Лиссабонская стратегия
Эта статья является частью серии, посвященной |
![]() |
---|
![]() |
Лиссабонская стратегия , также известная как Лиссабонская программа или Лиссабонский процесс , представляла собой план действий и развития , разработанный в 2000 году для экономики Европейского Союза в период с 2000 по 2010 год. Ключевую роль в ее разработке сыграла португальский экономист Мария Жуан. Родригес .
Его цель состояла в том, чтобы к 2010 году сделать ЕС «самой конкурентоспособной и динамичной, основанной на знаниях экономикой в мире, способной к устойчивому экономическому росту с большим количеством лучших рабочих мест и большей социальной сплоченностью». [1] Он был сформулирован Европейским советом в Лиссабоне в марте 2000 года. К 2010 году большинство его целей не были достигнуты. На смену ей пришла стратегия «Европа-2020» .
Предыстория и цели
[ редактировать ]Лиссабонская стратегия направлена на решение проблемы низкой производительности и стагнации экономического роста в ЕС посредством формулирования различных политических инициатив, которые должны быть предприняты всеми государствами-членами ЕС. Более широкие цели, поставленные Лиссабонской стратегией, должны были быть достигнуты к 2010 году.
Он был принят сроком на десять лет в 2000 году в Лиссабоне , Португалия, Европейским Советом. В целом он был направлен на то, чтобы «сделать Европу к 2010 году самой конкурентоспособной и самой динамичной экономикой, основанной на знаниях, в мире».
Стратегия
[ редактировать ]Основными областями были экономическое, социальное и экологическое обновление и устойчивость . Лиссабонская стратегия в значительной степени основывалась на экономических концепциях:
- Инновации как двигатель экономических перемен (на основе работ Йозефа Шумпетера )
- « Экономика обучения »
- Социальное и экологическое обновление
Согласно стратегии, более сильная экономика создаст рабочие места в ЕС, наряду с инклюзивной социальной и экологической политикой, которая сама по себе будет способствовать дальнейшему экономическому росту.
В 2005 году исследовательская группа ЕС обнаружила, что текущий прогресс был оценен как «неубедительный», поэтому был введен процесс реформ, при котором все цели будут пересматриваться каждые три года с оказанием помощи по неудачным пунктам.
Преобразование целей Лиссабонской стратегии в конкретные меры привело к расширению Рамочных программ исследований и технологического развития (FP) на FP7. [2] и Совместные технологические инициативы (JTI). [3]
Ключевые мыслители и концепции
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Ноябрь 2007 г. ) |
Среди современных ключевых мыслителей, на чьих работах была основана Лиссабонская стратегия и/или которые принимали участие в ее создании, — Мария Жуан Родригес, Кристофер Фриман , Бенгт-Оке Лундвалль , Люк Соете , Даниэле Арчибуджи , Карлота Перес , Мануэль Кастельс , Джованни Дози и Ричард Нельсон. . [4]
Ключевые концепции Лиссабонской стратегии включают концепции экономики знаний , инноваций , технико-экономических парадигм , управления технологиями и « открытого метода координации » (OMC).
Среднесрочный обзор
[ редактировать ]В период с апреля по ноябрь 2004 года Вим Кок возглавил обзор программы и представил отчет о Лиссабонской стратегии, в котором пришел к выводу, что даже если некоторый прогресс был достигнут, большинство целей не были достигнуты: [5]
Европейский Союз и его государства-члены явно сами способствовали замедлению прогресса, не сумев принять меры по большей части Лиссабонской стратегии с достаточной срочностью. Столь разочаровывающие результаты объясняются перегруженной повесткой дня, плохой координацией и противоречивыми приоритетами. Тем не менее, ключевым вопросом остается отсутствие решительных политических действий.
— [6]
Европейская Комиссия использовала этот отчет в качестве основы для своего предложения в феврале 2005 года переориентировать Лиссабонскую программу на действия, которые способствуют экономическому росту и созданию рабочих мест таким образом, чтобы это полностью соответствовало цели устойчивого развития . В сообщении Комиссии говорилось, что «сделать экономический рост и создание рабочих мест непосредственной целью идет рука об руку с продвижением социальных или экологических целей». [7]
В своей резолюции о среднесрочном обзоре Лиссабонской стратегии в марте 2005 года Европейский парламент выразил уверенность в том, что « устойчивый рост и занятость являются наиболее насущными целями Европы и лежат в основе социального и экологического прогресса» и «что хорошо продуманная социальная и экологическая политика сами являются ключевыми элементами в укреплении экономических показателей Европы». [8]
Некоторые назвали эти заявления нереалистичными, и предсказывали провал инициативы «перезапуска», если существующий подход не будет изменен. [9] [10] [11]
Заключительный обзор
[ редактировать ]В 2009 году Швеции премьер-министр Фредрик Рейнфельдт признал:
Даже если прогресс был достигнут, следует сказать, что Лиссабонская программа, до которой остался всего год до ее оценки, потерпела неудачу.
— [12]
Предполагаемый провал Лиссабонской стратегии широко комментировался в новостях и лидерами государств-членов. [9] [13]
Премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро отметил, что необязательный характер Лиссабонской стратегии способствовал провалу, и этот урок необходимо учесть в новой стратегии «Европа-2020». [14]
Официальная оценка Лиссабонской стратегии состоялась в марте 2010 года на Европейском саммите, где также была представлена новая стратегия «Европа-2020».
