История Европейского Союза (1993–2004 гг.)

История Евросоюз |
---|
![]() |
![]() |
История Европейского Союза с 1993 по 2004 год была периодом между его созданием (заменив Европейское экономическое сообщество ) и расширением в 2004 году . Европейский Союз был создан на заре эпохи после холодной войны и стал свидетелем ряда последовательных договоров, заложивших основу для евро, внешней политики и будущего расширения . За этот период три новых государства-члена присоединились к предыдущим двенадцати, а Европейская экономическая зона расширила охват рынков ЕС еще на три.
Однако Союз столкнется с критикой из-за его неспособности справиться с кризисом в бывшей Югославии и обвинениями в мошенничестве в Европейской комиссии, что привело к его массовой отставке в 1999 году . Хотя падение комиссии рассматривалось как победа Европейского парламента , оно еще больше укрепило евроскептицизм эпохи после Делора и привело к тому, что социалисты потеряли свой статус крупнейшей партии, существовавшей с момента начала выборов . В следующей Комиссии Проди , комиссия, внешняя политика и меры по борьбе с мошенничеством будут усилены.
Маастрихтский договор
[ редактировать ]После задержек с ратификацией Маастрихтского договора , которые привели к Дании отказу , договор вступил в силу 1 ноября 1993 года под эгидой третьей Комиссии Делора . президента Жака Делора Мандат Комиссии был продлен до 23 января 1995 года, после чего Комиссия Сантера вступила в должность. Новый Европейский Союз ввел систему столпов , формализовав европейское политическое сотрудничество как общую внешнюю политику и политику безопасности и добавив новую область юстиции и внутренних дел . [ 1 ] [ 2 ] В Маастрихте также был учрежден Комитет регионов , первое заседание которого состоялось с 9 по 10 марта 1994 года, президентом которого был избран Жак Блан. Кроме того, 25 мая Европейский инвестиционный фонд учредил ЕИБ , а Европейское полицейское управление 26 июля 1995 года с подписанием конвенции Европола было создано .
Президент Сантер
[ редактировать ]Из-за опасений по поводу предложения Жана-Люка Деэна на пост президента Европейской комиссии , поскольку Соединенное Королевство не желает еще одного Жака Делора , Жак Сантер (тогдашний премьер-министр Люксембурга ) был предложен как менее федералистский вариант. Однако из-за этого. его считали «вторым выбором», что ослабило его позиции, поскольку Европейский парламент одобрил его лишь узким большинством голосов. Однако он расширил свои полномочия при выдвижении кандидатур на посты других членов Комиссии . Президент получил эти полномочия в соответствии с Маастрихтским договором , вступившим в силу в прошлом году. 18 января 1995 года ему удалось добиться одобрения своей комиссии парламентом 416 голосами против 103 (большое большинство, чем ожидалось), и они были назначены советом 23 января. [ 3 ]
выборы 1994 года
[ редактировать ]С 9 по 12 июня 1994 г. четвертые европейские выборы прошли , в результате которых победили социалисты . На своей первой сессии, проходившей с 19 по 26 июля, парламент избрал Клауса Хэнша своим президентом и утвердил Жака Сантера президентом Комиссии. Его члены комиссии были утверждены 18 января 1995 года и вступили в должность 23 января. 19 июля 1997 года Хосе Мария Хиль Роблес был избран председателем парламента.
Свободное передвижение
[ редактировать ]1 января 1994 года вступила в силу Европейская экономическая зона (ЕЭЗ), позволившая членам Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) Норвегии и Исландии войти в единый европейский рынок (созданный годом ранее) без присоединения к Союзу в обмен на финансовые взносы и принятие соответствующего законодательства ЕС. Швейцария отказалась от членства, и Лихтенштейн . 1 мая следующего года присоединился [ 4 ] 23 февраля 1995 года Европейский суд издал «постановление Бордессы»: граждане могут вывозить банкноты без предварительного разрешения ( свободное движение капитала ). Позже в том же году, 15 декабря, он вынес постановление Босмана , согласно которому ограничение количества иностранных игроков (ЕС) в футбольных командах является незаконным ( свободное передвижение людей ).
