года должность Полномочного представителя правительства по вопросам принятия евро в Польше была приостановлена. [47]
Ожидаемые последствия конвергенции евро
[ редактировать ]Введение евро в Польше стало предметом экономического анализа польских финансовых экспертов. В 2017 году Фонд Роберта Шумана и Фонд Конрада Аденауэра в Польше подготовили доклад о трёх возможных сценариях в результате присоединения Польши к еврозоне . [48] Согласно отчету, отсрочка введения евро будет негативным фактором для Польши. [48] Другие исследования включали правительственные отчеты, составленные Министерством финансов Польши в 2005 году. [49] и два отчета Национального банка Польши (НБП) в 2004 г. [50] и 2009. [51] В отчете НБП Польши вырастет еще на 7,5%, если за 2009 год сделан вывод, что в долгосрочной перспективе ВВП она станет членом еврозоны, причем большая часть этой выгоды будет получена в первые 10 лет после присоединения. В анализе 2014 года НБП заявила, что после кризиса еврозоны «шансы на ускорение экономического роста в Польше в результате перехода на евро зависят от того, будут ли институты еврозоны и потенциал польской экономики усилился». [52]
Ожидаемые положительные эффекты включают в себя:
- прямые выгоды
- снижение валютного риска и стоимости транзакций – 80% польской торговли рассчитывается в евро. Из-за валютного риска многие предприниматели, неуверенные в прибыли и трансакционных издержках, не участвуют в международных операциях; [53]
- снижение затрат бизнеса;
- повышение качества оценки рентабельности инвестиционных проектов;
- лучшая прозрачность и сопоставимость цен в международной перспективе;
- улучшение положения Польши как торгового партнера;
- Более легкое привлечение талантов из других стран и стран еврозоны для заполнения должностей
- повышение макроэкономической стабильности;
- ограниченный риск спекуляций валютой;
- снижение риска валютного кризиса ;
- повышение доверия к денежно-кредитной политике;
- улучшение кредитного рейтинга;
- снижение процентных ставок ;
- снижение стоимости привлечения капитала для домохозяйств, предприятий и государственных учреждений;
- упрощение доступности кредита и связанное с этим увеличение потребления;
- повышение интереса к обслуживанию;
- снижение валютного риска и стоимости транзакций – 80% польской торговли рассчитывается в евро. Из-за валютного риска многие предприниматели, неуверенные в прибыли и трансакционных издержках, не участвуют в международных операциях; [53]
- рост торговли
- увеличить инвестиции – как внутренние, так и прямые иностранные инвестиции (ПИИ)
- финансовая интеграция ;
- рост ВВП и благосостояния. [51]
В отчетах отмечается, что часть возможных положительных эффектов зависит от проведения изменений, таких как реформа государственных финансов или сокращение государственного долга . [51]
С другой стороны, команда аналитиков НБП перечисляет возможные негативные последствия перехода к евро:
- долгосрочные затраты
- потеря независимости денежно-кредитной политики – переход на ЕС ; уровень
- утрата возможности использования обменного курса как инструмента корректировочной политики;
- среднесрочные риски
- неоптимальный коэффициент конверсии;
- риск ухудшения конкурентоспособности;
- инфляционный дифференциал внутри валютного союза;
- инфляция цен на активы ;
- Краткосрочные риски и затраты
- риски, связанные с критериями конвергенции – в частности, с присоединением к ESM II и риском трилеммы Манделла ; [54]
- краткосрочные ценовые эффекты и связанные с ними негативные последствия иллюзии евро ;
- ценовые эффекты введения евро в наличное обращение;
Общественное мнение
[ редактировать ]евробарометр
[ редактировать ]- Общественная поддержка евро в Польше по данным каждого опроса Евробарометра
Ниже приведены опросы по вопросу о том, должна ли Польша отменить злотый и перейти на евро.
