Jump to content

Румыния и евро

Участие в еврозоне
Государства-члены Европейского Союза
( особые территории не показаны)
  1 место в ERM II , без отказа ( Болгария )
  1 место в ERM II, с возможностью отказа ( Дания )
  5 стран не входят в ERM II, но обязаны присоединиться к еврозоне при соблюдении критериев конвергенции ( Чехия , Венгрия , Польша , Румыния и Швеция )
Страны, не входящие в ЕС
  4. использование евро по валютному соглашению ( Андорра , Монако , Сан-Марино и Ватикан )
  2 использование евро в одностороннем порядке ( Косово и Черногория )

является Национальной валютой Румынии лей . После того, как Румыния присоединилась к Европейскому Союзу (ЕС) в 2007 году, страна стала обязана заменить лей евро , как только она соответствует всем четырем критериям конвергенции евро , как указано в статье 140 Договора о функционировании Европейского Союза . [1] По состоянию на 2023 год единственной валютой на рынке является лей, а евро пока не используется в магазинах. Румынский лей не является частью Европейского механизма валютных курсов (ERM II) , хотя румынские власти работают над подготовкой перехода на евро. Чтобы добиться перехода на другую валюту, Румыния должна пережить как минимум два года стабильности в пределах критериев конвергенции.

Нынешнее румынское правительство установило добровольно установленный критерий для достижения определенного уровня реального сближения в качестве ориентира для определения соответствующего целевого года для членства в ERM II и принятия евро. В марте 2023 года правительство поставило цель войти в прихожую еврозоны (ERM-II) к 2026 году и цель по переходу на евро к 2029 году. [2] [3] [4]

Первые изменения в румынской валюте

[ редактировать ]

Румыния является открытой экономикой со свободным потоком капитала с сентября 2006 года, а общий объем внешней торговли превышает 75% валового внутреннего продукта (ВВП) (Isărescu 2007).

Финансовый рынок Румынии развивается, и эксперты отмечают тенденцию к повышению эффективности биржевых операций. [5] Следовательно, приток портфельных инвестиций, вероятно, увеличится. Это могло бы стать ресурсом для решения проблемы дефицита текущего счета. Ожидается, что денежные переводы от румын, работающих за рубежом, сохранятся на высоком уровне в краткосрочной перспективе. Тем не менее, вступление страны в ЕС также порождает новый ресурс, способный покрыть дефицит, а именно трансферты из структурных и сплоченных фондов в Румынию как страну сплочения, которая будет достигнута начиная с 2008 года. [6]

Первый шаг, необходимый для подготовки к переходу лея на евро, произошел одновременно с обесцениванием национальной валюты. В 2005 году новый румынский лей был напечатан с теми же физическими размерами, что и евро, чтобы соответствовать системе банкоматов (АТМ) Союза. [7]

В 2006 году правительство Румынии объявило, что новый план присоединения к ERM II (предпосылка для перехода на евро) будет реализован только после 2012 года из-за серьезных препятствий, таких как нестабильность цен и высокие процентные ставки. В июне 2007 года президент Европейского центрального банка заявил, что «Румынии предстоит проделать большую домашнюю работу   … в течение ряда лет», прежде чем присоединиться к ERM II. Правительство Румынии объявило в декабре 2009 года об официальном плане присоединения к еврозоне к 1 января 2015 года.

В 2011 году правительство Румынии объявило, что будет работать над соблюдением первых четырех критериев конвергенции к 2013 году, но для успешного перехода на евро экономике потребуются дальнейшие реформы.

Задержки в присоединении к ERM II

[ редактировать ]

В 2012 году управляющий Национального банка Румынии (БНР) подтвердил, что Румыния не достигнет своей цели по вступлению в еврозону в 2015 году. Он рассказал о преимуществах для Румынии не быть частью еврозоны во время европейского долгового кризиса. но сказал, что страна будет стремиться соблюдать все критерии конвергенции. в Румынии опасения по поводу производительности рабочей силы Причиной задержки также были названы .

В 2013 году Румыния представила свою ежегодную программу конвергенции в Европейскую комиссию, которая не указала целевую дату перехода на евро. Премьер-министр Виктор Понта заявил, что вступление в еврозону по-прежнему является фундаментальной целью для Румынии, но они не могут войти в нее неподготовленными, что делает 2020 год более реалистичной датой вступления.

В то же время БНР представил Европейскому центральному банку на рассмотрение (ЕЦБ) проект поправок к Конституции Румынии. Поправки сделают статут БНР органическим законом, обеспечивающим «институциональную и функциональную стабильность», а также позволят «передать задачи БНР ЕЦБ и ввести евро в качестве законного платежного средства».

В 2014 году в Отчете о конвергенции Румынии целевой датой перехода на евро было установлено 1 января 2019 года. По данным Erste Group Bank , Румыния не сможет достичь этой амбициозной цели к 2019 году, не в отношении соблюдения четырех номинальных значений критериев конвергенции. , но в достижении соответствующих уровней реальной конвергенции (т.е. повышения ВВП на душу населения с 50% до уровня выше 60% от среднего показателя по ЕС) до принятия евро.

Глава Центрального банка Румынии Мугур Исэреску признал, что цель была сложной, но достижимой, если политические партии примут юридическую дорожную карту для реализации необходимых реформ. Эта дорожная карта, по-видимому, могла привести Румынию к вступлению в ERM II 1 января 2017 года, чтобы евро могло быть принято после двух лет членства в ERM II 1 января 2019 года.

Однако в 2015 году Исэреску снова выступил за отсрочку перехода на евро. Перед вступлением в ERM II Румынии необходимо будет провести денежно-кредитную корректировку, завершив процесс приведения минимальных резервных требований в соответствие с уровнями еврозоны. Исэреску предсказал, что этот процесс займет от двенадцати до восемнадцати месяцев; Румынии необходимо было завершить серьезные корректировки экономической политики путем:

  • устранение источников сдерживаемой инфляции (т.е. завершение дерегуляции энергетического рынка);
  • устранение источников квазифискального дефицита (путем реструктуризации убыточных государственных предприятий);
  • устранение других источников будущего бюджетного давления (т.е. неизбежных расходов на модернизацию дорожной инфраструктуры).

