Чехия и евро

- Государства-члены Европейского Союза ( особые территории не показаны)
- 20 в еврозоне1 место в ERM II, с возможностью отказа ( Дания )
- Страны, не входящие в ЕС
Чешская Республика обязана принять евро в будущем и присоединиться к еврозоне, как только она удовлетворит критерии конвергенции евро , предусмотренные Договором о присоединении, с момента ее вступления в Европейский Союз (ЕС) в 2004 году. Таким образом, Чешская Республика является кандидатом на вступление в еврозону. Расширение еврозоны и использование чешской кроны в качестве валюты , регулируется Чешским национальным банком , членом Европейской системы центральных банков , и не участвует в Европейском механизме валютных курсов II (ERM II).
Хотя Чешская Республика экономически имеет хорошие возможности для перехода на евро, после европейского долгового кризиса среди общественности возникла значительная оппозиция переходу на евро. [1] Правительство не установило целевую дату присоединения к ERM II или перехода на евро. [2] Кабинет министров , сформированный после выборов в законодательные органы 2017 года, не планировал переходить на евро в течение своего срока полномочий. [3] и эту политику продолжил последующий кабинет министров , сформированный после выборов 2021 года . [4] Однако к началу 2024 года президент Петр Павел призвал правительство предпринять конкретные шаги по переходу на евро. [5]
История
[ редактировать ]Вступление в Европейский Союз и 2000-е годы
[ редактировать ]
Референдум о членстве в Европейском Союзе в 2003 году одобрил вступление страны с 77,3% голосов, а в 2004 году Чехия присоединилась к ЕС. [6]
С момента вступления в ЕС в мае 2004 года Чешская Республика приняла фискальную и монетарную политику, направленную на приведение ее макроэкономических условий в соответствие с остальными странами Европейского Союза. Первоначально Чешская Республика планировала принять евро в качестве официальной валюты в 2010 году, однако оценки, проведенные в 2006 году, показали, что эта дата маловероятна, и намеченная дата была отложена на неопределенный срок. [7] В феврале 2007 года министр финансов заявил, что 2012 год является «реалистичной» датой. [8] но к ноябрю 2007 года было сказано, что это было слишком рано. [9] В августе 2008 года в оценке говорилось, что принятие не ожидается ранее 2015 года из-за политического нежелания по этому вопросу. [10] Однако в октябре 2009 года тогдашний министр финансов Эдуард Янота заявил, что 2015 год уже нереален. [11] В июне 2008 года председатель Центрального банка Зденек Тума высказал предположения о 2019 году. [12]
В конце 2010 года в чешском правительстве возникла дискуссия, частично инициированная тогдашним президентом Вацлавом Клаусом , известным евроскептиком , по поводу переговоров об отказе от присоединения к еврозоне . Премьер-министр Чехии Петр Нечас позже заявил, что никакого отказа не требовалось, поскольку Чешскую Республику нельзя было принудить присоединиться к ERM II, и, таким образом, она могла решать, выполнять ли и когда выполнять один из необходимых критериев для вступления в еврозону, подход, аналогичный подходу тот, который забрала Швеция . Нечас также заявил, что его кабинет не примет решения о присоединении к евро в течение своего срока полномочий. [13] [14]
2010-е годы
[ редактировать ]Европейский долговой кризис еще больше снизил интерес Чехии к вступлению в еврозону. [15] Нечас сказал, что, поскольку условия, регулирующие еврозону, значительно изменились с момента ратификации договора о вступлении, он считает, что чехи должны иметь возможность решить путем референдума , присоединяться ли к еврозоне на новых условиях. [16] Одна из младших коалиционных партий правительства, TOP09 , была против референдума по евро. [17] [18]
В апреле 2013 года Министерство финансов Чехии заявило в своей Программе конвергенции, представленной Европейской комиссии, что страна еще не установила целевую дату перехода на евро и не будет подавать заявку на членство в ERM II в 2013 году. Их цель заключалась в том, чтобы ограничить свое время. в качестве члена ERM II, до присоединения к еврозоне, на как можно более короткий период. [19] 29 мая 2013 года Мирослав Зингер , управляющий Чешского национального банка Чешской Республики ( центрального банка ), заявил, что, по его профессиональному мнению, Чешская Республика не перейдет на евро до 2019 года. [20] В декабре 2013 года правительство Чехии одобрило рекомендацию Чешского национального банка и Министерства финансов против установления официальной целевой даты перехода на евро или присоединения к ERM II в 2014 году. [21]
Милош Земан , избранный президентом Чешской Республики в начале 2013 года, поддерживает введение евро в Чехии, хотя он также выступает за референдум по этому решению. [22] [23] Вскоре после вступления в должность в марте 2013 года Земан предположил, что Чехия не будет готова к переходу как минимум через пять лет. [24] Премьер-министр Богуслав Соботка от социал-демократов заявил 25 апреля 2013 года, перед победой его партии на выборах в октябре того же года , что он «убежден, что правительство, которое будет сформировано после выборов в следующем году, должно установить дату вступления евро» и что «1 января 2020 года может стать датой, на которую стоит обратить внимание». [25] [26] Вскоре после приведения к присяге в новом кабинете министров в январе 2014 года министр иностранных дел Чехии Любомир Заоралек заявил, что страна должна как можно скорее присоединиться к еврозоне. [27] Оппозиционная группа TOP 09 также использовала платформу на парламентских выборах 2013 года, которая призывала Чехию перейти на евро в период с 2018 по 2020 год. [28] В соответствии с этим управляющий Чешского национального банка , выполняющий консультативную роль перед правительством в отношении сроков перехода на евро, назвал 2019 год самой ранней возможной датой введения евро. [29]
