Карта Фуше
История Евросоюз |
---|
Портал Европейского Союза |
План Фуше был неудачным планом, написанным Кристианом Фуше , послом Франции в Дании , и предложенным президентом Франции Шарлем де Голлем в 1961 году как часть великого проекта де Голля для Европы того времени. План включал управление трех держав, состоящее из Франции, Великобритании и США. Идея заключалась в том, чтобы сформировать новый «Союз государств», межправительственную альтернативу Европейским сообществам , которые были созданы несколькими годами ранее. Де Голль опасался потери французского национального влияния в Сообществах, которые становились все более наднациональными , поэтому план был попыткой сохранить баланс сил в пользу Франции. Успех Европейских сообществ и отсутствие энтузиазма по поводу этой идеи со стороны других государств остановили реализацию Плана Фуше.
Планируемая организация
[ редактировать ]Первый черновик
[ редактировать ]Первый проект «Плана Фуше» был предложен в 1961 году. План предусматривал создание «Союза европейских народов» «без наднациональных институтов». [1] Он разделен на пять разделов («Разделы I – V»), краткое изложение которых приводится ниже. В разделе I излагаются «цели» Союза. Раздел II описывает институты, их состав, а также их различные полномочия и отношения друг с другом. Раздел III описывает «Обязательства государств-членов». Раздел IV описывает финансы Союза, а раздел V описывает общие положения.
Раздел I – Союз европейских народов
[ редактировать ]В плане излагались две основные цели Союза: общая внешняя политика и общая оборонная политика. Другими целями Союза было развитие «общего наследия» государств-членов и «защита ценностей, на которых основана их цивилизация». [2]
Раздел II – Учреждения
[ редактировать ]В плане предлагались три института Союза: «Совет», «Европейский парламент» и «Европейская политическая комиссия».
Совет будет обсуждать вопросы, поставленные государствами-членами, и принимать решения единогласно. Однако отсутствие одного или двух членов «не помешает принятию решения». Совет будет собираться дважды каждые четыре месяца: один раз на уровне главы государства или правительства и один раз на уровне министра иностранных дел. Де Голль предложил, чтобы решения совета были обязательными для государств-членов, но не предложил метод обеспечения исполнения. Если государство-член воздержится от принятия решения, это решение не будет принудительно исполнено в отношении этого государства. Однако эти штаты смогут присоединиться в любое время.
Парламент будет обсуждать «вопросы, касающиеся целей Союза», как указано в Разделе I, Статья II. Он будет представлять рекомендации и задавать Совету устные или письменные вопросы. Совет будет иметь право действовать независимо от парламента, но должен ответить на рекомендации парламента в течение четырех месяцев.
Основная роль Политической комиссии Союза будет заключаться в оказании помощи Совету путем подготовки его обсуждений, выполнения его решений и выполнения обязанностей, возложенных на него Советом. Комиссия будет состоять из «старших должностных лиц министерств иностранных дел каждого государства-члена».
Раздел III – Обязательства государств-членов
[ редактировать ]Раздел III призывал к сотрудничеству между государствами-членами, предписывая им работать для достижения целей Союза.
Раздел IV – Финансы Союза
[ редактировать ]Бюджет Союза будет «составляться Советом каждый год» и будет финансироваться за счет взносов государств-членов. Статья 13 определяет пропорциональный вклад каждого государства-члена на данный момент.
Раздел V – Общие положения
[ редактировать ]В разделе V указано, как следует вносить поправки в План, как они будут ратифицированы, положения о приеме новых государств-членов и другие стандартные детали.
Второй проект
[ редактировать ]Второй проект плана Фуше был предложен, когда выяснилось, что первый окажется неудачным. Придется пойти на некоторые уступки в отношении того, чего хотел де Голль в отношении союза, его структуры и роли Франции.Как и первоначальный план Фуше, второй проект продолжал настаивать на межправительственных структурах. Он подчеркнул важность отдельных государств-членов. Второй проект был направлен на достижение общих интересов отдельных государств, а не на обеспечение их тесного сотрудничества в заранее определенных областях.Второй проект также призывал к структурным изменениям путем добавления комитетов министров. Прямо упоминаются два комитета: комитет по иностранным делам и комитет по образованию. Эти две группы должны были встречаться четыре раза в год и находиться под контролем предлагаемого совета. Совет также сможет создавать новые комитеты, когда сочтет это необходимым. Наконец, хотя это и не подчеркивается, роль Франции несколько уменьшилась, и Европейская политическая комиссия больше не собиралась в Париже.