По состоянию на апрель 2015 года правительство Румынии выразило готовность как можно скорее присоединиться ко всем основам Банковского союза и пришло к выводу, что оно все еще находится на пути к достижению своей цели по переходу на евро в 2019 году, как в отношении обеспечения полного соблюдения всех номинальных требований. критериев конвергенции и обеспечения предварительной удовлетворительной степени «реальной конвергенции». Румынская цель «реальной конвергенции» перед принятием евро состоит в том, чтобы ее ВВП на душу населения (в стандартах покупательной способности) превышал 60% от того же среднего показателя для всего Европейского Союза, и, согласно последним прогнозам, этот относительный показатель теперь прогнозируется, что этот показатель достигнет 65% в 2018 году и 71% в 2020 году, [8] после роста такими же темпами с 29% в 2002 году до 54% ​​в 2014 году. [9]

В июне 2015 года премьер-министр Румынии Виктор Понта заявил, что, хотя это еще не обсуждалось в правительстве как конкретное политическое предложение, он открыт для идеи проведения референдума по переходу на евро в 2017/2018 году, хотя и признал этот вопрос. будет зависеть исключительно от президента Румынии . Решение [10] Однако президент, губернатор БНР и министр финансов не рассматривали и не планировали дальнейшее развитие этой идеи референдума.

В сентябре 2015 года глава центрального банка Румынии Мугур Исареску заявил, что цель на 2019 год больше не реалистична. [11] Министр иностранных дел Румынии Теодор Мелешкану заявил 28 августа 2017 года, что, поскольку Румыния в настоящее время «соответствует всем формальным требованиям, она может присоединиться к валютному союзу даже завтра»; но из-за беспокойства также о достижении предварительной удовлетворительной степени «реальной конвергенции», чтобы введение евро не нанесло негативного экономического ущерба пенсионерам и людям с низкими доходами, он думал, что Румыния будет готова «принять евро только через пять лет». лет, в 2022 году». [12]

В марте 2018 года Национальный план по переходу на евро назначил дату введения евро в Румынии на 2024 год. [13] В марте 2018 года члены правящей Социал-демократической партии (СДП) также проголосовали на внеочередном съезде за то, чтобы в 2024 году принять евро в качестве валюты Румынии. [14]

Однако в феврале 2021 года премьер-министр Румынии Флорин Кыцу объявил, что дата членства Румынии в ERM II отложена до 2024 года, а введение евро снова будет отложено до 2027 или 2028 года. [15] Затем, в декабре 2021 года, Флорин Георгеску [ ro ] , первый заместитель председателя Национального банка Румынии (БНР) , заявил, что дата снова будет перенесена на 2029 год. [16]

В марте 2023 года правительство сохранило целевой показатель перехода на евро на 2029 год, тогда как целевой показатель входа в прихожую еврозоны (ERM-II) был установлен на 2026 год. [2] [3] [4]

Бюджетный совет Румынии , представленный его президентом Даниэлем Дэяну , передал правительству Румынии финансовые рекомендации и анализ в августе 2023 года, заключив, что продолжающиеся проблемы с ограничением чрезмерного бюджетного дефицита отложили самый ранний год членства в ERM-II до 2026 года. /2027 и переход на евро к 2029/2030 году. [17] Текущий национальный план по переходу на евро установил для Румынии добровольный критерий сокращения структурного бюджетного дефицита до 1% ВВП перед вступлением в ERM II. [18] Достигнув исторического максимума в 7,4% ВВП в 2020 г. [19] Прогнозируется, что структурный бюджетный дефицит продолжит превышать этот критерий ERM II на прогнозируемых 5,7% ВВП в 2023 году и 4,8% ВВП в 2024 году. [19]

В феврале 2024 года министр финансов Марсель Болош заявил, что даже несмотря на вступление в силу новых, более мягких бюджетных правил ЕС, начиная с 2025 финансового года, [20] который, как он ожидал, продлит период корректировки для Румынии и перенесет необходимый выход из текущей процедуры чрезмерного дефицита (EDP) осуществление некоторых значительных ежегодных сокращений бюджета, составляющих 0,5% ВВП каждый год. с 2024 на 2027 год, все равно потребуется [21] Первоначально Румынии было предоставлено 4 года на исправление чрезмерного дефицита, когда процедура была открыта в 2020 году. [22] Однако министр финансов подсчитал, что Румынии теперь, скорее всего, понадобится максимум семь лет, чтобы приспособиться, и признал, что «пока мы не вступим на четкий путь бюджетной консолидации, вступление в еврозону останется лишь долгосрочной целью». [21]

Последний среднесрочный бюджетный план румынского правительства нацелен на дефицит бюджета в 5,0% ВВП в 2024 году и снизит его только до уровня ниже требуемого EDP предела в 3% ВВП в 2027 году. [23] Moody's прогнозирует дефицит бюджета в 5,7% ВВП в 2024 году и оценивает, что «Европейская комиссия, скорее всего, придет этой весной к выводу, что Румыния не достигла своих финансовых целей в соответствии с Процедурой чрезмерного дефицита, но Moody's ожидает, что правительство не будет объявлять о каких-либо дополнительные усилия по консолидации до завершения парламентских выборов во второй половине 2024 года». [24] В мае 2024 года дефицит бюджета был зафиксирован на уровне 6,6% ВВП в 2023 году и, по прогнозам Комиссии, достигнет 6,9% ВВП в 2024 году. [25]

Несмотря на то, что она заявила о своей приверженности самым строгим финансовым положениям Европейского фискального договора , [26] Румыния, как государство, не входящее в еврозону, не будет подвергаться стандартному штрафу в размере 0,2% ВВП за невыполнение своих бюджетных целей в рамках EDP (дефицит максимум 4,4% ВВП в 2023 году и 2,9% ВВП). в 2024 году). [27] Однако Европейская комиссия ранее предупредила Румынию, что невыполнение финансовых целей ее EDP может привести к частичной отмене текущих платежей (грантов и кредитов) из ее Национального плана восстановления и устойчивости на 2021-2026 годы . [28] из которых 9 из 28,5 млрд евро были выплачены по состоянию на март 2024 года. [23]

Текущие перспективы

[ редактировать ]

