Договор о Европейском Союзе
Эта статья является частью серии, посвящённой |
![]() |
---|
![]() |
Договор о Европейском Союзе (2007 г.) является одним из основных договоров Европейского Союза , наряду с Договором о функционировании Европейского Союза (ДФЕС). ДЕС формирует основу законодательства ЕС , устанавливая общие принципы целей ЕС, управление его центральными институтами (такими как Комиссия, Парламент и Совет), а также правила внешней, внешней политики и политики безопасности.
История
[ редактировать ]Хотя текущая версия TEU вступила в силу в 2009 году после Лиссабонского договора (2007 года), старая форма того же документа была реализована Маастрихтским договором (1992 года).
Положения
[ редактировать ]После преамбулы сводный текст договора разделен на шесть частей. [1]
Раздел I: Общие положения
[ редактировать ]Первый касается общих положений. Статья 1 учреждает Европейский Союз, формально заменяющий Европейское Сообщество, объявляет «процесс создания еще более тесного союза между народами Европы» и определяет юридическую ценность договоров.
Статья 2 гласит, что ЕС «основан на ценностях уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, верховенства закона и уважения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам». Государства-члены образуют «общество, в котором преобладают плюрализм, недискриминация, толерантность, справедливость, солидарность и равенство между женщинами и мужчинами».
Далее в статье 3 излагаются цели ЕС в шести пунктах. Во-первых, это просто содействие миру, европейским ценностям и благополучию своих граждан. Второе касается свободного передвижения при наличии внешнего пограничного контроля. Пункт 3 касается внутреннего рынка . Пункт 4 устанавливает евро. В пункте 5 говорится, что ЕС должен продвигать свои ценности, способствовать искоренению бедности, соблюдать права человека и уважать Устав Организации Объединенных Наций . Последний шестой пункт гласит, что ЕС должен добиваться этих целей «соответствующими средствами» в соответствии со своими полномочиями, указанными в договорах.
Статья 4 касается суверенитета и обязательств государств-членов. Статья 5 устанавливает принципы наделения , субсидиарности и пропорциональности в отношении пределов его полномочий. Статья 6 обязывает ЕС соблюдать Хартию основных прав Европейского Союза и Европейскую конвенцию по правам человека . Статья 7 касается приостановления членства государства-члена, а статья 8 касается установления тесных отношений с соседними государствами.
Раздел II: Положения о демократических принципах
[ редактировать ]Статья 9 устанавливает равенство граждан страны и гражданства Европейского Союза . Статья 10 провозглашает, что ЕС основан на представительной демократии и что решения должны приниматься как можно ближе к гражданам. В нем упоминаются европейские политические партии и то, как граждане представлены: непосредственно в Парламенте и их правительствами в Совете и Европейском Совете, подотчетных национальным парламентам . Статья 11 устанавливает прозрачность правительства, заявляет, что необходимо проводить широкие консультации, и вводит положение о петиции , при которой не менее 1 миллиона граждан могут обратиться в Комиссию с просьбой принять закон по тому или иному вопросу. Статья 12 ограничивает участие национальных парламентов в законодательном процессе.
Раздел III: Положения об учреждениях
[ редактировать ]
Статья 13 устанавливает институты в следующем порядке и под следующими названиями: Европейский парламент , Европейский совет , Совет , Европейская комиссия , Суд Европейского Союза , Европейский центральный банк и Счетная палата . Он обязывает их к сотрудничеству и ограничивает их компетенцию полномочиями, предусмотренными договорами.
Статья 14 касается работы Парламента и его выборов, статья 15 — Европейского совета и его президента, статья 16 — Совета и его конфигурации, а статья 17 — Комиссии и ее назначения. Статья 18 учреждает Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности , а статья 19 учреждает Суд.
Раздел IV: Положения о расширенном сотрудничестве
[ редактировать ]В разделе 4 есть только одна статья, которая позволяет ограниченному числу стран-членов сотрудничать в рамках ЕС, если другие блокируют интеграцию в этой области.
Раздел V: Общие положения о внешней деятельности Союза
[ редактировать ]Глава 1 этого раздела включает статьи 21 и 22. Статья 21 касается принципов, определяющих внешнюю политику ЕС; включая соблюдение Устава ООН , содействие глобальной торговле, гуманитарной поддержке и глобальному управлению. Статья 22 дает Европейскому совету, действующему единогласно, контроль над определением внешней политики ЕС.
Глава 2 дополнительно разделена на разделы. Первое, общее положение, детализирует руководящие принципы и функционирование внешней политики ЕС, включая создание Европейской службы внешних действий и обязанности государств-членов. Раздел 2, статьи 42–46, посвящен военному сотрудничеству (включая взаимную оборону).
17 ноября 2015 года Франция призвала другие государства-члены оказать военную помощь на основании статьи 42. [2] Это был первый случай применения этой статьи, и сообщалось, что все государства-члены ответили согласием. [2] Однако по крайней мере одно государство-член (Финляндия) пришло к выводу, что из-за противоречия национального законодательства военная помощь исключена. [3]
Раздел VI: Заключительные положения
[ редактировать ]Статья 47 устанавливает правосубъектность ЕС. Статья 48 касается метода внесения поправок в договор; в частности, обычные и упрощенные процедуры пересмотра. Статья 49 касается заявок на вступление в ЕС , а статья 50 – о выходе . После голосования по Брекситу в Великобритании 23 июня 2016 года Великобритания официально применила статью 50 в марте 2017 года, уведомив, что покинет ЕС в течение двух лет. Статья 51 касается протоколов, прилагаемых к договорам, а статья 52 — географического применения договора. Статья 53 гласит, что договор действует в течение неограниченного срока, статья 54 касается ратификации, а 55 — языковых версий договоров.
Примечания
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]
