Обмен информацией
Обмен информацией – это общий термин, обозначающий международное сотрудничество в области налогообложения посредством обмена информацией о налогоплательщиках между налоговыми органами.
Правила международного обмена информацией имеют много общего с внутренними правилами предоставления налоговой информации , например, в США с режимом формы 1099 . Однако правила устанавливаются на международном уровне; В последние годы усилия по обмену информацией возглавил Глобальный форум ОЭСР по прозрачности и обмену информацией для целей налогообложения .
В настоящее время используются 3 типа обмена налоговой информацией:
- Обмен информацией по запросу (EOIR). Налоговые соглашения и соглашения об обмене налоговой информацией обычно предусматривают, что налоговые органы запрашивают информацию в отношении оценки, сбора или судебного преследования по вопросам, связанным с налогами. Глобальный форум ОЭСР проводит экспертные оценки соответствия стандартам EOIR.
- Спонтанный обмен информацией (SEI). Некоторые международные соглашения предусматривают, что налоговые органы могут спонтанно обмениваться информацией, если они обнаруживают что-то, что может повлиять на размер налога, подлежащего уплате в другой стране. Например, Директива ЕС об административном сотрудничестве в налоговых вопросах предусматривает спонтанный обмен информацией.
- Автоматический обмен информацией (AEOI). С 2014 года ОЭСР продвигает автоматический обмен информацией между странами в соответствии с Единым стандартом отчетности (CRS) . США наложили аналогичные обязательства по отчетности в соответствии с положениями Закона о соблюдении налогового законодательства по иностранным счетам (FATCA).
Обмен информацией по запросу (EOIR)
[ редактировать ]EOIR является старейшей формой обмена информацией и теперь содержится в статье 26 Типовой конвенции ОЭСР по налогообложению доходов и капитала. [1] Статья 26 позволяет налоговому органу в одной стране запрашивать конкретную информацию в отношении налогоплательщика или категории налогоплательщиков, чтобы обеспечить оценку и сбор налога или привлечь к ответственности за уклонение от уплаты налогов.
С 2010 года Глобальный форум ОЭСР проводит экспертные оценки соблюдения странами EOIR и оценивает все страны по шкале, которая включает в себя соответствие, в значительной степени соответствие, частичное соответствие и несоответствие. [2]
По состоянию на сентябрь ОЭСР отмечает, что 85% юрисдикций получили общий удовлетворительный рейтинг («Соответствует» или «В значительной степени соответствует»), 13% были оценены как «Частично соответствующие», а 2% — как «Несоответствующие». [3]
Автоматический обмен информацией (AEOI)
[ редактировать ]Автоматический обмен информацией между странами является сравнительно новым явлением, начиная с Директивы ЕС о сбережениях .
В 2010 году Соединенные Штаты внедрили положения Закона о соблюдении налогового законодательства по иностранным счетам в рамках Закона о стимулах для восстановления занятости , который требовал от банков и других финансовых учреждений сообщать о счетах, принадлежащих гражданам США в любой точке мира.
В результате конфиденциальности данных и экстерриториальных опасений в отношении положений FATCA США заключили более 100 межправительственных соглашений с другими странами с целью сбора информации. [4]
Эта модель послужила основой для создания ОЭСР Общего стандарта отчетности , который был согласован в 2014 году и с тех пор был принят или принят 120 странами мира. [5]
Глобальные схемы AEOI включают:
- Центральная электронная система платежей (CESOP) - режим ЕС для обмена информацией о трансграничных платежах, полученных торговцами.
- Общий стандарт отчетности - обмен информацией, хранящейся на оффшорных банковских счетах и других активах.
- Отчетность по странам – обмен информацией о глобальной деятельности компаний, не находящейся в открытом доступе.
- Система отчетности о криптоактивах — обмен информацией о криптовалютах и других с цифровыми активами . транзакциях
- Информация о цифровых платформах - обмен информацией о пользователях (продавцах) на цифровых платформах.
- FATCA – обмен информацией об офшорных банковских счетах граждан и компаний США.
ОАЭИ в Европейском Союзе
[ редактировать ]В ЕС AEOI регулируется Директивой об административном сотрудничестве в области налогообложения (2011/16) (обычно называемой «DAC»). С 2011 года в DAC вносились поправки 7 раз для увеличения объема AEOI, а также вносилась поправка в Положение об административном сотрудничестве в вопросах НДС, чтобы добавить дополнительные AEOI для платежей ЕС .
Из 9 мер, введенных ЕС, 6 соответствуют мерам ОЭСР. В других областях ЕС действовал в одностороннем порядке. В результате Брексита Великобритания стала участником всех мер, включая DAC5, с ограниченной реализацией DAC6. [6]
Эффекты от введения AEOI
[ редактировать ]Увеличение объема передаваемых данных
[ редактировать ]Введение ОЭСР режимов обмена информацией во всем мире приводит к значительному увеличению объема информации, предоставляемой налоговыми органами для использования в деятельности по соблюдению и обеспечению соблюдения требований.
