Jump to content

Выборы в Литве

Выборы в Литве проводятся для избрания членов парламента , президента , членов муниципальных советов и мэров, а также делегатов в Европейский парламент . Граждане Литвы также могут голосовать на обязательных или консультативных референдумах.

Литва была одной из первых стран в мире, предоставившей женщинам право голоса на выборах. Литовским женщинам было разрешено голосовать согласно Конституции Литвы 1918 года , и они впервые воспользовались своим новым предоставленным правом в 1919 году. При этом Литва разрешила это раньше, чем такие демократические страны, как США ( 1920 г.), Франция (1945 г.), и Швейцария (1971 г.). [1]

71 член парламента, состоящего из 141 места, избирается на четырехлетний срок и избирается в одномандатных округах большинством голосов. Остальные 70 членов избираются на общенациональных выборах на основе пропорционального представительства . Структура выборов означает, что в парламенте представлено большое количество партий и часто встречаются коалиционные правительства. Глава государства – президент – избирается большинством голосов сроком на пять лет, при этом президент имеет право находиться на посту до двух сроков. Более 1500 членов муниципальных советов избираются на местных выборах сроком на четыре года, при этом большинство мест распределяется по пропорциональному представительству, а мэры избираются непосредственно жителями большинством голосов. Представители Литвы в Европейском парламенте, которых в настоящее время насчитывается 11, избираются по пропорциональной системе каждые пять лет.

В Литве проведено 12 референдумов, инициированных гражданами или парламентом. Из них только четыре были свидетелями того, как вопрос референдума был одобрен на референдуме, который считался состоявшимся.

Голосование на выборах, как правило, открыто для всех граждан Литвы, достигших 18 лет. Граждане других стран Евросоюза , постоянно проживающие в Литве, могут голосовать на литовских выборах в Европарламент. Голосование на муниципальных выборах открыто для всех постоянных жителей Литвы, независимо от их гражданства.

Процесс голосования организуется Центральной избирательной комиссией и нижестоящими избирательными органами и контролируется местными и международными наблюдателями. Избиратели голосуют тайным голосованием, и выборы в целом были оценены как свободные и справедливые, хотя обвинения в нарушениях были обычным явлением.

Выборы в Сейм

[ редактировать ]

Процесс и право на участие

[ редактировать ]
Дворец Сейма в Вильнюсе

Парламент ) состоит из ( Lietuvos Respublikos Seimas 141 члена, избираемых на четырехлетний срок, при этом 71 член избирается по одномандатным округам , а 70 членов избираются по пропорциональному представительству . [2] Литва демонстрирует фрагментированную многопартийную систему. [3] с рядом мелких партий, в которых часто встречаются коалиционные правительства. Очередные выборы в Сейм проходят во второе воскресенье октября.

Чтобы иметь право быть избранными, кандидаты должны быть не моложе 21 года на день выборов, не состоять на верности иностранному государству и постоянно проживать в Литве. Лица, отбывающие или должны отбыть наказание, назначенное судом за 65 дней до выборов, не имеют права участвовать в выборах. Также не могут баллотироваться судьи, граждане, проходящие военную службу, военнослужащие профессиональной военной службы и должностные лица уставных учреждений и учреждений. [2]

Кроме того, литовский закон предусматривает, что лицо, отстраненное от должности в порядке импичмента, не может быть избрано в течение четырех лет после отстранения. [2] хотя четырехлетний срок был приостановлен Конституционным судом Литвы, который заявил, что конституция Литвы не позволяет лицам, подвергнутым импичменту за нарушение конституции или присяги при вступлении в должность, баллотироваться на выборах на неопределенный срок. Было признано, что это положение конституции нарушает Европейскую конвенцию по правам человека . [4]

Депутаты парламента в 71 одномандатном округе избираются большинством голосов, если явка избирателей в округе составляет не менее 40%. Если явка избирателей составляет менее 40%, победителем объявляется кандидат, набравший наибольшее количество голосов (и не менее 20% голосов). Если кандидатов более двух и ни один кандидат не победил в первом туре, второй тур голосования проводится в течение 15 дней. Два ведущих кандидата первого тура имеют право на участие во втором туре голосования. Кандидат, набравший большее количество голосов во втором туре, объявляется победителем независимо от явки избирателей. [2]

Остальные 70 мест распределяются между участвующими политическими партиями пропорционально доле полученных голосов с использованием метода наибольшего остатка . Партии, получившие менее 5% голосов, и совместные многопартийные избирательные списки, получившие менее 7% голосов, не имеют права получить какие-либо места, за исключением случаев, когда оставшиеся имеющие право партии получили менее 60% голосов. [2]

Кандидаты занимают места, выделенные их партиям на основании списков предпочтений, представленных до выборов. Списки предпочтений корректируются на основании голосов предпочтений избирателей.

Выборы и результаты

[ редактировать ]

С момента обретения независимости в Литве состоялось семь выборов Сейма.

Первые выборы в независимой Литве состоялись 25 октября 1992 года, второй тур – 15 ноября. За места в Сейме боролись 24 партии и политические движения. На выборах победила (бывшая коммунистическая) Демократическая рабочая партия Литвы , получившая 73 места и 44% голосов избирателей. Аналитики объясняют победу поддержкой, которую партия нашла среди русских и польских меньшинств, фермеров, а также недовольством населения экономической ситуацией, в частности нехваткой топлива. [5] Саюдис , который привел Литву к независимости, занял второе место с 30 местами.

состоялись Парламентские выборы 1996 года 20 октября, второй тур – 10 ноября. На этот раз Демократическая рабочая партия Литвы пострадала из-за плохой экономической ситуации и финансовых скандалов, в том числе с участием бывшего премьер-министра Адольфаса Шлежявичюса . [6] На выборах победила партия "Союз Отечества - Консервативная партия Литвы", получившая 70 мест и 31% голосов. Литовская Христианско-демократическая партия заняла второе место с 16 местами, за ней следует Демократическая рабочая партия Литвы с 12 местами.

состоялись Парламентские выборы 2000 года 8 октября. Выборы прошли в условиях экономического кризиса, вызванного российским финансовым кризисом 1998 года , мерами жесткой экономии и громкой приватизацией. Либеральный союз Литвы получил на выборах наибольшее количество мест среди всех партий - 33, хотя объединенный список «Социал-демократическая коалиция Альгирдаса Бразаускаса» получил наибольшую долю голосов избирателей - 31%. Либеральный союз сформировал правительство с Новым союзом (социал-либералами) , Литовским центральным союзом и современными христианскими демократами. [7] Коалиция просуществовала недолго, и Альгирдас Бразаускас менее чем через год премьер-министром стал , социал-демократ.