Шенгенское соглашение (подписанное в 1985 году) вступило в силу 26 марта 1995 года между Бельгией, Францией, Германией, Люксембургом, Нидерландами, Португалией и Испанией. , не входящие в ЕС Австрия присоединилась к нему 28 апреля, за ней последовали Дания, Финляндия и Швеция, а также Норвегия и Исландия , 19 декабря 1996 года. Таможенный союз ЕС-Турция вступил в силу 1 января 1996 года.
Амстердамский договор
[ редактировать ]Межправительственная конференция, по итогам которой был подписан Амстердамский договор, открылась 29 марта 1996 года в Турине . 22 июля 1997 года лидеры Западноевропейского союза встретились и приняли декларацию, которая должна быть добавлена к договору, определяющую его роль в ЕС и НАТО. Договор был подписан министрами иностранных дел 2 октября. Договор вступил в силу 1 мая 1999 года.
Договор был направлен на создание «зоны свободы, справедливости и безопасности», а также на укрепление ОВПБ. Также будут проведены институциональные реформы, которые сделают Союз более демократичным и приспособят его к расширению. [ 5 ]
Амстердам также включил в себя выводы Эдинбургского Европейского совета 1992 года , в которых изложены текущие договоренности в отношении местонахождения учреждений; Таким образом, парламент будет базироваться в Страсбурге, где он должен будет проводить «двенадцать периодов ежемесячных пленарных заседаний, включая бюджетную сессию». Однако дополнительные сессии могут проводиться в Брюсселе, где также должны собираться комитеты, в то время как секретариат должен оставаться в Люксембурге. Комиссия и Совет будут базироваться в Брюсселе, однако некоторые заседания Совета и некоторые департаменты комиссии будут находиться в Люксембурге, где также будут размещаться судебные и финансовые органы ЕС. Однако Центральный банк будет находиться во Франкфурте, а Европол – в Гааге. [ 6 ]
Внешняя политика
[ редактировать ]ЕС В 90-е годы развитие общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ) получило сильный импульс из-за конфликтов на Балканах . ЕС не смог отреагировать на начало конфликта, а миротворцы ООН из Нидерландов не смогли предотвратить резню в Сребренице (июль 1995 года) в Боснии и Герцеговине , крупнейшее массовое убийство в Европе со времен Второй мировой войны. Организации Североатлантического договора (НАТО) наконец пришлось вмешаться в войну , заставив воюющие стороны сесть за стол переговоров. 14 декабря 1995 года в Париже было подписано Дейтонское соглашение , положившее конец конфликту в Хорватии и Боснии и Герцеговине .
24 марта 1999 года ситуация в Косово привела к принятию декларации ЕС по ОВПБ по Косово и вызвала интервенцию НАТО в Косово и Сербии . Хотя ЕС был более активно вовлечен в конфликт в Косово, чем в конфликт в Боснии, неспособность ЕС предотвратить конфликты в бывшей Югославии или быстро завершить их усилила стремление ЕС к большей эффективности во внешней политике. [ 7 ]
Ранний внешнеполитический опыт ЕС привел к тому, что это было подчеркнуто в Амстердамском договоре , который вступил в силу 1 мая 1999 года. В соответствии с договором был создан Верховный представитель , а на этот пост был назначен Хавьер Солана , которого некоторые также считали Европы Первый министр иностранных дел . Это также привело к декларации лидеров Западноевропейского союза в 1997 году о роли этой организации в ЕС и НАТО. [ 5 ] [ 8 ] В ответ Ниццский договор укрепил сотрудничество Высокого представителя и внешнеполитическое сотрудничество.
