Дания и евро

- Государства-члены Европейского Союза ( особые территории не показаны)
- 20 в еврозоне1 место в ERM II, с возможностью отказа ( Дания )
- Страны, не входящие в ЕС
Дания использует крону в качестве своей валюты и не использует евро , договорившись о праве отказаться от участия в соответствии с Маастрихтским договором 1992 года. В 2000 году правительство провело референдум о введении евро , который был отклонен 53,2% голосов. «нет» и 46,8% проголосовали «да». Датская крона является частью механизма ERM II , поэтому ее обменный курс привязан к евро в пределах 2,25%.
Многие политические партии в Дании выступают за введение евро, и идея второго референдума даже предлагалась несколько раз с 2000 года. Однако некоторые важные партии, такие как Датская народная партия , Социалистическая народная партия и Красно-зеленый альянс, не поддерживают присоединение к валюте. Опросы общественного мнения показали колеблющуюся поддержку единой валюты, причем большинство выступало за нее в течение нескольких лет после физического введения валюты. Однако после финансового кризиса 2008 года поддержка начала падать, а в конце 2011 года поддержка евро рухнула в свете обостряющегося европейского долгового кризиса . [1]
Дания граничит с одним членом еврозоны , Германией, и одним членом ЕС, который обязан ввести евро в будущем, но в настоящее время не планирует это делать, Швецией.
Ученые- международники в области финансов обычно считают привязку валюты хрупкой, однако Дании удалось последовательно поддерживать привязку кроны к евро с момента введения евро в 1999 году. [2] [3]
Текущий статус – ERM II
[ редактировать ]В процессе ратификации Маастрихтского договора в 1992 году правительство Дании провело референдум в соответствии с конституционными требованиями. Конституция Дании требует 5/6 одобрения парламента в случае передачи суверенитета, ср. искусство. 20 Грундловена . [4] Если это требование не будет выполнено, придется провести референдум. В результате референдума 50,7% населения проголосовали против ратификации Маастрихтского договора, в то время как только 49,3% проголосовали за. Буржуазное коалиционное правительство Дании в 1992 году, состоящее из консерваторов, аграрных либералов и социал-демократов, занимало примерно 80% мест в датском парламенте ( фолькетинге ) и поэтому считало, что референдум легко будет одобрен, но это не так. [5]
Ратификация Маастрихтского договора должна была стать единогласным решением всех государств-членов ЕС, и поэтому датское «нет» представляло собой серьезную проблему для дальнейшего процесса интеграции. [6] Дания была не единственной страной, проведшей референдум по ратификации Маастрихтского договора . Во Франции небольшое большинство высказалось за договор, и ирландское население также проголосовало за ратификацию договора. Датское «нет» и французское « petit oui » известны в научных кругах как эрозия разрешительного консенсуса относительно общественной поддержки европейской интеграции . [7] В годы после Маастрихта европейская интеграция столкнулась с более строгим политическим контролем, и политики, выступающие за интеграцию, больше не могли рассчитывать на разрозненную поддержку. [7]
Решение проблемы отсутствия общественной поддержки дальнейшей европейской интеграции в Дании известно как «Национальный компромисс». 7 из 8 партий датского парламента объединились в поддержку этого предложения. Основная часть Национального компромисса состояла из запроса на 4 отказа : гражданство Союза, общая безопасность и оборона, юстиция и внутренние дела и участие в последней фазе Европейского валютного союза. На саммите Европейского совета 11–12 декабря 1992 года в Эдинбурге европейские лидеры согласились на эти четыре отказа. [8]
Сегодня Дания вместо этого участвует в Механизме обменных курсов II ( ERM II ) с диапазоном колебаний ± 2,25%. ERM II — это режим фиксированного обменного курса, при котором страны-участницы должны будут следовать уровню обменного курса евро. ERM II представляет собой режим фиксированного обменного курса, при котором датская валюта и валюта других стран-участниц привязаны к евро . [9] По состоянию на 2023 год Дания является одной из двух стран, участвующих в ERM II (вторая — Болгария).
Эта политика знаменует собой продолжение ситуации, существовавшей с 1982 по 1999 год в отношении немецкой марки , которая обеспечивала аналогичную опорную валюту для кроны.
Крона с является частью механизма ERM II 1 января 1999 года, когда она заменила первоначальный ERM . Это означает, что необходимо торговать в пределах 2,25% по обе стороны от указанного курса 1 евро, равного 7,46038 кроны (то есть нижний курс 7,29252 и верхний курс 7,62824). [10] Этот диапазон, 2,25%, уже, чем диапазон в 15%, используемый большинством членов ERM II . Однако обменный курс удержался в пределах 0,5% от установленного курса, что даже меньше установленных лимитов.
В ERM II национальный центральный банк Дании, Национальный банк Дании , и ЕЦБ обязуются поддерживать стабильность датской валюты в пределах заданного диапазона колебаний. Когда датская валюта выходит за пределы согласованных лимитов, внутренний центральный банк должен вмешаться до тех пор, пока уровень не вернется в диапазон колебаний. ЕЦБ . также обязан вмешаться, если национальный центральный банк не сможет этого сделать [11]
Обменный курс евро определяется спросом и предложением датской валюты по отношению к евро. Чтобы избежать выхода за пределы колебаний, отечественный центральный банк имеет два инструмента для корректировки денежной массы и обменного курса. Первый инструмент — это вмешательство посредством покупки и продажи валюты для корректировки уровня доступных денег. Второй инструмент – это корректировка процентной ставки. [12]