Дата (проведен опрос) | Дата (опрос опубликован) | Да | Нет | Не определился / Не знаю | Проведено |
---|---|---|---|---|---|
май 2024 г. | июнь 2024 г. | 47% | 52% | 2% | евробарометр [56] |
апрель 2023 г. | июнь 2023 г. | 55% | 44% | 2% | евробарометр [57] |
апрель 2022 г. | июнь 2022 г. | 60% | 38% | 3% | евробарометр [58] |
май 2021 г. | июль 2021 г. | 56% | 41% | 3% | евробарометр [59] |
июнь 2020 г. | июль 2020 г. | 48% | 49% | 3% | евробарометр [60] |
апрель 2019 г. | июнь 2019 г. | 46% | 51% | 3% | евробарометр [61] |
апрель 2018 г. | май 2018 г. | 48% | 50% | 2% | евробарометр [62] |
апрель 2017 г. | май 2017 г. | 43% | 55% | 2% | евробарометр [63] |
апрель 2016 г. | май 2016 г. | 41% | 56% | 3% | евробарометр [64] |
апрель 2015 г. | май 2015 г. | 44% | 53% | 3% | евробарометр [65] |
апрель 2014 г. | июнь 2014 г. | 45% | 53% | 2% | евробарометр [66] |
апрель 2013 г. | июнь 2013 г. | 38% | 60% | 2% | евробарометр [67] |
апрель 2012 г. | июль 2012 г. | 44% | 54% | 2% | евробарометр [68] |
ноябрь 2011 г. | июль 2012 г. | 45% | 52% | 3% | евробарометр [69] |
май 2011 г. | август 2011 г. | 38% | 48% | 14% | евробарометр [70] |
сентябрь 2010 г. | декабрь 2010 г. | 41% | 49% | 10% | евробарометр [71] |
май 2010 г. | июль 2010 г. | 45% | 45% | 10% | евробарометр [72] |
сентябрь 2009 г. | ноябрь 2009 г. | 45% | 44% | 11% | евробарометр [73] |
май 2009 г. | декабрь 2009 г. | 52% | 36% | 12% | евробарометр [74] |
май 2008 г. | июль 2008 г. | 41% | 46% | 13% | евробарометр [75] |
сентябрь 2007 г. | ноябрь 2007 г. | 49% | 36% | 15% | евробарометр [76] |
март 2007 г. | май 2007 г. | 46% | 42% | 12% | евробарометр [77] |
сентябрь 2006 г. | ноябрь 2006 г. | 49% | 41% | 10% | евробарометр [78] |
апрель 2006 г. | июнь 2006 г. | 50% | 39% | 11% | евробарометр [79] |
сентябрь 2005 г. | ноябрь 2005 г. | 34% | 54% | 12% | евробарометр [80] |
сентябрь 2004 г. | октябрь 2004 г. | 40% | 49% | 11% | евробарометр [81] |
Другие опросы
[ редактировать ]В 2010 году долговой кризис еврозоны привел к снижению интереса поляков: двое из пяти поляков выступили против вступления. [82] В марте 2011 года исследование CBOS показало, что 60% поляков были против перехода на евро, а 32% поддерживали его, что меньше, чем 41% в апреле 2010 года. [83] Опросы, проведенные в первой половине 2012 года, показали, что 60% поляков выступают против принятия единой валюты. [84] Общественная поддержка евро продолжала падать, достигнув рекордного минимума по опросам CBOS с июля 2012 года, когда только 25% опрошенных поддержали переход на евро. [85] Однако опросы, проведенные TNS Polska в течение 2012–2015 годов, постоянно демонстрировали поддержку окончательного перехода на евро, хотя эта поддержка зависит от установленной даты (как показывают подробные данные в таблице ниже).
Опрос Евробарометра не принимает во внимание вопросы сроков внедрения, а это означает, что этот результат нельзя напрямую сравнивать с приведенными выше результатами опросов TNS Polska , поскольку процент опрошенных может ответить с более негативной предвзятостью (при условии, что вопрос опроса Речь идет о том, выступают ли они за усыновление сейчас», а не за «усыновление либо сейчас, либо в более поздний момент времени, который будет считаться более оптимальным для их страны» ).
Дата | ДА | НЕТ | Не определился | Количество участников | Проводится | Ссылка |
---|---|---|---|---|---|---|
10–13 мая 2012 г. | 51% (13% к концу 2014 г.) (38% после 2014 г.) | 28% | 21% | 1000 | ТНС Польша | [86] |
6–11 сентября 2013 г. | 49% (11% в течение 5 лет) (18% за 6-10 лет) (20% позднее 10 лет) | 40% | 11% | 1000 | ТНС Польша | [87] |
6–11 декабря 2013 г. | 45% (12% в течение 5 лет) (16% за 6-10 лет) (17% позже, чем через 10 лет) | 40% | 15% | 1000 | ТНС Польша | [88] |
7–12 марта 2014 г. | 44% (14% в течение 5 лет) (14% за 6-10 лет) (16% позже 10 лет) | 42% | 14% | 1000 | ТНС Польша | [89] |
6–11 июня 2014 г. | 46% (14% в течение 5 лет) (13% за 6-10 лет) (19% позже 10 лет) | 42% | 12% | ? | ТНС Польша | [90] |
5–10 сентября 2014 г. | 45% (14% в течение 5 лет) (14% за 6-10 лет) (17% позже, чем через 10 лет) | 42% | 13% | 1000 | ТНС Польша | [91] |
5–10 декабря 2014 г. | 49% (16% в течение 5 лет) (15% за 6-10 лет) (18% позже 10 лет) | 40% | 11% | 1000 | ТНС Польша | [92] |
13–18 марта 2015 г. | 44% (13% в течение 5 лет) (12% за 6-10 лет) (19% позже 10 лет) | 41% | 15% | 1000 | ТНС Польша | [93] |
12–17 июня 2015 г. | 46% (15% в течение 5 лет) (14% за 6-10 лет) (17% позже, чем через 10 лет) | 41% | 13% | 1015 | ТНС Польша | [94] |
5–7 января 2023 г. | 24.5% (14,7% определенно да) (9,8% скорее да) | 64.2% (49% точно нет) (15,2% скорее нет) | 11.3% | 1100 | ИБРИС | [95] |
Поддержка принятия евро, обнаруженная в ходе опросов 2012–2015 годов в приведенной выше таблице, была обнаружена, в то время как большинство поляков в тех же опросах заявили, что ожидают, что переход на евро окажет негативное влияние на польскую экономику. В примере, 58% опрошенных в мае 2012 года придерживались такого мнения. [96] Более поздний опрос Немецкого фонда Маршалла , опубликованный в сентябре 2012 года, даже показал, что 71% поляков считают, что немедленный переход на евро будет вреден для польской экономики. [97]
Критерии сходимости
[ редактировать ]Маастрихтский договор изначально требовал, чтобы все члены Европейского Союза присоединились к евро, как только определенные экономические критерии будут выполнены . По состоянию на май 2018 года Польша соответствовала 2 критериям из 5.