Социал-демократы остались у руля правительства после парламентских выборов 2004 года , которые прошли 10 октября, а второй тур состоялся 24 октября. Партия стала третьей по величине в парламенте после выборов с 20 местами после Лейбористской партии с 39 и Союза Родины (Литовские консерваторы) с 25. [8] но сумел управлять вместе с Новым Союзом (социал-либералами) (11 мест), Лейбористской партией и при поддержке других партий. Впервые с момента обретения независимости правящее правительство пережило выборы.

прошли Парламентские выборы 2008 года 12 октября, второй тур – 26 октября. Союз Родины победил на выборах, в которых доминировали вопросы налогообложения и потенциального введения евро. Растущая инфляция и потенциальный экономический спад также стояли на повестке дня после нескольких лет быстрого роста. [9] Союз Родины (45 мест) сформировал коалиционное правительство с популистской и недолговечной Партией национального возрождения (16 мест), Либеральным движением (11 мест) и Либерально-центристским союзом (8 мест). Социал-демократы были крупнейшей оппозиционной партией с 25 местами.

прошли Парламентские выборы 2012 года 14 октября, второй тур – 28 октября. Социал-демократы стали крупнейшей партией в Сейме и разгромили правоцентристскую коалицию Андрюса Кубилюса . Социал-демократы, получившие 38 мест, сформировали правительственную коалицию с Партией труда (19 мест), «Порядком и справедливостью» (11 мест) и «Избирательным действием поляков в Литве» (8 мест), причем последняя партия позже вышла из правительства. [10] Союз Родины (33 места) вышел в оппозицию после четырех лет пребывания в правительстве.

прошли Парламентские выборы 2016 года 9 октября, второй тур – 23 октября. Выборы стали неожиданной победой Союза крестьян и зеленых, который получил 54 места в парламенте – это самый большой результат, полученный одной партией в Литве за 20 лет. Союз Родины получил наибольшую долю голосов (22,63%) и 20 мандатов в общенациональном округе, но неутешительные результаты в одномандатных округах оставили партию на втором месте с 31 местом. Крестьяне и зеленые сформировали коалицию с социал-демократами, получившими 17 мест в парламенте. [11]

Выборы Оказаться Самая большая партия/список 2-я по величине партия/список 3-я по величине партия/список
% Сиденья % Сиденья % Сиденья
1992 75.3% Демократическая рабочая партия Литвы 44% 73 Движение 21.2% 30 Коалиция:

Литовская христианско-демократическая партия , Литовский союз политических заключённых и депортированных , Литовская демократическая партия

12.6% 18
1996 52.9% Союз Родины - литовские консерваторы 31.34% 70 Литовская христианско-демократическая партия 10.43% 16 Демократическая рабочая партия Литвы 10.01% 12
2000 58.6% Социал-демократическая коалиция Альгирдаса Бразаускаса 31.08% 51 Либеральный союз Литвы 17.25% 33 Новый союз (социал-либералы) 19.64% 28
2004 46.1% Лейбористская партия 28.4% 39 Работаем в Литве:

Социал-демократическая партия Литвы ,Новый союз (социал-либералы)

20.7% 31 Союз Родины (литовские консерваторы) 14.8% 25
2008 48.59% Союз Родины – Литовские христианские демократы 19.72% 45 Социал-демократическая партия Литвы 11.72% 25 Партия национального возрождения 15.09% 16
2012 52.93% Социал-демократическая партия Литвы 18.37% 38 Союз Родины – Литовские христианские демократы 15.08% 33 Лейбористская партия 19.82% 29
2016 50.64% Литовский крестьянско-зеленый союз 22.45% 54 Союз Родины – Литовские христианские демократы 22.63% 31 Социал-демократическая партия Литвы 15.04% 17

Результаты выборов 2016 г.

[ редактировать ]
Вечеринка Общенациональный избирательный округ одномандатные округа Общий
сиденья
+/–
Первый раунд Второй раунд
Голоса % [12] Сиденья Голоса % [12] Сиденья Голоса % [12] Сиденья
Союз Родины – Литовские христианские демократы 276,275 22.63 20 258,834 21.57 1 246,108 27.94 10 31 –2
Литовский крестьянско-зеленый союз 274,108 22.45 19 229,769 19.15 0 311,611 35.38 35 54 +53
Социал-демократическая партия Литвы 183,597 15.04 13 183,267 15.27 0 115,599 13.12 4 17 –21
Либеральное движение 115,361 9.45 8 139,522 11.63 0 70,055 7.95 6 14 +4
Антикоррупционная коалиция ( LCP LPP ) 77,114 6.32 0 36,621 3.05 0 6,876 0.78 1 1 Новый
Избирательная акция поляков в Литве — Альянс христианских семей 69,810 5.72 5 63,291 5.27 2 13,526 1.54 1 8 0
Порядок и справедливость 67,817 5.55 5 70,958 5.91 0 28,894 3.28 3 8 –3
Лейбористская партия 59,620 4.88 0 79,824 6.65 0 25,803 2.93 2 2 –27
Литовский союз свободы (либералы) 27,274 2.23 0 39,987 3.33 0 10,130 1.15 0 0 Новый
Литовская партия зеленых 24,727 2.03 0 11,047 0.92 0 5,627 0.64 1 1 Новый
Политическая партия «Литовский список» 21,966 1.80 0 17,519 1.46 0 8,709 0.99 1 1 Новый
Литовская народная партия 12,851 1.05 0 9,767 0.81 0 0 0
Против коррупции и бедности ( JL LTS ) 6,867 0.56 0 4,150 0.35 0 0 Новый
Путь мужества 3,498 0.29 0 4,619 0.38 0 0 –7
Независимые 50,738 4.23 0 37,919 4.30 4 4 +1
Недействительные/пустые голоса 52,469 72,789 32,895
Общий 1,273,427 100 70 1,272,734 100 3 913,752 100 68 141 0
Зарегистрированные избиратели/явка 2,514,657 50.64 2,514,657 50.61 2,405,143 37.99
Источник: Центральная избирательная комиссия. [13]

Президентские выборы

[ редактировать ]

Избирательный процесс и право на участие

[ редактировать ]

Президент Литвы является главой государства страны, избираемый на пятилетний срок большинством голосов. Выборы состоятся в последнее воскресенье не более чем за два месяца до окончания текущего президентского срока. [14]

Даля Грибаускайте голосует на президентских выборах 2009 года.