В апреле 2014 года Министерство финансов Чехии уточнило в своей Программе конвергенции, представленной Европейской комиссии, что страна еще не установила целевую дату перехода на евро и не будет подавать заявку на членство в ERM-II в 2014 году. Их цель заключалась в том, чтобы ограничить их время в качестве члена ERM-II, до присоединения к еврозоне, должно быть как можно более коротким. Более того, по мнению предыдущего правительства, «фискальные проблемы еврозоны вместе с продолжающейся трудностью прогнозирования развития валютного союза не создают благоприятных условий для будущего принятия евро». [30]
В июне 2014 года Земан заявил, что надеется, что его страна перейдет на евро уже в 2017 году, утверждая, что переход пойдет на пользу чешской экономике в целом. [31] Оппозиционная партия ODS в ответ провела кампанию по призыву чехов подписать петицию против евро, переданную чешскому Сенату в ноябре 2014 года, но, по мнению политических обозревателей, не имеющую никакого влияния на изменение политики правительства по переходу на евро в еврозону. среднесрочной перспективе без проведения референдума по этому вопросу. [32]
В декабре 2014 года правительство Чехии одобрило совместную рекомендацию Чешского национального банка и Министерства финансов против установления официальной целевой даты перехода на евро или присоединения к ERM-II в течение 2015 года. [33] В марте 2015 года правящая Чешская социал-демократическая партия приняла политику стремления собрать политическую поддержку для перехода на евро к 2020 году. [34] В апреле 2015 года коалиционное правительство объявило, что оно согласилось не устанавливать цель перехода на евро и не вступать в ERM-2 до тех пор, пока не пройдут следующие законодательные выборы, запланированные на 2017 год , что делает маловероятным, что Чешская Республика перейдет на евро до 2020 года. Кроме того, коалиционное правительство согласилось, что в случае победы на переизбрании оно установит крайний срок - 2020 год для согласования конкретной дорожной карты перехода на евро. [35] В июне 2015 года министр финансов Андрей Бабиш предложил провести необязательный публичный референдум по переходу на евро. [36] Кабинет Андрея Бабиша , сформированный после выборов в законодательные органы 2017 года, никогда не планировал переходить на евро в течение своего срока. [3]
2020-е годы
[ редактировать ]Петра Фиалы , Кабинет сформированный в результате выборов в законодательные органы 2021 года , поддержал намерение предыдущего кабинета не вводить евро в течение срока его полномочий, назвав это введение «невыгодным» для Чешской Республики. [4] Однако позиция не устанавливать целевую дату перехода на евро и не подавать заявку на членство в ERM-II была поддержана только одной из пяти партий правящего кабинета ( ODS ), в то время как все остальные четыре партии поддержали начало процесса перехода на евро. . [37] Президент Чехии Петр Павел объявил в своей новогодней речи на 2024 год, что он поддерживает Чешскую Республику в принятии немедленных конкретных шагов по переходу на евро. [38]
В феврале 2024 года чешское правительство назначило комиссара по переходу на евро, экономиста Петра Заградника, который будет курировать усилия по переходу на евро и доводить до чешской общественности перспективы бенефициаров. [39] Однако премьер-министр Петр Фиала (ODS) немедленно созвал в ответ саммит пятипартийной коалиции, поскольку его партия все еще не согласилась с идеей начать подготовку к членству в ERM-II сейчас и надеялась, что правительство вместо этого сможет провести переговоры и достичь новой совместной позиции. по этому вопросу - более тесно согласуется с точкой зрения ОРВ. [40] Чешский министр по европейским делам Мартин Дворжак , с другой стороны, предложил график присоединения к ERM-II до всеобщих выборов в конце 2025 года и перехода на евро 1 января 2030 года. [41] Коалиционный саммит привел к выработке новой общей правительственной политики по этому вопросу: сначала был отменен пост недавно назначенного комиссара по принятию евро, а затем вместо этого было предписано провести к октябрю 2024 года консультативную группу экспертов по существу присоединения к ERM-II. Правительство теперь будет ждать отчета группы экспертов, прежде чем принимать какие-либо дальнейшие решения о членстве в ERM-II или переходе на евро. [42]
Использование евро
[ редактировать ]Некоторые сетевые магазины в Чехии принимают оплату в евро и возвращают сдачу в чешских кронах . [43]
Опросы общественного мнения
[ редактировать ]Ниже приведены опросы по вопросу о том, следует ли Чехии отменить крону и перейти на евро.