Отчеты о конвергенции
[ редактировать ]С 1989 года Европейская комиссия и ЕЦБ готовят отчеты о конвергенции по странам, не участвующим в еврозоне . Согласно статье 140 ДФЕС, не реже одного раза в 2 года должны публиковаться отчеты о государствах-членах, которые не присоединились к еврозоне. [98]
Отчеты охватывают:
- юридическая совместимость;
- ценовая стабильность;
- государственные финансы;
- стабильность обменного курса;
- долгосрочные процентные ставки; и
- дополнительные факторы.
В отчете за 2018 год подтверждено, что Польша соответствует 2 из 4 экономических критериев, связанных со стабильностью цен и государственными финансами. [99] Польша не отвечает двум критериям: стабильности обменного курса и долгосрочным процентным ставкам. Более того, польское законодательство не полностью совместимо с договорами ЕС. [99] Закон о НБП и Конституция Республики Польша не полностью совместимы со статьей 131 ДФЕС, [100] что связано с отсутствием политического одобрения в Польше. Чтобы обеспечить юридическую совместимость, Польше придется изменить три статьи Конституции. [101] Первой статьей, которую следует изменить, является статья 227(1), которая неверно определяет основную цель Национального банка Польши . [101] Во-вторых, статья 203(1) Конституции слишком широко определяет полномочия Верховной Палаты Контроля по отношению к Национальному банку. Наконец, согласно статье 198(1), президент НБП несет ответственность перед Государственным трибуналом , что противоречит требованиям независимости национального центрального банка. [101]
Оценочный месяц | Страна | Уровень инфляции ГИПЦ [102] [номер 2] | Процедура чрезмерного дефицита [103] | Обменный курс | Долгосрочная процентная ставка [104] [номер 3] | Совместимость законодательства | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дефицит бюджета к ВВП [105] | Соотношение долга к ВВП [106] | ERM II член [107] | Изменение курса [108] [109] [номер 4] | |||||
за 2012 год ЕЦБ Отчет [номер 5] | Справочные значения | Макс. 3,1% [номер 6] (по состоянию на 31 марта 2012 г.) | Нет открытых (по состоянию на 31 марта 2012 г.) | Мин. 2 года (по состоянию на 31 марта 2012 г.) | Макс. ±15% [номер 7] (на 2011 год) | Макс. 5,80% [номер 8] (по состоянию на 31 марта 2012 г.) | Да [110] [111] (по состоянию на 31 марта 2012 г.) | |
Макс. 3,0% (2011 финансовый год) [112] | Макс. 60% (2011 финансовый год) [112] | |||||||
![]() | 4.0% | Открыть | Нет | -3.2% | 5.77% | Нет | ||
5.1% | 56.3% | |||||||
за 2013 год ЕЦБ Отчет [номер 9] | Справочные значения | Макс. 2,7% [номер 10] (по состоянию на 30 апреля 2013 г.) | Нет открытых (по состоянию на 30 апреля 2013 г.) | Мин. 2 года (по состоянию на 30 апреля 2013 г.) | Макс. ±15% [номер 7] (на 2012 год) | Макс. 5,5% [номер 10] (по состоянию на 30 апреля 2013 г.) | Да [113] [114] (по состоянию на 30 апреля 2013 г.) | |
Макс. 3,0% (2012 финансовый год) [115] | Макс. 60% (2012 финансовый год) [115] | |||||||
![]() | 2.7% | Открыть | Нет | -1.6% | 4.44% | Unknown | ||
3.9% | 55.6% | |||||||
за 2014 год ЕЦБ Отчет [номер 11] | Справочные значения | Макс. 1,7% [номер 12] (по состоянию на 30 апреля 2014 г.) | Нет открытых (по состоянию на 30 апреля 2014 г.) | Мин. 2 года (по состоянию на 30 апреля 2014 г.) | Макс. ±15% [номер 7] (на 2013 год) | Макс. 6,2% [номер 13] (по состоянию на 30 апреля 2014 г.) | Да [116] [117] (по состоянию на 30 апреля 2014 г.) | |
Макс. 3,0% (2013 финансовый год) [118] | Макс. 60% (2013 финансовый год) [118] | |||||||
![]() | 0.6% | Открыть | Нет | -0.3% | 4.19% | Нет | ||
4.3% | 57.0% | |||||||
за 2016 год ЕЦБ Отчет [номер 14] | Справочные значения | Макс. 0,7% [номер 15] (по состоянию на 30 апреля 2016 г.) | Нет открытых (по состоянию на 18 мая 2016 г.) | Мин. 2 года (по состоянию на 18 мая 2016 г.) | Макс. ±15% [номер 7] (на 2015 год) | Макс. 4,0% [номер 16] (по состоянию на 30 апреля 2016 г.) | Да [119] [120] (по состоянию на 18 мая 2016 г.) | |
Макс. 3,0% (2015 финансовый год) [121] | Макс. 60% (2015 финансовый год) [121] | |||||||
![]() | -0.5% | Никто | Нет | 0.0% | 2.9% | Нет | ||
2.6% | 51.3% | |||||||
за 2018 год ЕЦБ Отчет [номер 17] | Справочные значения | Макс. 1,9% [номер 18] (по состоянию на 31 марта 2018 г.) | Нет открытых (по состоянию на 3 мая 2018 г.) | Мин. 2 года (по состоянию на 3 мая 2018 г.) | Макс. ±15% [номер 7] (на 2017 год) | Макс. 3,2% [номер 19] (по состоянию на 31 марта 2018 г.) | Да [122] [123] (по состоянию на 20 марта 2018 г.) | |