Чтобы иметь право быть избранными, кандидаты должны быть не моложе 40 лет на день выборов и проживать в Литве не менее трех лет, а также соответствовать критериям отбора для члена парламента. Президентом не может быть избран человек, отстраненный от должности в результате импичмента за нарушение конституции или присяги при вступлении в должность. [15] Было признано, что это положение конституции нарушает Европейскую конвенцию по правам человека.

Президент избирается большинством голосов, если явка избирателей составляет не менее 50%. Если явка избирателей составляет менее 50%, кандидат объявляется победителем только в том случае, если он наберет голоса не менее 1/3 всех имеющих право голоса избирателей. Если кандидатов более двух и ни один кандидат не побеждает в первом туре, второй тур голосования проводится в воскресенье не позднее, чем через две недели после первого тура. Два лидирующих кандидата в первом туре имеют право на участие во втором туре голосования, и кандидат, набравший больше голосов во втором туре, объявляется победителем. Если на выборах баллотируются два или менее кандидатов и ни одному из них не удается победить в первом туре, новые выборы проводятся не позднее чем через три месяца после даты выборов. [15]

Выборы и результаты

[ редактировать ]

С момента обретения независимости в Литве состоялось шесть президентских выборов.

Альгирдас Бразаускас, бывший лидер коммунистической партии, был первым избранным президентом независимой Литвы. Выборы состоялись 14 февраля 1993 года, на которых Бразаускас победил Стасиса Лозорайтиса , литовского дипломата, который почти всю свою жизнь провел в Италии и США, представляя Литву в межвоенный период. [16] Бразаускас победил, набрав 60% голосов.

Бразаускас не баллотировался на президентских выборах 1997–1998 годов , состоявшихся 21 декабря 1997 года, второй тур состоялся 4 января 1998 года. На выборах Артурас Паулаускас , бывший генеральный прокурор Литвы, выиграл первый тур, набрав 44,7% голосов. , но потерпел поражение во втором туре от Валдаса Адамкуса , бывшего госслужащего США, набравшего 50% голосов по сравнению с 49,2% у Паулаускаса.

Адамкус баллотировался на переизбрание на президентских выборах в Литве 2002–2003 гг ., которые состоялись 22 декабря 2002 г., второй тур состоялся 5 января 2003 г. Лидируя в первом туре с 35,1% голосов, Адамкус потерпел убедительное поражение во втором. раунд Роландаса Паксаса , бывшего премьер-министра и мэра Вильнюса [17] получивший 54,2% голосов.

Впоследствии Роландас Паксас был подвергнут импичменту и отстранен от должности. [18] что привело к досрочным выборам в 2004 году . Валдас Адамкус стал первым президентом Литвы, избранным на второй срок, возглавив первый тур с 30,2% голосов и победив Казимеру Прунскене во втором туре с 51,8%.

Валдас Адамкус не имел права баллотироваться на переизбрание в 2009 году из-за ограничений по срокам. На выборах , состоявшихся 17 мая 2009 года, еврокомиссар Даля Грибаускайте победила в первом туре, набрав более 68% голосов. Грибаускайте стала первой женщиной-президентом страны. [19]

Грибаускайте была переизбрана на президентских выборах 2014 года , которые состоялись 11 мая 2014 года, второй тур состоялся 25 мая. Грибаускайте получила 45,9% голосов в первом туре и победила Зигмантаса Бальчитаса во втором туре с 57,9% всех голосов. Она стала первым президентом Литвы, переизбранным на второй срок подряд. [20]

Выборы Оказаться, % Победитель, голосов % Второе место, процент голосов
Первый раунд Второй раунд Первый раунд Второй раунд Первый раунд Второй раунд
1993 78.07 - Альгирдас Бразаускас 60.03 - Стасис Лозорайтис 38.28 -
1997-1998 71.45 73.66 Валдас Адамкус 27.56 49.96 Артурас Паулаускас 44.73 49.22
2002-2003 53.92 52.65 Роланд Пакс 19.40 54.15 Валдас Адамкус 35.06 44.83
2004 48.40 52.46 Валдас Адамкус 30.18 51.83 Казимира Прунскене 20.60 46.66
2009 51.76 - Даля Грибаускайте 68.21 - Альгирдас Буткявичюс 11.68 -
2014 52.23 47.37 Даля Грибаускайте 45.92 57.90 Зигмантас Бальхитис 13.62 40.10

Результаты выборов 2014 г.

[ редактировать ]
Кандидат Вечеринка Первый раунд Второй раунд
Голоса % Голоса %
Даля Грибаускайте Независимый 612,485 45.92 701,999 57.90
Зигмантас Бальхитис Социал-демократическая партия Литвы 181,659 13.62 486,214 40.10
Артурас Паулаускас Лейбористская партия 160,139 12.01
Наглис Путейкис Независимый 124,333 9.32
Вальдемар Томашевски Избирательная акция поляков в Литве 109,659 8.22
Артур Зуокас ДА 69,677 5.22
Бронис Роеп Литовский крестьянско-зеленый союз 55,263 4.14
Недействительные/пустые голоса 20,451 1.53 24,161 1.99
Общий 1,333,666 100 1,212,374 100
Зарегистрированные избиратели/явка 2,553,335 52.23 2,559,398 47.37
Источник: [21] [22]

Муниципальные выборы

[ редактировать ]

Избирательный процесс и право на участие

[ редактировать ]

Каждый муниципалитет в Литве управляется муниципальным советом и мэром, который является членом муниципального совета. Число членов, избираемых на четырехлетний срок, в каждом муниципальном совете зависит от размера муниципалитета и варьируется от 15 (в муниципалитетах с населением менее 5000 человек) до 51 (в муниципалитетах с населением более 500 000 человек). В 2015 году было избрано 1524 члена муниципального совета. [23] Члены совета, за исключением мэра, избираются по пропорциональной системе. Начиная с 2015 года мэр избирается прямым голосованием большинства жителей муниципалитета. [24] До 2015 года мэры избирались муниципальными советами. Очередные выборы проводятся в дату, объявляемую парламентом, не ранее чем за два месяца и не позднее чем за месяц до окончания текущего срока полномочий.

