Jump to content

Налогообложение в Литве

Налоги в Литве взимаются центральным и местным правительством. Наиболее важные источники доходов включают налог на добавленную стоимость , подоходный налог с населения , акцизный налог и налог на прибыль корпораций , которые применяются на центральном уровне. Кроме того, взносы на социальное обеспечение собираются в фонд социального страхования вне государственного бюджета . Налоги в Литве администрируются Государственной налоговой инспекцией , Таможенным управлением и правлением Фонда государственного социального страхования. В 2019 году общий государственный доход Литвы составил 30,3% ВВП. [1]

История налогообложения в Литве

[ редактировать ]

До 16 века финансы Великого княжества Литовского основывались на бартере. Первые налоги ( дуокле дань »), декла (зерно и сено трубите) и мезлява [ лт ] ) платились сельскохозяйственными продуктами. Первые денежные налоги были введены во время правления Кястутиса , хотя большинство налогов по-прежнему платилось товарами (например, пшеницей, скотом, лошадьми).

В Речи Посполитой в 1591 году был учрежден казначейский суд, а в 1613 году — казначейский трибунал, который рассматривал налоговые дела до 1764 года. Налоги устанавливал Сейм . Налоги, введенные в 17 и 18 веках, включали падуме (налог на владения), хиберну (налог за четвертование), кварту (налог на государственные имения) и пагалве ( налог на подушку , выплачиваемый на человека). [2] После разделов Речи Посполитой налоговая система в Литве была подчинена соответствующим разделительным державам. Налоги, собранные в этот период, в основном касались земли, ренты, торговли и производства.

Налоги снова собирались новым независимым Литовским государством после 1918 года. Закон о налогах был принят 23 января 1919 года, за ним последовал ряд дополнительных налоговых законов. Введенные налоги включали прямые налоги (например, земельный налог, налог на недвижимость, налог на предпринимательскую деятельность, налог на наследство) и косвенные налоги (например, акцизы на напитки, табак, драгоценные металлы, а также пошлины).

Во время советской оккупации финансовая система Литвы, включая налоги, была интегрирована в советскую. Подоходный налог с населения был прогрессивным и составлял от 0,35 до 13 процентов на доходы, превышающие необлагаемую налогом сумму. Взимались также местные налоги: налог на владение домом и землей, а также налог на владение транспортными средствами.

Современная налоговая система в Литве была постепенно восстановлена ​​в начале 1990-х годов с введением подоходного налога с предприятий и подоходного налога с населения в 1990 году, земельного налога в 1992 году и Закона о налоговом администрировании в 1995 году, а также множества других законодательных актов, связанных с налогами.

Современная налоговая система

[ редактировать ]

Современная налоговая система Литвы основана на Конституции Литвы . Статьи 65 и 127 конституции закрепляют два ключевых принципа налоговой системы: налоги могут вводиться только законом, и только Сейм может вводить налоговые законы. Ключевые налоговые законы в Литве включают Закон о налоговом администрировании, Закон о таможне и отдельные законы по конкретным налогам. [3] На налоговую практику также влияют международные договоры, в том числе многочисленные двусторонние налоговые соглашения об избежании двойного налогообложения, участником которых является Литва. Поскольку Литва является частью Европейского Союза , система налогообложения в Литве также сильно зависит от европейских правил и положений, особенно в области НДС и тарифов.

Основными принципами налогового администрирования в Литве, определенными законом, являются:

  • Равенство – все налогоплательщики должны иметь одинаковое отношение перед законом.
  • Справедливость – налоговый администратор должен справедливо рассчитать причитающийся налог.
  • Универсальность применения – все налогоплательщики должны платить налоги в соответствии с законодательством и своевременно.
  • Ясность – налоговые обязательства и процесс урегулирования налоговых обязательств должны быть четко и недвусмысленно определены законом и соответствующими правилами.
  • Сущность важнее формы – сделки и отношения должны оцениваться по их фактическому содержанию, а не по формальному выражению.
Налоговые поступления в государственный бюджет Литвы по видам налогов, 2020 г.

