Образовательная политика и инициативы Европейского Союза
Эту статью необходимо обновить . ( июнь 2017 г. ) |
В Европейском Союзе образование находится в ведении его государств-членов и их министерств образования ; в этом случае институты Европейского Союза играют лишь вспомогательную и контролирующую роль. Согласно ст. 165 Договора о функционировании Европейского Союза , Сообщества
должны способствовать развитию качественного образования путем поощрения сотрудничества между государствами-членами посредством таких действий, как содействие мобильности граждан, разработка совместных программ обучения, создание сетей, обмен информацией или обучение языкам Европейского Союза . Договор также содержит обязательство содействовать непрерывному обучению для всех граждан Союза.
ЕС также финансирует образовательные, профессиональные программы и программы формирования гражданства, которые побуждают граждан ЕС воспользоваться возможностями, которые ЕС предлагает своим гражданам для жизни, учебы и работы в других странах. Самая известная из них — программа Erasmus , в рамках которой за последние 20 лет в межуниверситетском обмене и мобильности приняли участие более 3 000 000 студентов.С 2000 года, осознавая важность образования и обучения для своих экономических и социальных целей, государства-члены ЕС начали работать вместе для достижения конкретных целей в области образования. Делясь примерами передовой политической практики, принимая участие в мероприятиях по взаимному обучению, устанавливая контрольные показатели и отслеживая прогресс по ключевым показателям, 27 государств-членов стремятся последовательно реагировать на общие проблемы, сохраняя при этом свой индивидуальный суверенитет в области политики в области образования. . Эта стратегия называется программой «Образование и обучение 2020» (ET2020), которая представляет собой обновленную версию Программа «Образование и обучение 2010» . [1] Европейский Союз также является партнером в различных межправительственных проектах, включая Болонский процесс , целью которого является создание европейского пространства высшего образования путем гармонизации структур и стандартов академических степеней , а также обеспечения академического качества стандартов во всех государствах-членах ЕС и в других европейских странах. страны.
Построение Европы знаний
[ редактировать ]Европейский Союз принял свою первую образовательную программу (программу COMETT, призванную стимулировать контакты и обмены между университетами и промышленностью) в июле 1987 года. За этой программой вскоре последовала программа ERASMUS , которая способствовала межуниверситетским контактам и сотрудничеству, а также существенная студенческая мобильность (как, например, в 1989 году программа «Молодежь для Европы», первая в ЕС программа поддержки молодежных обменов). Эти программы были приняты странами ЕС , но при значительной поддержке Европейского парламента , который предоставил бюджеты еще до того, как были приняты правовые инструменты.
В Европейском Союзе есть два разных типа инструментов для повышения качества и открытости систем образования и обучения в государствах-членах ЕС: набор политических инструментов, с помощью которых странам ЕС предлагается развивать свои собственные системы образования и учиться друг у друга. успехи; и обширная программа поддержки обменов, сетей и взаимного обучения между школами, университетами или учебными центрами, а также между политическими властями, ответственными за эти области в различных государствах-членах.
Политика образования и обучения
[ редактировать ]Интерес Европейского Союза к политике в области образования (в отличие от образовательных программ) развился после Лиссабонского саммита в марте 2000 года, на котором главы государств и правительств ЕС попросили министров образования ЕС подумать о «конкретных целях» системы образования с целью их совершенствования. [2] Европейская комиссия и государства-члены Европейского Союза вместе работали над отчетом для весеннего заседания Европейского совета 2001 года . [3] а в 2002 году Весенний саммит утвердил программу их совместной работы. [4] показывая, как они предложили реализовать рекомендации отчета. С тех пор они публикуют серию «Совместных докладов» раз в два года. [5] [6] [7] [8] [9]
Комиссия стремится побудить государства-члены улучшить качество своих систем образования и обучения двумя основными способами: через процесс установления целей и публикации позиции государств-членов в их достижении, а также путем стимулирования дискуссий по вопросам, представляющим общий интерес. Это делается с помощью процесса, известного как Открытый метод координации .
Настройка цели
[ редактировать ]Что касается установления целевых показателей, государства-члены согласовали в Совете 5 мая 2003 г. пять контрольных показателей: преждевременное окончание школы; количество выпускников и снижение гендерного дисбаланса в математике, естественных науках и технологиях; законченное среднее образование; люди с низкими показателями читательской грамотности; обучение на протяжении всей жизни. [10]
В рамках текущей политики в области образования и политики (ET2020) семь контрольных показателей требуют, чтобы к 2020 году: [11]
1 – Ранние выпускники школ : менее 10% учеников должны покинуть школу до окончания обязательного школьного обучения.