Европейский центральный банк проводит денежно-кредитную политику независимо от национальных правительств стран еврозоны и преследует цель стабильности цен. Это означает, что страны ERM II, а также страны ЕВС отказываются от суверенитета в денежно-кредитной политике, чтобы вместо этого обеспечить стабильность цен. [9] Когда правительства теряют автономию в денежно-кредитной политике, они теряют способность реагировать на внутренние экономические потрясения. [13] Валюта Дании привязана к валюте еврозоны, которая не является оптимальной валютной зоной, поскольку страны-участницы имеют асимметричные бизнес-циклы. [13] Таким образом, монетарная политика, проводимая в еврозоне, не обязательно идет на пользу экономической ситуации в Дании. Целью политики поддержания политики фиксированного обменного курса является поддержание стабильного экономического развития и стабильных цен. Стабильные цены могут привести к низкой инфляции. Политика фиксированного обменного курса, основанная на евро, создает основу для низкой инфляции в долгосрочной перспективе. [14] Роль ЕЦБ определена в соглашениях, и проводимая денежно-кредитная политика должна иметь своей основной целью стабильность цен. ЕЦБ . определил ценовую стабильность как ежегодный рост потребительских цен ниже, но близкого к 2% в среднесрочной и долгосрочной перспективе [14] Политическая компетенция ЕЦБ находится под сильным влиянием политики немецкого Бундесбанка, и поэтому его главной целью является обеспечение стабильности цен и независимости от национальных правительств. [15]
Утрата автономии в денежно-кредитной политике в Дании незначительна, поскольку Дания имела фиксированный обменный курс с конца Второй мировой войны и участвовала в нескольких системах валютного сотрудничества. Поэтому принятие ERM II не является изменением в этом смысле или потерей автономии денежно-кредитной политики, поскольку она была ограничена с момента создания Бреттон-Вудской системы . [16] Дания даже получила большее влияние в процессе принятия решений через ЕС и ERM II, чем в предыдущих валютных системах. [16] Несмотря на то, что управляющий центральным банком Дании не участвует в совете управляющих ЕЦБ , где формулируются и принимаются денежно - кредитная политика и руководящие принципы, у Дании есть другие каналы влияния. Дания имела место в управляющем совете ЕЦБ Даже если бы , она не обязательно получила бы большее влияние. Небольшие страны-члены в совете управляющих ЕЦБ , как правило, не могут рассчитывать на то, что они получат такое же право голоса по сравнению с более крупными членами из-за неформальных правил и практик. [16] Министр финансов Дании участвует в совете ЭКОФИН при Совете Европейского Союза и, следовательно, взаимодействует с другими странами еврозоны и участвует в процессе принятия решений в этом учреждении. Тенденция того, что темы ECOFIN все чаще передаются и, следовательно, все больше обсуждаются на заседаниях Еврогруппы, таким образом, снова ограничивает влияние Дании на монетарные решения. [16] Дания не участвует в заседаниях Еврогруппы , но участвует в подготовительных заседаниях до и после фактического заседания Еврогруппы . Дания заинтересована в том, чтобы ее информировали, поскольку решения этих встреч также повлияют на экономику Дании. Другие каналы влияния и взаимодействия с другими должностными лицами могут осуществляться через структуру ЕСЦБ , МВФ , ОЭСР и комитеты ЕЦБ, в которых также участвует Центральный банк Дании . Такое участие в комитетах ЕЦБ имеет важное значение, о чем свидетельствует тот факт, что его влияние на денежно-кредитную политику улучшилось по сравнению с предыдущими системами. [16]
ЕЦБ курс также может использовать корректировку процентных ставок, чтобы влиять на обменный евро . Обменный курс определяется на двусторонней основе по отношению к другим валютам. Если интерес к одной стране выше, чем к другой, это привлечет иностранный капитал и, следовательно, стоимость валюты увеличится. Благодаря режиму фиксированного обменного курса в Дании уровень обменного курса всегда будет близок к уровню еврозоны, и тогда темпы инфляции также будут аналогичными. Фиксированный обменный курс является подходящим инструментом для снижения инфляции. [13] Рост экономической активности может привести к инфляции. Инфляция в экономике не обязательно вредна, поскольку она может способствовать экономическому росту и вызвать корректировку цен и заработной платы. [13] [17] Существует несколько привлекательных элементов низкого уровня инфляции, в то время как слишком высокий уровень инфляции в долгосрочной перспективе приведет к росту цен из-за более высокого уровня занятости. Более высокий уровень занятости и рост цен также приведут к повышению заработной платы, что нанесет ущерб конкурентоспособности фирмы на международных рынках. Когда фирмы становятся менее конкурентоспособными, они теряют долю рынка, и это приведет к росту безработицы. В конце концов, экономика окажется в худшем положении из-за высокого уровня безработицы только при более высоких ценах и заработной плате. [14]
Помимо поддержания низкого уровня инфляции, сохранение фиксированного обменного курса выгодно и в других отношениях. Это может снизить транзакционные издержки и неопределенность обменного курса в международной торговле. [13] Уменьшение колебаний курса валюты уменьшает неопределенность для торговцев и, следовательно, стимулирует международную торговлю. [13]
Статус конвергенции
[ редактировать ]Оценочный месяц | Страна | Уровень инфляции ГИПЦ [18] [номер 1] | Процедура чрезмерного дефицита [19] | Обменный курс | Долгосрочная процентная ставка [20] [номер 2] | Совместимость законодательства | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дефицит бюджета к ВВП [21] | Соотношение долга к ВВП [22] | ERM II член [23] | Изменение курса [24] [25] [номер 3] | |||||
за 2012 год ЕЦБ Отчет [номер 4] | Справочные значения | Макс. 3,1% [номер 5] (по состоянию на 31 марта 2012 г.) | Нет открытых (по состоянию на 31 марта 2012 г.) | Мин. 2 года (по состоянию на 31 марта 2012 г.) | Макс. ±15% [номер 6] (на 2011 год) | Макс. 5,80% [номер 7] (по состоянию на 31 марта 2012 г.) | Да [26] [27] (по состоянию на 31 марта 2012 г.) | |
Макс. 3,0% (2011 финансовый год) [28] | Макс. 60% (2011 финансовый год) [28] | |||||||
![]() | 2.7% | Открыть | 13 лет, 3 месяца | -0.4% | 2.39% | Unknown | ||
1.8% | 46.5% | |||||||
за 2013 год ЕЦБ Отчет [номер 8] | Справочные значения | Макс. 2,7% [номер 9] (по состоянию на 30 апреля 2013 г.) | Нет открытых (по состоянию на 30 апреля 2013 г.) | Мин. 2 года (по состоянию на 30 апреля 2013 г.) | Макс. ±15% [номер 6] (на 2012 год) | Макс. 5,5% [номер 9] (по состоянию на 30 апреля 2013 г.) | Да [29] [30] (по состоянию на 30 апреля 2013 г.) | |
Макс. 3,0% (2012 финансовый год) [31] | Макс. 60% (2012 финансовый год) [31] | |||||||
![]() | 1.8% | Открыть | 14 лет, 4 месяца | 0.1% | 1.33% | Unknown | ||
4.0% | 45.8% | |||||||
за 2014 год ЕЦБ Отчет [номер 10] | Справочные значения | Макс. 1,7% [номер 11] (по состоянию на 30 апреля 2014 г.) | Нет открытых (по состоянию на 30 апреля 2014 г.) | Мин. 2 года (по состоянию на 30 апреля 2014 г.) | Макс. ±15% [номер 6] (на 2013 год) | Макс. 6,2% [номер 12] (по состоянию на 30 апреля 2014 г.) | Да [32] [33] (по состоянию на 30 апреля 2014 г.) | |