Чтобы иметь право быть избранными, кандидаты должны быть не моложе 20 лет на день выборов и постоянно проживать в соответствующем муниципалитете. Лица, отбывающие или должны отбыть наказание, назначенное судом за 65 дней до выборов, не имеют права участвовать в выборах. Также не могут баллотироваться на выборах жители, проходящие военную службу, а также военнослужащие профессиональной военной службы и должностные лица уставных учреждений и учреждений. [24]

Мэр избирается большинством голосов, если явка избирателей в округе составляет не менее 40%. Если явка избирателей составляет менее 40%, победителем объявляется кандидат, набравший наибольшее количество голосов (и не менее 20% голосов). Если кандидатов более двух и ни один кандидат не победил в первом туре, второй тур голосования проводится в течение 15 дней. Два ведущих кандидата первого тура имеют право на участие во втором туре голосования. Кандидат, набравший большее количество голосов во втором туре, объявляется победителем независимо от явки избирателей. [24]

Места в совете (кроме места мэра) распределяются между участвующими политическими партиями пропорционально полученной доле голосов. Партии, получившие менее 4% голосов, и совместные многопартийные избирательные списки, получившие менее 6% голосов, не имеют права получить какие-либо места, за исключением случаев, когда оставшиеся имеющие право партии получили менее 60% голосов. [24]

Кандидаты занимают места, выделенные их партиям на основании списков предпочтений, представленных до выборов. Списки предпочтений корректируются на основании голосов предпочтений избирателей.

Выборы и результаты

[ редактировать ]
Выборы Оказаться, % Всего мандатов Самая большая вечеринка 2-я по величине партия 3-я по величине партия Источник
Сиденья Сиденья Сиденья
1995 44.85 1488 Союз Родины - литовские консерваторы 428 Демократическая рабочая партия Литвы 297 Литовская христианско-демократическая партия 247 [25] [26]
1997 35.60 [примечание 1] 1459 Союз Родины - литовские консерваторы 493 Демократическая рабочая партия Литвы 212 Литовская христианско-демократическая партия 180 [27] [28]
2000 49.63 [примечание 1] 1562 Новый союз (социал-либералы) 270 Литовский Крестьянский Союз 209 Союз Родины - литовские консерваторы 199 [29] [30]
2002 49.23 [примечание 1] 1560 Социал-демократическая партия Литвы 332 Союз Родины - литовские консерваторы 193 Союз крестьянских партий и партий новой демократии 190 [31] [32]
2007 41.30 1550 Социал-демократическая партия Литвы 302 Союз Родины - консерваторы, политические заключенные и депортированные, христианские демократы 256 Либеральный и центристский союз 182 [33] [34]
2011 44.08 1550 Социал-демократическая партия Литвы 328 Союз Родины - Литовские христианские демократы 249 Лейбористская партия 165 [35] [36]

Прямые выборы мэра были введены в 2015 году.

Выборы Оказаться, % Всего мандатов Мандаты мэра Самая большая вечеринка 2-я по величине партия 3-я по величине партия Источник
Всего мест Мэры Всего мест Мэры Всего мест Мэры
2015 47.18 1523 59 Социал-демократическая партия Литвы 372 16 Союз Родины - Литовские христианские демократы 258 11 Либеральное движение 225 9 [37] [38]
2019 47.90 1502 60 Общественные избирательные комиссии 317 12 Социал-демократическая партия Литвы 274 15 Союз Родины - Литовские христианские демократы 274 11

Европейские выборы

[ редактировать ]

Избирательный процесс и право на участие

[ редактировать ]

Литва вступила в Европейский Союз в 2004 году. В том же году состоялись первые выборы на 13 мест в Европейском парламенте, выделенных Литве. По состоянию на 2014 год количество мест, выделенных Литве, составляло 11. [39] по сравнению с 12 в 2009 году. Члены парламента избираются по пропорциональной системе сроком на пять лет. [40]

Очередные выборы проходят в воскресенье в тот же день, что и в других странах ЕС. Досрочное голосование доступно в среду и четверг перед выборами. Голосование по почте и голосование на дому доступно для имеющих право избирателей. Голосовать могут все граждане Литвы, а также граждане других стран ЕС, постоянно проживающие в Литве, которым на день выборов исполнилось не менее 18 лет. [40]

Чтобы иметь право быть избранными, кандидаты должны быть не моложе 21 года на день выборов, быть гражданином Литвы или гражданином другой страны ЕС, постоянно проживающим в Литве. Кандидатам не разрешается баллотироваться на выборах более чем в одной стране. Лица, отбывающие или должны отбыть наказание, назначенное судом за 65 дней до выборов, не имеют права участвовать в выборах. Также не могут баллотироваться судьи, граждане, проходящие военную службу, военнослужащие профессиональной военной службы и должностные лица уставных учреждений и учреждений. [40]

Места распределяются между участвующими политическими партиями или списками пропорционально доле полученных голосов. Партии или списки, получившие менее 5% голосов, не имеют права получить какие-либо места, за исключением случаев, когда оставшиеся имеющие право партии получили менее 60% голосов. [40]

Кандидаты занимают места, выделенные их партиям на основании списков предпочтений, представленных до выборов. Списки предпочтений корректируются на основании голосов предпочтений избирателей.

Выборы и результаты

[ редактировать ]

В Литве состоялись три выбора в Европарламент.

Выборы 2004 г. состоялись 13 июня 2004 г. вместе со вторым туром президентских выборов, в результате чего явка была относительно высокой - 48%. Как и в случае с более поздними выборами, избирательная кампания 2004 года была сосредоточена вокруг внутренних вопросов, а не европейской политики, и популистские партии занимали видное место. Выборы стали разочарованием для правящих социал-демократов, получивших только 2 из 13 мест, и их партнеров в правительстве, «Нового союза» (социал-либералов), которым не удалось получить ни одного места. Крупнейшим победителем на выборах стала популистская Лейбористская партия, которая участвовала в своих первых национальных выборах и получила 5 мест в Европейском парламенте. [41]

Выборы 2009 года состоялись 7 июня 2009 года. Начало финансового кризиса после многих лет экономического роста привело к тому, что вопросы экономического и социального обеспечения стали доминировать в избирательной повестке дня, несмотря на ограниченное влияние Европейского парламента на экономику Литвы. [42] Выборы состоялись всего через три недели после президентских выборов, и явка избирателей составила всего 21% - это самая низкая явка на любых выборах в посткоммунистической Литве и одна из самых низких в Европе. Выборы стали успехом для правящего Союза Родины, который увеличил свою долю голосов до более чем 26% по сравнению с 19,7% на парламентских выборах шестью месяцами ранее. Союз Отечества получил 4 места в Европейском парламенте по сравнению с 3 местами, полученными оппозиционными социал-демократами. [43]

Выборы 2014 года состоялись 25 мая 2014 года. На закрытых выборах правящие партии Социал-демократы и партии «Порядок и справедливость», а также оппозиционные «Союз отечества» и «Либеральное движение» получили по два места каждая, при этом «Союз отечества» получил наибольшую долю голосов - 17,43. %. Выборы прошли одновременно со вторым туром президентских выборов, в результате чего явка составила более 47%.