Большинство налогов в Литве администрируются Государственной налоговой инспекцией , за исключением налогов на социальное обеспечение и медицинское страхование, которые администрируются Управлением Фонда государственного социального страхования, и тарифов, которые администрируются Таможенным управлением . Таможня также управляет частью налога на добавленную стоимость и акцизных сборов, если они относятся к импортируемым и экспортируемым товарам. Некоторые функции налогового администрирования также выполняют Министерство охраны окружающей среды и Министерство сельского хозяйства .

К наиболее важным налогам, собираемым в Литве, относятся подоходный налог с населения, налог на прибыль (прибыль) предприятий, налог на добавленную стоимость и акцизный налог, на которые в совокупности приходится 96,7% налоговых поступлений или 78,4% общих доходов национального бюджета (включая муниципальные бюджеты). в 2020 году. [4] Все эти налоги собираются в государственный бюджет, хотя часть подоходного налога с населения, взимаемого с физических лиц, отчисляется муниципалитету , где проживает это лицо. Правила такого распределения утверждаются ежегодно. Налоги на имущество полностью поступают в муниципальные бюджеты.

В 2019 году общий государственный доход Литвы составил 30,3% ВВП. [1] Такое соотношение немного ниже среднего показателя по ОЭСР (33,8%), но выше, чем в ряде других развитых стран, таких как США, Австралия и Швейцария. [5]

Общие поступления от налогов и социальных отчислений в % от ВВП

Налоги взимаются

[ редактировать ]

НДФЛ ( литовский : GPM [6] взимается с резидентов и некоторых нерезидентов. Резиденты облагаются налогом на свои доходы по всему миру, включая доходы от трудоустройства, самозанятости, инвестиционные доходы и прирост капитала. Нерезиденты могут облагаться налогом на определенные виды доходов, которые, как считается, происходят из Литвы, включая доходы от трудоустройства, проценты, доходы от распределенной прибыли и доходы от недвижимости или другого имущества. В некоторых случаях возможно освобождение от двойного налогообложения. [7]

Существует порог подоходного налога (литовский: Neapmokestinamasis pajamų dydis или NPD ). Базовая ставка налога на доходы от трудоустройства составляет 20%, а более высокая ставка — 32%. [6] Доходы от дивидендов облагаются налогом по ставке 15%. Ставка налога варьируется для других видов доходов. Пороговые значения корректируются ежегодно на основе средней заработной платы по стране , а общие ставки могут также зависеть от личных обстоятельств (количества детей, льгот по инвалидности и т. д.).

Взносы на социальное обеспечение

[ редактировать ]

Взносы в фонд социального страхования производятся с доходов от трудоустройства. Они выплачиваются Правлению Фонда государственного социального страхования (литовский: Valstybinio Socialinio Draudimo Fondo valdyba или Sodra ) и в просторечии известны как налоги Содры (литовский: Sodros mokesciai ). Они состоят из двух основных налогов: государственного социального страхования (литовский: Valstybinis Socialinis Draudimas или VSD ) и обязательного медицинского страхования (литовского: Privalomasis sveikatos Draudimas или PSD ). Как правило, все постоянно проживающие и постоянно проживающие граждане обязаны платить взносы обязательного медицинского страхования ( ПСД ). [8]

С 2021 года взносы работников удерживаются из заработной платы по ставке 19,5%-22,5% в зависимости от выбранных взносов в разные уровни пенсионных фондов . Сюда входит ставка налога на обязательное медицинское страхование ( ПСД ) в размере 6,98%. Взносы работодателя обычно составляют 1,77%, но могут варьироваться (0,14%-2,49%) в зависимости от типа занятости, отрасли, вида деятельности и т. д. [9] Физические лица, не являющиеся наемными работниками, в том числе самозанятые, спортсмены, деятели искусства и фермеры, могут облагаться взносами социального обеспечения по другим ставкам. Взносы на социальное обеспечение имеют «потолок» (литовский: Sodros įmokų lubos ), то есть порог, после которого взносы не вычитаются. [10]

В целом подоходный налог и отчисления на социальное обеспечение могут составлять около 40% от брутто-зарплаты. [11]

Корпоративный подоходный налог

[ редактировать ]