Бюджетный кризис
[ редактировать ]К концу 1998 года вокруг бюджета общины на 1996 год разразился кризис. В комиссии высказывались обвинения в неэффективном финансовом управлении. Парламент решил отказать в утверждении бюджета, что привело Комиссию в кризис. Народная партия попыталась добиться отставки членов комиссии Эдит Крессон и Мануэля Марина (оба члена социалистов), в то время как группа социалистов все еще поддерживала Комиссию и попыталась выразить вотум доверия . В конце концов предложение PES, основанное на коллективной ответственности (без выделения двух комиссаров-социалистов), было одобрено, и для расследования был создан комитет независимых экспертов. [ 9 ] [ 10 ]
Комитет подготовил свой отчет 15 марта 1999 года и был представлен Комиссии и Парламенту. Он в значительной степени очистил большинство членов, за исключением Крессона, но пришел к выводу, что растет нежелание членов комиссии признавать ответственность и что «становится все труднее найти кого-либо, кто имел бы хоть малейшее чувство ответственности». В ответ на отчет PES отказалась от поддержки Комиссии, что привело к прекращению поддержки комиссии. Вечером после публикации отчета Сантер объявил, что вся комиссия подала в отставку. [ 9 ] Эдит Крессон предстала перед Европейским судом и в июле 2006 года была признана виновной, но не лишена пенсии. [ 11 ] Сегодня Крессон несет большую ответственность за падение Сантера, который продолжал служить депутатом Европарламента и так и не выздоровел полностью, а также остальных членов его Комиссии. [ 12 ]
Немедленным эффектом для комиссии стало то, что она стала политически ослабленной и неспособной реагировать на начало войны в Косово и завершение переговоров по Повестке дня на 2000 год . Кризис усугубил и без того ограниченные полномочия Комиссии в пользу законодательной власти Парламента, внешнеполитической роли Совета и финансовой роли ЕЦБ. Однако изменения в парламенте были наиболее глубокими: предыдущее постоянное сотрудничество между двумя органами подошло к концу со сменой власти. [ 13 ] В связи с кризисом следующая Комиссия быстро учредила орган по борьбе с мошенничеством OLAF . [ 14 ] и считается невыполнившим свой долг. [ 3 ]
Сама Комиссия пострадала от потери доверия и репутации, что только усугублялось настроениями после Делора. Проди пришлось иметь дело с возросшим евроскептицизмом, который помог свергнуть комиссию Сантера. После окончания эпохи Делора проинтеграционизм уступил место большей озабоченности полномочиями комиссии. Всего лишь в 2000 году Совет еще раз ограничил полномочия комиссии, посчитав, что Проди превысил свои полномочия. [ 13 ] Тем временем парламент получил ту известность, к которой стремился, и, воспользовавшись своими полномочиями, совет был вынужден уделять больше внимания его взглядам при назначении следующей комиссии. [ 10 ] Это также показало, что парламент работает с большей динамикой противостояния правительства и двух основных партий, чем раньше. [ 9 ] На следующих парламентских выборах 1999 года явка не увеличилась, как ожидалось, но Народная партия действительно победила социалистов, впервые с начала выборов, став крупнейшей партией в парламенте.
Президент учебной программы
[ редактировать ]1 мая 1999 года Амстердамский договор вступил в силу, а 5 мая парламент утвердил Романо Проди президентом Комиссии. В соответствии с новыми полномочиями Амстердамского договора некоторые называли Проди «первым премьер-министром Европы». [ 15 ] 4 июня Хавьер Солана был назначен генеральным секретарем совета и на новый пост Верховного представителя по общей внешней политике и политике безопасности .
10–13 июня 1999 г. Пятые европейские выборы прошли во всех 15 странах-членах. 20 июля он избрал Николь Фонтен своим президентом, а 15 сентября утвердил Комиссию Проди , которая впоследствии вступила в должность. В ответ на недавний скандал вокруг Комиссии Сантера 18 июня 1999 года была создана OLAF для борьбы с мошенничеством в институтах Союза. Позже, 16 января 2002 года, парламент избрал своего нового президента Пэта Кокса .
Помимо расширения и Амстердамского договора, Комиссия Проди также стала свидетелем подписания и вступления в силу Ниццкого договора , а также заключения и подписания Европейской конституции : в которой он представил «конвенционный метод» переговоров. [ 16 ] Однако этот орган критиковали за тусклость, плохую коммуникацию и неспособность оказать влияние, несмотря на такие важные события, как расширение и введение евро. [ 17 ] Комиссия должна была покинуть свой пост 31 октября 2004 года, но из-за противодействия Европейского парламента предлагаемой Комиссии Баррозу , которая придет на смену ей, срок ее полномочий был продлен и, наконец, покинул свой пост 21 ноября 2004 года.