Нет никакого давления на Румынию, чтобы она присоединилась к ERM в определенном году, а через два года последует переход на евро. Государства-члены ЕС могут использовать положение об отступлении, чтобы не допустить вступления Румынии в ERM, и придерживаться своей денежно-кредитной политики в качестве буфера против внешних шоков. Комиссия ЕС и Европейский Совет не призывали Румынию, страну-кандидата на вступление в еврозону, присоединиться к еврозоне, и это вряд ли произойдет в будущем из-за растущих сомнений в Брюсселе и в столицах некоторых нынешних членов еврозоны относительно мудрости дальнейшее расширение еврозоны. Таким образом, у Румынии есть достаточно времени для создания экономических условий, при которых потеря монетарного и финансового суверенитета будет менее болезненной. [29]

Денежно-кредитная и курсовая политика

[ редактировать ]

В Румынии основной целью BNR является обеспечение и поддержание стабильности цен при одновременном продвижении общей экономической политики правительства. Как указано в статье 2 Закона 312/2004, [30] Национальный банк несет ответственность за определение и реализацию стратегии денежно-кредитной политики (прямое таргетирование инфляции). [31] ) и валютной политики.

На протяжении многих лет БНР поддерживал денежно-кредитную политику, постепенно снижая учетную ставку. Первый шаг был достигнут в период с февраля 2009 года по март 2012 года, когда БНР снизил учетную ставку совокупно на 500 базисных пунктов, до 5,25%, после чего последовало быстрое снижение годового уровня инфляции, что позволило БНР возобновить снижение. корректировка учетной ставки. В период с июля 2013 года по февраль 2014 года БНР снизил учетную ставку совокупно на 175 базисных пунктов, до 3,5%. [32]

Румыния управляла плавающими обменными курсами и придерживается принципа использования целевых показателей инфляции в качестве номинального якоря денежно-кредитной политики и обеспечения гибкого политического реагирования на непредсказуемые шоки, которые потенциально могут повлиять на экономику. [33] Причины отказа от вступления в зону евро сложны и охватывают национальные проблемы, в том числе недостаточную экономическую конвергенцию из-за отсутствия воспринимаемой привлекательности членства в еврозоне, а также нерешенную программу институциональных реформ (Баке и Дворский, 2018). [34]

Подготовка перехода на евро [35]

[ редактировать ]

Отказ от ответственности за инструмент денежно-кредитной политики. Ответственность за денежно-кредитную политику и обменный курс перейдет к Европейскому центральному банку, в результате чего Румыния останется без возможности контролировать важный инструмент денежно-кредитной политики (процентная ставка денежно-кредитной политики) и откажется от обменного курса, еще одного инструмента, который способствует корректировке экономики. , особенно во время спадов.

Конвергенция. Чтобы понести меньшие издержки от смены валюты, структурная, реальная и институциональная конвергенция должна быть как можно более высокой. Деловые циклы должны быть синхронизированы (периоды экономического спада и экономического роста должны быть одновременными в Румынии и в еврозоне). В целом, Румыния отстает на четверть от экономики еврозоны. Следовательно, последствия денежно-кредитной политики ЕЦБ будут иметь асимметричный эффект. Решение о переходе на евро не соответствует фазе экономического цикла Румынии.

Контроль макроэкономического баланса. Румыния должна поддерживать баланс макроэкономики: в частном секторе (низкая ставка долга), в бюджетном секторе (низкий бюджетный дефицит) и во внешнем секторе (стабильный баланс).

Альтернативный инструмент для процентной ставки и обменного курса. Отказавшись от этих двух инструментов, Румыния должна найти альтернативный инструмент: экономисты обычно рекомендуют гибкость рынка труда, гибкость заработной платы и мобильность факторов производства.

Это проявление воли и силы. Эта амбициозная цель может принести Румынии прочную и устойчивую экономику. Кроме того, если Румыния вступит в ЕС неподготовленной, выгоды будут меньше, чем затраты.

Комитет по подготовке перехода на евро

[ редактировать ]

Комитет по подготовке перехода на евро в Национальном банке Румынии был первоначально создан в 2011 году. Первоначальной задачей комитета была работа в качестве консультативного органа для анализа аспектов, связанных с переходом на евро. Другая цель заключалась в том, чтобы служить настоящей платформой для дискуссий, и на его заседания были приглашены представители других органов государственной власти.

Нынешняя цель комитета заключается в проведении углубленного и всестороннего анализа в рамках БНР и прочных отношениях между членами совета директоров и главами департаментов центрального банка, чтобы держать их в курсе аспектов, связанных с принятием евро. Комитет сохраняет свою первоначальную роль в качестве платформы для дискуссий, поскольку он способствует межинституциональному диалогу для повышения осведомленности компетентных органов о финансовых и структурных реформах, необходимых для обеспечения большей гибкости румынской экономики при переходе на евро. [36]

Основными темами обсуждения Комитета являются: [37]

  • опыт других стран-членов ЕС по подготовке к переходу на евро;
  • этап подготовки Румынии к переходу на евро;
  • новые механизмы и концепции, разработанные в ЕС в сфере экономического управления и укрепления Экономического и валютного союза;
  • документы Европейской комиссии, Европейского центрального банка и правительства Румынии относительно присоединения к еврозоне стран-членов, отступивших от обязательств.

Национальная комиссия по созданию национального плана по переходу на евро

[ редактировать ]

В 2018 году правительство Чрезвычайным постановлением правительства учредило новый орган, призванный помочь в достижении достаточного сближения перед переходом на евро, — Национальную комиссию по разработке плана перехода на евро. [38] На период функционирования Национальной комиссии деятельность Комитета будет приостановлена.

Задачами Национальной комиссии, которые оказывают непосредственное влияние на критерии правовой конвергенции, являются:

а) разработка Национального плана перехода на евро и графика действий, необходимых для перехода на евро;

б) оценка стадии соответствия критериям конвергенции;

в) оценка действующей законодательной базы и подготовка новых законодательных проектов для введения евро;

г) подготовка национальной статистической системы к обновлению рядов данных;

д) мониторинг подготовки национальных систем к переходу на евро, модификации/совместимости платежной системы и национального учета;

е) определение необходимых действий и субъектов, участвующих в организации информационных кампаний для широкой общественности о переходе на евро, разработке и обновлении специализированных сайтов и создании пунктов информационной помощи для граждан и компаний. Национальная комиссия будет обеспечивать четкое, объективное, своевременное и точное информирование общественности о введении евро;

ж) установление и контроль отдельных элементов, соответственно параллельного обращения национальной валюты и евро, а также отображения цен в национальной валюте и евро;

з) составление периодических отчетов о работе и их направление в участвующие учреждения.