Макс. 3,0% (2013 финансовый год) [34] | Макс. 60% (2013 финансовый год) [34] | |||||||
![]() | 0.4% | Открыт (закрыт в июне 2014 г.) | 15 лет, 4 месяца | -0.2% | 1.78% | Unknown | ||
0.8% | 44.5% | |||||||
за 2016 год ЕЦБ Отчет [номер 13] | Справочные значения | Макс. 0,7% [номер 14] (по состоянию на 30 апреля 2016 г.) | Нет открытых (по состоянию на 18 мая 2016 г.) | Мин. 2 года (по состоянию на 18 мая 2016 г.) | Макс. ±15% [номер 6] (на 2015 год) | Макс. 4,0% [номер 15] (по состоянию на 30 апреля 2016 г.) | Да [35] [36] (по состоянию на 18 мая 2016 г.) | |
Макс. 3,0% (2015 финансовый год) [37] | Макс. 60% (2015 финансовый год) [37] | |||||||
![]() | 0.2% | Никто | 17 лет, 4 месяца | -0.1% | 0.8% | Unknown | ||
2.1% | 40.2% | |||||||
за 2018 год ЕЦБ Отчет [номер 16] | Справочные значения | Макс. 1,9% [номер 17] (по состоянию на 31 марта 2018 г.) | Нет открытых (по состоянию на 3 мая 2018 г.) | Мин. 2 года (по состоянию на 3 мая 2018 г.) | Макс. ±15% [номер 6] (на 2017 год) | Макс. 3,2% [номер 18] (по состоянию на 31 марта 2018 г.) | Да [38] [39] (по состоянию на 20 марта 2018 г.) | |
Макс. 3,0% (2017 финансовый год) [40] | Макс. 60% (2017 финансовый год) [40] | |||||||
![]() | 1.0% | Никто | 19 лет, 4 месяца | 0.1% | 0.6% | Unknown | ||
-1,0% (профицит) | 36.4% | |||||||
за 2020 год ЕЦБ Отчет [номер 19] | Справочные значения | Макс. 1,8% [номер 20] (по состоянию на 31 марта 2020 г.) | Нет открытых (по состоянию на 7 мая 2020 г.) | Мин. 2 года (по состоянию на 7 мая 2020 г.) | Макс. ±15% [номер 6] (на 2019 год) | Макс. 2,9% [номер 21] (по состоянию на 31 марта 2020 г.) | Да [41] [42] (по состоянию на 24 марта 2020 г.) | |
Макс. 3,0% (2019 финансовый год) [43] | Макс. 60% (2019 финансовый год) [43] | |||||||
![]() | 0.6% | Никто | 21 год, 4 месяца | -0.2% | -0.3% | Unknown | ||
-3,7% (профицит) | 33.2% | |||||||
за 2022 год ЕЦБ Отчет [номер 22] | Справочные значения | Макс. 4,9% [номер 23] (по состоянию на апрель 2022 г.) | Нет открытых (по состоянию на 25 мая 2022 г.) | Мин. 2 года (по состоянию на 25 мая 2022 г.) | Макс. ±15% [номер 6] (на 2021 год) | Макс. 2,6% [номер 23] (по состоянию на апрель 2022 г.) | Да [44] [45] (по состоянию на 25 марта 2022 г.) | |
Макс. 3,0% (2021 финансовый год) [44] | Макс. 60% (2021 финансовый год) [44] | |||||||
![]() | 3.6% | Никто | 23 года, 4 месяца | 0.2% | 0.2% | Unknown | ||
-2,3% (профицит) | 36.7% | |||||||
за 2024 год ЕЦБ Отчет [номер 24] | Справочные значения | Макс. 3,3% [номер 25] (по состоянию на май 2024 г.) | Нет открытых (по состоянию на 19 июня 2024 г.) | Мин. 2 года (по состоянию на 19 июня 2024 г.) | Макс. ±15% [номер 6] (на 2023 год) | Макс. 4,8% [номер 25] (по состоянию на май 2024 г.) | Да [46] [47] (по состоянию на 27 марта 2024 г.) | |
Макс. 3,0% (2023 финансовый год) [46] | Макс. 60% (2023 финансовый год) [46] | |||||||
![]() | 1.1% | Никто | 25 лет, 5 месяцев | 0.2% | 2.6% | Unknown | ||
-3,1% (профицит) | 29.3% |
- Примечания
- ^ Скорость увеличения 12-месячного среднего показателя HICP по сравнению со средним показателем за предыдущие 12 месяцев должна быть не более чем на 1,5% выше, чем невзвешенное среднее арифметическое аналогичных темпов инфляции HICP в трех странах-членах ЕС с самой низкой инфляцией HICP. Если в каком-либо из этих трех государств ставка HICP значительно ниже аналогичной усредненной ставки HICP для еврозоны (что, согласно практике ЕЦБ, означает более чем на 2% ниже), и если этот низкий уровень HICP был в первую очередь вызван исключительными обстоятельствами (т.е. серьезными сокращение заработной платы или сильная рецессия), то такое государство не включается в расчет эталонного значения и заменяется государством ЕС с четвертым по величине уровнем HICP.
- ^ Среднее арифметическое годовой доходности 10-летних государственных облигаций по состоянию на конец последних 12 месяцев должно быть не более чем на 2,0% больше, чем невзвешенное среднее арифметическое доходности облигаций в 3 государствах-членах ЕС с самым низким HICP. инфляция. Если какое-либо из этих государств имеет доходность облигаций, которая значительно превышает аналогичную усредненную доходность для еврозоны (что, согласно предыдущим отчетам ЕЦБ, означает более 2% выше) и в то же время не имеет полного доступа к финансированию на финансовых рынках (что это имеет место до тех пор, пока правительство получает средства финансовой помощи), то такое государство не должно включаться в расчет контрольной стоимости.
- ^ Изменение среднегодового курса по отношению к евро.
- ^ Справочные значения из отчета ЕЦБ о конвергенции за май 2012 г. [26]
- ^ Швеция, Ирландия и Словения были эталонными государствами. [26]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Максимально допустимое изменение ставки составляет ± 2,25% для Дании.
- ^ Швеция и Словения были эталонными государствами, Ирландия была исключена как исключение. [26]
- ^ Справочные значения из отчета ЕЦБ о конвергенции за июнь 2013 года. [29]
- ^ Jump up to: а б Швеция, Латвия и Ирландия были эталонными государствами. [29]
- ^ Справочные значения из отчета ЕЦБ о конвергенции за июнь 2014 года. [32]
- ^ Латвия, Португалия и Ирландия были эталонными государствами, Греция, Болгария и Кипр были исключены как исключения. [32]
- ^ Латвия, Ирландия и Португалия были эталонными государствами. [32]
- ^ Справочные значения из отчета ЕЦБ о конвергенции за июнь 2016 года. [35]
- ^ Болгария, Словения и Испания были эталонными государствами, Кипр и Румыния были исключены как исключения. [35]
- ^ Словения, Испания и Болгария были эталонными государствами. [35]
- ^ Справочные значения из отчета ЕЦБ о конвергенции за май 2018 года. [38]
- ^ Кипр, Ирландия и Финляндия были эталонными государствами. [38]
- ^ Кипр, Ирландия и Финляндия были эталонными государствами. [38]
- ^ Справочные значения из отчета ЕЦБ о конвергенции за июнь 2020 года. [41]
- ^ Португалия, Кипр и Италия были эталонными государствами. [41]
- ^ Португалия, Кипр и Италия были эталонными государствами. [41]
- ^ Справочные значения из Отчета о конвергенции за июнь 2022 г. [44]
- ^ Jump up to: а б В качестве эталонных государств выступили Франция, Финляндия и Греция. [44]
- ^ Справочные значения из Отчета о конвергенции за июнь 2024 г. [46]
- ^ Jump up to: а б В качестве эталонных государств выступили Бельгия, Дания и Нидерланды. [46]
История
[ редактировать ]Ранние валютные союзы в Дании (1873–1914 гг.)