2 – Получение высшего образования : не менее 40% населения в возрасте 30–34 лет должны иметь высшее образование.
3 – Образование и уход за детьми дошкольного возраста : 95% детей в возрасте от 4 до возраста начала начального образования должны участвовать в дошкольном образовании.
4 – Низкая успеваемость по чтению, математике и естественным наукам : не более 15% 15-летних должны иметь низкие показатели по чтению, математике и естественным наукам, что соответствует уровню 2 Программы ОЭСР. международной оценки учащихся
5 – Уровень трудоустройства недавних выпускников : 82% населения в возрасте 20–34 лет, которое больше не учится и не проходит профессиональную подготовку и успешно завершило среднюю или высшую школу, должно быть трудоустроено.
6 – Участие взрослых в непрерывном обучении : участие возрастной группы 25–64 лет в непрерывном обучении (т.е. формальном или неформальном непрерывном образовании или обучении, включая развитие навыков на предприятии) должно составлять не менее 15% в год.
7 – Мобильность между странами : не менее 20% выпускников высших учебных заведений и 6% людей в возрасте от 18 до 34 лет с начальной профессиональной квалификацией должны были провести некоторое время, обучаясь или стажируясь за границей.
С 2012 года [9] прогресс по сравнению с контрольными показателями и основными индикаторами ежегодно оценивается в « Мониторе образования и обучения» , [12] публикуется каждую осень Генеральным управлением образования и культуры вместо Отчета о ходе работы . [9] контрольный показатель по выпускникам школ раннего возраста и контрольный показатель по получению высшего образования также является Целью «Европы-2020» .
Политические дискуссии
[ редактировать ]Помимо оценки прогресса, комиссия также публикует программные документы, призванные побудить государства-члены ЕС более внимательно изучить конкретные области своей политики в области образования и обучения. Комиссия публиковала подобные документы на протяжении многих лет, но до Лиссабонского саммита в марте 2000 года лишь немногие из них получили широкое распространение. Однако с тех пор государства-члены стали более открытыми для взаимного обмена и обучения, и ряд документов Комиссии оказали значительное влияние. Недавний пример (конец 2006 г.) можно найти в Сообщении « Эффективность и справедливость в европейских системах образования и обучения». Этот документ в целом приветствовался государствами-членами, но вызвал критику со стороны некоторых (в частности, Германии и Австрии), которые считали, что он негативно комментирует их системы образования и обучения. [13]
сеть
[ редактировать ]Наконец, комиссия поддержала различные сетевые системы между министрами (и министерствами) в государствах-членах ЕС, в дополнение к трижды в год встречам «Совета по образованию» в рамках собственной институциональной системы ЕС. Они варьируются от совещаний министров, ответственных за профессиональное образование и обучение, проводимых раз в два года («Копенгагенский процесс»), через регулярные встречи генеральных директоров высшего образования или профессионального образования и обучения до более специализированных сетей или «кластеров» в рамках « Образования и обучения ». Программа 2010 года » в таких областях, как ключевые компетенции, изучение иностранных языков или признание неформальных и неформальных квалификаций. [14]
Программы обучения и обучения
[ редактировать ]Внутри ЕС
[ редактировать ]Первыми программами обмена в Европейском Союзе были Программа COMETT для связей и обменов между промышленностью и университетами, запущенная в 1987 году (и прекращенная в 1995 году); Erasmus . В том же году была запущена программа университетского обмена С тех пор аналогичные программы действуют, а с 2007 года все программы образования и профессиональной подготовки были объединены в одну программу; Программа непрерывного обучения 2007-2013 гг . [15] Программа обучения на протяжении всей жизни включает отдельные подпрограммы для школ; университеты и высшее образование; профессиональное образование и обучение; образование взрослых; преподавание ЕС в университетах; и «горизонтальная» программа разработки политики.
Программа школьного обмена, названная в честь чешского учителя, ученого и педагога XV века Яна Амоса Коменского , помогла более 2,5 миллионам школьников принять участие в совместных международных проектах. Программа Erasmus (названная в честь Дезидериуса Эразма , голландского гуманиста и богослова XVI века) стала символом университетских программ обмена с момента ее запуска в 1987 году. Около двух миллионов студентов на данный момент прошли полностью аккредитованный период продолжительностью от 3 месяцев до 1 года. учебный год в другом университете ЕС по программе, ставшей символом Европы в университетах. Программа профессионального образования и обучения названа в честь изобретателя и универсала эпохи Возрождения Леонардо да Винчи . В настоящее время ежегодно около 75 000 молодых людей проходят стажировку или стажировку в другой стране ЕС . Программа образования взрослых, названная в честь пастора Н.Ф.С. Грундтвига , датского богослова, поэта, философа и мыслителя XIX века, помогает тем, кто занимается образованием взрослых, получить доступ к аналогичному международному опыту. Подпрограмма, поддерживающая преподавание Европы в высшем образовании, названа в честь французского политика и архитектора Европейское Единство , Жан Монне .