Дата (проведен опрос) | Дата (когда опубликовано) | Да | Нет | Не определился | Проведено |
---|---|---|---|---|---|
сентябрь 2004 г. | октябрь 2004 г. | 39% | 55% | 7% | евробарометр [44] |
сентябрь 2005 г. | ноябрь 2005 г. | 33% | 58% | 9% | евробарометр [45] |
декабрь 2005 г. | Январь 2011 г. | 44% | 56% | 0% | КОРЕНЬ [46] |
апрель 2006 г. | июнь 2006 г. | 56% | 35% | 9% | евробарометр [47] |
июнь 2006 г. | Январь 2011 г. | 46% | 54% | 0% | КОРЕНЬ [46] |
сентябрь 2006 г. | ноябрь 2006 г. | 44% | 47% | 9% | евробарометр [48] |
ноябрь 2006 г. | Январь 2011 г. | 47% | 53% | 0% | КОРЕНЬ [46] |
март 2007 г. | май 2007 г. | 46% | 46% | 8% | евробарометр [49] |
сентябрь 2007 г. | ноябрь 2007 г. | 42% | 48% | 10% | евробарометр [50] |
май 2008 г. | июль 2008 г. | 42% | 48% | 10% | евробарометр [51] |
май 2009 г. | декабрь 2009 г. | 50% | 44% | 6% | евробарометр [52] |
сентябрь 2009 г. | ноябрь 2009 г. | 37% | 54% | 9% | евробарометр [53] |
май 2010 г. | июль 2010 г. | 39% | 58% | 3% | евробарометр [54] |
сентябрь 2010 г. | Январь 2011 г. | 30% | 70% | 0% | КОРЕНЬ [46] |
сентябрь 2010 г. | декабрь 2010 г. | 36% | 61% | 2% | евробарометр [55] |
Январь 2011 г. | 2011 | 22% | 78% | 0% | КОРЕНЬ [46] |
май 2011 г. | август 2011 г. | 26% | 69% | 5% | евробарометр [56] |
ноябрь 2011 г. | июль 2012 г. | 13% | 82% | 5% | евробарометр [57] |
апрель 2012 г. | июль 2012 г. | 13% | 81% | 6% | евробарометр [58] |
апрель 2013 г. | июнь 2013 г. | 14% | 80% | 6% | евробарометр [59] |
апрель 2014 г. | июнь 2014 г. | 16% | 77% | 7% | евробарометр [60] |
апрель 2015 г. | май 2015 г. | 24% | 69% | 7% | CVVM [61] |
апрель 2015 г. | май 2015 г. | 29% | 70% | 1% | евробарометр [62] |
апрель 2016 г. | май 2016 г. | 17% | 78% | 5% | CVVM [63] |
апрель 2016 г. | май 2016 г. | 29% | 70% | 1% | евробарометр [64] |
апрель 2017 г. | май 2017 г. | 21% | 72% | 7% | CVVM [65] |
апрель 2017 г. | май 2017 г. | 29% | 70% | 1% | евробарометр [66] |
апрель 2018 г. | май 2018 г. | 20% | 73% | 7% | CVVM [67] |
апрель 2018 г. | май 2018 г. | 33% | 66% | 1% | евробарометр [68] |
апрель 2019 г. | май 2019 г. | 20% | 75% | 5% | CVVM [69] |
апрель 2019 г. | июнь 2019 г. | 39% | 60% | 1% | евробарометр [70] |
июнь 2020 г. | июль 2020 г. | 34% | 63% | 3% | евробарометр [71] |
май 2021 г. | июль 2021 г. | 33% | 67% | 0% | евробарометр [72] |
апрель 2022 г. | июнь 2022 г. | 44% | 55% | 2% | евробарометр [73] |
апрель 2023 г. | июнь 2023 г. | 45% | 55% | 1% | евробарометр [74] |
май 2023 г. | июль 2023 г. | 22% | 73% | 5% | CVVM [75] |
май 2024 г. | июнь 2024 г. | 49% | 50% | 1% | евробарометр [76] |
Статус усыновления
[ редактировать ]1992 года Маастрихтский договор первоначально требовал, чтобы все члены Европейского Союза присоединились к евро, как только будут выполнены определенные экономические критерии . Чехия выполняет два из пяти условий для вступления в еврозону с июня 2022 года. [update]; их уровень инфляции, отсутствие членства в европейском валютном механизме и несовместимость внутреннего законодательства являются невыполненными условиями.