См. также
[ редактировать ]- Ахо отчет
- Патент Сообщества
- Европейский технологический институт (EIT)
- Инициатива по инновационным лекарственным средствам
- Треугольник знаний
- Отчет Сапира
- Лиссабонский совет
- Наука и технологии в Европе
Лобберы
[ редактировать ]- евронаука
- Трансатлантический бизнес-диалог , принявший участие в докладе по новому перезапуску повестки дня
- Союз конфедераций промышленности и работодателей Европы (UNICE)
- Европейская конфедерация профсоюзов (ETUC)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Веб-сайт Парламента Европейского Союза. Лиссабон. Европейский Совет, 23 и 24 марта. Заключение председательства.
- ^ Europa.eu , Европейская комиссия - Отдел публикаций: Понимание FP7
- ^ Europa.eu , брошюра Европейской комиссии о JTI.
- ^ Интеллектуальная основа Лиссабонской стратегии обсуждалась в работах Д. Арчибуги и Б.А. Лундвалл (ред.), Глобализация экономики обучения , Oxford University Press, 2000 г., а также Э. Лоренц и бакалавр наук. Лундвалл , Как учатся европейские экономики , Oxford University Press, 2006.
- ^ «EurActiv, Лиссабонская программа, 2004 г.» .
- ^ Веб-сайт Европейского Союза, «Перед лицом вызова». Лиссабонская стратегия экономического роста и занятости. Отчет Группы высокого уровня под председательством Вима Кока , ноябрь 2004 г., Управление официальных публикаций Европейских сообществ, ISBN 92-894-7054-2 , (отчет Кока).
- ^ Веб-сайт Европейского Союза, Сообщение Комиссии .
- ^ «Тексты приняты – среда, 9 марта 2005 г. – Среднесрочный обзор Лиссабонской стратегии – P6_TA(2005)0069» . www.europarl.europa.eu .
- ^ Jump up to: а б Выплош, Чарльз (12 января 2010 г.). «Провал Лиссабонской стратегии» .
- ^ Гвидо Табеллини, Шарль Виплош, «Структурные реформы и координация в Европе» , Отчет премьер-министру Франции, 2004 г.
- ^ Гвидо Табеллини, Чарльз Виплош, «Приложение 5 - Реформы в сфере предложения в Европе: можно ли исправить Лиссабонскую стратегию?» , Обзор экономической политики Швеции, 2006 г.
- ^ EurActiv, Швеция признает «провал» Лиссабонской программы , 2009 г.
- ^ «Хотят ли европейцы динамичную экономику?» . Экономист . 8 января 2010 г.
- ^ «Испания призывает к связыванию экономических целей ЕС и санкций – DW – 08.01.2010» . DW.COM .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Даниэле Арчибуджи и бакалавр искусств. Лундвалл (ред.) (2000), Глобализация экономики обучения , Oxford University Press.
- Мария Жоао Родригеш (2003), Европейская политика для экономики знаний , Эдвард Элгар.
- Эдвард Лоренц и бакалавр искусств. Лундвалл (ред.) (2006 г.), Как учится экономика Европы , Oxford University Press, 2006 г.
- Мария Жоао Родригеш (2009), Европа, глобализация и Лиссабонская программа , в сотрудничестве с И. Беггом, Дж. Бергманом, Р. Бойером, Б. Кориа, В. Дрекслером, Дж. Гетчи, Б.А. Лундвалль, П.К. Падоан, Л. Соете, М. Тело и А. Тёрёк, Эдвард Элгар.
- Арно Тауш (2010), Титаник 2010?: Европейский Союз и его провальная Лиссабонская стратегия (Серия европейских политических, экономических вопросов и проблем безопасности) Хауппож, Нью-Йорк: Nova Science Publishers
- Аристовник, Александр и Андрей, Пунгартник, 2009. « Анализ достижения целей Лиссабонской стратегии на национальном уровне: ЕС-27 и Словения », MPRA Paper 18090, Университетская библиотека Мюнхена, Германия.
- Коупленд, Пол и Пападимитриу, Димитрис (ред.) (2012) Лиссабонская стратегия ЕС: оценка успеха, понимание неудач. Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сапир, Андре (2003): Повестка дня для растущей Европы: обеспечение эффективности экономической системы ЕС. Отчет независимой исследовательской группы высокого уровня, созданной по инициативе президента Европейской комиссии
- Справочная статья Euractiv о Лиссабонской программе
- Стефан Коллиньон, «Вперед с Европой: программа демократических и прогрессивных реформ после Лиссабонской стратегии» , Фонд Фридриха Эберта, Internat. Политический анализ, апрель 2008 г.
- The Economist – Блог Карла Великого: Хотят ли европейцы динамичной экономики?
- Иоахим Фриц-Ваннаме, Армандо Гарсиа Шмидт, Доминик Хирлеманн, Роберт Веркамп: «Лиссабон – второй выстрел», Spotlight Europe 2010/02, февраль 2010 г., Bertelsmann Stiftung (PDF, 340 КБ)
- Фонд Фридриха Эберта, Европейская исследовательская группа: Прокладывая путь к стратегии устойчивого европейского процветания, февраль 2010 г. (PDF, 135 КБ)
- Сеть городов, вдохновленная Лиссабонской стратегией
- Обновленная информация Европейской конфедерации профсоюзов о Лиссабонской стратегии