Макс. 3,0% (2017 финансовый год) [124] | Макс. 60% (2017 финансовый год) [124] | |||||||
![]() | 1.4% | Никто | Нет | 2.4% | 3.3% | Нет | ||
1.7% | 50.6% | |||||||
за 2020 год ЕЦБ Отчет [номер 20] | Справочные значения | Макс. 1,8% [номер 21] (по состоянию на 31 марта 2020 г.) | Нет открытых (по состоянию на 7 мая 2020 г.) | Мин. 2 года (по состоянию на 7 мая 2020 г.) | Макс. ±15% [номер 7] (на 2019 год) | Макс. 2,9% [номер 22] (по состоянию на 31 марта 2020 г.) | Да [125] [126] (по состоянию на 24 марта 2020 г.) | |
Макс. 3,0% (2019 финансовый год) [127] | Макс. 60% (2019 финансовый год) [127] | |||||||
![]() | 2.8% | Никто | Нет | -0.8% | 2.2% | Нет | ||
0.7% | 46.0% | |||||||
за 2022 год ЕЦБ Отчет [номер 23] | Справочные значения | Макс. 4,9% [номер 24] (по состоянию на апрель 2022 г.) | Нет открытых (по состоянию на 25 мая 2022 г.) | Мин. 2 года (по состоянию на 25 мая 2022 г.) | Макс. ±15% [номер 7] (на 2021 год) | Макс. 2,6% [номер 24] (по состоянию на апрель 2022 г.) | Да [128] [129] (по состоянию на 25 марта 2022 г.) | |
Макс. 3,0% (2021 финансовый год) [128] | Макс. 60% (2021 финансовый год) [128] | |||||||
![]() | 7.0% | Никто | Нет | -2.7% | 3.0% | Нет | ||
1.9% | 53.8% | |||||||
за 2024 год ЕЦБ Отчет [номер 25] | Справочные значения | Макс. 3,3% [номер 26] (по состоянию на май 2024 г.) | Нет открытых (по состоянию на 19 июня 2024 г.) | Мин. 2 года (по состоянию на 19 июня 2024 г.) | Макс. ±15% [номер 7] (на 2023 год) | Макс. 4,8% [номер 26] (по состоянию на май 2024 г.) | Да [130] [131] (по состоянию на 27 марта 2024 г.) | |
Макс. 3,0% (2023 финансовый год) [130] | Макс. 60% (2023 финансовый год) [130] | |||||||
![]() | 6.1% | Никто | Нет | 3.1% | 5.6% | Нет | ||
5.1% | 49.6% |
- Примечания
- ^ Цитата из отчета о конвергенции Польши за 2014 год: В связи со значительной программой реформ в Европейском Союзе и в зоне евро текущей целью является обновление Национального плана перехода на евро с учетом влияния этих изменений на стратегию перехода Польши на евро. Дата завершения документа обусловлена принятием на форуме ЕС обязательных решений, касающихся ключевых институциональных изменений, в частности, касающихся банковского союза . Результат этих изменений определяет область необходимых институциональных и правовых корректировок, а также национальный баланс затрат и выгод, возникающих в результате введения единой валюты. [38]
- ^ Скорость увеличения 12-месячного среднего показателя HICP по сравнению со средним показателем за предыдущие 12 месяцев должна быть не более чем на 1,5% выше, чем невзвешенное среднее арифметическое аналогичных темпов инфляции HICP в трех странах-членах ЕС с самой низкой инфляцией HICP. Если в каком-либо из этих трех государств ставка HICP значительно ниже аналогичной усредненной ставки HICP для еврозоны (что, согласно практике ЕЦБ, означает более чем на 2% ниже), и если этот низкий уровень HICP был в первую очередь вызван исключительными обстоятельствами (т. е. серьезными сокращение заработной платы или сильная рецессия), то такое государство не включается в расчет эталонного значения и заменяется государством ЕС с четвертым по величине уровнем HICP.
- ^ Среднее арифметическое годовой доходности 10-летних государственных облигаций по состоянию на конец последних 12 месяцев должно быть не более чем на 2,0% больше, чем невзвешенное среднее арифметическое доходности облигаций в 3 государствах-членах ЕС с самым низким HICP. инфляция. Если какое-либо из этих государств имеет доходность облигаций, которая значительно превышает аналогичную усредненную доходность для еврозоны (что, согласно предыдущим отчетам ЕЦБ, означает более чем на 2% выше) и в то же время не имеет полного доступа к финансированию на финансовых рынках (что это имеет место до тех пор, пока правительство получает средства финансовой помощи), то такое государство не должно включаться в расчет контрольной стоимости.
- ^ Изменение среднегодового курса по отношению к евро.
- ^ Справочные значения из отчета ЕЦБ о конвергенции за май 2012 года. [110]
- ^ Швеция, Ирландия и Словения были эталонными государствами. [110]
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Максимально допустимое изменение ставки составляет ± 2,25% для Дании.