Политическая партия/список Выборы
2004 2009 2014
Сиденья % голосов Сиденья % голосов Сиденья % голосов
Лейбористская партия 5 30.16 1 8.56 1 12.38
Социал-демократическая партия Литвы 2 14.43 3 18.12 2 17.26
Союз Родины - Литовские христианские демократы 2 12.58 4 26.16 2 17.43
Либеральный и центристский союз 2 11.23 - 3.38 - 1.48
Литовский крестьянско-зеленый союз 1 7.41 - 1.82 1 6.61
Избирательная акция поляков в Литве - 5.71 1 8.20 1 8.05
Порядок и справедливость - - 2 11.90 2 14.25
Либеральное движение - - 1 7.17 2 16.55
Всего мест 13 12 11
Явка избирателей 48.32% 20.98% 47.35%

Референдумы

[ редактировать ]

В Литве могут проводиться два типа референдумов: обязательные референдумы и консультативные (совещательные) референдумы.

Обязательные референдумы должны быть проведены по следующим вопросам: [44]

  1. внести изменения в главы I ( Литовское государство ) и XIV ( Изменения в Конституцию ) Конституции Литвы.
  2. внести поправки в Конституционный закон от 8 июня 1992 года «О неприсоединении Литовской Республики к постсоветским восточным альянсам ».
  3. одобрить участие в международных организациях, если членство требует частичной передачи полномочий от государственных учреждений
Избирательный участок в Литве в день референдума 1991 года.

Обязательные и консультативные референдумы могут проводиться и по любому другому вопросу, если предложение о проведении референдума поддержит не менее 300 тысяч избирателей или референдум созовут не менее одной четверти всех членов парламента.

Референдум считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины зарегистрированных избирателей.

Вопрос референдума на обязательном референдуме считается принятым, если его одобрили более половины всех граждан, участвующих в референдуме, но не менее 1/3 всех граждан, зарегистрировавшихся для голосования. Существуют следующие исключения:

  • Положение статьи 1 Конституции («Литовское государство – независимая демократическая республика») и Конституционного закона от 8 июня 1992 года могут быть изменены только после одобрения не менее 3/4 всех граждан, зарегистрированных для голосования. .
  • В главы I и XIV Конституции могут быть внесены поправки только после одобрения не менее половины всех граждан, зарегистрированных для голосования.
  • Вопросы об участии в международных организациях принимаются в случае одобрения более чем половиной избирателей, участвующих в референдуме.

Вопросы на консультативном референдуме считаются одобренными, если их поддержит более половины всех граждан, участвующих в референдуме. Затем парламент должен в течение одного месяца согласовать реализацию этого вопроса. Парламент по-прежнему может принять во внимание результаты консультативного референдума, даже если он признан недействительным из-за низкого уровня участия. [44]

Всего в Литве было организовано 12 отдельных референдумов (некоторые из них содержали несколько вопросов референдума). Из них четыре были свидетелями того, как вопрос референдума был одобрен на референдуме, который считался состоявшимся. В феврале 1991 года литовский избиратель одобрил независимость Литвы от Советского Союза, при этом 90,2% участвовавших избирателей (76,5% имеющих право голоса) проголосовали за. В июне 1992 года избиратели потребовали на референдуме немедленного вывода российских войск и компенсации ущерба от Советского Союза. В октябре 1992 года была принята Конституция Литвы. В 2003 году членство Литвы в Европейском Союзе было одобрено 90% участвовавших избирателей (57% всех имеющих право голоса). [45]

Процесс голосования

[ редактировать ]

Избиратели и списки избирателей

[ редактировать ]

Минимальный возраст для голосования в Литве – 18 лет. Голосование на выборах парламента и президента, а также участие в референдумах открыто для граждан Литвы. [2] [15] [44] Голосование на выборах в Европейский парламент открыто для граждан Литвы, а также граждан других стран ЕС, постоянно проживающих в Литве, при условии, что они голосуют только в одной стране. [40] Право голоса на местных выборах имеют только постоянные жители соответствующих муниципалитетов, независимо от гражданства. Лицам, признанным судом психически недееспособными, запрещается голосовать. [24]

Списки избирателей или списки избирателей составляются перед каждым голосованием Центральной избирательной комиссией. Списки избирателей должны включать всех лиц, имеющих право голоса, и включать информацию о лице, необходимую для установления права голоса, такую ​​как имя, фамилия, личный номер, дата рождения, номер паспорта или другого удостоверения личности, а также место жительства. Списки избирателей Литовской Республики затем составляют основу для списков избирателей одномандатных округов и избирательных участков, содержащих информацию, необходимую для голосования отдельных лиц. Списки избирателей не публикуются, но избиратели могут получить доступ к информации, касающейся их самих, в списках избирателей.

Перед выборами каждому избирателю рассылается карточка для голосования, представляющая собой приглашение проголосовать. Его также можно просмотреть и распечатать онлайн.

Граждане Литвы, не проживающие в Литве, но имеющие право голоса, например, на выборах в парламент, вносятся в списки избирателей по избирательному округу на территории, где находится парламент. Избиратели, находящиеся на борту судна и не имеющие возможности вернуться в Литву для голосования, заносятся в список избирателей того избирательного участка, в список избирателей которого внесен экипаж судна. Избиратели, находящиеся в исправительном учреждении и не задекларировавшие место жительства, заносятся в список избирателей по тому избирательному округу, где находится исправительное учреждение.

Кандидаты

[ редактировать ]

Критерии отбора кандидатов варьируются в зависимости от типа выборов и более подробно описаны выше.