Критерии сходимости

[ редактировать ]
Критерии сходимости
Оценочный месяц Страна Уровень инфляции ГИПЦ [39] [номер 1] Процедура чрезмерного дефицита [40] Обменный курс Долгосрочная процентная ставка [41] [номер 2] Совместимость законодательства
Дефицит бюджета к ВВП [42] Соотношение долга к ВВП [43] ERM II член [44] Изменение курса [45] [46] [номер 3]
за 2012 год ЕЦБ Отчет [номер 4] Справочные значения Макс. 3,1% [номер 5]
(по состоянию на 31 марта 2012 г.)
Нет открытых (по состоянию на 31 марта 2012 г.) Мин. 2 года
(по состоянию на 31 марта 2012 г.)
Макс. ±15% [номер 6]
(на 2011 год)
Макс. 5,80% [номер 7]
(по состоянию на 31 марта 2012 г.)
Да [47] [48]
(по состоянию на 31 марта 2012 г.)
Макс. 3,0%
(2011 финансовый год) [49]
Макс. 60%
(2011 финансовый год) [49]
Румыния Румыния 4.6% Открыть Нет -0.6% 7.25% Нет
5.2% 33.3%
за 2013 год ЕЦБ Отчет [номер 8] Справочные значения Макс. 2,7% [номер 9]
(по состоянию на 30 апреля 2013 г.)
Нет открытых (по состоянию на 30 апреля 2013 г.) Мин. 2 года
(по состоянию на 30 апреля 2013 г.)
Макс. ±15% [номер 6]
(на 2012 год)
Макс. 5,5% [номер 9]
(по состоянию на 30 апреля 2013 г.)
Да [50] [51]
(по состоянию на 30 апреля 2013 г.)
Макс. 3,0%
(2012 финансовый год) [52]
Макс. 60%
(2012 финансовый год) [52]
Румыния Румыния 4.1% Открыт (закрыт в июне 2013 г.) Нет -5.2% 6.36% Un­known
2.9% 37.8%
за 2014 год ЕЦБ Отчет [номер 10] Справочные значения Макс. 1,7% [номер 11]
(по состоянию на 30 апреля 2014 г.)
Нет открытых (по состоянию на 30 апреля 2014 г.) Мин. 2 года
(по состоянию на 30 апреля 2014 г.)
Макс. ±15% [номер 6]
(на 2013 год)
Макс. 6,2% [номер 12]
(по состоянию на 30 апреля 2014 г.)
Да [53] [54]
(по состоянию на 30 апреля 2014 г.)
Макс. 3,0%
(2013 финансовый год) [55]
Макс. 60%
(2013 финансовый год) [55]
Румыния Румыния 2.1% Никто Нет 0.9% 5.26% Нет
2.3% 38.4%
за 2016 год ЕЦБ Отчет [номер 13] Справочные значения Макс. 0,7% [номер 14]
(по состоянию на 30 апреля 2016 г.)
Нет открытых (по состоянию на 18 мая 2016 г.) Мин. 2 года
(по состоянию на 18 мая 2016 г.)
Макс. ±15% [номер 6]
(на 2015 год)
Макс. 4,0% [номер 15]
(по состоянию на 30 апреля 2016 г.)
Да [56] [57]
(по состоянию на 18 мая 2016 г.)
Макс. 3,0%
(2015 финансовый год) [58]
Макс. 60%
(2015 финансовый год) [58]
Румыния Румыния -1.3% Никто Нет 0.0% 3.6% Нет
0.7% 38.4%
за 2018 год ЕЦБ Отчет [номер 16] Справочные значения Макс. 1,9% [номер 17]
(по состоянию на 31 марта 2018 г.)
Нет открытых (по состоянию на 3 мая 2018 г.) Мин. 2 года
(по состоянию на 3 мая 2018 г.)
Макс. ±15% [номер 6]
(на 2017 год)
Макс. 3,2% [номер 18]
(по состоянию на 31 марта 2018 г.)
Да [59] [60]
(по состоянию на 20 марта 2018 г.)
Макс. 3,0%
(2017 финансовый год) [61]
Макс. 60%
(2017 финансовый год) [61]
Румыния Румыния 1.9% Никто Нет -1.7% 4.1% Нет
2.9% 35.0%
за 2020 год ЕЦБ Отчет [номер 19] Справочные значения Макс. 1,8% [номер 20]
(по состоянию на 31 марта 2020 г.)
Нет открытых (по состоянию на 7 мая 2020 г.) Мин. 2 года
(по состоянию на 7 мая 2020 г.)
Макс. ±15% [номер 6]
(на 2019 год)
Макс. 2,9% [номер 21]
(по состоянию на 31 марта 2020 г.)
Да [62] [63]
(по состоянию на 24 марта 2020 г.)
Макс. 3,0%
(2019 финансовый год) [64]
Макс. 60%
(2019 финансовый год) [64]
Румыния Румыния 3.7% Открыть Нет -2.0% 4.4% Нет
4.3% 35.2%
за 2022 год ЕЦБ Отчет [номер 22] Справочные значения Макс. 4,9% [номер 23]
(по состоянию на апрель 2022 г.)
Нет открытых (по состоянию на 25 мая 2022 г.) Мин. 2 года
(по состоянию на 25 мая 2022 г.)
Макс. ±15% [номер 6]
(на 2021 год)
Макс. 2,6% [номер 23]
(по состоянию на апрель 2022 г.)
Да [65] [66]
(по состоянию на 25 марта 2022 г.)
Макс. 3,0%
(2021 финансовый год) [65]
Макс. 60%
(2021 финансовый год) [65]
Румыния Румыния 6.4% Открыть Нет -1.7% 4.7% Нет
7.1% 48.8%
за 2024 год ЕЦБ Отчет [номер 24] Справочные значения Макс. 3,3% [номер 25]
(по состоянию на май 2024 г.)
Нет открытых (по состоянию на 19 июня 2024 г.) Мин. 2 года
(по состоянию на 19 июня 2024 г.)
Макс. ±15% [номер 6]
(на 2023 год)
Макс. 4,8% [номер 25]
(по состоянию на май 2024 г.)
Да [67] [68]
(по состоянию на 27 марта 2024 г.)
Макс. 3,0%
(2023 финансовый год) [67]
Макс. 60%
(2023 финансовый год) [67]
Румыния Румыния 7.6% Открыть Нет -0.3% 6.4% Нет
6.6% 48.8%
  Критерий выполнен