- ^ Швеция и Словения были эталонными государствами, Ирландия была исключена как исключение. [110]
- ^ Справочные значения из отчета ЕЦБ о конвергенции за июнь 2013 года. [113]
- ^ Перейти обратно: а б Швеция, Латвия и Ирландия были эталонными государствами. [113]
- ^ Справочные значения из отчета ЕЦБ о конвергенции за июнь 2014 года. [116]
- ^ Латвия, Португалия и Ирландия были эталонными государствами, Греция, Болгария и Кипр были исключены как исключения. [116]
- ^ Латвия, Ирландия и Португалия были эталонными государствами. [116]
- ^ Справочные значения из отчета ЕЦБ о конвергенции за июнь 2016 года. [119]
- ^ Болгария, Словения и Испания были эталонными государствами, Кипр и Румыния были исключены как исключения. [119]
- ^ Словения, Испания и Болгария были эталонными государствами. [119]
- ^ Справочные значения из отчета ЕЦБ о конвергенции за май 2018 года. [122]
- ^ Кипр, Ирландия и Финляндия были эталонными государствами. [122]
- ^ Кипр, Ирландия и Финляндия были эталонными государствами. [122]
- ^ Справочные значения из отчета ЕЦБ о конвергенции за июнь 2020 года. [125]
- ^ Португалия, Кипр и Италия были эталонными государствами. [125]
- ^ Португалия, Кипр и Италия были эталонными государствами. [125]
- ^ Справочные значения из Отчета о конвергенции за июнь 2022 г. [128]
- ^ Перейти обратно: а б В качестве эталонных государств выступили Франция, Финляндия и Греция. [128]
- ^ Справочные значения из Отчета о конвергенции за июнь 2024 г. [130]
- ^ Перейти обратно: а б В качестве эталонных государств выступили Бельгия, Дания и Нидерланды. [130]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Польша войдет в еврозону не раньше 2020 года » . biznes.interia.pl .
- ^ Ответ на запрос о введении валюты ЕС без изменения конституции
- ^ Перейти обратно: а б с «Президент Польши заявил, что не примет решения о вступлении в еврозону до выборов 2015 года» . Рейтер . 22 января 2013 года . Проверено 9 февраля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Пуль, январь (6 февраля 2013 г.). «Ядро или периферия?: Битва Польши за переход на евро» . Дер Шпигель . Проверено 8 февраля 2013 г.
- ^ «Премьер Миллер: евро между 2007 и 2009 годами». Газета Выборча . 5 июня 2003 г. Архивировано из оригинала 12 июля 2021 г. Проверено 25 марта 2020 г.
- ^ Зелинский, Михал (13 марта 2005 г.). «Еврокита» . Впрост (на польском языке) . Проверено 25 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Польша, Grupa Wirtualna (16 мая 2006 г.). «Евро становится ближе» . Money.pl (на польском языке) . Проверено 25 марта 2020 г.
- ^ «Премьер-министр не хочет думать о еврозоне» . газетапль (на польском языке) . Проверено 25 марта 2020 г.
- ^ «Правительство Польши подтверждает план евро, несмотря на препятствия» . Хранитель . Лондон . Проверено 4 ноября 2008 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Польша может провести референдум по евро» . Би-би-си . 28 октября 2008 года . Проверено 26 августа 2015 г.
- ^ «Л. Качиньский: сначала референдум, потом евро» . 31 октября 2008 года . Проверено 26 августа 2015 г.
- ^ «Польша может перейти на евро до 2014 года – депутат Минфина» . Форбс . 10 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 15 июля 2009 года . Проверено 31 июля 2010 г.
- ^ «Котецкий говорит, что Польша не планирует приостанавливать действие правил в отношении долга» . Bloomberg LP , 5 ноября 2009 г. Проверено 12 ноября 2009 г.
- ^ «Польский разрыв в 2010 году составил менее 8% ВВП, - сообщил Котецкий Rzeczpospolita» . Bloomberg LP , 22 октября 2009 г. Проверено 12 ноября 2009 г.
- ^ «Евро в 2012 году» . Информация TVP (на польском языке). 29 июля 2009 г. Архивировано из оригинала 15 сентября 2012 г.
- ^ «Премьер-министр Польши назвал реалистичной датой вступления в еврозону 2015 год» . ФорексПрос. 11 декабря 2009 года . Проверено 22 декабря 2009 г.
- ^ «Польша откладывает введение евро до 2015 года» . МеркоПресс. 16 декабря 2009 года . Проверено 22 декабря 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Собчик, Марцин (5 июня 2012 г.). «Популярность евро в Польше достигла рекордно низкого уровня» . Уолл Стрит Джорнал .
- ^ Bloomberg Businessweek. 2 декабря 2011 г. Официально: Польша будет готова к переходу на евро через 4 года. Архивировано 15 августа 2012 г. на Wayback Machine.
- ^ «Основные положения денежно-кредитной политики на 2013 год (печатный номер 764)» (PDF) . Совет денежно-кредитной политики Польского национального банка (стр. 9) (на польском языке). Сейм. 27 сентября 2012 года . Проверено 28 октября 2012 г.
- ^ «Конституция Республики Польша от 2 апреля 1997 г., опубликованная в «Законодательном вестнике» № 78, поз. 483» . Парламент Республики Польша . Проверено 25 сентября 2009 г.
- ^ «Польский устав должен измениться до ERM-2» . fxstreet.com. Архивировано из оригинала 23 апреля 2009 года . Проверено 25 сентября 2008 г.