Оценочный месяц | Страна | Уровень инфляции ГИПЦ [77] [номер 1] | Процедура чрезмерного дефицита [78] | Обменный курс | Долгосрочная процентная ставка [79] [номер 2] | Совместимость законодательства | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дефицит бюджета к ВВП [80] | Соотношение долга к ВВП [81] | ERM II член [82] | Изменение курса [83] [84] [номер 3] | |||||
за 2012 год ЕЦБ Отчет [номер 4] | Справочные значения | Макс. 3,1% [номер 5] (по состоянию на 31 марта 2012 г.) | Нет открытых (по состоянию на 31 марта 2012 г.) | Мин. 2 года (по состоянию на 31 марта 2012 г.) | Макс. ±15% [номер 6] (на 2011 год) | Макс. 5,80% [номер 7] (по состоянию на 31 марта 2012 г.) | Да [85] [86] (по состоянию на 31 марта 2012 г.) | |
Макс. 3,0% (2011 финансовый год) [87] | Макс. 60% (2011 финансовый год) [87] | |||||||
![]() | 2.7% | Открыть | Нет | 2.7% | 3.54% | Нет | ||
3.1% | 41.2% | |||||||
за 2013 год ЕЦБ Отчет [номер 8] | Справочные значения | Макс. 2,7% [номер 9] (по состоянию на 30 апреля 2013 г.) | Нет открытых (по состоянию на 30 апреля 2013 г.) | Мин. 2 года (по состоянию на 30 апреля 2013 г.) | Макс. ±15% [номер 6] (на 2012 год) | Макс. 5,5% [номер 9] (по состоянию на 30 апреля 2013 г.) | Да [88] [89] (по состоянию на 30 апреля 2013 г.) | |
Макс. 3,0% (2012 финансовый год) [90] | Макс. 60% (2012 финансовый год) [90] | |||||||
![]() | 2.8% | Открыть | Нет | -2.3% | 2.30% | Unknown | ||
4.4% | 45.8% | |||||||
за 2014 год ЕЦБ Отчет [номер 10] | Справочные значения | Макс. 1,7% [номер 11] (по состоянию на 30 апреля 2014 г.) | Нет открытых (по состоянию на 30 апреля 2014 г.) | Мин. 2 года (по состоянию на 30 апреля 2014 г.) | Макс. ±15% [номер 6] (на 2013 год) | Макс. 6,2% [номер 12] (по состоянию на 30 апреля 2014 г.) | Да [91] [92] (по состоянию на 30 апреля 2014 г.) | |
Макс. 3,0% (2013 финансовый год) [93] | Макс. 60% (2013 финансовый год) [93] | |||||||
![]() | 0.9% | Открыт (закрыт в июне 2014 г.) | Нет | -3.3% | 2.21% | Нет | ||
1.5% | 46.0% | |||||||
за 2016 год ЕЦБ Отчет [номер 13] | Справочные значения | Макс. 0,7% [номер 14] (по состоянию на 30 апреля 2016 г.) | Нет открытых (по состоянию на 18 мая 2016 г.) | Мин. 2 года (по состоянию на 18 мая 2016 г.) | Макс. ±15% [номер 6] (на 2015 год) | Макс. 4,0% [номер 15] (по состоянию на 30 апреля 2016 г.) | Да [94] [95] (по состоянию на 18 мая 2016 г.) | |
Макс. 3,0% (2015 финансовый год) [96] | Макс. 60% (2015 финансовый год) [96] | |||||||
![]() | 0.4% | Никто | Нет | 0.9% | 0.6% | Нет | ||
0.4% | 41.1% | |||||||
за 2018 год ЕЦБ Отчет [номер 16] | Справочные значения | Макс. 1,9% [номер 17] (по состоянию на 31 марта 2018 г.) | Нет открытых (по состоянию на 3 мая 2018 г.) | Мин. 2 года (по состоянию на 3 мая 2018 г.) | Макс. ±15% [номер 6] (на 2017 год) | Макс. 3,2% [номер 18] (по состоянию на 31 марта 2018 г.) | Да [97] [98] (по состоянию на 20 марта 2018 г.) | |
Макс. 3,0% (2017 финансовый год) [99] | Макс. 60% (2017 финансовый год) [99] | |||||||
![]() | 2.2% | Никто | Нет | 2.6% | 1.3% | Нет | ||
-1,6% (профицит) | 34.6% | |||||||
за 2020 год ЕЦБ Отчет [номер 19] | Справочные значения | Макс. 1,8% [номер 20] (по состоянию на 31 марта 2020 г.) | Нет открытых (по состоянию на 7 мая 2020 г.) | Мин. 2 года (по состоянию на 7 мая 2020 г.) | Макс. ±15% [номер 6] (на 2019 год) | Макс. 2,9% [номер 21] (по состоянию на 31 марта 2020 г.) | Да [100] [101] (по состоянию на 24 марта 2020 г.) | |
Макс. 3,0% (2019 финансовый год) [102] | Макс. 60% (2019 финансовый год) [102] | |||||||
![]() | 2.9% | Никто | Нет | -0.1% | 1.5% | Нет | ||
-0,3% (профицит) | 30.8% | |||||||
за 2022 год ЕЦБ Отчет [номер 22] | Справочные значения | Макс. 4,9% [номер 23] (по состоянию на апрель 2022 г.) | Нет открытых (по состоянию на 25 мая 2022 г.) | Мин. 2 года (по состоянию на 25 мая 2022 г.) | Макс. ±15% [номер 6] (на 2021 год) | Макс. 2,6% [номер 23] (по состоянию на апрель 2022 г.) | Да [103] [104] (по состоянию на 25 марта 2022 г.) | |
Макс. 3,0% (2021 финансовый год) [103] | Макс. 60% (2021 финансовый год) [103] | |||||||
![]() | 6.2% | Никто | Нет | 3.1% | 2.5% | Нет | ||
5,9% (освобождено) | 41.9% | |||||||
за 2024 год ЕЦБ Отчет [номер 24] | Справочные значения | Макс. 3,3% [номер 25] (по состоянию на май 2024 г.) | Нет открытых (по состоянию на 19 июня 2024 г.) | Мин. 2 года (по состоянию на 19 июня 2024 г.) | Макс. ±15% [номер 6] (на 2023 год) | Макс. 4,8% [номер 25] (по состоянию на май 2024 г.) | Да [105] [106] (по состоянию на 27 марта 2024 г.) | |