Программа вступила в силу 1 января 2007 года и будет действовать до тех пор, пока проекты, начатые в последнем 2013 году, не будут закрыты – вероятно, в 2016 году.
Уровни образования в регионах ЕС стали более схожими, что сыграло важную роль в увеличении уровня занятости в Европейском Союзе. [16] Число молодых людей, не имеющих образования, работы или профессиональной подготовки (NEET), особенно женщин, значительно выше в регионах сплоченности (менее развитые регионы Европы), чем в среднем по ЕС (11,2 процента в 2023 году). [17] Более низкий уровень образования в этих местах усугубляется относительно низким уровнем навыков чтения и счета среди молодежи. [18] [19]
За пределами ЕС
[ редактировать ]Первой программой ЕС, направленной на содействие образовательному обмену и сотрудничеству между образовательными учреждениями внутри ЕС и за его пределами, была программа TEMPUS 7 мая 1990 года , принятая Советом в рамках помощи, оказываемой Европейским сообществом в то время странам, нарушившим свободный от советской власти.
Идея, лежащая в основе TEMPUS, заключалась в том, что отдельные университеты Европейского сообщества могут внести свой вклад в процесс восстановления свободных и эффективных университетских систем в странах-партнерах; и что восходящий процесс посредством партнерства с отдельными университетами в этих странах обеспечил бы противовес влиянию министерств, которым доверяли гораздо меньше, немногие из которых к тому времени претерпели серьезные изменения со времен советского доминирования. Программа имела немедленный успех; а к 1993 году число стран-участниц выросло с пяти вначале до одиннадцати. Впоследствии программа была расширена и теперь включает новые независимые государства бывшего Советского Союза ; снова включить страны Западных Балкан; [20] и, наконец, охватить страны Средиземноморья. [21]
Программа ТЕМПУС [22] в настоящее время поддерживает проекты консорциумов университетов ЕС и стран-партнеров, направленные на обновление учебных программ и методов обучения; улучшить академический менеджмент (например, планы стратегического развития, системы оценки и обеспечения качества); и продвигать приоритеты высшего образования стран-партнеров. Он также предоставляет гранты на индивидуальную мобильность, позволяющие людям путешествовать в Европу или из Европы в связи с этими темами. Программа TEMPUS все еще действует, но будет обновлена и пересмотрена с 2007 года.
За TEMPUS последовала серия более мелких программ, в большей степени ориентированных на мобильность ученых в ЕС. К ним относятся программы ALFA/ALBAN с латиноамериканскими университетами; [23] программа «Азия-Линк»; [24] и другие, иногда ограниченные по времени. Некоторые из них, похоже, были созданы в качестве средства помощи развитию, а не для развития университетов как таковых, и это впечатление усиливается тем фактом, что ими управляла Европейской комиссии служба помощи развитию EuropeAid , а не (как TEMPUS или Программа Erasmus Mundus ) отделом образования и культуры . [ нужна ссылка ]
Наконец, в 2003 году Европейский Союз запустил программу Erasmus Mundus, проект, призванный обеспечить место европейских университетов как центров передового опыта во всем мире; привлечь в Европу лучших студентов со всего мира; и обеспечить партнерство между европейскими университетами и университетами других стран. Программа имела сильную поддержку как со стороны Совета министров , так и со стороны Европейского парламента . [25] Первый этап программы Erasmus Mundus завершится в 2008 году. Комиссия объявила о своем намерении предложить дальнейший период. Европейский учебный центр (ESC) в последнее время зарекомендовал себя как известная и надежная компания в Индии, предоставляющая комплексные услуги в сфере европейского зарубежного образования, помогая индийским студентам воспользоваться преимуществами программы Erasmus Mundus.
См. также
[ редактировать ]Пепин, Люси (2006). История европейского сотрудничества в сфере образования и обучения . Люксембург: Европейская комиссия . ISBN 92-894-8986-3
- Главное управление образования и культуры
- Болонский процесс
- Образование и обучение 2010 г.