- ^ «Европейский комитет принял Стратегическую структуру NPWE» . Министерство финансов Польши . 12 апреля 2010 года . Проверено 21 февраля 2013 г.
- ^ «Конституция Республики Польша от 2 апреля 1997 г., опубликованная в «Законодательном вестнике» № 78, поз. 483» . Парламент Республики Польша . Проверено 25 сентября 2009 г.
- ^ Каролина Словиковска (6 июля 2013 г.). "Польша не сможет перейти на евро в течение многих лет - премьер-министр Туск" . Рейтер . Проверено 12 марта 2024 г.
- ^ «Министерство финансов в 2013 году планирует обновить Национальный план перехода на евро» (на польском языке). Бизнес.пл. 21 декабря 2012 года . Проверено 21 февраля 2013 г.
- ^ Кавецка-Выжиковска, Э. (2013). Конвергенция государственных финансов Польши с зоной евро. Центральноевропейский бизнес-обзор, том. 2, нет. 2, стр. 51–60. ISSN 1805-4862. Доступно онлайн по адресу: http://cebr.vse.cz/cebr/article/download/70/55.
- ^ «Польская оппозиция призывает к референдуму о единой валюте» . Польское радио . 19 февраля 2013 года . Проверено 22 февраля 2013 г.
- ^ Ловаш, Агнес (18 февраля 2013 г.). «Заявка Польши на евро требует обновления, а не крайний срок: Ростовский» . Блумберг . Проверено 22 февраля 2013 г.
- ^ Чиенский, Январь (26 марта 2013 г.). «Польша открывает путь к референдуму по евро» . Файнэншл Таймс . Проверено 28 марта 2013 г.
- ^ «Белка предлагает Польше перейти на евро без ERM II» . Варшавский деловой журнал . 8 апреля 2013 года. Архивировано из оригинала 16 апреля 2013 года . Проверено 27 апреля 2013 г.
- ^ «Украинский кризис означает, что Польше необходимо пересмотреть евро, говорит Белка» . Блумберг . 3 марта 2014 г.
- ^ «Марек Белка по-прежнему хочет еврозону, но «не слишком быстро». Несколько дней назад он предложил – под влиянием новостей из Крыма – это должно ускорить процесс» (на польском языке). 14 марта 2014 г.
- ^ «ОБНОВЛЕНИЕ 1. Польские чиновники проявляют новый интерес к переходу на евро» . Рейтер . 4 июня 2014 г.
- ^ «Президент Польши хочет принять решение о вступлении в еврозону после выборов 2015 года» . Newsweek . 20 октября 2014 г.
- ^ «Польша в еврозоне появится не раньше 2020 года» (на польском языке). Интерия Бизнес. 10 октября 2014 г.
- ^ «Новое польское правительство хочет большего военного присутствия США и быстрого перехода на евро» (на чешском языке). Экономическая газета iHNed. 1 октября 2014 г.
- ^ «Программа конвергенции: обновление 2014 г.» (PDF) . Республика Польша. Апрель 2014.
- ^ «Политика срывает стремление Польши к евро» . Немецкая волна . 26 августа 2015 г.
- ^ «Польский Качиньский говорит «нет» евро в рамках предвыборной кампании» . Рейтер . 13 апреля 2019 года . Проверено 25 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бодальска, Барбара (23 апреля 2019 г.). "Начало дебатов о евро в Польше?" . euractiv.pl (на польском языке) . Проверено 25 марта 2020 г.
- ^ Войчик, Лукаш (15 августа 2017 г.). «Примет ли Польша когда-нибудь решение о переходе на европейскую валюту ? » Polityka.pl (на польском языке) . Проверено 25 марта 2020 г.
- ^ «Польша все еще не готова принять евро, - говорит ее министр финансов» . 30 апреля 2024 г.
- ^ «Котецкий введет Польшу в евро» . Речь Посполитая (на польском языке) . Проверено 25 марта 2020 г.
- ^ «Постановление Совета Министров от 13 января 2009 года о назначении Полномочного представителя Правительства Республики Польша по вопросам введения евро» . praw.sejm.gov.pl. Проверено 25 марта 2020 г.
- ^ «Постановление Совета Министров от 3 ноября 2009 года о создании Национального координационного комитета по евро, Координационного совета и межинституциональных рабочих групп по подготовке к введению евро Республикой Польша» . isap.sejm.gov.pl. Проверено 25 марта 2020 г.
- ^ «Постановление Совета Министров от 28 декабря 2015 года об упразднении Республикой Польша Полномочного представителя правительства по введению евро» . praw.sejm.gov.pl. Проверено 25 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Что дальше от евро?» . euroreg.uw.edu.pl . 2017 . Проверено 25 марта 2020 г.
- ^ «Интеграция Польши в еврозону: условия членства и стратегия управления процессом» . Министерство финансов . 2005.
- ^ Боровский, Якуб (2004). Отчет о выгодах и издержках вступления Польши в зону евро (на польском языке). Варшава: Национальный банк Польши. OCLC 749415106 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Национальный банк Польши. (2012). Отчет о полном участии Республики Польша в третьем этапе Экономического и валютного союза . Национальный банк Польши. OCLC 867949630 .
- ^ Национальный банк Польши. Экономические проблемы интеграции Польши в еврозону . НБП. стр. я OCLC 903343928 .