Макс. 3,0% (2023 финансовый год) [105] | Макс. 60% (2023 финансовый год) [105] | |||||||
![]() | 6.3% | Никто | Нет | 2.3% | 4.2% | Нет | ||
3,7% (освобождено) | 44.0% |
- Примечания
- ^ Скорость увеличения 12-месячного среднего показателя HICP по сравнению со средним показателем за предыдущие 12 месяцев должна быть не более чем на 1,5% выше, чем невзвешенное среднее арифметическое аналогичных темпов инфляции HICP в трех странах-членах ЕС с самой низкой инфляцией HICP. Если в каком-либо из этих трех государств ставка HICP значительно ниже аналогичной усредненной ставки HICP для еврозоны (что, согласно практике ЕЦБ, означает более чем на 2% ниже), и если этот низкий уровень HICP был в первую очередь вызван исключительными обстоятельствами (т. е. серьезными сокращение заработной платы или сильная рецессия), то такое государство не включается в расчет эталонного значения и заменяется государством ЕС с четвертым по величине уровнем HICP.
- ^ Среднее арифметическое годовой доходности 10-летних государственных облигаций по состоянию на конец последних 12 месяцев должно быть не более чем на 2,0% больше, чем невзвешенное среднее арифметическое доходности облигаций в 3 государствах-членах ЕС с самым низким HICP. инфляция. Если какое-либо из этих государств имеет доходность облигаций, которая значительно превышает аналогичную усредненную доходность для еврозоны (что, согласно предыдущим отчетам ЕЦБ, означает более чем на 2% выше) и в то же время не имеет полного доступа к финансированию на финансовых рынках (что это имеет место до тех пор, пока правительство получает средства финансовой помощи), то такое государство не должно включаться в расчет контрольной стоимости.
- ^ Изменение среднегодового курса по отношению к евро.
- ^ Справочные значения из отчета ЕЦБ о конвергенции за май 2012 года. [85]
- ^ Швеция, Ирландия и Словения были эталонными государствами. [85]
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Максимально допустимое изменение ставки составляет ± 2,25% для Дании.
- ^ Швеция и Словения были эталонными государствами, Ирландия была исключена как исключение. [85]
- ^ Справочные значения из отчета ЕЦБ о конвергенции за июнь 2013 года. [88]
- ^ Перейти обратно: а б Швеция, Латвия и Ирландия были эталонными государствами. [88]
- ^ Справочные значения из отчета ЕЦБ о конвергенции за июнь 2014 года. [91]
- ^ Латвия, Португалия и Ирландия были эталонными государствами, Греция, Болгария и Кипр были исключены как исключения. [91]
- ^ Латвия, Ирландия и Португалия были эталонными государствами. [91]
- ^ Справочные значения из отчета ЕЦБ о конвергенции за июнь 2016 года. [94]
- ^ Болгария, Словения и Испания были эталонными государствами, Кипр и Румыния были исключены как исключения. [94]
- ^ Словения, Испания и Болгария были эталонными государствами. [94]
- ^ Справочные значения из отчета ЕЦБ о конвергенции за май 2018 года. [97]
- ^ Кипр, Ирландия и Финляндия были эталонными государствами. [97]
- ^ Кипр, Ирландия и Финляндия были эталонными государствами. [97]
- ^ Справочные значения из отчета ЕЦБ о конвергенции за июнь 2020 года. [100]
- ^ Португалия, Кипр и Италия были эталонными государствами. [100]
- ^ Португалия, Кипр и Италия были эталонными государствами. [100]
- ^ Справочные значения из Отчета о конвергенции за июнь 2022 г. [103]
- ^ Перейти обратно: а б В качестве эталонных государств выступили Франция, Финляндия и Греция. [103]
- ^ Справочные значения из Отчета о конвергенции за июнь 2024 г. [105]
- ^ Перейти обратно: а б В качестве эталонных государств выступили Бельгия, Дания и Нидерланды. [105]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Евро в кошельках словаков, но кто будет следующим?» (Пресс-релиз). Sparkasse.at. 05.08.2008. Архивировано из оригинала 4 сентября 2006 г. Проверено 21 декабря 2008 г.
- ^ «Правительство приняло рекомендацию Министерства финансов и ЧНБ пока не устанавливать плановую дату введения евро» (на чешском языке). Министерство финансов (Чехия) (zavedenieura.cz). 19 декабря 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ярослав Буковский. Вступить в еврозону? Когда евро будет стоить двадцать крон, согласились Бабиш и Руснок . Опубликовано 5 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Введение евро отложено на четыре года. По мнению нового правительства, это «не будет выгодно» . Опубликовано 2 ноября 2021 г.