- Лиссабонская стратегия
- Европейская система кредитных переводов
- Европейский день языков
- Европейские исследования
- Европейская школа
- Европейское пространство высшего образования
- Сеть Эвридика
- Глобальная образовательная сеть Европы
- Программа непрерывного обучения 2007-2013 гг.
- Программа Comenius – касается начального и среднего образования .
- Программа Erasmus – касающаяся высшего образования .
- Программа Леонардо да Винчи – касающаяся профессионального образования и обучения .
- Программа «Грундтвиг» – касается образования взрослых .
- Плотей
- Программа ТЕМПУС
- Культурная политика Европейского Союза
- Европейская кросс-медийная академия
- Отчет Делора
- Франко-Немецкий университет
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «EUR-Lex – 52009XG0528(01) – EN – EUR-Lex» . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ Заключения председательства Лиссабонского Европейского Совета, 23 и 24 марта 2000 г .; см. параграфы 24-27.
- ^ «Стокгольм, Европейский совет, 23-24 марта 2001 г. Заключения и приложения председательства» . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ «Выводы председательства Барселоны в Европейском совете, 15 и 16 марта 2002 г.» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 23 июня 2006 г. Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ «EUR-Lex – 52004XG0430(01) – EN – EUR-Lex» . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ «EUR-Lex – 52006XG0401(01) – EN – EUR-Lex» . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ «EUR-Lex – 52008XG0405(01) – EN – EUR-Lex» . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ «EUR-Lex – 52010XG0506(01) – EN – EUR-Lex» . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «EUR-Lex – 52012XG0308(01) – EN – EUR-Lex» . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ «EUR-Lex – 52003XG0607(01) – EN – EUR-Lex» . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ «Политика образования и обучения, основанная на фактических данных» . Европейская комиссия . Архивировано из оригинала 23 августа 2016 года . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ «Монитор образования и обучения» . Европейская комиссия . Архивировано из оригинала 16 августа 2016 года . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ см., например, статью от 14 ноября 2006 г. в Der Spiegel Online по адресу [1] или аналогичные статьи в Financial Times Deutschland и Tageszeitung от 15 ноября 2006 г.
- ^ «ЕВРОПА – Образование и обучение – INNERPAGE – Образование» . Европейская комиссия . Проверено 26 марта 2013 г.
- ^ «ЕВРОПА – Образование и обучение – Программа обучения на протяжении всей жизни» . Европейская комиссия. Архивировано из оригинала 19 марта 2013 года . Проверено 26 марта 2013 г.
- ^ Банк, Европейские инвестиции (15 июля 2024 г.). Деятельность группы ЕИБ в регионах сплочения ЕС в 2023 году . Европейский инвестиционный банк. ISBN 978-92-861-5761-5 .
- ^ Банк, Европейские инвестиции (15 июля 2024 г.). Деятельность группы ЕИБ в регионах сплочения ЕС в 2023 году . Европейский инвестиционный банк. ISBN 978-92-861-5761-5 .
- ^ Банк, Европейские инвестиции (15 июля 2024 г.). Деятельность группы ЕИБ в регионах сплочения ЕС в 2023 году . Европейский инвестиционный банк. ISBN 978-92-861-5761-5 .
- ^ «Статистика молодых людей, не работающих, не обучающихся и не обучающихся» . ec.europa.eu . Проверено 31 июля 2024 г.
- ^ Албания, Босния и Герцеговина, Хорватия, Черногория, Республика Македония, Сербия.
- ^ «Полный список текущих покрытий см.» . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ «Темпус: модернизация высшего образования в странах-соседях ЕС» . Европейская комиссия . Архивировано из оригинала 7 ноября 2013 года . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ «см. официальный сайт» . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ "официальный сайт" . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ см. восторженный отчет о проекте программы Erasmus Mundus г-жи Мариэль де Сарне , депутата Европарламента от Европейского парламента : [2]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Патиниотис, Н.; Ставрулакис, Д.; Фартушник, Чиприан; Фигейра, Эдуардо; Прейзингер-Кляйне, Рэндольф; Ньювенхейс, Люк; Диллон, Брайан; Ласснигг, Л.; Дуган, Бретт (2009). Системные инновации и эволюция в европейском ПОО (профессиональном образовании и обучении). Сравнения по времени и состоянию . Бузэу: Альфа МДН. ISBN 978-973-139-099-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- European Schoolnet - сеть из 28 министерств образования Европы.
- Официальный сайт Европейского пространства высшего образования 2010-2020 гг.
- Эвридика - информация о европейской школьной системе
- eTwinning – партнерство школ Европы
- Новости и политика образования ЕС EurActiv.com
- Электронное обучение в Европе – Новости электронного обучения в ЕС