Партии и общественные избирательные комиссии подают заявление и вносят избирательный залог за своих кандидатов в многомандатных и одномандатных округах в Центральную избирательную комиссию, включая предоставление всей необходимой дополнительной информации, например, налоговых деклараций. Отдельные кандидаты, выдвигающие свою кандидатуру, подают заявление и вносят залог в избирательную комиссию того округа, в котором они баллотируются. Имена кандидатов и партийные списки объявляются за 30 дней до выборов.

После объявления кандидаты в округах имеют равные права выступать на собраниях избирателей или других собраниях, собраниях, конференциях, а также через государственные средства массовой информации, а также объявлять свои соответствующие предвыборные программы. Кроме того, кандидат в депутаты приобретает неприкосновенность и не может быть арестован без согласия Центральной избирательной комиссии.

Избирательные кампании

[ редактировать ]

Кандидаты имеют право проводить предвыборную кампанию справедливым образом, и им может быть предоставлено право использования Литовского национального радио и телевидения бесплатного . Центральная избирательная комиссия распределяет время передач таким образом, чтобы соблюдался принцип равенства. Дебаты на радио и телевидении финансируются государством. Избирательные программы публикуются Центральной избирательной комиссией для общереспубликанских партий и кандидатов и избирательной комиссией этого округа или муниципалитета для местных кандидатов.

Запрещается политическая реклама на зданиях органов государственного управления, правоохранительных органов и других государственных и муниципальных учреждений и учреждений, транспортных средствах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям, автомагистралях, улицах и вдоль них, если она может создавать угрозу безопасности дорожного движения, скульптурах и памятниках. Наружная реклама запрещена в пределах 50 метров вокруг здания, в котором расположен избирательный участок.

Кандидатам запрещается использовать свое служебное положение в государственных или муниципальных учреждениях, учреждениях или организациях, а также в государственных или муниципальных средствах массовой информации для любой формы избирательной агитации.

Запрещается любая агитация за 30 часов до начала выборов и в день выборов до закрытия избирательных участков, за исключением постоянных визуальных агитационных материалов при условии, что они были показаны не менее чем за 48 часов до начала выборов. .

Финансирование политических кампаний по выборам регулируется Законом о финансировании политических партий и политических кампаний.

Организация

[ редактировать ]

Выборы организуются и контролируются

  1. Центральная избирательная комиссия;
  2. окружные или муниципальные избирательные комиссии; и
  3. избирательные участковые комиссии.

Центральная избирательная комиссия несет общую ответственность за организацию выборов и референдумов. Центральная избирательная комиссия вместе с другими учреждениями также отвечает за мониторинг финансирования политических партий и кампаний. [46]

Окружные или муниципальные избирательные комиссии контролируют проведение выборов на местном уровне и их соответствие закону, формируют участковые избирательные комиссии, контролируют расходы участковых избирательных комиссий, регистрируют наблюдателей за выборами, контролируют голосование по почте, голосование в учреждениях здравоохранения, воинских частях, пенитенциарных учреждениях. учреждений, а также организовать досрочное голосование. Окружные или муниципальные избирательные комиссии также контролируют политическую рекламу. Участковые избирательные комиссии обеспечивают избирателям условия для ознакомления со списками избирателей, доставки избирателям избирательных карточек, рассмотрения жалоб на ошибки в списках избирателей, наблюдения за голосованием по почте, организации голосования на дому, подготовки избирательных участков, организации голосования в день выборов. , подсчитывать голоса и рассматривать жалобы избирателей и наблюдателей. Члены комитетов получают вознаграждение за свою работу от государства.

Во время общенациональных выборов в избирательных комиссиях работают около 16 тысяч человек.

Место и время голосования

[ редактировать ]

Голосование проводится в день выборов с 7:00 до 20:00 в месте, определенном избирательной комиссией избирательного участка. За редким исключением, избиратели голосуют на своем зарегистрированном избирательном участке.

При входе в помещение для голосования избиратели предъявляют свои паспорта или иные документы, удостоверяющие личность, члену избирательной комиссии участка для голосования. В электронном списке избирателей, по возможности в электронном виде, отмечается, что избиратель прибыл для голосования. Избирателю вручается карточка прибытия, позволяющая подать заявку на голосование. Голосование проводится в кабинах для голосования тайно, голоса опускаются в урны для голосования.

К голосованию по почте допускаются избиратели, которые по состоянию здоровья или возрасту находятся в учреждениях здравоохранения, социальной опеки или опеки, проходят обязательную военную службу, проходят действительную военную службу, гражданскую службу или работают по контракту в международных военных операциях за рубежом, а также которые находятся в следственных изоляторах. Голосование по почте возможно в определенных почтовых отделениях в последнюю среду, четверг или пятницу перед днем ​​выборов.

Голосование на дому доступно по желанию избирателей-инвалидов, избирателей с временной трудоспособностью, избирателей в возрасте 70 лет и старше, если по состоянию здоровья они не могут прийти на избирательный участок для голосования в день выборов. Избиратели, проходящие обязательную военную службу, имеют право голосовать в воинских частях, в которых они служат. Избиратели, отбывающие арест или тюремное заключение, имеют право голосовать в том учреждении, в котором они отбывают наказание.

Голосование возможно, за исключением муниципальных выборов, в дипломатических представительствах, консульских учреждениях и на кораблях Литовской Республики.

Досрочное голосование проводится с 8:00 до 20:00 в среду и четверг, предшествующие дню выборов, для избирателей, которые не могут проголосовать в день выборов. Голосование проходит в здании, где работает мэр соответствующего муниципалитета.

Подсчет голосов и апелляций

[ редактировать ]

До окончания голосования апелляции на решения участковых избирательных комиссий могут быть поданы в избирательную комиссию округа или самоуправления. Решения муниципальных избирательных комиссий могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию. Решения Центральной избирательной комиссии могут быть обжалованы в Высший административный суд Литвы. Апелляция должна быть рассмотрена в течение 48 часов. Решение Высшего административного суда Литвы вступает в силу с момента его оглашения.

Подсчет голосов осуществляют окружные избирательные комиссии. Подсчеты голосов передаются в окружную или муниципальную избирательную комиссию, которая проверяет документы и печати на полноту и соответствие, рассматривает неудовлетворенные жалобы и передает информацию в Центральную избирательную комиссию.