- ^ «Павел: Пришло время ввести евро» . Novinky.cz . 1 января 2024 года . Проверено 12 марта 2024 г.
- ^ Прямая демократия . sudd.ch
- ^ «Топаланек и Тума: в 2010 году в Чехии евро не будет» . Novinky.cz (на чешском языке). 19 сентября 2006 г. Архивировано из оригинала 6 мая 2007 г. Проверено 19 декабря 2006 г.
- ^ " Введение евро в Чехии реалистично в 2012 году", - говорят в Минфине. Novinky.cz (на чешском языке). 21 февраля 2007 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. Проверено 25 августа 2007 г.
- ^ «Топаланек: мы не примем евро и в 2012 году». Novinky.cz (на чешском языке). 18 ноября 2007 г.
- ^ «Евро в кошельках словаков, но кто будет следующим?» (Пресс-релиз). Sparkasse.at. 05.08.2008. Архивировано из оригинала 4 сентября 2006 г. Проверено 21 декабря 2008 г.
- ^ «Введение евро в Чехии в 2014 или 2015 году нереально – Янота» . FinancNoviny.cz . Октябрь 2009 года.
- ^ «Чехам до принятия евро еще далеко» . Чешское радио . 9 июня 2008 г.
- ^ «Чешская крона останется надолго без необходимости отказа от евро: премьер-министр» . Рейтер . 05.12.2010.
- ^ Лака, Питер (05 декабря 2010 г.). «Чешская Республика все еще может отказаться от перехода на евро, говорит премьер-министр» . Блумберг .
- ^ «Чехи и поляки охладевают к евро, наблюдая за долговым кризисом» . Рейтер . 16 июня 2010 г. Проверено 18 июня 2010 г.
- ^ Поп, Валентина (28 октября 2011 г.). «Премьер-министр Чехии обдумывает референдум по евро» . ЕСОбсервер . Проверено 28 октября 2011 г.
«Условия, при которых граждане Чехии приняли решение на референдуме в 2003 году о вступлении страны в ЕС и о ее обязательстве принять единую валюту – евро, изменились. Решение о вступлении в европейский стабилизационный механизм будут принимать граждане Чехии", - говорится в резолюции ODS.
- ^ «В Чехии глубоко разногласия по поводу финансового союза ЕС» . Радио Прага. 19 января 2012 г.
- ^ «ForMin: Референдум по евро ставит под сомнение обязательства Чехии перед ЕС» . Пражский ежедневный монитор. 20 января 2012 г. Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 г.
- ^ «Программа конвергенции Чешской Республики (апрель 2013 г.)» (PDF) . Министерство финансов (Чехия). 26 апреля 2013 года . Проверено 30 апреля 2013 г.
- ^ «Чехия не введет евро раньше, чем в 2019 году, - предположил глава ЧНБ Зингер» (на чешском языке). Экономическая газета iHNed. 29 мая 2013 г.
- ^ «ЧНБ и Минфин рекомендуют пока не назначать дату введения евро» . Чешский национальный банк . 18 декабря 2013 г. Архивировано из оригинала 9 июля 2014 г. Проверено 24 декабря 2013 г.
- ^ «Тайден: Будущее, чтобы развеять дипломатические мифы о новом президенте» . Пражский ежедневный монитор . 12 февраля 2013 г. Проверено 15 февраля 2013 г.
- ^ Билефски, Дэн (01 марта 2013 г.). «Чехи глубоко раскололись по поводу присоединения к евро» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Новый президент Чехии одобрит ЕСМ» . 11 марта 2013 г. Архивировано из оригинала 15 мая 2013 г. Проверено 11 марта 2013 г.
- ^ «Скептически настроенных чехов, возможно, заставят изменить тон в отношении евро» . Рейтер. 26 апреля 2013 года . Проверено 30 апреля 2013 г.
- ^ Лопатка, Ян; Мюллер, Роберт (17 января 2014 г.). «Чешский левоцентристский лидер становится премьер-министром, стремясь к более тесным связям с ЕС» . Рейтер . Проверено 17 января 2014 г.
- ^ «Заоралек: принять евро как можно скорее» . Пражская почта . 30 января 2014 г. Архивировано из оригинала 31 января 2014 г. Проверено 1 февраля 2014 г.
- ^ «ТОП 09 начинает предвыборную кампанию» . 12 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2013 г. Проверено 26 сентября 2013 г.
- ^ «Новое правительство более позитивно относится к переходу на евро» . Радио Прага. 27 января 2014 г.
- ^ «Программа конвергенции Чешской Республики (апрель 2014 г.)» (PDF) (на чешском языке). Министерство финансов (Чехия). 28 апреля 2014 г.
- ^ «Президент Чехии ожидает перехода на евро к 2017 году» . Бизнес ЕС. 11 июня 2014 г.
- ^ «Более 40 000 чехов подписали петицию против евро» . Радио Прага. 11 ноября 2014 г.