  Критерий потенциально выполнен : если дефицит бюджета превышает предел в 3%, но «близок» к этому значению ( в прошлом Европейская комиссия считала, что 3,5% близок к этому значению), [69] тогда критерии все еще потенциально могут быть выполнены, если либо дефицит за предыдущие два года значительно снижается до предела в 3%, либо если чрезмерный дефицит является результатом исключительных обстоятельств, которые носят временный характер (т.е. разовые расходы, вызванные значительный экономический спад или реализация экономических реформ, которые, как ожидается, окажут существенное положительное влияние на будущие бюджеты правительства). Однако даже если такие «особые обстоятельства» обнаружатся, необходимо также соблюдать дополнительные критерии для соответствия критерию финансового бюджета. [70] [71] Кроме того, если соотношение долга к ВВП превышает 60%, но «достаточно уменьшается и приближается к эталонному значению удовлетворительными темпами», его можно считать соответствующим. [71]
  Критерий не выполнен
Примечания
  1. ^ Скорость увеличения 12-месячного среднего показателя HICP по сравнению со средним показателем за предыдущие 12 месяцев должна быть не более чем на 1,5% выше, чем невзвешенное среднее арифметическое аналогичных темпов инфляции HICP в трех странах-членах ЕС с самой низкой инфляцией HICP. Если в каком-либо из этих трех государств ставка HICP значительно ниже аналогичной усредненной ставки HICP для еврозоны (что, согласно практике ЕЦБ, означает более чем на 2% ниже), и если этот низкий уровень HICP был в первую очередь вызван исключительными обстоятельствами (т.е. серьезными сокращение заработной платы или сильная рецессия), то такое государство не включается в расчет эталонного значения и заменяется государством ЕС с четвертым по величине уровнем HICP.
  2. ^ Среднее арифметическое годовой доходности 10-летних государственных облигаций по состоянию на конец последних 12 месяцев должно быть не более чем на 2,0% больше, чем невзвешенное среднее арифметическое доходности облигаций в 3 государствах-членах ЕС с самым низким HICP. инфляция. Если какое-либо из этих государств имеет доходность облигаций, которая значительно превышает аналогичную усредненную доходность для еврозоны (что, согласно предыдущим отчетам ЕЦБ, означает более 2% выше) и в то же время не имеет полного доступа к финансированию на финансовых рынках (что это имеет место до тех пор, пока правительство получает средства финансовой помощи), то такое государство не должно включаться в расчет контрольной стоимости.
  3. ^ Изменение среднегодового курса по отношению к евро.
  4. ^ Справочные значения из отчета ЕЦБ о конвергенции за май 2012 г. [47]
  5. ^ Швеция, Ирландия и Словения были эталонными государствами. [47]
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Максимально допустимое изменение ставки составляет ± 2,25% для Дании.
  7. ^ Швеция и Словения были эталонными государствами, Ирландия была исключена как исключение. [47]
  8. ^ Справочные значения из отчета ЕЦБ о конвергенции за июнь 2013 года. [50]
  9. ^ Jump up to: а б Швеция, Латвия и Ирландия были эталонными государствами. [50]
  10. ^ Справочные значения из отчета ЕЦБ о конвергенции за июнь 2014 года. [53]
  11. ^ Латвия, Португалия и Ирландия были эталонными государствами, Греция, Болгария и Кипр были исключены как исключения. [53]
  12. ^ Латвия, Ирландия и Португалия были эталонными государствами. [53]
  13. ^ Справочные значения из отчета ЕЦБ о конвергенции за июнь 2016 года. [56]
  14. ^ Болгария, Словения и Испания были эталонными государствами, Кипр и Румыния были исключены как исключения. [56]
  15. ^ Словения, Испания и Болгария были эталонными государствами. [56]
  16. ^ Справочные значения из отчета ЕЦБ о конвергенции за май 2018 года. [59]
  17. ^ Кипр, Ирландия и Финляндия были эталонными государствами. [59]
  18. ^ Кипр, Ирландия и Финляндия были эталонными государствами. [59]
  19. ^ Справочные значения из отчета ЕЦБ о конвергенции за июнь 2020 года. [62]
  20. ^ Португалия, Кипр и Италия были эталонными государствами. [62]
  21. ^ Португалия, Кипр и Италия были эталонными государствами. [62]
  22. ^ Справочные значения из Отчета о конвергенции за июнь 2022 г. [65]
  23. ^ Jump up to: а б В качестве эталонных государств выступили Франция, Финляндия и Греция. [65]
  24. ^ Справочные значения из Отчета о конвергенции за июнь 2024 г. [67]
  25. ^ Jump up to: а б В качестве эталонных государств выступили Бельгия, Дания и Нидерланды. [67]