[ редактировать ]5 мая 1873 года Дания и Швеция зафиксировали свою валюту по отношению к золоту и сформировали Скандинавский валютный союз . До этой даты Дания использовала датский ригсдалер, разделенный на 96 ригсбанков. В 1875 году к этому союзу присоединилась Норвегия. Была установлена ставка 2,48 кроны за грамм золота, или примерно 0,403 грамма за крону. равной стоимости Крона валютного союза заменила три устаревшие валюты по курсу 1 крона = ½ датского ригсдалера = ¼ норвежского спеидалера = 1 шведского риксдалера . Новая валюта стала законным платежным средством и была принята во всех трех странах. Этот валютный союз просуществовал до 1914 года, когда Первая мировая война положила ему конец. Но названия валют в каждой стране остались неизменными.
Европейская валютная система и валютное сотрудничество до введения евро
[ редактировать ]Крах Бреттон-Вудской системы дестабилизировал европейские рынки и задержал стремление к валютной интеграции в государствах-членах Европейского экономического сообщества . [51] (Сегодня ЕС ). Бреттон-Вудская система представляла собой систему, в которой обменные курсы оставались стабильными при контроле над инфляцией. [52] Доллар был привязан к золотому стандарту , и 14 европейских стран-участниц стали конвертируемыми в доллары . [52] В ЕС дальнейшее валютное сотрудничество и стабильные обменные курсы считались необходимыми для содействия созданию внутреннего рынка. [52] Доклад Вернера представлял собой проект предложения в рамках ЕС о валютном сотрудничестве для облегчения внутреннего рынка. Этот проект был основан на системе, в которой валюты всех стран-участниц уже были полностью конвертируемы, а когда Бреттон-Вудская система рухнула, не было центральной валюты, к которой можно было бы привязать валюты, и поэтому идея валютной интеграции была отложена. [52] Первым шагом к более интегрированной валютной системе в Европе стало Базельское соглашение , в результате которого была создана Европейская валютная змея . [51] Смитсоновское соглашение было международным соглашением вне рамок ЕС, которое предусматривало новый стандарт доллара, к которому были привязаны обменные курсы валют ЕЭС и в пределах которого могла колебаться европейская валютная змея . Тем не менее, валютам все еще разрешалось колебаться в пределах 2,25% от нового долларового стандарта. [51] Европейская валютная змея вступила в силу 24 апреля 1972 года и была инструментом обеспечения денежной стабильности. [51] Когда «валютная змея» вступила в силу во время процедуры присоединения Дании, Великобритании и Ирландии, эти три валюты вошли в систему 1 мая 1972 года. Вскоре после этого датская корона подверглась спекулятивным атакам и была вынуждена выйти из системы, но присоединилась снова. несколько месяцев спустя. [51] [53] Смитсоновское соглашение рухнуло в 1973 году также из-за спекулятивных атак, и США позволили доллару свободно плавать. Такое развитие событий сделало неустойчивым поддержание европейской системы валютной змеи. На змеиное сотрудничество негативно повлияло экзогенное давление, например, нефтяной кризис, слабость доллара и различия в экономической политике. [51] Участники были вынуждены выйти из системы, а некоторые даже вновь присоединились к ней, например, Дания. [53] В последний год существования змеи ее ареал включал только Германию, страны Бенилюкса и Данию. [54]
Следующей попыткой создать денежную стабильность в ЕЭС (сегодня ЕС) стала Европейская валютная система , созданная в 1979 году. [54] Вначале Дания была одной из 8 стран-участниц EMS . [54] ЕВС и создала систему Европейской валютной единицы механизм валютного курса . В системе был установлен центральный курс, а затем между участниками были установлены двусторонние тарифы. [54] ЕВС . была похожа на Бреттон-Вудскую систему , но официально не имела в центре отдельной валюты, но Германия стала доминировать в денежной системе из-за размера Германии по сравнению с другими странами-участницами и успеха их центрального банка в контроле над инфляцией [52]
ЕВС обеспечивала стабильную систему , хотя все еще было возможно иметь регулируемые обменные курсы, и датское правительство использовало любую возможность для девальвации валюты. [11] В 1980-х годах датская экономика столкнулась с экономическими проблемами, и правительство провело несколько экономических реформ. Экономические проблемы были вызваны мировой рецессией 1973-72 годов, вызванной сочетанием исчерпания фордистского метода массового производства и потребления и роста цен на нефть из-за арабо-израильской войны. [55] Эти экзогенные потрясения сильно нанесли ущерб датской экономике, а рецессия вызвала инфляционное давление. В Дании наблюдался рост инфляции и безработицы. Инфляция продолжала расти из-за попыток фирм получить прибыль за счет повышения цен, в то время как официальная система индексации заработной платы повышала уровень заработной платы. [55] Самой значительной реформой было решение выбрать политику фиксированного обменного курса в 1982 году, и правительство прекратило девальвацию датской валюты . Затем валюта была привязана к немецкой D-марке . [56]
Следующим шагом европейской валютной интеграции стал вход в третью стадию ЕВС с введением евро . Дания не вступит в третью фазу ЕВС с другими странами ЕС из-за отказа от участия в ЕВС и, следовательно, не примет единую валюту. В 1998 году Дания заключила соглашение с ЕС об участии в Механизме обменных курсов II с узким диапазоном колебаний +/- 2,25 процента вместо +/- 15 процентов, который является стандартным диапазоном колебаний в этом механизме. [11] Это соглашение было согласовано и окончательно утверждено Советом ЭКОФИН 25–27 сентября 1998 г. [14] Основное различие между ERM и ERM II заключается в том, что валюты, участвующие в системе ERM II, больше не привязаны к двусторонним паритетам с другими участвующими валютами, как это было в исходной системе ERM , а вместо этого привязаны к евро . [16]
Документы до еврозоны (1992–1999 гг.)
[ редактировать ]Маастрихтский договор 1992 года требовал, чтобы страны-члены ЕС присоединились к евро. Однако договор давал Дании право отказаться от участия, что они впоследствии и сделали после референдума 2 июня 1992 года, на котором датчане отклонили договор. Позже в том же году Дания заключила Эдинбургское соглашение , в соответствии с которым Дания получила дополнительные возможности отказа, что привело к принятию Маастрихтского договора на референдуме 18 мая 1993 года. В результате Дания не обязана вступать в еврозону. Однако Дания участвовала во втором этапе ЕВС, который считался подготовительным этапом к введению евро. [57] В рамках этого процесса Национальный банк Дании участвовал в различных аспектах планирования евро, поскольку он по-прежнему считался очень важным для будущей экономической политики Дании. Согласно истории, опубликованной центральным банком, «во-первых, было важно создать прочную основу для стабильности цен в зоне евро, сделав ее подходящим якорем для датской политики фиксированного обменного курса. Во-вторых, Дания имела интерес в разработке целесообразных рамок для сотрудничества в области обменного курса между зоной евро и государствами-членами, не входящими в зону евро. В-третьих, Дания была в целом заинтересована в формулировании основных правил для этапа 3 ЕВС, чтобы гарантировать, что Дания сможет их принять. единую валюту на более позднем этапе на тех же условиях, которые применяются к первоначальным государствам-членам зоны евро». [57]
Референдум по евро (2000 г.)