- ^ «Должна ли Польша вступить в еврозону? – Верховный контроль» . nik.gov.pl. Проверено 25 марта 2020 г.
- ^ «Издержки могут появиться еще до принятия единой валюты» . Речь Посполитая (на польском языке) . Проверено 25 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Стратегические рекомендации для национального плана перехода на евро» . mf-arch2.mf.gov.pl . Проверено 25 марта 2020 г.
- ^ «Евробарометр» . europa.eu . Проверено 26 июня 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 527 — Введение евро в странах ЕС, которые еще не приняли единую валюту — весна 2023 года» . Евробарометр . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 508 – Введение евро в государствах-членах, которые еще не приняли единую валюту – весна 2022 года» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 492 – Введение евро в государствах-членах, которые еще не приняли единую валюту – лето 2021 года» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 487 - Введение евро в государствах-членах, которые еще не приняли евро - лето 2020 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 479 — Широкая общественность в семи странах ЕС, еще не принявших евро — весна 2019 года» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Евробарометр – Введение евро в государствах-членах, которые еще не приняли единую валюту – весна 2018 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 453 – Введение евро в государствах-членах, которые еще не приняли единую валюту – весна 2017 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 440 – Введение евро в государствах-членах, которые еще не приняли единую валюту – весна 2016 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 418 – Введение евро в государствах-членах, которые еще не приняли единую валюту – весна 2015 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 400 - Введение евро в недавно присоединившихся государствах-членах - весна 2014 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 377 - Введение евро в недавно присоединившихся государствах-членах - весна 2013 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 349 - Введение евро в недавно присоединившихся государствах-членах - весна 2012 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 336 - Введение евро в недавно присоединившихся государствах-членах - осень 2011 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 329 - Введение евро в новых государствах-членах - лето 2011 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 307 - Введение евро в новых государствах-членах - осень 2010 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 296 - Введение евро в новых государствах-членах - лето 2010 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 280 - Введение евро в новых государствах-членах - осень 2009 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 270 - Введение евро в новых государствах-членах - лето 2009 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 237 - Введение евро в новых государствах-членах - лето 2008 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 214 - Введение евро в новых государствах-членах - осень 2007 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 207 - Введение евро в новых государствах-членах - весна 2007 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 191 - Введение евро в новых государствах-членах - осень 2006 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 183 - Введение евро в новых государствах-членах - весна 2006 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Евробарометр – Введение евро в новых государствах-членах – волна 2 – осень 2005 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Евробарометр – Введение евро в новых государствах-членах – осень 2004 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Чехи и поляки охладевают к евро, наблюдая за долговым кризисом» . Рейтер . 16 июня 2010 г. Проверено 18 июня 2010 г.
- ^ «32% поляков CBOS поддерживают введение евро, 60% — против» . Banker.pl . 28 марта 2011 года . Проверено 3 апреля 2011 г.
- ^ «60 процентов поляков не хотят евро» (на польском языке). Виртуальная Польша . 14 февраля 2012 года . Проверено 21 февраля 2012 г.
- ^ «CBOS: Введение евро поддерживают 25% опрошенных поляков, против — 68%» (на польском языке). 27 июля 2012 года . Проверено 26 августа 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Порядка 58% поляков против евро» (на польском языке). Форбс.пл. 5 июня 2012 г.
- ^ «TNS Польша: 49 процентов респондентов за евро, 40 процентов против (TNS Polska: 49 процентов респондентов за евро, 40 процентов против)» (на польском языке). Онет.бизнес. 27 сентября 2013 г.
- ^ «TNS: 45 процентов респондентов за евро, 40 процентов против (TNS OBOP: 45 proc. badanych za przyjęciem euro, 40 proc. przeciw)» (на польском языке). Паркиет. 17 декабря 2013 года. Архивировано из оригинала 7 ноября 2014 года . Проверено 7 ноября 2014 г.
- ^ «Поляки не хотят евро. 63% респондентов опасаются введения евро» (на польском языке). Wpolityce.pl. 25 марта 2014 г.
- ^ «TNS: 46 процентов поляков за введение евро; 42 процента против (TNS: 46 процентов поляков за введение евро; 42 процента против)» . Пульс бизнеса (на польском языке). 2 июля 2014 г.
- ^ «TNS Polska: Процент людей, которые считают присоединение к евро ошибкой, увеличился до 51%» (на польском языке). Финансовый обозреватель. 25 сентября 2014 г. Архивировано из оригинала 7 ноября 2014 г.
- ^ «TNS Польша: 49 процентов за, 40 процентов против введения евро в Польше (TNS Polska: 49 процентов за, 40 процентов против введения евро в Польше)» (на польском языке). Interia.pl. 21 декабря 2014 г.
- ^ «Отношение к переходу на евро без серьезных изменений преобладает скептики» (на польском языке). Банкир.пл. 25 марта 2015 г.
- ^ «Поляки все более скептически относятся к евро (Polacy coraz sceptyczniejsi wobec euro» (на польском языке). EurActiv. 24 июня 2015. Архивировано из оригинала 26 июля 2015 года . Проверено 24 августа 2015 года .
- ^ «Злотый или евро? Поляки дают понять [ОПРОС]» (на польском языке). Бизнес-инсайдер. 10 января 2023 г.
- ^ «58% поляков против евро» (на польском языке). Форбс.пл. 5 июня 2012 года . Проверено 21 февраля 2013 г.