Роль Шарля де Голля
[ редактировать ]Движущей политической силой плана Фуше был президент Франции Шарль де Голль. Обеспокоенный растущими наднациональными тенденциями Европейского экономического сообщества , он стремился реализовать новое межправительственное видение сотрудничества, которое вернуло бы право принятия решений в руки национальных государств.Убедив остальных пятерых глав государств согласиться на регулярные встречи, де Голль выдвинул идею дальнейшего политического сотрудничества. Возглавляемый послом Франции в Дании Кристианом Фуше комитет собрался для обсуждения французских рекомендаций. Все выдвинутые предложения усиливали межправительственный характер организации, однако первый проект плана включал также положение об общей внешней политике . Этот последний аспект особенно показателен: в то время как остальные члены «шестерки» ценили свое членство в НАТО , де Голль не пытался скрыть свою враждебность по отношению к нему и то, что он считал неправомерным американским влиянием в Европе.
Реакции
[ редактировать ]Конрад Аденауэр
[ редактировать ]В 1959 году, когда де Голль начал сосредотачивать свое внимание не на Франции и Алжире , а на Европе в целом, он начал предлагать более регулярные встречи шести государств-членов. Он также предложил, чтобы встречи проводились при поддержке секретариата. Западная Германия и Италия, в частности, положительно отнеслись к этим предложениям. Однако, когда де Голль впервые представил план Фуше в 1961 году, он столкнулся с противодействием со стороны многих государств-членов. У Аденауэра и де Голля были близкие отношения, и за время пребывания де Голля у власти франко-германские отношения значительно улучшились. Однако Аденауэр и его голландские коллеги были обеспокоены тем, что план Фуше отвлечет власть от ЕЭС и НАТО .
Западная Германия также была против идеи де Голля о ратификации планов на всенародном референдуме на том основании, что это противоречит конституции. Несмотря на дружбу Аденауэра с де Голлем, Западная Германия никогда не была убеждена, что план Фуше был лучшим курсом действий. Однако, хотя план провалился, Аденауэр и де Голль смогли заключить Договор о дружбе в 1963 году, чтобы укрепить связи между Францией и Западной Германией. Это соглашение было бы выгодно не только французам и западным немцам, но и всему ЕЭС.
Бенилюкс
[ редактировать ]Бельгия , Нидерланды и Люксембург , известные под общим названием Бенилюкс , выступили против плана Фуше. Они опасались, что это предложение лишило бы слишком много власти Комиссию, наднациональный руководящий орган, и в значительной степени будет опираться на межправительственный подход. Они беспокоились, что план Фуше ослабит Римский договор и станет шагом в сторону от интеграции. Снижение власти дало бы Франции больше возможностей влиять на другие страны. Бенилюкс опасался, что это позволит де Голлю и Франции доминировать в ЕЭС и продвигать вопросы, важные для их собственных национальных интересов.
Второй основной проблемой была скорость, с которой Франция пыталась реализовать этот план. Страны Бенилюкса считали, что решение такого масштаба следует отложить до завершения переговоров о вступлении Великобритании, начавшихся в 1961 году. В это время де Голль тесно разговаривал с канцлером Германии Аденауэром, и Бенилюкс беспокоился, что сотрудничество двух стран сместит власть межправительственной организации в сторону Франции и Западной Германии. Вступление Великобритании в ЕС позволило бы более равномерно сбалансировать структуру власти внутри ЕЭС и не позволило бы Франции доминировать на переговорах.
В частности, Нидерланды считали, что план Фуше был попыткой подорвать мощь НАТО. Общая оборонная политика Плана прямо противоречила бы миссии и директивам НАТО, поэтому Нидерланды были обеспокоены тем, что этот план был попыткой ослабить влияние НАТО и восстановить Францию как военную державу.
Литература
[ редактировать ]- Блос, Роберт. «План Фуше и проблема политической Европы». Исследования современных европейских проблем 5. Брюссель: Колледж Европы. (1970): 538.
- Кэмпс, Мириам. «Шестерка и политический союз» The World Today 20.11 (ноябрь 1964 г.): 473–480.
- Моравчик, Андрей. «Де Голль между зерном и величием: политическая экономия политики французского ЕС, 1958-1970». Журнал исследований холодной войны 2.2 (2000): 3-43.
- Моравчик, Андрей. «За пределами зерна и величия: ответ критикам и программа будущих исследований». Журнал исследований холодной войны 2.3 (2000): 117–142.
- Тисдейл, Энтони Л. «План Фуше: межправительственный проект де Голля для Европы», июль 2013 г., доступно по адресу * http://penguincompaniontoeu.com/fouchet-plan/
- Ванке, Джеффри В. «Невозможный союз: возражения Голландии против плана Фуше, 1959–62». История холодной войны 2.1 (2001): 95.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Моравчик, Эндрю, Выбор для Европы: социальные цели и государственная власть от Мессины до Маастрихта, Cornell University Press, 1998.
- ^ План Фуше, первый проект, доступен онлайн по адресу: http://www.cvce.eu/viewer/-/content/485fa02e-f21e-4e4d-9665-92f0820a0c22/en;jsessionid=441BD693160E8706492434D58977AEB5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Первый черновик
- Второй проект
- Де Голль
- Аденауэр
- Общая информация. Архивировано 16 июня 2015 г. на Wayback Machine.