[ редактировать ]Референдум , проведенный 28 сентября 2000 года, отклонил членство в еврозоне . Явилось 87,6% избирателей, имеющих право голоса, из них 46,8% проголосовали "за" и 53,2% проголосовали "против". [58] Большинство политических партий, средств массовой информации и экономических субъектов Дании выступали за введение евро. Однако несколько крупных партий выступили против. Если бы голосование было положительным, Дания присоединилась бы к еврозоне 1 января 2002 года и ввела бы в обращение банкноты и монеты в 2004 году. Непосредственно перед референдумом произошло значительное ослабление евро по отношению к доллару США. Некоторые аналитики полагают, что это привело к общему ослаблению доверия к новой валюте, что напрямую способствовало ее неприятию. В банке считают, что дебаты были "окрашены мнением о том, что благодаря своей политике фиксированного обменного курса Дания уже получила некоторые выгоды от присоединения к еврозоне". [59]
Возможен второй референдум по евро
[ редактировать ]
22 ноября 2007 года недавно переизбранное правительство Дании заявило о своем намерении провести новый референдум по отмене четырех исключений, включая освобождение от евро, к 2011 году. [60] Было неясно, будут ли люди голосовать за каждое исключение отдельно или люди будут голосовать за все вместе. [61] Однако неопределенность, как с точки зрения стабильности евро, так и с точки зрения создания новых политических структур на уровне ЕС, возникшая сначала из-за финансового кризиса , а затем из-за связанного с ним европейского кризиса государственного долга , привела правительство к перенести референдум на дату после окончания его законодательного срока. Когда в сентябре 2011 года к власти пришло новое правительство , оно указало в своем правительственном манифесте, что референдум по евро не будет проводиться в течение его четырехлетнего срока из-за сохраняющейся неопределенности. [62]
В рамках европейских выборов 2014 года ) коллективно утверждала группа проевропейских датских партий ( Венстре , Консервативная партия , Социал-демократы и Радикале Венстре , что предстоящего референдума по евро не будет видно до тех пор, пока «пыль развития не утихнет». «урегулировано» благодаря созданию многочисленных европейских инициатив по реагированию на долговой кризис (включая создание Банковского союза и пакета предложений Комиссии – все еще находящегося в стадии разработки – по созданию усиленного подлинного ЕВС ). [ нужна ссылка ] Когда в июне 2015 года к власти пришло новое правительство под руководством Венстре , в его правительственном манифесте не было никаких планов по проведению референдума по евро в течение четырехлетнего срока полномочий. [63] Во время референдума об отмене отказа от участия в обороне в 2022 годуПремьер-министр Дании Метте Фредериксен пообещала не проводить дополнительный референдум по евро во время своего правления на посту премьер-министра. [64] Планы проведения референдума по евро не были включены в правительственный манифест 2022 года. [65]
Были некоторые предположения, что результат референдума в Дании повлияет на дебаты по поводу евро в Швеции . [66]
Использование сегодня
[ редактировать ]Евро можно использовать в некоторых местах Дании, обычно в местах обслуживания туристов, таких как музеи, аэропорты и магазины с большим количеством иностранных посетителей. Однако сдачу обычно дают в кронах. На всех паромах, курсирующих между Данией и Германией, используются двойные цены в кроне и евро.
10 января 2020 года банкнота номиналом 500 евро была прекращена в Дании в рамках борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма . [67] что означает «выдача, сдача, обмен, использование в качестве платежа или передачи», банкнота в Дании была признана незаконной. [68] В то время банкнота стоила 3737 датских крон (DKK), что более чем в три раза превышало номинал национальной валюты, банкноту в тысячу крон . [69] Европейский центральный банк прекратил выпуск банкнот в 2019 году, но критиковал закон. В заключении, опубликованном в феврале 2019 года, утверждалось, что это противоречит принципу « искреннего сотрудничества », изложенному в статье IV Договора о Европейском Союзе , и отмечалось, что запрет на другие дорогостоящие денежные единицы, такие как как самая высокая банкнота швейцарского франка , [70] [71] на тот момент стоил более 6500 датских крон. [72]
Последствия введения евро
[ редактировать ]Если бы Дания перешла на евро, денежно-кредитная политика была бы передана от Национального банка Дании к ESCB . Теоретически это ограничило бы способность Дании проводить независимую денежно-кредитную политику. Однако исследование истории датской денежно-кредитной политики показывает, что «хотя Дания не использует единую валюту, ее центральный банк всегда отслеживал изменения, вносимые ESCB». [73]
Однако, хотя Дания находится за пределами еврозоны, она не имеет никакого представительства в направлении ESCB. Это мотивировало поддержку перехода на евро со стороны бывшего премьер-министра Андерса Фог Расмуссена : «Де-факто Дания участвует в еврозоне, но не имеет места за столом, где принимаются решения, и это политическая проблема». [74] Более того, ESCB не защищает обменный курс датской кроны. Этим занимаются Национальный банк Дании и правительство Дании. В условиях кризиса небольшой стране может быть сложно защитить свой обменный курс. [ предположение? ]
Ожидаемыми практическими преимуществами перехода на евро являются снижение транзакционных издержек с еврозоной, лучшая прозрачность внешних рынков для датских потребителей и, что более важно, снижение процентных ставок, что оказывает положительное влияние на экономический рост. [73]
После европейского долгового кризиса 2010 года европейские лидеры учредили Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF), который является механизмом специального назначения. [75] направлен на сохранение финансовой стабильности в Европе путем предоставления финансовой помощи государствам еврозоны , оказавшимся в затруднительном положении. [76] Он состоит из двух частей. Первая часть расширяет стабилизационный фонд на 60 миллиардов евро ( Европейский механизм финансовой стабилизации ). [77] Все страны ЕС вносят свой вклад в этот фонд на пропорциональной основе, независимо от того, являются ли они странами еврозоны или нет. [78] Вторая часть стоимостью 440 миллиардов евро состоит из кредитов, поддерживаемых государством, для повышения доверия рынка. Все экономики еврозоны будут участвовать в финансировании этого механизма, в то время как другие члены ЕС смогут выбирать, участвовать ли. В отличие от Швеции и Польши, Дания отказалась финансировать эту часть EFSF. [79] [80]
Общественное мнение
[ редактировать ]зеленый – поддержка перехода на евро
красный – против введения евро
синий – не определился [ нужно обновить ]

Было проведено множество опросов общественного мнения о том, следует ли Дании отменить крону и присоединиться к евро. Реальные формулировки вопросов были разными.
Опросы в целом благоприятствовали переходу на евро в период с 2002 по 2010 год, однако показали быстрое снижение поддержки в разгар европейского долгового кризиса . [81] достигнув минимума в мае 2012 года: 26% за против 67% против, при этом 7% сомневались. [82] В марте 2018 года 29% респондентов из Дании в опросе Евробарометра заявили, что они за ЕВС и евро, тогда как 65% были против. [83] Тот же опрос, проведенный в мае 2024 года, сигнализировал о постепенном росте поддержки евро с предыдущего уровня, зафиксированного в 2012 и 2018 годах; сейчас 34% за, 58% против и 8% не определились. [84]
Дата | ДА | НЕТ | Не уверен | Количество участников | Проводится | Ссылка |
---|
Greens Analyseinstitut , компания по исследованию общественного мнения, обычно спрашивает: «Как бы вы проголосовали на возможном новом референдуме об участии Дании в единой валюте?» («Что бы вы проголосовали на возможном новом референдуме по поводу участия Дании в единой валюте?») .