Наблюдатели за выборами и представители средств массовой информации могут участвовать в подсчете голосов на избирательных участках, в округах или муниципалитетах, а также в установлении результатов выборов. Наблюдатели имеют право делать замечания и претензии избирательным комиссиям по поводу нарушений законодательства, но не могут препятствовать работе избирательных комиссий. Наблюдатели могут подать в участковую избирательную комиссию письменный протест, который приобщается к протоколу подсчета голосов на избирательном участке и передается в окружную избирательную комиссию.

Предварительные результаты выборов объявляются Центральной избирательной комиссией в Интернете.

Партии, кандидаты и их представители, а также наблюдатели за выборами могут обжаловать решения окружных избирательных комиссий о составлении протоколов подсчета голосов в окружную избирательную комиссию в течение 24 часов со дня их составления. Данные жалобы должны быть рассмотрены не позднее, чем в течение 24 часов. Решения окружной избирательной комиссии по протоколам подсчета голосов могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию в течение 72 часов со дня их составления и должны быть рассмотрены до официального объявления результатов выборов. В случае выборов в Сейм партии и кандидаты могут обжаловать решения Центральной избирательной комиссии в течение 24 часов после официального объявления результатов выборов в Парламент или Президенту. [2] В таких случаях Сейм или Президент в течение 48 часов должны обратиться в Конституционный суд с запросом о нарушении избирательного законодательства. В случае муниципальных выборов партии и кандидаты могут обжаловать решения Центральной избирательной комиссии в течение 5 дней с момента принятия решения в Высший административный суд Литвы, который должен рассмотреть дело в течение 5 дней. [24] В случае президентских выборов апелляции на решения Центральной избирательной комиссии должны быть поданы в течение двух дней с момента принятия решения в Высший административный суд Литвы, который должен рассмотреть их в течение 48 часов. [15]

При рассмотрении жалоб окружные избирательные комиссии или Центральная избирательная комиссия вправе пересчитать избирательные бюллетени, а в случае выявления расхождений составить дополнительный протокол подсчета голосов на избирательном участке и приобщить его к протоколу подсчета голосов на избирательном участке.

Центральная избирательная комиссия может признать результаты выборов в муниципалитете или избирательном округе недействительными, если установит, что имели место серьезные нарушения и достоверные результаты не могут быть определены.

Центральная избирательная комиссия объявляет окончательные результаты выборов на своем веб-сайте не позднее чем в течение 7 дней после выборов и второго тура голосования.

Сейм и Президент могут обратиться в Конституционный суд с запросом о том, были ли нарушены законы о выборах в Сейм или Президента. [2] [15] Конституционный суд расследует и дает оценку решениям Центральной избирательной комиссии в течение 72 часов. Затем Сейм может объявить выборы недействительными или установить реальные результаты выборов, если будут доступны протоколы.

Мониторинг и оценка

[ редактировать ]

Национальные и международные наблюдатели оценили выборы в Литве как в целом свободные и справедливые, хотя имели место нарушения при голосовании и обвинения в подкупе голосов. [47] хотя ОБСЕ подчеркивает чрезмерно широкую интерпретацию определения подкупа голосов как возможное объяснение масштаба обвинений. [48]