Налог на прибыль предприятий (литовский: Pelno mokestis , буквально налог на прибыль ) [12] взимается с литовских компаний, компаний, действующих в Литве через постоянное представительство , и компаний-нерезидентов. Литовские компании облагаются налогом на свои доходы по всему миру, что позволяет вычесть доходы, полученные через постоянные представительства в других странах в соответствии с международными договорами. Компании, действующие в Литве через постоянное представительство, облагаются налогом на прибыль, причитающуюся такому постоянному представительству. Компании-нерезиденты облагаются налогом на определенные доходы, которые считаются полученными в Литве, например, дивиденды, проценты и роялти, хотя существуют исключения. [13]

Большинство компаний облагаются налогом по ставке 15%. [12] Ставка 5% применяется для малых компаний и сельскохозяйственных предприятий, как это определено законом. Стартапы получают ставку 0% в течение первого финансового года (если доход не превышает 300 000 евро). Ставка 10% применяется к доходам в виде процентов и роялти, выплачиваемым компаниям-нерезидентам. Некоммерческие организации, социальные предприятия, предприятия, занимающиеся судоходством или другой деятельностью, могут облагаться налогом на иной основе. Освобождение от участия распространяется на дивиденды, выплаченные/полученные от компаний закрытого типа, и прирост капитала от акций компаний закрытого типа, как это определено законом.

Налог на добавленную стоимость

[ редактировать ]
Стандартные ставки НДС в Литве
Ставка НДС По состоянию на
18% 1/05/1994
19% 1/01/2009
21% 1/09/2009

Налог добавленную на or PVMстоимость [14] взимается с товаров и услуг, которые в соответствии с законодательством облагаются НДС. НДС в Литве является частью системы налога на добавленную стоимость Европейского Союза .

Стандартная ставка НДС в Литве составляет 21%. [14] Определенные товары и услуги облагаются сниженными ставками НДС в размере 9 % (например, большинство книг, периодических изданий и услуг по пассажирским перевозкам), 5 % (например, лекарства, медицинское оборудование, оборудование для инвалидов и т. д.) и 0 % (например, международные перевозки). ). [15] Определенные товары и услуги освобождены от НДС (например, финансовые услуги). [14]

Акцизный налог

[ редактировать ]

Акцизы (Lithuanian: Akcizo mokesčiai[16] в Литве применяются к импортируемой или местной продукции и реализуемой продукции:

  • Алкогольные напитки и полуфабрикаты алкогольной продукции
  • Табачные изделия
  • Энергетические продукты, включая автомобильное топливо, топливо для отопления и электроэнергию.

Ставки акцизного налога устанавливаются законом и часто меняются в зависимости от минимальных налоговых ставок, требуемых Европейским Союзом, а также соображений местного бюджета и общественных интересов, поскольку этот налог вносит значительный вклад в национальный бюджет, в то время как многие продукты облагаются налогом ( т.е. алкоголь и табачные изделия) оказывают негативное воздействие на здоровье населения.

По состоянию на 2015 год ставки акцизного налога на табачные изделия должны были соответствовать минимальным ставкам, требуемым Европейским Союзом к 2018 году. [17] Относительно низкие показатели в Литве в основном обусловлены наличием значительного черного рынка сигарет, которые нелегально импортируются из России и Беларуси.

В то же время акцизы на алкогольную продукцию существенно превышают минимальные уровни, требуемые Европейским Союзом, превышая их уже в 2004 году, особенно на спиртные напитки. Увеличение было обусловлено бюджетными соображениями и соображениями общественного здравоохранения (потребление алкоголя в Литве является одним из самых высоких в Европе ), [18] но вызвали критику за вклад в широко распространенный черный рынок. Пиво, с другой стороны, облагается относительно мягким налогом по сравнению с другими европейскими странами. [19]

Черный рынок товаров, облагаемых акцизным налогом, был назван основной причиной того, что акцизные налоги в Литве не отвечают ни бюджетным целям, ни целям общественного здравоохранения. Черный рынок извлекает выгоду из непосредственной близости к России и Белоруссии, широкой толерантности среди населения и высоких цен на легально доступные товары по сравнению с доходом. По оценкам, продажи на черном рынке составляют 33% всех продаж спиртных напитков (хотя только 4–5% для слабоалкогольных напитков, на которые распространяются более низкие ставки акцизного налога), 35% для сигарет и от 15 до 20% для автомобильного топлива. Поэтому дальнейшее повышение акцизов сверх минимального уровня, установленного Европейским Союзом, подверглось критике как контрпродуктивное. [19]