- Общественная поддержка евро в Дании согласно опросам Евробарометра [142]
![]() | Графики недоступны по техническим причинам. Дополнительную информацию можно найти на Phabricator и на MediaWiki.org . |
Датские автономные территории
[ редактировать ]На Фарерских островах в настоящее время используется фарерская крона , локализованная версия датской кроны, но юридически это та же валюта. Такие банкноты обычно не принимаются магазинами в самой Дании или обменными пунктами, но обмениваются 1:1 в датских банках. В настоящее время Гренландия использует обычную датскую крону, но рассматривает возможность введения собственной валюты, гренландской кроны, в системе, аналогичной системе Фарерских островов. [143] Оба продолжают использовать датские монеты.
Остается неясным, примут ли Гренландия и Фарерские острова евро, если Дания решит это сделать. Оба являются частью Королевства Дания , но остаются за пределами ЕС. По этой причине они обычно не принимают участия в референдумах, связанных с ЕС.
Возможный дизайн монеты евро
[ редактировать ]Перед референдумом 2000 года в Дании по этому вопросу Национальный банк Дании и Королевский монетный двор Министерство экономики попросило предложить возможные варианты дизайна будущих датских монет евро. Предлагаемый дизайн был основан на дизайне датских монет номиналом 10 и 20 крон с изображением королевы Маргрете II на лицевой стороне, а также монет номиналом 25 и 50 эре, с переключением их заднего мотива (короны) на переднюю часть. монеты евро. [144] Однако Дания не приняла евро во время правления Маргрете II, поэтому новый дизайн, основанный на ее сыне, короле Фредерике X потребуется , если Дания перейдет на евро во время его правления.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Датчане говорят «нет» благодаря евро» . Business.dk (на датском языке). 27 сентября 2011 года . Проверено 29 сентября 2011 г.
- ^ Эйхенгрин, Барри (2023). «Датская проблема» . Политическая экономия . 40 (3): 781–794. дои : 10.1007/s40888-023-00313-y . ISSN 1973-820X .
- ^ Молнар Войтех (13 марта 2024 г.). "cnBlog – Денежно-кредитная политика Дании: навсегда на полпути к евро?" . Чешский национальный банк. Архивировано из оригинала 15 марта 2024 года . Проверено 15 марта 2024 г.
- ^ «Конституция Королевства Дания» . grundloven.dk . Проверено 24 марта 2020 г.
- ^ Сиуне, Карен (март 1993 г.). «Датчане сказали НЕТ Маастрихтскому договору. Референдум ЕС в Дании в июне 1992 года». Скандинавские политические исследования . 16 (1): 93–103. дои : 10.1111/j.1467-9477.1993.tb00031.x . ISSN 0080-6757 .
- ^ Баркер, Алекс (23 января 2013 г.). «Мнение, блог Брюсселя – Как вы пересматриваете договоры ЕС?» . Файнэншл Таймс . Проверено 24 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Хармсен, Роберт; Спиринг, Менно (2004). Евроскептицизм: партийная политика, национальная идентичность и европейская интеграция . Амстердам: Родопи. ISBN 1-4237-9199-1 . ОСЛК 70910464 .
- ^ Свенссон, Палле (март 1994 г.). «Датское да Маастрихту и Эдинбургу. Референдум ЕС в мае 1993 года». Скандинавские политические исследования . 17 (1): 69–82. дои : 10.1111/j.1467-9477.1994.tb00050.x . ISSN 0080-6757 .
- ^ Jump up to: а б «ERM II – Механизм валютного курса ЕС» . Европейская комиссия – Европейская комиссия . Проверено 24 марта 2020 г.
- ^ «Центральные ставки евро и ставки обязательного вмешательства в ERM II» . Европейский центральный банк . 28 июня 2004 года . Проверено 24 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Хугард, Дженсен; Свенд, Эрик (2000). Политика фиксированного обменного курса, ЕВС и валютные спекуляции . Отдел исследований экономической политики, Институт экономики, Копенгагенский университет. OCLC 784980209 .
- ^ «Политика фиксированного обменного курса Дании» . Nationalbanken.dk . Проверено 24 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж ПЕТУРССОН, ТОРАРИН Г (2000). «Обменный курс или инфляционное таргетирование в денежно-кредитной политике?» (PDF) . Денежный бюллетень 2000/1 .
- ^ Jump up to: а б с д Денежно-кредитная политика в Дании (3-е изд.). Копенгаген: Национальный банк Дании. 2009. ISBN 978-87-87251-70-9 . OCLC 837748184 .
- ^ Фонтан, Клемент (4 марта 2018 г.). «Двойные стандарты Франкфурта: политика Европейского центрального банка во время кризиса еврозоны» . Кембриджский обзор международных отношений . 31 (2): 162–182. дои : 10.1080/09557571.2018.1495692 . ISSN 0955-7571 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж МАРКУССЕН, МАРТИН (март 2005 г.). «Дания и европейская валютная интеграция: завершена, но еще далека от завершения». Журнал европейской интеграции . 27 (1): 43–63. дои : 10.1080/07036330400029918 . ISSN 0703-6337 . S2CID 154927996 .
- ^ Петтингер, Теджван (10 марта 2020 г.). «Плюсы и минусы инфляции» . Экономика в помощь . Проверено 24 марта 2020 г.
- ^ «HICP (2005 = 100): Ежемесячные данные (средняя скорость годового изменения за 12 месяцев)» . Евростат. 16 августа 2012 года . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ «Корректирующая рука / Процедура чрезмерного дефицита» . Европейская комиссия . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ «Долгосрочная статистика процентных ставок для государств-членов ЕС (месячные данные в среднем за прошлый год)» . Евростат . Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ «Государственный дефицит/профицит, долг и связанные с ним данные» . Евростат. 22 апреля 2013 года . Проверено 22 апреля 2013 г.
- ^ «Государственный долг» . Евростат . Проверено 2 июня 2018 г.
- ^ «ERM II – Механизм валютного курса ЕС» . Европейская комиссия . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ «Курсы евро/ЭКЮ – годовые данные» . Евростат . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ «Национальные валюты бывшей зоны евро по сравнению с евро/ЭКЮ – годовые данные» . Евростат . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Отчет о конвергенции, май 2012 г.» (PDF) . Европейский центральный банк . Май 2012 года . Проверено 20 января 2013 г.
- ^ «Отчет о конвергенции – 2012» (PDF) . Европейская комиссия . Март 2012 года . Проверено 26 сентября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Европейский экономический прогноз – весна 2012 г.» (PDF) . Европейская комиссия. 1 мая 2012 года . Проверено 1 сентября 2012 года .
- ^ Jump up to: а б с «Отчет о конвергенции» (PDF) . Европейский центральный банк . Июнь 2013 года . Проверено 17 июня 2013 г.
- ^ «Отчет о конвергенции – 2013» (PDF) . Европейская комиссия . Март 2013 года . Проверено 26 сентября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Прогноз европейской экономики – весна 2013 г.» (PDF) . Европейская комиссия. Февраль 2013 года . Проверено 4 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Отчет о конвергенции» (PDF) . Европейский центральный банк . Июнь 2014 года . Проверено 5 июля 2014 г.