Общественное мнение

[ редактировать ]
Общественная поддержка евро в Румынии

Ниже приведены опросы по вопросу о том, следует ли Румынии отменить лей и перейти на евро.

Дата (проведен опрос) Дата (опрос опубликован) Да Нет Не определился / Не знаю Проведено
май 2024 г. июнь 2024 г. 77% 23% 1% Евробарометр [72]
апрель 2023 г. июнь 2023 г. 71% 29% 1% Евробарометр [73]
апрель 2022 г. июнь 2022 г. 77% 22% 1% Евробарометр [74]
май 2021 г. июль 2021 г. 75% 23% 3% Евробарометр [75]
июнь 2020 г. июль 2020 г. 63% 30% 7% Евробарометр [76]
апрель 2019 г. июнь 2019 г. 61% 31% 8% Евробарометр [77]
апрель 2018 г. май 2018 г. 69% 27% 4% Евробарометр [78]
апрель 2017 г. май 2017 г. 64% 30% 6% Евробарометр [79]
апрель 2016 г. май 2016 г. 64% 33% 3% Евробарометр [80]
апрель 2015 г. май 2015 г. 68% 26% 6% Евробарометр [81]
апрель 2014 г. июнь 2014 г. 74% 24% 2% Евробарометр [82]
апрель 2013 г. июнь 2013 г. 67% 28% 5% Евробарометр [83]
апрель 2012 г. июль 2012 г. 64% 30% 6% Евробарометр [84]
ноябрь 2011 г. июль 2012 г. 63% 31% 6% Евробарометр [85]
май 2011 г. август 2011 г. 51% 29% 20% Евробарометр [86]
сентябрь 2010 г. декабрь 2010 г. 51% 34% 15% Евробарометр [87]
май 2010 г. июль 2010 г. 55% 28% 17% Евробарометр [88]
сентябрь 2009 г. ноябрь 2009 г. 60% 23% 17% Евробарометр [89]
май 2009 г. декабрь 2009 г. 59% 24% 17% Евробарометр [90]
май 2008 г. июль 2008 г. 61% 21% 17% Евробарометр [91]
сентябрь 2007 г. ноябрь 2007 г. 62% 19% 19% Евробарометр [92]
март 2007 г. май 2007 г. 59% 24% 17% Евробарометр [93]


Флэш-евробарометр 2019 года. [94] показал, что большинство румынских респондентов поддерживают введение евро на национальном рынке. При снижении на 8 процентных пунктов 61% румын выступают за принятие евро.

Процент румын, выступающих против введения евро.

Говоря о положительном влиянии перехода от национальной валюты к евро, 52% румынских респондентов считают, что единая валюта оказала положительное влияние на государства-члены еврозоны, которые уже используют ее.

Как вы думаете, введение евро будет иметь положительные или отрицательные последствия для национальной экономики?