- ^ «ЧНБ и Минфин рекомендуют пока не назначать дату введения евро» . Чешский национальный банк. 15 декабря 2014 года. Архивировано из оригинала 18 января 2015 года . Проверено 18 января 2015 г.
- ^ «Евро через пять лет, больничный лист первые три дня, пенсии. CSSD представил свои приоритеты. (Евро через пять лет, больничный лист первые три дня, пенсии. CSSD представил приоритеты)» (на чешском языке). novinky.cz 14 марта 2015 г.
- ^ «Правительство Чехии ставит цель согласовать процесс перехода на евро к 2020 году» . IntelliNews. 28 апреля 2015 г.
- ^ Министр финансов Чехии предлагает референдум по евро . Уолл Стрит Джорнал .
- ^ «Чешские консерваторы блокируют принятие евро, несмотря на готовность страны» . Еврактив. 24 ноября 2023 г. Проверено 7 февраля 2024 г.
- ^ «Чехия предпримет «конкретные шаги» по переходу на евро» . Брюссель Таймс. 1 января 2024 года . Проверено 7 февраля 2024 г.
- ^ «Правительство Чехии назначило нового чиновника по переходу на евро» . Свободная Малайзия сегодня (FMT). 5 февраля 2024 г. Проверено 7 февраля 2024 г.
- ^ «Чешские министры снова спорят по поводу принятия евро» . BNE Intellinenews (Деловые новости Восточной Европы). 6 февраля 2024 г. Проверено 7 февраля 2024 г.
- ^ «Министр Европы хочет провести переговоры с ЕС о принятии евро и принятии решения для следующего правительства» . Радио Прага Интернешнл. 11 февраля 2024 г. Проверено 29 февраля 2024 г.
- ^ «Правительство Чехии оценит преимущества присоединения к «еврозалу ожидания» » . Рейтер. 7 февраля 2024 г. Проверено 7 февраля 2024 г.
- ^ «Чеш.cz» . www.czech.cz . Архивировано из оригинала 11 июля 2021 г. Проверено 11 июля 2021 г.
- ^ «Евробарометр – Введение евро в новых государствах-членах – осень 2004 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Евробарометр – Введение евро в новых государствах-членах – волна 2 – осень 2005 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Введение евро в Чехии» (Пресс-релиз) (на чешском языке). Центр эмпирических исследований. 31 января 2011 г. Архивировано из оригинала 29 декабря 2014 г. Проверено 28 июня 2011 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 183 - Введение евро в новых государствах-членах - весна 2006 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 191 - Введение евро в новых государствах-членах - осень 2006 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 207 - Введение евро в новых государствах-членах - весна 2007 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 214 - Введение евро в новых государствах-членах - осень 2007 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 237 - Введение евро в новых государствах-членах - лето 2008 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 270 - Введение евро в новых государствах-членах - лето 2009 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 280 - Введение евро в новых государствах-членах - осень 2009 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 296 - Введение евро в новых государствах-членах - лето 2010 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 307 - Введение евро в новых государствах-членах - осень 2010 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 329 - Введение евро в новых государствах-членах - лето 2011 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 336 - Введение евро в недавно присоединившихся государствах-членах - осень 2011 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 349 - Введение евро в недавно присоединившихся государствах-членах - весна 2012 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 377 - Введение евро в недавно присоединившихся государствах-членах - весна 2013 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 400 - Введение евро в недавно присоединившихся государствах-членах - весна 2014 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Граждане о введении евро и последствиях вступления Чехии в ЕС – апрель 2015 г. – Центр изучения общественного мнения» . cvvm.soc.cas.cz.
- ^ «Flash Eurobarometer 418 – Введение евро в государствах-членах, которые еще не приняли единую валюту – весна 2015 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Граждане Чехии о будущем ЕС и переходе на евро — апрель 2016 — Центр изучения общественного мнения» . cvvm.soc.cas.cz.
- ^ «Flash Eurobarometer 440 – Введение евро в государствах-членах, которые еще не приняли единую валюту – весна 2016 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Граждане Чехии о будущем ЕС и переходе на евро – апрель 2017 – Центр изучения общественного мнения» . cvvm.soc.cas.cz.
- ^ «Flash Eurobarometer 453 – Введение евро в государствах-членах, которые еще не приняли единую валюту – весна 2017 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Граждане Чехии о будущем ЕС и переходе на евро – апрель 2018 – Центр изучения общественного мнения» . cvvm.soc.cas.cz.
- ^ «Евробарометр – Введение евро в государствах-членах, которые еще не приняли единую валюту – весна 2018 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Отчет CVVM 2019» (PDF) .
- ^ «Flash Eurobarometer 479 — Широкая общественность в семи странах ЕС, еще не принявших евро — весна 2019 года» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 487 - Введение евро в государствах-членах, которые еще не приняли евро - лето 2020 г.» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 492 – Введение евро в государствах-членах, которые еще не приняли единую валюту – лето 2021 года» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 508 – Введение евро в государствах-членах, которые еще не приняли единую валюту – весна 2022 года» . europa.eu . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Flash Eurobarometer 527 — Введение евро в странах ЕС, которые еще не приняли единую валюту — весна 2023 года» . Евробарометр . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ Чадова, Надежда. «Член Чехии в Европейском Союзе глазами общественности – апрель/май 2023 г.» . CVVM — Центр изучения общественного мнения (на чешском языке) . Проверено 8 июля 2024 г.