- ^ «Отчет о конвергенции – 2014» (PDF) . Европейская комиссия . Апрель 2014 года . Проверено 26 сентября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Европейский экономический прогноз – весна 2014 г.» (PDF) . Европейская комиссия. Март 2014 года . Проверено 5 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Отчет о конвергенции» (PDF) . Европейский центральный банк . Июнь 2016 года . Проверено 7 июня 2016 г.
- ^ «Отчет о конвергенции – июнь 2016 г.» (PDF) . Европейская комиссия . Июнь 2016 года . Проверено 7 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Европейский экономический прогноз – весна 2016 г.» (PDF) . Европейская комиссия. Май 2016 года . Проверено 7 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Отчет о конвергенции 2018» . Европейский центральный банк . 22 мая 2018 года . Проверено 2 июня 2018 г.
- ^ «Отчет о конвергенции – май 2018» . Европейская комиссия . Май 2018 года . Проверено 2 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Европейский экономический прогноз – весна 2018» . Европейская комиссия. Май 2018 года . Проверено 2 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Отчет о конвергенции 2020» (PDF) . Европейский центральный банк . 1 июня 2020 г. Проверено 13 июня 2020 г.
- ^ «Отчет о конвергенции – июнь 2020» . Европейская комиссия . Июнь 2020 года . Проверено 13 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Европейский экономический прогноз – весна 2020 года» . Европейская комиссия. 6 мая 2020 г. Проверено 13 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Отчет о конвергенции, июнь 2022 г.» (PDF) . Европейский центральный банк . 1 июня 2022 г. Проверено 1 июня 2022 г.
- ^ «Отчет о конвергенции 2022» (PDF) . Европейская комиссия . 1 июня 2022 г. Проверено 1 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Отчет о конвергенции, июнь 2024 г.» (PDF) . Европейский центральный банк . 26 июня 2024 г. Проверено 26 июня 2024 г.
- ^ «Отчет о конвергенции 2024» (PDF) . Европейская комиссия . 26 июня 2024 г. Проверено 26 июня 2024 г.
- ^ «Доклад Люксембурга, подготовленный в соответствии со статьей 126(3) Договора» (PDF) . Европейская комиссия. 12 мая 2010 года . Проверено 18 ноября 2012 г.
- ^ «Годовой отчет EMI за 1994 год» (PDF) . Европейский валютный институт (EMI). Апрель 1995 года . Проверено 22 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Прогресс в направлении конвергенции - ноябрь 1995 г. (отчет, подготовленный в соответствии со статьей 7 устава EMI)» (PDF) . Европейский валютный институт (EMI). Ноябрь 1995 года . Проверено 22 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Европейская валютная змея – Исторические события процесса европейской интеграции (1945–2014 гг.) – Веб-сайт CVCE» . cvce.eu. Проверено 24 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Оксенфорд, Мэтью (сентябрь 2016 г.). «Эволюция денежно-кредитной политики США и Европы после Бреттон-Вудса: исторический обзор и уроки для будущего» (PDF) . Чатем Хаус .
- ^ Jump up to: а б Кельберер, Матиас (2001). Деньги и власть в Европе: политическая экономия европейского валютного сотрудничества . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-4996-3 . OCLC 44769076 .
- ^ Jump up to: а б с д «История экономического и валютного союза | Информационные бюллетени о Европейском Союзе | Европейский парламент» . Европейский парламент . Проверено 24 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Выборг Андерсен, Ким (1994). Реорганизация датского государства всеобщего благосостояния: 1982–93: десятилетие консервативного правления . Факультет экономики, политики и государственного управления Ольборгского университета. ISBN 87-89426-43-6 . OCLC 467807514 .
- ^ Абильдгрен, Ким. (2010). Денежная история Дании, 1990–2005 гг . Национальный банк Дании. ISBN 978-87-87251-84-6 . OCLC 701865891 .
- ^ Jump up to: а б Абильдгрен, Ким (2010). Денежная история Дании 1990–2005 гг. (PDF) . Копенгаген: Национальный банк Дании. стр. 216.
- ^ «Референдум по евро 28 сентября 2000 г.» (на датском языке). Фолькетинг. 8 августа 2006 г. Проверено 23 декабря 2008 г.
- ^ Абильдгрен, 221.
- ^ Страттон, Аллегра (22 ноября 2007 г.). «Датчане проведут референдум об отношениях с ЕС» . Хранитель . Лондон . Проверено 22 ноября 2007 г.
- ^ Сегодняшний главный лидер (24 ноября 2007 г.). «Дания лидирует» . Dagens Nyheter (на шведском языке). Архивировано из оригинала 17 декабря 2008 года . Проверено 23 декабря 2008 г.
- ^ Бренд, Константа (13 октября 2011 г.). «Дания отказывается от планов пограничного контроля» . Европейский голос . Проверено 18 октября 2011 г.
- ^ «Regeringsgrundlag июнь 2015: Саммен за Фремтиден (Правительственный манифест, июнь 2015: Вместе ради будущего)» (PDF) (на датском языке). Венстре. 27 июня 2015 г. Архивировано из оригинала (PDF) 1 июля 2015 г.
- ^ «Дания Зейтенвенде» . Европейский совет по международным отношениям . 7 июня 2022 г. Проверено 25 февраля 2024 г.
- ^ «Regeringsgrundlag, декабрь 2022 г.: Ансвар для Дании (Правительственный манифест, декабрь 2022 г.: Ответственность за Данию)» (PDF) (на датском языке). Министерство финансов Дании. 14 декабря 2022 г.
- ^ Хенрик Брорс (22 ноября 2007 г.). «Результат может повысить температуру в ледяных дебатах о ЕС в Швеции» . Dagens Nyheter (на шведском языке). Архивировано из оригинала 17 декабря 2008 года . Проверено 23 декабря 2008 г.
- ^ Бринк, Карстен. «500-евроседлен удфас» . finansdanmark.dk (на датском языке). Финансы Дании . Проверено 15 мая 2020 г.
- ^ «Обнародование Закона о мерах по предотвращению отмывания денег и финансирования терроризма (Закона о борьбе с отмыванием денег)» . retsinformation.dk (на датском языке) . Проверено 15 мая 2020 г.
- ^ «500 евро в датских кронах 10 января 2020 г.» . wolframalpha.com . ВольфрамАльфа . Проверено 15 мая 2020 г.
- ^ Шварцкопф, Фрэнсис (4 апреля 2019 г.). «Дания игнорирует предложение ЕЦБ запретить банкноту в 500 евро в битве за грязные деньги» . Bloombergquint.com . БлумбергКвинт . Проверено 15 мая 2020 г.
- ^ «Мнение о запрете использования банкнот номиналом 500 евро и о некоторых поправках к законодательству о борьбе с отмыванием денег» (PDF) . ecb.europa.eu . Европейский центральный банк . 12 февраля 2019 года . Проверено 15 мая 2020 г.
- ^ «1000 CHF в DKK в феврале 2019 года» . wolframalpha.com . ВольфрамАльфа . Проверено 15 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Как долго длится путь Дании к евро?» (PDF) . nd Архивировано из оригинала (PDF) 9 октября 2011 года . Проверено 3 ноября 2018 г.