Автоматический обмен информацией приводит к тому, что налоговым органам передается значительно больше данных, чем при обмене информацией по запросу. С 2009 года произошло более 370 000 обменов информацией по запросу членов ОЭСР. [7] За один 2022 год произошел автоматический обмен информацией по 123 миллионам финансовых счетов с активами на сумму 12 триллионов евро в соответствии с Единым стандартом отчетности. [8]
Аналогичные закономерности можно наблюдать и в отношении США; В 2019 году Налоговая служба получила отчеты о почти 8,3 миллионах офшорных счетов, принадлежащих гражданам США. Более 50% имели недействительные или отсутствующие номера социального страхования . [9]
Ожидается, что будущие режимы будут собирать еще большие объемы данных. , в 2020 году По оценкам Европейской комиссии в рамках CESOP будет зарегистрировано 8 миллиардов транзакций в год. [10] По их оценкам, 35 миллионов пользователей цифровых платформ (инфраструктуры) будут подлежать отчетности в соответствии с новыми требованиями к информационной отчетности, с особым акцентом на онлайн-рынках, предлагающих проживание в семье . [11]
Повышенное соответствие
[ редактировать ]Учитывая, что общей целью обмена информацией является улучшение соблюдения требований, было проведено множество исследований эффекта введения обмена информацией.
Одно исследование показало, что введение Единого стандарта отчетности привело к падению на 27,9% активов, находящихся в налоговых убежищах, не входящих в ЕС , хотя в нем также отмечалось, что неспособность Соединенных Штатов принять CRS привела к тому, что он стал « потенциально привлекательным ». место для трансграничного уклонения от уплаты налогов ». [12] [13]
Отдельное исследование показало аналогичные результаты от введения режима FATCA в США:
«... снижение портфельных иностранных портфельных инвестиций в США с 7,8 до 15,3 миллиардов долларов США из стран-убежищ после внедрения FATCA, что соответствует уменьшению «обратных» инвестиций, связанных с уклонением от уплаты налогов американскими инвесторами в офшорах. При тестировании общего количества по всему миру инвестиций из финансовых счетов в налоговых убежищах после FATCA, мы обнаруживаем снижение с 56,6 миллиардов долларов до 78,0 миллиардов долларов». [14]
Исследование 2023 года показало, что швейцарская программа добровольного раскрытия информации в сочетании с введением Единого стандарта отчетности приводит к раскрытию активов, эквивалентных 10% ВВП . [15]
См. также
[ редактировать ]- Глобальный форум по прозрачности и обмену информацией для целей налогообложения для глобального внедрения EOIR и AEOI
- Директива об административном сотрудничестве в области налогообложения (2011/16) для принятия обмена информацией в ЕС.
- Налоговое соглашение или соглашения об избежании двойного налогообложения
- Уклонение от уплаты налогов
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Типовая налоговая конвенция о доходах и капитале» .
- ^ «Обмен информацией по запросу: надежный и прозрачный процесс рассмотрения» .
- ^ «Рейтинги соответствия по результатам экспертных оценок стандарту обмена информацией по запросу» .
- ^ «СОГЛАШЕНИЯ И ДОГОВОРЕННОСТИ FATCA ПО ЮРИСДИКЦИЯМ» .
- ^ «Статус реализации стандарта AEOI в зависимости от юрисдикции» .
- ^ «HMRC — Правила обязательного раскрытия информации» .
- ^ «Налоговая прозрачность ОЭСР» .
- ^ «Глобальный форум по прозрачности и обмену информацией для целей налогообложения» .
- ^ «Необходимы дополнительные действия для решения проблемы непредставления и неотчетности в соответствии с Законом о налоговом соблюдении иностранных счетов» (PDF) .
- ^ «РАБОЧИЙ ДОКУМЕНТ ПО ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ПЕРСОНАЛА КОМИССИИ, сопровождающий документ «Предложение по Директиве Совета, вносящей поправки в Директиву 2006/112/EC» . Комиссия ЕС . Приложение 6.
- ^ «РАБОЧИЙ ДОКУМЕНТ ПЕРСОНАЛА КОМИССИИ ПО ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ Налоговое мошенничество и уклонение от уплаты налогов – улучшение сотрудничества между национальными налоговыми органами по обмену информацией. Сопровождает документ Предложение по Директиве Совета, вносящей поправки в Директиву 2011/16/ЕС об административном сотрудничестве в области налогообложения» . Европейская комиссия .
- ^ «Трансграничное уклонение от уплаты налогов после введения Единого стандарта отчетности: игра окончена?» . Центр европейских экономических исследований . 18 (036). Март 2020.
- ^ «Налоговые убежища США: новая Швейцария» . Файнэншл Таймс . 8 мая 2016 г.
- ^ «Прозрачность и уклонение от уплаты налогов: данные Закона о налогообложении иностранных счетов (FATCA)» . Высшая школа бизнес-исследований Стэнфордского университета . 17 (62). 19 сентября 2017 г.
- ^ Базельгия, Энеа (13 июня 2023 г.). «Последствия автоматического обмена информацией для соблюдения требований: данные Швейцарской налоговой амнистии» (PDF) . Европейская налоговая обсерватория .