Другие налоги

[ редактировать ]

Закон о налоговом администрировании устанавливает список из 25 налогов (по состоянию на 2015 год), взимаемых в Литве. Помимо налогов, описанных выше, они включают налоги на недвижимость и землю, природные ресурсы, загрязнение окружающей среды, наследование, лотереи и азартные игры, а также сборы за услуги, предоставляемые правительством (например, регистрация промышленной собственности), и некоторые налоги в сахарная промышленность.

  1. ^ Jump up to: а б «Статистика доходов 2020 - Литва» . Центр ОЭСР по налоговой политике и администрированию . Проверено 30 января 2021 г.
  2. ^ «Развитие налогового администрирования в Литве» . Государственная налоговая инспекция . Проверено 16 апреля 2015 г.
  3. ^ Пузинскайте, Эгидия; Клишаускас, Романас (2012). «Система налогового права и принципы налогообложения» . Юриспруденция . 19 (2). Университет Миколаса Ромериса: 675–695 . Проверено 16 апреля 2015 г.
  4. ^ «Консолидированная совокупность государственного бюджета и бюджетов муниципальных образований на 2020 год» (PDF) . Министерство финансов Литовской Республики . Проверено 30 января 2021 г.
  5. ^ «Данные ОЭСР – Налоговые поступления» . Организация экономического сотрудничества и развития . Проверено 30 января 2021 г.
  6. ^ Jump up to: а б «НДФЛ» . Государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов Литовской Республики . Проверено 30 января 2021 г.
  7. ^ «Всемирный справочник по налогообложению физических лиц на 2014–2015 годы. Литва» . ЭЙ. Архивировано из оригинала 27 апреля 2015 года . Проверено 15 апреля 2015 г.
  8. ^ «Взносы на обязательное медицинское страхование» . Национальный фонд медицинского страхования при Министерстве здравоохранения . Проверено 30 января 2021 г.
  9. ^ «Ставки взносов для сотрудников – Ставки в 2021 году» . Управление Фонда государственного социального страхования при Министерстве социальной защиты и труда . Проверено 30 января 2021 г.
  10. ^ «Международное налогообложение, Литва: основные события 2020 года» (PDF) . Делойт . Проверено 30 января 2021 г.
  11. ^ «Налоги» . Миграционный информационный центр «Я выбираю Литву» . Проверено 30 января 2021 г.
  12. ^ Jump up to: а б «Налог на прибыль организаций» . Государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов Литовской Республики . Проверено 30 января 2021 г.
  13. ^ «Всемирный справочник по корпоративному налогу на 2014–2015 годы. Литва» . ЭЙ . Проверено 15 апреля 2015 г.
  14. ^ Jump up to: а б с «Налог на добавленную стоимость» . Государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов Литовской Республики . Проверено 30 января 2021 г.
  15. ^ «Ставки НДС, применяемые в государствах-членах Европейского Союза» (PDF) . Европейская комиссия . Проверено 15 апреля 2015 г.
  16. ^ «Акцизы» . Государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов Литовской Республики . Проверено 30 января 2021 г.
  17. ^ «Акцизы на алкоголь и табачные изделия повысятся» . День Каунаса . 25 ноября 2015 года . Проверено 20 апреля 2015 г.
  18. ^ «Глобальный доклад о положении в области алкоголя и здоровья, 2014 г. ПРИЛОЖЕНИЕ I Употребление алкоголя» (PDF) . Всемирная организация здравоохранения . Проверено 20 апреля 2015 г.
  19. ^ Jump up to: а б «Акциз в Литве» (PDF) . ЗАО «Экономические консультации и исследования» . Проверено 20 апреля 2015 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4549125bb844dd6f91d89484025545b2__1692457680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/45/b2/4549125bb844dd6f91d89484025545b2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Taxation in Lithuania - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)