- ^ «Согласно отчету GMF, поляки все больше не любят США, НАТО, Обаму и Россию » . Новости. 12 сентября 2012 года. Архивировано из оригинала 17 октября 2012 года . Проверено 11 февраля 2013 г.
- ^ «Отчеты о конвергенции» . Европейская комиссия – Европейская комиссия . Проверено 25 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Отчет о конвергенции 2018» . Европейская комиссия – Европейская комиссия . Проверено 25 марта 2020 г.
- ^ «1 – Отчет о конвергенции за 2006 год. COM(2006)762 –» . Европейская комиссия . Проверено 25 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Адамец, Иоланта. (2013). Введение евро в Польше – плюсы и минусы . Издательство Сейм. ISBN 978-83-7666-259-6 . OCLC 852971287 .
- ^ «HICP (2005 = 100): Ежемесячные данные (средняя скорость годового изменения за 12 месяцев)» . Евростат. 16 августа 2012 года . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ «Корректирующая рука / Процедура чрезмерного дефицита» . Европейская комиссия . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ «Долгосрочная статистика процентных ставок для стран-членов ЕС (месячные данные в среднем за прошлый год)» . Евростат . Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ «Государственный дефицит/профицит, долг и связанные с ним данные» . Евростат. 22 апреля 2013 года . Проверено 22 апреля 2013 г.
- ^ «Государственный долг» . Евростат . Проверено 2 июня 2018 г.
- ^ «ERM II – Механизм валютного курса ЕС» . Европейская комиссия . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ «Курсы евро/ЭКЮ – годовые данные» . Евростат . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ «Национальные валюты бывшей зоны евро по сравнению с евро/ЭКЮ – годовые данные» . Евростат . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Отчет о конвергенции, май 2012 г.» (PDF) . Европейский центральный банк . Май 2012 года . Проверено 20 января 2013 г.
- ^ «Отчет о конвергенции – 2012» (PDF) . Европейская комиссия . Март 2012 года . Проверено 26 сентября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Европейский экономический прогноз – весна 2012 г.» (PDF) . Европейская комиссия. 1 мая 2012 года . Проверено 1 сентября 2012 года .
- ^ Перейти обратно: а б с «Отчет о конвергенции» (PDF) . Европейский центральный банк . Июнь 2013 года . Проверено 17 июня 2013 г.
- ^ «Отчет о конвергенции – 2013» (PDF) . Европейская комиссия . Март 2013 года . Проверено 26 сентября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Прогноз европейской экономики – весна 2013 г.» (PDF) . Европейская комиссия. Февраль 2013 года . Проверено 4 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Отчет о конвергенции» (PDF) . Европейский центральный банк . Июнь 2014 года . Проверено 5 июля 2014 г.
- ^ «Отчет о конвергенции – 2014» (PDF) . Европейская комиссия . Апрель 2014 года . Проверено 26 сентября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Европейский экономический прогноз – весна 2014 г.» (PDF) . Европейская комиссия. Март 2014 года . Проверено 5 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Отчет о конвергенции» (PDF) . Европейский центральный банк . Июнь 2016 года . Проверено 7 июня 2016 г.
- ^ «Отчет о конвергенции – июнь 2016 г.» (PDF) . Европейская комиссия . Июнь 2016 года . Проверено 7 июня 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Европейский экономический прогноз – весна 2016 г.» (PDF) . Европейская комиссия. Май 2016 года . Проверено 7 июня 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Отчет о конвергенции 2018» . Европейский центральный банк . 22 мая 2018 года . Проверено 2 июня 2018 г.
- ^ «Отчет о конвергенции – май 2018» . Европейская комиссия . Май 2018 года . Проверено 2 июня 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Европейский экономический прогноз – весна 2018» . Европейская комиссия. Май 2018 года . Проверено 2 июня 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Отчет о конвергенции 2020» (PDF) . Европейский центральный банк . 1 июня 2020 г. Проверено 13 июня 2020 г.
- ^ «Отчет о конвергенции – июнь 2020» . Европейская комиссия . Июнь 2020 года . Проверено 13 июня 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Европейский экономический прогноз – весна 2020 года» . Европейская комиссия. 6 мая 2020 г. Проверено 13 июня 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Отчет о конвергенции, июнь 2022 г.» (PDF) . Европейский центральный банк . 1 июня 2022 г. Проверено 1 июня 2022 г.
- ^ «Отчет о конвергенции 2022» (PDF) . Европейская комиссия . 1 июня 2022 г. Проверено 1 июня 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Отчет о конвергенции, июнь 2024 г.» (PDF) . Европейский центральный банк . 26 июня 2024 г. Проверено 26 июня 2024 г.
- ^ «Отчет о конвергенции 2024» (PDF) . Европейская комиссия . 26 июня 2024 г. Проверено 26 июня 2024 г.
- ^ «Доклад Люксембурга, подготовленный в соответствии со статьей 126(3) Договора» (PDF) . Европейская комиссия. 12 мая 2010 года . Проверено 18 ноября 2012 г.
- ^ «Годовой отчет EMI за 1994 год» (PDF) . Европейский валютный институт (EMI). Апрель 1995 года . Проверено 22 ноября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Прогресс в направлении конвергенции - ноябрь 1995 г. (отчет, подготовленный в соответствии со статьей 7 устава EMI)» (PDF) . Европейский валютный институт (EMI). Ноябрь 1995 года . Проверено 22 ноября 2012 г.