Опрос Евробарометра, проведенный в апреле 2022 года, показал сильную поддержку евро в Румынии. Согласно опросу, 65 процентов ответили утвердительно на вопрос «Как вы думаете, введение евро будет иметь положительные или отрицательные последствия для Румынии? (33 процента ответили отрицательно). В том же опросе 77 процентов ответили утвердительно на вопрос» Вообще, вы лично больше за или против идеи введения евро в Румынии? (22 процента ответили «нет»). [95]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «КОНСОЛИДИРОВАННАЯ ВЕРСИЯ ДОГОВОРА О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА» .
  2. ^ Jump up to: а б Смарандаш, Мария (20 марта 2023 г.). «Румыния хочет ускорить принятие евро к 2026 году» . Euractiv.com . Проверено 27 февраля 2024 г.
  3. ^ Jump up to: а б Смарандаш, Мария (24 марта 2023 г.). «Йоханнис: «Реалистичных» сроков вступления Румынии в еврозону не существует» . Euractiv.com . Проверено 29 февраля 2024 г.
  4. ^ Jump up to: а б Мартон Балаж (20 марта 2023 г.). «Румыния будет способствовать введению евро» [Румыния будет способствовать введению евро]. Telex.hu (на венгерском языке) . Проверено 29 февраля 2024 г.
  5. ^ «БНР 2007в» .
  6. ^ Бал, А (2008). «Является ли дефицит текущего счета проблемой для Румынии?». Транзитная шпилька Rev. 15 (3): 499–510. дои : 10.1007/s11300-008-0024-3 . S2CID   154174104 .
  7. ^ «Монеты и банкноты, находящиеся в обращении в Румынии» .
  8. ^ «Программа конвергенции правительства Румынии на 2015-2018 годы» (PDF) . Правительство Румынии. Апрель 2015.
  9. ^ «Паритеты покупательной способности (ППС), индексы уровня цен и реальные расходы для агрегатов ESA2010: Индексы объема ВВП реальных расходов на душу населения в ППС (EU28 = 100)» . Евростат. 16 июня 2015 г.
  10. ^ «Участие премьер-министра Виктора Понты в региональной конференции Euromoney по финансам и инвестициям для Юго-Восточной Европы» [Участие премьер-министра Виктора Понты в региональной конференции Euromoney по финансам и инвестициям для Юго-Восточной Европы] (на румынском языке). Правительство Румынии (Правительство Румынии). 4 июня 2015 г.
  11. ^ «Центральный банк: членство Румынии в еврозоне в 2019 году «невозможно» » . EUObserver. 30 сентября 2015 года . Проверено 30 декабря 2015 г.
  12. ^ "Румыния может присоединиться к еврозоне в 2022 году, - заявил министр иностранных дел - репортаж" . CNBC. 28 августа 2017 года. Архивировано из оригинала 28 августа 2017 года . Проверено 28 августа 2017 г.
  13. ^ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ВНЕДРЕНИЯ ВАЛЮТЫ ЕВРО» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 12 ноября 2020 г. Проверено 9 марта 2020 г.
  14. ^ «Съезд правящей партии Румынии проголосовал за вступление в еврозону в 2024 году» . Рейтер. 10 марта 2018 года . Проверено 26 сентября 2018 г.
  15. ^ Бэнила, Николета (19 февраля 2021 г.). "Румыния намерена перейти на евро в 2027-2028 годах, войти в Шенген в этом году - премьер-министр" . См. Новости .
  16. ^ Эрнст, Юлиан (16 декабря 2021 г.). «Румыния отложит введение евро до 2029 года» . bne IntelliNews .
  17. ^ Кристина Беллу (22 августа 2023 г.). «Даниэль Дэяну, БНР: Вступление Румынии в зону евро может произойти ближе к концу горизонта 2029-2030 годов, если бюджетно-бюджетная корректировка произойдет с расширенным горизонтом до 2025 года» [Дэниэл Дэяну, БНР: Вступление Румынии в еврозону еврозоне может произойти ближе к концу горизонта 2029-2030 годов, если бюджетно-бюджетная корректировка произойдет с продленным горизонтом до 2025 года]. Ziarul Financiar (на румынском языке) . Проверено 8 марта 2024 г.
  18. ^ « Национальный план принятия валюты евро» (PDF) (на румынском языке). Национальная комиссия по принятию евро валюты. Декабрь 2018 г. Архивировано (PDF) из оригинала 12 ноября 2020 г. Проверено 9 марта 2020 г.
  19. ^ Jump up to: а б «Статистическое приложение – Европейский экономический прогноз – осень 2023 г.» (PDF) . Таблица 39: Структурный бюджетный баланс сектора государственного управления . Европейская комиссия. 31 октября 2023 г. Проверено 8 марта 2024 г.
  20. ^ «Комиссия приветствует политическое соглашение о новой системе экономического управления, пригодной для будущего» . Европейская комиссия. 10 февраля 2024 г. Проверено 4 апреля 2024 г.
  21. ^ Jump up to: а б Андра Тиму; Ирина Вилку (20 февраля 2024 г.). «Румынии может понадобиться оставшаяся часть десятилетия, чтобы сократить дефицит бюджета» . БНН Блумберг . Проверено 31 марта 2024 г.
  22. ^ «Документы, относящиеся к процедуре чрезмерного дефицита для Румынии» . Главное управление по экономическим и финансовым вопросам. 24 ноября 2021 г. Проверено 31 марта 2024 г.
  23. ^ Jump up to: а б «Европейская комиссия предупреждает Румынию, что задержки реформ ставят под угрозу фонды восстановления» . Рейтер. 20 марта 2024 г. Проверено 2 апреля 2024 г.
  24. ^ Джулиан Эрнст (2 апреля 2024 г.). «Moody's считает, что институты Румынии ослабляют ее сильный потенциал экономического роста» . Румыния-Insider.com . Проверено 2 апреля 2024 г.
  25. ^ «Статистическое приложение – Европейский экономический прогноз – весна 2024 г.» (PDF) . Таблица 34: Чистое кредитование (+) или чистое заимствование (-), сектор государственного управления . Европейская комиссия. 15 мая 2024 г. Проверено 29 мая 2024 г.
  26. ^ «Румынская декларация» . Совет Европейского Союза. Ноябрь 2012 года . Проверено 1 января 2013 г.
  27. ^ «Усиление или отмена EDP» . Главное управление по экономическим и финансовым вопросам . Проверено 4 апреля 2024 г.
  28. ^ Марко Бадеа (20 июля 2023 г.). «Высокий дефицит бюджета оказывает давление на правительство Бухареста» . Еврактив . Проверено 4 апреля 2024 г.
  29. ^ Габриш, Х.; Кемпфе, М. (2013). «Новые страны ЕС и принятие евро». Интерэкономика . 48 (3): 180–186. дои : 10.1007/s10272-013-0460-0 . hdl : 10419/113698 . S2CID   55764657 .
  30. ^ «Закон № 312 от 28 июня 2004 г., Официальный вестник, часть I 582, 30 июня 2004 г.» .
  31. ^ «Прямое таргетирование инфляции» .
  32. ^ «Румыния: последние события в макроэкономической и банковской системе, Мугур Исэреску, управляющий НБР, 02.05.2014» .
  33. ^ «Режим обменного курса лея» .
  34. ^ Благослови, Себастьян; Гавлик, Анника; Хайнеманн, Фридрих (2019). «В поисках консенсуса по реформе евро: перспектива Центральной и Восточной Европы». Отчеты ZEW и исследовательские отчеты, ZEW — Центр европейских экономических исследований Лейбница, Мангейм . HDL : 10419/201191 .
  35. ^ Джордж Стивен. «Где мы находимся с введением евро» .
  36. ^ «Комитет по подготовке перемен» .
  37. ^ «Правовые и институциональные основы присоединения к евровалюте. Правовая и фактическая ситуация в Румынии» . 15 апреля 2019 г.
  38. ^ «Чрезвычайное постановление № 24/2018» (PDF) .
  39. ^ «HICP (2005 = 100): Ежемесячные данные (средняя скорость годового изменения за 12 месяцев)» . Евростат. 16 августа 2012 года . Проверено 14 марта 2024 г.
  40. ^ «Корректирующая рука / Процедура чрезмерного дефицита» . Европейская комиссия . Проверено 14 марта 2024 г.
  41. ^ «Долгосрочная статистика процентных ставок для государств-членов ЕС (месячные данные в среднем за прошлый год)» . Евростат . Проверено 18 декабря 2012 г.
  42. ^ «Государственный дефицит/профицит, долг и связанные с ним данные» . Евростат. 22 апреля 2013 года . Проверено 22 апреля 2013 г.
  43. ^ «Государственный долг» . Евростат . Проверено 2 июня 2018 г.
  44. ^ «ERM II – Механизм валютного курса ЕС» . Европейская комиссия . Проверено 14 марта 2024 г.
  45. ^ «Курсы евро/ЭКЮ – годовые данные» . Евростат . Проверено 14 марта 2024 г.