Партии и кандидаты имеют право назначать наблюдателей за выборами на каждом избирательном участке. Наблюдатели имеют право наблюдать за выборами, следить за ходом голосования и требовать соблюдения избирательного законодательства. За выборами наблюдают 15-20 тысяч наблюдателей. Гражданская инициатива «Белые перчатки» (литовский: «baltosios pirštinės») была сформирована после обвинений в подкупе голосов на выборах в Сейм 2012 года и обеспечивает дополнительный мониторинг и отчетность. [49]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Включает явку только до 19:00 в день выборов, не включает голосование по почте или досрочное голосование.
  1. ^ Баронесса Дайва. «Литовские женщины одними из первых в мире получили право голоса» . Lzinios.lt . Архивировано из оригинала 11 мая 2019 года . Проверено 11 мая 2019 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Закон о выборах в Сейм» . Сейм Литовской Республики. 14 мая 2015 года . Проверено 31 июля 2015 г.
  3. ^ Саартс, Тынис. «Сравнительный анализ партийных систем в Центральной и Восточной Европе: на примере стран Балтии» (PDF) . Исследования переходных государств и обществ. Архивировано из оригинала (PDF) 19 октября 2016 года . Проверено 31 июля 2015 г.
  4. ^ «Конституционный суд не дал Р. Паксасу надежды» [Конституционный суд не дал Р. Паксасу надежды]. Delfi.lt (на литовском языке). 20 марта 2014 года . Проверено 31 июля 2015 г.
  5. ^ «Выборы, состоявшиеся в 1992 году» . Межпарламентский союз . Проверено 31 июля 2015 г.
  6. ^ «Выборы, состоявшиеся в 1996 году» . Межпарламентский союз . Проверено 31 июля 2015 г.
  7. ^ «Выборы, состоявшиеся в 2000 году» . Межпарламентский союз . Проверено 31 июля 2015 г.
  8. ^ «Выборы, состоявшиеся в 2004 году» . Межпарламентский союз . Проверено 31 июля 2015 г.
  9. ^ «Выборы, состоявшиеся в 2008 году» . Межпарламентский союз . Проверено 31 июля 2015 г.
  10. ^ "Vyriausybe apsivalė, V. Tomaševskio partija - už borto" [Правительство навело порядок, партия В. Томашевского за бортом] (на литовском языке). Летувос Ритас. 26 августа 2014 года. Архивировано из оригинала 6 октября 2015 года . Проверено 31 июля 2015 г.
  11. ^ «Аграрные новички одержали победу на выборах в Литве» . Нью-Йорк Таймс . Ассошиэйтед Пресс. 23 октября 2016 г. Проверено 25 октября 2016 г.
  12. ^ Jump up to: а б с Процентная доля действительных голосов; Центризбирком Литвы представляет цифры, включающие как действительные, так и недействительные голоса.
  13. ^ « Итоги выборов в Сейм 2016 года» (на литовском языке). Центральная избирательная комиссия. 24 октября 2016 г. Проверено 25 октября 2016 г.
  14. ^ «Конституция Литовской Республики» . Сейм Литовской Республики . Проверено 31 июля 2015 г.
  15. ^ Jump up to: а б с д и «Закон о выборах президента» . Сейм Литовской Республики. 14 мая 2015 года . Проверено 31 июля 2015 г.
  16. ^ Эшборн, Александра (1999). Литва: возрождение нации, 1991–1994 гг . Лексингтонские книги. п. 82. ИСБН  978-0-7391-0027-1 .
  17. ^ «Профиль: Роландас Паксас» . Би-би-си. 6 апреля 2004 года . Проверено 31 июля 2015 г.
  18. ^ Майерс, Стивен Ли (7 апреля 2004 г.). «Литовский парламент отстранил президента страны после голосования по трем обвинениям» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 31 июля 2015 г.
  19. ^ «Даля Грибаускайте становится первой женщиной-президентом Литовской Республики» . Фонд Роберта Шумана. 18 мая 2009 года . Проверено 31 июля 2015 г.
  20. ^ «После второго тура выборов литовская Даля Грибаускайте побеждает на переизбрании» . Би-би-си. 25 мая 2014 года . Проверено 31 июля 2015 г.
  21. ^ «Итоги выборов» . Центральная избирательная комиссия. 18 мая 2014 года . Проверено 31 июля 2015 г.
  22. ^ «Окончательные результаты выборов» . Центральная избирательная комиссия . Проверено 31 июля 2015 г.
  23. ^ «ЦИК приняла важные решения относительно предстоящих выборов в муниципальные советы» [ЦИК приняла важные решения относительно предстоящих выборов в муниципальные советы] (на литовском языке). Центральная избирательная комиссия. 23 сентября 2014 г. Архивировано из оригинала 12 февраля 2015 г. Проверено 31 июля 2015 г.
  24. ^ Jump up to: а б с д и ж «Закон о выборах в муниципальные советы» . Сейм Литовской Республики . Проверено 31 июля 2015 г.
  25. ^ «1995 m. Lietuvos Respublikos savivaldybių tarybų rinkimai» [выборы в муниципальные советы Литовской Республики в 1995 году] (на литовском языке). Центральная избирательная комиссия. 28 июля 2003 года . Проверено 31 июля 2015 г.
  26. ^ "Galutinis aktvyvumas apygardose" [Окончательная явка в избирательных округах] (на литовском языке). Центральная избирательная комиссия. 28 июля 2003 года . Проверено 31 июля 2015 г.
  27. ^ «Общее количество мест, полученных партиями и политическими организациями» (на литовском языке). Центральная избирательная комиссия . Проверено 31 июля 2015 г.
  28. ^ Явка избирателей (на литовском языке). Центральная избирательная комиссия . Проверено 31 июля 2015 г.
  29. ^ «Общее количество мест, полученных партиями и политическими организациями» (на литовском языке). Центральная избирательная комиссия . Проверено 31 июля 2015 г.
  30. ^ Явка избирателей (на литовском языке). Центральная избирательная комиссия . Проверено 31 июля 2015 г.
  31. ^ «Количество партийных мандатов» [Мест по партиям] (на литовском языке). Центральная избирательная комиссия. 25 декабря 2002 года . Проверено 31 июля 2015 г.
  32. ^ Явка избирателей (на литовском языке). Центральная избирательная комиссия. 25 декабря 2002 года . Проверено 31 июля 2015 г.
  33. ^ «Partijų mandatai Lietuvoje» [Партийные места в Литве] (на литовском языке). Центральная избирательная комиссия. 22 марта 2007 года . Проверено 31 июля 2015 г.
  34. ^ « Balsavimo rezultatai rinkimų apygardose» [Результаты голосования в избирательных округах] (на литовском языке). Центральная избирательная комиссия. 22 марта 2007 года . Проверено 31 июля 2015 г.
  35. ^ «Количество голосов и мест, полученных партиями и коалициями в Литве» [Голоса и места, полученные партиями и коалициями в Литве] (на литовском языке). Центральная избирательная комиссия. 27 августа 2012 года . Проверено 31 июля 2015 г.
  36. ^ "Balsavimo rezultatai Lietuvoje" [Итоги голосования в Литве] (на литовском языке). Центральная избирательная комиссия. 29 марта 2011 года . Проверено 31 июля 2015 г.
  37. ^ «Количество голосов и мест, полученных партиями и комитетами в Литве» [Голоса и места, полученные партиями и комитетами в Литве] (на литовском языке). Центральная избирательная комиссия. 29 июля 2015 года. Архивировано из оригинала 4 марта 2015 года . Проверено 31 июля 2015 г.
  38. ^ "Balsavimo rezultatai Lietuvoje" [Итоги голосования в Литве] (на литовском языке). Центральная избирательная комиссия. 4 июня 2015 года. Архивировано из оригинала 11 марта 2015 года . Проверено 31 июля 2015 г.
  39. ^ «Европейский парламент 2014» . Офис по связям Европейского парламента с Конгрессом США . Проверено 31 июля 2015 г.
  40. ^ Jump up to: а б с д и «Закон о выборах в Европарламент» . Сейм Литовской Республики . Проверено 31 июля 2015 г.
  41. ^ Виола, Донателла М., изд. (2016). Справочник Routledge по европейским выборам . Рутледж. п. 532. ИСБН  9780415592031 .
  42. ^ Виола, Донателла М., изд. (2016). Справочник Routledge по европейским выборам . Рутледж. п. 540. ИСБН  9780415592031 .
  43. ^ Виола, Донателла М., изд. (2016). Справочник Routledge по европейским выборам . Рутледж. стр. 541–542. ISBN  9780415592031 .
  44. ^ Jump up to: а б с «Закон о референдуме» . Сейм Литовской Республики . Проверено 31 июля 2015 г.
  45. ^ «Предыдущие референдумы» . Центральная избирательная комиссия . Проверено 31 июля 2015 г.
  46. ^ избирательной комиссии Литовской Республики за 2011 год» «Годовой отчет председателя Центральной (PDF) (на литовском языке). Центральная избирательная комиссия . Проверено 31 июля 2015 г.
  47. ^ «Страны в переходном периоде 2014: Литва» . Дом Свободы . Проверено 31 июля 2015 г.
  48. ^ «Парламентские выборы 14 октября 2012 г. Отчет миссии БДИПЧ/ОБСЕ по оценке выборов» . ОБСЕ . Проверено 31 июля 2015 г.
  49. ^ «Отчет о мониторинге выборов, май 2015 г.» [Отчет о мониторинге выборов, май 2015 г.] (PDF) (на литовском языке). Белые перчатки . Проверено 31 июля 2015 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8b0f6a186a679d478adb3ca261064779__1719225840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8b/79/8b0f6a186a679d478adb3ca261064779.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Elections in Lithuania - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)