Ниццкий договор
[ редактировать ]Чтобы справиться с предстоящим расширением в 2004 году, лидеры встретились в Ницце 7 декабря 2000 года, чтобы создать новый договор, который обеспечил бы функционирование Союза с дополнительными членами. Ниццкий договор был подписан два месяца спустя, 26 февраля 2001 года, и вступил в силу 1 февраля 2003 года.
Комиссия и Европейский парламент были разочарованы тем, что Межправительственная конференция в Ницце (IGC) не приняла многие из их предложений по реформе институциональной структуры или введению новых полномочий Сообщества, таких как назначение европейского государственного прокурора . Европейский парламент пригрозил принять резолюцию против Договора; хотя у него не было формального права вето, итальянский парламент пригрозил, что не ратифицирует его без поддержки Европейского парламента. Однако в итоге этого не произошло и Европейский парламент одобрил договор.
В период ратификации Ниццкого договора Европейская конвенция начала работу над Европейской конституцией , начав работу 28 февраля 2002 года, вскоре после того, как 23 июля истек срок действия Парижского договора, учреждающего ЕОУС. По результатам работы Европейской конвенции 4 октября 2003 г. в Риме была проведена Межправительственная конференция (IGC) для внесения изменений в предложенный текст. Он был подписан в Риме 28 октября 2004 года всеми лидерами новых и старых членов, но не был ратифицирован. (см. также: Лиссабонский договор )
Экономический и валютный союз
[ редактировать ]1 января 1994 года начался второй этап ЕВС в соответствии с Маастрихтским договором с учреждением Европейского валютного института . 16 декабря 1995 года датой введения евро было установлено 1 января 1999 года.
14 октября 1996 года финская марка вошла в ERM , а итальянская лира снова вошла в ERM 25 ноября. Греческая драхма ) приняли евро в 1999 году. вошла в ERM 16 января 1998 года, слишком поздно для заседания совета 3 мая 1998 года, на котором 11 членов (15, за исключением Швеции, Дании, Греции и Соединенного Королевства Центральный банк был создан . Заключительные встречи проводятся в декабре, а курсы безотзывной конвертации устанавливаются 31 декабря, а на следующий день они становятся активной валютой, как и планировалось.
В 2000 году Комиссия рекомендовала Греции присоединиться к еврозоне , что она и сделала в начале 2001 года. Однако и Дания, и Швеция отвергли валюту на референдумах, проведенных 28 сентября 2000 года и 14 сентября 2003 года соответственно. 1 января 2002 года физическая валюта евро вошла в обращение в 12 государствах еврозоны и 28 февраля стала единственной законной валютой 12 государств еврозоны (включая Грецию).
Расширение
[ редактировать ]30 марта 1994 г. завершились переговоры о вступлении с Австрией, Финляндией, Швецией и Норвегией. Швеция и Финляндия подали заявки после падения железного занавеса ; позволяя им, как нейтральным к холодной войне странам, теперь присоединиться к Союзу. Их договоры о присоединении были подписаны 25 июня того же месяца. В каждой стране были проведены референдумы о въезде, в результате которых были въезды всех, кроме Норвегии (второй неудавшийся референдум);
- Австрия – 66,6% «за» (12 июня); заявка подана в июле 1989 г.
- Финляндия – 56,9% «за» (16 октября); заявка, поданная в марте 1992 года (отдельный референдум, проведенный на Аландских островах )
- Швеция – 52,8% «за» (13 ноября); заявка подана в июле 1991 г.
- Норвегия – 47,8% «за» (28 ноября); заявка подана в декабре 1992 г.
Австрия, Финляндия и Швеция стали членами ЕС 1 января 1995 года. Швеция провела выборы в парламент позже в том же году, 17 сентября. В следующем году Австрия провела выборы 13 октября, а Финляндия — 20 октября.