  46. ^ «Национальные валюты бывшей зоны евро по сравнению с евро/ЭКЮ – годовые данные» . Евростат . Проверено 14 марта 2024 г.
  47. ^ Jump up to: а б с д «Отчет о конвергенции, май 2012 г.» (PDF) . Европейский центральный банк . Май 2012 года . Проверено 20 января 2013 г.
  48. ^ «Отчет о конвергенции – 2012» (PDF) . Европейская комиссия . Март 2012 года . Проверено 26 сентября 2014 г.
  49. ^ Jump up to: а б «Европейский экономический прогноз – весна 2012 г.» (PDF) . Европейская комиссия. 1 мая 2012 года . Проверено 1 сентября 2012 года .
  50. ^ Jump up to: а б с «Отчет о конвергенции» (PDF) . Европейский центральный банк . Июнь 2013 года . Проверено 17 июня 2013 г.
  51. ^ «Отчет о конвергенции – 2013» (PDF) . Европейская комиссия . Март 2013 года . Проверено 26 сентября 2014 г.
  52. ^ Jump up to: а б «Прогноз европейской экономики – весна 2013 г.» (PDF) . Европейская комиссия. Февраль 2013 года . Проверено 4 июля 2014 г.
  53. ^ Jump up to: а б с д «Отчет о конвергенции» (PDF) . Европейский центральный банк . Июнь 2014 года . Проверено 5 июля 2014 г.
  54. ^ «Отчет о конвергенции – 2014» (PDF) . Европейская комиссия . Апрель 2014 года . Проверено 26 сентября 2014 г.
  55. ^ Jump up to: а б «Европейский экономический прогноз – весна 2014 г.» (PDF) . Европейская комиссия. Март 2014 года . Проверено 5 июля 2014 г.
  56. ^ Jump up to: а б с д «Отчет о конвергенции» (PDF) . Европейский центральный банк . Июнь 2016 года . Проверено 7 июня 2016 г.
  57. ^ «Отчет о конвергенции – июнь 2016 г.» (PDF) . Европейская комиссия . Июнь 2016 года . Проверено 7 июня 2016 г.
  58. ^ Jump up to: а б «Европейский экономический прогноз – весна 2016 г.» (PDF) . Европейская комиссия. Май 2016 года . Проверено 7 июня 2016 г.
  59. ^ Jump up to: а б с д «Отчет о конвергенции 2018» . Европейский центральный банк . 22 мая 2018 г. Проверено 2 июня 2018 г.
  60. ^ «Отчет о конвергенции – май 2018» . Европейская комиссия . Май 2018 года . Проверено 2 июня 2018 г.
  61. ^ Jump up to: а б «Европейский экономический прогноз – весна 2018» . Европейская комиссия. Май 2018 года . Проверено 2 июня 2018 г.
  62. ^ Jump up to: а б с д «Отчет о конвергенции 2020» (PDF) . Европейский центральный банк . 01.06.2020 . Проверено 13 июня 2020 г.
  63. ^ «Отчет о конвергенции – июнь 2020» . Европейская комиссия . Июнь 2020 года . Проверено 13 июня 2020 г.
  64. ^ Jump up to: а б «Европейский экономический прогноз – весна 2020 года» . Европейская комиссия. 6 мая 2020 г. Проверено 13 июня 2020 г.
  65. ^ Jump up to: а б с д и «Отчет о конвергенции, июнь 2022 г.» (PDF) . Европейский центральный банк . 01.06.2022 . Проверено 1 июня 2022 г.
  66. ^ «Отчет о конвергенции 2022» (PDF) . Европейская комиссия . 01.06.2022 . Проверено 1 июня 2022 г.
  67. ^ Jump up to: а б с д и «Отчет о конвергенции, июнь 2024 г.» (PDF) . Европейский центральный банк . 26 июня 2024 г. Проверено 26 июня 2024 г.
  68. ^ «Отчет о конвергенции 2024» (PDF) . Европейская комиссия . 26 июня 2024 г. Проверено 26 июня 2024 г.
  69. ^ «Доклад Люксембурга, подготовленный в соответствии со статьей 126(3) Договора» (PDF) . Европейская комиссия. 12 мая 2010 года . Проверено 18 ноября 2012 г.
  70. ^ «Годовой отчет EMI за 1994 год» (PDF) . Европейский валютный институт (EMI). Апрель 1995 года . Проверено 22 ноября 2012 г.
  71. ^ Jump up to: а б «Прогресс в направлении конвергенции - ноябрь 1995 г. (отчет, подготовленный в соответствии со статьей 7 устава EMI)» (PDF) . Европейский валютный институт (EMI). Ноябрь 1995 года . Проверено 22 ноября 2012 г.
  72. ^ «Евробарометр» . europa.eu . Проверено 26 июня 2024 г.
  73. ^ «Flash Eurobarometer 527 — Введение евро в странах ЕС, которые еще не приняли единую валюту — весна 2023 года» . Евробарометр . Проверено 4 февраля 2024 г.
  74. ^ «Flash Eurobarometer 508 – Введение евро в государствах-членах, которые еще не приняли единую валюту – весна 2022 года» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
  75. ^ «Flash Eurobarometer 492 – Введение евро в государствах-членах, которые еще не приняли единую валюту – лето 2021 года» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
  76. ^ «Flash Eurobarometer 487 - Введение евро в государствах-членах, которые еще не приняли евро - лето 2020 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
  77. ^ «Flash Eurobarometer 479 — Широкая общественность в семи странах ЕС, еще не принявших евро — весна 2019 года» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
  78. ^ «Евробарометр – Введение евро в государствах-членах, которые еще не приняли единую валюту – весна 2018 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
  79. ^ «Flash Eurobarometer 453 – Введение евро в государствах-членах, которые еще не приняли единую валюту – весна 2017 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
  80. ^ «Flash Eurobarometer 440 – Введение евро в государствах-членах, которые еще не приняли единую валюту – весна 2016 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
  81. ^ «Flash Eurobarometer 418 – Введение евро в государствах-членах, которые еще не приняли единую валюту – весна 2015 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
  82. ^ «Flash Eurobarometer 400 - Введение евро в недавно присоединившихся государствах-членах - весна 2014 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
  83. ^ «Flash Eurobarometer 377 - Введение евро в недавно присоединившихся государствах-членах - весна 2013 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
  84. ^ «Flash Eurobarometer 349 - Введение евро в недавно присоединившихся государствах-членах - весна 2012 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
  85. ^ «Flash Eurobarometer 336 - Введение евро в недавно присоединившихся государствах-членах - осень 2011 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
  86. ^ «Flash Eurobarometer 329 - Введение евро в новых государствах-членах - лето 2011 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
  87. ^ «Flash Eurobarometer 307 - Введение евро в новых государствах-членах - осень 2010 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
  88. ^ «Flash Eurobarometer 296 - Введение евро в новых государствах-членах - лето 2010 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
  89. ^ «Flash Eurobarometer 280 - Введение евро в новых государствах-членах - осень 2009 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
  90. ^ «Flash Eurobarometer 270 - Введение евро в новых государствах-членах - лето 2009 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
  91. ^ «Flash Eurobarometer 237 - Введение евро в новых государствах-членах - лето 2008 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
  92. ^ «Flash Eurobarometer 214 - Введение евро в новых государствах-членах - осень 2007 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
  93. ^ «Flash Eurobarometer 207 - Введение евро в новых государствах-членах - весна 2007 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
  94. ^ «Евробарометр» .
  95. ^ «Введение евро в государствах-членах, которые еще не приняли единую валюту - весна 2022 г. - Информационные бюллетени по странам на английском языке, Румыния- en» . Апрель 2022 года . Проверено 11 сентября 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 06a5fbefdb22470bcfe8fcb9a6a65bef__1722547080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/06/ef/06a5fbefdb22470bcfe8fcb9a6a65bef.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Romania and the euro - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)