- ^ «Расмуссен заявляет, что не является кандидатом на пост президента ЕС (обновление 1)» . Блумберг . 31 марта 2008 г.
- ^ [1] «Совет и государства-члены приняли решение о комплексном пакете мер по сохранению финансовой стабильности в Европе, включая европейский механизм финансовой стабилизации, общим объемом до 500 миллиардов евро».
- ^ [2] «Европейский фонд финансовой стабильности, специальный фонд (SPV), созданный для поддержки больных стран еврозоны, даже управляется бывшим хеджем. Но это тот фонд, который никогда не будет сокращать свои инвестиции».
- ^ [3] «В сообщениях СМИ говорилось, что Испания запросит поддержку у двух фондов ЕС для правительств еврозоны, испытывающих финансовые трудности: «Европейский механизм финансовой стабилизации» на сумму 60 миллиардов евро, который зависит от гарантий из бюджета ЕС».
- ^ Моя, Елена (10 мая 2010 г.). «Долговой кризис: вопросы и ответы: как будет работать помощь ЕС» . Хранитель . Лондон . Проверено 12 мая 2010 г.
- ^ «Франция нападает на Великобританию из-за отношения к фонду помощи» . EUobserver . 11 мая 2010 года . Проверено 12 мая 2010 г.
- ^ «Кредитный пакет ЕС может стоить Дании девять миллиардов крон» . Politiken (на датском языке). 10 мая 2010 года. Архивировано из оригинала 13 мая 2010 года . Проверено 12 мая 2010 г.
- ^ «Долговой кризис подталкивает датскую европейскую оппозицию к рекордам, как показывают опросы» . Блумберг . 27 сентября 2011 года . Проверено 22 января 2013 г.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (Институт анализа зелени). 7 мая 2012 г. Архивировано из оригинала (PDF) 20 января 2013 г.
- ^ «Стандартный евробарометр 89 - весна 2018 г. - Информационные бюллетени Дания» . Евробарометр. Июнь 2018 года . Проверено 18 декабря 2018 г.
- ^ «Стандартный евробарометр 101 — весна 2024 г. — Приложение с данными» . Приложение с данными: QB3.1 Каково ваше мнение по каждому из следующих утверждений? Пожалуйста, по каждому утверждению скажите, являетесь ли вы за или против. Европейский экономический и валютный союз с единой валютой – евро? . Евробарометр. Май 2024 года . Проверено 22 июня 2024 г.
- ^ «Стандартный евробарометр 57 - Общественное мнение в Европейском Союзе - Национальный отчет Дании» (PDF) . Проверено 3 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Институт анализа зелени» (PDF) (на датском языке). 3 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала (PDF) 3 декабря 2007 г.
- ^ Jump up to: а б «Многие датчане готовы перейти на евро | Ангус Рид Global» . Архивировано из оригинала 10 января 2008 года.
- ^ Jump up to: а б «Датчане все еще готовы принять евро | Ангус Рид Global» . Архивировано из оригинала 8 августа 2008 года.
- ^ «Большинство датчан выступают за переход на евро, как показывает опрос — EUbusiness.com — деловые, юридические и экономические новости и информация из Европейского Союза» . Архивировано из оригинала 7 сентября 2008 года . Проверено 27 августа 2008 г.
- ^ «Датчане хотят лишь избавиться от резервации ЕС» . ДР (на датском языке). 20 июня 2008 г.
- ^ «Институт анализа зелени» (PDF) . Борсен (на датском языке). Октябрь 2008 г. Архивировано из оригинала (PDF) 19 марта 2009 г.
- ^ «Институт анализа зелени» (PDF) . Борсен (на датском языке). Ноябрь 2008 г. Архивировано из оригинала (PDF) 19 марта 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Институт анализа зелени» (PDF) . Борсен (на датском языке). Январь 2009 г. Архивировано из оригинала (PDF) 19 марта 2009 г.
- ^ «Институт анализа зелени» (PDF) . Борсен (на датском языке). Февраль 2009 г. Архивировано из оригинала (PDF) 19 марта 2009 г.
- ^ «Поддержка евро в свободном падении» . Политикен . 11 февраля 2009 г.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (на датском языке). Март 2009 года.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (на датском языке). Апрель 2009 года.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (на датском языке). Апрель 2009 года.
- ^ «Поддержка ЕС в обратном направлении» . Jyllands-Posten (на датском языке). 13 мая 2009 г.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (на датском языке). Май 2009.
- ^ «ЕС - запрет» (PDF) (на датском языке). Сентябрь 2009 года . Проверено 3 ноября 2018 г.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (на датском языке). Октябрь 2009 года.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (на датском языке). Ноябрь 2009 года.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (на датском языке). Декабрь 2009 года.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (на датском языке). Январь 2010 года.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (на датском языке). Февраль 2010.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (на датском языке). Март 2010.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (на датском языке). Апрель 2010.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (на датском языке). Май 2010.
- ^ «Датчане сомневаются в евро после греческого кризиса» . Fyens Stiftstidende (на датском языке). Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года . Проверено 13 мая 2010 г.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (на датском языке). Июнь 2010.
- ^ «Растущая оппозиция переходу на евро» . Западное побережье Ютландии (на датском языке). 27 сентября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Фондовая биржа» . Ежедневная газета Børsen (на датском языке) . Проверено 3 ноября 2018 г.
- ^ «Решительное датское «нет» евро» . Svenska Dagbladet (на шведском языке). 27 сентября 2011 г.
- ^ Дирскьот, Метте (11 октября 2011 г.). «Присоединение евро падает» . Ежедневная газета Børsen (на датском языке).
- ^ «Институт анализа зелени» (PDF) (на датском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 20 января 2013 года . Проверено 3 августа 2015 г.
- ^ «Институт анализа зелени» (PDF) (на датском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 8 мая 2013 года . Проверено 3 августа 2015 г.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (на датском языке). Январь 2014.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (на датском языке). Май 2014.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (на датском языке). Июль 2014.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (на датском языке). Август 2014.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (на датском языке). Октябрь 2014.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (на датском языке). Ноябрь 2014.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (на датском языке). Январь 2015.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (на датском языке). Февраль 2015.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (на датском языке). Март 2015.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (на датском языке). Май 2015.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (на датском языке). Август 2015.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (на датском языке). Сентябрь 2015.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (на датском языке). Декабрь 2015.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (на датском языке). Январь 2016.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (на датском языке). Март 2016.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (на датском языке). Март 2016.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (на датском языке). Апрель 2016.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (на датском языке). Июнь 2016.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (на датском языке). Август 2016.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (на датском языке). Сентябрь 2016.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (на датском языке). Октябрь 2016.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (на датском языке). Ноябрь 2016.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (на датском языке). Декабрь 2016.
- ^ «Институт анализа Грина» (PDF) . Фондовая биржа (на датском языке). Декабрь 2016.
- ^ «Общественное мнение» . Европейская комиссия.
- ^ Парламент Дании, сессия 2006–2007 гг., закон №. 42
- ^ «Иллюстрация датских монет евро / Информация ЕС» . 21 декабря 2014 г. Архивировано из оригинала 21 декабря 2014 г.