С 1990-х годов многие государства шли к членству. После 1995 года, помимо стремлений Турции, на пути к членству продвинулись 12 стран. Это были: две средиземноморские страны Кипр и Мальта ; бывшая югославская республика Словения ; и 9 стран бывшего восточного блока: Эстония , Латвия , Литва , Польша , Чехия , Словакия , Венгрия , Румыния (где Снаговская декларация с этой целью была подписана ) и Болгария .
Была надежда, что Кипр присоединится как единый остров. Однако северный Кипр остался вне контроля международно признанного правительства Республики Кипр после турецкого вторжения в 1974 году . План Аннана по разрешению кипрского спора был отвергнут киприотами-греками на референдуме 2004 года . Договоры о присоединении были подписаны 16 апреля 2003 года в Афинах и включили Мальту, Кипр, Словению, Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию и Венгрию. Румыния и Болгария не вошли в число десяти стран, выбранных для присоединения в 2004 году.
Наконец, 1 мая 2004 года Союз расширился с 15 до 25 членов , что стало крупнейшим расширением в его истории. Его население подскочило с 381 миллиона до 456 миллионов, а площадь выросла с 3367 до 4104 тысяч км. 2 (См. Статистику увеличения ). Эти 10 стран также привезли с собой 162 депутата Европарламента и 10 членов комиссии, которые присоединились к Комиссии Проди 1 мая. [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ 1993 europa.eu
- ^ Характеристики Договора о Европейском Союзе CVCE.eu
- ^ Jump up to: а б «Кризис Комиссии Сантера» . CVCE . Проверено 19 апреля 2013 г.
- ^ Европейская экономическая зона CVCE.eu
- ^ Jump up to: а б Амстердамский договор CVCE.eu
- ^ Европейский Совет (12 декабря 1992 г.). «Решение, принятое по общему соглашению между представителями правительств государств-членов о местонахождении учреждений и некоторых органов и департаментов Европейских сообществ» . Европейский парламент . Проверено 19 апреля 2013 г.
- ^ Крис Паттен: На пути к общей внешней политике ec.europa.eu
- ^ Хавьер Солана/Испания: первый министр иностранных дел Европы? businessweek.com
- ^ Jump up to: а б с Рингер, Нильс Ф. (февраль 2003 г.). «Кризис отставки Комиссии Сантера» (PDF) . Университет Питтсбурга . Архивировано (PDF) из оригинала 30 августа 2006 г. Проверено 7 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Хоскинс, Кэтрин; Майкл Ньюман (2000). Демократизация Европейского Союза: проблемы XXI века (Перспективы демократизации . Издательство Манчестерского университета . стр. 106–7. ISBN) . 978-0-7190-5666-6 .
- ^ «Суд вынес решение против бывшего премьер-министра Франции» . Новости Би-би-си . 11 июля 2006 года . Проверено 7 октября 2007 г.
- ^ Хардинг, Гарет (18 марта 1999 г.). «Разворачивающаяся драма упадка Комиссии» . Европейский голос . Архивировано из оригинала 26 февраля 2009 года . Проверено 7 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Топан, Ангелина (30 сентября 2002 г.). «Отставка Комиссии Сантера: влияние «доверия» и «репутации» » . Интернет-документы по европейской интеграции . Проверено 7 октября 2007 г.
- ^ «Мошенничество с бюджетом ЕС» . policy.co.uk. Архивировано из оригинала 19 июня 2006 года . Проверено 7 октября 2007 г.
- ↑ Проди получит широкие новые полномочия в качестве главы Европейской комиссии iht.com, 16 апреля 1999 г.
- ^ Откройте для себя бывших президентов: Комиссия Проди , Европа (веб-портал) , по состоянию на 23 августа 2007 г.
- ↑ BM: Новая комиссия – некоторые первоначальные мысли. Архивировано 23 сентября 2006 г. на сайте Wayback Machine bmbrussels.be, 2004 г.
- ^ Европа, История ЕС с 2000 г. по настоящее время. Архивировано 11 октября 2007 г. на Wayback Machine europa.eu.