- ^ «Евробарометр» . europa.eu . Проверено 26 июня 2024 г.
- ^ «HICP (2005 = 100): Ежемесячные данные (средняя скорость годового изменения за 12 месяцев)» . Евростат. 16 августа 2012 года . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ «Корректирующая рука / Процедура чрезмерного дефицита» . Европейская комиссия . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ «Долгосрочная статистика процентных ставок для стран-членов ЕС (месячные данные в среднем за прошлый год)» . Евростат . Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ «Государственный дефицит/профицит, долг и связанные с ним данные» . Евростат. 22 апреля 2013 года . Проверено 22 апреля 2013 г.
- ^ «Государственный долг» . Евростат . Проверено 2 июня 2018 г.
- ^ «ERM II – Механизм валютного курса ЕС» . Европейская комиссия . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ «Курсы евро/ЭКЮ – годовые данные» . Евростат . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ «Национальные валюты бывшей зоны евро по сравнению с евро/ЭКЮ – годовые данные» . Евростат . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Отчет о конвергенции, май 2012 г.» (PDF) . Европейский центральный банк . Май 2012 года . Проверено 20 января 2013 г.
- ^ «Отчет о конвергенции – 2012» (PDF) . Европейская комиссия . Март 2012 года . Проверено 26 сентября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Европейский экономический прогноз – весна 2012 г.» (PDF) . Европейская комиссия. 1 мая 2012 года . Проверено 1 сентября 2012 года .
- ^ Перейти обратно: а б с «Отчет о конвергенции» (PDF) . Европейский центральный банк . Июнь 2013 года . Проверено 17 июня 2013 г.
- ^ «Отчет о конвергенции – 2013» (PDF) . Европейская комиссия . Март 2013 года . Проверено 26 сентября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Прогноз европейской экономики – весна 2013 г.» (PDF) . Европейская комиссия. Февраль 2013 года . Проверено 4 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Отчет о конвергенции» (PDF) . Европейский центральный банк . Июнь 2014 года . Проверено 5 июля 2014 г.
- ^ «Отчет о конвергенции – 2014» (PDF) . Европейская комиссия . Апрель 2014 года . Проверено 26 сентября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Европейский экономический прогноз – весна 2014 г.» (PDF) . Европейская комиссия. Март 2014 года . Проверено 5 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Отчет о конвергенции» (PDF) . Европейский центральный банк . Июнь 2016 года . Проверено 7 июня 2016 г.
- ^ «Отчет о конвергенции – июнь 2016 г.» (PDF) . Европейская комиссия . Июнь 2016 года . Проверено 7 июня 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Европейский экономический прогноз – весна 2016 г.» (PDF) . Европейская комиссия. Май 2016 года . Проверено 7 июня 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Отчет о конвергенции 2018» . Европейский центральный банк . 22 мая 2018 г. Проверено 2 июня 2018 г.
- ^ «Отчет о конвергенции – май 2018» . Европейская комиссия . Май 2018 года . Проверено 2 июня 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Европейский экономический прогноз – весна 2018» . Европейская комиссия. Май 2018 года . Проверено 2 июня 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Отчет о конвергенции 2020» (PDF) . Европейский центральный банк . 01.06.2020 . Проверено 13 июня 2020 г.
- ^ «Отчет о конвергенции – июнь 2020» . Европейская комиссия . Июнь 2020 года . Проверено 13 июня 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Европейский экономический прогноз – весна 2020 года» . Европейская комиссия. 6 мая 2020 г. Проверено 13 июня 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Отчет о конвергенции, июнь 2022 г.» (PDF) . Европейский центральный банк . 01.06.2022 . Проверено 1 июня 2022 г.
- ^ «Отчет о конвергенции 2022» (PDF) . Европейская комиссия . 01.06.2022 . Проверено 1 июня 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Отчет о конвергенции, июнь 2024 г.» (PDF) . Европейский центральный банк . 26 июня 2024 г. Проверено 26 июня 2024 г.
- ^ «Отчет о конвергенции 2024» (PDF) . Европейская комиссия . 26 июня 2024 г. Проверено 26 июня 2024 г.
- ^ «Доклад Люксембурга, подготовленный в соответствии со статьей 126(3) Договора» (PDF) . Европейская комиссия. 12 мая 2010 года . Проверено 18 ноября 2012 г.
- ^ «Годовой отчет EMI за 1994 год» (PDF) . Европейский валютный институт (EMI). Апрель 1995 года . Проверено 22 ноября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Прогресс в направлении конвергенции - ноябрь 1995 г. (отчет, подготовленный в соответствии со статьей 7 устава EMI)» (PDF) . Европейский валютный институт (EMI). Ноябрь 1995 года . Проверено 22 ноября 2012 г.